Оглавление
- Реставрация собора
- История собора
- Как выглядит концертный зал и сцена с органом
- Восстановительные работы
- Концерты и экскурсии
- Концерты органной музыки
- Доступная среда
- Кафедральный собор – культурное место Калининграда
- Как по моему мнению следовало готовиться к концерту органной музыки
- История кафедрального собора Калининграда
- Из истории Кафедрального собора
- Возрождение
- Остров Кнайпхоф
- «За кулисами»
- Где проходят концерты органной музыки в Калининграде
- Как зрители слушали органную музыку
- Где находятся лучшие места в зале
Реставрация собора
Кафедральный собор в Калининграде сильно пострадал во время войны.
Во-первых, город бомбила английская авиация.
Когда стало понятно, что территория Восточной Пруссии перейдёт Советскому Союзу, англичане начали бомбить всё без разбора. Это было основной причиной сильных разрушений в Кёнигсберге.
Во-вторых, перед штурмом города его бомбила и советская авиация.
Собор сильно пострадал от этих налётов — он полностью выгорел изнутри, обвалилась крыша, сгорел орган. Однако, стены здания в основном уцелели.
После окончания войны Восточная Пруссия превратилась в Кёнигсбергскую область Советского Союза.
Город начали потихоньку восстанавливать. Надо сказать, что наши сограждане, которые решили переселяться в будущий Калининград к немецкому наследию относились по-разному. Кто-то считал, что любое культурное наследие нужно беречь, а кто-то не смог преодолеть ненависти к врагу. Так во время реставрации собора случилось несколько пожаров из-за поджогов.
Тем не менее, его восстановили полностью.
По старым чертежам воссоздали интерьеры помещений. Концерты в соборе начали проводить ещё до завершения реставрации. Крыши не было. Так удавалось собирать дополнительные средства на восстановление.
История собора
Официально принято считать, что Домский собор Богоматери и Святого Альберта построен в 1333 году.
Год взят из официального документа, в котором впервые упомянут собор. Речь там идёт о продолжении его строительства, из чего следует, что строить его начали раньше. Рабочие закончили работу над собором в 1380 году, однако из века в век на соборе всё равно проводили различные строительные работы.
Вид на Собор с крыши Дома Советов.
Интересный факт: кирпич, из которого построен Кафедральный собор, взяли с более раннего Альтштадского собора 1302 года постройки. Тот собор снесли, потому, что он не мог вмещать всех прихожан города.
В 1544 году рядом герцог Пруссии Альбрехт основал рядом с собором Collegium Albertinum — университет Альбертина, он же Кёнгсбергский университет (старейший университет Пруссии).
Собор с тех пор выполняет функцию университетского храма — это тесно связывает науку и религию. В нём находят вечный покой многие немецкие профессора и другие деятели науки, в том числе и известный философ Иммануил Кант.
Интересный факт: Иммануил Кант умер в 1804 году будучи русским подданным. Дело в том, что во время Семилетней войны Кёнигсберг попал в зону русской оккупации. В это время Кант принёс присягу императрице Елизавете I (Елизавете Петровне). Он даже направил прошение на должность ординарного профессора на имя императрицы, но письмо не дошло. Русские, по окончании войны, из Пруссии ушли, а Кант не пожелал больше приносить присягу прусскому правительству.
Не считайте однако, что Иммануил Кант питал особую любовь к русским — нет. Годы войны были самыми непродуктивными в его творчестве. В итоге этого периода он заключил: «Русские — наши главные враги».
Если подойти близко к стене и посмотреть вверх, то вы увидите, что стены собора не ровные, это след времени
Подробнее про Калининград здесь: Онлайн путеводитель по Калининграду и области
Как выглядит концертный зал и сцена с органом
После суеты, связанной с муками выбора, удалось перевести дух и осмотреть зал собора. Наверняка вы уже догадались, что потолок в концертном зале был очень высоким. Вернее, это был даже не потолок, а купол, поддерживаемый высоченными колоннами.
Орган возвышался над сценой и смотрелся величественно и помпезно. Он был под стать залу – огромный и очень красивый. Строгую прямолинейность труб-резонаторов несколько разбавляли небольшие статуэтки, установленные на вершинах резонаторных групп.
Не оставалось сомнения, что этот волшебный инструмент должен звучать столь же превосходно, насколько великолепно выглядит.
Зал постепенно заполнялся. Публика подобралась самая разная. От настоящих прожженых театралов и ценителей высокого искусства до простых туристов, которые, как и я, забрели сюда поглазеть на ранее невиданное. Последние проводили почти все свободное время в поисках удачных ракурсов для селфи, которые немедленно отправлялись во все социальные сети.
Когда концерт уже начался, я специально несколько раз оглянулся назад, чтобы оценить заполненность зала. Думаю, что человек тридцать-сорок вполне могли бы найти себе места.
В означенное время на сцене появился сам маэстро. Его представила ведущая. Вообще, все происходило так, как на классических концертах. Тетенька в синем объявляла очередной номер, затем музыкант исполнял произведение, потом все хлопали и так по кругу.
В самом начале все с нетерпением ждали первых звуков органа. Готов поспорить, что многие присутствующие слышали его вживую впервые. Поэтому перед самой первой вещью в зале, полном народу, повисла удивительная тишина
Зал превратился в воплощенное внимание
Вот взяты первые аккорды! Музыка понеслась по залу. К удивлению я заметил, что даже самые низкие звуки совсем не приводят к вибрации внутренностей. Да, звук был чистый, прекрасный, живой. Но не такой, как почему-то представлялось. Наверное, виной всему современные акустические системы, которые могут педалировать низкие звуковые частоты, делая их более громкими.
Вспомните ситуацию, когда по улице на старенькой девятке проезжает какой-нибудь настоящий меломан. Он поставил себе такие сабвуферы, что вся машина дребезжит и подпрыгивает от ужаса. Вот уж и автомобиль пропал из виду, а мощные басы все еще будоражат желудок и остальные плохо закрепленные внутренние органы.
По сравнению с этими звуками, орган выдавал гораздо более скромные «низы», что стало первым крушением стереотипов и устоявшихся представлений.
Вторым разочарованием оказался подбор самих произведений. Знаете, я уже говорил, что в музыке почти не разбираюсь. Мне что сюита до-диез-мажор, что прелюдия фа-бемоль-минор – все одно ничего не понятно.
Однако даже при такой музыкальной недалекости я могу отличить мелодичную музыку от какой-то бессистемной какофонии и сложную технику исполнения от нудного тыканья в одну и ту же клавишу двадцать раз подряд.
Иной раз бывают произведения, для исполнения которых необходимо быть настоящим виртуозом, хотя сама по себе мелодия может быть так себе. Если одновременно выполняются оба условия – мелодичность и техника исполнения, то такой музыкой можно наслаждаться и прослушивать много раз подряд без эффекта привыкания. Вспомните, хотя бы, произведения Фредерика Шопена.
Но здесь на концерте я, как ни старался, не мог уловить мелодичную систему в музыке. Звуки лились совершенно непредсказуемо. Никогда нельзя было предугадать, какая тональность окажется в следующем такте и какая музыкальная фраза будет звучать вслед за текущей. А тут еще постоянная смена темпа… В некоторые моменты я был почти уверен, что маэстро просто импровизирует, а никакой это не Микаэл Таривердиев и Вагнер.
Возможно, в этот вечер со сцены действительно исполнялись великие музыкальные произведения, но, вот беда, мне они таковыми почему-то не показались.
Восстановительные работы
Реставрация Кафедрального собора в Калининграде продолжалась с 1992 по 2005 год. Смонтировали шпиль, использовав вертолеты балтийского флота. Осенью 1995 года на башне собора установили часы – самые точные в городе. За фасадом – современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику.
7 мая 1995 года прошло общее богослужение трех христианских конфессий: православных, католиков и протестантов. В соборе регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки, международные конкурсы органистов, а также детские развлекательные и культурно-образовательные мероприятия.
Концерты и экскурсии
Органная музыка звучит ежедневно на концертах, проходящих в дневное и вечернее время. Концерты проводятся для организованных групп и отдельных посетителей, желающих услышать звучание уникального инструмента.
Юные слушатели в рамках проекта «орган детям»
В дневное время проводятся образовательные мероприятия для юных слушателей в рамках проекта «орган детям». Ребятам удается не только послушать знакомые произведения в органном звучании, но и узнать много нового и интересного о истории создания комплекса и самого инструмента.
Среди нововведений — концерты, во время которых мелодия музыкальных произведений звучит на два голоса: орган в дуэте с другим инструментом.
Также существуют экскурсии на речном теплоходе с посещением достопримечательностей острова Канта
Обратите внимание! Для посетителей предусмотрены авторские экскурсии, участие в которых позволит побывать за закрытыми дверями комплекса и подробнее узнать о самых знаковых экспонатах
Концерты органной музыки
В наши дни Кафедральный собор — это культурный центр в Калининграде.
В 2008 году в нём воссоздали большой орган. Работали русские мастера совместно с польскими.
Это орган в соборе. Он точно такой же какой тут был до войны. Но тот сгорел, а этот сделали заново.
Концерты органа летом проводят почти каждый день. Афишу смотрите на Официальном сайте. Там же найдете и предстоящие мероприятия в соборе.
Органов в соборе два — большой и малый. В реальности — это один большой органный комплекс. Он может заменить целый оркестр, это лучший орган Европы.
Органная музыка не для каждого, её не всякому дано понять.
Грубо говоря, нудновато для обывателя. Поэтому концерты, как правило, не длинные, около 40 минут. Своеобразный концертный пробник для туристов — то, что надо. Напоследок, вам продемонстрируют, что фигуры ангелов на органе могут двигаться.
Входной билет на концерт стоит 400 рублей, для студентов 200. Доказательства студенчества часто не спрашивают, можете попробовать проскочить за 200 рублей. Если внешне похожи, конечно.
Доступная среда
Информация о доступности Кафедрального собора для маломобильных групп населения. Руководство и сотрудники государственного автономного учреждения Калининградской области «Кафедральный собор» работают над тем, чтобы пребывание у нас людей с ограниченными возможностями здоровья было максимально комфортным.
Расположение стоянки для автотранспорта инвалидов, туалета, стоек с кнопками вызова персонала показаны на схеме:
Съезд для колясок на площадку перед собором, ступеньки в фойе здания обозначены контрастной желтой краской. В фойе размещены световые таблички, обозначающие вход и выход в собор, вход в концертный зал, в музей.
Съезд для колясок на площадку перед собором, ступеньки в фойе здания обозначены контрастной желтой краской. В фойе размещены световые таблички, обозначающие вход и выход в собор, вход в концертный зал, в музей.
Перед входом в собор с правой стороны установлена табличка с расписанием работы учреждения, нанесенным объемными буквами и шрифтом Брайля.
Санитарно-технический комплекс не имеет ступенек, оборудован специальными туалетными кабинками, умывальниками с сенсорными кранами в женском и мужском отделениях.
Концертный зал собора доступен для лиц с лиц с ограниченными возможностями передвижения, в том числе передвигающихся на инвалидных колясках. Перед входом в собор с правой стороны установлена стойка с кнопкой вызова персонала. После поступления сигнала сотрудник собора поможет подняться по нескольким ступенькам в фойе с помощью временного пандуса.
Вход в кассу оборудован пандусом. Кассы собора и туалета оснащены специальным оборудованием (переговорные устройства с интегрированной индукционной петлей), предназначенным для более комфортного общения посетителей с ослабленным слухом с сотрудниками.
Кафедральный собор – культурное место Калининграда
В старейшем храме города церковные службы не проходят. Для верующих организованы три часовни: православная, католическая и протестантская. Рядом с собором – здание прусского университета Альбертина, где трудился философ Иммануил Кант.
На постоянной основе в соборе действуют:
- концертный зал;
- заалтарное пространство;
- музейные экспозиции;
- часовни;
- музей Канта.
Концертный зал
Главный зал Кафедрального собора – изысканное и часто посещаемое место в Калининграде, вмещает 700 человек. Здесь находится уникальный органный комплекс, состоящий из двух органов: большого и малого, поэтому зал носит название Органный.
Органы собора – механические инструменты с добавлением электроники. Большой орган, установленный в 2008 году, – самый большой в России.
Штатные работники собора – два органиста, ежедневно проводят дневные органные мини-концерты (40 минут). 1-2 раза в неделю проходят вечерние концерты, которые проводят приглашенные российские и европейские музыканты.
Ежегодно в зале проходит конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, а также фестивали и конкурсы международного уровня.
Заалтарное пространство
Заалтарное пространство собора располагает тремя эпитафиями – надгробными надписями. Центральную часть восточной стороны занимает эпитафия герцогу Альбрехту I – первому королю Восточной Пруссии. Надгробный памятник богато украшен скульптурами, колоннами и гербами.
Во время Второй Мировой войны Кафедральный собор разграбили, статуи с надгробия Альбрехта продали, а эпитафию заложили кирпичом и покрыли краской.
В 2009 году 14-метровое надгробие для усыпальницы первого герцога Пруссии реставрировал голландец Корнелиус Флорес. В нижней части эпитафии мастер изобразил скульптурки двух мальчиков с опущенными вниз факелами – символом окончания земной жизни и начала божественной.
На боковых стенах собора – более скромные эпитафии жен герцога. Первой – герцеговине Доротее и второй супруге – герцеговине Анне Марии.
Музей имени Канта
Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет. Похоронен у восточной стороны Кафедрального собора. Тело покоится в дубовом гробу, который помещен в саркофаг под землей. Над захоронением философа – открытый колонный зал.
Музей занимает три этажа Кафедрального собора. В первом зале – макет Кёнигсберга 1937 года с Королевским замком архитектора музея Дырыщева А. М. Здесь же – элементы старых башенных часов Кафедрального собора.
Второй зал посвящен истории собора в довоенное время и советский период, отражен и ход восстановительных работ. Особое место в музее отведено Валленродской библиотеке, воссозданной в 2005 году. Это собрание книг из 2000 экземпляров, а также коллекция монет, картин, скульптур и антиквариата.
