Оглавление
Охрана природы Дагестана государством
Не вызывает никаких сомнений необходимость в охране и сохранении природных богатств этой живописной республики. С целью охраны природы Дагестана на территории субъекта Российской Федерации создают особо охраняемые территории, национальные парки, заказники и заповедники.
На сегодняшний момент в Дагестане есть шесть особо охраняемых территорий федерального значения, более тридцати — регионального.
Кроме того, в настоящее время не всем территориям, того заслуживающим, присвоен статус особо охраняемой. Правительством республики ведется активная работа по присвоению особого статуса таким территориям.
Наиболее известными объектами, взятыми под защиту государства, являются Дагестанский природный заповедник и Горный ботанический сад Дагестанского отделения Российской академии наук.
Население высокогорья
Из-за суровых природных и климатических условий данная местность крайне слабо заселена. В среднем на каждые 60 квадратных километров приходится всего два населенных пункта.
Численность жителей поселений также крайне мала. Главное занятие населения — разведение скота. Этот вид сельского хозяйства обеспечивает горцев мясом, теплой шерстью и питательным молоком. С другой стороны, в период максимально высоких показателей животноводства (семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого столетия) интенсивность выпаса скота сказывалась на состоянии высокогорного ландшафта, приводя к обветшанию и постепенному разрушению. В последнее время численность рогатого скота постепенно сокращается, что благоприятно сказывается на окружающей природе.
Архит
Хивский район
Предание о возникновении аула повествует, что основан он выходцами из других селений: Абдулой из с. Гасик, Айдемиром из с. Хурик, Расулом из с. Рукат, Гаджимурадом из с. Цалак и др. Последние два селения ныне не существуют. Вокруг Архита находятся также развалины селений Хангер, Гумгит, Даграрик, Мехлерик. Причиной оставления всех названных селений предание называет нашествие змей, которые якобы даже падали с неба, как дождь. Это предание очень распространено в Табасаране и в некоторых других частях Дагестана. Оно же легло в основу фантастической сказки о легендарной змее, за один день отравившей все население брошенных аулов.
Основание селения архитское предание относит ко времени около четырех с половиной веков тому назад. Говорят, что на месте нынешнего Архита жили армяне.
Балахани
Дагестанский аул на территории Койсубулинского вольного общества, основанный древними горцами еще до нашей эры. Ныне Балахани является одним из больших селений Унцукульского района, расположен на северной стороне горы Аракмеэр (Арактау), за отвесными скалами, возвышающимися на левом берегу реки Аварское Койсу.
Ближайшие населённые пункты: на северо-востоке — село Ирганай, на северо-западе — сёла Моксох и Харачи, на юго-востоке — сёла Аракани и Майданское, на юго-западе — сёла Оркачи, Буцра и Гоцоб.
Название села не что иное, как точное его топографическое месторасположение. В переводе с аварского языка на русский язык, слово Балахани – означает село «в защищенном месте, за гребнем горы».
По одной из версий, селение основано пришедшим из койсубулинской местности Белекан. История Балахани тесно связана с Цором, т.е. землями Грузии и Азербайджана, на границе с Дагестаном. Во взаимоотношениях с этими странами балаханинцы на протяжении веков занимали одно из ведущих мест.
Койсубулинское вольное общество всегда играло важную роль в общественно-политической жизни горного края, количеством воинских сил не уступало крупным феодальным владениям Кавказа. Дружины койсубулинцев временами нарушали спокойствие соседей, создавали им угрозу безопасности, иногда даже враждовали с разными ханствами и обществами. Особо воинственными были джамааты селений Унцукуль, Балаханы и Харачи. Очень часто в этих селениях формировались воинские группировки для решения тех или иных задач, отряды лихих джигитов из этих джамаатов отправлялись в набеги за пределы Дагестана.
Койсубулинцы, в любой момент могли побеспокоить и ближайших своих соседей, даже сильнейшее из феодальных обществ Дагестана — Аварское ханство.
Созданные дружины, в случае необходимости, использовались в совместных походах и действиях, выступали на выручку того или иного джамаата.
Есть предание о том, как балаханцы помогли унцукульцам противостоять хунзахским ханам. В одно время каждое хозяйство унцукульцев должно было платить хану по 4 меры зерна и винограда. Помимо этого хан стал требовать ореховую золу, применяемую для стирки. Притязания его все росли: он стал требовать от унцукульцев и полного подчинения. Унцукульцам надоело терпеть произвол хана. Они договорились с балаханинцами пригласить хана с его людьми, напоить и уничтожить его вместе с нукерами. Хан послал своих нукеров, а сам не явился. Пиршество было организовано в густом лесу в местности Щугиб. Убедившись, что гости пьяны, унцукульцы и балаханцы всех их перебили. Спасся только один мальчик. Потеряв многих преданных нукеров, хан оставил Унцукуль в покое.
Так или иначе, правителям Аварии тогда удалось наладить приемлемые взаимоотношения с известными койсубулинскими предводителями и владетелями сопредельных территорий.
Балахани издревле славится храбрыми, удалыми, отважными, мужественными воинами. Большую известность в народе имели балаханинские воеводы и предводители — руководители набегов на сопредельные с Дагестаном территории. Из уст в уста передавались народные песни о предводителях Чунчалаве, Чунчал Мусе, МусалАдалаве, БольшомНурмухаммаде, и других балаханинцах.
«У кого оружие — сталь и конь борз, пусть идет в дружину Чунчалава, а у кого они слабы, пусть отправится на луга», — говорится, например, в одной из народных песен. «МусалАдалав родом из аула Балахани (Койсубулинское общество), был одним из известных своими походами предводителей, человеком большой храбрости и отваги, чем заслужил популярность среди горцев», — писал исследователь народных песен аварцев, известный дагестанский фольклорист А. А. Ахлаков.
Плато Матлас
Теперь наш путь в поисках природных чудес Дагестана лежит на юго-запад от Махачкалы, в Хунзахский район, где одновременно можно увидеть сразу несколько невероятных объектов природы. Одно из них – само Хунзахское плато, плавно перетекающее в плато Матлас.
Только представьте, едете вы, петляя по серпантинам, все выше и выше и где-то на уровне облаков оказываетесь на самой обыкновенной равнине, где мирно пасутся коровы, а жители местных аулов выращивают кабачки и картошку. Равнина на высоте 2000 м над уровнем моря! Причем не просто равнина, а самая большая горная равнина в Дагестане.
Но стоит подойти к краю и ты с уверенностью понимаешь, что все также по-прежнему находишься в горной республике. От края обрыва открываются головокружительные виды на горные хребты и 10 аулов, лежащих где-то далеко внизу.
А еще с плато Матлас в бездну обрываются два бурных водопада, причем даже в мае вокруг них лежит снег.
У водопадов на плато Матлас даже в мае лежит снег
Из других достопримечательностей на плато можно увидеть небольшую мечеть, сложенную из природного камня, памятник уроженцу здешних мест аварскому военачальнику Хаджи-Мурату и Льву Толстому, благодаря которому о Хаджи-Мурате знают все.
Удивительное чувство, когда ты стоишь и видишь, как тебя поглощает облако…
Проходит несколько минут, и все вокруг погружается в густой туман
Облака в тот день сильно мешали полюбоваться окружающим пейзажем
Памятник Льву Толстому и Хаджи-Мурату, а также небольшая мечеть на Матласском плато
В скором будущем на плато Матлас будет построен крупный всесезонный курорт по своим характеристикам ничуть не уступающий лучшим курортам Европы. Реализация этого амбициозного проекта уже началась. Прямо на краю уже разместилось несколько уютных домиков-шале, где смогут останавливаться отдельные семьи отдыхающих.
Совсем скоро на плато появится роскошный 5* отель со СПА-центром, гостиничный комплекс 4*, бальнеологический термальный комплекс, гольф-клуб, конно-спортивный клуб, горнолыжный комплекс, детский инновационный центр и ресторан с панорамным видом. А пока здесь всего этого нет можно смело наслаждаться природой, практически не тронутой благами цивилизации. Природой, от которой захватывает дух!
***
Как добраться? Совсем скоро вместе с курортом в Хунзахском районе появится и свой собственный аэропорт. А пока добраться сюда проще всего из Махачкалы. Расстояние от Махачкалы до Матласа – чуть более 170 км. Дорога асфальтирована на всем протяжении пути. На автомобиле преодолеть это расстояние можно за 3 с небольшим часа.
Согласно официальному сайту Хунзахского района, в Хунзах, расположенный от плато Матлас в 14 км, ходят микроавтобусы из Махачкалы, но четкого расписания, как и в другие сельские районы, эти маршрутки не имеют.
Балхар
Лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Административный центр Балхарского сельского поселения. Известный центр народной художественной керамики.
Жители села Балхар являются лакцами по-национальности, мусульманами-суннитами по вероисповеданию. В 1886 году население Балхара составляло 1424 человека.
Балхар известен как старинный центр народного керамического художества. Местные мастера специализируются на изготовлении кувшинов, кружек, мисок и других сосудов, украшенных преимущественно белой тонкой росписью (штриховка, точки, розетки, волнистые линии, спирали). Также, в Балхаре ткут паласы и изготавливаются детские игрушки.
Балхаррасположен в нагорной части Дагестана, в 13 километрах от районного центра, села Акуша. Само селение располагается в котловине между двумя большими горными вершинами.
В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше
Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь
Когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкуччи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики.
Балхар – крупнейший центр художественной орнаментированной керамики в масштабе общекавказском. Керамика Балхара глубоко связывается с чисто местной традицией, не уводит ни к каким дальнейшим заимствованиям и обнаруживает следы своего древнего происхождения.
Орнамент балхарских изделий – творчество кисти многочисленных мастериц, богат вариациями, при своем разнообразии – держит единство стиля.
Каждая мастерица может внести и вносит в разрисовку кувшина нечто свое собственное, индивидуальное, не нарушая, однако, какого-то общего, прочно сложившегося канона, присущего искусству Балхара.
Работами по выделке керамики здесь занимаются женщины, а мужчины исстари заготавливают хворост для обжига и торгуют готовой посудой. Прикосновение к гончарной глине до революции считалось для мужчины большим позором. В этом отношении Балхар отличается от Сулевкента, где за гончарный круг садились только мужчины.
Растительный мир
Интересно, что всего в регионе пять растительно-климатических поясов. Для Высокогорного Дагестана характерны ледники и высокогорные тундры. Это удивительно красивое место с богатым животным и растительным миром.
Рельеф высокогорного Дагестана и разнообразие климатических зон и природных ландшафтов обуславливают видовое разнообразие флоры – более четырех с половиной тысяч видов растений. Четверть из них являются эндемиками, т. е. произрастают исключительно здесь. Наиболее характерными и распространенными растениями для высокогорной местности являются синие генцианы, овсяница, скабиоза голубая и астрагал.
Ввиду географического положения высокогорного Дагестана и сурового климата в некоторых наиболее труднодоступных районах произрастают только самые приспособленные растения – мхи и лишайники.
Акуша
Акушинский район
Акуша — административный центр Акушинского района. Расположен на берегу притока Казикумухского Койсу — реки Акушинки. Высота над уровнем моря — около 2000 м. Аул состоит из 6 частей (кварталов). Археологические памятники показывают, что окрестности Акуша были заселены людьми еще в каменном веке. Наиболее ранние письменные сведения об Акуша относятся к VI в. н. э. Они имеются в работах местных авторов, написанных на основе персидских, арабских, русских и др. источников и местных исторических хроник, не сохранившихся до наших дней.
Предположительно Акуша тогда входил в состав политического образования, куда также входили верхнедаргинцы, лакцы и часть аварцев. Согласно преданию, исповедовали жители Акуша христианство григорианского толка, сами акушинцы считали, что они по происхождению армяне. В VII — VIII вв. сюда пришли арабы, но ислам утвердился здесь гораздо позже, хотя и приняли его акушинцы раньше усишинцев, мугинцев и мекегинцев. В 1396 году Тимур возвращался после похода на земли Поволжья, Придонья, Приазовья, Северного Кавказа. Но Акуша он не разорил, а, наоборот, возвысил, подчинив акушинскому кадию все верхнедаргинские общества.
В XVII-XVШ вв. Акуша был уже довольно крупным аулом. Многолюдность Акуша давала возможность акушинцам выставлять большое войско и играть важную роль в политической жизни Дагестана.
В период третьего похода Надир-шаха на Дагестан акушинцы активно участвовали в его разгроме в Андалале.
Авторитет и влияние акушинского кадия в Дагестане делали его власть в Акуша-Дарго еще сильнее, а столицу федерации — аул Акуша – одним из политических центров Дагестана. Таким практически оставалось селение Акуша и после присоединения Дагестана к России, и в годы гражданской войны, и в период Советской власти.
Багинуб
Селение Чародинского района Дагестана находится на высоте 1960 метров над уровнем моря в 14 км от райцентра Цуриб. История его возникновения такова. В начале XVII века Казикумухское ханство на Кавказе было одним из сильнейших, подвластная этому ханству территория простиралась далеко от места проживания лакцев. Аварское и лакское население, которое проживало по соседству, знало оба языка, перенимало друг у друга понравившиеся обычаи, адаты, заключало межнациональные браки. Более того, Кази-Кумухское ханство имело большое влияние на граничащие с ним аварские села и некоторые из них входили в состав этого ханства. Например. 10 селений участка Рис-opЧародинского района, в которых проживали аварцы, являлись вассальными владениями Кази-Кумухского хана. Есть предание, что основателями некоторых сел участка Рис-op, наряду с аварцами, были лакцы.
Большое значение имело и то, что на расстоянии 300-400 метров от будущего селения находился сосновый лес, который занимал почти 70 гектаров. Наличие такого леса рядом с селом имело большое значение для строительства и обеспечения топливом. С этого места как на ладони видны многие населенные пункты, что позволяло жителям чувствовать себя в этом мире не одинокими. Все это в конечном итоге определило место для строительства первого дома села.
Годом основания селения Багинуб считается 1630 год.
Батлаич
Село Хунзахского района Дагестана расположено на северо-востоке Хунзахского плато, находящегося на высоте 1700 м над уровнем моря. Батлаич имеет древнейшую историю, ему более 5000 лет, но село в нынешнем его расположении возникло намного позже. Старожилы говорят, что на том месте, где сейчас расположен Батлаич, был маленький домик и рядом стоял прикрепленный к нему столб. По этому столбу, говорят, ориентировались путники, когда возвращались из походов и набегов. Еще говорят, что на краю скалы, откуда началось село, было место, где разжигали огонь с целью извещения об опасности нападения врага или о смене времен года.
Как бы то ни было, и сочная трава на пастбищах вокруг села, и загоны в местечке Бакда указывают, что батлаичинцы всегда занимались овцеводством, животноводством, а многочисленные террасы, окружающие село, к сожалению не востребованные сегодня, являются свидетелями трудолюбия батлаичинцев и их занятия земледелием.
«Главными занятиями батлаичинцев были скотоводство и земледелие. Овцы здесь быстро прибавляли в весе, существовала даже пословица о том, «что батлаичинское мясо без костей». Этой традиции батлаичинцы остались верны, и по сей день.
Батлаичинцы участвовали в сражениях Кавказской войны. В многотомнике «История Апшеронского полка» написано: «Опасаясь за участь посланного отряда, который оказался окруженным превосходящими силами горцев, Клюгенау отправил к Батлаичу подполковника Пассека с батальоном егерей. Пассеку удалось соединиться с Познанским, и после кратковременной канонады по аулу, он стал отступать к Хунзаху. Хаджи-Мурад бросился преследовать наши войска».
Известны имена батлаичинцев, которые участвовали в Кавказской войне. Это муфтий аварского округа Шахша-Кады, который погиб в сражении за Гергебиль. Участник той же войны Хатилав вынес с поля боя раненого муфтия, на спине которого тот и умер. Известны и мюриды Шамиля, сражавшиеся в отряде Хаджи-мурада – Умарилав и Усманил Мухаммад.
Если в 1826 году в Батлаиче было 291 дворов, то в 1886 году — всего 171. Это и было результатом Кавказской войны.
Очень высок был и интеллектуальный потенциал батлаичинцев: они всегда стремились к знаниям. Батлаичинские аксакалы сохранили в памяти имена 56 ученых – знатных алимов-арабистов, выходцев из Батлаича. Среди них такие крупные ученые-алимы, как вышеупомянутый ШахшаКады, ДжамалуддинКадичу, который в течение 25 лет был имамом села, как Тажудин (Чанка), который в совершенстве знал исламские науки, арабский язык и сочинял стихи, как на аварском, так и на арабском языках.
Расположение высокогорья
Высокогорным Дагестаном называют ту часть республики, что находится на юго-западе. Как понятно из названия этой местности, данная часть региона является наиболее возвышенной по отношению к остальным. Условно высота высокогорья над уровнем моря составляет 1800 метров и выше.
К географическим объектам, составляющим рельеф высокогорного Дагестана, относят отрезок Водораздельного хребта (другое название — Главный Кавказский хребет) и некоторую часть Бокового хребта, а также котловины, расположенные между ними. Боковой хребет имеет поперечные разломы и разделен на самостоятельные массивы. Он, в отличие от Главного, не является непрерывной цепью гор.
Изучая географическое положение высокогорного Дагестана, можно убедиться в том, насколько разнообразен ландшафт этой местности. Здесь можно найти и пологие равнины с умеренным климатом, и заснеженные вершины гор с вечными снегами.
Самой высокой точкой высокогорных районов Дагестана и, соответственно, всего региона, является вершина Базардюзи. Высота этой горы составляет почти четыре с половиной тысячи метров над уровнем моря. Общая площадь высокогорья — около одиннадцати тысяч квадратных километров.