На алтай на машине. чуйский тракт — самая красивая дорога россии

Современное состояние

Нынешняя история Чуйского тракта – это лучшие времена. Сегодня дорога от Бийска до Ташанты имеет практически идеальное покрытие. Участок от Новосибирска до Бийска не так хорош, но все-таки его поддерживают в рабочем состоянии. В последние годы поток туристов в регион только увеличивается. Возрастает и значимость Чуйского тракта. Поэтому за ее состоянием хорошо следят, в реставрацию покрытия ежегодно вкладываются большие средства. Живая дорога привлекает людей и бизнес, поэтому вокруг растет и совершенствуется инфраструктура для путешественников. Однако в этом аспекте тракту есть куда стремиться.

Адыр-Кан

Следующее урочище на нашем пути — Адыр-Кан (в переводе с алтайского — «Отвесная скала»). Также оно известно под названием Кезер-Таш (в переводе с алтайского — «Каменный воин»).

Посреди урочища стоит древний оленный камень. Напомню, что оленными такие камни называют из-за изображённых на них маралов, выбитых, вероятнее всего, скифами. Всего подобных каменных стел на Горном Алтае — около восьмидесяти, но эта — одна из немногих до сих пор стоящих на своём первоначальном месте (хотя историки не первый год планируют вывезти её в Горно-Алтайск).

Высота оленного камня в Адыр-Кане — чуть менее двух метров, возраст — не менее двух тысяч лет.

В верхней части камня высечено изваяние воина — глаза, нос, рот, шея.

По центру стелы находится большой кинжал. Есть на камне и другие символы, относящиеся к самым разным культурам: охотничий лук, изображения лошади и козла, надписи на старомонгольском языке.

Позади стелы высится отвесная скала.

На ней — ещё одно скопление петроглифов. Сюжеты — те же, что мы уже видели с вами в Чуй-Оозы и Калбак-Таше: люди, животные, сцены из жизни, колесницы времени и прочее-прочее-прочее…

Следующая остановка на нашем пути — памятник Кольке Снегирёву, герою известной песни про Чуйский тракт. На пьедестале установлены две машины — АМО-Ф-15, первый советский серийный грузовой автомобиль, и Форд Уиллис, на котором ездила героиня из той самой песни.

Рядом с памятником — сохранившийся участок «старого» Чуйского тракта. Так выглядела эта дорога сто лет назад — в начале XX века.

Ещё одна местная достопримечательность — водопад Ширлак (в переводе c алтайского — «Девичьи слёзы»). Название — не случайно, с ним, как водится, связан «адын очэнь грустный, но красывый лэгэнда» про девушку, спрыгнувшую в этом месте со скалы, чтобы избежать плена.

В мае водопад сухой, можно даже не останавливаться.

Погода портится.

С гор в долину сползают тягучие облака.

Не доезжая километров десять до Акташа, находится одно из лучших кафе на всём Чуйском тракте — «Серебряный ключик». Регулярно обедающие здесь дальнобойщики, чьими грузовиками нередко забита просторная площадка у кафе, соврать не дадут: кормят в «Серебряном ключике» хоть и просто, но очень вкусно. Рекомендую.

Выезжаем на Чуйский тракт, Алтай

Во-первых, интересен и сам Бийск – милый провинциальный городок, частично сохранивший купеческий «Старый центр».

Начинался город, ныне носящий звание наукограда, с возведения по приказу Петра I Бикатунского острога на слиянии двух крупных рек – Бии и Катуни. Эти реки, сливаясь воедино, дают начало великой Оби.

И именно в Бийске, рядом с мостом через Бию, стоит нарядное старинное, немного вросшее в землю здание из красного кирпича – Музей Чуйского тракта. Раньше это был краеведческий музей имени В. В. Бианки. Считается, что именно отсюда Горный Алтай, Чуйский тракт и начинается.

