Оглавление
- Как научиться быстро завязывать «грейпвайн»
- Описание узла Грейпвайн и схема его вязания
- Двенадцать основных альпинистских узлов:
- Самые популярные приемы вязания
- Что снижает прочность веревки?
- Разновидность морских узлов
- Узлы для связывания лент и веревок
- Способ №2
- «Грейпвайн» (узел): схема. Как вязать узел «грейпвайн»?
- Отрывок, характеризующий Грепвайн (узел)
- Назначение туристических узлов
- Как вязать туристические узлы?
- «Стремя»
- Применение грейпвайна
- Красивый узел
- Двенадцать основных альпинистских узлов:
- Рыбацкий штык
Как научиться быстро завязывать «грейпвайн»
Будучи в экстремальных условиях, туристам приходится крепить веревки. И здесь скорость выполнения и практические навыки в области соединения узлов имеют не последнее значение. Выручить может моторная память, когда альпинист без труда создает крепление, даже не вспоминая схему вязки узла: пальцы сами знают, что делать.
Чтобы овладеть динамическими навыками, применяйте для создания узла «грейпвайн» такие нехитрые способы:
- Используйте зрительную память. Выучите последовательно рисунки и инструкции. Многократно тренируйтесь, завязывая без подсказок. Это поможет в любой ситуации быстро вспомнить процесс и дать ответ на вопрос о том, как сделать узел «грейпвайн» без особых трудностей.
- Запомните точную последовательность движения рабочих концов нити во время проведения действий. Практическая работа над соединением веревок создает в голове специальный алгоритм поочередности действий, а качество и скорость выполнения узла зависят от количества повторений.
Используя эти два метода чередуя их или объединяя в комплекс, и руки, и мозг начинают запоминать движения, не только при вязке узла «грейпвайн», но и других не менее необходимых петель.
Нужно получить надежное соединение? Используйте узел с наименьшим уровнем напряжения – «грейпвайн».
«Грейпвайн» – узел, использующийся в туризме и альпинизме для связывания веревок или тросов с одинаковыми или разными диаметрами. Главное преимущество петли – надежность, благодаря чему он и заслужил популярность у любителей экстрима и бывалых рыболовов как узел для поводков.
Описание узла Грейпвайн и схема его вязания
Узел Грейпвайн — популярная разновидность связки, позволяющая обеспечить надёжное соединение концов верёвки одного диаметра. Понять, для чего нужны удавки при его создании, довольно легко, да и сама техника доступна для освоения каждому любителю туристических и альпинистских походов. Подробный рассказ об особенностях применения узлов Грейпвайн, сведения о том, как их вязать, будут полезны всем поклонникам активного отдыха.
Двенадцать основных альпинистских узлов:
Петлевые узлы.
1. Проводник
Используется для привязывания к веревке и организации самостраховки. Узел применяется в решении множества задач в альпинизме.
Плюсы: Легко вяжется, легко запоминается. Можно завязать как на конце веревки, так и в середине. Можно завязать одним концом.
Минусы: Сильно затягивается под нагрузкой. «Ползет», в особенности на жесткой веревке.
Обязательно вязать контрольный узел!
Как вязать узел проводника:
2. Восьмерка
Простой и очень надежный узел. Используется для закрепления веревки к альпинистской обвязке, то бишь для привязывания. При привязывании к обвязке — петля узла должна быть чуть меньше размера кулака.
Обязательно вяжите контрольный узел — узел должен плотно прилегать к «восьмерке». После завязывания узла Восьмерки с контрольным узлом должен оставаться кончик веревки длиной 5-7 см.
Как вязать узел восьмерку петлей:
Как вязать узел восьмерку одним концом:
Узел восьмерка с завязанным контрольным узлом.
3. Австрийский проводник (Срединный проводник)
Узел австрийский проводник является одним из самых надежных и безопасных альпинистских узлов. Он обычно вяжется на середине веревки, когда у вас нет доступа к ее концам.
Узел многовекторный — нагрузка может идти по двум или трем направлениям, без «сбивания» узла. Австрийский проводник может использоваться для изоляции поврежденного куска веревки. Учитывая, что австрийский проводник ослабляет веревку (да узлы ослабляют веревку) меньше, чем узел проводника и узел восьмерка, то узел становится и вовсе бесценным.
Одно но: австрийский проводник нельзя вязать на конце веревки! Вяжите восьмерку.
Как вязать узел австрийский проводник:
Схватывающие узлы.
Схватывающие узлы вяжутся на 6-миллиметровых репшнурах (такая маленькая веревочка), длиной 30 см в связанном виде, петли эти называются прусиками (ну или «реп» или «репик» среди некоторых альпинистов), в честь одноименного узла.
Таких петель носите с собой две штуки минимум — упрощают трудные и страшные альпинистские будни.
Схватывающие узлы, как вы уже догадались «схватывают» веревку, то бишь держат и не дают альпинисту лететь вниз с ускорением 9.81 м/с²…
Схватывающие узлы можно использовать либо вместо жюмара, либо для подстраховки жюмара.
4. Узел прусик.
Очень полезный, широко применимый узел, изобретенный Карлом Прусиком, в честь кого и назван. Под нагрузкой узел держит — без нагрузки легко снимается. Узел легко завязать даже одной рукой, что должно уметь делать каждому альпинисту. В альпинизме всегда используйте три оборота узла.
В случае ЧП и наличии только лишь репшнура — прусик спасет вам жизнь, если вы умеете его вязать.
А теперь минусы — узел плохо держит на жестких веревках, совсем не держит на обледенелых веревках, витки сбиваются даже под небольшой нагрузкой.
Из-за всех этих минусов сейчас больше используют — Французский схватывающий и Схватывающий клеймхейст (Клеймхейст, узел Маршара, Австрийский схватывающий).
Как вязать узел прусик:
Самые популярные приемы вязания
Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.
Прямой
Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.
Прямой узел схема вязания
Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:
- Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
- Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
- Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
- Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
- Затянуть.
Булинь
Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.
Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.
Булинь узел — схема вязания
Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:
- Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
- Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
- Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
- Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
- Продеть его в петлю уже сверху вниз.
- Затянуть за коренной конец.
Восьмерка
Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.
Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:
- Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
- Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
- Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.
Восьмерка узел — схема вязания Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.
Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.
Простой полуштык
Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.
Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.
Простой полуштык
Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:
- Перекинуть веревку через опору.
- Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
- Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.
Якорный
Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.
Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.
Якорный узел
Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:
- Взять веревку, перекинуть ее через опору.
- Обернуть дважды.
- Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
- Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.
Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.
Что снижает прочность веревки?
Невозможно пользоваться бечевкой без единого узелка. Но стоит только завязать хоть один туристический узел (грейпвайн или другой), как прочность веревки немного снижается. Это объясняется изменением натяжения при перегибах и срезанием некоторых волокон в местах соединения. А при промерзшей или влажной бечевке на волокна воздействуют кристаллы льда. Во время нагрузки, на перегибах и петлях силы распределяются неравномерно, натяжение одних нитей значительнее, других – слабее. Возникающие усилия в поперечных волокнах изгибов создают дополнительную, лишнюю нагрузку на прямые участки веревки. Влияние некоторых узлов уменьшает прочность каната до 35-60%. Несмотря на эту особенность, любые завязки, в том числе узлы грейпвайн, не изменяют основных динамических качеств альпинистского аркана.
Разновидность морских узлов
Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).
Среди них чаще всего используются:
- Восьмеркой;
- Бабочка или пчелка;
- Беседочный;
- Прямой или простой штык;
- Якорный.
Рисунок 3. Примеры разных морских узловКроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:
- Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
- Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
- Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
- Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
- Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.
Прямой
Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.
Рисунок 4. Прямой морской узел
Рифовый
Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках. В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).
Рисунок 5. Рифовый морской узел
Восьмерка
Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:
- Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
- Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
- Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
- Просто поддается развязыванию.
Рисунок 6. Морской узел восьмерка
Плоский узел
Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.
При наличии четырех точек пересечения, он:
- Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
- Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.
Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).
Рисунок 7. Плоский морской узел
Простой штык
Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.
Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):
- Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
- Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
- Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.
Рисунок 8. Морской узел простой штык
Шкотовый узел
Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.
Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):
- Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
- Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
- В завершении — протяните тонкую часть под петлей.
Рисунок 9. Шкотовый морской узел
Калмыцкий
Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.
Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):
- Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
- Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
- Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.
Рисунок 10. Калмыцкий морской узел
Беседочный узел
Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.
Рисунок 11. Беседочный морской узел
Узлы для связывания лент и веревок
Используются для связывания лент и веревок, как одинакового диаметра, так и разного.
В первом случае чаще всего применяют:
- прямой (морской);
- грейпвайн;
- шкотовый;
- ткацкий.
Во втором:
- встречный;
- брамшкотовый;
- академический.
Прямой узел
Прямой узел очень прост в исполнении: оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны.
Его основной недостаток – самопроизвольное «сползание», т.е. склонность к самостоятельному развязыванию.
В связи с этим для дополнительной прочности его концы укрепляются контрольными страховочными узелками («контрольками»), хотя в быту чаще всего в этом необходимости нет. Эти «контрольки» при чрезвычайных нагрузках на веревку будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.
Пошаговая инструкция как завязать прямой узел
Грейпвайн
Узел грейпвайн считается надежным и красивым. Используют его не только для связывания лент и веревок, но и вязания петель для закладок и петель-оттяжек.
Он чрезвычайно практичен при завязывании петли для самостраховки.
Преимущество этого узла в возможности регулирования длины петли.
Под воздействием нагрузки он способен сильно затягиваться.
Этот узел применяют даже для связывания лески.
Пошаговая инструкция вязания узла грейпвайн
Встречный узел
Встречный узел идеален, если необходимо связать совершенно разные материалы, например, ленту с веревкой, веревку с репшнуром и т.д.
Он не только хорошо держит и не ползет, но и с легкостью развязывается после снятия нагрузки. При этом под нагрузкой отлично затягивается.
Встречный узел имеет второе название – петельный. В практике альпинизма довольно часто применяются петли из тесьмы разной ширины. Для их завязывания применяют только встречный узел. Вот отсюда и второе название.
Пошаговая инструкция вязания встречного узла
Шкотовый узел
Шкотовый узел ползет только при переменных нагрузках, но в тоже время не затягивается.
Этот узел относится к категории надежных и вяжущихся легко.
Завязывание «контролек» необходимо в обязательном порядке.
Пошаговая инструкция вязания шкотового узла
Ткацкий узел
Ткацкий узел очень прост в исполнении, но способен сильно затягиваться при больших нагрузках и ползти при переменных.
Часто используется при проведении спасательных работ в горах во время оказании помощи пострадавшим.
Пошаговая инструкция вязания ткацкого узла
Брамшкотовый узел
Брамшкотовый узел бывает одинарный и двойной.
Великолепно связывает веревки разного диаметра. При выполнении нужно следить за параллельным расположением прядей и правильностью рисунка узла.
Рекомендуется завязывать «контрольки».
Академический узел — это родственник прямого узла.
Идеален для связывания веревок разного диаметра.
Толстой веревкой делается петля, а тонкой – обкручивается. Обязательно для надежности завязать контрольные узелки.
Способ №2
Изучите движения концов нити. Это позволит вашему мозгу создать алгоритм вязки узла, так, что потом вам даже не придется «напрягать извилины». Руки сами будут делать все за вас на автомате.
Используйте два метода сразу, и результат не заставит вас долго ждать.
«Грейпвайн» (узел): схема. Как вязать узел «грейпвайн»?
Место соединения концов лески, веревок или другого материала по особой схеме зовется узлом. Большая часть известных человеку петель была придумана моряками, остальные – их вариации, возникшие в процессе использования. Всего насчитывают около 5 тысяч соединений, использующихся в разных отраслях человеческой деятельности ежедневно.
В зависимости от назначения практические узлы различают по нескольким типам:
- схватывающие;
- амортизирующие;
- вспомогательные.
Отрывок, характеризующий Грепвайн (узел)
– Чья рота? – спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков. Он спрашивал: чья рота? а в сущности он спрашивал: уж не робеете ли вы тут? И фейерверкер понял это. – Капитана Тушина, ваше превосходительство, – вытягиваясь, закричал веселым голосом рыжий, с покрытым веснушками лицом, фейерверкер. – Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию. В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки. – Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев! Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов.
Назначение туристических узлов
Разнообразные виды отличатся по прочности, поэтому применяются в разных ситуациях. Опытные путешественники умеют подбирать идеальный вариант для любого случая. Но некоторые начинающие туристы задаются вопросом: зачем вообще уметь вязать туристические узлы? В чём их назначение? Давайте подробно разберёмся. Во-первых, с помощью крепкого сплетения можно объединить прорвавшийся канат или верёвку или сделать их длиннее (в зависимости от желаемого результата). Во-вторых, иногда нужно уметь привязать человека к опоре или другому человеку (например, при транспортировке травмированного туриста).
Существует несколько и других назначений, но основные туристические узлы используются в том случае, когда необходимо уверенно зафиксировать что-либо. Умение крепко вязать узлы поможет не только во время похода, но и в реальной жизни, поскольку иногда есть необходимость крепко соединить разные вещи.
Как вязать туристические узлы?
Вязание туристических узлов – несложное занятие, которое под силу выполнить каждому путешественнику. Давайте разберёмся с техниками выполнения.
Одинаковая толщина верёвки
Прямой (Геркулеса)
Один из самых распространенных узлов, которые помогают крепко объединить что-либо во время путешествия. Держим в разных руках концы верёвок, переплетаем концы один раз. Нижнюю часть верхней верёвки преобразовываем в открытую петлю. Совершая простые действия, получаем крепкий узел. Кончик нижней верёвки просовываем в петлю. Далее тянем в противоположные стороны, чтобы зафиксировать. Готово.
Рифовый
Не требует больших усилий для выполнения, быстро развязывается. Формируем нижний полуузел в форме петельки. Нижнюю часть другой верёвки делим пополам и просовываем в петлю, затягивая. Получилась часть бантика. Шнуры обязательно из одного материала лучше подходят для подобного вида, иначе надёжность будет гораздо ниже.
Встречный (ленточный)
Концы верёвок должны смотреть друг на друга. Не стягиваем, кончик первого шнура завязываем. Второй шнур засовываем в получившийся узел, продлевать верёвку можно только параллельно первой. Связку затягиваем крепко.
Ткацкий (прочный)
Нижнюю часть одного из канатов связываем простым узлом, затем протягиваем второй канат. Соединяем конец второго и первый канат и формируем простой узел. Два узла, которые получились в результате, соединяем. Делаем страховку в виде дополнительных петель.
Веревки разной толщины
Шкотовый (Вебера)
Нижнюю часть более крупной веревки формируем в ушко, в которое просовываем второй шнур, обматывая получившееся ушко вокруг основания. Короткий кончик перекрещиваем со вторым кончиком шнура и просовываем в ушко. Узел крепко фиксируем и добавляем страховку.
Брам-шкотовый Толстый первый шнур формируем в ушко (петлю), кончик второго размещаем внутри ушка, просовываем тонкий канат поверх петли. Повторно переплетаем вокруг основания ушка свободным кончиком, который протягиваем между петлёй и тонким канатом. Узел затягиваем, не забывая крепко держать толстый конец шнура. Страховка поможет сделать узел надежнее.
Академический морской
Концы двух верёвок кладём один на другой, переплетая один раз, протягиваем вверх. Повторяем переплетение в обратную сторону. Закрепляем затягиванием.
Академический туристический
Делаем из толстого шнура полу петлю. Более тонкий шнур располагаем внутри петли, окручиваем основанием и перекрещиваем концы шнуров. Короткий хвост засовываем в петлю и крепко затягивает. Последним этапом станет закрепление с помощью страховки.
«Стремя»
Весьма оригинальный узел, который незаменим при различных подъемах и спусках, т. к. позволяет создать опору для ноги в любом месте и в любой момент, когда это потребуется. Кроме этого, он позволяет фиксировать веревку на опорах или делать из нее перила. Как ясно из названия, внешний его вид напоминает стремя у седла. Важная особенность узла заключается в том, что он развязывается в тот же момент, как только убирается нагрузка. Даже при сильных рывках и большом напряжении веревки «стремя» не затягивается намертво.
Завязать его очень просто: в нужном месте на веревке делаются две петли и скрещиваются между собой. Узел готов.
«>
Напоследок хочется заметить, что вязание альпинистских узлов – занятие, необходимое не только для скалолазов. Оно полезное и увлекательное даже в повседневной жизни. К тому же при работе с веревками улучшается моторика. Пригодиться это умение может в самый неожиданный момент, так что тренируйтесь и обязательно выучите хотя бы 2-3 узла!
Применение грейпвайна
Это один из самых распространенных узлов разнопланового назначения, использование которого нашло себя и в строительстве, и в аграрной сфере, и при любых такелажных работах. Им можно завязать все, что угодно, начиная от лески и нитки и заканчивая мощным тросом.
Как правило, им связывают веревки или тросы. На кораблях им вяжут между собой канаты, на стройке и в туризме связывают стропы, а в конном спорте подвязывают стремя. Но незнающий человек может с легкостью его перепутать с любым другим узлом. Для многих его плетение напоминает технологию завязывания галстука. Он считается одними из самых нужных и востребованных туристических узлов.
Красивый узел
Конечно, не все петли и узелки служат исключительно для функциональных целей, их используют также для создания украшений: браслетов, колье. А еще узлы завязывают просто на удачу, используют в технике макраме, кружевоплетении и не только.
И именно здесь пригодится знание того, как завязать красивый узел на веревке. Но таких узелков довольно много, так что расскажем о паре самых легко выполнимых и привлекательных.
Все помнят и знают, как плести косичку. Так вот, если переплетать подобным образом одну или несколько веревок, получается красиво завязанная тесьма из узелков.
Еще один популярный узор – плетеная корона или, используя терминологию техники макраме, кобра. Используется для создания текстильных браслетов, колье, фенечек, брелоков и шнурков для зонтика или поводка для собаки. Вяжется он из четырех веревок следующим образом:
- соединить концы веревок между собой;
- развернуть концы на себя;
- завяжите узел-корону, делая из каждой веревки петлю и протягивая в нее тот конец, что лежит следом за ней;
- затяните и продолжайте вязать узлы до нужной длины.
Шнурок «плетеная корона» готов! Теперь можно закрыть его кончики специальными колпачками с застежкой, которые приобретаются в магазине с фурнитурой для бижутерии, и использовать в качестве браслета или колье.
Двенадцать основных альпинистских узлов:
Петлевые узлы.
Проводник
Используется для привязывания к веревке и организации самостраховки. Узел применяется в решении множества задач в альпинизме.
Плюсы:
Легко вяжется, легко запоминается. Можно завязать как на конце веревки, так и в середине. Можно завязать одним концом.
Это интересно: Что делать, если оса укусила в руку или ногу: 6 шагов для оказания помощи
Минусы:
Сильно затягивается под нагрузкой. «Ползет», в особенности на жесткой веревке.
Обязательно вязать контрольный узел!
Как вязать узел проводника:
Восьмерка
Простой и очень надежный узел. Используется для закрепления веревки к альпинистской обвязке, то бишь для привязывания. При привязывании к обвязке — петля узла должна быть чуть меньше размера кулака.
Обязательно вяжите контрольный узел
— узел должен плотно прилегать к «восьмерке». После завязывания узла Восьмерки с контрольным узлом должен оставаться кончик веревки длиной 5-7 см.
Как вязать узел восьмерку петлей:
Как вязать узел восьмерку одним концом:
Узел восьмерка с завязанным контрольным узлом.
Австрийский проводник (Срединный проводник)
Узел австрийский проводник
является одним из самых надежных и безопасных альпинистских узлов. Он обычно вяжется на середине веревки, когда у вас нет доступа к ее концам.
Узел многовекторный — нагрузка может идти по двум или трем направлениям, без «сбивания» узла. Австрийский проводник может использоваться для изоляции поврежденного куска веревки. Учитывая, что австрийский проводник ослабляет веревку (да узлы ослабляют веревку) меньше, чем узел проводника и узел восьмерка, то узел становится и вовсе бесценным.
Одно но: австрийский проводник нельзя вязать на конце веревки!
Вяжите восьмерку.
Как вязать узел австрийский проводник:
Схватывающие узлы.
Схватывающие узлы
вяжутся на 6-миллиметровых репшнурах (такая маленькая веревочка), длиной 30 см в связанном виде, петли эти называются прусиками (ну или «реп» или «репик» среди некоторых альпинистов), в честь одноименного узла.
Таких петель носите с собой две штуки минимум — упрощают трудные и страшные альпинистские будни.
Схватывающие узлы
, как вы уже догадались«схватывают» веревку , то бишь держати не дают альпинистулететь вниз с ускорением 9.81 м/с²…
Схватывающие узлы можно использовать либо вместо жюмара, либо для подстраховки жюмара.
Рыбацкий штык
Такой вариант еще называют якорным, соответственно, применяется он для крепления каната к скобе якоря.
Это один из наиболее древних, надежных способов, которые используются до сих пор не только моряками, но также любителями порыбачить на лодке.
Он подобен штыку со шлагом, но есть небольшое отличие. Оно заключено в том, что первый полуштык должен проходить внутри шлага, охватывающего предмет (Рисунок 6).
Рисунок 6. Схема вязки узла «рыбацкий штык»
Как правильно вязать рыбацкий штык
- Проденьте ходовой в якорное кольцо сзади;
- Еще раз пропустите в кольцо в том же направлении;
- Проведите ходовой за коренным, протяните сквозь образовавшиеся петли;
- Проведите ходовой сначала «за», а потом «перед» коренным, далее направьте в петлю – образуется полуштык;
- Затяните узел, стяните два веревочных конца, закрепите их бечевкой.