Оглавление
- Введение
- Начало вязания сетей вторым способом.
- 3 Как создать на стальном канате петлю?
- Как заплести трос?
- Особенности плетёнок
- История узла для виселицы
- Особенности и назначение
- Одностенные (жаберные) сети
- Типы креплений
- Топор – дворянам, верёвка – простолюдинам
- Лучшие узлы для крепления плетенки к плетенке
- Общая информация о тросах
- Плетение
- Почему скоба всегда сбоку?
Введение
Заводской вариант крепежа
В отличие от верёвки, стальной трос очень трудно, практически невозможно привязать к точке крепления. Для этой цели применяются специальные крюки, карабины и другие приспособления.
Но для того, чтобы их присоединить к тросу, последний должен иметь на своём конце петлю. Вопрос можно решить следующим образом:
Действие №1 Разметка троса
Отметка места окончания петли при помощи скотча
Сначала необходимо прикинуть примерные размеры петли, согнув конец троса и отметив место его контакта с тросом. Сделать это можно при помощи скотча или изоляции.
Действие №2 Расплетение конца троса
Необходимо отделить три нити при помощи отвёртки
Трос необходимо расплести от его конца до сделанной отметки при помощи отвёртки. Сделать это достаточно просто. Обычно, трос состоит и 6 сплетённых нитей.
И начать распутывание троса, вращая одну из групп нитей в направлении по часовой стрелке
Процесс продолжается до достижения отмеченной скотчем точки.
Распутывание троса до достижения отмеченной скотчем точки
Процесс продолжается до достижения отмеченной скотчем точки.
Трос, расплетённый на необходимую длину
Действие №3 Формирование петли
Трос, подготовленный к формированию петли
Одна из получившихся групп нитей остаётся в распрямлённом положении, а другая сгибается до момента касания её конца и отмеченной точки.
Начало вязания сетей вторым способом.
В такой же последовательности вяжут все узлы первого ряда по ширине будущей сети. Чтобы петли получались одинаковыми, не следует держать на шаблоне более пяти — шести полуячей. Их надо сбрасывать с левого конца шаблона по мере накопления новых. Связав необходимое количество петель и полуячей, петлю из шнурка снимают с гвоздя и поворачивают на 180 градусов.
Из полуячей извлекают шаблон и с левого края приступают к вязанию очередного ряда полуячей сети. Процедуру повторяют, пока не получат сеть необходимой длины. В процессе вязания сетей не один раз приходится сталкиваться с тем, что запас нити на челноке закончился или она оборвалась. Поэтому необходимо научиться правильно связывать нить.
Для этого концы оборванной нити и нити с заряженного челнока складывают вместе, слегка скручивают и завязывают обычным узлом рядом с предыдущим, затянутым на кромке шаблона. Концы нитей обрезают на расстоянии 3-5 мм. Концы капроновых нитей полезно оплавить над пламенемспички.
При вязании сетевого полотна большой длины не следует допускать, чтобы расстояние от рук вязальщика до гвоздя было более одного метра. Для этого по мере изготовления сети петлю из шнура следует извлечь из первого ряда и пропустить шнур в ячейки, расположенные вблизи рук вязальщика. Чтобы во время вязания свободные кромки готового полотна не закручивались и не мешали работе, к его ячейкам можно подвешивать крючок с небольшим грузом.
Если нужно связать сетевое полотно не прямоугольной, а какой-либо другой формы, производят прибавление и убавление ячей. Чтобы увеличить число ячей очередного ряда по сравнению с предыдущим, надо к предыдущему ряду подвязать дополнительную петлю способами, показанными на рисунке ниже. Чтобы уменьшить число ячей в ряду, нужно одну из ячей последующего ряда привязать к двум ячеям предыдущего.
3 Как создать на стальном канате петлю?
В ряде случаев возникает необходимость плетения петли на конце троса (например, при формировании растяжки для буксировочного троса или антенны, опускания на глубину каких-либо устройств и так далее). Понятно, что высокая жесткость изделия не позволит завязать узел на его конце. Зато петлю сделать можно без особых проблем.
Далее мы описываем процесс плетения петли на конце стандартного семипрядного троса:
- концы каната отрезаются болгаркой или обрубаются молотком (используется его острая часть);
- трос расплетают на 60–80 см и делят на две части (3 и 4 пряди) при помощи обычной отвертки;
- эти части сматывают друг с другом;
- делают петлю (в диаметре она должна быть около 10 см);
- сгибают первую часть (четырехпрядную) навстречу второй, которая в свою очередь помещается в бороздки основного участка троса;
- сплетенные пряди (их концы) обкручивают поочередно вокруг черенка;
- каждую из свободных прядей поочередно закручивают вокруг черенка, вплетают их в петлю и опять повторяют процесс.
Затем необходимо накрыть концы прядей (каждый последующий конец накладывается на предыдущий). В результате таких действий получают две свободные пряди, которые следует поместить при помощи отвертки между петельными прядями. Это место желательно заделать трубками, сплющив их, либо изолирующей лентой. Столь нехитрая процедура в разы снизит травмоопасность применения каната с самодельной петлей.
Более сложно, но тоже реально сделать и огон на тросе из стального материала. Для этого на некоторой дистанции от его конца накладывают временную прочную марку, закрепляют марками концы прядей, после чего распускают конец каната.
Трос в форме петли требуемого диаметра укладывается на твердую поверхность, после этого выполняется пробивка его прядей (ходовых)
Таких пробивок обычно делается несколько, но самой важной из них является первая. Именно она в основном и обеспечивает надежность огона
Заметим, что способов пробивки стальных канатов существует несколько. И в одной из последующих статей мы обязательно поговорим о них более подробно.
Надеемся, что теперь вы сможете самостоятельно отремонтировать стальной трос или завязать на нем петлю нужного вам размера, приложив к этому минимум усилий и максимум почерпнутых знаний.
https://youtube.com/watch?v=nQVas7gsxes
Как заплести трос?
Схема и алгоритм процесса не настолько сложны, как может показаться неопытному человеку. 1. Как можно ровнее обрубаем концы троса, а если концы его жил загнуты или неровные, то немного расплетаем каждую прядь и ножницами или кусачками отрезаем дефектные участки. Удобно обрубать концы, положив их на металлический рельс или на кувалду и нанося удары по одному и тому же месту острым краем молотка. Как правило, уже после 10-15 таких ударов концы троса оказываются обрубленными. 2. Не менее чем на полметра от края расплетаем трос на пряди. 3. Определяем необходимый нам диаметр будущей петли и, отмерив это расстояние от края нерасплетенного троса, берем 2 пряди. К диаметру будущей петли нужно прибавить 3-5 см, так как она при плетении обязательно уменьшится в своих размерах. Делаем петлю из выбранных прядей, завернув их. 4. Любой конец нити раскручивается и заводится в переплетенные пряди. Другой нужно обмотать в обратную сторону. Если длина позволяет, то из получившихся трех прядей можно сплести косичку, поочередно вплетая нити. 5. Третья прядь закручивается вокруг косички, затем в нее вплетается петля, и вокруг косы снова делается оборот. Проволоки в процессе плетения пропускаются таким образом, что предыдущая всегда идет навстречу следующей. 6. Затем все концы проволок прячутся внутрь косички, а получившиеся две пряди при помощи отвертки или плоскогубцев прячут внутрь. 7. Получившуюся косу желательно затянуть хомутами в двух или трех местах. Можно применить обычную проволоку, которую плотно обматывают вокруг троса и затем туго стягивают пассатижами. Выступающие концы такого хомута также прячут внутрь косички, чтобы они не мешали.
По окончании работы желательно обособить место проведения операции, например изолирующей лентой. Она поможет скрепить между собой концы стальных проволок и предотвратит в будущем повреждения рук того, кто будет этим тросом пользоваться.
Говоря о том, как заплести трос, следует помнить: для того чтобы получить прочное и надежное соединение, во время свивки необходимо укладывать пряди симметрично и равномерно на них надавливать. Периодический обжим свитых прядей станет дополнительной гарантией того, что вся конструкция получит достаточную прочность.
Особенности плетёнок
«Плетёнкой» называется рыболовный шнур, имеющий явные преимущества перед монолеской. Её эксплуатационные качества превосходят обыкновенную леску в плане выдерживания нагрузок. Рыболовы могут знать множество методов привязывания, несмотря на то, что их намного больше. Рыбаки в большинстве случаев стараются ограничиться обыкновенными соединениями плетёнок, которые, на самом деле, здесь не подходят.
Плетёные шнуры имеют совершенно иную структуру. Она напоминает обыкновенный канат или шнурок для обуви. Такие нити тоже различаются числом витков, волокон и способами их переплетения. Мононить состоит из сплошного материала. Соответствующая разница предусматривает применение совершенно иных спаек. Часть соединений подойдёт для связывания двух плетёных шнуров, а другая доля узлов – крепления двух разных лесок между собой (пример: монтаж монофильного поводка к основной плетёнке).
ВАЖНО! Мало, кто из рыболовов знает, что производители, выпуская новую модель сложной нити, одновременно разрабатывает и методы вязания! Они их испытывают: вешают грузы, проверяют на рывки, тяги и подъёмы. Обязательно следите за такими изобретениями изготовителей
Есть два последствия использования обыкновенных узлов для связывания монофильных нитей при монтаже плетёнок:
- быстрый износ соединения и его демонтаж во время эксплуатации;
- повреждение структуры самого шнура.
Фигуры сечения плетёных лесок также разнятся. Существуют квадратные, треугольные, округлые и многогранные текстуры. Неправильный подбор узла для того или иного типа вызывает появление трещин или развязывание.
Важно! Чем сложнее узел, тем выше сила трения его витков
История узла для виселицы
Умение завязывать узлы, известно человеку с далеких времен. Самые древние виды такой деятельности людей, были обнаружены финскими археологами, при раскопках на территории своей страны.
Новый толчок технологиям вязания узлов, дало развитие парусного кораблестроения. Это обуславливалось необходимостью иметь надежное, простое в применении крепежное оснащение. Появились узлы:
- Используемые, для соединения между собой отдельные части троса
- Специального применения
- Для удержания, каких либо предметов на конце веревки или фиксации их между собой. Именно к этой группе, относятся узлы для виселицы.
С середины семнадцатого века, в Европе для казней, начинает применяться эшафот – виселица из веревки.
Своим появлением такой вид казни, обязан известному палачу Джеку Кечу, служившему английской короне. Именно благодаря этому человеку, морской самозатягивающийся узел получил свое название – висельной удавки Джека Кеча или эшафотный узел.
Обреченных вешали, используя ставший уже популярным морской узел. Теперь он получил название – узел Линча. Название ассоциируют с именем американского судьи Чарльза Линча, благодаря которому практика повешенья, культивировалась во времена войны штатов за свою независимость. Однако есть и другая версия. По ней пальма первенства принадлежит капитану Уильяму Линчу. Этот офицер ввел закон, позволявший бессудные телесные наказания («закон Линча»). В результате чего, при повешении применяли все тот же узел.
Большая доля казней приходилась на Южные штаты. После отмены линчевания, веревки с такими узлами использовались в качестве запугивания. Вывешивая такие «украшения», Ку-клукс-клан напоминал о себе чернокожему населению Америки. Показ петли публично, означает призы к разжиганию расовой ненависти. Некоторые американские штаты предусматривают наказание за такие демонстрации, в виде солидных штрафов.
Особенности и назначение
Такие узлы получили широкое распространение на флоте. Это объясняется простотой и легкостью исполнения. Сегодня подобные варианты успешно используют в сфере альпинизма. Надежная связка на конце веревки пригодится и в других ситуациях:
- На даче. Применяется для крепления навесов от солнца, гамаков.
- В бытовых условиях. Не обойтись без самозатягивающейся схемы при сооружении сушилки для трав, натягивании бельевых веревок.
- На улице. Практичные узелки помогут привязать к опоре корову или козу, часто используют эти варианты для закрепления собачьего поводка во время прогулок.
- На рыбалке. Удобно применять надежную схему для закрепления лески, лодки.
- При создании украшений ручной работы. Узелки служат для завязывания браслетов, ожерелий.
С самозатягивающимися узлами можно быстро зафиксировать трос на устойчивом основании. Еще один способ применения — фиксация предметов на веревке, при этом груз будет свободно перемещаться вдоль бечевки.
Самозатягивающийся узел используют при изготовлении украшений ручной работы
С его помощью можно натянуть гамак
Узел пригодится, чтобы привязать рыболовную леску к крючку
Одностенные (жаберные) сети
Ставная одностенная сеть представляет собой сетное полотно прямоугольной формы, посаженное на верхнюю и нижнюю подборы и на боковые пожилины. Иногда несколько вертикальных пожилин полезно ставить по всей длине сети, когда ловля происходит на течении и приходится использовать тяжелые грузила и поплавки с большой грузоподъемностью – пожилины в таком случае обеспечивают необходимую для успешной ловли слабину сети.
Длина пожилин должна быть на 20 % меньше высоты полотна сети в посадке.
Рыба в «одно стенке» застревает, зацепляясь жабрами (а точнее, жаберными крышками; отсюда и второе название) за ячеи сетного полотна. При установке сетей такого рода подборы натягиваются горизонтально, а стена сети висит вертикально.
Подборы сетей делают длиннее полотна, так, чтобы с каждой стороны сети оставались их свободные концы длиной 0,5–0,8 м. Эти концы, называемые приухами, служат для связывания сетей в сетные порядки, а также для привязывания к якорям, буйкам и кольям.
Посадка сетей, как уже упоминалось, производится с коэффициентом 1:2–1:3. В качестве посадочной используют капроновую нить.
Если сеть должна стоять на дне, то потопляющая сила грузил должна превосходить плавучесть поплавков, которые лишь расправляют и поддерживают в вертикальном положении сетное полотно. В этом случае необходим некоторый запас излишней плавучести, чтобы пойманная рыба или течение не заставили сеть осесть на дно.
Рис. 3. Жаберная сеть: 1 – сетное полотно; 2 – грузовой шнур; 3 – аплавной шнур.
Длина посаженной сети для любительской ловли обычно составляет 25–30 м, высота на внутренних неглубоких водоемах – от 1,5 до 1,8 м. На больших и глубоких озерах применяются сети высотой до 3–4 м и более.
Правила рыболовства в ряде регионов РФ ограничивают не только длину сети и размер ячеи, но и высоту (иногда нельзя ловить снастью, превышающей по высоте 1,5 м). Невысокой сетью поймать рыбу в глубоком водоеме труднее, но все же можно, при хорошем знании горизонтов, на которых она держится.
Сети в таком случае выставляются при помощи нескольких якорей и веревок строго на заданной глубине, а подъемная сила наплавного шнура должна превышать тяжесть грузового.
Типы креплений
Существует несколько типов креплений.
U-образный зажим
По конструкции напоминает латинскую букву «U». Имеет резьбовые шпильки, на которые надевается прижимная зубчатая планка-шайба. Гайки накручиваются на резьбу, сдвигая скобу крепления троса вверх, и она прижимает стальной канат к основанию зажима. Есть также U-образные скобы с отверстиями для крепежных валиков. Они изготавливаются из оцинкованной стали и выдерживают слабые и средние нагрузки при транспортировке грузов и техники.
Плоский тросовый зажим
Представляет собой металлическую пластину с двумя шпильками с резьбой. На них надевается другая прижимная пластина, которая сверху притягивается гайками. Есть разновидности с одной (simplex), двумя (duplex) и тремя (triplex) шпильками. Материал изготовления – углеродистая сталь.
Трубчатый зажим
Это пустой цилиндр, в который просовывают концы канатов и сплющивают их специальным прессом или ручным гидравлическим инструментом. Также с его помощью на концах канатов делают петли. Обычно зажимы изготавливаются из алюминия, но для работы в суровых условиях используют изделия из нержавеющей стали. Медные зажимы применяются для работы в агрессивных химических условиях.
По конструкции и заводскому исполнению зажимы делятся на:
- Клиновые. Подходят для такелажных работ и тросов большого диаметра. Они пользуются популярностью у электриков, которые закрепляют самонесущие изолированные провода (СИП) на столбе. Кроме металлических скоб конструкцией предусмотрено два рычага, которые обеспечивают высокопрочное соединение.
- Болтовые. Самое простое исполнение такого фиксатора можно увидеть при установке розетки или патрона с лампочкой. Жилы кабеля попадают между шляпкой болта и прижимной пластиной. Конструкция затягивается гайкой. В результате образуется достаточно прочное соединение.
- Винтовые. Такие зажимы в такелажных работах почти не используются, а применяются в электрике. Например, в клеммниках, в шинах заземления и нулевых шинах, где в отверстие вставляется кабель, и винт, закручиваясь, прижимает его своим концом к телу детали.
- Заклинивающие. Предназначены для крепления канатов и кабелей без изоляции на специальную анкерную опору.
- Прессуемые. Представляют собой две пластины, которые сжимают между собой трос. Есть и другая разновидность зажима: металлическая трубка, согнутая под углом. В нее просовываются концы канатов, а внутрь закручивается резьбовая шпилька, которая прессует их между собой. Такой крепеж для троса сверхпрочен и выдержит даже самые серьезные нагрузки.
- Клыковые. Главный представитель быстросъемных клыковых зажимов – тот же самый u-образный прижимной механизм с зубчатой планкой, надеваемой на шпильки, и двумя гайками.
Топор – дворянам, верёвка – простолюдинам
Уже в древности повешение считалось позорным. В таком статусе этот метод казни упоминается ещё в Ветхом Завете, где трупы аморейских царей было приказано оставить на виселицах до захода солнца.
Долгое время виселицы были невысокими, позже их высоту увеличили – как раз для большего позора. В приговорах судов иногда указывали, высоко следует повесить преступника или низко. Повешение на низкой виселице считалось снисхождением. Самую высокую виселицу звали «иудейской».
В Европе повешение считалось участью простолюдинов. Более знатным преступникам, как правило, рубили головы. Если суд считал необходимым дополнительно унизить дворянина, его вешали после приведения приговора в исполнение другим способом. Так как повесить человека с отрубленной головой технически довольно сложно, иногда казнённых вешали за подмышки.
Висящие на виселице трупы оставляли до полного разложения или уничтожения зверями и птицами. Зловонные останки внушали ужас населению европейских городов. Тот же подход практиковал и Пётр Великий.
Останки снимали с виселиц тогда, когда уже особенно нечего было снимать. Приговорённых к смертной казни не хоронили, кости сбрасывали в специальный колодец. В Европе он назывался словом «оссуарий», в России – словом «костница».
В Германии виселица не использовалась с 1871 года, когда в уголовном кодексе осталось лишь обезглавливание, а в военном уставе – расстрел. Вешать продолжали лишь в некоторых немецких протекторатах и только местных аборигенов.
Виселицы вернул Гитлер, в 1933 году призвавший вешать особо безнравственных преступников «как скот». С тех пор головы рубили только рядовым уголовникам, государственных преступников исключительно вешали. Участников заговора против него (1944 год) фюрер приказал повесить на крюках для свиных туш. Младшему из приговорённых было шестнадцать лет.
В советском союзе вешали исключительно военных преступников. Обычных уголовников расстреливали.
Повешение головой вниз
Головой вниз вешали для максимального унижения приговорённого. В апреле 1945 года именно так повесили уже казнённого Муссолини, а с ним – труп его любовницы Клары Петаччи (Кларетты).
Лучшие узлы для крепления плетенки к плетенке
Метод «Тройной узел»
Инструкция:
- Для начала нужно сложить 2 плетёнки с учётом выравнивания концов. Далее, отсчитав отрезок не менее 20 см от обоих концов, нужно зажать лески.
- После этого, придерживая вместе обе лески, нужно сформировать петлю.
- Затем следует произвести тройное продевание концов плетёнок в сформированную петлю.
- Далее следует стянуть оба конца сложенных плетёнок.
- В завершении, для полного формирования прочного узла, нужно потянуть каждую плетенку в отдельности.
Качественный узел не должен сохранять пустые прорехи между частями оборота. Этот узел характеризуется максимальной прочностью.
Метод «Центавр»
Инструкция:
- Для начала, лески нужно разместить параллельным образом.
- Ходовым концом лески, выполняется обматывание вокруг второй лески не менее 5 раз. В начальном витке нужно оставить открытую часть в виде маленькой петельки.
- Кончик ходовой части плетёнки пропускается через образовавшуюся петлю в начальном витке и крепко натягивается.
- Подобные действия в точности совершаются и с другой леской.
- В завершении, концы обеих лесок должны быть растянуты в стороны – витки будут перемещаться навстречу друг другу, образовывая упор
Преимущество данного метода заключается в его универсальности и компактности. Помимо этого, прочная фиксация обеспечивает устойчивость и надёжность с учётом сохранения грузоподъёмности более чем на 95 %.
Метод «Кровные узы»
Инструкция:
- Лески нужно сложить одну на другую (накрест), оставляя конец не менее 20 см на каждую плетёнку.
- Место пересечения лесок нужно придержать пальцем и совершить не менее 8 витков одной лески вокруг второй.
- После этого ходовой конец наматывающейся плетёнки возвращается назад и пропускается через пересекаемую часть лесок. В данном случае, пропускная часть лесок должна быть зажата пальцем, с петелькой на основании пересекающейся части.
- Ходовым концом второй лески нужно совершить аналогичные действия, вернуть назад и ввести в свободную часть лесок прижатой пальцем. Затем нужно совершить натягивание каждого узла по очереди, конечно же, смочив узлы.
- В завершении, нужно обрезать лишние части ходовых концов лесок.
Характерным отличием и преимуществом узла является прочность и практичность.
Общая информация о тросах
В сфере сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, в строительной, нефтяной и угольной индустрии, в сферах речного и морского транспорта применяются канаты и тросы из нержавеющей или обычной, но при этом надежной и прочной стали. Обычно они используются в качестве основы различных транспортных, грузоподъемных и дорожных механизмов. Если рассматривать канат из стали внимательно, можно заметить, что это гибкое металлическое изделие, состоящее из перекрученных между собой прядей из стальной проволоки. Количество прядей в каждом отдельно взятом тросе может быть разным, как и количество проволок, из которых скручена каждая из них. Поверх прядей на трос часто наносят цинковое или алюминиевое покрытие, улучшающее его антикоррозионные качества. Оцинкованная труба (или аналог из нержавейки), покрытая таким специальным составом, прослужит намного дольше, чем без него. Если вы не знаете, как заплести стальной трос, схема с описанием внизу обязательно вам помогут.
Внутри стального каната обычно находится сердечник, основная задача которого – не позволить развиться поперечной деформации в изделии и провалиться скрученным прядям проволоки к центру. Это обязательный атрибут любого каната или троса, производимого из органики, металла, натуральных или синтетических материалов. Другими словами, сердечник — это внутренний каркас для его прядей. Знание устройства стальных канатов или тросов поможет понять, как правильно заплести трос самостоятельно.
Плетение
Как заплести трос? Этот вопрос возникает всегда, когда он разрывается. На самом деле, все пряди из проволоки, сплетенные в единое целое изделие с крепкой сердцевиной, обладают высокой прочностью. Но бывают случаи, когда и самый прочный трос может разорваться. Главное, чтобы вовремя был обнаружен разрыв или место повреждения целостности элемента. Для этого необходимо не пренебрегать лишней проверкой, которую следует проводить всегда перед началом любых работ.
Чтобы трос не расплетался, необходимо в местах возможного разрыва заплести его петлей. А расплетенные участки откусить кусачками. Это нужно для того, чтобы конец на месте сплетения троса в петлю был ровным, все проволоки сходились и не имели разной длины.
Почему скоба всегда сбоку?
Почти всегда буксировочные приспособления находятся не в середине, а по бокам бампера. Именно там выходят концы силовых элементов кузова (лонжероны). К ним-то и приварены скобы и крепежные болты. Однако бывают случаи, когда не особо мудрые производители приваривают скобы к хлипким элементам машины. К примеру, к внешним стенкам корпуса штатной ниши для запасного колеса.
К примеру, такие технические решения встречаются у корейцев и некоторых китайцев. В этом случае, если переусердствовать с рывками, скоба выдирается с корнями. В худшем случае часть корпуса деформируется, что приводит к выпячиванию ряда элементов в багажнике. В общем, перед тем как закрепить трос, необходимо все же посмотреть, на какую часть кузова придется неожиданная нагрузка рывка.