Оглавление
- Кузова архипелаг. Что посмотреть рядом
- Треска
- Старинные карельские деревни
- Легенды и история островов
- Архипелаг Кузова, как добраться. Архипелаг Кузова
- Как добраться и расписание поезда
- Чем примечателен архипелаг?
- Название архипелага
- Архипелаг Кузова на карте:
- Лабиринты острова Олешин
- Загадки и тайны архипелага
- Где остановиться?
- Самые интересные исторические места Кеми
- Впечатления
Кузова архипелаг. Что посмотреть рядом
Архипелаг Кузова находится на пути к Соловецким островам , поэтому туристам, которые захотят посетить места древних саамских святилищ, просто непростительно не побывать в духовном центре русского Севера — Соловецком монастыре , имеющем и суровую легерную историю, относящуюся уже к XX веку.
Белое море — практически единственное место на земном шаре, где туристы могут не только потрогать северного дельфина — белуху , но и поплавать вместе с ним. Чтобы познакомиться с этими милыми созданиями поближе, у нас даже разработаны специальные туры.
Путешествие на Кузова начнется с Кеми, поэтому обязательно осмотрите этот старинный город, ту самую «Кемскую волость» , ведущую свою историю XV века. Обязательно побывайте в 300-летнем деревянном Успенском соборе, который относится к мужскому монастырю Новомученников и Исповедников Российских .
Тем, кто путешествует по Карелии на машине, обязательно нужно сделать остановку под Беломорском. чтобы полюбоваться на знаменитые петроглифы . Для того, чтобы расшифровать письмена на камне, оставленные несколько тысячелетий назад, советуем заказать экскурсию по петроглифам в местном музее .
Приезжайте на Кузова. Просто для того, чтобы увидеть природу, порадовать глаза пейзажами. И для того, чтобы дотронуться до древних тайн, попытаться услышать в шуме волн и ветра имена прежних богов. Они все еще здесь, в своих домах – омытых дождями и пронизанных солнцем.
Надеемся, что эта статья была полезна для вас. Мы всегда готовы принять вас в Карелии и поделится частичкой любви к этому северному краю, в который хочется возвращаться, побывав лишь раз.
Треска
Неплохо бы сегодня порыбачить, вокруг хорошие глубины и есть шанс найти треску.
Пескожила накопали в бухте на осушке, все готово.
Но сейчас отлив, катамаран стоит на песке, надо ждать.
Аня собирается половить с берега спиннигом.
Мы отговариваем, так ничего не поймать, но она все равно уходит к проливу.
Тёме тоже надоело ждать прилива, хватает удочку — была не была.
Пилькер слишком тяжел для бросания, других блёсен не так много.
Выбор останавливается на небольшом кастмастере, блесна легкая, зато хорошо блестит.
Аня тоже с удочкой уходит по берегу в другую сторону.
Шансов что-то поймать с берега почти нет, но вдруг ..?
В проливе между Кузовами мощное приливное течение, сильный южный ветер дует ему навстречу.
Прямо под скалами большие глубины, сверху видно ламинарии, которые поднимаются из темноты.
На забросе ветер уносит блесну в одну сторону, потом течение несет в противоположную.
Пока блесна опускается к дну, ее уносит слишком далеко по проливу, уже пора вынимать.
Бесполезный труд, не рыбалка, а ерунда какая-то.
Вдруг — рывок! Точно не зацеп, на другом конце кто-то сопротивляется. Треска!
С собой нет даже пакета, рыбу положить некуда. На кукан одевать жалко, красивая.
Бегом в лагерь, скорее фотоаппарат, а рыбу сажаем в герму с морской водой.
Пете строго наказано следить, чтобы приливом герму не унесло в море.
Значит, с берега поймать треску можно?
Снова на скалы, опять путаница с ветром и течением.
Есть, вторая треска! Немного поменьше, но тоже неплоха.
Вода уже поднялась высоко, можно спускать катамаран.
Выходим в пролив, катамаран подхватывает и быстро несет течение.
Отдаем якорь, катамаран мотает из стороны в сторону, у носов буруны.
Опускаем удочки, тяжеленный пилькер не может опуститься на дно, его уносит далеко в пролив.
Иногда цепляется какая-то трава, но ни одной поклевки. Пробуем половить на пескожила, без толку.
Может, нужно перейти на другое место?
Якорный канат натянут течением до звона, выбирать совсем его непросто.
После нескольких попыток удается встать напротив знакомых скал, где рыба есть.
Пытаемся ловить еще полчаса, но безрезультатно.
Возвращаемся не солоно хлебавши, но не расстраиваемся.
У нас на ужин уже есть две хорошие трески, и куча грибов собрана.
Еще в начале похода Петя рассказывал, как они с друзьями-дайверами варили гречку прямо на морской воде.
Сегодня на ужин была перловка, и решили рискнуть и устроить подобный эксперимент.
Возможно, перловка не годится для такого способа приготовления.
Результат, откровенно говоря, понравился не всем.
Выручила жареная треска, уха из голов и хвостов, и полная сковородка грибов.
Старинные карельские деревни
Это живые памятники деревянного зодчества. Их застройка являет миру примеры высокого плотницкого мастерства.
Древнее вепсское село Шелтозеро известно с 1543 г., располагается в 84 км от Петрозаводска на берегу Онежского озера. Сохранился двухэтажный рубленый дом Мелькова 19 в., в нем – Шелтозерский вепсский этнографический музей. Вепсский народный хор основан в 1937 г.
Добираться до деревень лучше в составе туристической группы. Интересен тур по старинным деревням на джипах.
О деревне Кинерма упоминается в летописях 1563 г. Кинерма находится в 100 км от Петрозаводска рядом с Ладожским озером, в 6 км от с. Ведлозеро. Здесь находится часовня Смоленской Богоматери 18 в., которая окружена старинной культовой еловой рощей, крестьянскими избами и банями «по-черному» 19 в.
Старинная поморская деревня Вирма расположена в 35 км юго-восточнее Беломорска. В ней сохранились деревянные дома, остатки солеварни Соловецкого монастыря 16-17 вв., церковь Петра и Павла 17 в.
Карелия — удивительный край голубых озер и поразительных ландшафтов, белых ночей и столетних елей, богатой рыбалки и удачной охоты. Республика исключительно богата духовными, культурно-историческими и архитектурными памятниками и интересна для любителей старины. Приезжая в Карелию оказываешься в другом измерении, в другой эпохе, где время замерло, а природа осталась неизведанной, сохранив свое неповторимое очарование.
Вы не боитесь экстремального отдыха? Прочтите статью про заброшенные места Подмосковья, из неё можно почерпнуть идеи для интересного приключения. Из этого материала Вы узнаете, что рафтинг доступен не только профессиональным экстремалам, а по этой ссылке https://globusrossii.ru/regionyi/zapolyare/komandirovka-v-norilsk.html можно найти статью о Норильске — городе экстремально низких температур.
Легенды и история островов
Большинство сейдов Немецкого Кузова – огромнейшие валуны с округлыми углами, стоящие на каменных «ножках». Часть идолов выглядят как вытесанные из камня человеческие бюсты: на большом валуне стоят камни поменьше. Они напоминают фигуры с туловищем и человеческой, птичьей или собачьей «головой». Кое-где рядом с истуканами есть продолговатые «руки». Называются такие изваяния «окаменевшими немцами».
«Немецкими людьми» древние люди называли шведов. С ними и связана поморская легенда, согласно которой немцы, искавшие дорогу к «святым Соловкам» с целью нападения, плывя по морю, попали в бурю. Отряду пришлось пристать к берегу северных Кузовов. Завоевателям пришлось смотреть на Соловецкий монастырь, стоя на горной вершине, ведь дальше продвинуться они не могли – волны на море не позволяли.
Однажды вынужденных оставаться на острове шведов настиг гнев богов. Во время очередной трапезы у костра люди обратились камнями и остались на горе навечно. Место, на котором застыло войско, получило название Большой Немецкий Кузов.
Рождение сказания произошло по двум причинам. Первой стала попытка отряда шведов проникнуть на территорию Соловецкого монастыря и завладеть ею. Случилось это в XVII веке. Ко второй относят веру саамов в то, что иногда люди могут окаменеть.
Много на островах фигур среднего размера, сложенных из отличающихся размером и формой булыжников. Среди каменных курганов, также находящихся на горе, возможно, есть могильник. Неолитические стоянки, найденные на террасе Немецкого Кузова в восьмидесятых годах прошлого столетия, хранили в себе наконечники для стрел и орудия труда, вырезанные из камней.
Остров Русский Кузов считается вторым священным местом саамов. На нем находится свыше 300 сейдов, часть из которых стоит на Лысой горе. Выглядят они как «Каменные бабы» – продолговатые гранитные плиты, подпираемые округлыми камнями. На горе также видны остатки погребений, выложенные гранитом.
Возможно, саамы посещали святилище после каждой удачной охоты или рыбалки. Они совершали определенные обряды, принося жертвы в надежде, что дальнейшие промыслы будут не менее богатыми.
Возможно, острова Кузова когда-то принадлежали разным фратриям – родовым группам. Оттуда и отличия идолов по размерам и формам. На некоторых участках комплекса сохранились истуканы, под которыми найдены «лопарские ямы», в которых, возможно, некоторое время жили саамские семьи.
Архипелаг Кузова, как добраться. Архипелаг Кузова
Свой последний день на Соловках мы провели на островах Кузова. Пришли к катеру прямо с вещами. Да их и было-то всего два рюкзака.Эта экскурсия длится семь часов, поэтому, по возвращению на остров, нам надлежало перегрузиться на теплоход и снова плыть до Кеми.В восемь утра катер «Савватий» отчалил от Соловецкого острова к архипелагу Кузова. Погода была пасмурная, на море, как всегда, дул холодный ветер. На то он и север. До Кузовов идти на катере около двух часов. Народ в основном разбрёлся по каютам, я же осталась на палубе, т.к. в каюте душно, сильнее заметна качка. Но видно на детях она не так сказываетсяКапитанская рубка. Идём по навигатору Через полтора часа на горизонте появились круглой формы острова. Словно в море плавало овсяное печенье.На острове нас встречала директор киностудии «Фараон» из Санкт-Петербургского университета киностудии исторического фильма. Она с группой уже несколько дней живёт на острове и снимает какой-то научный фильм. Очень весело они нас поприветствовали возгласами «Гип-гип ура!». Наша группа в долгу не осталась и сделала то же самое.Далее нам предстояло подняться на самый верх этого острова. Здесь мы последовали поговорке: «умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт», и тоже пошли в обход, постепенно набирая высоту. Восхождение осуществлялось в быстром темпе, но зато были частые передышки, и можно было любоваться морскими видами, а так же слушать захватывающие истории kodola о саамских сейдах. А виды открывались с горы просто космические. Конечно, хотелось побродить по острову не спеша, а ещё лучше, несколько денёчков пожить там в палатке.Архипелаг состоит из шестнадцати островов. Наиболее крупные известные – это Русский Кузов и Немецкий Кузов. Мы высадились на Немецком Кузове. Острова в своём основании – гранитные. На острове имеется множество сейдов – священных объектов древних саамов в виде камней. Много больших валунных камней, а так же небольших, построенных в виде пирамид. Но, к сожалению, почти все каменные пирамидки являются новоделами, сделанные туристами, либо экскурсоводами. А вот многотонный валун вряд ли сдвинешь с места без помощи специальной техники. А здесь эти камни филигранно установлены на 3 точки опоры, причём установлены сотни (если не тысячи) лет назад…. Чудеса, небывальщина. На этих островах никто не живёт, кроме туристов. Да и то их немного, но гору мусора навалить успели.Наш экскурсовод читает лекцию об этих местахЭто верескКогда возвращались назад, дул сильный ветер и море было немного взволнованно
Наш катерок неплохо качало в стороны, но эти замаскированные женщины отважно выдержали непогоду
Как добраться и расписание поезда
Добраться до Кеми можно на автомобиле или на поезде дальнего следования.
Из Санкт-Петербурга и Москвы
Из Москвы:
- На автомобиле по трассе М18, расстояние 1413 км. Время в пути 17–18 часов.
- На поезде Москва — Мурманск до станции Кемь. Время в пути 24–25 часов.
Из Санкт-Петербурга:
- На автобусе — сначала до Петрозаводска, затем до Кеми. Время в пути до Петрозаводска 7 часов, затем до Кеми 6 часов.
- На поезде — с Ладожского вокзала, отправляющегося в Мурманск. Время в пути 13-14 часов.
- На машине — время в пути 12 часов, расстояние 809 км.
В форме поиска ниже можно посмотреть расписание и стоимость билетов на поезд:
Расстояние на машине из Петрозаводска
На фото: железнодорожная станция “Кемь”
От Петрозаводска до Кеми 353 км по прямой, по автомобильным трассам – 404 км.
Добраться до Кеми из Петрозаводска можно на:
- Поезде дальнего следования Санкт-Петербург — Мурманск (7 часов в пути), Москва — Мурманск (8 часов в пути) или Адлер — Мурманск (8 часов в пути).
- Автобусе, отправляющегося один раз в день с автовокзала на ул. Чапаева, д.3. Время в пути 6 часов 35 минут.
- Машине — самый быстрый способ, время в пути при скорости 80 км/ч — 5 часов.
Если Вы планируете поездку в Карелию, то рекомендую совершить экскурсию в деревню Рубчайла, где можно встретить традиционную карельскую архитектуру и ощутить северный колорит.
Чем примечателен архипелаг?
Начиная с VIII века, на этих территориях селились саамы. Они занимались охотой, оленеводством и морским промыслом. И оставили после себя главную достопримечательность архипелага — загадочные скопления камней — сейды. Сегодня на Немецком и Русском Кузовах их насчитывается порядка 800.
По мнению исследователей, саамы прибывали на острова на лодках или пешком по льду, чтобы поклоняться силам природы, приносить жертвы и просить о благополучии. Для этого на утесах и обрывах были возведены каменные фигуры, состоящие из нескольких валунов. Как правило, один большой камень символизирует туловище, а несколько поменьше — голову и ноги. Возле некоторых сейдов установлены два дополнительных камня в виде вытянутых вперед «рук».
Название архипелага
Ученые выдвигают несколько гипотез о происхождении названия архипелага. По одной версии, в основе лежит карельское слово «кууси», что означает ель или еловые острова. По другой весрии, название «Кузова» объяснялось тем, что расположение островов архипелага было похоже на кузовок, то есть на короб для хранения грибов, ягод и рыбы. Видите на карте очертания кузовка?
Страницы истории
В XV веке острова архипелага принадлежали Кемской волости. Помните известную комедию «Иван Васильевич меняет профессию»? Там на встрече царя со шведским послом она как раз и упоминается.
В 1450 году Кемская волость была передана Соловецкому монастырю. Однако в 1764 году была проведена секуляризация (изъятие в пользу государства) церковных земель и монастырь лишился этих островов.
В годы функционирования СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) архипелаг служил внешней зоной охраны. До сих пор на Вороньем острове сохранились остатки лагерных бараков.
Архипелаг Кузова на карте:
(И.В. Мельников «Святилища древней Карелии», Ю.В.Титов «Лабиринты и сейды»)
Первые факты, свидетельствующие о осуществлении в древности на территории Карелии крупных святилищ с культовыми камнями, были получены в конце 60-х годов, когда экспедицией Карельского краеведческого музея под руководством И.М.Мулло были открыты интереснейшие культовые комплексы на островах Белого моря – Немецком Кузове и Русском Кузове. Эти острова невелики, один из них имеет протяженность более километра, второй – более двух километров. Ландшафт обоих островов сходен: в основе их лежат гранитные скалы, возвышающиеся над окружающим водным пространством на десятки метров (более высокий Русский Кузов достигает 123 м.).
Сейды на Большом Немецком Кузове — это огромные угловатые валуны, поставленные на «ножки» — мелкие камни. На верхней плоскости сейда, как правило, установлено несколько небольших камней, а под ними в некоторых случаях — разноцветные — мелкие камешки.
Другие сейды, меньшего размера, имеют разные формы. Среди них выделяются сейды в виде грубого скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть человеческого туловища, на которых лежат камни, имеющие форму головы человека, птицы или собаки. Поставленные спереди цилиндрической формы камни напоминают вытянутые руки.
Третья, наиболее многочисленная группа, — среднего размера и разной формы валуны, на возвышенную часть которых установлены один или несколько камней, размером с булыжник. С этими сейдами связана интересная поморская легенда об «окаменевших немцах». Предание повествует о том, что когда-то очень давно, «немецкие люди» (так поморы называли шведов) хотели напасть на Соловецкий монастырь. В море их застигла буря. «Немцы» укрылись на северных кузовах. С вершины горы острова они видели белокаменные стены Соловецкого монастыря. Но частые бури на море не позволяли плыть дальше. Однажды, когда «немецкие люди» сидели за трапезой вокруг костра, бог покарал ворогов, превратив их в камни. С той поры и называется тот остров Большим Немецким Кузовом.
Основой легенды послужило историческое событие начала XVII века, связанное с попыткой шведского отряда совершить нападение на Соловецкий монастырь со стороны Кузовов, и саамское поверье о превращении человека в камень.
Памятники второго святилища сохранились на вершине Лысой горы острова Русский Кузов. Здесь насчитывается до двухсот сейдов, среди которых несколько своеобразных, напоминающих по форме «бабу».
Датировка святилищ остаётся нерешённой, поскольку не обнаружено следов саамских жилищ и находок, позволяющих определить время возникновения святилищ. В происхождении и назначении археологических памятников Севера — сейдов и лабиринтов — много загадочного, и исследователям предстоит немало потрудится над раскрытием их тайн.
Фотографии 1997 года.
Это не совсем художественная фотография, скорее всего это фотоотчет. Уже пять ле историк Михаил Данков занимается исследованием проблемы истока и протяженности «Осударевой дороги». Петр Первый, поисторическим данным, тащил корабли по суше: От Беломорья до Онеги, но фактически это не подтвержденно… Будем ждать результатов исследования, а пока — скромные фотографии августа 1997 года.
Беломорский закат
Утро в Соловках
Могильная плита
Скит г. Голгофа о. Анзерский
Сейды о. Немецкий Кузов
Монастырский дворик
С высоты птичьего полета
Ночь над монастырем
Гостиница (о. Анзерский)
«Гостеприимные камеры»
Еще одна дверь
Святое озеро
Церковь 1737 г.
Рассвет
Лабиринты острова Олешин
Острова таинственны и загадочны. Самым необычным из них стал остров Олешин. На нем также есть сейды и места поклонения богам, но главным отличием от других частей комплекса стало наличие лабиринтов – Большого и Малого. Выложены они на слегка покатой вершине скалы, метрах в двадцати над уровнем моря и, значит, не могли служить ловушками для морских обитателей.
Малый лабиринт в диаметре достигает шести метров и практически скрыт таежной порослью. Большой лабиринт сохранился лучше. Его диаметр колеблется от 10 до 12 метров в разных местах, а длина достигает почти 190 метров. Сложили его из почти тысячи валунов.
Предназначение лабиринтов неизвестно. Ученые считают их частью святыни, в которой проводились вызовы Высших Сил. Согласно другим версиям, они оберегали оленьи стада от Злых Духов или использовались служителями морского культа.
Есть мнение и о том, что они принадлежали служителям культа мертвых – неподалеку находятся места захоронений. Предполагается и то, что лабиринты связаны с попыткой саамов понять мироздание или изучить астрологию.
Согласно древним легендам англичан и ирландцев, на каменных спиралях, купаясь в лунном свете, плясали феи. Шведы считали – грядами отмечены входы во дворцы подземелья. Говорят и то, что строительством каменных спиралей занимались ледяные великаны.
Загадки и тайны архипелага
На берегах островов Карелии встречаются остатки укрытий саамских охотников — «паахус». Также был обнаружен природный грот с частями немецкого обмундирования времен Второй Мировой войны. Поскольку этих территорий оккупация не коснулась, возникла версия о тайном посещении немцами островов. Вероятно, это было связано со страстью Гитлера к изучению оккультных наук.
Очередной головоломкой местности стал высеченный гранитный трон, к которому ведут ступени от побережья. Его спинку украшают загадочные знаки, напоминающие символику древнего Египта. Кто и для чего сделал этот объект, остается неизвестным. Однако по некоторым данным древние египтяне называли себя «народ Кеми», что позволяет предположить существование связи между ними и обитателями Беломорья тех времен.
Завораживающе выглядят и каменные лабиринты, сложенные на возвышенностях острова Олешин. Меньший лабиринт уже плохо прослеживается, а крупный диаметром около 12 м отлично сохранился. Около 1000 камней создают витиеватые ходы, ведущие к центральной композиции из валунов. Вероятнее всего подобные объекты использовались культовыми служителями.
Также остались предания о «Каменной книге», высеченной на скалистом берегу Белого моря. К сожалению, после строительства ГЭС в 1962 году она скрылась под водой и стала недоступной для изучения.
Где остановиться?
Гостиница “Кузова”
Крупных гостиничных комплексов в Кеми нет. Но переночевать можно в небольших отелях, выбрав скромный, но уютный номер:
- Мини-отель «Кемь» предлагает размещение в номерах “Комфорт” и “Стандарт”.
- Гостиница “Кузова» расположена в шаговой доступности от всех главных достопримечательностей города. Номера стандартного тур-класса выходят окнами на тихую парковую зону.
- Гостевой дом «Кемский берег» предлагает гостям бесплатный Wi-Fi, общий лаундж, террасу и 5 номеров различной ценовой категории.
- Гостевой дом «У дяди Федора» имеет собственный бассейн, а также бесплатную парковку, бесплатный интернет и общую кухню. Удобства — спальня, ванная комната.
- Также в городе можно снять квартиру от 1500 рублей.
Больше вариантов жилья в Кеми найдете здесь:
Самые интересные исторические места Кеми
Немало интересных достопримечательностей исторического характера туристы также обнаруживают в Кеми и рядом с ней.
Сейды саамов на островах Кузова
Координаты: 64.938978, 35.122273.
Сейды и лабиринты – артефакты жизни древних саамов. Сейды – это камни, сложенные определенным образом, которые использовались, вероятнее всего, в культовой культуре. Несмотря на то, что они, также как и лабиринты, сложенные из камней, изучаются учеными-археологами, эти явления доисторического бытования лопарей хранят немало загадок.
Стоянка первобытного человека вблизи п. Авнепорог
Адрес: пос. Авнепорог, Кемский район.
Вблизи п. Авнепорог на берегу реки Кемь расположена стоянка первобытного человека эпохи раннего мезолита. Возраст поселения около 11 тысячелетий, чтобы проникнуться такой древностью, надо обязательно побывать здесь.
Заброшенный аэропорт Подужемье
Адрес: урочище Подужемье, Кемский район.
В 16 км от Кеми находится недействующий ныне военный аэродром «Подужемье». Информации военные объекты, даже законсервированные, неохотно «рассказывают» о себе. В годы Великой Отечественной войны здесь базировались авиационные подразделения, принимающие участие в боевых действиях на Карельском фронте.
В мирное время всей стране стало известно название «Подужемье» благодаря инциденту 1978 года, во время которого был сбит южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший государственную границу. После аварийной посадки пассажиры и экипаж были эвакуированы на аэродром «Подужемье», вывезены и размещены в городе Кемь, где им была оказана помощь.
Впечатления
Поход, вне всяких сомнений, получился очень удачным!
Мы прошли весь запланированный маршрут в срок и с хорошим запасом.
К завершению похода оставался достаточный резерв сил, времени и бензина для непредвиденных обстоятельств.
Конечно, нам повезло с погодой, но тщательная подготовка и наша настойчивость также сыграли свою роль.
Большая часть пути мы прошли под парусами.
Ветра по большей была части встречные, и лишь один переход был проделан курсом бакштаг.
Мотором пользовались только во второй половине похода, и почти половину бензина привезли к финишу.
Катамаран прекрасно справился с плаванием, и ни разу нас не подвел.
Практически все снаряжение оказалось удобным и полезным.
Маршрут был выбран очень удачно, он полностью оправдал наши ожидания.
Особенно впечатляет разнообразие ландшафтов, которые меняются после каждого большого перехода.
Самый главный результат похода для нас — замечательное настроение и впечатления.
Прошли месяцы после возвращения, а мы до сих пор вспоминаем это путешествие с большим удовольствием.