Двигаясь со стороны Барнаула или Новосибирска, проезжаем Бийск практически насквозь, переезжаем Бию по Коммунальному мосту и сворачиваем налево. Всё! Мы – на Чуйском тракте…

Чулышманская долина

Мы подобрались к изюму нашего путешествия — перевалу Кату-Ярык. Только здесь мы осознали всю глубину песни из фильма «Гардемарины» — про «российскую дорогу, семь загибов на версту». На перевале протяженностью 3,5 км есть семь крутых поворотов. Дорога очень узкая, две машины могут разъехаться только в том случае, если одна из них — «Ока».

Кату-Ярык

Перед поездкой мы прочитали много отзывов об этом перевале и о том, что подняться можно только на полном приводе или хотя бы на заднем. Поэтому, стоя на краю обрыва, колебались около 5 минут, стоит ли спускаться туда на «Оке».

Резкий спуск с Кату-Ярык

11 минут страха, и мы внизу. В ущелье дорога просто жуткая, узкая, каменистая, разогнаться больше 30 км/ч невозможно.

Ночевали мы на базе «Мешке Таш» возле базы «Каменные грибы». Кемпинг стоит 200 рублей, домики — от 700 рублей. Расположение базы очень удобное — по середине между перевалом и Телецким озером, напротив базы «Каменные грибы». В двух киометрах от базы есть тропинка на водопад Учар.

База «Мешке Таш»

Заплатив лодочнику 500 рублей за лодку (туда и обратно), можно побывать на Каменных грибах и водопадах. Некоторые экономят деньги и посещают оба места за один раз, но тогда не получается экономить силы.

Каменные грибы

Подъем к грибам достаточно крутой и затяжной, тропинка на грибах узкая и сыпучая. На посещение грибов у нас ушло около трех часов спокойной неспешной прогулки. Водопад мы оставили на следующий день.

Дорога к водопаду

К водопаду по камням и отвесной скале ведет очень живописная тропа. Дорога туда-обратно у нас заняла восемь часов — целый день. По пути встречаются несколько водопадов.

Учар

Готовясь к поездке, читая отзывы и изучая фотографии Учара, мы не понимали, почему всем так нравится. И только побывав там, мы поняли, что фотографии не передают и 10% всей той мощи, энергии и силы, которую ощущаешь рядом с тоннами бьющей воды, рассыпающейся миллионами брызг и сотнями радуг. Фото не передают того восторга, который испытываешь, находясь в ущелье. Хотя дорога к водопаду достаточно трудная, мы встретили группы пенсионеров с тросточками, которые вполне нормально преодолевали это расстояние.

Телецкое озеро

Мы доехали до юга Телецкого озера, надеясь остановиться там. Проехать 50 км от базы по разбитой дороге через грязи и топи — это многого стоило. Но Телецкое озеро нас не вдохновило. Была середина сентября, базы опустели, здесь царило чувство покинутости и запущенности. Горы мусора, оставшиеся после туристов, куча стволов деревьев, выкинутых на берег — вот что предстало перед нашими глазами. Мы погуляли около часа и решили вернуться на базу. Так же решили еще несколько экипажей машин. Осенью на Телецком отдыхают только рыбаки.

Пришла пора выдвинулись обратно.

Кош-Агач

Алтай, Монголия. Юрты в степи

Последний крупный населенный пункт перед границей с Монголией и конечная точка нашего путешествия. Горы остались в стороне, мы оказались посреди Чуйской степи.

Местное население, в основном, казахи и алтайцы, живет за счет животноводства и торговли. По пути встречаются лошади, яки и верблюды. На местном рынке продаются товары из верблюжьей шерсти и кожи, которые везут из Монголии, ремесленные поделки и алтайские продукты. Цены ниже, чем в туристических местах.

В Кош-Агаче есть несколько кафе. Самое популярное — «Юлдуз», кафе узбекской кухни. Средний чек: 300 руб. Готовят вкусно, порции большие, а внешний вид заведения пусть не настораживает. Это уже нетуристические места.

Далее 50 км по прямой и попадаете на пограничный пункт Ташанта. Еще 20 км и Монголия, которую граждане РФ могут посетить по действующему заграничному паспорту.

Здесь завершается наше короткое, но насыщенное автопутешествие по Чуйскому тракту.

Перевал Чике-Таман

По пути к следующему перевалу дорога проходит через крупный поселок Онгудай, где можно отовариться в крупном (по алтайским меркам) магазине и заправиться. Следующая хорошая заправка — через 150 км.

Высота перевала Чике-Таман — 1295 м. Это ниже, чем высота Семинского перевала, но подъем воспринимается более экстремально. Дорога серпантинная, с резким набором высоты. На вершине оборудована автомобильная парковка и смотровая площадка с панорамой Теректинского хребта. Вид шикарен.

Наверное, каждый, кто был на перевале, пробовал чебуреки. Их манящий аромат разносится по всей вершине. Лепят и жарят при вас. Разные начинки, а еще хворост, беляши, калачи. Обязательно пробуем все с травяным чаем. Также здесь череда сувенирных лавок, ассортимент, что и везде.

Пройдите вглубь базарчика и увидите старую дорогу. Посмотрите, поблагодарите горных духов и правительство Республики Алтай за новую дорогу. Памятник строителям Чуйского тракта установлен здесь по праву. По старому пути прогуляйтесь пешком, найдете красивые локации для фото.

Спускаясь с перевала, наблюдается смена природных зон. Смешанные леса остаются позади, впереди каменные горы. Возможно, они не поражают своей красотой, но несут сильную энергетику, которой нет в начале пути. Чтобы скрасить первые эмоции от нового Алтая, рекомендую заехать на кордон Кур-Кечу.

Жертвенник у села Ортолык

Неподалёку от села Ортолык прямо посреди степи стоит старый алтайский жертвенник.

По дороге к нему расположено обо — традиционное монгольское святилище, представляющее из себя кучу камней. Культ обо возник у ранних кочевников, его корни уходят в шаманизм. Однако в наши дни такие святилища включены в буддийскую обрядность и почитаются всеми буддистами.

Алтайцы относятся к обо по-разному. Не все им поклоняются. Но каждый алтаец независимо от своих верований, проезжая мимо, остановится или хотя бы снимет шапку.

Чуть поодаль от обо установлены три тюркских каменных воина.

Сам жертвенник представляет из себя небольшое возвышение, сложенное из камней. Вокруг него выставлены каменные глыбы. Чуть в стороне стоят два ритуальных шеста для повязывания дьялам и хадаков.

Один из жителей Кош-Агача рассказал мне, что этот жертвенник используется шаманами и в наши дни.

География

Вопрос о том, где находится Чуйский тракт, многих может поставить в тупик. Скорее всего, они ответят – на Алтае. Что будет не совсем верно. Чуйский тракт берет свое начало в Новосибирске, а заканчивается на границе с Монголией. Но это только российская часть трассы М52, так официально называется дорога. Тракт возник и существует как важный путь из России в Азию. Поэтому тракт продолжается через монгольский Ярантай, китайский Урумчи, пакистанский Исламабад и заканчивается в Карачи. Российская часть, т. е. собственно Чуйский тракт имеет протяженность 968 км. Дорога проходит через три ландшафтные зоны: равнину, предгорье и горы. Климат, в котором существует тракт, суровый, здесь наблюдаются большие перепады температур. Если в Бийске может быть +20, то на Семинском перевале может быть -5 и будет идти снег. Если до Семинского перевала в пути можно часто попасть под дождь и снег, то за ним начинается сухая зона и, например, в районе Акташа, осадки уже редкость. С большой протяженностью тракта связано и природное разнообразие, которое можно наблюдать из окна автомобиля.

ОЭЗ Бирюзовая Катунь

Река Катунь, Алтай

В 7 км от Манжерока, на 477 км Чуйского тракта, находится Особая Экономическая Зона «Бирюзовая Катунь». С дороги сворачиваем направо на мост через Катунь. Стоимость проезда легкового автомобиля — 100 руб., пеший проход бесплатный. Перед мостом есть бесплатная парковка, но я рекомендую проехать на территорию комплекса на автомобиле. На участке в 3000 га расположено искусственное озеро с аквапарком, горнолыжный комплекс, пасека, рыболовный пруд, археологический парк, пещеры, а также отельные комплексы и точки питания.

Здесь можно прыгнуть с тарзанки, покататься на квадроциклах,сплавиться на рафтах по реке Катунь. Ежегодно на территории «Бирюзовой Катуни» проводятся туристические фестивали: «Цветение маральника», «Because of the Beatles», «Алтайская зимовка».

  • Экскурсионный билет на посещение «Тавдинских пещер» — 150 руб./взр., 100 руб./дет. Открыт круглогодично.
  • Сплав по Катуни 3 часа — 1000 руб./чел.
  • Обзорная экскурсия на квадроциклах с посещением мараловодческого хозяйства — 2000 руб./чел. Продолжительность — 1 час.

Участок пути в 70 км от начала Республики Алтай застроен базами и отелями на любой бюджет. Вы можете остановиться здесь на пару дней для отдыха и посещения экскурсионных объектов, а далее отправиться вглубь Алтая за природными красотами.

Мы же сразу проезжаем туристический Алтай. На 495 км дороги в районе Усть-Семы будет развилка, пересечение Чемальского и Чуйского трактов. Необходимо повернуть направо на мост через Катунь и продолжить путь по Чуйскому тракту. Каждый раз в этом месте я выдыхаю и предвкушаю свое большое путешествие по настоящему Горному Алтаю.

Дорога петляет через десятки колоритных деревушек и рек, вы заметите как горы становятся выше, а пейзажи более захватывающими.

Туризм[ | код]

Трасса популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Туристы посещают озеро Ая, Чемал, Каракольские озера, реку Чибитку, долину Чулышмана и перевал Кату-Ярык.

Ведётся масштабное строительство туристско-рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у села Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга).

Но наибольший интерес для видового, экологического и активного туризма представляют удаленные районы республики Алтай: Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский. Они крайне малонаселенны, количество турбаз и кемпингов также не велико, заправочные станции для автомобилей расположены в среднем на расстоянии 100—120 км. В селе Кош-Агач открыта АГНКС.

От Чуйского тракта начинаются самодеятельные маршруты по горным популярным у туристов хребтам — по Северо-Чуйскому хребту и Южно-Чуйскому хребту. В селе Курай у тракта расположена гостиница «Ак-Тру», откуда осуществляется автодоставка туристов в долину реки Актру, к ледникам Правый Большой, Левый Большой и Малый Актру. Для путешествия по Чуйской степи и отрогам Южно-Чуйского хребта имеет смысл воспользоваться услугами перевозчиков из села Кош-Агач.

Развитием туризма на территории Республики Алтай занимается Министерство экономического развития и туризма республики Алтай.

Район Жанаула

Вид на Южно-Чуйский Хребет

Панорама Чуйского тракта в районе границы с Монголией

Чуйская степь

Панорама с перевала Чике-Таман в южном направлении

Панорама с перевала Чике-Таман в северном направлении

Алтай, путешествие по Чуйскому тракту: как добраться

Чтобы совершить в Алтае путешествие по Чуйскому тракту, прежде всего, следует добраться до городов Новосибирск, Барнаул или Бийск. До всех названных городов ходят поезда. До Барнаула и Новосибирска можно долететь самолётом. Из Барнаула и Новосибирска также ходят рейсовые автобусы по несколько раз в день до Бийска и Горно-Алтайска. А вот в Бийске удобнее всего будет взять в прокат автомобиль. Впрочем, автомобиль можно взять в прокат ещё в Барнауле. Не спешите уезжать из Барнаула, здесь можно взять экскурсию с гидом и узнать много полезной информации от местных жителей. Далее по Чуйскому тракту экскурсоводов уже не встретите, так что придется довольствоваться информацией из интернета.

