Три маршрута по самым интересным маякам ленобласти маяковед и путешественник юрий мацеевский рассказал, как добраться до самых интересных маяков ленобласти

Маяк Анива

  • Где находится: Сахалинская область, Корсаковский городской округ.
  • Как добраться: проблематично — маяк построен на небольшой скале Сивучья в суровом проливе Лаперуза, добраться к нему можно только по воде — по суше попросту не получится. На лодке подойти сюда тоже непросто: течения сильные, дно изобилует каменистыми банками и отмелями.

Маяк Анива считается одним из самых труднодоступных маяков России. В 1939 году его установили на небольшой скале Сивучья, возле скалистого мыса Анива. Район изобилует течениями и частыми туманами: по это местечко кажется таинственным и зловещим.

Маяк появился в тот период, когда южная часть Сахалина отошла Японии. Автором проекта был инженер Синобу Миура. Анива стал самым сложным техническим сооружением на всём Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени. 

Добраться сюда — дело не из лёгкий.

Маяк уже начал разрушаться, так что любуемся, пока есть возможность.

Сложность заключалась в том, что все материалы приходилось доставлять по бушующему морю. Хранить на месте их было негде, поэтому они сразу встраивались в конструкцию.

После окончания Второй Мировой войны в Южно-Сахалинск вошли советские войска. В 90-е годы прошлого столетия военные установили на маяке автономную систему питания и сняли с вахты персонал, который до этого нёс службу на Аниве.

В прошлом году маяк отметил свой 80-летний юбилей. С 2006 года за ним перестали следить: маяк потух и пришёл в запустение. К сожалению, Анива постепенно разрушается под воздействием тайфунов, воды и времени.

Болото Ламмин-Суо

Болото Ламмин-Суо (источник frosya-hod.livejournal.com)

Заказник «Болото Ламмин-Суо» находится в Выборгском районе Ленинградской области

Многие из вас обратят внимание на необычное название болота. Оно произошло от двух финских слов: “lampi” – «маленькое лесное озеро» и “suo” – «болото»

Заказник является важным природным объектом. Именно здесь находится исследовательская база гидрологического института, где проводятся гидрометеорологические исследования, наблюдение за функционированием болота и его естественной динамикой, а также измеряется количество осадков.

Болото Ламмин-Суо строго охраняется: на территории запрещается добыча ископаемых, стоянки туристов, разведение костров, сбор ягод и грибов, выпас скота. Может быть, благодаря бережной защите, место сохранило удивительную природную красоту.

Когда вы доберетесь до заказника, перед вами откроется живописный вид: два небольших озера, которые называются «Две сестры», а за ними – болото. Окружает эту красоту сосново-еловый лес. Вдоль двух озер построена длинная гать, по которой можно безопасно прогуляться по болоту. Однако будьте внимательны в теплое время года: на гать часто выползают погреться на солнышко гадюки.

Здесь можно не только полюбоваться красивой природой, но также увидеть животных и птиц, например: белку, зайца, полевку, лисицу, большого пестрого дятла, зяблика или дрозда.

На болоте Ламмин-Суо проводятся экскурсии, где можно узнать тайны природы этого места.

Как добраться

До заказника Ламмин-Суо можно добраться на электричке, которая отправляется от Финляндского вокзала до Зеленогорска, а затем на автобусе до поселка Ильичево. Далее нужно пройти примерно один километр на юго-восток по дороге.

Девонский обрыв

Девонский обрыв (источник lesnichin.com)

Путешествуя по Ленинградской области, невозможно не посетить Девонский обрыв в Волосовском районе. Его высота составляет 30 метров, поэтому с обрыва открывается великолепный вид на деревню, леса и реку. Удивительно, но цвет обрыва меняется от расположения солнца: Если солнце находится прямо над обрывом, то он становится буро-коричневым, а если позади обрыва, то ярко-красным. Зимой на стенах обрыва вырастают разноцветные сталактиты. Среди местных жителей существует поверье, что тот, у кого благие намерения, сможет отломить кусок сталактита 20 декабря, и ему всегда будет сопутствовать удача.

Неподалеку от обрыва находится родник, где можно набрать чистой и вкусной воды. Место для сбора воды оборудовано очень удобно, поэтому набрать воду можно в любую емкость.

Если вы окажетесь в этой местности, то стоит также посетить и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в 1896 году и являлась главным духовным центром для жителей этой местности. Но после революции 1917 года церковь закрыли и стали использовать как склад.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Хотнежа (источник svetlllana.livejournal.com)

Храм повторно освятили только несколько лет назад. Сейчас в церкви проводят реставрационные работы, а среди жителей распространился слух, что в церкви был найден клад, из которого были взяты деньги на работы.

Как добраться

Девонский обрыв находится не близко, поэтому лучше добираться на личном автомобиле. Сначала нужно доехать до Волосово, затем до Молосковиц, далее повернуть на юг в сторону Большого Сабска, в Извозе повернуть налево на Лемовжу.

Как много красивых и уникальных мест можно посетить в Ленинградской области! А куда хотели бы поехать вы? Надеемся, что наша статья поможет вам сделать выбор и провести время с удовольствием.

Кронштадские створные маяки, 1865, 1915 годы

Вблизи Кронштадта Финский залив неглубок, его подводные мели задают направление фарватеру, заставляя морскую трассу изгибаться. Чтобы суда не «свалились в кювет», решили использовать сразу 2 маяка – один выше, другой – ниже. Если зрительно совместить их друг с другом, как мушку с целиком на пистолете, то огни обозначат безопасное направление.

Сам Кронштадт имеет 3 пары створных маяков из-за узкого, ломаного фарватера. Первый, представляющий 2 чугунные башни, установили еще в XIX веке на форте Кроншлот. Передняя, поменьше размером, давно не действующая.

Из-за их близкого расположения и небольшой высоты, в 1915 году соорудили Задний створный маяк. Сейчас эта изящная 54-метровая серая башня является самым высоким маяком в России.

Санкт-Петербургский морской канал, створные маяки, 1914 год

Морской канал в Петербург появился в 1885 году, а створ маяков лишь в 1914-м. Красивые маяки расположены на искусственных островках прямо на фарватере. Хороший вид на них с форта Константин или набережных Кронштадта. Передний носит прозвище «пьяный» из-за того, что покосился едва ли не сразу после постройки, став своеобразной русской Пизанской башней.

Задний створный знак большого Кронштадского рейда, 1949 год

Столь сложное название носит наиболее живописный маяк Кронштадта, чья белоснежная башня украшает каждый путеводитель о городе.

Находится он на пирсе в Купеческой гавани, где до строительства дамбы имел огромнейшее значение, не только указывая кораблям путь, но и защищая от наводнений. Тогда его свет виднелся за 16 морских миль или 30 километров, сейчас же – лишь на 1 милю. Хотя по функциональности он уже не является маяком, его красота по-прежнему приносит ему славу.

Плавучий маяк «Ирбенский» 1962 год

Когда по объективным причинам невозможно установить маячную башню, тогда опасность на морском пути обозначают плавучим маяком. Это судно особой конструкции с фонарем на самой высокой своей мачте. Последнее подобное российское судно перестало функционировать еще в советское время.

Ирбенский плавучий маяк устанавливали с 1963 по 1986 год в Рижском заливе, а обслуживали его 19 человек. Со временем там поставили стационарный маяк, а раритетный плавучий отправился в музей Ораниенбаума. Он находится под опекой Музея Мирового океана, который, к сожалению, не торопится отреставрировать Ирбенского.

Полюбоваться историческим сооружением можно в Ломоносовской гавани совершенно бесплатно.

Шепелевский маяк, 1910 год

Чуть дальше Ораниенбаума, в поселке Шепелево, находится самый классический, старинный маяк. Это очаровательная кирпичная башенка в типичную красно-белую полоску неизменно привлекает туристов в это уютное пригородное местечко.

Осиновецкий маяк, 1910 год

Этот исполинский маяк стоит в бухте Осиновец, на берегу Ладожского озера. Но прославился он не ростом, а своим героическим «поведением». В годы блокады Ленинграда он освещал Дорогу жизни, снабжающую осажденный город продуктами и боеприпасами. Даже фашисты не бомбили полосатый маяк, ведь им он тоже помогал. Вот такая удивительная история – помощь и друзьям, и врагам.

Добраться до бухты можно за час на электричке с Финляндского вокзала до станции «Ладожское озеро». Это замечательное место отдыха для выходного дня: кафе, пляжи, гостиница и прекрасные виды. Осиновецкий маяк до сих пор служит на благо народа, ежевечерне посылая свой теплый луч навстречу судам.

Принцип работы маяка

Про основы конструкции маяка можно сказать, что она представляет собой прожектор, сила света которого пропорциональна площади собирающего свет зеркала или линзы, а угол, в котором распространяется свет, обратно пропорциональная этой площади.

Сами оптические элементы не делаются из единого куска стекла, так как они очень большие и при условии монолитности будут очень дорогими, сложными в производстве и уязвимыми. А так как это не телескоп, где важна идеальная точность, применение сборной конструкции вполне оправдано.

Так выглядит линза маяка.

Одной из самых удачных конструкция стала та, в которой применялась линза Френеля. При этом конструкция из сборки таких линз и зеркал должна вращаться вокруг источника света. Так достигается возможность не только дальнего обнаружения, но и охват на 360 градусов. В современных маяках используется электропривод элементов, а раньше вместо него был часовой механизм или система грузов. “Заводились” они при помощи мускульной силы смотрителя маяка, которому время от времени приходилось потрудиться.

В качестве источника света в старых маяках использовался огонь, а в современных — электрические лампы, которые питаются от электричества, поданного с берега или дизельного генератора. В плавучих морских маяках используется солнечная энергия и дизельный генератор в качестве резервного источника.

Кроме традиционного источника света и вращающегося элемента, в современных маяках часто используется импульсная система. Она позволяет не только визуально узнать конкретный маяк за счет особо ритма срабатывания, но и дать в разных направлениях разное освещение, чтобы капитан мог понять, с какой стороны он подходит в маяку.

Кроме этого, современные маяки оснащаются дополнительными навигационными приборами. Например, радиостанциями или звуковыми излучателями. Это позволяет ориентироваться по ним в условиях плохой видимости. В качестве дополнительного сигнала маяк может выступать в роли отражателя радиосигнала с корабля, опять же давая капитану больше информации для принятия решений.

Даже современным кораблям нужны маяки.

Троицкий Александро-Свирский монастырь

Троицкий Александро-Свирский монастырь находится в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера, в 30 км к северо-западу от поселка Свирьстрой, в селе Старая Слобода. Обитель была основана в 1484 году и состоит из двух близко расположенных монастырей — Троицкого и Преображенского.

  • В центре Троицкого монастыря возвышаются каменный Троицкий собор, построенный в 1695 году, Покровская церковь первой половины XVII века с 2-этажной трапезной и 3-шатровой ярусной звонницей
  • В Преображенском монастыре находится каменный Преображенский собор, созданный в 1644 году и кельи, построенные во второй половине XVII века.

В обители можно преклониться нетленным мощам святого Александра Свирского, которые, по преданию, обладают исцеляющей силой, а также испить воды из святого источника и взять песок с того места, где святому явилась Святая Троица.

Краткая справка

По сравнению с другими реками, Нева — одна из самых коротких, её длина — 74 километра, из них 32 — на территории Санкт-Петербурга. Для сравнения длина Волги — 3500 километров.

Средняя ширина — 200–400 метров, самая широкая часть — 1000–1250 метров — в дельте у Невских ворот Морского торгового порта, самая узкая 210 метров — напротив мыса Святка в начале Ивановских порогов.

Глубина — от 4 метров у Ивановских порогов до 24 метров, выше Литейного моста.

Берега не крутые, но сразу уходят вглубь, что дает возможность судам подходить близко к берегам.

Лёд проходит в Санкт-Петербурге два раза: сначала собственный в апреле, а затем в мае из Ладоги, тогда становится холодно и цветёт черёмуха.

Река Нева имеет бассейн площадью 281 000 кв. км., на территории которого расположены 50 000 озер, самые крупные из них — Ладожское и Онежское, и протекает 60 000 рек, общая протяженность которых — 160 000 км. В мире существует только ещё одна подобная система — это Великие озера в Северной Америке

Кроме Санкт Петербурга на реке расположены города Отрадное и Кировск. У истока находится город Петрокрепость (Шлиссельбург, Орешек). Крепость стала участником русско-шведских войн и не раз переходила из рук в руки. Шлиссельбург, в переводе «город-ключ». Этот ключ во время Северной войны и открыл Петру и русскому народу выход к Балтийскому морю.

Пройдя 74 километра от Ладожского озера до Финского залива, образуя обширную дельту, Нева впадает в Финский залив.

Дельта состоит из нескольких рек и рукотворных каналов.

У Стрелки Васильевского острова река разделяется на Большую и Малую. Чуть выше, где сейчас стоит крейсер «Аврора», от Невы отделяется Большая Невка, от которой через несколько километров начинаются Средняя и Малая Невки.

Между данными реками расположена парковая зона Санкт-Петербурга — острова Елагин, Крестовский и Каменный.

В реке категорически запрещено купаться. Это связано с тем, что течение очень сильное, увеличивается ближе к середине реки. Вода холодная даже в середине лета — редко поднимается выше 16 градусов. Есть водовороты и холодные подводные течения.

Пляж с южной стороны Петропавловской крепости — излюбленное место для загорания, особенно популярно у пожилых местных жителей. Солнечные дни в Петербурге в дефиците, поэтому первые загорающие появляются здесь уже в марте месяце.

Стороженский маяк

Это самый высокий маяк в России — седьмое место по высоте в мире!

Сооружён он был в 1828 году на Ладожском озере в деревне Сторожно. Башня перестроена в 1911 году и её высота сейчас около 77 метров. Чтобы попасть наверх, необходимо пройти около 400 ступеней. Попасть внутрь можно, но только если договориться со смотрителем. Сейчас это излюбленное место для туристов, ведь маяк находится в одном из самых красивых мест.

Адрес: Ленинградская область, деревня Сторожно.

Как добраться: От Ладожского вокзала на поезде до станции «Паша», далее автобусом до деревни «Загубье». И пешком около 18 километров по направлению к Свирской губе.

Маяк Толбухин, 1719 год

Внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, он является самым старинным на русской Балтике, хотя прячется на крошечном островке западнее Кронштадта. Установили его указом Петра I на конце длинной песчаной отмели под названием Котлинская коса, чтобы он освещал безопасный путь новорожденному порту.

Почти 100 лет он был лишь скромной деревянной башенкой, на вершине которой день и ночь полыхал фонарь со свечами. Наконец, в 1810 году отстроили каменную башню и жилище для смотрителя, которое сохранилось в целости до наших дней.

Строительство повлекло огромные трудности и финансовые затраты, ведь песчаный клочок земли требовалось существенно укрепить. Рабочие трудились по пояс в ледяной воде, подвозя на лодках камни. Стоимость работ обошлась государству в чудовищную по тем временам сумму — 45 тысяч рублей. Для сравнения, китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме, имеющий богатейшее убранство и изумительный наборный паркет стоил всего 10 тысяч.

За две сотни лет своего существования Толбухин практически не изменился. Увидеть легендарную башню достаточно близко возможно только с воды – с парома или яхты. Или же воспользоваться мощной подзорной трубой, в окуляре которой маяк выглядит белым лебедем на синих водах залива.

Маяк в Мержаново

  • Где находится: Неклиновский район, Ростовская область. Маяк расположен на берегу Таганрогского залива в хуторе Мержаново.
  • Как добраться: на машине из Таганрога по трассе Ростов — ТаганрогE58А-280, время в пути — примерно 45 минут. Из Ростова-на-Дону ехать около часа по E58А-280.

В 2017 году маяк в Мержаново построили для съёмок телесериала «Смотритель маяка». После того как работа над кинокартиной закончилась, башню разбирать не стали. 

Маяк остался после съемок сериала и стал местной достопримечательностью.

За постройками следят, так что территория облагорожена. Тут приятно погулять.

В течение следующих полутора лет конструкция оставалась без внимания и стала постепенно разрушаться. Весной 2019 года сооружение перешло в руки частных лиц, которые занялись благоустройством территории.

Сегодня к маяку можно приехать, чтобы побывать на месте съёмок и сделать красивые фотографии. Стоимость посещения — 100 руб.

Линдуловская роща

Вход в Линдуловскую рощу (источник walkday.ru)

Линдуловская роща находится в Выборгском районе в 4 километрах от поселка Рощино. Нет сомнений в том, что роща по-настоящему уникальное место — здесь растут старейшие и редкие лиственницы. Первые деревья были посажены еще в 1738 году у берегов реки Рощинки (ранее Линтуловка) по приказу Петра I. Стволы лиственницы имеют ровную правильную форму, поэтому изначально деревья в Линдуловской роще использовались как материал для строительства кораблей.

Сейчас вырубка лесов запрещена, а новые лиственницы сажают и по сей день. Помимо лиственниц здесь произрастают дубы, ясени, кедры, сосны и другие деревья

Конечно, наибольшее внимание стоит уделить деревьям, на стволах которых висят таблички с номером. Это означает, что дерево – одно из самых старых, находящихся здесь

Эти деревья находятся под особым наблюдением. Также их часто можно узнать по толстому стволу. Некоторые стволы достигают одного метра в диаметре. Прогуливаясь среди этих гигантов, можно встретить муравейники, которые иногда удивляют своими размерами, полюбоваться на изгибы реки Рощинки, услышать пение птиц, обитающих здесь, и просто отдохнуть от городского шума.

Как добраться

От Финляндского вокзала нужно проехать до станции Рощино. В конце платформы перейти железнодорожные пути. Далее необходимо пройти по дороге в сторону Выборга. Через 3 километра повернуть налево и идти до указателя с планом Линдуловской рощи, а после указателя нужно пройти еще полкилометра до главного входа.

Как добраться до Осиновецкого маяка

Доехать до Осиновецкого маяка можно тремя основными способами:

  • На такси: ТаксовичкоФ, Такси 777, сервис заказа такси «Максим», Яндекс Такси, Ё-такси, приложение Uber Taxi.
  • На электричке: выезжать необходимо с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга и ехать до станции «Ладожское озеро», затем пройти пешком 1,5 км. Поскольку Осиновецкий маяк видно издалека, не увидеть его будет невозможно. Расписание рейсов можно посмотреть по ссылке.
  • На машине: для этого нужно выехать из Санкт-Петербурга по трассе Е105 в западном направлении и ехать до поселка «Ладожское озеро». Ниже указан точный маршрут:

Видео: Осиновецкий маяк, Ленинградская область

Тарханкутский маяк

  • Где находится: на мысе Тарханкут, село Оленевка.
  • Как добраться: проще всего на автомобиле из Оленевки. Дорога займёт не более 15 минут.

Маяк, расположенный на одноимённом мысе, представляет собой 38-метровую башню, выполненную из инкерманского известняка.

Маяк функционирует уже более 200 лет: он был построен ещё в 1816 году. С тех пор его облик практически не изменился, менялось лишь оптическое оборудование на самой башне.

Действующий маяк, куда, по слухам, можно попасть, если повезёт договориться с охранниками.

На вершину маяка ведёт лестница, состоящая из 142 ступеней. Официально башня считается закрытым объектом. Судя по информации в интернете, охрана время от времени разрешает туристам попасть внутрь, чтобы подняться на смотровую площадку – надеемся, тебе повезет!

Маяки притягивают людей своей атмосферой, ведь именно здесь заканчивается земля и начинается океан (или море). Скажем честно: не ко всем из вышеперечисленных маяков так просто добраться, но если будешь где-то поблизости — обязательно выдели время на осмотр. Оно того стоит.

Мосты

Пётр Первый запрещал строить мосты, поскольку считал, что все его подданные должны научиться морскому делу. Но после его смерти, в 1727 году, был построен наплавной Исаакиевский мост. Ночью его отводили в сторону для прохода судов. Этот мост решил проблему переправы лишь частично. Мост сооружался только летом, а зимой горожане перебирались с одного берега на другой по льду.

Постоянная связь Васильевского острова с городом появилась лишь в 1850 году со строительством Благовещенского моста, первого постоянного моста Санкт-Петербурга. Исаакиевский мост потерял свое транспортное значение, а после пожара 1916 года он был демонтирован.

Петроградская сторона также очень долгий период была отрезана от центра Северной столицы, несмотря на то, что там начиналась история города. На Петроградке располагались промышленные предприятия, а активное жилое строительство началось лишь в начале XX века после сооружения Троицкого моста.

Постоянная переправа между районом Охта и центром Санкт-Петербурга появилась только в 1811 году, когда был построен мост Императора Петра Великого (сейчас Большеохтинский).

Не многие знают, что Дворцовый мост, который находится в самом центре города у Эрмитажа, развод которого смотрят почти все туристы, был сооружен только в 1916 году. До этого на Неве находился плашкоутный Дворцовый мост, построенный в 1856 году. С приходом советской власти в 1918 году его переименовали в Республиканский. В 1939 году взамен его деревянных перил появилось чугунное ограждение. Звезды, колосья, герб и знамена в оградах моста напоминают нам о реконструкции, проведенной в советское время. В 1944 году мосту вернули историческое имя — Дворцовый.

Почти все мосты на Неве являются разводными. Мосты разводятся ночью для пропуска судов.

Всего в Северной столице 13 разводных мостов, 10 из которых разводятся летом ежедневно, это зрелище — одно из самых популярных среди туристов. Более подробно про развод мостов в Санкт-Петербурге.

Самые красивые разводные мосты:

  • Дворцовый
  • Троицкий (ранее Кировский)
  • Благовещенский (ранее Лейтенанта Шмидта)
  • Литейный
  • Большеохтинский (Императора Петра Великого)

В Ленинградской области через Неву построены разводные Кузьминский железнодорожный и Ладожский мосты.

В 2004 году был открыт самый длинный единственный неразводной вантовый Большой Обуховский мост протяженностью 2824 метра.

Со строительством ЗСД появилось ещё несколько неразводных мостов, которые формально находятся над Финском заливом, в устье рукавов Невы:

  • Вантовый мост через Петровский фарватер (между Василеостровским и Приморским районами)
  • Вантовый мост через Корабельный фарватер (между Кировским и Василеостровским районами)
  • Двухъярусный мост через Морской канал (эстакада над Канонерским островом и Кировским районом)

В 2018 году был построен неразводной мост Бетанкура через Малую Неву. Его сооружение вызвало негативную реакцию среди яхтсменов, поскольку данная протока раньше использовалась для прохода судов. Высота моста 16 метров теперь вынудит корабли с большими габаритами двигаться по Большой Неве.

Скала любви

Скала любви (источник geocaching.su)

Еще один объект, находящийся в Выборгском районе, называется Скала любви. Такое романтичное название возникло благодаря одной красивой, но трагичной легенде. История гласит, что много лет назад один юноша из богатой семьи, потомок знатного рода, полюбил бедную девушку, которая была дочерью простого рабочего ГЭС. Чувства были взаимны, однако родители юноши и слышать не желали о свадьбе с девушкой, неравной по социальному статусу. Влюбленные не хотели расставаться, поэтому в один день, поднявшись на скалистый берег реки Вуокса, сбросились вниз.

Сегодня это место притягивает многих туристов, ведь со скалы открывается бесподобный вид. Летом здесь проводят экскурсии, а среди экскурсантов распространилось поверье, что если загадать желание и бросить яблоко со скалы, то оно непременно сбудется. Также многие считают Скалу любви местом притяжения положительной энергетики. Возможно, любование живописными видами наполняет туристов силой и энергией.

Как добраться

Скала любви находится недалеко от города Светогорска. Добираться удобнее всего на машине: нужно свернуть с шоссе по указателю ГЭС, затем свернуть на полевую дорогу. Далее можно добраться только пешком.

Маяк на заброшенном острове Сухо

Если выбирать из островных маяков, наиболее пригодных для посещения, то это маяк на острове Сухо — с уникальной историей и очень важный для города. По легенде, маяк был построен ещё при Петре — изначально был деревянным. В октябре 1942 года немецкие войска при поддержке итальянских катеров предприняли попытку захвата острова Сухо — с целью прервать снабжение Ленинграда продовольственными товарами. На острове находился гарнизон, который принял на себя основной удар: пока шла подмога из Новой Ладоги, в живых осталось пять человек.

Сейчас остров заброшен, но маяк обслуживается — он является автоматическим. Маячная башня до сих пор хранит следы обстрела. Этот маяк уже давно мог стать частью частью музея «Дорога жизни», но им никого не интересуется, вспоминают про него только 9 мая.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Чтобы попасть на маяк в летнее время, необходимо выйти на берег в Новой Ладоге и доплыть до острова. Это 70 километров по воде туда-обратно, так что лучше найти катер. Его можно арендовать на местной базе отдыха, доплыть до маяка стоит до 20 тысяч рублей туда-обратно. Бюджетный вариант возможен только в зимний период. Зима должна быть студёной, что в последнее время бывает редко, чтобы Ладога промёрзла достаточно глубоко. Сначала необходимо доехать до села Дубна, а затем пойти пешком или на лыжах по льду — 18 километров. Соответственно, предполагается ночёвка на острове. Мероприятие это опасное, так что без опытной команды и достаточных средств защиты высок риск утонуть. 

Можно ли попасть на территорию маяка 

Чтобы попасть на территорию любого маяка, кроме заброшенных, нужно получить разрешение Ленинградской военно-морской базы, так как маяки являются стратегическими объектами. Попадая на маяк без разрешения, вы совершаете правонарушение. Более того, вступая во внеуставные отношения с маячником и впоследствии где-то публикуя информацию о том, что вы этот маяк посетили, вы подставляете человека. За это маячнику грозит должностное взыскание вплоть до увольнения. Осматривать маяк, не проникая на его территорию, вы можете.

Маяк Вуохенсало

В Приозерске, за мысом Мустаниеми, в бухте Моторная (бывшая бухта Вуохенсало) есть гавань с волнорезом, построенным здесь в начале советско-финской войны по просьбе местных рыбаков. Грозный пирс из резных валунов длиной 150 метров заканчивается 12-метровым маяком. Название «Вуохенсало» дословно переводится с финского как «козья глушь». Кстати, здесь ловят рыбу круглый год, потому что Ладога в этой южной части уже давно не замерзает. Свет маяка Вуоэнсало сопровождает рыбаков и небольшие суда. Маяк не находиться под охраной, поэтому можете смело подходить к башне.


Маяк Вуохенсало
ФОТО: ghpa.ru

Расположение: Приозерский район, бухта Моторная.

Маяк Анива

Это жуткое место идеально подойдет для съемок фильма ужасов. Этот заброшенный маяк расположен на южной оконечности острова Сахалин, в проливе Ла-Перуз. Он был построен в 1939 году, когда территория находилась под контролем Японии. Труднодоступное место окружено горами на суше и сильными течениями в воде. Поэтому строительство бетонной башни на этом месте было непростым делом. После Великой Отечественной войны маяк и весь остров стали советскими. Объект работал в автоматическом режиме, прежде чем был остановлен и заброшен в 2006 году. С тех пор состояние его постепенно ухудшается.

Маяк Анива ФОТО: skr.su

На 31-метровом маяке Анива в момент его эксплуатации с комфортом могли разместиться 12 человек. Однако вот уже почти 30 лет маяк заброшен и медленно разрушается под действием воды и ветра.

Как туда добраться?

Регулярные туры организуются из главного города Сахалина, Южно-Сахалинска, до мыса Анива. Во время шестидневного путешествия туристы могут не только посетить замечательный маяк, но и насладиться захватывающей дух природной красотой южного Сахалина.

Липовское озеро

Липовское озеро (источник petersburglike.ru)

Липовское озеро – это по-настоящему уникальное место Ленинградской области. Оно находится в северной части Кургальского полуострова. Чем же это озеро отличается от других озер нашего региона? Липовское озеро – это единственное соленое озеро Ленинградской области. Неслучайно многие ласково его называют «маленьким морем».

Липовское озеро по форме напоминает лиманы, но в отличие от последних, вода в озере не стоячая. Водоем соединен с Финским заливом широкой протокой, благодаря которой соленая и пресная вода циркулируют между собой. Конечно, качество воды повлияло и на ихтиофауну: в озере обитают как пресные, так и морские рыбы. Озеро стало излюбленным местом рыбаков. На протоке ловят судака, щуку, корюшку, окуня, а самые удачливые рыбаки смогут поймать огромную плотву, а может, и лосося. Из морских рыб можно поймать камбалу или миногу.

Соленая вода в озере обладает целебными свойствами, чем и привлекает многих путешественников. У берегов озера можно найти пляж, который очень популярен у людей, отдыхающих в этой местности.

Как добраться

До Липовского озера можно добраться на личном автомобиле. От Санкт-Петербурга нужно проехать по Таллинскому шоссе, затем свернуть на трассу А180 и ехать до поселка Усть-Луга, затем свернуть на север в сторону Курголово.

Маяк «Четырехтрубный»

Станция основана в 1761 г, однако на данный момент маяк остается неактивен в течение многих лет, возможно, с 1928 года, как упомянул один блогер. Восьмиугольная кирпичная башня 60 м с фонарем и галереей, выполнена из неокрашенного кирпича, фонарь выкрашен в черный цвет. Петр Великий приказал построить здесь маяк в 1722 году, чтобы обозначить вход в Волгу со стороны Каспийского моря.

ФОТО: astrakhan-musei.ru

«Иногда море уходит, а маяки остаются. Когда кораблям сюда дороги больше нет, люди забрасывают и маяки. Забыв и о притяжении, и о романтике» (Александр Беленький). Маяки никогда не теряют своей притягательности. Некоторые, до сих пор притягивают корабли, указывая им путь на безопасный берег, те, что вышли из строя – притягивают людей, потому что нам кажется, в них то и заключается важная часть морской романтики. Устройте для себя необычную тематическую экскурсию, главной особенностью которой станет исследование величественных маяков!