Емельянов б.в. экскурсоведение

До мероприятия

Написать заявку на мероприятие и согласовать у директора. Это нужно сделать за несколько дней до мероприятия: здесь точных требований нет, лучше уточнить в администрации школы. Если есть образец заявки, будет проще. Если нет — пишите цель мероприятия, даты проведения, маршрут. Будьте готовы объяснить директору, почему без этой поездки нельзя обойтись. Также стоит рассказать директору, как во время экскурсии будут соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования связанные с пандемией коронавируса: во время поездки за это отвечает транспортная компания, а на месте само учреждение. 

Если директор против поездки, вы можете организовать ее во внеучебное время — тогда не нужны его согласие и приказ. Но все остальные требования придется соблюдать. 

Подготовить необходимые документы. Это
, список обучающихся и сопровождающих педагогов, заявления на согласие, взятые у родителей. Проект приказа может составить приказ директора, но не везде это практикуется. Списки нужно подписывать заранее, но быть готовым, что придется вносить в них изменения — дети могут заболеть. 

Особое внимание стоит уделить согласию родителей на поездку — без этого документа детям нельзя ехать на мероприятие

Поэтому перед важной поездкой стоит провести родительское собрание и взять согласие прямо там. На детей не нужно никаких других документов: нотариально заверенные доверенности от родителей нужны только для поездок за рубеж.

На детей не нужно никаких других документов: нотариально заверенные доверенности от родителей нужны только для поездок за рубеж.

Подготовить программу выезда и подписать у директора. Как правило, это нужно делать даже при проведении рядовой экскурсии в краеведческий музей. Особенно, если учитель планирует провести сразу несколько экскурсий в один день. 

Если группа поедет не на общественном транспорте, а на автобусах турфирмы, то нужно предоставить договор с фирмой, ее лицензию и разрешение на перевозку детей. Если автобусов будет больше трех, фирма обязана запросить сопровождение автомобилями автоинспекции. 

Провести инструктаж по ТБ. должен провести ответственный за безопасность по школе. Если у него нет времени, он должен провести инструктаж педагогу, ответственному за поездку, взять с него подпись в журнале учета инструктажей. Учитель должен провести инструктаж ученикам и другим педагогам, помогающим ему во время выезда. 

Во время инструктажа нужно рассказывать в том числе и о эпидемиологических мерах безопасности — попросите учеников обрабатывать руки перед входом в автобус и лишний раз не трогать руками лицо. Ученики и педагоги должны поставить подписи в бланках, бланки нужно сдать ответственному за безопасность. Если он не хочет провести инструктаж и просит ознакомиться с инструкцией по памятке, нужно сообщить об этом в администрацию школы. 

План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Возрастной фактор

Самый главный фактор, который следует учитывать – это возраст учеников. Собираетесь ли вы совмещать несколько классов? Если да – позаботьтесь о том, чтобы дети были примерно в одной возрастной категории.

Для начальной школы хорошо подойдут экскурсии познавательно-развлекательной направленности. Еще лучше, если там есть игровые элементы и возможность сделать что-то своими руками. Например, посещение кондитерской фабрики с мастер-классом по изготовлению печенья.

Сейчас много познавательных мероприятий организуется в форме квестов, игр и интерактивов с участием актеров. Или же это могут быть актуальные для младших школьников экскурсии в музей кукол, на завод по изготовлению игрушек, фабрику шоколада.  Моему классу очень понравился музей восковых фигур. Они с удовольствием фотографировались с экспонатами и в ненавязчивой форме получали информацию об исторических личностях.

Взрослым учащимся подойдут более серьезные экскурсии. Они могут быть связаны с каким-то предметом – литературой, географией, историей. Например, посещения дома, где проживал один из поэтов или писателей. Или знакомство с историческими объектами вашего города и области.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

Какие вопросы обсудить перед экскурсией

Если экскурсия намечается долгая, от нескольких часов, нужно детально обговорить с учащимися и с родителями, что взять с собой. Опыт показывает, что иногда разговоров мало, и необходимых вещей часто не оказывается. Так что лучше раздать памятку со списком всего, что нужно взять с собой в поездку.

Нужно быть готовым к разным обстоятельствам. Например, отправляясь к водоему, лучше захватить с собой запасные сухие носки и средство от комаров. Если едете за город на природу – обсудите продукты для пикника и постарайтесь организовать с родителями горячее питье в термосах или термостатах. Не забудьте напомнить про теплые вещи. Когда за окном солнце, многие родители и не думают, что куртки могут пригодиться.

Многочасовые экскурсии предполагают наличие горячего питания. Возможно, есть смысл заранее заказать обед в кафе по дороге. Обязательно нужна чистая питьевая вода для всех.

Если предстоит поездка в автобусе более 3-х часов, продумайте, как обеспечить детей сухим паком.

СОВЕТ: Организуйте фотографа в поездке, чтобы остались яркие профессиональные снимки. Может кто-то из детей увлекается фотографией или среди родителей есть фотограф. Можно даже нанять профессионала. 

Еще интереснее, если у кого-то из родителей есть возможность сделать видеосъемку, а потом смонтировать небольшой ролик. Такой документальный фильм будет интересен всем, и даже можно будет снова посмотреть  его всем вместе через  несколько лет на выпускном. 

С детьми важно проговорить заранее правило поведения на экскурсии. И как следует  вести себя в автобусе

Уведомите детей, что в транспорте:

  • запрещено вставать со своих мест, ходить, пересаживаться;
  • есть во время движения автобуса; 
  • громко общаться, кричать; 
  • кидать мусор; 
  • портить кресла, ремни и другие детали автобуса; 
  • если замечена поломка – необходимо сообщить об этом водителю или сопровождающему.

Я не всегда была готова к тому, что от перевозбуждения поведение детей становится плохо контролируемым. Так что постарайтесь максимально обезопасить себя в плане дисциплины. 

Городские экскурсии

Если живете в городе, о котором есть что рассказать, и знаете его историю, вы можете заработать на индивидуальных экскурсиях для туристов. Необязательно жить в городе-миллионнике, куда съезжаются туристы со всего мира. Организовать интересную экскурсию для приезжих можно и в небольшом городе. А если предложить необычную форму проведения экскурсии, то можно привлечь и жителей города. 

Успех дела полностью зависит от ваших способностей

Здесь важно умение удержать внимание слушателя, правильно говорить, создавать настроение. Ведь люди идут на экскурсию не столько за какими-то знаниями, сколько за эмоциями. Для них это – культурная форма развлечения

Поэтому заунывное перечисление исторических фактов вряд ли сойдет за интересную экскурсию.

Для них это – культурная форма развлечения. Поэтому заунывное перечисление исторических фактов вряд ли сойдет за интересную экскурсию.

Но если вы продумаете маршрут, добавите элементы квеста, превратите экскурсию в игру, проведете по необычным местам города, покажите самые фотогеничные места, расскажите городские легенды и, главное, вызовете положительные эмоции, то получится хорошая услуга, за которую будут готовы платить. 

В последнее время популярность набирают городские экскурсии с определенной тематикой, например: гастрономические туры, экскурсии по местам криминальной истории, романтические прогулки, экологические тропы, экскурсии на велотакси, индивидуальные прогулки для семей и т.д. Отличный способ выделиться на фоне конкурентов — создать экскурсии с элементами спектакля или перформанса по маршруту следования. Расчеты для такого проекта можно найти в этом бизнес-плане.

Стоимость городских экскурсий составляет 2-4 тыс. рублей. Продолжительность пешей экскурсии – 2 часа, а вот автобусная экскурсия может длиться и 5 часов. Организация последней наиболее трудоемка и требует больших финансовых затрат, так как без автобуса не обойтись. Его придется либо брать в аренду, либо приобретать, если речь идет об организации крупного экскурсионного бюро. Подробную информацию об организации такого бизнеса в цифрах можно найти здесь.

Сезонный фактор

Экскурсию необходимо подобрать в соответствии со временем года. Если погода холодная или очень нестабильная, не стоит выбирать долгие прогулки по городу или поездки на природу.

Зимою младших школьников порадуют атмосферные экскурсии в Усадьбу Деда Мороза или на выставку елочных игрушек.  В моем городе зимой популярны выезды в Польшу на парад Санта Клаусов . Турфирмы включают в программу также экскурсию по городу, посещение крупного аквапарка, музеи, мастер-классы  и другие места по желанию.

Весна – подходящее время углубиться в биологию в Ботаническом саду. А близость 9-го мая – отличный повод посетить места славы и исторические музеи.

Методика проведения производственных экскурсий

Любая производственная экскурсия, как правило, проходит в несколько этапов:

1. Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа).

2. Вводная беседа на предприятии.

3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения учащихся, объяснения специалистов предприятия.

4. Сбор иллюстрированных материалов.

5. Встречи и беседы с производственниками.

6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии. Подготовка к экскурсии ведется по двум направлениям: по содержанию и по организационным вопросам.

В подготовительной беседе педагог объясняет цель экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы можно предложить вопросы, ответы на которые нужно будет дать после экскурсии. Такие вопросы помогут учащимся вести наблюдения в заданном направлении, не давая возможности отвлекаться. Педагог объясняет ученикам, что экскурсия — это такое же занятие, как и все, поэтому во время экскурсии необходимо выполнять требования, предъявляемые к учащимся на занятии: внимательно слушать, организованно задавать вопросы, не разговаривать, соблюдать дисциплину. Нельзя нарушать порядок, дисциплину и по дороге на экскурсию. На предприятии держаться все вместе, переходить из одного помещения в другое спокойно, не суетясь.

Во время наблюдения за объектом становится так, чтобы всем было видно

Особое внимание следует уделить технике безопасности и осторожности. Необходимо предупредить учащихся, что ничего нельзя брать самостоятельно. Сбор материалов для коллекции учащиеся должно будут производить по разрешению учителя и экскурсовода.

Сбор материалов для коллекции учащиеся должно будут производить по разрешению учителя и экскурсовода.

Перед началом экскурсии оговариваются средства передвижения к месту назначения (пешеходные переходы, городской транспорт), время в пути, время ознакомления с производством, время возвращения. Напоминаются правила дорожного движения.

Педагог, прибыв на место, обычно повторно проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы учащиеся знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия

Важной задачей экскурсовода является постановка направляющих вопросов, способствующих возбуждению интереса к наблюдаемым объектам.

Учащиеся не могут одновременно слушать и наблюдать действия работающего или работу машины. Поэтому краткие пояснения должны сменяться самостоятельными наблюдениями. Схема построения экскурсии должна соответствовать основному требованию, рассказ подчинен показу. Рассказ ведется в виде развернутого материала, справки, объяснения, вводного и заключительного слова.

Недостающие зрительные звенья восполняют экспонаты – «Портфель экскурсовода» (фотографии, иллюстрации, коллекции, образцы).

Тема экскурсии регулирует рассказ – не дает экскурсоводу говорить об объекте все, что он знает, а только то, что будет раскрывать тему.

Как правильно организовать экскурсию

Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.

Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.

Польза от школьных экскурсий затрагивает  и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:

  • расширение кругозора;
  • углубление школьного материала;
  • налаживание отношений между учащимися;
  • жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
  • повышение мотивации к учебе;
  • выработка позитивного отношения к школе.

Документы для экскурсии

К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:

  • Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
  • Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
  • Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
  • Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
  • Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.

ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками

  • Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
  • Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
  • Сведения о медработнике, копия его лицензии.
  • Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
  • У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.

Конечно, организация экскурсии – дело не простое. Значительно меньше хлопот будет, если обратиться в турфирму, но при надобности можно справиться и самостоятельно. В любом случае, постарайтесь найти себе помощников среди родителей и делегировать часть обязанностей.

После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали  детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.

Можно задать на дом сочинения, но в таком случае я предпочитаю творческую форму. Например, в виде репортажа или заметки для школьной газеты. И договориться с редакцией, чтобы самые интересные были опубликованы. Или просто фэнтезийные сочинения с иллюстрациями. После посещения старинного замка  – «Кем бы я был в 18-м веке?». После похода в зоопарк – «Каким животным я бы хотел быть и почему?»

Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.  

Транспорт для экскурсии

Чтобы найти подходящий автобус, нужно действовать через надежную и проверенную автотранспортную компанию или обратиться в турфирму, которая занимается перевозкой детей. Средство перевозки должно соответствовать всем современным требованиям:

  • исправные ремни безопасности;
  • световая и звуковая сигнализация;
  • наличие лицензии на перевозку детей у водителя;
  • присутствие дополнительных  камер и зеркал;
  • автобус должен быть выпущен не позже, чем 10 лет назад;
  • наличие тахографа;
  • навигатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
  • наличие двух огнетушителей и трех  аптечек;
  • присутствие знаков «дети»;
  • действующие противооткатные упоры.

Убедившись, что транспорт вам подходит, заключите договор фрахтования на арену.

Тот человек, на чье имя заключен договор, должен предоставить в ГИБДД информацию о вывозе детей. Без такого уведомления экскурсия и транспортировка учащихся невозможны.

Финансовая часть

Сколько стоит открыть экскурсионный бизнес? Сумма может быть разной, все зависит от масштабов бизнеса. Первоначальные вложения начинаются с 0 рублей: например, чтобы организовать пешие городские экскурсии, вам не нужны деньги – только ваши умения, знания и опыт. Для организации джипинга или экскурсионного маршрута с передвижением на транспорте потребуются вложения. Для старта будет достаточно 200 тыс. рублей. На эти деньги вы сможете приобрести необходимое оборудование, прорекламировать свои услуги и покрыть организационные расходы.

Теперь о приятном – о прибыли. Для каждого конкретного тура будет свой уровень прибыли. Например, себестоимость проведения городской пешей экскурсии практически равна 0. Цена, которую вы назначаете – это оплата интеллектуального продукта и вашей работы как экскурсовода. Другое дело – прибыль от тура. Здесь себестоимость составляет около половины выручки. И в данном случае механизм подсчета прибыли будет другой.

Если же говорить о рентабельности экскурсионного бизнеса в целом, то она может достигать 30%. Средняя прибыль небольших проектов в месяц – 100 тыс. рублей. В сезон этот показатель может существенно вырасти, а в несезон – снизиться до 30 тыс. рублей. Стоит помнить, что экскурсионный бизнес сильно зависит от сезона

Поэтому важно правильно спланировать время открытия, чтобы успеть набрать первые группы к началу сезона.

Евгения Юркина(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
02.07.2019

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Джипинг

Джипинг – это один из прибыльных вариантов заработать на своем авто, который представляет собой путешествие группы лиц по бездорожью на джипах по определенному заранее маршруту. Эта идея бизнеса идеально подойдет тем, кто проживает на территории городов и поселков, привлекающих большое количество туристов. В идеале – это побережье или горные районы.

В чем заключается суть идеи? Все очень просто. Если вы хорошо знаете леса, поля, горы тех мест, где проживаете, да еще и являетесь владельцем хорошего джипа, то вы можете организовать бизнес на внедорожных турах.

Для организации джипинга понадобится:

Внедорожник. Подойдет даже отечественный УАЗ, который отлично приспособлен для поездок по бездорожью. Вариант б/у обойдется в сумму около 100 000 рублей. При желании, можно красиво декорировать автомобиль

Например, некоторые раскрашивают его в какой-нибудь экзотический цвет («зебра», «леопард» или какой-нибудь яркий цвет), чтобы сразу же привлечь внимание потенциальных клиентов.

Маршруты. Вам необходимо придумать несколько маршрутов по интересным местам

Каждый маршрут должен быть не менее 10-20 км и проходить через местные достопримечательности. Не лишним будет прокатить желающих по самым непроходимым лесам и болотам, добавив элемент экстрима, но тут уже все зависит от ваших водительских навыков.

здесь

Экотуризм

В последние годы популярность набирает бизнес на экотуризме. Городские жители устают от суеты и хлопот, стремятся выбраться на свежий воздух и насладиться природой. Так и появляются предприниматели, которые могут предоставить комфортное жилье в аренду и организовать досуг туристов. 

Экотуризм предполагает погружение городских жителей в атмосферу, которая кардинально отличается от их обычной жизни. То, что для деревенских – обычное дело, для горожанина – развлечение и экзотика. 

Идея прибыльная и перспективная, но имеет и определенные сложности. 

  • Во-первых, не в каждой деревне можно основать такой бизнес. Одним комфортным жильем туристов не привлечешь. Хорошо, если в деревне есть чистое озеро, красивый лес или другие интересные места. 

  • Во-вторых, эта идея подходит владельцам нескольких домов с удобствами, красивого большого приусадебного участка. 

  • В-третьих, необходимо продумать, как организовать досуг туристов (экскурсии, рыбалка, развлечения и т.д.). Поэтому лучше начинать такое дело, когда уже есть соответствующие ресурсы. Если стартовать с нуля, потребуется много средств и времени. Подробные расчеты по открытию агроусадьбы, занимающейся организацией досуга посетителей, можно прочитать здесь.

И все же главное – предприимчивость. Вы можете даже с минимальным капиталом открыть бизнес в этой сфере. Например, предложить рыбалку, сбор грибов и ягод, плавание на лодках, велосипедные прогулки и туры, курсы по выживанию, фотоэкскурсии и т.д. Также вы можете рассмотреть корпоративную нишу, совместив экотуризм с бизнес-тренингами.

Подготовка к уроку-экскурсии

Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Учитель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.

Объекты для экскурсии должны быть подобраны таким образом, чтобы до них можно было легко и быстро добраться. Они должны представлять познавательную ценность, быть интересными

Важно учитывать и требования безопасности, например, не стоит вести детей в ветхое здание, каким бы ценным в историческом отношении оно ни было

Педагог заранее продумывает, как будет проводить урок, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, составляет маршрут, пишет краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовит творческие задания для детей.

Кроме этого, учителю необходимо заранее пройти маршрутом планируемой экскурсии. Это нужно для того, чтобы:

  • легко ориентироваться на маршруте;
  • просмотреть хронометраж, ведь для младших школьников не рекомендуются экскурсии длительностью больше часа, а для старших — более двух уроков;
  • уточнить описания объектов, при необходимости внести изменения.

Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места

Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание

На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.

Подготовка к экскурсии

Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, то есть предприятия, которые учащиеся будут посещать

И сходя из цели и задач экскурсии, педагог определяет вопросы, на которые учащимся следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самому

Намечая план маршрута, педагог продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

При подготовке очень важно иметь цифровой материал, который будет использован в ходе экскурсии.

Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии:

1. Название предприятия.

2. Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.

3. Современное оборудование, используемое в цехах.

4. Работники основных профессий предприятия.

5. Какая технологическая последовательность обработки материалов существует на денном предприятии?

6. В каких цехах используют оборудование, выполняющее одновременно несколько операций?

7. Опишите технологическую последовательность обработки той или иной детали или узла изделия.

Во время экскурсии учащиеся всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Педагогу необходимо договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Привлечение работников к экскурсии не освобождает педагога от подготовки к рассказу.

Требования при проведении экскурсии

Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились. 

  1. На один автобус предполагается  количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается  ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих. 
  2. Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение. 
  3. После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
  4. Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
  5. Скорость не должна превышать 60 км/ч.
  6. У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
  7. Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  8. Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
  9. На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
  10. Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума. 
  11. В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
  12. Если в пути  возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.

Экскурсия: «Кто построил дом?» (пример)

Учебно-воспитательные задачи:

— знакомить учащихся с трудом взрослых, с профессиями, связанными со строительством, с техникой и инструментами, которые помогают человеку в труде;

— знакомить учащихся со строительными материалами;

— нацеливать учащихся на выбор различных профессий;

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование:

— рисунки с фрагментами строительных работ;

— загадки и рисунки со строительной техникой;

— фотографии с видами города.

Ход экскурсии.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, целей задач экскурсии.

3. Беседа в классе.

Словарные слова: стройка, строитель, экскаватор, башенный кран, крановщик, железобетон, каменщик, стройматериалы, стропальщик, котлован, архитектор, копёр.

Сегодня мы с вами проведем экскурсию на строительную площадку и узнаем, кто строит дома, какая техника помогает строителям в работе, и какие материалы используют при постройке дома.

Прежде чем построить дом, необходимо подобрать место для строительства дома. Потом с помощью землеройных машин (бульдозеров, грейдеров, скреперов, экскаваторов) производят планировку поверхности строительной площадки, прорывают траншеи для укладки в них наружных сетей канализации, водопровода, газа, электричества и телефона. Архитекторы разрабатывают чертежи будущего дома, И вот на строительную площадку приходит: «Рученька-ручища, что в земле ты ищешь? – Ничего я не ищу, землю рою и тащу»,

Да, это экскаватор, который роет котлован и траншеи – под подвальные помещения и фундаменты. Если грунт слабый, здание устанавливают на железобетонные сваи, которые забивают и с помощью сваебойной машины – копра. В траншеи укладывают сборные фундаментные блоки и делают стены подвалов. На стены подвалов укладывают железобетонные плиты перекрытий – это приступили к работе каменщики. В этой работе каменщикам помогает – угадайте что? «Что за машина: шея, как у гуся, сила, как у слона?» Да это подъемный кран. Управляет этой машиной крановщик, а груз подготавливают для подъема стропальщики. Сварщики скрепляют между собой блоки и панели, сваривают арматуру для бетонных работ.

По окончании подземных строительных работ переходят к возведению наземной части здания. В зависимости от типа здания устанавливают крупные блоки или панели наружных или внутренних стен, перегородки, оконные и дверные блоки, укладывают плиты или панели перекрытий, сборные лестничные марши, крышу. Здания также могут возводить из кирпича или другого строительного материала.

Наряду с общими строительными работами ведутся специальные работы по устройству и монтажу сети водопровода и канализации, системы отопления, монтируются газопроводы, прокладываются линии электроосвещения, радио, телефона.

Завершающий этап строительства – это отделочные работы: штукатурные, малярные, плиточные, стекольные, обойные, устройство пола и его отделка.

Все трудоемкие виды работ при строительстве теперь механизированы. Операции по подъему сборных строительных конструкций производят с помощью башенных и автомобильных кранов и других подъемных машин и механизмов. Большинство других строительных работ также механизировано. Таким образом, технология строительного производства складывается из ряда производственных процессов. К ним относятся: земляные, буровые, взрывные работы, свайные, каменные, деревянные, бетонные и железобетонные работы, монтаж строительных конструкций, кровельные, гидроизоляционные, теплоизоляционные, отделочные работы.

Перед выходом на экскурсию педагог проводит с детьми беседу по технике безопасности, правилам поведения на объекте.

4. Посещение объекта.

В процессе посещения объекта дети должны ответить на вопросы:

— Какие земляные работы выполняются на строительной площадке при планировании поверхности под застройку здания, какие машины выполняют эту работу?

— Рабочие каких строительных профессий участвуют в возведении и отделке здания?

— Какие строительные материалы используют при строительстве и отделке будущего дома?

5. Итог экскурсии. Педагог проводит обобщающую беседу по контрольным вопросам.