Но давайте исходить из того, что вы всё-таки уже добрались до Бийска. Здесь можно обратиться в фирму «Карета», которая предоставляет автомобили в аренду и с водителем, и без водителя. Офис находится в районе торгового центра «Приобье» на улице Васильева. Демократичный Ниссан-Альмера без водителя обойдётся примерно в 1300 рублей в сутки. Поскольку современный Чуйский тракт – дорога неширокая, но отличного качества, то легковой автомобиль эконом-класса вполне подойдёт.

Впрочем, начать в Алтае путешествие по Чуйскому тракту можно и из Горно-Алтайска. В некоторых случаях так даже удобнее, потому что аэропорт Горно-Алтайска постоянно принимает самолёты из Красноярска и Москвы. А достопримечательностей вы пропустите не так уж и много. Ну, во-первых, это сам Музей Чуйского тракта в Бийске. А, во-вторых, — это Сростки, родное село В. М. Шукшина.

Легенды тракта

Такую старую и важную дорогу, конечно, окружают мифы и истории. Чаще всего это страшные истории, потому что слава у тракта всегда была недобрая. Еще в легендах алтайцев была легенда о монахе-отшельнике Пазарыке, который погиб от рук воинов-джунгаров и навсегда проклял любых военных, которые когда-либо пойдут по этой дороге. Поэтому алтайцы считают, что по тракту опасно передвигаться военным. Еще есть легенда о «Кровавой версте». Эта история о любви алтайки и заключенного, работающего на трассе. Парень был расстрелян за восстание против нечеловеческих условий содержания, а девушка бросилась от горя в пропасть. Разные мифы и легенды связаны почти с каждым трудным поворотом или особо красивыми местами.

Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля

Автопутешествие по Горному Алтаю / фото автора

Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.

Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.

Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.

Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.

Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.

Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.

Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.

Чуйский тракт

Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня. 

Большой Яломан

Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.

Инские столбы

Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.

На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.

Слияние двух рек

Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.

Памятник Кольке Снегиреву

Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.

Кусочек старого Чуйского тракта

В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.

Гейзерное озеро

Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.

Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.

По тропинке на Марс-2

Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.

Марс-1

Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.

Курайская степь

А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.

История строительства Чуйского тракта

В 1756 г. южные алтайцы добровольно присоединились к Российской империи. Это время можно считать началом освоения пути. Постепенно осваивалась территория и налаживались товарно-денежные отношения с соседними селениями. К середине XIX в. русские торговцы уже имели десятки складов и активно осуществляли торговлю на ярмарках в Кош-Агаче в Чуйской степи. В то время тропа, по которой проходит современная трасса, была вьючной и узкой.

Обустройство дороги требовало немалых средств. Только к 1901 г. началось строительство тракта под руководством инженера И. И. Биля. Деньги в размере 45 000 руб. были предоставлены Комитетом Сибирской железной дороги, а также 35 000 руб. собрали бийские купцы. Строительством занимались крестьяне местных сел. Улучшение качества дороги увеличило обороты купцов в 6 раз. Однако, пригодный вид просуществовал не долго и уже через несколько лет она вернулась в первобытное состояние.

Обелиск, установленный в 1956 г. в честь 200-летия добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, St. Plam

Благодаря экспедиции под руководством Вячеслава Шишкова к концу 1916 г. старый маршрут был изучен, усовершенствован и определен новый, который существует и по сей день. В дальнейшем было внесено лишь несколько изменений.

26 мая 1922 г. Чуйскому тракту был присвоен статус дороги государственного значения. Однако, состояние ее было весьма удручающим, особенно после Гражданской войны. Восстановление осуществлялось в течении нескольких лет с 1925 г. Участие принимали местные жители, а также заключенные, в том числе и репрессированные, числившиеся за 7-м отделением сибирских лагерей. Условия труда были тяжелыми.

1 января 1935 г. работы были завершены и тракт сдан в эксплуатацию. С 1941 по 1942 гг. автомагистраль использовалась для помощи советской армии.

С 1961 г. за автодорогой от Новосибирска до Ташанты было закреплено название «Чуйский тракт». В середине 1980-х гг. произошло последнее коренное переустройство трассы — проложена новая дорога через перевал Чике-Таман. С 2019 по 2024 гг. ведутся работы по модернизации и расширению плана автомагистральной инфраструктуры.

Весь маршрут Чуйского тракта на карте

Грунтовая дорога

В 1914 году сюда была направлена экспедиция во главе с Вячеславом Шишковым, целью которой было найти оптимальный маршрут для прокладки дороги. Данные инженеров были обработаны к 1916 году и было принято решение строить дорогу ближе к Катуни. Но строительство началось только в 1928 году. К процессу активно привлекались люди, живущие в районе строительства, а также заключенные, в основном из числа раскулаченных крестьян. История Чуйского тракта полна драматизма, потому что здесь гибло немало людей. Условия труда и жизни были очень суровыми. Люди жили впроголодь, в ужасающих барачных условиях, поэтому вдоль дороги немало братских могил, на которых даже нет надгробий. Тракт не напрасно называют дорогой на костях. К 1935 году неимоверными усилиями, при помощи лопаты и кайла, было построено 330 км грунтовой и гравийной дороги от Бийска до Ташанты.

Достопримечательности и интересные места

Чуйский тракт – осевая трасса Республики Алтай, или как ее здесь часто называют – «Дорога жизни». Это одна из красивейших дорог России и всего мира со множеством природных достопримечательностей. Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, можно посетить множество интересных мест.

  1. Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.

  2. Имя Ая в Республике Алтай носят сразу три объекта: река, озеро и село. Все они расположены в 25 км к западу от Горно-Алтайска на противоположном от тракта берегу реки Катунь. Наибольший интерес представляет озеро, посреди которого расположена деревянная «Беседка любви». До беседки можно добраться на лодке или даже вплавь. Вода в озере довольно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтая.

  3. Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.

  4. Тавдинские пещеры располагаются рядом с ключом Аржаан-Суук, но на другом берегу Катуни. Добраться сюда можно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (напротив родника). Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер общей протяженностью около 30 км. Пещеры расположены на отвесных скалах, однако подавляющее большинство из них доступно и активно посещается. Самая известная пещера – «Большая Тавдинская», также носящая втором имя «Девичьи слезы».

  5. Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.

  6. Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «гигантская рябь течения», самые необыкновенные виды можно наблюдать на юге котловины у реки Тете. Гигантская рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на почве долины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.

По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.

Достопримечательности и памятники

Если ехать на автомобиле по Чуйскому тракту, то можно посмотреть интересные места в проезжаемых городах и селах. В Бийске, кроме названного музея, можно посмотреть архитектуру 19 — начала 20 века, театр, несколько интересных соборов. Село Сростки – родина В.М. Шукшина, тут можно посмотреть его музей, школу, где учился писатель и памятник на горе Пикет. В Майме – самом длинном селе России, можно посмотреть церковь Сошествия Святого Духа. Вдоль дороги стоят и другие памятники Чуйского тракта. Например, на 407 км от Бийска стоит монумент Кольки Снегирева. А напротив можно увидеть остатки старого Чуйского тракта и указатель с расстояниями до разных городов. На Семинском перевале есть монумент в честь 200-летия вхождения в состав Российской империи алтайского народа.

Планы на будущее

Анатолий Волков добавил,что обновление въездов в Барнаул со стороны важнейших транспортных артерий региона — не менее важная задача. Сегодня уже завершены работы со стороны Рубцовска(по трассе А-322). Отремонтировано 9 км дороги,освещение установлено на отрезке в 6 км.

Техника,работающая на участке Чуйского тракта на границе Тальменского и Первомайского районов Алтайского края.

Altapress.ru.

Он добавил,что в планах — работы на трассе в районе Новоалтайска,где строители намерены «развязать» транспортный узел и разгрузить дорогу,в том числе благодаря ее расширению до четырех полос. Далее на очереди — подъезд к краевой столице со стороны Павловска(это примерно 14 км дороги от аэропорта до въезда в Барнаул) и капитальный ремонт путепровода через железнодорожные пути. Работы планируется завершить к 2023 году.

Участок Чуйского тракта на границе Тальменского и Первомайского районов Алтайского края.

Altapress.ru.

К 2025 году Упрдор «Алтай» планирует реализовать еще одно направление — привести в порядок дорогу А-321(Барнаул-Павловск-Казахстан). Сегодня трасса,протяженностью в 389 км,находится в плачевном состоянии. Она получила статус федеральной в 2020 году. По предварительным оценкам,ее ремонт продлится до 2025 года.

Все работы финансируются из федерального бюджета. На сегодняшний день освоение денег идет согласно графику и составляет более 70%.

География местности[]

Рельеф

По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет, Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500−1900 м).

Климат

Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененный рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550−750 мм.

Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.

Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.

История строительства тракта

Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.

В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.

Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.

Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.

С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.

Крупные аварии[]

Аварии, связанные с известными людьми:

  • 7 августа 2005 года у поворота на село Плешково Зонального района в автомобильной катастрофе погиб губернатор Алтайского края М. С. Евдокимов вместе с водителем и охранником. Выжила только супруга губернатора — Галина Евдокимова.
  • 22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена.
  • 21 августа 1995 года на 106-м километре трассы микроавтобус «Ниссан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса, в том числе известная певица и композитор Татьяна Снежина. На месте произошедшей аварии установлен памятный камень.

Инфраструктура

История Чуйского тракта связана с людьми, обживающими и осваивающими его окрестности. Алтайцы издавна старались жить вдоль дороги, которая давала им дополнительные возможности для выживания. Сегодня вдоль тракта тоже кипит жизнь. Правда, с разной интенсивностью. Всю протяженность Чуйского тракта можно разделить на три части. Первая связывает Новосибирск и Бийск. Это современная автомагистраль, поэтому вдоль нее много кафе, отелей, заправок, магазинов, в общем, всего, что нужно для комфортной жизни в дороге. Часть от Бийска до Акташа – туристическая. Здесь тоже достаточно мест для питания и ночевки, есть заправки. На этом перегоне немало туристических баз и достопримечательностей. А вот сразу за Акташом наступает безлюдье. Населенных пунктов тут очень мало, ни связи, ни заправок, ни кафе вдоль трассы нет. Поэтому в дорогу по этому участку нужно хорошо собираться, так как рассчитывать на помощь не всегда можно.

В заключение

Федеральная трасса Р256/М52 «Чуйский тракт» – удивительное место, которое позволяет воочию увидеть зелень равнин, мозаику предгорий, величие заснеженных хребтов, безжизненные «марсианские пейзажи» и темные от глубины речные каньоны. Дорога богата историей, усыпана археологическими достопримечательностями и памятниками природы – озерами, водопадами, источниками, пещерами.

Путешествовать вдоль Чуйского тракта лучше всего на автомобиле с высоким клиренсом для беспроблемного преодоления перевалов и съезда на грунтовые ответвления, например в урочище Кызыл-Чин или поселок Инегень. Чтобы свободно ориентироваться в пути, используйте подсказчик по километражу трассы и подробную карту «Чуйского тракта», которую всегда можно посмотреть на нашем сайте или купить по дороге в Новосибирске, Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске.