Восхождение на эльбрус с севера: два варианта покорения вершины

Восхождение

6 день. 02.05.2013. Восхождение на Эльбрус Восточный с севера через седловину.

Выходим где-то в 2:30. Ясно, на термометре -7С, ветер не сильный. Где-то через пол-часа вышла Луна (почти полная), можно идти без фонарика. Идем не быстро, но почти без отдыха — стоять все-таки холодно. Немного посидели выше первого ледового взлета и на камнях. Светать стало на подходе к скалам Ленца.

Светает

В мульде у нижних скал Ленца остановились передохнуть и пофотографировать. Развязываемся, веревку убираем в рюкзак — выше на классическом маршруте на Восточную вершину она не нужна, трещин нет.

Рассвет на скалах Ленца

Через двадцать минут солнце уже жарит во всю. Поднимаемся вдоль скал Ленца, местами сохранились вешки с прошлого года.

Поднимаемся вдоль скал Ленца

Выйдя на «вертолетную площадку», мы начали решать, каким вариантом идти на вершину — и в конечном итоге пошли по следам идущей впереди группы на седловину. Подъем очень плавный и очень длинный. Идешь, постепенно огибая Восточную вершину Эльбруса, а седловины все не видно. Наконец, впереди показалась скальная перемычка — это и есть Седловина Эльбруса. Чуть выше слева, на склоне Восточной вершины — хижина, это новый приют.

С седловины еще предстоит подъем на Восточную вершину. В основном по снегу, и только в верхней части осыпь. На противоположной стороне виден путь подъема на Западную вершину — настоящая «народная тропа». Даже 2 мая там очередь, страшно подумать, что там творится летом в хорошую погоду.

Тропа на Западную вершину Эльбруса

Наконец вершина. Восточная вершина Эльбруса, в отличие от ярко выраженной Западной, представляет собой широкий купол. Точнее, это не явно выраженный кратер. Одно возвышение сразу при подъеме с седловины, однако «официальная» вершина с памятными знаками находится на противоположной стороне. На севере возвышается скала, есть версия что самая высокая точка находится именно там.

Скала на Восточной вершине Эльбруса

Традиционные фото на вершине.

Памятный знак на Восточной вершине Эльбруса

На Восточной вершине Эльбруса

На Восточной вершине Эльбруса

И вниз. Спускаемся по знакомой дороге через седловину. Идем не торопясь — чувствуется усталость. На скалах Ленца нас угостила чаем стоящая там группа, планирующая переход в Азау через седловину.

На Северном приюте движняк — снизу подошло несколько групп. А ведь было тихо:  на Эльбрус в этот день зашли 8 человек — все, кто был в лагере в тот день, и еще 4 человека ночевали на скалах Ленца.

7 день. 03.05.2013. Вниз, на поляну Сирх.

Утром не торопясь собираемся и спускаемся по уже знакомой дороге. За прошедшие несколько дней снег сильно стаял. Весь день на встречу поднимаются многочисленные группы — мы сходили вовремя. Самые ранние пришли в 9 утра — вчера они «недотянули» и заночевали на Лунной поляне.

Северный приют — подошла еще одна группа.

Прощальный взгляд на Эльбрус

Снежные вершины гиганта, излюбленное место туристов

Первопроходцами знаменитой горы были российские ученые. В 1913 году, академик, астроном В. К. Вишневский рассчитал высоту и точное местоположение Эльбруса. В 1829 году на Эльбрус была снаряжена первая русская экспедиция. В состав исследователей входили заслуженные ученые: академик Ленц, ботаник Мейер, архитектор Пятигорска Бернардацци и другие.

Сопровождали экспедицию казаки, отрядом в тысячу человек, под предводительством генерала Эммануэля. Отряд казаков остановился у северного подножья Эльбруса на высоте 2400 метров. Дальше генерал и его отряд не пошли, но наблюдали за первопроходцами в подзорную трубу, готовые, в случае непредвиденных обстоятельств, прийти на помощь.

