Оглавление
- Основные виды
- Виды встречного узла
- Специальные:
- Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?
- Австрийский проводник
- Сферы применения
- Как вязать узлы на леске, для чего они нужны
- Морской узел может спасти жизнь
- Уход и выбраковка страховочной системы
- Типы узлов восьмерка
- Австрийский (срединный) проводник
- Как правильно привязать леску к катушке (шпуле) видео
- Страховка
- Узел УИАА
- Классификация морских узлов
- Французский прусик
- Узел Восьмёрка
- Первая группа – узлы обвязки: проводник, двойной проводник (восьмерка), булинь.
- Самые популярные приемы вязания
- Узлы для связывания лент и веревок
- Булинь
Основные виды
Различают множество видов поводков по различным критериям.
Материал изделия
Рассмотрим материалы:
- Флюорокарбоновые. Преимуществом такого материала является практически невидимость в водоеме из-за коэффициента преломления света такого же, как и у воды. Но рыба очень чувствительна даже к тончайшим предметам, так как полагается не только на зрение. А чем больше толщина, тем более грубым и заметным будет поводок. Такой вид подлесок наиболее популярен при ловле на судака (с диаметром 0,22 – 0,3 мм) и окуня (с диаметром 0,12 – 0,2 мм). Некоторые специалисты рекомендуют его и для вылова щук, но диаметр нужно взять побольше (0,3 – 0,4 мм), хотя острые зубы данной рыбы легко справятся с любой толщиной флюорокарбона;
- Стальные. Очень надежные по крепости (не стоит бояться зубов щуки) и очень видны из-за блеска метала. При неоднократной эксплуатации закручиваются в спираль, которая выравнивается только при использовании тяжелой приманки, а легкие воблеры регулярно запутываются в закрученном поводке. Не подходят вообще для рыбалки на судака, голавли, окуня. Но для активной щуки, которая сперва атакует, а потом рассматривает свою жертву, самое оно. Еще один плюс такого материала – сталь прекрасно справляется с водной растительностью: легко разрезает водоросли, а не тянет за собой весь пучок флоры. Толщину, естественно, выбирать стоит поменьше, максимум до 0,4 мм. Наиболее универсальным поводком из стали является «скрутка» – диаметр до 0,2 мм, низкая цена, максимально не видна, гибкая, хотя и не выдержит вес большого хищника;
- Титановые. Довольно грубые и заметные в воде, но очень крепкие, эластичные и долговечные (с течением времени прочность и разрывная нагрузка не снижаются). Упругость материала препятствует запутыванию приманки во время забрасывания. Также при регулярном использовании не закручивается в спираль, не теряет форму, а наоборот возвращается в свою прежнюю. Титан намного легче других материалов;
- Из поводочного материала – это большое количество стальных жилок, которые сплетены в тугую косичку и покрыты защитным слоем. Такие поводки мягкие, гибкие, хорошо «играют», от частых несущественных перегибов деформации нет, но при терке с корягой скрутятся в спираль. При многократном использовании жилки могут ломаться, выпадать из общей косички. Такой поводок уже не годится для использования, так как его грузоподъемность снижается сразу в два раза. Для соединения поводка с крючком, леской или воблером нужно уметь вязать рыболовные узлы: их виды, хитрости вязки, особенности использования в разных ситуациях, с различным материалом. Также необходимо учитывать, что наличие узлов снижает процент прочности лески. И если не подойти к процессу вязки узлов ответственно, то есть риск в самый неожиданный момент потерять улов.
Различают множество видов поводков по различным критериям
Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте…
Виды встречного узла
Туристические узлы достаточно разнообразны, но встречный считается одним из самых простых и надежных. Фактически, существует всего две его разновидности: классический и двойной, хотя в любом случае этот узел предназначен для того, чтобы одним концом веревки соединятся с другим.
Некоторые путают узел проводник и восьмерку. Действительно, на первый взгляд они выглядят похожими, но проводник, в отличие от встречного узла, используется не для соединения двух тросов, а для создания точки крепления на базовой веревке.
Подробная инструкция по вязке обычного встречного узла была приведена выше, поэтому мы остановимся более детально на других его разновидностях.
Классический
Детальную пошаговую схему завязывания классического встречного узла мы приводили в предыдущих разделах. Однако хотелось бы напомнить об описании этого типа соединения (рисунок 3).
Встречный узел получил свое название абсолютно заслуженно, ведь конец одной веревки как бы идет навстречу другом, и одновременно подводится вниз под уже сформированной петлей.
Рисунок 3. Так выглядит классическое веревочное соединение
В классическом исполнении такой тип соединения использовался для связывания двух отдельных веревок. Его основное преимущество в том, что даже после намокания троса узел не распустится, а для того, чтобы развязать его, следует сильно потянуть за один из концов. В комплексе с простотой вязки это делает встречный узел одним из самых надежных соединений.
Двойной
Основной для вязки двойного встречного узла является обычный. Его отличие от классического состоит в том, что он вяжется и выглядит немного по-другому, за что и получит название «кроличьи уши».
Рисунок 4. Схема двойного встречного узла
На практике двойной встречный узел часто используется в рыболовном деле для крепления фидерных снастей, а также в альпинизме и скалолазании для обеспечения запаса прочности и выравнивания нагрузки на две точки страховки.
Как и в классическом исполнении, соединение состоит из двух петель, каждая из которых несет примерно половину нагрузки. Размер петель можно свободно регулировать.
Итак, связать двойной встречный узел несложно. Сначала нужно завязать на веревке обычную восьмерку. Длинной открытой петлей нужно сделать две двойные петли. Это поможет завязать качественную восьмерку. Далее конец открытой петли следует пропустить под, над и вокруг всего соединения. Теперь останется только сильно затянуть трос, чтобы надежно закрепить обе петли.
В результате у вас получится очень прочное соединение, которое можно использовать не только в качестве страховки, но и как сидение.
Специальные:
Заячьи уши
Начинают вязать так же, как и проводник (восьмёрка-проводник).
Второй вариант предпочтительнее, так как в данном случае верёвка не так сильно затягивается.
Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв.
«Не ползёт», под нагрузкой сильно затягивается.
Используется везде, где нужна прочная петля.
Петля Гарда
Используется для страховки, торможения и натягивания веревки.
Применяется при любом состоянии веревки.
Хорошо фиксирует нагруженную веревку.
Плохо держит динамическую верёвку при натяжении переправы.
Силу торможения в узле регулируют подачей свободного конца в узел или его придерживанием.
Выбленочный узел («Стремя»)
Под нагрузкой не затягивается.
При переменных нагрузках «ползёт», при постоянной нагрузке работает надёжно.
Удобен для привязывания верёвки к любому количеству опор (столбов, деревьев и так далее).
Для повышения надёжности соединения свободным концом делают дополнительный оборот вокруг опоры (г).
Легко вяжется и развязывается.
Петли узла используют в качестве опоры для ног при подьёме по закреплённой веревке – 1.
Удобен при спасательных работах для обеспечения торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Может использоваться для предотвращения скольжения (перетирания) верёвки – 2.
Саморазвязывающийся узел
Используется при наведении переправы.
Вяжется из отрезка основной верёвки.
Надёжен, хорошо развязывается даже под большой нагрузкой (1 – направление затягивания, 2 – направление развязывания).
Чтобы избежать случайного развязывания петлю контруют через карабин или рифовым узлом.
Контрольные узлы (скользящий, глухой, карабинный)
Препятствуют самопроизвольному развязыванию других узлов.
Используются всегда, когда есть сомнения в надёжности какого-то узла (особенно на жестких, грязных, мокрых и обледенелых веревках).
Для предотвращения сползания контрольного узла к основному используется глухой (в, г, д) контрольный узел.
Карабинные контрольные узлы (слева направо):
одинарный (1 – карабин, 2 – конец основной верёвки под нагрузкой, 3 – конец верёвки для развязывания узла),
с контрольным узлом (второй узел из петли первого узла),
использование карабина в качестве контрольного узла
Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?
Когда последний раз ловили десятки ЗДОРОВЕННЫХ щук/карпов/лещей? Нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.
Предлагаем ознакомиться: Складной стульчик своими руками: процесс изготовления и дизайн
Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке.
Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.
Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька?
Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?
Fish Megabomb дает тот самый результат, который мы не можем достичь сами, тем более, стоит она дешево, что отличает от других средств и времени тратить на изготовление не нужно – заказал, привезли и вперед!
Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!
Узнайте подробнее про приманку!
Австрийский проводник
__
Преимущества: надежный узел, вяжется как на конце веревки, так и в середине, под нагрузкой не затягивается, меньше ослабляет прочность веревки, чем «проводник» и «восьмерка».Недостатки: требует практики, т.к. тяжело запоминается.Область применения:
- для вязания веревочной лестницы, прочной петли;
- в альпинизме для организации связок.
Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Она рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Имейте ввиду, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, потому что при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользит вдоль троса.
Сферы применения
Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:
- при наращивании верёвок;
- при установке палатки;
- для преодоления водных преград;
- для фиксации предметов;
- для рыбной ловли;
- при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
- для спуска с высоты;
- при сборе дров или хвороста для костра;
- для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.
Как вязать узлы на леске, для чего они нужны
Рыболовные узлы для крючков отличает способ вязки и процент прочности. Их выбирают под вид оснастки, снастей и используют для подвязки груза к шнуру, фиксации разорванных поводков, приманок. Хорошая, крепкая, прочная вязка поможет достать добычу, которая уже попала на крючок.
Вязание узла восьмерка
Общие рекомендации по завязыванию:
- Смочите соединение перед затягиванием. Влага сократит деформацию нити. Материал останется гладким, без повреждений, не будет ломаться при загибе и затягивании.
- Убедитесь, что витки не накладываются, не образуют перехлест. Они должны лежать рядом. Затягивайте в этом положении. Соблюдайте количество оборотов.
- Затягивание требует усилия, но без чрезмерного нажима. Слишком сильно стянутый поводок ослабевает.
- Уберите торчащие концы лески в узловых соединениях. Обрежьте лишнее до 1 мм, обожгите. Но и слишком короткий кончик ненадежен – оснастка может развязываться.
- Заранее отработайте рыболовный узел (морковка, восьмерка, проводник, тройной, паломар, кранцевый и другие). Усвоенная техника сэкономит время на рыбалке, особенно в холодную погоду.
- Перевязывайте соединения перед каждым выездом. Снасти лучше собирать непосредственно на берегу. Это правильно – так снижен риск пересыхания и потери частей.
Методы вязки имеют разное применение. Одни используют для приманок, крючков, другие – для крепления лески к катушке, связывания шнуров или при ловле на поплавок. Спецузлами можно привязывать спиннинговые приманки, применять при нахлесте и в других ситуациях.
Морской узел может спасти жизнь
Однажды в море случилось несчастье
Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть
Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.
Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.
Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.
Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.
Уход и выбраковка страховочной системы
Обвязка – как раз тот элемент, за износом которого нужно тщательно следить в целях своей же безопасности. Если вы заметили потертость и потерю цвета материала, значит, от нее нужно избавляться.
страховочная система для альпинизма
Многие производители такой экипировки советуют делать обновку каждые 7 лет, при условии интенсивного использования, даже если вы правильно ее хранили. При активной эксплуатации, к примеру, профессиональными гидами, рекомендуется ежегодная замена.
А теперь об уходе:
- Для устранения грязи можно промыть водой, ну а если загрязнения остались, то постирайте в теплой воде с мылом. В данном случае запрещено использовать какие-либо отбеливатели. После стирки пусть она просохнет на открытом воздухе, но не на солнце и желательно вдали от отопительных приборов.
- Для транспортировки используйте специальный мешочек, который входит в комплект с системой.
- Чтобы беседка прослужила, как можно дольше, избегайте контакта с колкими предметами (кошками, ледорубами и др.) и с агрессивными химическими средствами (бензином, растворителями, отбеливателями, содержащими хлор).
- Хранить необходимо в сухом, чистом и защищенном от солнца месте. Промокшую систему перед укладкой в мешочек нужно хорошенько просушить на свежем воздухе.
LВ горах достаточно опасностей и к ним нужно быть готовым. Например, чем опасно солнце, читайте здесь: Опасность солнца в походе и первая помощь пострадавшему при солнечном ударе
Типы узлов восьмерка
Среди видов выполнения узла различают как классические, так и альтернативные способы. Мы рассмотрим самые популярные из них.
Классический
Классический вид узла «восьмерка» вяжется по простой схеме:
- Ближе к концу веревки делают петлю диаметром в 10 см;
- Оставшийся конец пропускают сквозь петлю и обвивают ее два раза.
- Связку затягивают.
Рисунок 4. Так выглядит классическая схема вязки «восьмерки» Если полученное соединение напоминает цифру восемь, это означает, что узел выполнен правильно. Но, если в процессе у вас возникли сложности с завязыванием, лучше немного попрактиковаться, и тогда вы научитесь делать «восьмерку» быстро и правильно (рисунок 4).
Двойной
Узел «двойная восьмерка» применяется для получения увеличенного размера соединения на конце лески или веревки, либо для получения двойной петли повышенной прочности.
Австрийский (срединный) проводник
Более надежной альтернативой обычному «проводнику», при вязании веревок в средней части, служит узел Австрийский проводник, создающий фиксированную петлю в середине стропа. В разных источниках встречается под названиями:
- «бергшафт»;
- «бабочка»;
- «альпийский мотылек»;
- «пчелка»;
- «ездовая петля».
Это один из самых безопасных и надежных альпинистских креплений. Завязанный в средней части любой веревки, он способен воспринимать нагрузку по всем трем направлениям. При этом не происходит «сбивания» узла. Такие конструкции используются для:
- создания страховки в середине связки;
- страховочных систем;
- креплению к крюкам;
- изготовлению веревочных носилок;
- устранению поврежденного отрезка троса.
Схема вязки
Веревка загибается в форме петли. |
Выбирается нужный размер будущей петельки. |
Загнув ее, пропускается под основанием троса. |
Изгиб петельки проводится сквозь центральное отверстие между обмотками. |
Затягивается и фиксируется узел. |
Завязать «срединный проводник» можно другим способом, не прибегая к помощи ладони:
- В нужном месте стропа делается двойная скрутка.
- Отмеряется нужная длина верхней части.
- Верхняя, полученная петля, запускается снизу скрутки.
- Нижняя часть раздвигается, образуя отверстие.
- Петелька, находящаяся внизу, заводится в полученное центральное отверстие.
- Расправляется, затягивается узел.
Что бы конструкция получилась правильной, надежно работала, затягивать узел необходимо одновременно за оба конца, потянув их в разные стороны. Потеря прочности веревки, при использовании такого вида крепежа, составляет не более 40 процентов. Это служит хорошей рекомендацией для его использования.
Как правильно привязать леску к катушке (шпуле) видео
Второй вариант
У каждого рыболова имеется свой, испытанный и надежный способ привязывания лески к шпуле. Посмотрев соответствующее видео, многие новички смогут освоить и выделить для себя самый подходящий. Не исключено, что подключив свою фантазию, у одного из начинающих любителей рыбной ловли, получится по-своему привязать леску к шпуле.
Использование легкого и крепкого узла при привязывании лески к катушке оправдано. Не так уж часто приходится привязывать леску к барабану катушки, или к шпуле-будь то прямая привязка или намотка с бэкингом.
Как привязать леску к катушке с наименьшим «лукавством» и получить качественное соединение читайте в этой статье. . .
Страховка
Многие альпинистские узлы, особенно соединительные, требуют дополнительного крепления, т. к. при рывках и нагрузках веревки могут «ползти» в разные стороны. Поэтому на свободном конце можно часто увидеть дополнительный контрольный узел. Он очень прост и знаком нам с детства, и пользовался им каждый. Чтобы его завязать, ходовой конец веревки обводят вокруг неподвижного (коренного). В результате получается петля. В нее продевают ходовой конец и затягивают. Простой узел готов. При использовании его в качестве «контрольки», его завязываю вокруг основного троса. Практически все простейшие альпинистские узлы требуют дополнительной страховки, т. к. имеют свойство «ползти».
Узел УИАА
Хотелось бы выделить этот узел отдельно. Его также называют итальянским выбленочным узлом, пожарным и узлом Мунтера.
Во французском варианте, Uni-pn Internationale des Associations Alpinisme, сокращенно UIAA (УИАА)
Узел УИАА (нагрузка на правой ветви)
Стандартный тормозной узел УИАА, используется при страховке, спускании по вертикальным перилам (веревке), эвакуации пострадавших.
Большинством мировых альпинистских школ, рекомендуется к использованию, при невозможности применения специальных страховочно-спусковых приспособлений. Страхование таким способом, иногда считается более предпочтительной, чем использование «восьмерки».
Узел УИАА
Он получается в процессе небольшого изменения (одним из вариантов) узлов «стремя». Отличие заключается в создании большого трения, а не фиксации троса при его протягивании. Это происходит путем изменения геометрии узла, при вязании на карабин (лучше использовать специальные HMS модели, определенной формы).
При спуске на данном узле нужно уделить внимание тому, что свободный конец веревки находился с противоположной муфте стороне. Например на видео вы можете увидеть как с помощью двойного УИАА (Super Munter) можно держать груз весом 272 кг, ощущая всего 3 кг (Test 4, на видео с 2:30)
Например на видео вы можете увидеть как с помощью двойного УИАА (Super Munter) можно держать груз весом 272 кг, ощущая всего 3 кг (Test 4, на видео с 2:30).
Классификация морских узлов
Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.
Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:
- «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
- «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
- «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.
Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.
Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.
Французский прусик
Он же узел Маршара. Рекомендуется к применению, если заранее достоверно известно то, что нагрузка будет осуществляться лишь в одном определенном направлении. Вяжется узел следующим образом:
- Сначала берется шнур, на котором организована петля.
- Затем она оборачивается вокруг основной веревки.
- Делается обмотка шнура трижды вокруг основной веревки. Необходимо строго следить за тем, чтобы каждый последующий оборот ложился рядом и ровно по отношению к предыдущему обороту.
- Та часть шнура, что осталась свободной, продевается через петлю и затягивается в том направлении, где должен располагаться удерживаемый груз.
Данный узел относится к так называемым ползающим, а потому браться за него строго не рекомендуется. Можно изменять количество витков вокруг основной веревки по мере необходимости. Как и в случае с традиционным схватывающим узлом, главная веревка непременно должна иметь диаметр, превышающий толщину репшнура. Правило такое: чем ближе веревки друг к другу по диаметру, тем эффективность и, следовательно, безопасность французского прусика ниже.
Узел Восьмёрка
Описание. Классический узел, который взят за основу многих более сложных морских узлов. Лёгкий, самозатягивающийся, с древности популярен среди моряков. Недостаток «Восьмёрки» в том, что при сильной нагрузке она затягивается и потом её трудно развязать.
Как вязать. Сформировать петлю одним из концов. Затем, двигаясь в обратном направлении, перекинуть конец через основную верёвку, сформировав ещё одну петлю. Остаётся только продеть конец через первую петлю и затянуть.
Где применить. Использовать в качестве стопора: «восьмёрка» не даёт закреплённым на шнуре или леске предметам соскочить или сдвинуться. Этим узлом можно даже закреплять груз на рыбалке.
Первая группа – узлы обвязки: проводник, двойной проводник (восьмерка), булинь.
Рис 1. Узел Проводник
Узел проводник (рис.1) предназначен для вязания петли на любом отрезке веревки. Его можно вязать петлей, а также одним концом для привязывания к страховочным перилам. Следует помнить, что он рассчитан на нагрузки по направлению петля-веревка. И поэтому его нельзя использовать для выключения из-под нагрузки дефектного куска веревки.
Рис 2. Узел Восьмерка
Завязанная восьмеркой (рис2) на сложенном вдвое веревке, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце или середине веревки. Фламандская (французская) петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких веревках. Она почти не ослабляет прочность веревки.
Широко применим в альпинизме булинь рис3. Вяжется он на конце веревки и применяется для грудной обвязки, для закрепления веревки на выступе, дереве, камне.
Рис 4. Прямой узел
Самые популярные приемы вязания
Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.
Прямой
Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.
Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:
- Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
- Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
- Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
- Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
- Затянуть.
Булинь
Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.
Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.
Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:
- Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
- Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
- Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
- Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
- Продеть его в петлю уже сверху вниз.
- Затянуть за коренной конец.
Восьмерка
Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.
Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:
- Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
- Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
- Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.
Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.
Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.
Простой полуштык
Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.
Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.
Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:
- Перекинуть веревку через опору.
- Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
- Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.
Якорный
Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.
Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.
Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:
- Взять веревку, перекинуть ее через опору.
- Обернуть дважды.
- Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
- Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.
Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.
Узлы для связывания лент и веревок
Используются для связывания лент и веревок, как одинакового диаметра, так и разного.
В первом случае чаще всего применяют:
- прямой (морской);
- грейпвайн;
- шкотовый;
- ткацкий.
Во втором:
- встречный;
- брамшкотовый;
- академический.
Прямой узел
Прямой узел очень прост в исполнении: оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны.
Его основной недостаток – самопроизвольное «сползание», т.е. склонность к самостоятельному развязыванию.
В связи с этим для дополнительной прочности его концы укрепляются контрольными страховочными узелками («контрольками»), хотя в быту чаще всего в этом необходимости нет. Эти «контрольки» при чрезвычайных нагрузках на веревку будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.
Пошаговая инструкция как завязать прямой узел
Грейпвайн
Узел грейпвайн считается надежным и красивым. Используют его не только для связывания лент и веревок, но и вязания петель для закладок и петель-оттяжек.
Он чрезвычайно практичен при завязывании петли для самостраховки.
Преимущество этого узла в возможности регулирования длины петли.
Под воздействием нагрузки он способен сильно затягиваться.
Пошаговая инструкция вязания узла грейпвайн
Встречный узел
Он не только хорошо держит и не ползет, но и с легкостью развязывается после снятия нагрузки. При этом под нагрузкой отлично затягивается.
Встречный узел имеет второе название – петельный. В практике альпинизма довольно часто применяются петли из тесьмы разной ширины. Для их завязывания применяют только встречный узел. Вот отсюда и второе название.
Пошаговая инструкция вязания встречного узла
Шкотовый узел
Шкотовый узел ползет только при переменных нагрузках, но в тоже время не затягивается.
Этот узел относится к категории надежных и вяжущихся легко.
Завязывание «контролек» необходимо в обязательном порядке.
Пошаговая инструкция вязания шкотового узла
Ткацкий узел
Ткацкий узел очень прост в исполнении, но способен сильно затягиваться при больших нагрузках и ползти при переменных.
Часто используется при проведении спасательных работ в горах во время оказании помощи пострадавшим.
Пошаговая инструкция вязания ткацкого узла
Брамшкотовый узел
Великолепно связывает веревки разного диаметра. При выполнении нужно следить за параллельным расположением прядей и правильностью рисунка узла.
Рекомендуется завязывать «контрольки».
Академический узел — это родственник прямого узла.
Идеален для связывания веревок разного диаметра.
Толстой веревкой делается петля, а тонкой – обкручивается. Обязательно для надежности завязать контрольные узелки.
Булинь
Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.
Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.
Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.
Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.