Оглавление
- Описание и интересные факты
- Чуйская степь
- В культуре и искусстве
- Кому подойдёт? Когда ехать?
- Урочище Кызыл-Чин
- Как добраться до Курайской степи
- География местности[]
- История строительства тракта
- Крупные населённые пункты
- География местности
- Туризм
- Ининские стелы
- Алтайский хайвей
- ОЭЗ Бирюзовая Катунь
- Крупные аварии[]
- Обозначения на карте
- Манжерок
- Жертвенник у села Ортолык
- Интересное в пути
- Ильгуменский порог, кордон Кур-кечу
- Ворота Айрыташ-Боом, петроглифы и старая вьючная тропа
- Иня
- Слияние Катуни и Чуи
- Белый Бом и пещера
- Исчезающее озеро
- Водопад Ширлак и порог Бегемот
- Мажойский каскад
- Гейзерное озеро
- Заброшенная Чуйская ГЭС
- Гигантская рябь течения
- Куехтонарские плавильные печи
- Марсианские пейзажи. Заброшенные штольни
- Талдуринский оползень
- Тархатинский мегалитический комплекс
- Самый насыщенный участок Чуйского тракта
- В заключение
Описание и интересные факты
За потрясающую красоту горных ландшафтов трасса М52 (старое название), или федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (новое обозначение) официально признана национальным достоянием. Имеет общую протяженность 970 км. Проходит с севера на юг через три региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Входит в состав азиатского маршрута АН4 (6000 км), идущего через Монголию и Китай до пакистанского города-порта Карачи. Длина исторического участка составляет 640 км (от Бийска до госграницы с Монголией). Полностью покрыта ровным асфальтом и не имеет туннелей. Проезды через горные хребты оборудованы в виде высокогорных перевалов (Семинский, Чике-Таман, Дурбэт-даба), придающих маршруту дополнительную эстетичность и экстрим.
Этимология названия «Чуйский тракт» неотрывно связана с рекой Чуей (правый приток Катуни), исток которой находится у хребта Чихачева. Здесь же начало маршрута для «иноземцев» или его конец для «нас». На протяжении 200 км дорога проходит по урочищу стремительной горной реки.
До начала XX века Чуйский тракт оставался узкой тропой. В некоторых местах даже не могли разойтись два встречных каравана. Кардинально ситуацию изменило руководство Сибирской железной дороги, которое совместно с бийскими купцами приняло решение о строительстве колесного пути через горы. Логика здесь проста и понятна. Чем больше товарооборот с Восточной Азией, тем выше загрузка Транссибирской магистрали. Опыт оказался очень удачным. Все затраты мгновенно окупились. Но впопыхах обустроенная дорога просуществовала недолго. Суровая природа быстро разрушила переправы, вырубленные террасы и мосты.
Капитальное строительство Чуйского тракта осуществлялось постоянно, начиная 1920-х годов:
- 1914-16 гг. – составление оптимального маршрута прохождения;
- 1917-20 гг. – обустройство накатанного полотна и инженерных сооружений;
- 1921-1925 гг. – расширение под крупногабаритный транспорт;
- 1926-1934 гг. – выравнивание и нанесение толстого гравийного покрытия;
- 1935 г. – начало полноценной эксплуатации;
- 1936-1960 гг. – ремонт и внесение локальных инженерно-топографических изменений;
- 1961 г. – официальное использование названия «Чуйский тракт» для всей трассы от Новосибирска до Ташанты;
- 1962-1979 гг. – постепенная укладка асфальтированного покрытия;
- 1980-1988 гг. – строительство безопасного маршрута через перевал Чике-Таман;
- 1989-2007 гг. – укладка термостойкого асфальта высокого качества.
- с 2008 г. – эксплуатация и регулярный ремонт.
На юге Алтайского края и по всему Горному Алтаю активно развиваются туристско-рекреационные зоны, обеспечивающие уникальные условия для оздоровления, отдыха и досуга. Главная роль в обеспечении транспортной доступности объектов возложена именно на трассу М52 (Р256), которая не имеет равнозначной альтернативы в условиях сложнейшего горного рельефа. При этом тщательно сохраняется археологически-экскурсионная составляющая дороги, вдоль которой исторически расположено огромное количество рукотворных и природных памятников.
