Оглавление
- Вот несколько основных преимуществ этих суден:
- Тип
- Другим основанием для классификации являются конструктивные особенности.
- Оснащение современных байдарок.
- Покупка байдарки б/у
- Каркасные байдарки
- 10 лучших каркасно-надувных байдарок
- Классификация по количеству мест
- Материал изготовления
- Какие бывают байдарки
- Как выбрать байдарку по положению гребца
- Назначение каяка или байдарки
- Типы каяков по предназначению
Вот несколько основных преимуществ этих суден:
- небольшой вес;
- маневренность;
- компактность в собранном состоянии;
- остойчивость;
- наличие пространства для хранения походных вещей.
Среди недостатков – длительная сборка и высокая стоимость ремонта, обусловленная заменой изделий из дорогих материалов.
Главные характеристики байдарок
Подбирая байдарку, на которой вы отправитесь в поход, стоит обратить внимание не только на ее тип, но и на сопутствующие характеристики:
- вес судна в разобранном и собранном состоянии: это важный показатель, от которого зависит, как вы будете транспортировать изделие к месту отплытия – на машине или в рюкзаке;
- скорость сборки: чем хуже этот показатель, тем больше времени вы потратите на подготовку к туристическому походу. Оптимальное решение в этом случае — надувные лодки. Чтобы привести такой экземпляр в полную боевую готовность, достаточно от 15 до 45 минут (зависит от размера судна);
- количество мест: при выборе этого показателя стоит учесть несколько нюансов. Чтобы управлять одноместной лодкой, нужна отличная физическая форма и полный самостоятельный контроль над судном. А вот при сплавах на лодке, ориентированной на три-четыре посадочных места, вам потребуется слаженная командная работа экипажа, иначе есть риск, что судно перевернется, или вы потеряете управление.
Тип
Байдарка – однокорпусное судно, которое приводится в движение мышечной силой человека с помощью весел. Некоторые виды байдарок допускают установку паруса и даже мотора, но такое решение встречается нечасто.
Достоинства:
- компактность в разобранном виде;
- малый вес;
- простота и быстрота сборки;
- высокая надежность;
- незначительный ущерб при посадке на мель;
- можно пришвартовываться в любом месте.
Недостатки:
- малая пассажировместимость;
- малая скорость, соответственно возможно путешествие лишь на относительно небольшие расстояния;
- нельзя ставить на якорь в море;
- невозможность полноценного сна;
- нельзя готовить пищу;
- стесненные условия: немногочисленные вещи можно хранить лишь в гермомешках, нельзя сменить положение тела, что вызывает дискомфортные ощущения.
Каяк – одноместная байдарка. Отличается быстрым ходом и хорошей маневренностью. Минусы: малая остойчивость, сложная транспортировка. Как и классическая байдарка, каяк не используется для длительных походов. Иногда встречаются модели с педальным приводом или электромотором. Каяками называют и каркасные байдарки.
Катамаран – судно, состоящее из двух параллельных друг другу корпусов, соединенных балками. В отличие от байдарки на катамаран можно установить мотор. Также приводится в движение мускульной силой экипажа посредством весел или педалей (велосипедный привод).
Достоинства:
- большая пассажировместимость;
- относительно высокая скорость, что позволяет преодолевать сотни и даже тысячи километров;
- можно ставить на якорь в море;
- возможность поставить палатку для комфортного отдыха;
- можно готовить еду, в том числе и при движении;
- более просторный катамаран позволяет хранить множество вещей в рундуках и бочках, что намного удобнее гермомешков. Есть возможность менять положения тела.
Недостатки:
- громоздкость в разобранном виде;
- большой вес;
- трудная и длительная сборка;
- меньшая надежность из-за сложной конструкции (наличие большого числа деталей, узлов и устройств);
- посадка на мель может сломать двигатель, руль, шверт и другие важные устройства;
- необходимость тщательного выбора места для стоянки (катамаран боится штормов или прибоев);
- сложный ремонт.
Сфера применения
Байдарка используется при сплаве по узким рекам и требует высокой управляемости. Для катания на таком судне нужны навыки и хорошая физическая подготовка экипажа. В то же время ощущения от такой прогулки будут ярче, чем от спокойной прогулки на катамаране (в том числе из-за непосредственного контакта с водой).
Катамаран применяется при сплаве по широким рекам, где не нужна высокая маневренность. Это судно идеально подходит для семейного отдыха и рыбалки. Прогулка на катамаране будет хорошим выбором и любителям водных прогулок с недостаточной физической подготовкой.
Другим основанием для классификации являются конструктивные особенности.
Монобалонные модели. Представляют собой цельную конструкцию и изготавливаются из армированного ПВХ. В полностью надувной байдарке жесткость и устойчивость задаются хорошо накачанными баллонами в бортах и днище лодки. Но объемные баллоны уменьшают полезное пространство внутри. Крупным мужчинам тесно сидеть, мало места для багажа, значит, в многодневный поход не отправишься.
Двухслойные конструкции. Такие байдарки состоят из внешней оболочки и вставных внутренних баллонов. У таких моделей сформирован хорошо очерченный нос и киль. Лодка становится более устойчивой на волне, твердо держит курс, надувные борта препятствуют переворачиванию. Но днище, как правило, плоское, что не дает развивать высокую скорость.
Это интересно: Как вязать схватывающий узел: схемя вязания
Каркасно-надувные. Для прочности усиливаются металлическими элементами. Объем баллонов становится меньше, некоторые производители кладут два ряда баллонов. Например, Вега-3 от Питерской компании Time Trial.
Оснащение современных байдарок.
В наше время существуют байдарки разных типов, но и они постоянно совершенствуются. Например, современная байдарка может иметь в своем комплекте руль с ножным приводом, который помогает управлять судном в открытой воде, особенно, если установлен парус. Следует сказать о том, что в экстремальных условиях, таких как: порожистые горные реки или сильное течение, руль не поможет. Здесь нужна выносливость, сила мышц и, конечно же, навыки, что несомненно является лучшими спутниками и помощниками водных туристов. Иногда на байдарках устанавливают бензо- или электромоторы, при этом ею движет вращающийся винт. Однако, моторы используются крайне редко, так как они лишают смысла путешествие.
Покупка байдарки б/у
Возможно, вам повезет и вы найдете судно в идеальном состоянии — «купили, думали, будем кататься, а как-то не получается, она уже три года лежит». Но такое бывает редко. «Бэушная» байдарка, как правило, имеет пробоины в оболочке и повреждения каркаса. У хорошего хозяина они будут заклеены, отрихтованы и пр. И все же, покупая такую лодку, стоит взять с собой понимающего в байдарках человека. И уж по крайней мере попросить при вас собрать судно. Некомплектность каркаса и его повреждения выявятся сразу. Некоторых запчастей порой днем с огнем не найдешь, и сделать их самостоятельно не всегда получается даже в условиях неплохой мастерской. Не пожалейте на проверку времени – особенно в случае наличия у лодки надувных элементов. Если в них есть даже маленькая течь, то за час-другой они потеряют упругость.
И еще о везении. У каких-нибудь пенсионеров может обнаружится старая байдарка в приличном состоянии. Скорее всего, это будет «Таймень» (вероятно, самая массовая байдарка советских времен), или «Салют» (предок «Тайменя»). Будьте готовы к тому, что каркас окажется вполне годным. Правда, у «Салюта» слабым местом является деревянный кильсон – сдвоенный «хребет», идущий вдоль нижней части лодки, он чаще всего ломался и подгнивал. А вот оболочку почти наверняка придется менять: в советских лодках она была из прорезиненной ткани (чаще всего – на хлопчатобумажной основе) с брезентовой декой. Резина от времени начинает отслаиваться и осыпаться, а хб-волокна после многочисленных намоканий, скорее всего, окажутся гнилыми. К счастью, для этих лодок можно купить оболочки из современных материалов (их делают, например, харьковская и киевская ).
Может оказаться, вам предложат что-то более экзотическое. Например, немецкие RZ-85 или «Колибри», польский «Нептун» или старый советский «Луч». Ходовые характеристики у этих судов очень хороши, но могут возникнуть проблемы с каркасом (у «немца» и «поляка» он целиком деревянный, у «Луча» — с многочисленными деревянными деталями) и почти наверняка возникнут с оболочкой. К счастью, в Украине можно найти фирмы, которые берутся за изготовление нестандартных «шкур» — это, в частности, харьковская «Романтика» или киевский «Нэрис».
Автор — Александр Данковский (страничка Александра в Facebook)
Каркасные байдарки
Классика жанра, восходящая прямиком к эскимосским и алеутским каякам и байдарам. Правда, каркас теперь уже никто не делает из моржовой кости и китового уса, а оболочку — из тюленьей шкуры. Теперь для каркаса применяются алюминиевые сплавы, пластик, дерево, а для оболочек – ткани со специальным полимерным покрытием. Хотя бывалый байдарочник может вместо слова «каркас» сказать «кости», а вместо «оболочка» — «шкура».
Типичные представители каркасников — «Салют 5,2» и «Таймень-3» (СССР), RZ-85 (ГДР), «Нева-3» («Тритон», РФ), «Нэрис Валькирия-2» и «Нэрис Alu-2» («Нэрис», Украина).
Добавим, верхняя часть «шкуры» — дека, она же палуба — традиционно закрывает часть лодки, оставляя открытыми одно-два-три посадочных отверстия или единый кокпит. Это делается, чтобы байдарку меньше заливало при прохождении волн (особенно когда в них ныряет нос) и чтобы брызги с двулопастных весел меньше попадали внутрь судна. Для бурной воды применяют фартуки и срывные юбки, дополнительно герметизирующие зазор между корпусом гребца и лодкой.
Естественно закрытая дека создает трудности при посадке в байдарку и при размещении в ней груза. Чем более открыт кокпит, тем проще погрузка и тем больше может оказаться воды внутри на марше.
При всем при этом каркасные байдарки – наиболее обитаемы, то есть в них проще всего в длительном походе разместить и пассажиров, и груз. Последний —за счет мест под бортами, в носу и корме. Именно среди каркасных байдар чаще можно встретить не только двух-, но и трехместные суда, что особенно актуально для семей с детьми и собаками.
Каркасник же при прочих равных будет наиболее ходкой лодкой (уступая разве что байдарке с жестким корпусом).
Ремонт мелких «травм» каркасного судна, как правило, несложно произвести и в полевых, и в домашних условиях.
Стоит упомянуть и живучесть каркасника: получив небольшое повреждение (например, прокол в оболочке), он способен долго оставаться на плаву. «Заткнул дыру носком да пошел дальше», как написал любитель каркасных лодок на одном форуме. На слегка подтекающем каркаснике можно дойти до конца похода. С надувной лодкой так не получится.
Правда, и повреждения каркасники получают чаще прочих — это мы плавно переходим к недостаткам. Там, где «шкура» плотно прилегает к «костям», ее достаточно просто пробить, наехав на камень или даже острую корягу. Правда, современные оболочки проклеиваются дополнительными леями в наиболее угрожаемых местах.
Каркасную лодку дольше собирать (если сравнивать с надувной). Первая сборка может занять и больше часа. Но набив руку — время сборки обычно составляет 20-25 минут. Но при длительности похода в три дня и более — это не так существенно. Потраченное время вернется удобством, комфортом, скоростью и вместительностью судна.
Резюме. Каркасная байдарка хороша для длительных (от трех дней до нескольких недель) походов по не слишком сложным (приблизительно до третьей категории) рекам. Причем походы могут быть как спортивными (на скорость), так и семейными.
10 лучших каркасно-надувных байдарок
Каркасно-надувная байдарка
- ФМК «Ася», трехместная, грузоподъемность 350 кг, вес 22 кг, время сборки 30 минут, открытая дека, цена от 58 600 рублей.
- Wilderness Systems Pamlico 135T, двухместная, грузоподъемность 227 кг, высота деки 36 см, брекет-система ног, кормовая переборка, цена от 120 700 рублей.
- RST «Мэри», двухместная, грузоподъемность 230 кг, корпус из полиэтилена LLDPE, детское сидение, цена от 50 400 рублей.
- Тритон «Ладога-2», двухместная, грузоподъемность 300 кг, рулевое управление, грузовой люк, цена от 79 400 рублей.
- Тритон «Ильмень», трехместная, грузоподъемность 300 кг, надувные бортовые элементы, вес 29 кг, цена от 58 000 рублей.
- Тритон «Свирь», двухместная, грузоподъемность 250 кг, жесткий каркас, плоское дно, подвесные сидения, цена от 50 000 рублей.
- Вольный ветер «Варяг 480», двухместная, грузоподъемность 230 кг, продольный кильсон, сиденья из пенополиэтилена, цена от 41 500 рублей.
- Вольный ветер «Добрыня 2», двухместная, грузоподъемность 240 кг, сиденья из двойной пены, чехол с лямками, цена от 50 000 рублей.
- ФМК «Маринка 2», двухместная, грузоподъемность 250 кг, петли для груза, сборка за 20 минут, цена от 41 000 рублей.
- Тритон «Варзуга 1», одноместная, грузоподъемность 180 кг, бортовые баллоны, открытая дека, цена от 45 500 рублей.
Классификация по количеству мест
По количеству мест байдарки делятся на одноместные, двухместные и трехместные. На первый взгляд, они отличаются лишь количеством посадочных мест, но на самом деле, это не единственное их отличие. Самым важным отличием этих байдарок между собой является количество багажа/снаряжения в пересчете на одного человека, которое может взять на борт каждое из этих судов. Чем более “многоместная” байдарка, тем меньше может взять с собой каждый из членов экипажа. Чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть на длину байдарок. Ниже приведены диапазоны значений длин байдарок в зависимости от количества мест:
- одноместная байдарка (морской каяк или сияк) — 4,2-4,4м (зависит от модели)
- двухместная байдарка — 4,8-5,0м (зависит от модели)
- трехместная байдарка — 5,7м
Эту особенность очень важно учитывать, выбирая байдарку для похода. Если вы понимаете, что вещей у вас много, то вам надо либо садиться в одноместные морские каяки, либо выбирать байдарку с числом посадочных мест на одно больше, чем планирующееся число членов экипажа. Очень хорошим вариантом может быть трехместная байдарка для двух человек
Вместо первого номера — счет ведется с носа судна — кладутся вещи, вторым и третьим номером садятся гребцы (ни в коем случае не рекомендуется садиться на 1-е и 3-е места, т.к. в этом случае неравномерный загруз судна вызывает деформацию каркаса, и байдарка “роет” носом). Рабочий и часто раньше использовавшийся вариант — один гребец в двухместной байдарке
Очень хорошим вариантом может быть трехместная байдарка для двух человек. Вместо первого номера — счет ведется с носа судна — кладутся вещи, вторым и третьим номером садятся гребцы (ни в коем случае не рекомендуется садиться на 1-е и 3-е места, т.к. в этом случае неравномерный загруз судна вызывает деформацию каркаса, и байдарка “роет” носом). Рабочий и часто раньше использовавшийся вариант — один гребец в двухместной байдарке.
Поэтому если вас, например, трое, и у вас количество вещей минимальное, а само снаряжение (спальники, палатки, коврики) малогабаритное, то можете смело отправляться втроем в поход на трехместной байдарке.
Если же вы не уверены, что каждый из участников похода готов отказаться от лишних вещей, взяв только самое необходимое, правильным будет рассмотреть один из следующих вариантов:
Вариант 1 при умеренном объеме вещей:двухместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца
Вариант 2 при увеличенном объеме вещей:двухместная байдарка для двоих плюс двухместная байдарка для третьего гребца и вещей
Вариант 3 при большом объеме вещей:трехместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца
Вариант 4 при большом объеме вещей:три одноместных морских каяка
В варианте 1 и, особенно в варианте 2, надо признать, одиночный гребец оказывается не совсем в равных условиях с товарищами, в варианте же 3 нагрузка распределена примерно одинаково, а в варианте 4 — уравнена.
В пользу указанных выше вариантов надо сказать, что с точки зрения безопасности они предпочтительнее, нежели вариант, когда трое отправляются в поход на перегруженной трехместной байдарке.
К тому же идти на нескольких судах (правильно говорить “несколькими экипажами”) и интересней и веселей. Плывя рядом друг с другом можно сделать великолепные фотографии или снять настоящее походное видео, чего у вас никак не получится, если вы идете одним экипажем. В добавок перед каждым новым переходом можно меняться местами, и каждый сможет попробовать себя на разных судах.
Материал изготовления
Первые изделия изготавливались из дерева. Несколько позже стали использовать алюминиевый сплав. Сегодня еще можно встретить деревянные приспособления, но их принято считать раритетными. Они относятся к категории редких и экзотических товаров, к тому же они дорогие. Байдарочные весла изготавливают из таких материалов:
Вид | Описание |
---|---|
Композитные | При производстве современных весел для каяков применяется карбон, кевлар, стекловолокно и их сочетания. Такой товар делается вручную, поэтому бюджетными они не бывают. |
ПЭТ + алюминий | Считается недорогим и менее удобным из-за сочетания полиэтилена с шафтом из алюминия. Технология производства позволяет изготовить разнообразную форму, но качеством похвастаться такие весла не могут. Алюминий может сломаться или повредиться при ударах. Такие модели пользуются популярностью среди начинающих морских и озерных каякеров. |
Композитные устройства считаются самыми хорошими, так как обладают:
- прогрессивной формой шафта и лопасти;
- достаточной прочностью;
- жесткостью;
- отсутствием деформации;
- незначительным весом;
- оптимальной гибкостью.
Ознакомимся с достоинствами и недостатками моделей из композитных материалов более детально.
Карбоновые
Относятся к категории самых высокотехнологичных и дорогих материалов. Главная особенность – минимальный вес при максимальной жесткости. Они легче по сравнению со стекловолоконными аналогами, к тому же они реже ломаются. Изделия не окрашиваются и имеют натуральный черный оттенок.
Достоинства:
- оптимальная жесткость и легкость;
- медленное выкрашивание.
Недостатки:
- черный цвет практически не виден на воде, поэтому бывалые каякеры наклеивают на весла различные яркие наклейки;
- завышенная стоимость.
Стекловолоконные
Товар недорогой и менее прочный, чем вышеописанный. К тому же, срок его эксплуатации незначительный, но несмотря на это, он обладает определенными преимуществами.
Достоинства:
- яркость и разнообразие расцветок;
- доступная стоимость.
Недостатки:
быстро стираются о твердые предметы.
Какие бывают байдарки
Существует много видов судов, различающихся по типу конструкции, материалам, количеству мест. Можно воспользоваться прокатом байдарок в Минске и оценить разные модели, а ниже мы опишем какие у них есть плюсы и минусы.
Разборная
Такой транспорт состоит из комплекта металлических деталей и особой ткани, которая натягивается на собранный каркас. Нередко вместе с разборными конструкциями поставляются надувные баллоны, обеспечивающие устойчивость на воде. Для хранения и переноски всех элементов предусматривается мешок.
Неразборная
Цельные модели создаются из полимерных материалов по типу пластика или полиэтилена. Неразборная конструкция способна быстро передвигаться по воде, и чаще всего рассчитана на одного человека. Обычно применяется в спортивных состязаниях.
Каркасная
Каркасное судно
Байдарка имеет жесткий каркас, изготовленный из дерева или металла. Сверху натягивается оболочка из ПВХ или иного материала, устойчивого к воздействию влаги. Каркасные плавсредства характеризуются быстроходностью, низкой осадкой и надежностью. Но конструкция довольно большая, что вызывает определенные сложности с транспортировкой. К тому же для быстрой сборки нужно иметь некоторые навыки.
Надувная
Сейчас в продаже можно увидеть двухслойные и однослойные надувные модели. Поддержка на воде обеспечивается специальными баллонами, в которые закачивается воздух. Каркаса внутри не предусмотрено. Модели отличаются легкостью, устойчивостью и неплохой управляемостью на воде. Однако при сильных волнах их лучше не использовать, так как небольшой вес обуславливает возможность перевернуться.
Каркасно-надувная
Байдарки, называемые каркасно-надувными, лучше всего подойдут для походов. Она крайне устойчива на воде, хорошо двигается по мелководью и ее практически невозможно потопить. Но наличие надувных баллонов скрадывает пространство внутри лодки, а сама конструкция оказывается довольно тяжелой для переноски. На сборку может потребоваться значительное время, особенно если у пользователя нет соответствующих навыков.
Пластиковая
Пластиковая конструкция
Пластиковая байдарка представляет собой литую конструкцию, которая не пропускает воду даже при очень агрессивном сплаве. Вмещает одного человека и может похвастаться высокой скоростью передвижения. Но неразборная конструкция обуславливает определенные неудобства на этапе переноски и подготовки к сплаву.
Размеры
Говоря о размерах сплавных судов, обычно имеется в виду количество мест. Востребованными представляются модели с одним или двумя местами. В некоторых случаях требуются трехместные или даже более крупные лодки.
Материалы
В зависимости от конструкции, материалы могут использоваться разные. Каркасы обычно изготавливаются из высокопрочных сплавов, которые при этом не слишком тяжелые. Оболочки создаются из ПВХ или других хороших материалов, которые не пропускают воду. Для надувных лодок также очень важен показатель удержания давления.
Сравнение с каяком
Каяк
Нередко байдарки сравнивают с таким транспортом, как каяк. По сути, это названия одной и той же конструкции с прямыми носом и кормой, а также с днищем в виде киля. Управление в обоих случаях осуществляется при помощи весел.
Однако есть и некоторые отличия. Каяки обычно имеют одно или два места, тогда как байдарки могут быть более вместительными. К тому же именно каяки чаще всего используют в спортивных соревнованиях, а байдарки — выбор для поклонников водных путешествий.
Как выбрать байдарку по положению гребца
Казалось бы, какая разница, как сидеть, если все равно выполняешь одни и те же движения? Но байдарки – особый вид плавсредства, поэтому помимо всех вышеупомянутых характеристик, есть еще две:
- Положение sit-on-top;
- Положение sit inside.
Первый тип расположения гребца – как-бы сверху каяка. В таком положении гребца ничего не сковывает, можно легко соскользить в воду. Но такой тип байдарок лучше использовать летом, так как от воды вас ничего не защитит.
Расположение sit inside говорит само за себя – человек сидит в углублении каяка – в кокпите. Такая посадка защищает гребцов от попадания воды и дает возможность лучше «чувствовать» лодку.
Назначение каяка или байдарки
Для выбора оптимального для вас судна, предлагаем вам перейти к карте решений, и отредактировать ее под свои нужды и предпочтения, ну а для начала напомним немного теории, которая позволит совершить меньше ошибок при выборе.
И первое, с чем вам нужно разобраться, это для чего вы хотите купить лодку. Как и в каких условиях собираетесь ее использовать, хранить, возить, … Опыт говорит о том, что приобрести, да и даже сделать универсальную байдарку на все случаи жизни, практически невозможно. Ведь чем более универсальным получается судно, тем хуже оно себя ведет в каждом отдельном случае. Я знаю только один относительно универсальный вариант, и с ним вы познакомитесь в конце статьи, но и он придется по душе далеко не каждому ;-))
Если вам хорошо знакомы ходовые свойства байдарок и катамаранов, как они зависят от формы лодки, материалов и других свойств, смело переходите к карте решений. В противном случае, предлагаем пробежаться по всем теоретическим моментам статьи.
Типы каяков по предназначению
Каяки разделяются на несколько типов по предназначению:
- Пляжные каяки — предназначены для катания вдоль берега, имеют высокую устойчивость и низкие ходовые качества. Используются прибрежными отелями для сдачи напрокат отдыхающим любителям активного отдыха.
- Прогулочные каяки — предназначены для прогулок по спокойной водной глади. Имеют длину от 3,5 до 4,8 метра. Обладают хорошими ходовыми и мореходными качествами.
- Морские каяки — являются разновидностью прогулочных каяков, используются для прогулок по спокойной морской глади. Отличаются хорошей устойчивостью, высокой скоростью и маневренностью.
- Рыболовные каяки — используются для рыбалки. Отличаются высокой устойчивостью. Оборудуются удобными сидениями, имеют отсеки для хранения рыболовного снаряжения и улова, оснащаются подставками для удилищ и креплениями для рыболовных аксессуаров.
- Туристические каяки — предназначены для длительных водных путешествий. Не предназначены для развития большой скорости. Отличаются повышенной грузоподъемностью и наличием нескольких багажных отсеков.
- Сплавные каяки — используются для сплавов по горным рекам. Отличаются повышенной прочностью, непотопляемостью, высокой маневренностью. Оборудуются ножными и бедренными упорами, регулируемыми сидениями.
- Спортивные каяки — предназначены для участия в спортивных соревнованиях, габариты и другие технические параметры строго регламентируются.
- Каяки для фристайла — имеют небольшую длину, отличаются высокой маневренностью, имеют небольшой внутренний объем. Каяки для фристайла позволяют выполнять на них сложные трюки: водное сальто, серфинг на волнах.
- Каяки для гребного слалома и поло — каяки специального назначения, имеют небольшие внешние габариты, небольшой внутренний объем и вес. Сидения таких каяков не имеют спинок, также у таких каяков отсутствуют ножные и бедренные упоры.