Кузнечное (посёлок)

История

В XIX веке деревня Каарлахти входила в состав волости (прихода) Каукола Кексгольмского уезда Выборгской губернии Великого княжества Финляндского.

В 1913 году началось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Хийтола.

В 1916 году близ деревни Каарлахти была построена одноимённая станция.

С марта 1917 года деревня и станция Кааралахти находились в составе Финляндской республики.

С января 1940 года — в составе Карело-Финской ССР.

С 1 августа 1941 года по 31 июля 1944 года, финская оккупация.

С 1 ноября 1944 года станция Кааралахти учитывалась в составе Сепянъярвского сельсовета Кексгольмского района.

С 1 октября 1948 года — в составе Севастьяновского сельсовета Приозерского района.

С 1 января 1949 года станция Кааралахти стала учитываться, как посёлок Кузнечное в составе Севастьяновского сельсовета Приозерского района.

С 1 июня 1954 года — в составе Богатырёвского сельсовета Приозерского района.

С 1 апреля 1961 года посёлок Кузнечное получил статус рабочего посёлка, в составе Кузнечного поселкового совета и в подчинении Приозерскому горсовету. В 1961 году население рабочего посёлка составляло 1411 человек.

По данным 1966 и 1973 годов посёлок находился в подчинении Приозерского горсовета, а в административном подчинении Кузнечинского поселкового совета — посёлок Боровое.

По данным 1990 года численность населения посёлка составляла 4700 человек.

Как жительница Кузнечного перевозила старый финский дом к себе на участок, чтобы открыть в нем музей

— Я переехала в Кузнечное 27 лет назад и увлеклась краеведением. За это время у меня набралось огромное число предметов быта и других артефактов — что-то я находила сама, что-то люди отдавали со старых дач. Поэтому в 2014 году я решила, что мне нужно место, где можно это всё выставлять.

В то время в Кузнечном как раз продавался участок, где раньше был финский хутор, с хозяйственными постройками и домом 1914 года. Я его купила, но из-за разных жизненных обстоятельств не смогла сделать полноценный музей — мне пришлось там жить. До 2016 года часть экспонатов выставлялась на улице, а часть внутри.

Потом я узнала, что у нас собираются снести очень красивое здание около станции, которое мне всегда нравилось, — дом рабочих железной дороги, построенный в 1916 году по проекту финских архитекторов Туре Хельстрема и Альберта Лейдениуса. Когда я поехала к этому дому, чтобы забрать что-то для музея, руководитель строительной бригады предложил мне разобрать здание, перевезти и снова собрать у меня на участке.

К сожалению, строители не до конца понимали, что на себя берут: они разобрали и перевезли здание, но собрать не смогли. Мы закончили эту работу в 2017 году уже с другой бригадой. Я осознавала, что буду реставрировать это здание всю оставшуюся жизнь, поэтому решила не ждать окончания ремонта, а выставлять экспонаты, когда помещение приобретет более или менее жилой вид.

В прошлом году мои коллеги рассказали мне о фонде «Внимание» (фонд сохранения исторического наследия Ильи Варламова — прим. «Бумаги»), который помогает реставрировать здания

Там мне ответили, что проект очень интересный, в особенности потому, что здание будет работать как музей. Фонд предложил свою помощь в сборе денег: благодаря этому были вставлены три окна и две двери, восстановлена историческая обшивка с четырех сторон. Чертежи нам прислали из финских архивов. Сейчас приступаем к работе над окнами с исторической расстекловкой и крышей.

Первый перевод был около 150 тысяч рублей. Это большая сумма, но если бы ее не дали, я бы нашла эти деньги. Сейчас же они готовы собрать 1,5 миллиона рублей — такие деньги я бы зарабатывала много лет, поэтому спасибо им за такой подарок (сейчас открыт сбор на восстановление окон на сумму более 300 тысяч рублей — прим. «Бумаги»).

Подопечные великого бога

Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Покровителем этого ремесла выступал один из величайших славянских богов, Сварог. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?

В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог остаться равнодушным. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?

Андрей Шишкин «Сварог — бог кузнечного дела», 2014 год

Вехи развития кузнечного дела

Ручная ковка – древнейший способ обработки металлов, ставшая прародительницей штамповки, ковки, литья, прессовки, прокатки, волочения и листовой штамповки. Археологи находили в ходе раскопок металлические изделия датируемые периодом, относящимся к нескольким тысячам лет до нашей эры. Изделия эти выполнены из металлов, встречающихся в природе. Первые металлические находки археологов относятся к 5-4 векам до н.э. Техника волочения при изготовлении изделий из драгоценных металлов обнаружена в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Изделия изготовлены в 3 в дон.э. Кузнечное дело на Руси имеет более давнюю историю. Мечи, шлемы, кольчуги, ухваты топоры, украшения и другие кованые вещи датируются 18 в. до н.э.

С 10 по 18 века от рождества Христова в металлообработке появились новые способы:

  • закалка металла;
  • пайка при помощи меди;
  • кузнечная сварка;
  • методика многослойного изготовления.

XVI век. При Иване Грозном русская армия была оснащена коваными пушками.XVII — XVIII – создание государственных оружейных заводов на Урале и в Туле.

Пётр I всячески способствует развитию металлургической отрасли. На военных заводах широко используются водяные двигатели. На рубеже столетий, в 1800 году впервые на тульском заводе была испробована методика горячей штамповки однотипных деталей. Её применил для массового производства кузнец В.А. Пастухов.

В это же время в Вологде кузнецы специализируются на производстве якорей, а в Муроме выпускают скобяные изделия для строительства флота.XIX в. На смену водяному приводу приходят паровые машины, что способствует развитию кораблестроения и выпуску артиллерийского оснащения флота и армии, для производства которых были необходимы броня, толстые плиты для лафетов, орудийные стволы. Вес падающего молота составлял до 50 тонн. Такие гидравлические прессы расширили возможности до ковки деталей в 250 тонн.

К этому же периоду относятся научные изыскания по деформации металлов. Вооружившись микроскопом, П.П. Аносов стал изучать строение сталей. В ходе исследования в 1841году им была установлена зависимость между структурой и свойствами металлов. Это позволило создавать сталь с необходимыми техническими характеристиками. Д.К. Чернов проводил исследование поведения металлов при нагреве и охлаждении, что послужило открытием структурных изменений. Книги с исследованиями Чернова и Аносова до сих пор служат пособием для металлургов.

Приобщение к мастерству кузнеца через выставки

Кроме постоянных экспозиций в музеях, изделия декоративного кузнечного промысла можно увидеть на выставках, где представлены не оружие и не ювелирные украшения, а работы мастеров для украшения быта. Выставки – это не просто показ красивых вещей, это популяризация, в которой так нуждается кузнечное дело. Несколько 10-летий этот промысел был практически забыт из-за расширяющихся с каждым годом возможностей в металлообработке. Но остальные способы – это штамповка, работа на количество. Только кузнечное дело при работе с металлом поможет раскрыться мастеру наиболее полно.

История возрождения кузнечного дела началась не так давно, но строительство частных домов, способствует этому. Каждый хозяин хочет выделить своё жилище и прилегающую территорию. Выставки мастеров позволяют понять, каким образом это можно сделать неординарно и в то же время не вычурно. Для начинающих кузнецов эти выставки помогают найти свой собственный стиль, подсмотреть у более опытных некоторые приёмы, которыми они делятся, проводя мастер-классы непосредственно в стенах, где проходят показы готовых декоративных изделий.

Выставки кузнечного мастерства проходившие в Арт-Кремле стали хорошим стартом для начинающих, для которых мастера устроили демонстрацию возможностей изменения куска металла, превращающегося во вполне оформившиеся фигурки для украшения жилья.Отличный способ привить начинающим любовь к обработке металла способом ковки, дав первые уроки мастерства прямо на выставке. «Кузнечный талисман» — это выставка, где каждый желающий имел возможность попробовать свои силы, почувствовать изменения материала под собственными ударами молотом.

Выставки кузнечного мастерства становятся доброй традицией. В сентябре 2015 года в 4 раз была открыта выставка «Кузница счастья», в рамках фестиваля «Бабье лето». Здесь так же проводились мастер-классы.

Книги могут рассказать о многом, но всё же кузнечное дело как и в старь передаётся мастером ученику из рук в руки.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2021.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 апреля 2013.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 апреля 2019.
  4. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
  5. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
  6. .
  7. Административно-территориальное деление Ленинградской области. — СПб., 1997, с. 21
  8. .
  9. . Дата обращения: 26 апреля 2015.
  10. . Дата обращения: 2 января 2014.
  11. . Дата обращения: 10 августа 2014.
  12. . Дата обращения: 12 апреля 2014.
  13. . Дата обращения: 31 мая 2014.
  14. . Дата обращения: 16 ноября 2013.
  15. . Дата обращения: 2 августа 2014.
  16. . Дата обращения: 6 августа 2015.
  17. (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
  18. (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
  19. . Дата обращения: 25 июля 2018.
  20. . Дата обращения: 31 июля 2019.
  21. . Дата обращения: 17 октября 2020.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 апреля 2013.

Тайны древних украшений

Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.

До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).

Украшения из металла также изготавливались кузнецамиАндрей Шишкин «Девана», 2013 год

Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.

Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.

Как на участке проводили раскопки археологи из Кунсткамеры и что сейчас можно увидеть в музее

В 2017 году у музея были только стены, в 2018-м мы сделали крышу, в 2019-м открыли три помещения. В этому году я купила витрины и смогла показывать коллекции уже в четырех залах.

Первый зал — краеведческий: там представлены артефакты от каменного века до шведского периода. Это и настоящие предметы, и копии некоторых вещей, которые хранятся в музеях. Там можно увидеть украшения, наконечники копий, геологическую экспозицию камней Карельского перешейка.

В этом же зале выставлены фотографии и документы, посвященные археологическим раскопкам, которые проходили на моем участке в прошлом году. Около курятника когда-то была финская конюшня, я копалась там в надежде получить артефакты для музея. Нашла подковы, стремена, чесалки для лошадей и еще один маленький предмет, который я приняла за конское украшение. Когда ко мне приехали друзья-археологи из Кунсткамеры совсем по другим делам, они смотрели коллекции музея и заинтересовались находкой — это была фибула, древняя металлическая застежка.

Ребята решили провести раскопки у курятника, получили документы, в итоге работы продлились почти всё лето. На участке обнаружили два памятника — каменного века и Средневековья. Среди находок — наконечники копий, украшения, керамика и останки костей (оригиналы отправили в Кунсткамеру, в музее можно увидеть реплики — прим. «Бумаги»).

Дом до переноса на участок Марии
Дом на участке Марии в процессе восстановления

Во втором зале музея — этнография, быт Карельского перешейка, предметы, которыми пользовались на протяжении тысячи лет. Также воссоздана комната первых советских переселенцев.

В третьем зале показываем предметы кузнечного искусства: украшения, броши, посуду, которая бытовала здесь на протяжении трех столетий. Есть небольшая экспозиция, которая называется «Кабинет начальника железнодорожной станции»: там представлены фотографии и документы, рассказывающие об истории дома.

Четвертый зал — лекционный, там проводятся мастер-классы по гончарному искусству, изготовлению кукол, рисованию. Я читаю лекции о музее.

Я строила музей для местных жителей, для детей, которые придут и соприкоснутся с историей, поэтому вход у нас бесплатный. Я работаю, держу хозяйство, у нас покупают ягоды, сувениры. Есть жертвователи, кто-то переводит деньги мне на карту в день рождения с пометкой «на строительство музея». Справляемся.

Вместе с учениками местной школы мы снимали фильм про войну по мемуарам блокадницы, в этом году сделали хорошую уличную экспозицию по каменному веку — воссоздали дом человека того периода, а ученики от первого лица рассказывали о нем.

Мы готовим еще два зала — одна экспозиция будет полностью по добыче гранита, потом нам сделают макет дома, в котором я живу, — раньше это был финский магазин. Надеюсь, к весне осуществим, а в следующем году откроем второй этаж: он задуман как кинотеатр, библиотека и выставочное пространство с картинами местных художников.

В Карелии сохранилась единственная в России постройка финского архитектора Ларса Сонка. Вот история 100-летней усадьбы, которую восстановила петербурженка.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2021.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 апреля 2013.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 апреля 2019.
  4. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
  5. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
  6. .
  7. Административно-территориальное деление Ленинградской области. — СПб., 1997, с. 21
  8. .
  9. . Дата обращения: 26 апреля 2015.
  10. . Дата обращения: 2 января 2014.
  11. . Дата обращения: 10 августа 2014.
  12. . Дата обращения: 12 апреля 2014.
  13. . Дата обращения: 31 мая 2014.
  14. . Дата обращения: 16 ноября 2013.
  15. . Дата обращения: 2 августа 2014.
  16. . Дата обращения: 6 августа 2015.
  17. (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
  18. (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
  19. . Дата обращения: 25 июля 2018.
  20. . Дата обращения: 31 июля 2019.
  21. . Дата обращения: 17 октября 2020.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 апреля 2013.

Кузнец или колдун?

Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.

Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.

Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды. Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец». Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.

Кузница часто располагалась вдали от поселения

История

В XIX веке деревня Каарлахти входила в состав волости (прихода) Каукола Кексгольмского уезда Выборгской губернии Великого княжества Финляндского.

В 1913 году началось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Хийтола.

В 1916 году близ деревни Каарлахти была построена одноимённая станция.

С марта 1917 года деревня и станция Кааралахти находились в составе Финляндской республики.

С января 1940 года — в составе Карело-Финской ССР.

С 1 августа 1941 года по 31 июля 1944 года, финская оккупация.

С 1 ноября 1944 года станция Кааралахти учитывалась в составе Сепянъярвского сельсовета Кексгольмского района.

С 1 октября 1948 года — в составе Севастьяновского сельсовета Приозерского района.

С 1 января 1949 года станция Кааралахти стала учитываться, как посёлок Кузнечное в составе Севастьяновского сельсовета Приозерского района.

С 1 июня 1954 года — в составе Богатырёвского сельсовета Приозерского района.

С 1 апреля 1961 года посёлок Кузнечное получил статус рабочего посёлка, в составе Кузнечного поселкового совета и в подчинении Приозерскому горсовету. В 1961 году население рабочего посёлка составляло 1411 человек.

По данным 1966 и 1973 годов посёлок находился в подчинении Приозерского горсовета, а в административном подчинении Кузнечинского поселкового совета — посёлок Боровое.

По данным 1990 года численность населения посёлка составляла 4700 человек.