Чуйская степь
Чуйский тракт — упоителен.
Кажется: ну куда уж красивее, стой, горшочек, не вари! Но чем дальше продвигаешься по этой дороге, тем более удивительные пейзажи открываются.
На мой взгляд, самое красивое место на Чуйском тракте — граница горного массива Сукор и Чуйской степи.
Просто загляденье: степь цвета шамуа, горы цвета кордован, заснеженные вершины цвета оленьего молока, и высоченное синее небо наверху. Кажется, что такого просто не может быть в реальной жизни, но вот оно — наяву, протяни руку — и дотронешься.
Чуйская степь — это самые верховья Чуи, окраина Горного Алтая: юрты кочевников, караваны двугорбых верблюдов да государственная граница, по другую сторону которой находятся Монголия, Китай и Казахстан.
Размеры Чуйской степи — семьдесят на сорок километров. В разных её концах рассыпаны немногочисленные сёла.
Климат здесь суров, особенно зимой: среднемесячная температура января — минус 32 градуса при абсолютном рекорде на 30 градусов ниже. Добавим к этому страшные степные ветра, разгоняющиеся до невероятных скоростей и дующие круглый год.
Под верхним слоем земли скрывается многолетняя мерзлота, уходящая в глубину на десятки метров.
На поверхности — огромное количество небольших озёр. У всех их — плоское дно, глубина обычно не превышает пары-тройки метров. Большую часть года они скованы льдом, а летом вода в них не прогревается теплее нескольких градусов тепла.
Жизнь здесь — не сахар.
Это — дикое, но в то же время феерически красивое место…
В культуре и искусстве
В Алтайском крае и Республике Алтай популярна песня местного поэта Михаила Михеева, главными героями которой являются водители Колька Снегирёв и девушка Рая. Действие в песне разворачивается в 20-30-х годах XX века на Чуйском тракте. Колька Снегирёв водит грузовик «АМО», а Рая — «Форд». По местному преданию, у персонажей песни были реальные прототипы. По мотивам этой песни снят кинофильм «Ехали два шофёра». В сентябре 2014 года на месте предполагаемых событий установлен мемориальный комплекс из двух автомобилей АМО и Форд на постаментах, где также приведены слова песни.
Василий Шукшин, уроженец расположенного на тракте села Сростки, в 1964 году снял фильм «Живёт такой парень», действие которого разворачивается на Чуйском тракте.
В 2014 году журнал National Geographic Россия включил Чуйский тракт в список из десяти самых красивых автодорог мира.
Музей Чуйского тракта
Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в Бийске, на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В. Бианки (ул. Советская, 42). В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы. Основателем и создателем Музея Чуйского тракта является Елена Грехова.
Памятник Чуйскому тракту в Бийске
Кому подойдёт? Когда ехать?
Отдых на любой вкус: сплавы, конные и пешие вылазки в горы, погружение в алтайскую, казахскую быт и культуру, бурные реки и водопады — практически всё у дороги.
Инфраструктура не развита: берите наличные, готовьтесь к постоянным перебоям связи, туалету на улице и душу на этаже. Главное помните правило: что для Европы три звезды — для Алтая все пять.
Большинство курганов, Белобомская пещера, исчезающее озеро, водопад на Нижней Карасу, Мажойский каскад, танковый полигон, рябь течения, Талдуринский оползень зимой недоступны — сугробы, заснеженные дороги, холодно. Добавьте к этому короткий световой день.
В любое время года Чуйский тракт по-своему хорош.
Урочище Кызыл-Чин
Марсовые горы, Алтай
Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.
Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.
Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.
Как добраться до Курайской степи
В районе Курайской степи находятся два поселения — Курай (на 826-м километре Чуйского тракта) и Кызыл-Таш (или Курай-2). При посещении местных достопримечательностей гости могут остановиться здесь в туристических домиках и на базах отдыха.
По территории самой степи проходит Чуйский тракт. Курайская степь берет свое начало приблизительно на его 824-м километре, а заканчивается примерно на 848-м. Дорога до степи проходит через поселения Манжерок, Усть-Сема, перевал Семинский, Чике-Таман, деревни Иня, Акташ.
