Оглавление
- Выезжаем на Чуйский тракт, Алтай
- Тархатинский мегалитический комплекс
- Достопримечательности и интересные места
- Чем интересен Чуйский тракт
- Скала «Богатырь»
- Перевал Чике-Таман
- География
- Чуйский тракт
- Чемальский тракт
- Инфраструктура
- Урочище Кызыл-Чин
- Интересное в пути
- Инфраструктура трассы
- Урочище Калбак-Таш
- Жертвенник у села Ортолык
- Акташский ретранслятор
- Легенды тракта
- Современное состояние
- В стороне от Чуйского тракта
- Самый насыщенный участок Чуйского тракта
- В заключение
Выезжаем на Чуйский тракт, Алтай
Во-первых, интересен и сам Бийск – милый провинциальный городок, частично сохранивший купеческий «Старый центр».
Начинался город, ныне носящий звание наукограда, с возведения по приказу Петра I Бикатунского острога на слиянии двух крупных рек – Бии и Катуни. Эти реки, сливаясь воедино, дают начало великой Оби.
И именно в Бийске, рядом с мостом через Бию, стоит нарядное старинное, немного вросшее в землю здание из красного кирпича – Музей Чуйского тракта. Раньше это был краеведческий музей имени В. В. Бианки. Считается, что именно отсюда Горный Алтай, Чуйский тракт и начинается.
Двигаясь со стороны Барнаула или Новосибирска, проезжаем Бийск практически насквозь, переезжаем Бию по Коммунальному мосту и сворачиваем налево. Всё! Мы – на Чуйском тракте…
Тархатинский мегалитический комплекс
Прямая словно натянутая струна грунтовая дорога убегает от Кош-Агача на юго-запад. Там, в горах, в пелене облаков находится плато Укок — ещё один удивительный уголок Горного Алтая, где сходятся границы России, Монголии, Казахстана и вклинившегося между двумя последними Китая. Там — невероятно хорошо, но это, конечно, — тема отдельной экспедиции.
На окраине Чуйской степи, где дорога готовится вскарабкаться на очередной перевал, расположен Тархатинский мегалитический комплекс. Официальные данные о нём размещены на огромном информационном щите.
Неофициальные — на небольшом листке, прикреплённом к щиту с тыльной стороны.
Если кратко: по одной из версий (ничем, естественно, не подтверждённой) все эти каменные глыбы являют собой изображение Солнечной системы. Хотя, если честно, трактование мегалитов сродни разгадке тайных смыслов в петроглифах: какую версию не придумай — ни подтвердить, ни опровергнуть её все равно невозможно, так что можно с умным видом нести любую чушь.
Факт: Тархатинский мегалитический комплекс с высокой точностью ориентирован по сторонам света. Так что, с большой долей вероятности, он всё же когда-то служил в качестве обсерватории.
Хотя, если честно, со стороны всё это выглядит как случайно разбросанная куча камней, и какая-то особая последовательность в их расположении совершенно не прослеживается. В карельских лесах подобных каменных групп — пруд пруди. Но специалисты говорят, что происхождение этого комплекса имеет антропогенный характер, и у меня нет оснований им не доверять.
Туристы называют эти мегалиты «Алтайским Стоунхенджем».
На ряде глыб высечены петроглифы.
Некоторые из них — действительно древние.
Другие — посвежее.
Одна из глыб разделена на три части двумя параллельными щелями. Сразу вспоминается Воттоваара с её необычными каменными формациями.
Ещё одна интересная глыба — в виде огромного трона.
А вот и разносчик чумы тут как тут.
Обязательно когда-нибудь вернусь в эти края.
Не переключайтесь!
Продолжение: Каракольская долина — территория трезвости и многовековых устоев
Достопримечательности и интересные места
Чуйский тракт – осевая трасса Республики Алтай, или как ее здесь часто называют – «Дорога жизни». Это одна из красивейших дорог России и всего мира со множеством природных достопримечательностей. Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, можно посетить множество интересных мест.
-
Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.
-
Имя Ая в Республике Алтай носят сразу три объекта: река, озеро и село. Все они расположены в 25 км к западу от Горно-Алтайска на противоположном от тракта берегу реки Катунь. Наибольший интерес представляет озеро, посреди которого расположена деревянная «Беседка любви». До беседки можно добраться на лодке или даже вплавь. Вода в озере довольно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтая.
