Оглавление
- Линия Маннергейма (1930-е гг.)
- Тактика
- Противотанковые заграждения
- * * *
- использованная литература
- После советско-финской войны
- Кого обманула артиллерия
- Привет из сорокового года
- Экскурсии и походы
- Мифологизация линии Маннергейма во время Зимней войны 1939-1940 гг.
- Затянувшаяся молниеносная война
- Вторая оборонительная полоса, или полосатактических резервов
- Предыстория
Линия Маннергейма (1930-е гг.)
Маннергейм, Карл Густав Эмиль
Маннергейм же в 20-е годы не занимал значимых постов в армии и государстве и значительную часть этого периода провел за пределами Финляндии. Только в 1931 г. он стал Председателем Комитета обороны Финляндии, но до 1938 г. это был больше декоративный орган (упомянем, что штаб Комитета в составе разведывательного и оперативного отделов был организован лишь в 1938 г.). По инициативе К.Г.Э.Маннергейма с 1932 года строительство и модернизация линии Энкеля продолжились, однако до 1938 г. государство выделяло на это весьма скудные средства.
Маннергейм о линии Энкеля
(1931 г.)
Вот что пишет Маннергейм об осмотре линии Энкеля в 1931 году в своих мемуарах: «Карельский перешеек — замок Финляндии, наши Фермопилы: он представляет собой тесный проход между Финским заливом и Ладожским озером, шириной всего лишь 70 километров в самом узком месте. Местность для обороны весьма пригодна, ибо озера и болота разделяют перешеек на относительно легко защищаемые узкие участки. Мореный грунт позволяет строить полевые укрепления, но менее пригоден для строительства долговременных укреплений, ибо отсутствует скальная основа. Слабохолмистая местность, к сожалению, оказалась легкопроходимой для танков. Осмотренные мной несколько десятков пулеметных гнезд и артиллерийских позиций, которые были выстроены в начале 20-х годов в качестве основы оборонительной линии, по своей конструкции были непригодными, да и расположены они были неудачно.
Поскольку они не поддерживались в порядке, большая часть оборудования пришла в негодность, так же, как и незначительные заграждения из колючей проволоки. Оборонительные устройства, естественно, не представляли собой какой-либо единой системы. По возвращении в Хельсинки я рассказал о результатах своих наблюдений министру обороны Оксала. Мне удалось убедить его в том, что для укрепления перешейка необходимо что-то делать».
Модернизация линии Маннергейма в 1930-х годах
В 1932 году финны приступили к постройке пулеметных дотов улучшенного типа, а в 1936 году частично модернизировали и доты 1920-х годов. Самые мощные укрепления строились на наиболее опасном участке дороги Ленинград – Выборг на линии наступления.
Лишь в 1938–1939 гг., почувствовав неизбежность скорой войны, финское правительство резко увеличило ассигнования на строительство линии обороны. В этот период на линии Маннергейма были построены ДОТы (долговременные огневые точки) так называемого второго поколения из мощного армированного бетона. Было построено 7 ДОТов — «миллионников» (их так назвали, поскольку строительство каждого из них обошлось казне более чем в миллион финских марок). В отличие от остальных дотов, построенных на Карельском перешейке, «миллионники» имели не только мощную защиту, но и современную систему жизнеобеспечения.
Комплекс сооружений от Финского залива до Ладожского озера представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была линией Маннергейма. Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Кроме того, были построены 136 километров противотанковых препятствий, натянуты 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы. Работы по сооружению оборонительных укреплений к началу зимы 1938-39 года завершены не были.
Автор схемы — Mariano Zafra Molina, перевод — student_geolog.
Тактика
Возвышенности и овраги создают множество непроходимых участков и очень ограничивают возможности для манёвра. В связи с этим применение быстроходных легких и средних танков затруднено. Техника, как правило, передвигается от укрытия к укрытию и ведет малоинтенсивную перестрелку. В роли укрытий на Линии Маннергейма выступают огромные горы, обеспечивающие практически гарантированную защиту от артиллерийского огня, а также валуны и бункеры. Противники обычно сталкиваются на узких извилистых серпантинах, что очень затрудняет наступательные действия. ПТ-САУ и танки, оборудованные точными орудиями, ведут стрельбу со второй линии, например, с балконов и тем самым создают дополнительный рубеж обороны. Игровая локация в целом предполагает оборонительную тактику и нередко побеждает тот, кто «перестоит» противника.
Легкие танки
Из-за особенностей рельефа карта вызывает большие сложности у игроков на легких танках. Узкие дороги и разбросанные по всей локации препятствия сковывают манёвр и оставляют мало шансов уйти невредимым после успешного рейда. Исходя их этого, легкие танки нередко приносят себя в жертву, устремляясь на базу противника со старта боя, пока артиллерия не успела найти укрытие. Традиционным маршрутом для осуществления такого приема является открытая местность между горой и оврагом недалеко от верхней базы.
Средние танки
Средние танки с точными орудиями стараются найти укрытия для стрельбы издалека, например, на балконах. Другие СТ, как правило, идут в обход или вместе с тяжелыми танками и помогают им в перестрелке. Быстроходные танки, могут устремиться в бреши обороны противника и выйти ему в тыл.
Тяжелые танки
Тяжелые танки традиционно сталкиваются за горой в районе спуска. Также они могут выбрать и другие пути для атаки, например, пойти в обход.
Самоходные артиллерийские установки
На карте Линия Маннергейма артиллерия эффективна ровно настолько, насколько позволяет ей противник. Обычно САУ располагаются в районе базы, но из этого положения достать врага, находящегося за горами, практически невозможно. Однако, если танки покидают безопасную зону и перемещаются к следующему укрытию, они становятся крайне уязвимы для артогня на узких дорогах. Кроме того, достаточно удобной целью является техника, расположенная на балконах.
Противотанковые заграждения
Так как на вооружении СССР было достаточно танков, сам собой напрашивался вопрос о методах борьбы с ними. Проволочные заграждения, ранее установленные на Карельском перешейке, не могли считаться хорошим препятствием для бронированных машин, поэтому было принято решение вырубить из гранита надолбы и выкопать противотанковые рвы глубиной 1 м и шириной 2,5 м. Но, как выяснилось в ходе военных действий, каменные надолбы оказались неэффективными. Их сдвигали с места или обстреливали из артиллерийских орудий. После многократного обстрела гранит разрушался, в результате чего образовывались широкие проходы.
За надолбами финские саперы установили свыше 10 рядов противопехотных и противотанковых мин, расположенных в шахматном порядке.
* * *
Так выглядел Карельский перешеек—мощный плацдарм, подготовленный Финляндией в
союзе с крупнейшими империалистическими державами для нападения на Советский
Союз. Враги нашей Родины противопоставили нам передовую фортификационную технику
и сочетании с географическими и топографическими особенностями Карельского
перешейка, одного из самых труднодоступных уголков земного шара. Старший
инструктор бельгийской “линии Мажино” генерал Баду, работавший техническим
советником Маннергейма, писал:
“Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки:
укрепленных линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными
пространствами — Ладожским озером и Финским заливом — имеются непроходимые леса
и громадные скалы.
Из дерева и гранита, а где нужно — и из бетона, построена знаменитая линия
Маннергейма. Величайшую крепость линии Маннергейма придают сделанные в граните
противотанковые препятствия. Даже двадцатипятитонные танки не могут их
преодолеть. В граните финны при помощи взрывов оборудовали пулеметные и
орудийные гнезда, которым не страшны самые сильные бомбы. Там, где нехватало
гранита, финны не пожалели бетона”.
Так говорили те, кто создавал линию Маннергейма. Но большевики говорят иначе;
большевики говорят словами своего мудрого вождя, словами великого Сталина:
“Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять”.
Армию большевиков — Красную Армию, выполняющую приказ партии и правительства,
приказ любимой Родины, не смогли остановить на ее победном пути могучие
укрепления линии Маннергейма.
Прорыв такой укрепленной линии—дело новое в военном искусстве. В этой области
еще не существовало опыта. Не существовало практического решения этой сложнейшей
задачи. Впервые в военной истории эту задачу решила Красная Армия.
Советские войска на Карельском перешейке в жестоких боях с врагом захватили
356 железобетонных сооружений и 2 425 дерево-земляных огневых точек, вооруженных
2 204 пулеметами и 273 артиллерийскими орудиями. На развалинах этих укреплений,
на руинах знаменитой линии Маннергейма, считавшейся неприступной и неуязвимой,
были разгромлены финские войска.
Красная Армия с честью выполнила свою историческую задачу по обеспечению
безопасности города Ленина и северо-западных границ нашей Родины: плацдарм для
войны против Советского Союза, подготавливавшийся в течение двух десятилетий на
Карельском перешейке, был разрушен и перестал существовать.
использованная литература
Библиография
- Эдвардс, Роберт (2006). Белая смерть: война России с Финляндией 1939–40 . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-84630-7.
- Геуст, Карл-Фредрик; Уитто, Антеро (2006). Mannerheim-linja: Talvisodan legenda (на финском языке). Ajatus kirjat. ISBN 951-20-7042-1.
- Кронлунд, Ярл, изд. (1988). Suomen Puolustuslaitos 1918–1939 (на финском языке). WSOY, Сотатитен Лайтос. ISBN 951-0-14799-0.
- Маннинен, Охто (2002). Сталинин киуса — Himmlerin täi (по-фински). Хельсинки: Эдита. ISBN 951-37-3694-6.
- Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4.
После советско-финской войны
Мемориальная доска в память всем жертвам Зимней войны в районе Суммакюля. Здесь, у дороги на Выборг, в декабре 1939 года происходили особенно ожесточенные бои. Селение Сумма в результате боев было полностью уничтожено. Фото Витольда Муратова.
После того как в марте 1940 г. Советский Союз всё-таки выиграл эту войну и получил Карельский перешеек, специальные команды саперов демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев. Отдельные части финских ДОТов — осколки бетона и бронеколпаков — в качестве экспонатов заняли места в экспозициях московских и ленинградских музеев, посвященных советско-финской войне. Весной 1941 года в Москву были доставлены бронеколпак, внутреннее оборудование, вентиляционные устройства и двери, демонтированные из ДОТ укрепленного узла Сумма. Восьмитонный смотровой бронеколпак был установлен в парке Центрального Дома Красной армии. Остальные экспонаты планировалось представить на летних выставках в других парках столицы.
Кого обманула артиллерия
К этому дню на фронте произошли серьезные изменения в командовании. Созданный 7 января Северо-Западный фронт возглавил командарм 1-го ранга и будущий нарком обороны СССР Семен Тимошенко. Главной ударной силой фронта стала 7-я армия под командованием командарма 2-го ранга Кирилла Мерецкова (поговаривали, что таким образом ему была дана возможность реабилитироваться после неудачных декабрьских боев). Начальником штаба артиллерии 7-й армии стал спешно вызванный из Москвы комбриг Леонид Говоров — будущий защитник Ленинграда, а тогда старший преподаватель тактики Артиллерийской академии РККА. И все эти перестановки делались с единственной целью: сосредоточить против «линии Маннергейма» лучшие военные кадры, чтобы обеспечить успех нового наступления.
Командующий войсками Северо-Западного фронта командарм 1-го ранга Семен Тимошенко
Оно началось в 9.40 утра 11 февраля 1940 года с масштабной, невиданной со времен Верденского сражения Первой мировой войны артиллерийской подготовки. Она растянулась на одних участках фронта на два с половиной, а кое-где и на три часа. Причем это не было банальным обстрелом площадей: свыше 100 советских батарей, в том числе крупнокалиберных, обстреливали строго отведенные им цели. Более того, в какой-то момент огонь был перенесен на вторую линию обороны, и финны, решив, что именно сейчас советские войска пойдут в атаку, бросились занимать полуразрушенные доты и траншеи. В этот момент советская артиллерия перенесла огонь назад, уничтожая уже не просто укрепления противника, а в основном его живую силу. Эффект от этого приема оказался настолько силен, что, когда обстрел прекратился, финские солдаты остались на второй линии, решив, что их вновь пытаются обмануть.
Привет из сорокового года
Прорванная войсками РККА в начале 1940 года, линия Маннергейма оставила множество памятников самой себе — заросших мхом и утыканных прутьями арматуры дотов. Целых практически не осталось — сооружения или разбиты артиллерией при штурме, или взорваны сапёрами сразу после войны. Но для любителей военной истории они всё равно представляют интерес.
Чаще всего финский дот, с точки зрения туриста, обладает ярко выраженной негативной характеристикой — или сильно разбит, или до него далеко топать. Но есть один, наиболее удобный для осмотра, — до него удобно добираться, легко найти, и он относительно хорошо сохранился.
Дот Sk-16(фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)
Это дот Sk-16, выполнявший роль командного пункта одного из финских батальонов. Находится он в десятке километров от посёлка Каменка, на трассе Молодёжное, что дублирует дорогуСкандинавия», ведущую в Выборг.
Освещение точно понадобится — не только для осмотра и фото на память, но и чтобы не напороться на торчащую арматуру — бункер взорвали советские сапёры в 1940-м году, и часть крыши, взлетев на воздух, сложилась в два слоя. Поэтому будьте аккуратны, если решитесь полезть наверх — в этом нет ничего трудноосуществимого, но поспешность вполне может обернуться визитом в травматологию.
Дот Sk-16(фото: Тимур Шерзад / WARHEAD.SU)
Найти его легко по координатам: 60.512214, 29.009698. Углубляться в лес после осмотра Sk-16 не стоит — рядом находится армейский полигон Каменка на 20 гектаров — там регулярно стреляют и проводят тактические учения.
Экскурсии и походы
Большая часть инженерных сооружений была взорвана советскими войсками. Остались целыми, и сохранилось до наших дней лишь те объекты, которые не поддавались демонтажу. Сегодня они разбросаны по всему Карельскому перешейку, и являются целью паломничества любителей военных артефактов и истории.
Для туристов, ищущих необычные места и строения в окрестностях Ленинградской области, проводят циклы экскурсий и пеших походов по линии Маннергейма. Всем желающим увидеть своими глазами военную легенду рассказывают правдивые и интересные истории, предлагают осмотр артиллерийских позиций, бетонных дотов с внутренними переходами, хранилищами и каменными рвами.
После войны финны не испытывали особого желания к возрождению Энкелевского оборонительного рубежа. Сегодня уже он и не нужен. А останки мощных железобетонных укреплений способны простоять многие столетия под открытым небом и в непростых реалиях северного климата на память всемогущей истории и будущим поколениям.
Мифологизация линии Маннергейма во время Зимней войны 1939-1940 гг.
Тем не менее, советские войска во время Зимней войны 1939-1940 гг. более двух месяцев не могли прорвать линию Маннергейма, несмотря на солидный перевес в живой силе и подавляющее преимущество в боевой технике, и несли огромные потери. Именно тогда в СССР появились преувеличенные описания ее неприступности. Нужно ведь было как-то объяснить неудачи Красной армии. Мощь укреплений линии Маннергейма была преувеличена и подверглась даже некоторой мифологизации, хотя куда большую роль сыграл так называемый человеческий фактор, иными словами — дух советских и финских воинов.
https://youtube.com/watch?v=Zj4NJ2KKkJ8
Советский партийный и государственный деятель Анастас Микоян, член Политбюро ЦК КПСС в 1935–1966 годах, писал: «Сталин — умный, способный человек — в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу».
О мощи финской оборонительной линии писали и западные газеты, ну а финские информационные службы не пытались развенчать этот миф, заботясь о боевом духе собственного народа.
Вот что писал о линии Маннергейма сам маршал Маннергейм: «…Русские ещё во время войны пустили в ход миф о «линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн… Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но ее образовывали только редкие долговременные пулеметные гнезда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у нее отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «линией Маннергейма». Ее прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений».
Начало Зимней войны. Красная линия — государственная граница СССР и Финляндии, темная линия — главная линия финской обороны на Карельском перешейке (линия Маннергейма).
Солидарен с маршалом и российский историк А.В.Исаев: «В действительности «линия Маннергейма» была далека от лучших образцов европейской фортификации. Подавляющее большинство долговременных сооружений финнов были одноэтажными, частично заглубленными в землю железобетонными постройками в виде бункера, разделенного на несколько помещений внутренними перегородками с бронированными дверями». Он пишет также о том, что противотанковые надолбы рассчитывались на противодействие устаревшим танкам, вооружение даже ДОТов-«миллионников» не позволяло эффективно бороться с советскими средними танками типа Т-24, а количество долговременных огневых сооружений (ДОС, пулеметных или артиллерийских) на 1 км линии было очень маленьким: 214 ДОС на 140 км (1,5 ДОС на 1 км), из них только 8 артиллерийских. Для сравнения: на расположенной неподалеку «линии Сталина» Карельского укрепрайона эта плотность составляла 2,5, причем 10% ДОС были артиллерийскими, вооруженными дивизионными пушками калибра 76,2 мм. Эти пушки могли поразить любой танк того времени. На линии Мажино плотность ДОС составляла 14 на 1 км, а на немецкой линии Зигфрида — 32!
Как отмечает финский историк О.Маннинен, у финнов хватило ресурсов на постройку только 101 бетонного бункера (из низкокачественного бетона), причём бетона на них ушло меньше, чем на здание Хельсинкского оперного театра; остальные укрепления линии Маннергейма были дерево-земляные (для сравнения: линия Мажино имела 5800 бетонных укреплений, включая многоэтажные бункеры).
Тем не менее, на линии Маннергейма происходили гораздо более кровопролитные сражения, чем на упомянутых выше оборонительных линиях. Здесь сыграли роль и просчеты советского командования, особенно в декабре 1939 г., и стойкость и мужество солдат и офицеров с обеих сторон.
Финские солдаты-лыжники и погибшие советские солдаты в районе Суомуссалми.
Район Суомуссалми, 20 декабря 1939 г. Разгромленная колонна советской техники.
Затянувшаяся молниеносная война
Советско-финскую войну 1939-1940 годов называют и Зимней войной, и Третьей советско-финской — после войны 1918-1920 годов и войны 1921-1922 годов. Начавшееся 30 ноября наступление советских войск довольно быстро застопорилось: собранные накануне войны разведданные о системе и характере обороны финнов оказались весьма далеки от реальности. Низкой оказалась и подготовка советских войск, навыки которых не соответствовали реалиям ведения войны в зимних условиях Карельского перешейка и Северной Карелии. Поэтому уже через две недели, к 12 декабря 1939 года продвижение Красной Армии было остановлено практически на всех участках фронта, протянувшегося от Балтийского до Белого морей, а незадолго до Нового года фронт стабилизировался на всем протяжении.
Упорное сопротивление финских войск, усиленных иностранными добровольцами, масштабное применение противником снайперов и противопехотного минирования, грамотное использование резервов — все эти факторы оказались большой неожиданностью для командования Красной Армии. Задуманная как молниеносная операция по продвижению вглубь вражеской территории с последующим установлением в Финляндии просоветского правительства, Зимняя война грозила затянуться надолго, что приносило СССР не только военные и материальные, но и существенные политические потери. Из Лиги наций страну к тому времени уже исключили за развязывание агрессивной войны, но это могло быть не последним неприятным внешнеполитическим событием. Требовалось как можно быстрее переломить ход боевых действий и добиться, чтобы существенно превосходящая противника по численности и боевым возможностям Красная Армия сумела прорвать финскую оборону и вынудить правительство Финляндской Республики перейти к мирным переговорам.
Танки Т-28 20-й тяжелой танковой бригады перед выходом на боевую операцию. Карельский перешеек, февраль 1940 года
Вторая оборонительная полоса, или полосатактических резервов
Эта полоса начиналась в 3—5 километрах от основной оборонительной полосы и
соединялась с ней отсечными позициями: Лейнясуоской, Суммско-Харьюмякской,
Няюкки-Сурярвинской.
В полосе тактических резервов находились 39 долговременных огневых сооружений
и 178 деревоземляных построек. Она была оборудована по тем же принципам, что и
основная оборонительная полоса, но с меньшим развитием полевого заполнения.
В лесах и оврагах были расположены склады боеприпасов, землянки и убежища, в
которых размещались тактические резервы линии Маннергейма. В районе Вяйсянен
были обнаружены даже железобетонные казармы, правда, недостроенные.
Отсеки между главной оборонительной полосой и полосой тактических резервов
были созданы на болотных рубежах, не проходимых для танков.
Вся полоса местности между главной оборонительной полосой и Выборгской
тыловой позицией была хорошо оборудована и обеспечена лесными позиционными
дорогами для тактического маневра частей обороны.
Предыстория
Понятие «Линия Маннергейма» обозначает целый комплекс исторических оборонительных сооружений, которые сыграли основную роль в Советско-Финляндской войне. Она длилась в период с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года.
Как только Финляндия получила независимость, она сразу же стала задумываться об укреплении своих границ, и уже в начале 1918 года была начата постройка заграждений из колючей проволоки на месте будущего грандиозного военного щита Маннергейма. Линия была окончательно утверждена в 1920 году и получила сначала название «Линия Энкеля» в честь руководившего ее строительством генерал-майора О. Л. Энкеля, бывшего тогда начальником Генерального штаба. Разработчиком же укреплений являлся французский офицер Ж. Ж. Гросс-Каусси, присланный в Финляндию для оказания помощи по укреплению границ этой страны. Но, следуя уже сложившимся к тому времени традициям, комплексы оборонительных сооружений чаще всего называли в честь «большого начальства», например Линия Сталина или Мажино. Поэтому, во избежание путаницы, эти заграждения были переименованы и названы в честь главнокомандующего войсками Финляндской Республики Карла Густава Маннергейма, бывшего офицера российской армии.