А экспедиция продолжила свое восхождение. После ночевки на высоте 3000 метров, путники двинулись дальше.  Часть экспедиции остановилась на высоте 4800 метров и дальше не пошла. На этой точке был высечен памятный знак — георгиевский крест и дата: 1829. В 1949 году, группа альпинистов из общества «Наука» обнаружила этот памятник. Выше продолжили идти только Ленц, два казака и два проводника — кабардинца.

Ленц и казак Лысенков достигли седловины Эльбруса. Дальше они идти уже не могли, так как рыхлый, размягчившийся снег мешал восхождению. Выше отправился только один лишь кабардинец Киллар. Он смог достичь самой вершины горы Эльбрус потому что его организм привык к горному климату и горным тропам.

Генерал Эммануэль увидел в подзорную трубу на восточной вершине Эльбруса отважного горца Киллара. Когда вечером Киллар вернулся в лагерь путешественников, ученые приветствовали его с почестями, которых достоин был Киллар, как отважный первопроходец

В честь открытия вершины Эльбруса и первого восхождения на него, были отлиты две доски из чугуна, с надписью, описывающей это событие. Позже, эти памятные знаки были установлены в Пятигорске у грота Дианы. В настоящее время они хранятся в музее.

Маршрут на вершину

Собственно восхождение на вершину Эльбруса с севера обычно начинается от Северного приюта (3700). Сначала подъем по леднику до скал Ленца (ок. 4500). В зависимости от условий, это может быть как открытый лед, так и занесенный снегом ледник. Весной и особенно зимой — участки «бутылочного» зимнего льда, очень твердого. В такой лед с трудом зарубаются кошки и закручиваются ледобуры. В нашем случае был плотный, выдутый ветром снег с участками льда. Начиная с высоты 3900 и до начала скал Ленца (Л1) идет зона трещин, следует обязательно идти в связках.

Маршрут восхождения на Эльбрус с Севера3700 — Северный приют (Лакколит и МЧС), Л1 — нижние скалы Ленца, Л2 — Средние скалы Ленца, стрелка — «вертолетная площадка»Зеленая линия — траверс на седловину, самой седловины не видно.

Классический вариант подъема на Восточную вершину Эльбруса с севера — прямо вверх через скалы Ленца. Скалы Ленца представляют собой несколько скальных гряд, тянущихся параллельно примерно до высоты 5200. Высота отдельных скал до 10 метров. От нижних скал Ленца (Л1, 4500) следует подниматься справа от скальной гряды до Средних Скал (Л2, 4800). Там широкая площадка, называемая вертолетной — в июле 2010 года там потерпел аварию вертолет Ми-8. В октябре 2011 потерпевший аварию вертолет по частям был снят вниз (а напрасно — мог бы получиться неплохой приют). Сейчас там осталась только вмерзшая в лед лопасть.

Вертолет на скалах Ленца (фото 2010 года)

На вертолетной площадке, или немного ниже в мульде, можно поставить палатку. Следует иметь в виду, что на скалах Ленца может быть очень сильный ветер. Далее подъем на Восточную вершину идет между двумя скальными грядами, к верхним скалам Ленца (5200), к так называемым «воротам».

Верхние скалы Ленца. Вид с «вертолетной площадки».

Выше скал Ленца предстоит подъем на вершинный купол, который снизу не виден — а там еще не менее 400 метров набора высоты.

Эльбрус с высоты. Путь подъема с севера

Так же от средних скал Ленца можно уйти траверсом на седловину Эльбруса (около 5300). Этот путь длиннее, зато с седловины можно зайти как на Восточную вершину Эльбруса, так и на Западную. Траверс от скал Ленца на седловину Эльбруса проходит по участку, изобилующему трещинами — движение в связках!

Путь на седловину Эльбруса со скал Ленца

Собственно седловина Эльбруса — это скальная перемычка. На седловине установлена хижина — это спасательный приют «Red Fox 5300», предназначенный только для аварийных ситуаций. Это значит, что не следует планировать там ночевку — хижиной можно воспользоваться только в случае чрезвычайной ситуации. Строители «Red Fox 5300», Федерация альпинизма России и компания Red Fox обращается ко всем восходителям на Эльбрус, которым придется воспользоваться приютом:

Тщательно закрывайте обе двери (внешнюю и внутреннюю), это спасет от заметания снегом.
Убирайте и уносите после себя мусор.
Соблюдайте осторожность при использовании примусов и горелок: возможно отравление продуктами горения.

Прямо от перемычки начинается подъем на Восточную вершину Эльбруса, тропа на Западную начинается южнее.

Путь подъема на Восточную вершину Эльбруса с седловины. Фото С.Моренко с Западной вершины.

Тропа на Западную вершину Эльбруса, вид с Восточной вершины

Восхождение на Эльбрус с востока: почему он не рекомендуется новичкам

Данное направление не столь
популярно среди новичков. Хотя и является самым красивым. Обусловлена низкая
востребованность тем, что здесь нет:

  • ратраков;
  • канатной дороги;
  • гостиниц;
  • прочих следов цивилизации.

Попадая на восточный склон, необходимо быть готовым к суровой реальности. Даже тропы проложены не везде – приходится их протаптывать буквально самостоятельно. Поэтому, если вы любите комфорт и не готовы к тягостям и лишениям, восхождение на Эльбрус 2020 с востока вам точно не подойдет.

Но если вы желаете полюбоваться
уникальной неповторимой природой – она дикая, первозданная и нетронутая
человеком – выбирайте именно восточную часть горы. Здесь альпинистов ждут:

  • красивейшие водопады;
  • горные реки и озера;
  • ледники;
  • интересные перевалы.

Если посмотреть восхождение на
Эльбрус видео, можно по достоинству оценить все красоты. Однако никакой ролик
не продемонстрирует истинного природного очарования. Его нужно увидеть своими
руками.

Восхождение с востока: все
особенности

Маршрут предполагает прохождение
вдоль Ачкерьякольского лавового потока, а также в непосредственной близости к
боковому кратеру горы. Вариантов два – либо непосредственно по снежному
покрытию вдоль самих скал, либо по скалам. Тут все зависит от того, в каком
состоянии склоны.

Остановка перед штурмом вершины –
на высоте 4 километра 300 метров. Лагерь располагается на удобной ровной
площадке. С нее хорошо видны северный и южный склоны.

Обычно туристам предлагается два
варианта покорения вершины с восточной стороны. Достаточно использовать
поисковый запрос «Эльбрус группа восхождение», чтобы понять – один вариант
попроще, рекомендованный для людей с разным уровнем готовности, а второй
посложнее (предполагает хорошую физическую подготовку).

Если ориентироваться на запрос в поисковых системах «Эльбрус восхождение стоимость 2020», можно понять, кому рекомендован восточный склон:

  • тем, кто желает испытать все прелести реального похода – без минимально возможного комфорта и с ночевкой в палатках;
  • тем, кто мечтает своими глазами увидеть истинную красоту Приэльбрусья;
  • тем, кто хочет проверить свои физические возможности, испытать себя.

Однако такой вариант покорения
рекомендован тем, у кого действительно хорошая физическая форма. Например, если
человек способен пробежать 10 километров и не упасть от одышки. Или у него есть
достаточно времени, чтобы подготовиться к походу.

Трассы. Дополнительно

Наличие трасс,сертифицированныхFIS ( нет
)

Панорамные трассы(выше 2500 м) ( есть
)

Гарантированныйснег ( есть
)

Курортдружественныйсноубордингу ( есть
)

Наличие ночногокатания ( нет
)

Наличие кайтинга ( есть
)

Количествосноупарков ( нет
)

Количествохалфпайпов ( нет
)

Искусственноеоснежение ( есть
)

Лесные трассы(до высоты 2000 м) ( есть
)

Наличие ледника ( есть
)

Летнее катание ( есть
)

Возможности дляфрирайда (хорошие)

Наличиеофициальных зонкатания (freeride) ( есть
)

Маршруты бэккантри ( есть
)

Наличие хелиски ( есть
)

Наличиеофициальных школ игидов для фрирайда ( есть
)

Наличиедетских горнолыжныхшкол-клубов ( есть
)

Off-piste

В регионе Приэльбрусье внетрассовое катание доступно и на Эльбрусе, и на Чегете. Также здесь активно осваиваются маршруты на гору Когутай в режиме ски-тура, а весной возможно хели-катание.
 

Эльбрус. Линии на фоне ледника
 
ЭЛЬБРУС

На Эль… подробнее »

+2

+дополнить
+добавить место

Через ледники и морены

3 августа (8 день)

С утра позавтракали и в 11.15 вышли с Северных ночевок.

Поднялись метров на 100-150 вверх на соседнюю морену, поймали тропу и пошли вниз по краю ледника Микельчиран к его нижнему краю, к Грязному озеру.

В 17.00 вышли к слиянию двух рек на высоте 3045. Перешли их, поймали тропу, ведущую на ледник. Джикаугенкёз и пошли по ней. Планировали встать на озере (иногда его называют Изумрудным) 3324, но проскочили и вышли на морену, ведущую к пику Калицкого.

Остановились почти под пиком на марене и в 19.20 поставили лагерь (N 43°22´22,0´´ E 042°32´29,7´´).

4 августа (9 день)

Утром не было видимости и дул сильный ветер, решили подождать. Туман стало раздувать и в 10.30 мы пошли через огромное ледовое поле на перевал Ирикчат. По леднику Джикаугенкез идем в связках и кошках.

Трещины хорошо просматриваются. Дует сильный ветер с крупой. После совещания решаем подойти под перевал. Ближе к Ирикчату находим тропу.

В 12.25 начинаем подъем. Сильный ветер сбивает с ног. Постоянно пересекаем трещины. В 13.10 мы на перевале Ирикчат 1 «б» 3667м (N 43°20´46,4´´ E 042°32´17,8´´).

На перевале встретили группы из Чехии, Словакии, Белоруссии, уходившие вниз с Эльбруса с маршрута по Ачкерьякольскому лавовому потоку.

Спустились по тропе, идущей по сыпухе, вышли на зелёнку. Тропа петляла по берегу, тут и там стояли палатки. Затем тропа стала резко терять высоту и привела нас на слияние с правым притоком. Появились первые сосны, а в стороне шумел водопад. Тут мы и поставили лагерь (в 18.00), пошёл проливной дождь, который шел всю ночь.

5-7 августа (10-12 день)

На утро погода наладилась, не торопясь вывесили на сушку вещи, поели, собрались и пошли по тропе 7 км по лугам и пролескам.

Вышли к невероятным песчаникам, траверсом прошли их и спустились в поселок Эльбрус, где нас ждала «газель». Она отвезла нас в пос. Чегет.

Здесь мы провели 3 неиспользованных запасных дня на базе «Заповедная сказка» (Абу 8-928-704-40-36, жили в домиках 200-250 руб. за человека плюс 50 руб. за пользование душем, то же самое в Терсколе стоит 500 руб. с человека и выше). Ели шашлыки, катались на канатке.

8 августа (13 день)
Загрузились в «газель» и уехали в Прохладный (2500 р. на всех).

Дмитрий Рюмкин, специально для Заброска.рф

Восхождение на Эльбрус с севера: невероятно красивый треккинг

Есть еще один прекрасный маршрут. Он начинается у горного селения Хурзук. Этот путь выбирают только наиболее активные, любознательные поклонники горных походов.
Отправляясь на Эльбрус с севера маршрут похода детально описан ниже, вы увидите:
• прекрасные горные вершины;
• великолепный Эльбрус;
• незабываемые кавказские пейзажи;
• сразу два очаровательных перевала и два неповторимых ущелья;
• сказочный каменный мост;
• несколько водопадов различной высоты;
• немецкий аэродром и многое другое.

И это далеко не все красоты, которые вас ждут, если вы выберете трекинговое восхождение на Эльбрус с севера. Всего на поход выделяется 11 дней, плюс два резервных, если погода на горе будет плохой и придется ее пережидать.

(Смотрите видео всего 3 минуты и узнаете почему круто взойти на Эльбрус)

Первый день

Сбор группы в Пятигорске, поселение в гостиницу, закупка необходимого инвентаря и аксессуаров и т.д. Вечером – неспешная прогулка по красивому городу и ужин, во время которого группа познакомится ближе.

Второй день

Переезд до селения Хузрук. Именно тут отправная точка всего путешествия. Сначала переезд на машинах до ущелья Джилы-Суу. Тут группу ждет:
• ночевка в палатках;
• первое приготовление пищи на костре;
• привыкание к походным условиям.
Если возникнет желание, можно прогуляться до источника с минеральной водой.

Основные трудности и опасности при восхождении на Эльбрус:

1) Разряженная атмосфера и влияние гипоксии на организм восходителя. Эта проблема решается правильной акклиматизацией к условиям высокогорья на всем протяжении программы восхождения.

2) Особенности ледникового рельефа на маршруте и наличие закрытых снегом трещин на леднике. Данный вопрос решается правильной и безопасной техникой передвижения по рельефу. Опасные участки ледника преодолеваются в связках, с использованием специального альпинистского снаряжения – такого как кошки, ледоруб и индивидуальное страховочное снаряжение. В процессе программы гид должен научить вас пользоваться всем этим, а также технике хождения в связках.

3) Воздействие низких температур и опасность получения обморожений (даже летом!). Здесь важен грамотный подбор снаряжения, одежды и обуви. Гид должен помочь вам и в этом. Если у вас чего-то не хватает – не проблема. Пункты проката к вашим услугам.

4) Жесткая солнечная радиация – на высоте она может вызвать сильные солнечные ожоги кожных покровов и временную потерю зрения, так называемую «снежную слепоту». Эта проблема решается использованием защитного крема с фактором 50 и выше, а также защитных очков со степенью защиты не менее 3 единиц.

5) Плохая погода – это в первую очередь отсутствие видимости и сильный ветер. Погода на Кавказе может меняться несколько раз за день на диаметрально противоположную. В какой-то мере можно полагаться на прогноз и ловить хорошую погоду, но надо быть готовым ко всему. На случай ухудшения видимости надо иметь навигатор с записанным на него треком, чтобы даже в тумане можно было вернуться обратно не уйти в зону ледовых трещин.

Чем же так привлекает Эльбрус?

Во-первых, своей высотой. Некоторые выполняют программу по восхождению на высочайшие точки всех 7-ми континентов, поэтому Эльбрус – обязателен в их списке.
 

Во-вторых, это не просто гора, но еще и вулкан, правда спящий. Так что сюда приходят и с программой по восхождению на высочайшие вулканы всех континентов. 

Фото: apex-tour.com.ua 

Эльбрус очень доступный в плане логистики. Добраться к его подножию не составляет большого труда. 
Он считается сравнительно легкой горой с технической точки зрения – грубо говоря, восхождение проходит пешком. Но не надо забывать, что эта простота обманчива. Есть такие факторы, как влияние гипоксии на организм восходителя, а также погодные условия, которые могут варьироваться от благоприятных до очень суровых.

Основные маршруты на Эльбрус

На Эльбрус ведут несколько маршрутов, которые могут удовлетворить любого восходителя – от новичка до весьма искушенного альпиниста. Маршруты есть со всех четырех сторон света.Самый доступный и сравнительно простой маршрут — с юга Эльбруса.

На юге Эльбруса расположен горнолыжный курорт, там очень развитая инфраструктура: хорошая асфальтированная дорога до поляны Азау, множество гостиниц разного уровня, а для желающих жить в палатках есть кемпинги в живописном сосновом бору с горной речкой на окраине поселка Терскола. 

Фото: prielbrusie-ski.ru

От поляны Азау наверх, до высоты 3800 м, вас поднимут горнолыжные подъемники. Выше есть множество горных приютов, где можно переночевать за сравнительно небольшую плату, если не хочется жить в палатке. С юга ходят, как правило, на западную вершину Эльбруса (5642 м). 

Можно запланировать восхождение с любым уровнем комфорта. Везде есть сотовая связь, посты спасателей МЧС, даже на высоте 4200м. Немаловажным фактором является наличие множества пунктов проката снаряжения, где вы можете арендовать то, чего вам не хватает.  
Если вы решили идти на Эльбрус с юга, то добираться туда лучше из Пятигорска.
 

С севера Эльбруса идет второй по популярности маршрут на гору. Как правило, отсюда восходители идут на восточную вершину Эльбруса (5621 м). Базовый лагерь на севере расположен на поляне Эммануэля, куда можно добраться только на подготовленной машине-внедорожнике. 

Фото: apex-tour.com.ua

Но есть другой вариант: доехать до минеральных источников Джылысу по превосходной дороге, а уже оттуда прогуляться с рюкзаком до поляны Эммануэля – путь займет около часа. На поляне расположены несколько приютов и места под палатки, специально огороженные от праздно пасущихся коров. 
 

Следующий лагерь находится на высоте 3800 м, на границе морены и ледника, там тоже есть приюты и места под палатки. Летом там действует пост МЧС. Путь от поляны Эммануэля до лагеря на 3800м возможен только пешком, тут нет альтернатив. Единственный способ облегчить себе заброску – заказать подъем грузов портерами из базового лагеря до штурмового. 

Людей на севере меньше, чем на юге. Сотовая связь есть, но только Мегафон, причем он работает примерно с 15 июня по конец августа, так как ретранслятор автономен и требует подвоза горючего. 
Зимой дороги завалены снегом, и проехать до ретранслятора проблематично. Если вы решитесь идти с севера, то трансфер к подножию Эльбруса лучше организовать с Кисловодска.

Еще один маршрут есть с востока – на восточную вершину. Это очень серьезный маршрут для подготовленных спортивных групп. Он предполагает полностью автономный поход на срок не менее 12 дней. 

Фото: bigmountain.ru 

Маршрут начинается с трассы с юга, идущей по Баксанскому ущелью. Цивилизацию вы увидите в первый и последний день путешествия.  Отправляясь туда, неплохо бы захватить спутниковый телефон, сотовой связи там нет. А из людей вы там в лучшем случае встретите таких же восходителей, как вы. 

Самый сложный маршрут на Эльбрус лежит с запада, через долину Хотютау. Этот маршрут также сложен и подходит только для спортивных групп. 
Заброска под маршрут нетривиальна, из людей там никого нет, а начало маршрута лежит в погранзоне, и туда нужно оформлять пропуск заранее. Идя этим маршрутом, вы должны идти в команде, которая в случае чего сможет осуществить спасательные работы. 

Фото: skigu.ru

Общая информация

Приэльбрусье — район Кавказа, охватывающий окрестности самой высокой вершины Европы Эльбруса (5642 м) и многие вершины Главного хребта. Самый крупный поселок в Приэльбрусье — Терскол.
Горнолыжные трассы и подъемники сосредоточены непосредственно на склонах Эльбруса, и чуть ниже по Баксанскому ущелью на горе Чегет.
 
 

Читать целиком Приэльбрусье — район Кавказа, охватывающий окрестности самой высокой вершины Европы Эльбруса (5642 м) и многие вершины Главного хребта. Самый крупный поселок в Приэльбрусье — Терскол.
Горнолыжные трассы и подъемники сосредоточены непосредственно на склонах Эльбруса, и чуть ниже по Баксанскому ущелью на горе Чегет.
Первый горнолыжник спустился со склонов Эльбруса в 1939 году. Это был чемпион СССР по слалому Вадим Гиппенрейтер. Настоящий туристский бум начался здесь в 1959 году, когда было принято решение создать в Приэльбрусье базу отдыха, спорта, альпинизма и туризма.
Шесть лет спустя заработала первая очередь «Эльбрусской канатки» от станции «Азау» до станции «Кругозор».
Горнолыжный сезон в Приэльбрусье длится с самого начала декабря по конец мая. Катание на отдельных участках склонов возможно круглый год.
 

Описание зоны катания ЭЛЬБРУС-АЗАУ
Горнолыжный комплекс «ЭЛЬБРУС-АЗАУ» начал свою работу в середине 20 века. Первая очередь «Эльбрусской канатки» от станции «Азау» до станции «Кругозор» заработала в 1969 году, обслуживая туристов со всего мира. С тех пор горнолыжный комплекс «Эльбрус-Азау» является особенным местом для любителей горных склонов.
Две вершины потухшего вулкана (западная и восточная) практически круглогодично покрыты снегом и льдом, что позволяет весь год кататься на некоторых отдельных участках склона Эльбруса. Двухвершинный великан Эльбрус покоряет своих гостей широкими трассами, которые подойдут и лыжникам, и сноубордистам.
Гора Эльбрус — самая высокая вершина не только в России, но и в Европе. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная 5621 м. Максимальная высота подъема на канатных дорогах — 3780 м (Гара-Баши). А горнолыжники с уверенностью заявляют: «Эльбрус — самая большая лыжная гора в мире».
Горнолыжный комплекс «Эльбрус Азау» берет свое начало на поляне Азау, расположенной у подножия величественного Эльбруса.Описание зоны катания ЧЕГЕТ
Горнолыжный комплекс ЧЕГЕТ также функционирует с середины 20 века. Первая в стране канатно-кресельная подвесная дорога на горе Чегет заработала в 1963 году. Длинная и относительно крутая трасса Чегета по праву носила звание одной из самых сложных в Советском Союзе. Сейчас она входит в список сложнейших горнолыжных трасс мира.
В феврале 1963 года на склонах Чегета прошла зимняя спартакиада. Сооружение кресельной дороги на ГК «Чегет» значительно способствовало развитию лыжного спорта. Благодаря этой спартакиаде «Чегет» получил мировую известность.

Общественного транспорта между горнолыжными курортами Приэльбрусья нет, но большая часть отелей организует для своих гостей доставку к нижним станциям Чегета или Эльбруса. Так же можно воспользоваться услугами такси – от 150 до 300 рублей за легковую машину.
 

Эльбрус туристический

Туризм приносит немалые вливания в бюджет Кабардино-Балкарии. Тысячи туристов ежегодно посещают склоны местных гор и занимаются здесь скалолазанием, восхождением на вершину, катаются на лыжах или просто наслаждаются первозданной красотой здешней природы. С южной и восточной стороны Эльбруса, вдоль Баксанского ущелья, сосредоточена обширная сервисная инфраструктура:

  • турбазы;
  • гостиницы;
  • кафе;
  • автодорога.

Туристы на Эльбрусе

Выше в горах для туристов сегодня тоже работают гостиница, несколько приютов-хижин и канатные дороги. С северного склона туробъектов намного меньше.

Инфраструктура развивается – строятся новые станции канатной дороги, а в 2014 г. на склоне Эльбруса открыли самую высокогорную гостиницу Европы (3,9 тыс. м). На Эльбрусе работает множество лицензированных туркомпаний. Они предлагают относительно безопасное восхождение на вершину с профессиональным альпинистом. Всего зарегистрировано порядка 10 маршрутов разной степени сложности.

Однако подъём на Эльбрус – совсем не легкая прогулка. Несмотря на готовность спасателей прийти на выручку, сложное восхождение при резких перепадах температуры, пронизывающем ветре и запахе сероводорода может быть опасно для здоровья и жизни неподготовленного человека. Ежегодно в горах гибнет до 15-20 человек: как любители, так и опытные спортсмены. Главные опасности – пульсирующие ледники, которые могут внезапно сойти со склона, и перемерзание.

Подход к Эльбрусу: зима летом

28 июля (2 день)

На утро весь травянисто-осыпной склон был покрыт снегом. Видимость была низкой. Висел туман.

Позавтракав, решили сделать разведку и пройтись по тропе в сторону перевала Балк-Баши он же Палбаши (N 43°23´33,2´´ E 042°24´11,2´´). Прогулявшись, поняли, что тропа вполне просматривается под снегом. Вернулись в лагерь, основательно подкрепились и в 11.45 выдвинулись на перевал — 3700 м, 1 «а».

Подъем занял 5 часов.

При подъеме снега было по щиколотку, на перевале чисто — снег сдувало, а на спуске его было по колено и выше.

На стоянках под перевалом уже были группы. Мы подошли, познакомились, поставили наш второй лагерь (N 43°23´32,8´´ E 042°24´30,3´´).

Снег валил всю ночь.

Одна из наших палаток, четырехместная палатка Red Fox, из-за особенностей конструкции проседала и кривилась под снегом. Приходилось каждые 2 часа вылезать наружу и стряхивать с нее снежную шапку.

29 июля (3 день)

Вот и утро. Некоторые участники почувствовали первые признаки горняшки и отказались от завтрака. Собрались и вышли из лагеря в 8.40.

Пошли вниз. Тропы было не видно, шли по GPS по колено в снегу. Пониже снега становилось меньше и показалась тропа, которая вывела нас на тундровые плато. Снег закончился.

Перешли речку достаточно бурную. После переправы устроили обед. Вышли на дорогу, идущую по степным плоскогорьям в долину Джилысу к источникам, но нам надо было на Немецкий аэродром.

По описаниям совершавших восхождение на Эльбрус, отчет которых мы прочитали при подготовке к путешествию, где-то должна была быть отворотка к «немецкому аэродрому». Похоже, мы до нее не дошли и по рекомендации местного чабана, обгоняющего нас верхом, свернули раньше и пошли по полю. Поле перешло в склон, затем в очень крутой склон. Мы засомневались, подумав, что нас послали неверно и уже хотели повернуть обратно, как вдруг в траве наткнулись на тропу, петляющую траверсом и плавно сбрасывающую высоту, которая вывела нас к бурному ручью.

Перейдя ручей, она повела нас вверх между скал лавового потока и наконец-то вывела на огромное плато с тундровой растительностью – Немецкий аэродром.

Мы пересекли его и на другой стороне увидели хорошо набитую широкую тропу, ведущую на Северные стоянки и  приюты с которых и начинается восхождение на Эльбрус с севера — к Восточной вершине. На этой тропе, на 2880 м, мы поставили лагерь (N 43°24´48,4´´ E 042°29´39,7´´) и заночевали.

30 июля (4 день)

На утро всё плато было покрыто снегом, а около 11 утра по тропе вверх с поляны Эммануэля на Северные приюты пошли группы. В 11.50 двинулись по тропе вверх и мы.

Описание подъема с «немецкого аэродрома» на северные стоянки

Прибыли в 15.20. Высота 3780 м. Увидели множество каменных «гнезд» – мест под палатки. Заняли два – поставились и осмотрелись – хорошо видна тропа восхождения. На Северных стоянках ловит «Мегафон», поэтому отзвонились родным. Состояние у всех нормальное. Начали готовиться к восхождению.

Полезные статьи:

  • Восхождение на Эльбрус. Сделай гору зимой!
  • Хан-Тенгри: моя горная болезнь