Можно добраться до Курайской степи и общественным транспортом. Для этого необходимо сначала доехать до Новосибирска или Барнаула, оттуда сесть на междугородний автобус до Горно-Алтайска, далее совершить пересадку на рейсовый автобус до села Курай.
Можно также воспользоваться услугами такси из Горно-Алтайска: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил, такси «Горно-Алтайск», такси 888, Зеленоглазое такси, АлтайАвтоТур, Эконом, Престиж, такси Камри, Комфорт и другими.
Видео про Курайскую степь в Горном Алтае
География местности[]
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет, Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500−1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененный рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550−750 мм.
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
История строительства тракта
Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.
В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.
Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.
Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.
С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.
Крупные населённые пункты
-
Новосибирская область
Р256 (М52) в районе Новоалтайска
- 0 км — Новосибирск
- 37 км — Бердск
- 52 км — Искитим
- 104 км — Черепаново
- Алтайский край
- 151 км — Тальменка
-
217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км (234 км))
Р256 (М52) в Онгудайском районе
- 364 км — Бийск
- 381 км — Верх-Катунское
- 400 км — Сростки
- 412 км — Берёзовка
-
М-52 Последний километровый столбик на границе с Монголией
419 км — Быстрянка (подъездная дорога к райцентру Красногорское — 30 км)
- Республика Алтай
- 453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км (458 км))
- 511 км — Усть-Сема (дорога до райцентра Чемал — 37 км)
- 530 км — Черга
- 564 км — Шебалино
- 572 км — Топучая
- 629 км — Туекта
- 636 км[источник не указан 796 дней] — Онгудай
- 722 км — Иня
- 783 км — Чибит
- 788 км — Акташ (дорога до райцентра Улаган — 53 км)
- 893 км — Кош-Агач
- 942 км — Ташанта
География местности
Чуйский Тракт
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет,[источник не указан 3755 дней]Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяжённость тракта с севера на юг и сильнорасчленённый рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13°С до −17°С, июля от +16°С до +19°С. В этой зоне выпадает значительное количество осадков (до 550—750 мм).
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
Туризм
Трасса популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.
На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Туристы посещают озеро Ая, Чемал, Каракольские озера, реку Чибитку, долину Чулышмана и перевал Кату-Ярык.
Ведётся масштабное строительство туристско-рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у села Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга).
Но наибольший интерес для видового, экологического и активного туризма представляют удаленные районы республики Алтай: Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский. Они крайне малонаселенны, количество турбаз и кемпингов также не велико, заправочные станции для автомобилей расположены в среднем на расстоянии 100—120 км. В селе Кош-Агач открыта АГНКС.
От Чуйского тракта начинаются самодеятельные маршруты по горным популярным у туристов хребтам — по Северо-Чуйскому хребту и Южно-Чуйскому хребту. В селе Курай у тракта расположена гостиница «Ак-Тру», откуда осуществляется автодоставка туристов в долину реки Актру, к ледникам Правый Большой, Левый Большой и Малый Актру. Для путешествия по Чуйской степи и отрогам Южно-Чуйского хребта имеет смысл воспользоваться услугами перевозчиков из села Кош-Агач.
Развитием туризма на территории Республики Алтай занимается Министерство экономического развития и туризма республики Алтай.
Район Жанаула |
Вид на Южно-Чуйский Хребет |
Панорама Чуйского тракта в районе границы с Монголией |
Чуйская степь |
Панорама с перевала Чике-Таман в южном направлении |
Панорама с перевала Чике-Таман в северном направлении |
Ининские стелы
Шоссе перескакивает с левого берега Катуни на правый. Мы словно переносимся на много веков назад, оказываясь в музее под открытым небом: по обеим сторонам от дороги виднеются древние курганы и каменные стелы.
Один из подобных комплексов расположен неподалёку от села Иня. Он представляет из себя три менгирообразных каменных изваяния, стоящих здесь чуть ли не с каменного века. Два из них — повыше, одно — пониже. Некоторые считают, что это — семья: два родителя и ребёнок.
Позади них — разрытый курган, рядом с которым установлена ещё одна стела. На этом изваянии когда-то было высечено лицо, но то ли оно само отвалилось от времени, то ли его откололи советские учёные — теперь оно хранится в музее в Горно-Алтайске.
Алтайский хайвей
От Карлушки до Соузги — скоростное четырехполосное шоссе. Полностью асфальтирован. Длина участка 230 километров. Трасса федеральная и её капитально обслуживают.
До Усть-Семы все берега заняты турбазами и гостиницами, после концентрация резко падает. Вместе с этим и «звёздочки»: туалеты чаще на улице, а душ на этаже. Расплатиться карточкой не получится — балом правит «черный нал».
Связь на участке в порядке, только между деревушками пропадает.
По мнению журнала National Geographic входит в пятёрку самых красивых дорог мира, а эти ребята знают о чём говорят. В этом году тракт отмечает свое 95-летие.
ОЭЗ Бирюзовая Катунь
Река Катунь, Алтай
В 7 км от Манжерока, на 477 км Чуйского тракта, находится Особая Экономическая Зона «Бирюзовая Катунь». С дороги сворачиваем направо на мост через Катунь. Стоимость проезда легкового автомобиля — 100 руб., пеший проход бесплатный. Перед мостом есть бесплатная парковка, но я рекомендую проехать на территорию комплекса на автомобиле. На участке в 3000 га расположено искусственное озеро с аквапарком, горнолыжный комплекс, пасека, рыболовный пруд, археологический парк, пещеры, а также отельные комплексы и точки питания.
Здесь можно прыгнуть с тарзанки, покататься на квадроциклах,сплавиться на рафтах по реке Катунь. Ежегодно на территории «Бирюзовой Катуни» проводятся туристические фестивали: «Цветение маральника», «Because of the Beatles», «Алтайская зимовка».
- Экскурсионный билет на посещение «Тавдинских пещер» — 150 руб./взр., 100 руб./дет. Открыт круглогодично.
- Сплав по Катуни 3 часа — 1000 руб./чел.
- Обзорная экскурсия на квадроциклах с посещением мараловодческого хозяйства — 2000 руб./чел. Продолжительность — 1 час.
Участок пути в 70 км от начала Республики Алтай застроен базами и отелями на любой бюджет. Вы можете остановиться здесь на пару дней для отдыха и посещения экскурсионных объектов, а далее отправиться вглубь Алтая за природными красотами.
Мы же сразу проезжаем туристический Алтай. На 495 км дороги в районе Усть-Семы будет развилка, пересечение Чемальского и Чуйского трактов. Необходимо повернуть направо на мост через Катунь и продолжить путь по Чуйскому тракту. Каждый раз в этом месте я выдыхаю и предвкушаю свое большое путешествие по настоящему Горному Алтаю.
Дорога петляет через десятки колоритных деревушек и рек, вы заметите как горы становятся выше, а пейзажи более захватывающими.
Крупные аварии[]
Аварии, связанные с известными людьми:
- 7 августа 2005 года у поворота на село Плешково Зонального района в автомобильной катастрофе погиб губернатор Алтайского края М. С. Евдокимов вместе с водителем и охранником. Выжила только супруга губернатора — Галина Евдокимова.
- 22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена.
- 21 августа 1995 года на 106-м километре трассы микроавтобус «Ниссан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса, в том числе известная певица и композитор Татьяна Снежина. На месте произошедшей аварии установлен памятный камень.
Обозначения на карте
Для удобства на карту могут наноситься дополнительные обозначения в виде иконок. Они помогут быстро понять о том, что произошло на дороге. Список всех существующих определений выглядит следующим образом.
Знаки
Линии на дорогах:
— пробка отсутствует;
— небольшой затор;
— серьезная пробка;
— дорога перекрыта.
Ситуации на дорогах:
— произошла авария;
— идут ремонтные работы;
— движение перекрыто;
— прочая информация;
— мост будет разведен в ближайшее время;
— мост разведен.
Баллы пробок
Как известно, уровень пробок измеряется в баллах по 10-бальной шкале. Ознакомиться со всеми значениями можно в наглядной таблице:
1 балл | Полностью свободное движение |
2 балла | Почти свободное движение |
3 балла | Затруднительное движение |
4 балла | Более затруднительное движение |
5 баллов | Плотное движение во многих местах |
6 баллов | Более плотное движение во многих местах |
7 баллов | Существенные пробки в городе |
8 баллов | Очень длинные пробки |
9 баллов | Город практически не двигается |
10 баллов | Лучше выбрать метро или пойти пешком |
Манжерок
Горнолыжный Манжерок / на фото автор статьи — Яна Рахимкулова
На 470 км трассы Р-256 по указателям сворачиваем налево и выезжаем к курорту Манжерок.
С 2017 г. началось инвестиционное финансирование и это круто поменяло облик Манжерока. Теперь это курорт европейского уровня с гостиничным комплексом и развитой инфраструктурой. В 2019 г. построена гондольная канатная дорога — 2500 м. Ведет она на вершину горы Малая Синюха, откуда открывается панорамный обзор на реку Катунь и озеро Манжерокское.
Здесь же построен самый крупный в России байк — парк с экстремальной трассой черного уровня. Зимой работает горнолыжный курорт с трассами для новичков и опытных райдеров. Есть спортивные площадки, каток, тюбинг- трассы, зоны отдыха, сувенирные лавки, стрит-фуд и ресторан «Горный». В любой сезон здесь каждый найдет развлечения.
Цены:
- проживание в гостиничном комплексе: стандартный номер с мини- кухней — от 4000 руб./номер на двоих. Завтрак включен.
- подъем на канатной дороге — 500 руб./взр, 400 руб./дет.
- Ski-pass на день пт-вск — 1300 руб.
Жертвенник у села Ортолык
Неподалёку от села Ортолык прямо посреди степи стоит старый алтайский жертвенник.
По дороге к нему расположено обо — традиционное монгольское святилище, представляющее из себя кучу камней. Культ обо возник у ранних кочевников, его корни уходят в шаманизм. Однако в наши дни такие святилища включены в буддийскую обрядность и почитаются всеми буддистами.
Алтайцы относятся к обо по-разному. Не все им поклоняются. Но каждый алтаец независимо от своих верований, проезжая мимо, остановится или хотя бы снимет шапку.
Чуть поодаль от обо установлены три тюркских каменных воина.
Сам жертвенник представляет из себя небольшое возвышение, сложенное из камней. Вокруг него выставлены каменные глыбы. Чуть в стороне стоят два ритуальных шеста для повязывания дьялам и хадаков.
Один из жителей Кош-Агача рассказал мне, что этот жертвенник используется шаманами и в наши дни.
Интересное в пути
Ильгуменский порог, кордон Кур-кечу
Средняя Катунь, порог четвёртой категории сложности. Традиционно в конце лета проводится фестиваль «Кубок Катуни — Ак Талай Маргаан».
Именно сюда направляются весной — склоны здешних гор целиком усеяны маральником.
Ворота Айрыташ-Боом, петроглифы и старая вьючная тропа
Узкое искусственное ущелье в скале.
Рядом с бомом видны старая вьючная тропа и петроглифы. Уму не постижимо как тут ходили караваи.
Иня
В селе Иня есть сразу три интересных места.
Цаплинский мост — первый в мире подвесной мост подобной конструкции. Строили заключённые. Раньше тут проходил Чуйский тракт, сейчас мост в аварийном состоянии. Ездят по-новому.
Золотой Ленин — маленькая скульптура вождя революции. Позолоченный.
Ининские стелы — древние каменные стелы за Иней. Использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. Рядом курган.
Слияние Катуни и Чуи
Сакральное место. За слиянием рек наблюдают со смотровой площадки рядом с дорогой.
Самые любопытные проезжают по мосту через Чую и спускаются к рекам.
Или проезжают еще дальше по мосту через Катунь. Здесь в скалах проходит дорога.
Крупнейшее собрание петроглифов в Сибири. Без экскурсии не пускают.
Каменное изваяние воина. Видно с дороги. Прямо за ним, на наскальные рисунки.
Белый Бом и пещера
Огромный отвесный утёс на Чуйском тракте. Памятное место. Именно тут путник клал шапку на дорогу — аналог современного светофора.
На западном склоне Белого Бома есть пещера. Туристы про неё не знают.
Герой известной песни, памятник погибшим водителям.
Напротив остатки старого Чуйского тракта.
Исчезающее озеро
Про это озеро практически никто не знает. После землетрясения в 2003 году что-то произошло и теперь озеро исчезает. Почти пересохло.
В Белом Боме нужно проехать по мосту и проехать немного выше по течению Чуи. Скоро дорога серпантином пойдет вверх.
Водопад Ширлак и порог Бегемот
Или «Девичьи слёзы», хорошо просматриваются с трассы.
Напротив есть свороток. Он ведёт к порогу Бегемот — относится к пятой-шестой категории сложности. Здесь рождался советский рафтинг.
Мажойский каскад
Череда сложнейших порогов Чуи. Выглядят довольно мощно и эпично. Даже опытные рафтёры сушат здесь весла, а ниже продолжают сплав.
Гейзерное озеро
Небольшое живописное озеро с голубым илом на дне. Его выбрасывают на поверхность термальные источники.
Сюда ведет тропинка по болотистой местности и заваленным брёвнам.
Заброшенная Чуйская ГЭС
Её иногда так и называют — «Плотина дураков», Акташская ГЭС. Её каналы раскинуты на четыре километра. Какая же работа тут кипела и всё коту под хвост.
Гигантская рябь течения
Одна из самых эффектных в мире. Во времена Белки Скрата тут было ледниково-подпрудное озеро. Плотину прорвало и появилась рябь.
Куехтонарские плавильные печи
Древние плавильные печи у речки Куехтонар. Тяжело найти сразу, ищите крутой берег и лиственницы.
Когда-то тут ковали доспехи.
Марсианские пейзажи. Заброшенные штольни
Горы по-особому красные в двух местах — условно Марс-1 и Марс-2.
Первый находится на правом берегу р.Чаган-узун, ближе к устью. Виден с дороги.
Второй в семи километрах от тракта на левом берегу р.Кызыл-чин. Также виден с дороги.
Горы красного, бурого, желтого цветов из-за высокого содержания ртути в породах.
Вход в штольни завален.
Большие каменные глыбы образуют круг. В центре жертвенник.
До сих пор используются местными.
Талдуринский оползень
Слышали про мощное алтайское землетрясение в 2003 году? За Бельтиром есть гора, которая трещала по швам.
А ведь достаточно всего лишь свернуть с дороги.
Одна из крупнейших в стране и самая мощная на Алтае.
Кош-Агач — самое солнечное место России.
Тархатинский мегалитический комплекс
Алтайский стоунхендж, обсерватория. Ориентировано по сторонам света.
Украшены наскальными рисунками.
Дальше дорога ведёт в Джазатор, степь Самаха, плато Укок, но только с пропуском. Если интересно, как получить такой пропуск, пишите.
Самый насыщенный участок Чуйского тракта
Получить инструкции для самостоятельных путешествий по Алтаю можно на e-mail
Несколько писем-статей о том, как самостоятельно и хорошо посетить популярные маршруты Алтая.
Дорога по-прежнему отличного качества. В конце пути вы будете на высоте более полутора километров над уровнем моря. В Чуйской степи вообще можно ехать куда глаза глядят.
Турбазы и гостиницы редкие и простые. Без роскоши. Автомастерские только в крупных сёлах. Связь — даже не во всех мелких. Банкоматов единицы, терминалов нет — это «дикий» Алтай.
… Яндекс Открыть в Яндекс.КартахСоздать свою картуПробкиСейчасСтатистикаСлоиСхемаСпутникГибрид30 км
В заключение
Федеральная трасса Р256/М52 «Чуйский тракт» – удивительное место, которое позволяет воочию увидеть зелень равнин, мозаику предгорий, величие заснеженных хребтов, безжизненные «марсианские пейзажи» и темные от глубины речные каньоны. Дорога богата историей, усыпана археологическими достопримечательностями и памятниками природы – озерами, водопадами, источниками, пещерами.
Путешествовать вдоль Чуйского тракта лучше всего на автомобиле с высоким клиренсом для беспроблемного преодоления перевалов и съезда на грунтовые ответвления, например в урочище Кызыл-Чин или поселок Инегень. Чтобы свободно ориентироваться в пути, используйте подсказчик по километражу трассы и подробную карту «Чуйского тракта», которую всегда можно посмотреть на нашем сайте или купить по дороге в Новосибирске, Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске.