Полноприводный альпинизм. эльбрус на уазах 45 лет спустя

Перелет

Ближайшие к Эльбрусу аэропорты расположены в Нальчике, в 190 км, и в Минеральных Водах — в 130 км. Туда летают «Победа», Red Wings, «Нордавиа», Utair, S7, больше рейсов — в Минводы. Полет занимает около 2,5 часа.

Стоимость билетов из Москвы в Минеральные Воды и обратно на март — от 5200 Р с багажом. В 2019 году я заплатила за перелет 7500 Р.

Рейсов в Нальчик значительно меньше. Цены начинаются от 8300 Р. Провоз горнолыжного оборудования часто входит в стоимость билетов, но лучше заранее уточнить информацию на сайте.

Дорога из Москвы на фирменном двухэтажном поезде № 004М «Кавказ» занимает 22 часа. Стоимость — от 1850 Р в одну сторону.

Где остановиться

Рядом с Эльбрусом расположены поселок Терскол и поляна Чегет, там можно найти множество отелей и гостевых домов на
любой вкус и бюджет. К вашим услугам как недорогие варианты проживания, так и двухэтажные номера с камином и баней в
отелях категории 4*. В сезон лучше заранее бронировать номера, так как желающих отдохнуть и покататься на Эльбрусе
много! В марте поток отдыхающих уже меньше, можно смело приезжать и искать варианты проживания уже на месте, без
крыши над головой не останетесь, а возможно, даже сэкономите! К примеру, номер люкс в хорошем отеле обойдется
примерно в 6000 руб. в сутки с двухразовым питанием (цены — март 2015 года).

Есть варианты размещения на полянах у подножья Эльбруса и Чегета. Здесь на выбор множество отелей, рядом рынок, кафе
и клубы. В этих местах жизнь кипит, так что это хороший выбор для любителей двихужи и экономии. Тем, кто
предпочитает тишину и покой подойдут отели вдали от полян, расположенные в лесу. Тишина и покой в окружении
великолепной природы гарантированы!

Чегемские водопады

Если вы устанете от катания можно выбраться на Чегемские водопады. В любом отеле можно найти экскурсионные программы
или договориться с местными водителями. Дорога в Чегем займет примерно 2-3 часа, выезжать лучше рано утром,
особенно, если хочется посмотреть за один день еще и Голубые озера и искупаться в горячем источнике! К Чегемским
водопадам ведет трасса Р-217, где нужно свернуть на Нижий Чегем и Хушто-Сырт. Здесь дорога местами не в лучшем
состоянии, если вы поедите на своей машине, будьте аккуратнее! Если трасса в хорошем стостоянии, то второстепенные
дороги плохие, там встречаются ямы.

Минусы поездки на машине

Было бы неверно сказать, что дорога на Эльбрус на машине – приятное и легкое времяпрепровождение. Отправляясь на своем автомобиле, будьте готовы столкнуться и с минусами, сопряженными с таким видом путешествий.

У вас всегда должен быть опытный водитель, способный сориентироваться в сложной дорожной ситуации и готовый проводить за рулем большую часть дня. Путешествия на своей машине всегда требуют от туристов большей собранности и самостоятельности. Трезво оценивайте свои возможности и оставляйте себе время для отдыха и сна. Задумайтесь: готовы ли вы к такой поездке? Возможно, будет лучше ограничиться туристической поездкой на Эльбрус и провести отдых на море?

Почему стоит поехать на Эльбрус на машине?

Путешествие на своем транспорте лучше всего подходит для такой поездки. Почему? Все достаточно просто. К подножию Эльбруса, конечно, не летают самолеты и не едут поезда. Добравшись до города, в котором есть аэропорт или железнодорожная станция, вам в любом случае придется искать автомобиль, чтобы доехать сначала до подножия горы, а затем и до туристической базы на его склоне.

Конечно, Эльбрус очень популярен у туристов, и транспорт туда отправляется ежедневно. Но согласитесь: на машине на Эльбрус добраться проще, чем планировать маршрут с учетом пересадок. К тому же, выбирая машину, вам не придется ждать времени отправки транспорта и бояться пропустить свой автобус, не придется перетаскивать чемодан из одного места в другое.

По пути на Эльбрус расположены несколько небольших городков и селений с интересными традициями и памятниками культуры, население которых с радостью принимает туристов. К тому же, дорога пролегает по весьма живописным местам. Скорее всего, вам не раз захочется остановиться и сфотографировать или рассмотреть интересное место, встреченное по пути. Поэтому удобнее всего отправляться на Эльбрус на машине – так вы точно не упустите ничего интересного!

Поездка на Эльбрус и Чегет в мае на машине

Где находится Эльбрус

До прошлого года я, несмотря на свой богатый туристический стаж, вряд ли смогла бы точно ответить на вопрос — где находится Эльбрус? Где-где, на Кавказе! Что, конечно, было бы правильным ответом. Но не полным.

И лишь когда прошлой осенью мы попали в славный город Пятигорск, Эльбрус перестал быть для меня абстрактной горой на Кавказе. Когда мы поехали на экскурсию  в Кабардино-Балкарию, я увидела дорожный указатель на Эльбрус, до которого оставалось всего около 100 км… И я поняла, что обязательно туда съезжу. Не в этот раз, так в следующий. Но точно скоро.

Итак, гора Эльбрус (высота 5642 м) находится на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия и представляет собой горный массив вулканического происхождения, то бишь потухший вулкан. Это один из крупнейших центров альпинизма и горнолыжного спорта в России и Европе.

От Пятигорска до подножия Эльбруса всего 150 км. И в хорошую погоду с Машука открывается неплохой вид на Эльбрус.

Но наша цель — подняться на сам Эльбрус на канатной дороге. И вот, солнечным майским утром мы грузимся в нашу машину и выдвигаемся из Пятигорска, чтобы увидеть всё своими глазами.

Приэльбрусье весной-летом: что здесь делают туристы

Летний сезон в Приэльбрусье  — раздолье для активного отдыха. На гору постоянно поднимаются альпинистские группы. Живописные виды вершины Эльбруса, даже летом покрытые белыми  снегами, привлекают толпы обычных туристов. Он едут сюда обычно с экскурсиями из окрестных курортов:

С каждым годом желающих подняться на знаменитую гору, становится всё больше.

Канули в лету времена, когда здесь стояли «старорежимные» канатки, на которых не то что подниматься — со стороны то смотреть страшно было…Теперь все рекламные буклеты, зазывающие на Эльбрус, обещают приятную прогулку на быстром и безопасном подъёмнике. Ну, что ж, посмотрим…

Как одеться для поездки в Приэльбрусье

Пока я изучала туристические форумы в поисках информации, что из себя представляет Эльбрус в мае, мне чаще всего попадалось обсуждение вопроса — насколько холодно в это время года Приэльбрусье? И мнения были прямо-таки полярные.  Одни писали, что поднимались в легкой флиске и не замёрзли. Другие утверждали, что брали с собой зимнюю одежду и обувь — и не пожалели…

Я ориентировалась на то, что у нас в Поляне, поднимаясь летом на вершину Чёрной Пирамиды, брала с собой лишь легкую спортивную куртку. И ничего, кроме хороших кроссовок, мне для прогулки по снежнику собственно и не требовалось. Если будет яркое солнце, то вы ещё вспотеете и сгорите. А если налетит тучка… Просто нужно понимать, что погода в горах меняется раз в 5 минут,  и предусмотреть все сценарии всё равно не получится. Поэтому стоит иметь при себе пару дополнительных слоёв одежды разной степени утеплённости, например — тёплую флиску и куртку-ветровку. Положите их в рюкзак, и потом на месте сориентируетесь, что вам захочется одеть.

Дорога в Кисловодск

Наш автотур начался с центра Ростова-на-Дону. Загрузившись в машину, мы отправились на выезд из города 3 ноября в 02:00. Сразу же столкнулись с трудностью — на выезде была большая пробка в связи с крупной аварией. Простояли в ней около часа, но вскоре свернули на трассу и отправились в путь.

По дороге на Кавказ

По дороге в город

Наша машина — минивен Nissan Note с механической коробкой передач и расходом 1,6 л на 100 км. Несмотря на небольшие габариты машины и малый двигатель, движется она по свободной трассе 120 км/ч. В среднем мы ехали 100-110 км/ч по трассе, а по населенным пунктам — 40-60 км/ч.

Нас предупредили обо всех камерах и больших счетах за превышение скорости на кавказских дорогах. Вот почему мы специально установили в машине навигатор, который предупреждал нас обо всем заранее. Рекомендую его регулярно обновлять, чтобы он показывал реально установленные камеры и посты ДПС.

По дороге к городу

По дороге к Пятигорску

Так выглядел наш маршрут на 587 км. Весь путь до Кисловодска пролегал по следующим крупным населенным пунктам:

  • Батайск.
  • Тихорецк.
  • Кропоткин.
  • Армавир.
  • Минеральные воды.
  • Ессентуки.
  • Пятигорск.

Впечатление от кавказских дорог у нас осталось сильное. Подъезжая к деревням возле Ессентуков и Пятигорска, мы увидели много разного домашнего скота, начиная от лошадей, заканчивая горными баранами. Самое интересное, что они часто выходят на дорогу и создают небольшую пробку. Несмотря на то, что соответствующих знаков на трассе нет, будьте осторожны и внимательны. Рогатый скот может с легкостью выбежать на дорогу, да так быстро, что вы не успеете его заметить.

Коровы возле трассы

Бараны перекрыли нам дорогу

Вся дорога заняла примерно шесть часов с учетом пробки. Пока добрались до места проживания, на часах уже было 20:00.

Подъемник в ущелье Адыр-Су

По склону горы до самой вершины протянулась необычная конструкция, которая оказалась подъемником машин. Это единственный путь, по которому можно попасть в ущелье Адыр-Су.

К сожалению, мы приехали слишком поздно и подъемник уже не работал. Но попасть наверх заветная мечта для многих людей. Ведь ущелье расположилось у знаменитой Мать-горы Уллу Тау, которая по преданиям имеет чудодейственную силу. Считается, что Мать-гора обладает силой излечивающей от бесплодия.
Мы же пошли наслаждаться громким ревом «Дикой воды». Именно так с балкарского языка переводится название Адыр-Су.

Бурный поток гремел и шумел, вырываясь из расселины скалы.

Это было уже точно последнее место сегодняшнего путешествия — поездки в Приэльбрусье. По пути домой бесконечные повороты будоражили кровь, как молодое шампанское. Когда серпантин, наконец, закончился, на душу и вовсе пролился бальзам, настоянный на адреналине, серотонине, эндорфине, дофамине, а проще говоря, на полном удовольствии.
Это удовольствие не было бы таким всеобъемлющим и ярким, если бы не наши друзья – Эльдар и Наташа. Огоньки их машины были надежным ориентиром в непроглядной тьме горной дороги. С такими товарищами не задумываясь можно отправляться и в горы, и в разведку.
Прошло время, но я до сих пор чувствую дыхание гор. Они по-прежнему не отпускают, и я знаю, что обязательно вернусь сюда.
На следующий же день Наташа стала для нас настоящей путеводной звездой по непростому пути в Дагестан. Но это уже совсем другая история.

Попытка 45 лет спустя

Сейчас мы штурмовали Эльбрус на стандартных машинах — из незаводского лишь грязевые шины BFGoodrich Mud-Terrain KM3. Перед командой не стояло задачи ставить рекорды времени (Дунаев и соратники укладывались в полчаса) или высоты — организаторам просто захотелось реконструировать те события и получить хотя бы долю эмоций, которые испытали первопроходцы. Автомобили — Хантер и Патриот в Экспедиционном исполнении, а также два стандартных Патриота. Во главе команды — знаменитая трофистка, квадроциклистка и рекордсменка Гиннесса Инна Мартьянова, которая забралась на вершину Эльбруса на «квадрике» три года назад.

Старт восхождения — с самого обитаемого подножья горы, поляны Азау (2350 м), а в качестве дороги выбран технический серпантин для строительной техники. По нему армейские грузовики поднимают материалы для работ на станциях канатной дороги, и на дорогу в традиционном понимании это вообще не похоже. До высоты 3000 (станция канатки «Кругозор») нас ждёт череда крутых сыпучих, широких и протяжённых склонов, перемежающихся так называемыми полками — более пологими и узкими участками, где можно остановиться, развернуться, передохнуть.

Архыз

После отдыха у родственников рано утром мы выехали в Архыз. От столицы Карачаево-Черкессии до места порядка 120 км. Предгорья начинаются сразу за городской чертой и далее переходят в полноценные (правда, невысокие) горные массивы.

Такое случается нередко

Склоны, покрытые зеленым ковром

В течение дня съездили на Аланское городище – слегка запущенный археологический парк, расположенный на территории средневекового Аланского царства.

Территория парка

Его самые интересные объекты — две церкви IX–X веков в византийском стиле, чем-то напоминающие грузинские храмы. Когда-то здесь проводили раскопки, но из-за отсутствия финансирования место держится только за счет энтузиастов.

Бывший кафедральный храм городища

Неподалеку вдоль трассы находится рынок с деликатесами: медом, орехами, грибами, чаем, сувенирами, бараньими шкурами, изделиями из шерсти, папахами, посудой, кавказскими кинжалами и прочей атрибутикой горцев. Оттуда ведет тропа к еще одной достопримечательности –—лику Христа на скале, но мы туда не полезли.

Место стоянки

Остальное время провели вдоль живописной речки в созерцании природы и попытке приготовить себе еду на углях.

Кукуруза-гриль

Ночевали в палатке, не будучи готовыми к тому, что будет достаточно холодно, ведь мы были прямо у воды посреди узкого ущелья.

Устроили себе такой обед

От полки к полке

Тактика подъёма — от полки к полке. И строго по очереди — следующая машина не трогается, пока первая не закрепится на безопасном траверсе наверху. Иначе, если со впередиидущей что-то случится, то она «заберёт» с собой и последующую — это правило касается любых подъёмов на бездорожье, но в горах особенно значимо. Штурм склона до очередной полки — самое сложное

Важно правильно выбрать передачу и не ошибиться с траекторией — заглохнуть или даже остановиться на подъёме к следующему безопасному перпендикуляру недопустимо

Ведь крутизна склона такая, что шансы тронуться нулевые — это или сожжённое сцепление, или пробуксовка колёс, или заглохший мотор. Назад тоже не сдашь, так как спускаться можно только передом и строго на передаче, а любая попытка разворота чревата переворачиванием. Технически всё это не очень сложно, особенно с учётом ширины «трассы» — нужно слушать обороты мотора, чувствовать тягу и уверенно дозировать газ. А также строить наперёд траекторию, чтобы не уткнуться в валун, не замедлиться в рытвине и не делать слишком резких манёвров.

Дорога на Эльбрус

На Эльбрус мы отправились сразу же после Медовых водопадов. К сожалению, поехать вдоль той же дороги нельзя, поэтому пришлось возвратиться в Кисловодск и отправиться в противоположную сторону. Путь на эту гору очень крутой и опасный. В 2017 году еще не было построено дорожных бортиков для машин и светоотражающих приборов на них, поэтому поездка составила не положенных два с половиной, а целых три с половиной часа.

Кроме того, дорога рассчитана на два потока машин, один из которых — для возврата в город. Ехать здесь днем — одно удовольствие. Вокруг нас окружали чудесные речки, а нашему взору открывались превосходные виды на природу Кавказа.

Виды по дороге

Постепенно, по мере приближения к горе, стали видны снежные хребты. Мы добрались к подножию Эльбруса к 14:00. Местные рассказали, как дойти до открытых подъемников. Мы оставили машину и пошли их искать. Купили обычные билеты для туристов за 700 рублей. Поскольку у меня был с собой студенческий билет, мне сделали небольшую скидку, но с большой натяжкой.

Очередей к подъемнику было немного — впереди стояло около 10 человек. Всего до Эльбруса есть два подъемника. Сначала нужно забраться в двухместный, а затем — в одноместный, который доставит вас на более высокую точку горы. Мы поднимались на обоих. На самой высокой точке находилось небольшое кафе, в которое мы зашли погреться и попробовать травяной чай. Стоил он 120 рублей за пол-литра. Это лучшее средство, чтобы согреться и продолжить осматривать гору и наслаждаться видами.

Вид сверху с подъемника

Виды с подъемника

На вершине горы

На вершине первого подъемника

Возле подъемников

В альпийском городке у подножия гор

Когда мы все осмотрели, то решили вернуться назад по тем же подъемникам и поехать обратно в Кисловодск. Там мы переночевали, утром еще немного прогулялись по городу, купили сувениров и отправились домой. Ближе к ночи мы вернулись, довольные и уставшие.

Камера Samsung NX1

Все
фотографии и видео в этом репортаже сняты на камеру Samsung NX1

Samsung NX1 — хорошо сбалансированная камера с удобной эргономикой и управлением, она оснащена сенсорным Super
AMOLED-дисплеем с диагональю 3 дюйма, а также электронным видоискателем с разрешением 2,36 Мп и задержкой 0,05 с.
Камера подойдет для репортера, NX1 может снимать с выдержкой 1/8000, а также вести серийную съемку с частотой 15
кадров/с со следящей автофокусировкой. NX1 отлично снимает видео в 4k со сжатием H.265, а также в Full HD c частотой
50 кадров в секунду, также возможна передача несжатого видеопотока 4:2:0 8 бит по кабелю HDMI на внешний
рекордер. Подробнее о камере Samsung NX1 читайте в статье: http://fotoexperts.ru/articles/samsung-nx1.html

Бюджет

Недельное путешествие в Приэльбрусье обошлось нам в совсем в небольшую сумму. По статьям:

  • дизель (средний расход 7 л/100 км) — около 12 тыс. рублей;
  • питание (покупки в магазине + кафе в Приэльбрусье дважды в день) — около 8 тыс. рублей;
  • отель — 6 тыс. рублей за 3 ночи;
  • плата за проезд по М4 — 850 руб. (считала только в обратную сторону по чекам, так как когда ехали на Кавказ, захватили только пару платных участков).
  • сувениры — 1,5 тыс. рублей.

Итого — 28 350 рублей, пусть даже 30 000. В следующем году обязательно вернемся в те места, чтобы побродить по многочисленным пешим маршрутам и, возможно, подняться на Эльбрус.

Чегет непокорённый

Горы Чегет и Эльбрус стоят практически друг против друга. Чегет в переводе с балкарского означает «северный» или «находящийся в тени». И да, он конечно, сильно уступает своему великому брату Эльбрусу — всего-то 3422 метра высотой. Но зато с него, по словам бывалых туристов и горнолыжников, открывается самый лучший вид на Эльбрус.

А кроме того, некоторые из наших инструкторов, вместе с которыми я работаю в Красной Поляне, утверждали: тот, кто сможет кататься на склонах Чегета, сможет покататься везде. В общем, у меня были две причины подняться на Чегет: сделать шикарные кадры с Эльбрусом и увидеть те самые сложные для катания склоны Чегета.

И обе причины были плавно перенесены на следующий раз неработающей канаткой Чегета. Да, припозднились мы : она работала до 16 часов. А мы приехали на поляну перед Чегетом уже в половине пятого. И старый подъёмник Чегета замер до следующего утра

Обратите внимание: современных кабинок, как на Эльбрусе, здесь нет. Канатка кресельная, открытая

Поэтому тем, кто боится высоты, сюда точно не надо:

Правда, можно подняться на гору пешком (и сэкономить 600 рублей), но этот способ — точно не для «диванных жителей». Кстати, местные гиды водят сюда желающих совершить восхождение на Эльбрус для первичной аклиматизации перед походом.

Сама поляна показалась мне даже более уютной и приветливой, чем поляна Азау. Здесь полно разных кафешек. Позади них примостились разномастные отели, новые и не очень:

И за парковку с нас никто не взял ни рубля. И на квадроцикле нашего ребёнка бесплатно покатали пару минут, за его широкую улыбку))

Одним словом, Чегет остался хоть и непокорённым, но стал приятным воспоминанием этого дня.

А нам предстоял обратный путь длинной 150 км до Пятигорска, и нашего номер в гостинице «Машук». Въезжали в Пятигорск уже в полной темноте. И глядя на его цветущие клумбы и аллеи, нам не верилось, что ещё три часа назад мы гуляли по заснеженным склонам Эльбруса…

Чегет

Над верхушками деревьев медленно ползут вверх уже не закрытые кабинки, а карусельные кресла, прямо как на старых аттракционах в парке. В качестве страховки – жалкая цепочка. Но именно эта открытость давала наибольшую остроту ощущений.

Чем выше поднимались, тем более захватывающая картина открывалась взору. Горы, сплошь покрытые зеленым ковром,

ледник «Семерка», правда, сплошь затянутый облаками. Едва можно разглядеть его знаменитую семерку.

Кафе «Ай».

На самой верхней точке было пустынно и холодно. Хотя снега, как на Эльбрусе, совсем не было, но замерзли мы основательно. Стоило солнцу скрыться, как погода сразу показала свой переменчивый характер. Поэтому несмотря ни на что, в горы всегда нужно одеваться как можно теплее.

Все наше путешествие, как слоеный пирог, перемежалось гастрономическими пластами: глинтвейн, чай из горных трав на одной высоте, хычины на другой. Но это так, разминка. Вот сейчас мы сидим в кафе около реки, в прудике с очень мутной водой желающие ловят рыбку. А на столе настоящее кавказское пиршество.

Названия столь экзотичные для нашего уха, что запомнилась только потрясающе вкусная баранина в белом вине с черносливом и внушительных размеров фирменная котлета «Эльбрус».

Вообще еда в Кабардино-Балкарии радовала везде. Так вкусно, разнообразно, с обилием новых блюд и названий мы не питались ни в одном путешествии. И главное цены очень приятные глазу.
И еще одна сенсация вкуса ждала нас впереди.

Дело техники или подвиг?

Что же такое — подъём на Эльбрус на автомобиле? Технически это сложно, но не запредельно — некоторый опыт и холодная голова позволяют справиться с восхождением любому увлечённому человеку. Прежде всего это — ответственность. Горы не прощают ошибок, а их цена тут фатальна. Если что-то пойдёт не так, то лететь далеко, поэтому о плохом лучше не думать и просто выкладываться за рулём с полной отдачей и концентрацией. Здесь нет места самонадеянности (в том числе «опытной»), браваде и прочим зыбким разновидностям мотивации. Только уважение к горе, подготовка, дисциплина и чёткое понимание того, что ты делаешь.

И тогда Эльбрус (и не только — принципы восхождения едины везде) вознаградит видами с заоблачных (буквально) высот, фантастическими кадрами любимой машины на фоне соседних вершин и адреналиновым кайфом от процесса подъёма и спуска. В отличие от нас, команду Дунаева в 1974 году ждала наверху неизвестность, моторы УАЗов тогда были намного слабее, а шины — хуже, да и сама дорога суровее. Но наша экспедиция по мотивам исторического восхождения дала хорошее представление о том, что пережили первые полноприводные альпинисты Эльбруса. Уважение им.

P.S. Обязательно посмотрите бонусную фотогалерею — фотограф Алексей Барашков на славу постарался, чтобы передать невероятную атмосферу этого приключения. В том числе и крутизну уклонов, которую фотографии почти всегда скрадывают. Эльбрус и Приэльбрусье прекрасны — величественны, масштабны и самобытны, но кое-где даже напоминают знаменитые Доломиты. В этих местах масса пеших и автомобильных маршрутов, вкусная кухня и незабываемые высотные пейзажи — сюда хочется вернуться и вне работы и командировок.

Ледники Эльбруса

Начиная, с высоты 4000 м, угол наклона горы отклоняется на 35 градусов. Снежная шапка круглый год покрывает вулкан. На высоте 3500 метров вулкан покрыт 70 ледниками, достигающими площади в 134 кв.км. и камнями. Наиболее известные и крупные из них:Терскол — такое название носят несколько объектов: ледник, водопад, ущелье, река и прежде всего — поселок в Баксанском ущелье, самое высокогорное селение в Приэльбрусье, расположенное на высоте 2000 метров над уровнем моря. Чуть ниже — поляна Чегет с одноименной горой, выше — поляна Азу с подъемниками.Длина ледника составляет около 7 км. и заканчивается небольшими языками на высоте 3100-3300 м. Он словно нависает над ущельем глыбой. Вытекающие из под него мелкие ручьи, сливаясь с притоками, образуют одноименную реку. По левую сторону ледника несется с бешеной скоростью водопад.

Азау (Баксанский ледник) начинается в ущелье на южном склоне Эльбруса

У этого слова существует масса значений. Азау переводится как место, где редко переходят через горы и где не бывает людей. Также о хребте сложено немало историй. Согласно одной из них, название произошло от имени похороненного здесь воина Азао, который освободил местных жителей от набегов соседних племен, и с которым побежденные, в конечном счете, расправились.Ледник Азау находится в верховьях одноименной реки. Длина ледников: Большого Азау -9 км, Малого Азау — 7,5 км (тут толщина льда достигает 100 метров, а под ледником есть небольшое озеро).Путь к леднику начинается с поляны Азау. Тропа к ней начинается за 200 метров по шоссе к реке и в сосновый лес, по правую сторону от маршрута простираются канатные дороги, ведущие к вершинам объекта. Когда лес начнет редеть, перед вами откроется вход в ущелье с разноцветными отвесными стенами, включающими 2 горные породы. У входа в ущелье находится Малый Азау, отсюда срывается водопад. Далее ущелье расширяется и выводит на Большой Азау.На месте, где нет ледника, поверхность покрыта горными породами, отложенными в результате его деятельности при истирании им склонов и подмывания талыми водами.Потоки, которые извергают ледники, соединяются и образуют множество рек района. Наиболее крупными из них являются:Баксан-вторая по протяженности река в кабардино-Балкарской республике, длиной более 170 км. Такое название реке было дано в память князя, которого вместе с семью убитыми братьями сестра похоронила в ее долине. В верховье Баксана, где имеется огромное количество притоков, располагаются альпинистские лагеря, один из которых имеет одинаковое название с рекой, другой — Эльбрус, национальный парк «Приэльбрусье» и обсерватория Терскол.На северных склонах Эльбруса протекает Малка (или как ее еще называют «Балыксу» — «река, богатая рыбой»), образуется из стекающих со множества ледников ручьев, 200 метров в длину. Малка с сорока метровой высоты со скального отвеса срывается с оглушительным грохотом водопадом Султан.

Туризм на Эльбрусе

С каждым годом любители экстрима все чаще едут на Эльбрус, дабы покорить его. Основную сложность подъема сюда составляют не опасные участки, хотя они имеют место быть, а горная болезнь, когда с каждым метром вверх сдавливает желудок, становится тяжело подниматься, словно на крутую скалу, не хватает кислорода, открываются головные боли.Впервые покорить Эльбрус (низкий пик) удалось в начале XIX века. А спустя чуть меньше полувека альпинистами была покорена и западная вершина. Более того, к этому виду активного отдыха добавились те, о которых пойдет речь ниже.

Про Эльбрус

Эльбрус — легендарная вершина Кавказа, высочайшая точка России, Кавказа и Европы высотой 5642 м над уровнем
моря. Покорить Эльбрус — мечта не только каждого альпиниста, но и горнолыжника или сноубордиста. Летом можно
отправиться в увлекательный поход на вершину в группе с опытным инструктором-альпинистом, а зимой покататься на
горных лыжах, поднявшись на высоту 4700 метров!

Сезон начинается в
ноябре, но на вершине горы снег лежит круглый год. Лучшее время для катания — с декабря по март, в эти месяцы
много снега, и катание доставляет максимум удовольствия! В апреле снег у подножья горы на поляне Азау начинает
таять, и кататься можно только на самом верху. Эльбрус — технически сложная трасса, и требует высокого уровня
подготовки. Для тех, кто в первый раз встал на горные лыжи или сноуборд, это не лучшее место для обучения.

Эльбрус начинается на поляне Азау на высоте 2350 м. С Азау идет первая очередь французской канатной дороги с
кабинками до точки Кругозор на высоте 3000 м. С Кругозора до Азау проходит технически сложная красная трасса.
На Кругозоре можно пересесть на вторую очередь канатной дороги до точки Мир на высоте 3500 м. С Мира до
Кругозора расположена синяя трасса, кататься здесь одно удовольствие! Трасса широкая, места много, возможны
различные траектории катания.

На станции Мир заканчивается вторая очередь французской канатной дороги. Отсюда можно подняться выше до станции
Гарабаши 3780 на старой кресельной дороге, правда она работает только в хорошую ясную погоду. Сейчас построили 3-й
очереди французской дороги, но по отзывам ребят, которые катались в январе, ее открывали 1 раз для высокого
начальства и закрыли. Пока можно воспользоваться креселкой или подняться до Скал Пастухова на ратраке на высоту 4700
метров. Здесь начинается синяя трасса до станции Мир. Воздух на высоте сильно разряженный, а также пониженное
атмосферное давление. Дышать становится тяжелее, из-за этого быстрее устаешь.

Если вы рискнете подняться к скалам Пастухова, будьте аккуратны, по возможности погуляйте там какое-то время и только
затем спускайтесь вниз. Если вы захотите покататься вне трасс, помните, что это требует высокой спортивной
подготовки и хорошего знания склонов. Если рискнули, отправляйтесь фрирайдить группой, ни в коем случае нельзя ехать
одному — если что-то случится, спасать вас будет некому. Ну и желательно обзавестись рациями.

Еще одна угроза — солнечное излучене, особенно в ясную погоду. Чтобы не обгореть на солнце, нужно или надевать
маску и балаклаву, или использовать крем от загара. На поляне Азау, а также на станции Кругозор есть кафе, где можно
отдохнуть, согреться и перекусить, попробовав блюда кавказской кухни. В кафе еда стоит недорого, можно пообедать за
300 руб, готовят вкусно. И обязательно попробуйте чай из облепихи!

Что посмотреть по дороге на Эльбрус

Вообще говоря, дорога на Эльбрус, начиная от поворота с трассы перед населённым пунктом Баксан, идёт по красивой долине между гор, вдоль реки Баксан.

Река длинная — 173 км. Её истоки находятся в ледниках Эльбруса, потому река бурная и холодная. И пейзажи красивые:

А  дорожное покрытие здесь хорошее, так что поездка на машине будет приятной.

Памятник первым покорителям Эльбруса

Первым местом, где мы сделали небольшую остановку, был Памятник первым покорителям Эльбруса. Он находится за мостом через реку Баксан, перед селом Верхний Баксан. Представляет собой четыре постамента. На двух из них возлежат фигуры снежных барсов, а на двух друг — фигуры двух отважных  горцев:  кабардинца Киллара Хаширова (в других источниках – Хачирова) и балкарца Ахии Соттаева.

Первый был в 1829 году проводником в экспедиции на Эльбрус под руководством начальника Кавказской укрепленной линии генерала Г. Эммануэля и собственно единственным человеком из всей экспедиции, кто поднялся на вершину Эльбруса (остальные «сдулись» на высоте 5350 метров ). Второй стал проводником для группы англичан-альпинистов под руководством Д. Фрешфильда в 1868 году и потом еще раз, спустя шесть лет.

Тырныауз

Городок Тырныауз — административный центр Эльбрусского района и крупнейшее поселение в долине. Возник он в 1934 году, когда здесь было открыто вольфрамо-молибденовое месторождение и построен комбинат, который снабжал сырьём нашу военную промышленность. Этот градообразующий комбинат был одним из флагманов цветной металлургии СССР.

После развала Советского Союза, когда градообразующее предприятие потихоньку покатилось в пропасть, городок стал приходить в упадок. Работать на заводе стало не модно. Вдобавок он не раз пострадал от селей, сходящих с окрестных гор… После них инфраструктура почти не обновлялась — денег не было. Люди начали уезжать в крупные города, просто бросая свои квартиры, т.к. продать их в то время было практически нереально — Кавказ сотрясали военные конфликты…

Короче, про Тырныауз почти на каждом туристическом сайте было написано, что это город-призрак, который пугает проезжающих мимо туристов полузаброшенными домами. Так что я настроилась увидеть практически «кавказский Чернобыль». Но городок оказался не так уж и страшен:

Видимо, за последние годы туризм пошёл в рост, и городок стал постепенно оживать.

Это было бы логично — сделать из него туристический центр, где смогут отдыхать горнолыжники, покорители Эльбруса и прочие любители горных пейзажей. Ведь отсюда до Эльбруса совсем рукой подать — всего 30 км. Хочется надеяться, что не за горами те времена, когда здесь будут построены приличные отели, открыты магазины, кафе, сувенирные лавки… Но пока всего этого нет. А есть красивая природа — и требующие ремонта полужилые многоэтажки…

Посёлок Эльбрус

Если Тырнауз нам запомнился, то про посёлок Эльбрус этого вообще не скажешь. Проехали его просто насквозь и поехали дальше. И впереди видим указатель на Поляну Нарзанов.

Поляна нарзанов

Если честно, с первого взгляда на это место мне (как гиду) стало понятно: это аттракцион для туристов в чистом виде. Да, нарзаны тут есть:

Но на один источник тут приходится 5-7 разных кафе и сувенирных павильонов. Впрочем, если вам захочется перекусить и прикупить каких-либо сувениров из поездки в Приэльбрусье — то не проезжайте мимо.

Мы просто попили кофе (100 руб. за чашку) и поехали дальше — уже не терпелось подняться на сам Эльбрус.

Именно по этой же причине мы пока проехали поворот на Чегет, хотя он и находится почти сразу за Поляной нарзанов. В него мы заедем на обратном пути. Пока же едем дальше.

Терскол

А дальше был Терскол. Такой же небольшой, как и Эльбрус, но из-за высоких сосен какой-то более уютный. Терскол изначально был  построен для проживания обслуживающего персонала рекреационного района Приэльбрусья. Но сейчас его советуют всем туристам, как недорогой вариант размещения в Приэльбрусье. Здесь и правда немало мини-отелей и гостиниц. Кстати, цены на них были довольно приличные даже сейчас, в мае (т.е. вроде как в межсезонье).

Но как я поняла потом, летом на них здесь тоже есть спрос. А всё потому, что здесь в пределах 15–20 км (по хорошей шоссейной дороге), найдется с десяток разных, легкодоступных, не похожих друг на друга, красивейших недлинных (4–8 км) маршрутов.

В центре посёлка находится контрольно-спасательная служба, которая является одной из самых сильных служб в структуре МЧС России

Еще, что привлекает внимание — это стоящие по обочинам, в лесочке, пушки-зентики. Но нет, это не эхо кавказских войн

Это антилавинные пушки. Чтобы принудительно спускать лавины в нужное время в нужном месте.

Подготовка

Перед началом путешествия нужно хорошо подготовить машину, чтобы избежать поломок в дороге и потери времени на поиск сервисных мастерских. Наша была уже испытана длительными поездками на Байкал и Алтай, поэтому путь до Архыза в 1800 км, а затем еще около 370 км до Приэльбрусья казался мелочью.

Что сделали мы:

  • полную диагностику авто и замену изношенных деталей (в нашем случае — тормозные диски, колодки и ступица переднего колеса);
  • замена масла и фильтров.

Далее необходимо подумать об удобствах. Если в планах останавливаться в гостинице на ночь, можно рассмотреть вариант многочисленных отелей и мотелей, расположенных вдоль М4 (в более или менее приличных ценники начинаются от 3 тыс. руб.) или выбрать место под Ростовом- на-Дону.

Мы спали в машине даже без одеяла, так как ночью было жарко. Останавливать на сон лучше на крупных освещенных заправках — безопасно, никто оттуда не выгонит, а с утра можно умыться и выпить чашку кофе у них в кафе.