-
Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.
-
Тавдинские пещеры располагаются рядом с ключом Аржаан-Суук, но на другом берегу Катуни. Добраться сюда можно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (напротив родника). Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер общей протяженностью около 30 км. Пещеры расположены на отвесных скалах, однако подавляющее большинство из них доступно и активно посещается. Самая известная пещера – «Большая Тавдинская», также носящая втором имя «Девичьи слезы».
-
Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.
-
Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «гигантская рябь течения», самые необыкновенные виды можно наблюдать на юге котловины у реки Тете. Гигантская рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на почве долины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.
По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.
Чем интересен Чуйский тракт
Не буду подробно расписывать историю строительства этой дороги, скажу только, что строить начали её в начале XX века, строили очень долго и тяжело, вручную тесали, рубили скалы. А до начала строительства дороги здесь проходил древний Мунгальский тракт, упоминания о котором встречаются в документах многовековой давности.
Чуйский тракт (Алтай) тянется с севера на юг, причём, чем южнее, тем живописнее становится дорога. Её равнинный характер постепенно превращается в ярко выраженный горный.
В Алтае в путешествии по Чуйскому Тракту самая главная достопримечательность – прекрасные пейзажи, расстилающиеся вокруг. Это и горные быстрые реки, и иногда вплотную подступающие к дороге скалы, и снежные горные вершины вдалеке, и благоухающие смолой хвойные и смешанные леса. А временами – бескрайние холмистые степи, напоминающие лунные пейзажи.
Лично не считала, но говорят, что Чуйский тракт (Алтай) проходит между 10 горными хребтами, по долинам 7 рек. Ну, а то что он пересекает 3 высокогорные степи (Урсульскую, Курайскую и Чуйскую) – это не трудно сосчитать.
Скала «Богатырь»
Неподалёку от места впадения Большого Ильгуменя в Катунь высится скала «Богатырь». Согласно древнему преданию это — каменный страж, по сей день охраняющий Алтай от врагов.
Если вы вдруг не нашли «богатыря» на предыдущей фотографии, вот вам кадр покрупнее. Видите нос, выпирающий из скалы? Это — он и есть.
Катунь нередко называют одной из живописнейших рек мира. Всё — благодаря изумительно бирюзовому цвету её воды. Правда, есть один нюанс: свою истинную красоту Катунь являет лишь осенью.
Ну а весной, когда идут дожди, а в горах тают снега, цвет Катуни — вовсе не бирюзовый, а самый что ни на есть какашечный. Хотя даже в таком неаппетитном виде река — невероятно лепа.
Это в наши дни Чуйский тракт — прекрасного качества шоссе, а буквально полтора столетия назад на его месте была лишь узкая тропа с множеством бомов — обрывистых узких отрезков, зажатых рекой с одной стороны и горным склоном с другой. На таких участках двум всадникам было не разъехаться, поэтому прежде чем въезжать на бом, возница проходил его пешком и оставлял на противоположном конце свою шапку в знак того, что бом — уже занят, и лишь после этого преодолевал узкое место верхом.
Но несмотря на все произошедшие за последние сто лет расширения и спрямления, Чуйский тракт — всё же горная дорога, опасная и непредсказуемая. Минимум треть машин, передвигающихся по этой трассе, — праворульные. Их водители постоянно вылезают на встречную полосу, чтобы проверить, можно обгонять или нет, и при первом попавшемся случае идут на обгон, даже если находятся в этот момент в крутом повороте, скрывающимся за холмом. Кто-то вообще ездит без номеров, другие — откровенно пьяны. Аварии на Чуйском тракте — обычно дело: здесь регулярно гибнут люди.
Перевал Чике-Таман
По пути к следующему перевалу дорога проходит через крупный поселок Онгудай, где можно отовариться в крупном (по алтайским меркам) магазине и заправиться. Следующая хорошая заправка — через 150 км.
Высота перевала Чике-Таман — 1295 м. Это ниже, чем высота Семинского перевала, но подъем воспринимается более экстремально. Дорога серпантинная, с резким набором высоты. На вершине оборудована автомобильная парковка и смотровая площадка с панорамой Теректинского хребта. Вид шикарен.
Наверное, каждый, кто был на перевале, пробовал чебуреки. Их манящий аромат разносится по всей вершине. Лепят и жарят при вас. Разные начинки, а еще хворост, беляши, калачи. Обязательно пробуем все с травяным чаем. Также здесь череда сувенирных лавок, ассортимент, что и везде.
Пройдите вглубь базарчика и увидите старую дорогу. Посмотрите, поблагодарите горных духов и правительство Республики Алтай за новую дорогу. Памятник строителям Чуйского тракта установлен здесь по праву. По старому пути прогуляйтесь пешком, найдете красивые локации для фото.
Спускаясь с перевала, наблюдается смена природных зон. Смешанные леса остаются позади, впереди каменные горы. Возможно, они не поражают своей красотой, но несут сильную энергетику, которой нет в начале пути. Чтобы скрасить первые эмоции от нового Алтая, рекомендую заехать на кордон Кур-Кечу.
География
Вопрос о том, где находится Чуйский тракт, многих может поставить в тупик. Скорее всего, они ответят – на Алтае. Что будет не совсем верно. Чуйский тракт берет свое начало в Новосибирске, а заканчивается на границе с Монголией. Но это только российская часть трассы М52, так официально называется дорога. Тракт возник и существует как важный путь из России в Азию. Поэтому тракт продолжается через монгольский Ярантай, китайский Урумчи, пакистанский Исламабад и заканчивается в Карачи. Российская часть, т. е. собственно Чуйский тракт имеет протяженность 968 км. Дорога проходит через три ландшафтные зоны: равнину, предгорье и горы. Климат, в котором существует тракт, суровый, здесь наблюдаются большие перепады температур. Если в Бийске может быть +20, то на Семинском перевале может быть -5 и будет идти снег. Если до Семинского перевала в пути можно часто попасть под дождь и снег, то за ним начинается сухая зона и, например, в районе Акташа, осадки уже редкость. С большой протяженностью тракта связано и природное разнообразие, которое можно наблюдать из окна автомобиля.
Чуйский тракт
Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня.
Большой Яломан
Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.
Инские столбы
Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.
На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.
Слияние двух рек
Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.
Памятник Кольке Снегиреву
Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.
Кусочек старого Чуйского тракта
В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.
Гейзерное озеро
Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.
Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.
По тропинке на Марс-2
Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.
Марс-1
Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.
Курайская степь
А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.
Чемальский тракт
Чемальский тракт — дорога длиной около 100 км, густонаселенная базами отдыха. Здесь предложат широкий спектр различных услуг: проживания, питания, развлечений. Можно две недели прожить на Чемальском тракте, и каждый день провести по-особому.
Доброе утро!
Можно оказаться в гуще событий на кемпинге от 200 рублей сутки, можно в домике — от 1800 рублей сутки, можно отдыхать уединенно.
Приятного аппетита!
На Чемальском тракте каждый может найти то, что ему по душе.
Орокотский мост
После села Чемал хорошая дорога заканчивается и, да здравствует Ее Величество, Проселка!
Дороги Чемала
На Катуни много песчаных пляжей, но их манящий песок очень обманчив, у кромки воды пески превращаются в засасывающую жижу, вода леденяще-холодная.
Пляжи Чемала
Так получилось, что при планирования отдыха мы думали, что Чемальский тракт нам не очень понравится, и что здесь мы проведем пару дней. Вышло все наоборот. Чемал мы посмотрели за пару часов, а вот с берегов Катуни уезжать не хотелось.
Чемальская ГЭС
Читали много хороших отзывов о Чемальской ГЭС, но она нас совсем не впечатлила.
Патмос
Мечтали попасть на остров Патмос, но он был закрыт на месяц. Остров Патмос — небольшой остров на Катуни, к нему ведет длинный навесной мостик вместимостью не более 6 человек. На острове построен храм-монастырь. Он очень маленький и уютный по словам очевидцов, но мы там не были.
Дорога к голубым озерам
За деревней Анос начинается направление к Голубым озерам. Именно направление, потому что дорога заканчивается вместе с асфальтом. Несколько километров нужно преодолеть по грязной и скользкой жиже.
Голубые озера
Эти Озера того стоят. В конце лета или в начале осени на реке образуется несколько ярко голубых озер, бесподобно красивых. Их называют «Глазами Катуни». Это те глаза, взгляд которых навсегда остается в памяти.
Инфраструктура
История Чуйского тракта связана с людьми, обживающими и осваивающими его окрестности. Алтайцы издавна старались жить вдоль дороги, которая давала им дополнительные возможности для выживания. Сегодня вдоль тракта тоже кипит жизнь. Правда, с разной интенсивностью. Всю протяженность Чуйского тракта можно разделить на три части. Первая связывает Новосибирск и Бийск. Это современная автомагистраль, поэтому вдоль нее много кафе, отелей, заправок, магазинов, в общем, всего, что нужно для комфортной жизни в дороге. Часть от Бийска до Акташа – туристическая. Здесь тоже достаточно мест для питания и ночевки, есть заправки. На этом перегоне немало туристических баз и достопримечательностей. А вот сразу за Акташом наступает безлюдье. Населенных пунктов тут очень мало, ни связи, ни заправок, ни кафе вдоль трассы нет. Поэтому в дорогу по этому участку нужно хорошо собираться, так как рассчитывать на помощь не всегда можно.
Урочище Кызыл-Чин
Марсовые горы, Алтай
Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.
Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.
Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.
Интересное в пути
Долина Алтая, озеро Ая, Чертов палец
Целый кластер вкусностей. Все располагается рядом, практически на въезде в республику.
Долина Алтая (было «Алтайская долина») — такое официальное название носит особая экономическая зона Алтая, в простонародье — «алтайская яма». Вот так выглядят с высоты инвестиции в 20 миллиардов рублей.
До сих пор не могут достроить, уже жаловались президенту. Проект переименовывают, озеро дважды протекает, водолазы ищут дырку в мембране на дне, а чиновники разводят руками. Это стоит вашего внимания.
Озеро Ая — популярное место отдыха туристов. Огромное количество турбаз в окрестностях. Есть три оборудованных пляжа. Множество развлечений.
За посещение взимается рекреационный сбор и из-за этого часто спорят.
Чёртов палец — незамысловатое название для горы. На вершине имеется выступ с торчащим пальцем. Отсюда открывается крутой вид на долину Катуни. Очень фотогеничное место.
Озеро Манжерок и «ГЛК Манжерок»
Знаменитое озеро Манжерок, о нём пела сама Эдита Пьеха. В этом месте в 1966 году прошел фестиваль дружбы монголо-советской молодёжи.
Популярное место для купания. Вода мутноватая, дно илистое.
У озера располагается горнолыжный комплекс «Манжерок». Летом работает кресельный подъемник — экскурсии на Малую Синюху, на квадроциклах и рафте, зимой — катание на горных и беговых лыжах, сноубордах, сноутюбах. <.p>
Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь»
Еще один компактный кластер. Множество туристов и турбаз, развлечений. Озеро, пляж, горнолыжка.
Здесь же находятся Тавдинские пещеры. Популярны среди туристов. Посетить можно только с экскурсией.
Напротив, памятник художнику и писателю Н.Рериху.
Под ним находится Пиратский грот.
Памятник Д.Леннону.
Оба — по-своему уникальны.
Камышлинский водопад
Небольшой каскадный водопад на реке Камышла. Доходят до сюда по тропинке через мост, можно просто переплыть Катунь на моторке.
В половодье под струей надевают каску.
Огромное количество редких и типичных растений Алтая и Сибири.
Можно купить семена и саженцы, попить фиточай.
Семинский перевал и Сарлык
Высочайший перевал на Чуйском тракте. Здесь находится стела добровольного вхождения алтайского народа в состав России.
На перевале активно ведется торговля. Власти пытаются прикрыть лавочки, но ничего у них не получается. Мы следим за ситуацией.
Сам перевал довольно пологий, на вершине растёт кедрач. Здесь тренируются спортсмены, есть горнолыжка.
Отсюда ходят на Сарлык — вершина Семинского хребта. Даже в знойный июль на её вершине лежит снег.
Природный парк «Уч-Энмек»
Сакральное место. Здесь чтут традиции. Сохранился настоящий быт и культура алтайцев. Огромное количество курганов, стел, петроглифов. Богатая история.
Путинская дача
Ох и отменные тут дороги))
Когда всё только строилось, проехать даже первый КПП составляло проблему для любопытных. Сейчас его убрали.
Дальше дачи скорее всего вас не пустят, только с местной пропиской, и то без остановок. Дальше с.Каярлык.
Урочище также богато на историческую составляющую: курганы, стелы, петроглифы. По слухам, эти места соединят с Чемальским трактом. Посмотрим)
Перевал Чике-Таман
Горный перевал на Чуйском тракте. Разделяет реки. Именно после него начинается «настоящий Алтай».
Рядом проходит старая дорога, удивительно — она еще не заросла травой.
Инфраструктура трассы
На всем протяжении Чуйского тракта положен асфальт отличного качества. От Новосибирска до Бийска автомагистраль – классическая российская автодорога федерального значения с большим количеством заправок, кафе и мест для ночлега. Исторический Чуйский тракт можно разделить на 2 части: промежуток от Бийска до Акташа и отрезок от Акташа до границы. Первый отрезок – туристический центр Алтая с хорошей инфраструктурой, большим количеством сел, туристических баз и достопримечательностей.
Сразу за Акташем местность становится более пустынной, следующие очаги цивилизации встречаются уже в Кош-Агаче в 100 км от Акташа, хотя за 15 км до Кош-Агача на побережье реки Тыдтуярык есть пара гостиниц. От Кош-Агача до Ташанты местность практически пустынна, нет ни заправок, ни гостиниц, почти нет сотовой связи.
Урочище Калбак-Таш
Обнаруженные здесь петроглифы считаются одними из самых примечательных в Горном Алтае. Возраст наскальной живописи в Калбак-Таше определяется тысячами лет, начиная с неолита и заканчивая скифской эпохой. Здесь есть святилища, рунические тексты, жертвенники, древние солнечные часы и даже карта звездного неба. Чтобы вникнуть в детали рисунков и узнать об их предназначении, рекомендуется воспользоваться услугами «дежурного» гида.
Где искать. Археологическая зона с петроглифами урочища Калбак-Таш расположена слева от Чуйского тракта, приблизительно на 723 км. У съезда на второстепенную дорогу стоят указатели.
Жертвенник у села Ортолык
Неподалёку от села Ортолык прямо посреди степи стоит старый алтайский жертвенник.
По дороге к нему расположено обо — традиционное монгольское святилище, представляющее из себя кучу камней. Культ обо возник у ранних кочевников, его корни уходят в шаманизм. Однако в наши дни такие святилища включены в буддийскую обрядность и почитаются всеми буддистами.
Алтайцы относятся к обо по-разному. Не все им поклоняются. Но каждый алтаец независимо от своих верований, проезжая мимо, остановится или хотя бы снимет шапку.
Чуть поодаль от обо установлены три тюркских каменных воина.
Сам жертвенник представляет из себя небольшое возвышение, сложенное из камней. Вокруг него выставлены каменные глыбы. Чуть в стороне стоят два ритуальных шеста для повязывания дьялам и хадаков.
Один из жителей Кош-Агача рассказал мне, что этот жертвенник используется шаманами и в наши дни.
Акташский ретранслятор
Панорама на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь / фото автора
Одна из самых впечатляющих смотровых площадок Алтая. Высота — 3038 м.
Отсюда открывается вид на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь, а при ясной погоде видно Белуху.
Добраться можно самостоятельно на полноприводном автомобиле с высоким клиренсом. От Акташа двигаемся по указателям на Улаган. После выезда из села главная дорога пойдет налево, нам нужно повернуть направо и двигаться вдоль реки Ярлыамры. 5,5 км дороги идет вверх по большим камням, трубам до заброшенного рудника, где остались хозяйственные постройки и заваленные штольни.
Для проезда через рудник нужно заплатить охраннику 100 руб. Далее до ретранслятора 1,5 км крутого подъема по серпантину.
Я рекомендую поберечь автомобиль и приобрести экскурсию. По селу расклеены объявления о заброске, также можно взять экскурсию с базы «Красный лис».
Цена заброски: 1500 рублей с человека в обе стороны. Возят на УАЗах и подготовленных джипах.
На экскурсию лучше заложить целый день и подольше побыть на вершине. Следует взять с собой теплые вещи, термос и солнцезащитный крем.
Расстояние от Акташа до Кош-Агача — 103 км. Включайте видеорегистратор, Курайская и Чуйская степи — это самые живописные участки Чуйского тракта. По пути будут съезды к смотровым площадкам с видом на Северо-Чуйский хребет с его заснеженными вершинами. Дух захватывает, в прямом смысле слова.
Рекомендую перед поездкой установить на свой смартфон приложение Maps.Me, которое работает офлайн. Там отмечены смотровые площадки и другие туристические объекты.
Легенды тракта
Такую старую и важную дорогу, конечно, окружают мифы и истории. Чаще всего это страшные истории, потому что слава у тракта всегда была недобрая. Еще в легендах алтайцев была легенда о монахе-отшельнике Пазарыке, который погиб от рук воинов-джунгаров и навсегда проклял любых военных, которые когда-либо пойдут по этой дороге. Поэтому алтайцы считают, что по тракту опасно передвигаться военным. Еще есть легенда о «Кровавой версте». Эта история о любви алтайки и заключенного, работающего на трассе. Парень был расстрелян за восстание против нечеловеческих условий содержания, а девушка бросилась от горя в пропасть. Разные мифы и легенды связаны почти с каждым трудным поворотом или особо красивыми местами.
Современное состояние
Нынешняя история Чуйского тракта – это лучшие времена. Сегодня дорога от Бийска до Ташанты имеет практически идеальное покрытие. Участок от Новосибирска до Бийска не так хорош, но все-таки его поддерживают в рабочем состоянии. В последние годы поток туристов в регион только увеличивается. Возрастает и значимость Чуйского тракта. Поэтому за ее состоянием хорошо следят, в реставрацию покрытия ежегодно вкладываются большие средства. Живая дорога привлекает людей и бизнес, поэтому вокруг растет и совершенствуется инфраструктура для путешественников. Однако в этом аспекте тракту есть куда стремиться.
В стороне от Чуйского тракта
Если отъехать немного в сторону от Чуйского тракта, можно встретить не менее интересные места, большая часть которых также досягаемы на обычной легковушке.
Очень популярен среди туристов маршрут от Акташа через Улаган по направлению к перевалу Кату-Ярык.
Перевал Кату-Ярык – ворота в заповедный край долины Чулышмана (Фото Flickr.com Serge Bystro )
По пути вы увидите знаменитые Красные ворота и живописные Улаганские озера. В завершении вас будет ждать сам перевал Кату-Ярык и захватывающих вид на долину реки Чулышман с высоты почти тысячи метров. Дорогу до самого перевала осилит любой автомобиль, а вот спуститься в долину Чулышмана по серпантину стоит лишь на полноприводной машине.
Также на легковом авто возможно добраться к Тархатинскому мегалитическому комплексу – что-то вроде алтайского Стоунхенджа, к которому ведет неприятная неровная и пыльная дорога, но доступная для любой машины.
Самый насыщенный участок Чуйского тракта
Получить инструкции для самостоятельных путешествий по Алтаю можно на e-mail
Несколько писем-статей о том, как самостоятельно и хорошо посетить популярные маршруты Алтая.
Дорога по-прежнему отличного качества. В конце пути вы будете на высоте более полутора километров над уровнем моря. В Чуйской степи вообще можно ехать куда глаза глядят.
Турбазы и гостиницы редкие и простые. Без роскоши. Автомастерские только в крупных сёлах. Связь — даже не во всех мелких. Банкоматов единицы, терминалов нет — это «дикий» Алтай.
… Яндекс Открыть в Яндекс.КартахСоздать свою картуПробкиСейчасСтатистикаСлоиСхемаСпутникГибрид30 км
В заключение
Федеральная трасса Р256/М52 «Чуйский тракт» – удивительное место, которое позволяет воочию увидеть зелень равнин, мозаику предгорий, величие заснеженных хребтов, безжизненные «марсианские пейзажи» и темные от глубины речные каньоны. Дорога богата историей, усыпана археологическими достопримечательностями и памятниками природы – озерами, водопадами, источниками, пещерами.
Путешествовать вдоль Чуйского тракта лучше всего на автомобиле с высоким клиренсом для беспроблемного преодоления перевалов и съезда на грунтовые ответвления, например в урочище Кызыл-Чин или поселок Инегень. Чтобы свободно ориентироваться в пути, используйте подсказчик по километражу трассы и подробную карту «Чуйского тракта», которую всегда можно посмотреть на нашем сайте или купить по дороге в Новосибирске, Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске.