Пещерный город эски-кермен

Эски-Кермен (Крым): храмы и укрепления

Эски-Кермен с татарского переводится как «Старая крепость». Он был построен на плоской вершине, имевшей обрывистые склоны. Сам город занимал 4/5 площади плато — 8,16 га из 10. Главная дорога в город шла с южных склонов.

С запада и востока роль укреплений выполняли многометровые отвесные утесы, а на севере располагался утес. В город вели, кроме основной дороги, еще 3 тропы, поднимавшиеся с востока и севера.

В городе было много храмов. Самым известным из них являлся храм «трех всадников». Его построили на стыке 12-13 веков, когда была велика вероятность вторжения татар. Одним из всадников считается Георгий Победоносец, пронзающий змея. Остальные двое – Федор Стратилат и Дмитрий Салунский. На территории города Эски-Кермен находится интересный храм — Успения, который возник в эти же годы. Недалеко от Эски-Кермена, в соседнем ущелье Черкес-Кермен, расположен пещерный храм Донаторов.

Город был подготовлен к длительной осаде: высокие стены, многочисленные защитники и камнеметы, которые позволяли держать врагов в отдалении. Был в крепости и осадный колодец, в котором до сих пор сохранилась вода. Именно он — главная достопримечательность Эски-Кермен. К нему ведут полустесанные временем скользкие ступени в несколько пролетов. Но главные родники все-таки находились за пределами города.

Кстати, название Эски-Кермен дали городищу татары, которые просто не знали времени его постройки. В те годы здесь давно никто не проживал. Также опустело и укрепление на соседнем плато Тапшан, где была крепость Кыз-Куле.

Город

Бахчисарай. Крым.
Бахчисарай — это сердце Крыма. Во всемирной истории он известен, прежде всего, как город, в котором на протяжении двух с половиной столетий располагалась столица крымского ханства.Приехав в Бахчисарай, вы окунетесь в историю наяву, так как возникает уникальная возможность созерцать Крымский полуостров таким, какой он был много лет тому назад. На каждом шагу…

Инкерман Крым
Инкерман — город с многовековой историей, последнее название которого было Белокаменск. Такое название город имел 15 лет до 1991 года, а потом переименовали в Инкерман. Основанный как крепость, он сформировался в 20 веке в рабочий поселок.

Город расположен в юго-западной части Крыма, вблизи Севастополя, и является составляющей единицей Балаклавского района города…

Севастополь
​Севастополь — это город с многовековой историей, который расположен в юго-западной части Крыма, непосредственно у берега Черного моря, береговая линия которого составляет 106 километров. Основные исторические достопримечательности расположены в южной части Севастопольской бухты.

Географические координаты города Севастополь на карте Крыма GPS: N44.6146, E33.6380.

Поселок Орлиное, Крым.
Поселок Орлиное в Крыму расположен в Байдарской долине, в горной местности основного горного массива Крыма. Расстояние от Орлиного до Фороса — 14 км, от Орлиного к Севастополю — 27 км.

Географические координаты поселка Орлиное на карте Крыма GPS N 44.447917 E 33.772803

Первое название поселка Орлиное — Байдары, в переводе с тюркского “богатый овраг”,…

Виды размещения, номера, цены

Стоимость проживания в однокомнатной древней пещере, рассчитанной на 2 человек, составляет 3000 руб. в сутки. Пещера стоит дороже, обойдется в 6000 руб., но в ней могут разместиться 4 человека.

Комфортабельные номера туристической базы стоят от 1000 руб. до 2000 для взрослого постояльца, для ребенка дешевле — 500 руб. в сутки.

Существует и самый бюджетный вариант отдыха — палатка, за нее следует заплатить взрослому человеку 300 руб., за детей — 200 руб. с человека в сутки.

Имеется возможность взять с собой в Эски-Кермен четвероногого друга семьи. За собаку весом до 10 кг надо отдать 1000 руб. за сутки, а если питомец тяжелее, то цена договорная.

Крепость Эски-Кермен в Крыму

Экскурсия сюда проводится гидами вдумчиво, с многочисленными повествованиями и объяснениями. Это не какой-нибудь одиноко стоящий маяк или беседка, пронизанная морским бризом на высоком холме. Вся система, которую специалисты относят к данной достопримечательности, насчитывает более четырехсот различных пещер. Кроме этого посетители могут рассмотреть:
•укрепления VI века, выстроенные первоначальными хозяевами – византийцами;
•остатки фортификационных построек, датируемые XII веком, как раз перед набегом монголов;
•осадный комплекс, демонстрирующий древнюю военную мощь;
•базилика, дожившая до наших дней в виде руин;
•пещерные храмы;
•множество фресок, описывающих быт.
Особо примечательно рассматривать все эти древние исторические монументы в соседстве с современными зданиями, составляющими сегодняшний туристический комплекс. Именно с этой точки зрения интересно не самостоятельное посещение комплекса, а в составе экскурсии с информированным гидом.

Как добраться?

Чтобы увидеть все чудо, нужно знать, как добраться в Эски Кермен пещерный город-призрак:

1. Из Симферополя рейсовым автобусом по маршруту до Залесного, доехать до остановки село Красный Мак;

Расписание автобусов из Симферополя до остановки Красный Мак

Расписание автобусов Севастополь-Красный мак

2. На электричке Симферополь-Севастополь добраться до с. Фронтовое (станция 1509 км), там пересесть на автобус №45 и доехать до села Красный Мак или в Холмовку;

Расписание электричек Симферополь-Севастополь

3. На рейсовом автобусе до Холмовки до конечной.

Расписание автобусов Севастополь-Холмовка

А теперь от Красного Мака или Холмовки по указателям примерно 6 км пешком. Попутки ходят часто, поэтому вопроса, как добраться в Эски Кермен, не возникнет. Но даже если выбрали прогулку, не разочаруетесь – места настолько богаты красотами, что путешествие принесет одно удовольствие!

На автомобиле доехать до села Танковое, а затем в Красный Мак, перед которым есть поворот на Холмовку – сворачивайте влево и направляйтесь в Эски Кермен. Как добраться от поворота: проехать до большого фермерского хозяйства – его изгородь видно сразу, повернуть налево и откроется та самая заповедная долина, а над нею Эски Кермен – пещерный город на карте обозначен координатами: N 44.6087 E 33.7400.
Как доехать на машине из Симферополя в Эски Кермен (карта)

Из Севастополя

Из Ялты

Из Севастополя идет электричка Севастополь-Симферополь, доехать до села Фронтовое, там автобус 45 маршрута. Из Ялты на рейсовом автобусе до Бахчисарая, потом пешком по указателям.

Как добраться в пещерный город Эски Кермен из Бахчисарая:

1. На автобусе Бахчисарай – Залессное до Красного Мака

2. На автобусе Бахчисарай – Холмовка до конечной остановки.

Отправляясь в Эски Кермен на собственном авто, не беспокойтесь о том, где остановиться. Тут нет заповедной зоны, поэтому место для ночовки можно выбрать по собственному вкусу. Кроме турбазы есть неплохие кемпинги по дороге, да и от Симферополя достопримечательность располагается не так далеко, чтобы нельзя было вернуться ночью. А вот чего делать нельзя, так это не посмотреть Эски Кермен пещерный город, в котором до сих пор не разгаданы тайны вечности.

Кафа

Не меньшее впечатление производит и генуэзская крепость в древней Феодосии – городе, основанном ещё греками в VI веке до н.э. Вместе с Сугдеей, Феодосия входила в оборонительную линию Византии в Крыму. Помогавшие в XIII веке восстановлению Византии генуэзцы укрепились в Феодосии, прозванной ими Кафой, и сделали её столицей своих черноморских владений. В середине XV века её население (70 тысяч) превышало население пришедшего в упадок Константинополя.

Переход города под власть Османской империи способствовал его дальнейшему расцвету на посреднической работорговле, с которой наживалось разноплемённое купечество Кафы. В 1616 году украинские казаки гетмана Петра Сагайдачного штурмом взяли выстроенную генуэзцами крепость, освободив тысячи невольников. После этого Кафа сходит на нет как торговый центр, хотя сохраняет военное значение для турок. В 1771 году русским войскам снова пришлось брать её с бою.

Пещерные храмы у въезда в город

Верхний, третий марш ведет к городским воротам вдоль скального обрыва с искусственными пещерными сооружениями: храмами, гробницами и усыпальницами. Их создание относят к X-XI вв, т.е. к тому времени, когда старый некрополь на юго-восточном склоне плато оказался заброшен, а на его месте разбили виноградники .

Эски-Кермен. Большой пещерный храм. Фото: Андрей Васильев, 2006.

Похоронный обряд, распространившийся на рубеже тысячелетий в горном Крыму, предполагал двойное погребение усопшего. Первоначально его тело помещали в каменную гробницу, подобную тем, что высечены в верхнем марше подъемной дороги. Как правило, они были прямоугольной или слегка округлой формы в рост человека, с закрывавшими их плитами перекрытия, которые вводились в специальные вырубные «заплечники». Таким образом в едва прикрытой плитой гробнице находился разлагающийся труп, к которому легко могли подзахоронить «соседа». Спустя некоторое время, когда тела полностью истлевали, останки переносили в специальную усыпальницу (оссуарий). Оссуарии представляли собой овальные помещения с нешироким входом, также вырубленные в скале. Кости в них лежали в полном беспорядке в ожидании дня воскресения мертвых. Обряд, подобный крымскому, зафиксирован, в частности на Афоне и возможно имеет малоазиатское происхождение .

Самыми большими пещерными сооружениями кладбищенского комплекса были вырубные храмы, расположенные здесь же на расстоянии примерно 25 метров друг от друга. Уровень пола «Большого храма» находится приблизительно на 2,5 метра выше уровня поверхности дороги. Первоначально из-под обрыва в него вела лестница, сложенная насухо. При этом строители использовали в том числе облицовочные камни старой византийской стены. В плане церковь имеет форму трилистника. Ее размеры 4×4,7×2,3 м. Западная стена в настоящее время отсутствует, судя по наличию пазов и гнезд для балок она была деревянной. Апсида расположена в восточной части и отделяется от боковых стен храма скальными простенками, которые, поднимаясь к потолку, образуют алтарную арку. К восточной стене примыкает каменный синтрон, в полу алтарной части – вырубки для престола. Гнезда для крепления балок в простенках, потолке и полу предназначались для деревянной алтарной преграды. Вдоль северной и южной стен церкви вырублены скамьи . Рядом с храмом пять усыпальниц и пять гробниц .

Медведев И.Н. Эски-Кермен (Большой пещерный храм). Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря, графа Алексея Уварова. Табл.: LXXII.

«Малый храм», сопровождаемый тремя усыпальницами находится почти у самых городских ворот. Он представляет собой помещение прямоугольной формы размерами 4,1×4,7×2 м., вытянутое с севера на юг, таким образом, что его ширина больше длины. Западная стена с дверным проемом в настоящее время частично разрушена.

Эски-Кермен. Храм у городских ворот. Фото: Андрей Васильев, 2006.

Напротив, входа относительно глубокая (1,7×2,3 м.), если учитывать небольшие размеры помещения, апсида, ранее отделявшаяся от нефа деревянным иконостасом. Престол был высечен в скале. Его изображение можно увидеть на гравюре из неизданного альбома графа Уварова. В 20-х-30-х гг. нашего века он уже был сбит и опрокинут . Вдоль северной стены храма широкая скамья или лежанка, высотой около метра, которая могла использоваться для отпевания покойника , аналогичная, но более узкая конструкция видна у южной стены.

Медведев И.Н. Эски-Кермен. Пещерная церковь (Храм у городских ворот). Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря, графа Алексея Уварова. Табл.: LXIX.

Любопытной особенностью храма является наличие смежного помещения с лежанкой и окном, выходящим на дорогу. Возможно, оно предназначалась для причётника церкви, одновременно выполнявшего обязанности стражника или привратника . По другой версии здесь находилась ризница .

Оба храма являлись частью кладбищенского комплекса, к которому тяготели и две наземные часовни с гробницами между первым и вторым маршами подъемной дороги. По всей видимости, каждая из часовен обслуживала какую-то часть населения или несколько семей из числа с тех, кто не мог позволить себе более престижное захоронение в черте города – на центральной площади у базилики или в храме «Судилище» .

Как посетить Мангуп-Кале и Эски-Кермен за один день без ночёвки?

Если вы прочитали предшествующую часть текста, то, наверняка, уже и сами наметили подходящие варианты. Ниже я предлагаю парочку наиболее привлекательных на мой взгляд. Без беготни и спешки, даже с запасом времени, в тайминге сознательно берутся увеличенные интервалы. Подход исключительно бюджетный. На такси или личном автотранспорте, понятно, без проблем всё удастся и без предварительного планирования.

Сразу оговорюсь, что в плане эстетического восприятия не советую укладывать оба пещерных города в один световой день, поскольку и в Эски-Кермен, и в Мангуп лучше всего попасть рано утром. Однако, если времени не хватает…

Наличие GPS и навигатора в телефоне с картой Крыма (мне помогал maps.me) — обязательное условие для прогулки. Иначе велик риск где-нибудь заплутать и напрочь выбиться из графика.

  • Из Бахчисарая (без возврата)
  • В 7-35 на автовокзале садимся на автобус до села Красный Мак. Поездка займёт 20 минут. 35 рублей.

  • 8-00 — 10-00: прогулка по тропинке (5 км) к северному входу в Эски-Кермен.

  • 10-00 — 11-00: осмотр крепости.

  • 11-00 — 13-30: от восточного входа прогулка к селу Ходжа-Сало (6 км).

  • 13-30 — 14-10: подъём на плато.

  • 14-10 — 16-00: осмотр Мангупа, перекус наверху.

  • 16-00 — 18-30: спуск в сторону Терновки через «Мышеловку» (6 км) либо в обход (7 км) и прогулка до села Терновка.

    Автобус №40 до Севастополя будет в 18-15 и в 19-00. Так что можно и пораньше прийти, и немного опоздать. В Севастополе, соответственно, оказываемся в 7 или 8 вечера. Проезд стоит 50 рублей.

  • Из Севастополя
  • В 7-30 на остановке «5 километр Балаклавского шоссе» (это один из транспортных узлов города) садимся на автобус №40 до Терновки. Затраты — 40 минут и 50 рублей.

    Далее два варианта — сначала Мангуп, потом Эски-Кермен или наоборот. Лучше начать с Мангупа, поскольку подъём/спуск чуть труднее.

  • 8-10 — 10-30: прогулка до Мангупа и подъём на плато через «Мышеловку» (6 км) либо в обход (7 км).

  • 10-30 — 13-00: осмотр Мангуп-Кале, перекус, спуск к Ходжа-Сала.

  • 13-00 — 15-30: прогулка к восточному входу в Эски-Кермен (6 км).

  • 15-30 — 16-30: осмотр пещерного города.

  • 16-30 — 18-30: от восточного же входа прогулка до Терновки (5 км)

  • Здесь ориентируемся на те же два рейса автобуса №40 до Севастополя: в 18-15 и в 19-00.

Альтернатива

  • А сейчас о самом симпатичном мне варианте с ночёвкой (который не удалось реализовать лишь в частностях). Времени, кстати, он отнимет ненамного больше, зато в наличии удобство и перспектива побывать в обоих пещерных городах и утром, и подольше.
  • Из Бахчисарая: в 7-35 садимся на автобус до села Красный Мак, 8-00 — 10-00: прогулка по тропинке (5 км) к северному входу в Эски-Кермен.

    Из Севастополя: в 7-30 погружаем себя в автобус до Терновки. 8-10 — 10-00: прогулка по тропинке (5 км) к восточному входу в Эски-Кермен.

  • 10-00 — 12-00: осмотр пещерного города.

  • 12-00 — 13-00: отдых, перекус наверху или в кафе у северного входа.

  • 13-00 — 15-30: прогулка до села Ходжа-Сала.

  • 15-30 — 17-00: заселение, обед, отдых.

    Чем занять вечер — вопрос предпочтений, по селу гулять особо негде, всего одна улица. Можно посидеть у озера, полюбоваться на пейзажи, внимательно осмотреть лоточки с сувенирами, почитать книгу и т.д.

    Подъём ранний, спать тоже неплохо бы лечь пораньше.

  • Выход из дома — с рассветом, а лучше за полчаса до, чтобы встретиться с ним наверху. Беру усреднённое отчётное время — 6-30.

  • 6-30 — 7-20: подъём на плато.

  • 7-20 — 13-00: осмотр Мангупа, посещение интересных обзорных точек, отдых, перекус наверху.

  • Далее два варианта: либо спуститься к селу Ходжа-Сала, забрать вещи и ехать в Бахчисарай на автобусе, уходящем в 14-20; либо, взяв вещи с собой утром, спуститься с обратной стороны через «Мышеловку» или в обход и прогуляться 6 километров до Терновки, где в 16-00 любезно воспользоваться автобусом на Севастополь.

Спасибо за внимание! Информация актуальна на апрель 2018 года. Неподалёку заметка о других достопримечательностях Бахчисарая

О пещерном монастыре Качи-Кальон читайте здесь.

Чуфут-Кале

Крымско-татарское название этого укрепления, искусно использовавшего скально-пещерный ландшафт, означает «еврейская крепость». Её первые сооружения относятся к VI веку. Она играла значительную роль в обороне византийских владений. Это мог быть легендарный город Фуллы, резиденция епископа.

Город был населён в основном аланами, основавшими в Крыму своё государство, вассальное от Византии. В XI веке город был временно захвачен половцами, от которых получил имя Кырк-Ер. В XIV веке в Кырк-Ерском княжестве стали в большом количестве селиться караимы – крымские неталмудические иудеи.

После того, как в XV веке образовалось Крымское ханство, евреям и караимам было запрещено жить в нём где-либо, кроме Кырк-Ера. Так город получил своё нынешнее татарское название. Кроме того, Чуфут-Кале служил место ссылки провинившихся ханских военачальников. После вхождения Крыма в состав России в конце XVIII века ограничения на проживание иудеев в Крыму были сняты, и в течение XIX века жители покинули город.

Перекоп

Крепость известна благодаря своему стратегическому значению — она прикрывает Перекопский перешеек, связывающий полуостров с «большой землей». Вал и ров в узком месте перешейка строили разные народы с незапамятных времён (по преданиям, ещё тавры и киммерийцы), и всякие новые хозяева полуострова считали важным делом обновлять эти укрепления. Нынешние руины относятся к крепости, сооружённой крымскими татарами в начале XVI века при хане Менгли-Гирее I. Через ворота Перекопа в XVI-XVII вв. прошли миллионы русских и украинцев, угнанных в рабство крымскими татарами.

Укрепления Перекопа – наглядный пример того, что любая крепость рано или поздно падёт. Несмотря на, казалось бы, неуязвимое положение, Перекоп неоднократно захватывали запорожские казаки. В 1663, 1736 и 1738 гг. Перекоп брали русские войска. В 1771 году они взяли его окончательно, срыв укрепления. В ХХ веке новейшие фортификационные сооружения на Перекопе трижды не устояли перед наступавшими войсками: в 1920 и 1944 гг. перед Красной армией и в 1941 году перед вермахтом.

Качи-Кальон

Пещерный город Качи-Кальон прежде всего известен своим одноименным монастырем. Он был покинут своими обитателями позже, чем в других пещерных городах, поэтому степень его сохранности относительно велика. В сравнении с другими пещерными городами Крыма к Качи-Кальон добраться проще всего.

В переводе название означает «Крестовый корабль». При наблюдении с расстояния дейсвительно возникает ассоциация с носом корабля. Что касается крестов, то их нетрудно усмотреть в расщелинах скал.

Предполагается, что поселение с крепостью Качи-Кальон возникло для контроля важного торгового пути, связывающего юг и запад полуострова. О монастыре известно с VIII в

На протяжении дальнейшей истории он и поселение несколько раз разрушались и возрождались. После очередного восстановления монастырь действовал до 1932 г.

В нынешнем городе Качи-Кальон осмотру доступны четыре грота, церковь Св. Софии, Бисерный храм и источник св. Анастасии. Согласно легенде, он забил после гибели от диких зверей набожной девушки. Источник находится рядом с четвертым гротом, в котором сохранились детали действовавшего в нем храма.

В первом и частично втором гротах делали вино. В них сохранились каменные давильни винограда и фрагменты керамических изделий, в которые разливали вино. При посещении третьего грота угадывается жилое, культовое и хозяйственное предназначение его пещер.

Храм «Судилище» – святое место собраний верующих

Общий вид храма «Судилище»

Внутри скалы, рядом с главными воротами стоит храм с местом для крещения. Работы по его возведению датируются VI – VII веками. На этот же период времени приходится и строительство разнообразных оборонительных конструкций. Пещерный храм был большой по размерам и принимал прихожан через два входа, разделенных окном. Подходить к ним следовало со стороны коридора, ведущего к главным воротам.

Храм «Судилище»

Как и полагается, напротив входа в помещение храма установлен алтарь, и по полукружию его ниши проходит скамья. Это синтрон, оборудованный креслом для епископа. Алтарная часть сделана, как обособленный участок храма. Она отделялась преградой от «царских врат» и была декорирована фресками. В центре, на потолке имелось кольцо для размещения светильника. Нишу, вырубленную рядом с алтарем, предположительно, использовали для молитвенников. А слева от алтарной части находится и сама купель для крещения.

Как выглядят пещеры древнего города

Каземат

В городище Эски-Кермен и на прилегающей к нему территории находятся более 400 древних пещерных сооружений. На самом плато насчитывается свыше 350 пещер. Вот почему Эски-Кермен признан «самым пещерным» из всех крымских пещерных городищ. При этом большая часть пещер расположена на краях обрывов в южной части города-крепости. По подсчетам археологов, доля хозяйственных пещер составляет 85% от их общего числа. Все остальные сооружения были либо оборонительными, либо культовыми. То есть пещеры использовались, в основном, не для жилья, а для удовлетворения хозяйственных нужд.

Население города занималось сельским хозяйством. На плодородных долинах местные жители разбивали сады, виноградники и возделывали огороды. Подтверждением этому служат найденные археологами давильни для ягод и одичавшие кусты винограда.

Казематы на восточном склоне

Все пещерные сооружения различны по своей форме и размерам. Самые маленькие из них занимают 6 кв. м, а площадь самых больших достигает 100 кв. м. Что касается форм пещер, то в Эски-Кермен они и овальные, и прямоугольные, но со скругленными углами, и даже неправильной формы.

Лестница в скале

Внутри хозяйственных пещер были найдены каменные кольца и яслями, и это говорит о том, что здесь держали домашний скот. Ученые заметили, что некоторые помещения для животных вырубали в скалах рядом с зерновыми ямами – хранилищами времен раннего Средневековья.

Поскольку древний город возводился как крепость, на случай его длительной осады неприятелем предусматривался осадный колодец. Найти его можно, пройдя по тропе, проложенной вдоль обрыва к восточной части плато. Здесь, над отвесными скалами можно заметить отверстие четырехугольной формы, которое и служит входом в колодец.

Для спуска вниз здесь существует высеченная в скале крутая лестница, которая упирается в 10-метровую галерею. С ее потолка в «сердце» колодца и просачивалась вода. Археологи подозревают, что в этом месте через горную породу пробивался источник, воду из которого древним строителям удалось перехватить прямо в толще известняка. По примерным подсчетам ученых, осадный колодец вмещал в себя до 75 кубометров воды. Такого объема жидкости вполне хватало для обеспечения всех потребностей переживающего осаду городища.

Странный союз

Так кто же жил в загадочном городище Эски-Кермен и построил замечательную церковь, открытую в этом сезоне учеными НИЦ истории и археологии Крыма и Института археологии Крыма РАН под руководством Александра Айбабина и Эльзары Хайрединовой? И почему эта находка так важна для изучения «пещерных городов»?

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что строительство этих великолепных крепостей началось во второй половине VI века, а создавали их византийские инженеры. Это был ответ на усилившуюся угрозу со стороны кочевников-тюрок, захвативших Боспор и угрожавших Херсонесу — центру византийских владений в Крыму. Неслучайно его стены и башни были усилены при правившем в 565–578 годах императоре Юстине II — племяннике и приемнике Юстиниана Великого.

К-4

Вид сверху на расчищенную археологами главную улицу одного из кварталов города

Фото: НИЦ истории и археологии Крыма/niciak.cfuv.ru

Если же говорить о крепости Эски-Кермен, то большинство специалистов сходится в том, что ее строительство началось во времена императора Маврикия, скорее всего, около 590 года. По краю горы-останца, самой природой созданной для устроения крепости, были построены стены, вырублены в скалах бастионы и защищенные от врага ворота. На плато был прорублен глубокий осадный колодец, построена великолепная трехнефная центральная базилика, разбиты улицы, хранилища и городские кварталы.

Для обороны горных крепостей, устроенных в проходах из степного Крыма к Гераклейскому полуострову и Херсонесу, были приглашены обитавшие в этой местности федераты (союзники Византии) — готы и аланы. Это были совершенно разные по происхождению народы: готы — выходцы из Скандинавии и Восточной Германии, а аланы пришли с Кавказа, их считают предками современных осетин. Но эти племена сблизила совместная борьба с беспощадными тюркскими кочевниками и совместная служба у византийских императоров. В конечном итоге этот союз был выгоден всем сторонам.

Несколько столетий готы с аланами верой и правдой служили Византии, постепенно воспринимая христианские традиции. Трансформация языческих обычаев в христианские хорошо прослеживается по находкам в могильниках, подтверждает это и учреждение Готской епархии с центром в городе Дорос. В VIII веке жители Горной Готии столкнулись с новым врагом — хазарами. Крепости были захвачены, в Доросе и некоторых других местах оставлен хазарский гарнизон, а на Эски-Кермене были частично срыты укрепления.

К-5

Сохранившиеся стены усадьбы

Фото: НИЦ истории и археологии Крыма/niciak.cfuv.ru

Ярким эпизодом противостояния местного населения хазарам стало восстание под предводительством епископа Иоанна Готского, пусть и неудачное, но показавшее нежелание народа мириться с новыми хозяевами. В середине Х века хазары были изгнаны из юго-западного Крыма, который стал отдельной фемой (военно-административным округом) Византийской империи. После этого начинается расцвет Эски-Кермена. Именно в это время и была построена найденная в нынешнем археологическом сезоне церковь с великолепными росписями.

Путешествие по Эски-Кермен

Подняться на пещерный город Эски-Кермен можно с восточной стороны двумя путями: либо сразу после входа свернуть с основной дороги на тропинку направо в лес и забраться в верх по склону, тогда вы попадёте в Дозорный комплекс (рекомендуем начать именно с него); либо вы можете пройти дальше по большой дороге вдоль восточной стороны городища и выйдете на тропу, поднимающуюся вверх к храму «Трёх Всадников».

Северный Дозорный комплекс легко пропустить, вход в него ловко спрятан в скальной расщелине, пробраться туда, пройтись по каменному тоннелю и подняться по ступеням древней лестницы, чтобы с вершины как античный страж Византийской Империи обозреть все окрестности горной Тавриды – это особое удовольствие и непередаваемые ощущения!

Далее по маршруту с восточной стороны расположен осадный колодец, он был спасением для жителей пещерного города в случае его длительной осады. Говорят, Эски-Кермен опустел в результате того, что этот самый колодец был обнаружен, враги перекрыли воду и город пал.

По крутому вертикальному спуску колодца на 30 метров в глубину скалы ведёт каменная лестница в 6 маршей, 89 ступеней и заканчивается 20-метровой скальной галереей, которая ранее служила накопителем для родниковой воды. Без специального оборудования здесь не обойтись, но если вы подготовитесь и совершите спуск – впечатления останутся незабываемые.

В центральной части плато сохранились руины базилики – раннехристианской церкви конца VI века, она расположена на вершине скального массива и, что удивительно, окружена лесом. Вероятно, когда-то здесь высаживали цветущие сады, выращивали виноград и плодовые культуры.

С восточной стороны плато находится ещё один интересный объект христианского культа – церковь «Успения» с купелью и алтарной фреской литургии ангелов, центром которой является золотая чаша, олицетворяющая таинство причастия.

В самом конце маршрута (а быть может, в начале, смотря откуда вы пойдёте) у подножия пещерного города вы обнаружите храм «Трёх Всадников», вырубленный в большом обломке отколовшейся когда-то от основного массива скалы. На северной стене в храме была обнаружена единственная уцелевшая фреска, на которой изображены всадники: слева – с копьём, средний олицетворяет Георгия Победоносца, поражающего змея, справа – всадник с мальчиком.

Благодаря этой находке храм получил своё современное название. Роспись фрески, как и появление самого храма историки относят к XII-XIII веку. Скорей всего, это была поминальная часовня – помещение небольшое, внутри него два окна и два входа, близ одного из них находятся две гробницы, вероятно, когда-то они были объектом поклонения.

Одно из самых интересных мест в пещерном городе Эски-Кермен – это центральный квартал с хорошо сохранившейся основной дорогой и воротами. Здесь расположен пещерный храм с колоннами и алтарём, углублениями для священных захоронений и кельями, пещерные комнаты в несколько этажей с панорамой на Крымские горы, луга и долины и ещё много всего интересного, что нужно увидеть своими глазами, потрогать, изучить, исследовать и получить от всего этого процесса массу удовольствия!

Автор текста и фотографий: Мария Соколова

Карту подготовил: Владимир Капустин

Описание

Кстати, а вы смотрели «9-ю роту» Федора Бондарчука? Некоторые сцены снимались на территории Эски-Кермен. Его склоны выдавали за горы Афганистана. Туристы, знающие об этом, специально отправляются сюда, чтобы лично побывать на месте, где снимался легендарный фильм.

Благодаря своим природным особенностям, отвесным скалам крепость Эски-Кермен уже сама по себе являлась отличным укрепительным сооружением. Но были на ее территории и рукотворные защитные объекты: стены на скальном фундаменте, ворота, несколько башен

Отдельное внимание стоит уделить сохранившемуся осадному колодцу. Это достаточно глубокая каменная шахта с такой же лестницей и небольшим озерцом на дне

Кстати, оно есть там и сегодня. Скорей всего водоем образован подводными течениями.

Эски-Кермен в Крыму

До наших дней ни одно укрепительное сооружение не сохранилось. Ученые предполагают: все они были уничтожены еще в восьмом веке, во время восстания хазар. На территории пещерного города, сегодня можно увидеть только каменные лестницы, фундамент, множество пещер. Некоторые из гротов создавались человеческими руками. Есть предположения, что это были не жилые помещения, а хозяйственные. В некоторых располагались церкви и гробницы.

Эски-Кермен в Крыму

Туристы, решившие посетить Эски-Кермен, в первую очередь стремятся попасть в церкви Успение Марии и Троих всадников. Последняя святыня скорей всего посвящалась Георгию Победоносцу, а имя получила благодаря сохранившимся наскальным фрескам. На склонах пещерного города до сих пор красуются заросли винограда, естественно ставшие к этому времени совсем дикими. Но селекционеры не оставляют попыток восстановить утраченные сорта. Не знаю, может, что и получится. Было бы хорошо.