Оглавление
- Незатягивающиеся узлы
- Основные морские узлы
- Самые популярные приемы вязания
- 8 основных способов вязки морских узлов
- Модернизация штык-ножа
- Техники завязывания галстука
- Простой штык
- Встречный узел
- Узел «Бочечный»
- Выбленочный узел.
- Общие сведения
- Коечный штык
- СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ
- Гордиев узел и морской: различия
- Как вязать двойной булинь
- Самые популярные приемы вязания
Незатягивающиеся узлы
Все нижеприведенные узлы взяты из книги Льва Скрягина «Морские узлы»
наверх |
наверх |
наверх |
наверх |
Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от простого штыка со шлагом — дополнительный третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Применение этого узла для крепления троса к гаку — весьма надежный способ. наверх |
наверх |
Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге. наверх |
наверх |
наверх |
наверх |
Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехт — дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике сеть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов. Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта. наверх |
Основные морские узлы
Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.
Как завязать беседочный узел:1) создать с верха вниз петлю;2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;4) туго затянуть.Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.
Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса. Как завязать узел восьмёрка:1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;3) крепко затянуть.
Прямой узел — один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение — связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать. Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.
Простой полуштык и его более сложные вариации
Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.
Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.
Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.
Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.
Самые популярные приемы вязания
Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.
Прямой
Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.
Прямой узел схема вязания
Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:
- Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
- Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
- Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
- Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
- Затянуть.
Булинь
Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.
Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.
Булинь узел — схема вязания
Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:
- Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
- Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
- Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
- Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
- Продеть его в петлю уже сверху вниз.
- Затянуть за коренной конец.
Восьмерка
Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.
Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:
- Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
- Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
- Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.
Восьмерка узел — схема вязания Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.
Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.
Простой полуштык
Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.
Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.
Простой полуштык
Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:
- Перекинуть веревку через опору.
- Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
- Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.
Якорный
Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.
Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.
Якорный узел
Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:
- Взять веревку, перекинуть ее через опору.
- Обернуть дважды.
- Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
- Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.
Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.
8 основных способов вязки морских узлов
Существует несколько простых примеров вязки, которые пригодятся и в быту, и во время активного отдыха.
Как завязать морской узел Булинь
Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.
Схема вязки морского узла для начинающих:
- Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
- Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
- Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
- Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.
Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.
Вязание морского узла восьмерка
Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.
Как вязать морской узел:
- Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
- Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
- Затянуть.
Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.
Схема вязки прямого морского узла
Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.
Классическая методика:
- Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
- Второй конец образует открытую петлю.
- В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
- Затянуть обе веревки.
Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.
Полуштык и штык
Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.
С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.
Как завязывать морской узел рыбацкий штык
Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги.
Схема воровского морского узла
Порядок действий:
- Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
- Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
- Затягивают оба двойных конца.
Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.
Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема
Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.
Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.
Для выполнения тещиного узла следует:
- Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
- Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.
Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.
Виды и способы выполнения узла удавка
Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.
Схема вязки:
- Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
- Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
- Затянуть.
Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.
Модернизация штык-ножа
Прототип первой модели штык-ножа на АКМ — это клинок СВТ-40. Но новое изделие имело несколько отличий в способе фиксации к стволу. Рукоятка имела квадратное сечение и состояла из двух пластмассовых деталей, примыкающих друг к другу.
Клинок для АКМ легко надевается на ствол благодаря имеющимся защёлке с пружиной и кольцу. Параметры этого ножа следующие:
- общая длина — 315 мм;
- клинок — 205 мм;
- ширина — 22 мм.
Изделие к автомату примыкали так, чтобы лезвие было перевёрнутым и смотрело вверх. Но так как у рукоятки довольно неудачная конструкция, то пользоваться штыком по его прямому назначению было очень неудобно. По этой причине первые модели применялись солдатами Советской Армии недолго. После они были заменены новыми сериями ножей, более прочными и удобными в использовании.
Сегодня у ценителей антикварных изделий есть возможность приобрести клинок 6х2 примерно за 80 долларов. Использовать его на практике неудобно и незаконно, в качестве охотничьего ножа он также выступать не может. Некоторые приобретают его для пополнения своих коллекций старинного оружия или организации военных выставок.
Техники завязывания галстука
Виды галстучных узлов сравнимы со знанием албанского — в повседневной жизни не используется, но если уж представился случай блеснуть, то конкурентов не найдётся. Всякий мужчина ценит женщину, которая способна лёгким движением руки сотворить на его шее безукоризненный галстучный узел… ценит и втайне слегка побаивается.
Техник завязывания галстука много, но в статье приведены самые основные и простые для изучения начинающим: простой узел, классический, «Виндзор» и «Пратт».
Простой узел: пошаговая инструкция
Этот узел — основа основ, простейший метод, который передают отцы из поколений в поколения. Самый лёгкий способ ещё называют «четверным» или «four-in-hand» оттого, что он совершается в четыре движения.
Порядок действий:
- Расположите галстук на шее так, чтобы широкий конец был слева, а узкий справа.
- Набросьте широкий конец на узкий и оберните снизу.
- Сразу же сделайте оборот сверху.
- Заведите конец галстука внутрь и вверх, расправьте и просуньте вниз.
- Отрегулируйте по высоте и затяните.
Легкий классический узел: пошаговая инструкция
Самым лёгким из классических узлов называют «полувиндзор». Это первый шаг на пути к действительно сложным галстучным узлам. Повязанный таким способом галстук прекрасно носится в повседневности, но вызывает в обществе уважение: лёгкая классика с изюминкой.
Завязывается он так:
- Расположите галстук на шее так, чтобы широкий конец свисал ниже узкого.
- Набросьте широкий конец на узкий.
- Проведите широкий конец под узкий.
- Вставьте внахлёст в шейную петлю широкую часть.
- Протяните вниз и вправо.
- Внахлёст оберните получившуюся петлю.
- Снизу слева протяните широкий конец внутрь в шейную петлю.
- Вставьте широкий конец в образовавшийся кармашек.
- Затяните галстук за нижний конец.
Узел «Виндзор»
Классический «Виндзор» — простой из сложнейших, выглядящий достойно и солидно за счёт объёмной галстучной петли, которая делается за счёт нескольких дополнительных оборотов. Такой узел прекрасно получается на галстуках из тонкой ткани, на плотной он будет смотреться слишком вычурно. Кроме того, лучше завязывать виндзорским узлом галстуки средней ширины: на слишком узком и слишком широком он будет выглядеть аляповато.
Инструкция по завязыванию галстука «Виндзорским» узлом:
- Оберните галстук вокруг шеи.
- Широкий конец накиньте на узкий.
- Проденьте широкий конец в петлю.
- Вытяните его вниз и вправо.
- Проденьте широкий конец под узкий.
- Повторите петлю.
- Протяните широкий конец вниз и влево.
- Оберните им узкий конец.
- Снова проденьте широкий конец галстука в шейную петлю.
- Заправьте галстук в кармашек.
- Затяните.
Узел «Пратт»
Этот узел придумал сотрудник торговой палаты США Джерри Пратт, от того узел ещё называют «Американским». Иногда он встречается под названием «Шелби». Такой узел очень популярен в Америке ввиду своей универсальности и элегантности, что сделало его популярным как в офисной жизни, так и на светских мероприятиях.
Узел «Пратт» завязывается следующим способом:
- Галстук накидывается на шею швами наружу, широким концом справа, узким — слева. Левый конец вытягивается на уровень пупка, основные движения совершаются широким.
- Проденьте широкий конец под узкий, сформировав крест.
- Проденьте широкий конец из этого положения под петлю галстука на воротнике.
- Оберните под воротник и вытащите влево.
- Переложите широкий конец слева направо, образовав переднюю сторону узла.
- Снова проденьте широкий конец в воротниковую петлю.
- Проденьте широкий конец в кармашек.
- Затяните галстук.
Таким образом, в завязывании галстуков нет ничего сложного. Основные движения просты и варьируются между собой количеством оборотов. С помощью этих простых инструкций можно легко научиться завязывать галстук самыми классическими узлами.
У старшего поколения при словах «школьный галстук» сразу же возникают ассоциации с ярко-красным обязательным атрибутом пионерии. Но времена изменились, и эта часть туалета стала совершенно другой. Особенную популярность приобретают галстуки для девочки или мальчика в последнее время, с введением обязательной школьной формы. Как «освежить» строгий вид и внести в однотипный образ свою «изюминку»? В решении этой проблемы поможет данная статья.
Простой штык
Надёжный вариант, который нетрудно запомнить, а также легко вязать, благодаря чему является одним из наиболее популярных в рыбацком деле. Часто он используется альпинистами при сооружении навесных переправ, поскольку просто завязывается и развязывается, когда канат находится под нагрузкой. Также используется для прикрепления троса к опоре, фиксации страховки, при буксировке автомобилей, погрузочных работах на кораблях.
Простой штык образуется при завязывании двух полуштыков
Важно верно выполнить второй, иначе связка затянется
Рисунок 3. Схема узла «простой штык»
На рисунке 3 а) показано правильное расположение петель, образующих при сведении выбленочный узел.
Рисунок 3 б) – при сведении петель получился коровий узел, который затягивает петлю, является неправильным исполнением простого штыка.
Встречный узел
Описание. Применяется в альпинизме и мореходном деле, им соединяют канаты, тросы. Среди прочих соединительных узлов выделяется тем, что это один из немногих вариантов для связывания плоских лент.
Как вязать. На конце одной верёвки делаем простой узел, не затягиваем. В петле узла должно быть достаточно места для второй верёвки. Вторую верёвку проводим с противоположной стороны, зеркально первому узлу.
Где применить. Подойдёт для соединения двух шнуров или плоских лент. При натяжении трение верёвки в месте соединения увеличивается, поэтому они не развяжутся сами.
https://youtube.com/watch?v=zhQakkl2wro
Узел «Бочечный»
Описание. Применяется для закрепления и поднятия вёдер, бочек и других цилиндрических предметов. Как многие узлы, с древних времён применялся на кораблях, чаще всего на торговых, которые везли вино или порох в бочках.
Как вязать. Ставим предмет на верёвку и вертикально обвязываем его простым полуузлом, который обычно используется перед «бантиком». Получившуюся петлю растягиваем на стенки предмета так, чтобы он не вывалился, и затягиваем. Подобных узлов может быть несколько на одном предмете.
Где применить. Пригодится для переноса как тяжёлых, так и лёгких банок или других округлых предметов. Можно связать несколько банок вместе, одну над другой. Подойдёт вместо ручки для вёдер и бочек.
Выбленочный узел.
Выполнение.
Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рисунок а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рисунок б).
Затянутый узел показан на рисунке в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рисунок г, д), надевают их на предмет (рисунок е) и затягивают узел (рисунок ж).
Применение.
Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов.
Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.).
Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.
Общие сведения
Перед тем как рассматривать схемы вязки морских узлов, стоит тщательно изучить классификацию таких соединений, а также их плюсы и минусы
Новичкам следует обращать внимание и на рекомендации профессионалов, благодаря которым можно будет исключить ошибки и понять общие принципы
Сейчас коллекция морских узлов включает в себя более 500 наименований. Некоторые из них применяются исключительно на флоте, а остальные можно использовать и в повседневной жизни. Соединения подразделяются на 3 основных вида:
- Knot. В эту группу относят все типы узлов, переплетающие или же связывающие неподвижный конец каната со свободным. Из-за этого получается утолщение на какой-нибудь части троса.
- Hitch. Этот тип объединяет все соединения, которые предназначены для привязывания конца к любым объектам, например, к скобе или мачте.
- Bend. К этой категории относятся только узлы, задача которых заключается в связывании нескольких ходовых концов.
Кроме общей классификации, есть ещё и дополнительные. Самой корректной можно считать распределение по принципу использования. Существуют связывающие канаты с разным или одинаковым диаметром, страхующие, вспомогательные.
Морские соединения встречаются не только в мореходстве, но и во многих других сферах деятельности. Например, их применяют в туристических походах, промышленности, быту, такелажных работах. Иногда используют для страховки людей от несчастных случаев в тяжёлых и опасных условиях. Поэтому нужно вязать морские узлы по схеме, чтобы не допустить ошибку.
Также такие соединения используются в следующих целях:
- Соединение тросов.
- Закрепление плавсредств у причалов.
- Крепление каната к опоре.
- Поднятие грузов и различных предметов.
- Привязывание палатки.
- Соединение лески с крючком.
- Связывание мелких предметов.
- Изготовление одежды.
Коечный штык
Данный вариант предпочитали завязывать для подвешивания коек на кораблях, благодаря чему он и получил свое название.
Отличие в вязке этого узла от простого варианта сводится к тому, что вместо начального простого узла вокруг опоры вяжется восьмерка.
Возможно, у этого варианта и есть какие-то преимущества перед простым штыком, раз он пользовался большой популярностью среди моряков на протяжении долгого времени, но лично я, применяя этот крепеж на практике, таковых не обнаружил. Нашел разве что недостатки, связанные в первую очередь с более сложным и продолжительным вязанием коечного штыка.
СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ
Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).
В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).
Гордиев узел и морской: различия
Гордиев узел развязать невозможно. Легенда рассказывает, что однажды фригийский царь Гордий соорудил очень сложный замысловатое крепление, соединяющий ярмо скота и телегу. Предсказатель упомянул, что умелец, который сможет его распутать, будет править миром.
В 334 году н.э. Александр Македонский принял вызов развязать конструкцию и разрубил ее мечом. Это предсказание во многом сбылось. Полководцу удалось завоевать многие страны и создать самую крупную монархию того времени. С тех пор считается, что «разрубить гордиев узел» — это принять быстрое решение в сложном вопросе. Морской аналог обладает крепостью, но его можно развязать без усилий. Достаточно потянуть за свободный конец.
Сейчас морской якорный узел используется на парусниках, подводных и наводных кораблях. Канаты и тросы используются на всех суднах. Без них экипаж современного флота не выйдет в рейс. Чаще всего веревочные снасти применяют для крепления груза и швартовки. Моряк завяжет сложное крепление в считанные секунды.
Правильно связанная конструкция должна выдержать четырнадцатикратную нагрузку. Причудливые названия соединений иногда режут слух, но в узле таится мудрость моряков всех стран мира, принадлежащих к предыдущим поколениям. Веревочное крепление сочетает надежность, простоту и здравый смысл. Старые моряки о дружбе говорят, как о связанной морским узлом.
Как вязать двойной булинь
Двойной булинь можно связать разными способами. Приведу несколько из них.
Первый способ:
- Вяжется обычный булинь, как описано в этой статье, только ходовой конец веревки оставляется с запасом, чтобы хватило на вторую петлю.
- Ходовой конец веревки ведется вдоль себя же, но в обратном направлении до образования второй петли.
- Ходовой конец пропускается в узел вдоль самого себя, но в обратном направлении — получается двойной булинь.
Этот способ хорош, когда узел нужно закрепить на закрытой опоре. Ниже показана схема вязания узла таким способом:
Второй способ вязать двойной булинь:
- Середина веревки (это не обязательно должна быть именно середина; имеется ввиду, что узел вяжется в любом месте, но не на краях) складывается вдвое.
- Сдвоенной веревкой вяжется простой узел. Для этого сдвоенным концом веревки по часовой стрелке делается колышка (ходовой конец поверх коренного). Ходовой конец сдвоенной веревки пропускается в колышку снизу вверх.
- Из петли ходового конца сдвоенной веревки вытягивается петля (а точнее — две петли, поскольку веревка сдвоенная) образованного простого узла. Одновременно с этим ходовой конец сдвоенной веревки тянется в противоположном направлении.
- Образовавшаяся петля вытягивается так, что ходовой конец сдвоенной веревки (который сам по себе представляет петлю), скользит вдоль коренного до образования двойного булиня.
В видео ниже показано, как правильно вязать узел этим способом:
Можно также завязать двойной булинь и другими способами, но здесь я привел два самых простых и распространенных, которыми можно воспользоваться практически в любых ситуациях, где необходимо будет связать этот узел.
Двойной булинь прост и надежен. Это один из тех узлов, которые я рекомендовал бы для запоминания и использования. Сам часто вяжу этот узел при работе с веревкой, как для крепления к опоре, так и для привязывания веревки к обвязке. Удивительно, что многие скалолазы по-прежнему вместо него используют восьмерку для привязывания себя к веревке, ведь после сильных рывков, которые нередко случаются во время падений, развязать её значительно сложнее, чем двойной булинь.
Самые популярные приемы вязания
Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.
Прямой
Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.
Прямой узел схема вязания
Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:
- Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
- Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
- Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
- Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
- Затянуть.
Булинь
Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.
Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.
Булинь узел — схема вязания
Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:
- Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
- Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
- Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
- Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
- Продеть его в петлю уже сверху вниз.
- Затянуть за коренной конец.
Восьмерка
Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.
Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:
- Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
- Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
- Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.
Восьмерка узел — схема вязания
Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.
Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.
Простой полуштык
Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.
Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.
Простой полуштык
Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:
- Перекинуть веревку через опору.
- Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
- Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.
Якорный
Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.
Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.
Якорный узел
Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:
- Взять веревку, перекинуть ее через опору.
- Обернуть дважды.
- Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
- Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.
Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.