Третий зал посвящен Иммануилу Канту, здесь демонстрируют:
- воссозданный костюм философа, который безупречно следовал моде;
- портрет Канта в цветном изображении;
- картина «Кант в кругу друзей» мастера Н. Фролова, 1998 год;
- копия посмертной маски Канта, снятая с оригинала;
- справка, посвященная графине Марион Хедди Ильзе Дёнхоф, оказавшей помощь в восстановлении Кафедрального собора.
В зале собора хранится реликвия – Крестильная Чаша-купель, в которой крестили Канта. Купель высотой 113 см, сделанная из известняка, выполнена в романовском стиле. Восьмигранная чаша размещена на объемном пьедестале. Грани опоры и чаши – с выпуклыми рисунками.
Как по моему мнению следовало готовиться к концерту органной музыки
Знаете, есть люди, которым все эти классические заскоки до лампочки. Тут как ни готовься, ничего путного из этого не получится. Думаю, рано или поздно все придут к пониманию прекрасного, но по моему скромному мнению, каждый должен сделать это самостоятельно, без посторонних понуканий и притягивания за уши.
Пишу это не просто так, поскольку наблюдал за зрителями во время концерта. Многие явно пришли сюда под давлением вторых половинок или просто потому что это «модно»… стоп, а я сам-то не из таких ли буду?
Ведь я настолько далек от музыки вообще и от органной в частности, что мое посещение сего концерта можно сравнить с прочтением от корки до корки справочника по транзисторам какой-нибудь ультрасовременной блогершей – звездой инстаграммов и прочих фейсбуков.
Так что, иронично относясь к определенной части посетителей мероприятия, я точно так же внутренне подтрунивал и над самим собой. Наверное, я смотрелся очень забавно в те моменты, когда пытался выглядеть старым знатоком музыки и целителем прекрасного.
Тем не менее отважусь дать несколько практических советов на основе личного опыта посещения концерта.
Как же готовиться к концерту органной музыки?
Во-первых, стоит на время отвлечься от повседневных дел. Отключитесь ненадолго. Пусть ваша фирма, в которой вы являетесь абсолютно незаменимым работником, некоторое время существует без вашего мысленного участия. Поверьте, за последующие пару часов, пока вы наслаждаетесь музыкой, с ней не должно случиться ничего худого.
Во-вторых, не приезжайте на концерт прямо к началу. Стоит прибыть заранее, чтобы неспешно погулять по аллеям острова Канта оставшееся до концерта время. Так вы решите сразу две задачи: точно не опоздаете и сможете немного притормозить течение мыслей, которых у многих целый рой и почти все только о проблемах.
Сама атмосфера старинного парка на острове Канта, величественный средневековый собор, удивительно высокие раскидистые деревья, скульптуры в аллеях, спокойные воды реки, омывающий этот клочок суши – все это способствует умиротворению. Давно ли вы имели целый час, чтобы спокойно, без суеты побродить по парку?
В-третьих, не забудьте выпить перед концертом… Я не про алкоголь. Говорят, если внутренности заполнены водой, или каким-нибудь другим прохладительным напитком, они более успешно входят в резонанс с трубами органа, доставляя хозяину, то есть, вам, те самые непередаваемые ощущения.
Наконец, постарайтесь попасть на этот концерт в компании с тем человеком (людьми), которые пришли сюда за тем же, зачем и вы: получать удовольствие от искусства. В крайнем случае, если не нашли поддержки у ближайшего окружения, лучше прийти на концерт в одиночестве. Тогда вы точно избежите проблем, которые пришлось наблюдать в зале.
История кафедрального собора Калининграда
При возведении стен собора использовался кирпич старой церкви, разобранной после начала строительства нового здания. План строящегося здания несколько раз менялся, подвергаясь усовершенствованиям и изменениям. Год 1380 стал официальной датой окончания долгостроя.
Несмотря на свой почтенный возраст, кирпичная кладка несущих стен не имеет видимых повреждений и выглядит удивительно молодо для своих преклонных лет.
Собор
Интересный факт! Процесс изготовления древнего раствора для стяжки существенно отличался от современной технологии. Все остатки от забитого скота горожане обязаны были везти за город и сбрасывать в отхожие ямы. Ороговевшие останки, пересыпанные известью, «томились» в течение 10 лет, прежде чем строители, смешав их с песком, начинали использовать полученный состав для скрепления кирпича.
Стены собора сумели пережить и военные катаклизмы. Частые бомбардировки, которым в годы Второй Мировой войны подвергался город, практически уничтожили исторический центр Кёнигсберга (старое название города). Собор же стоял среди руин как заговоренный, ни разу не пострадав от бомб.
Англичане, бомбившие городские окрестности, пощадили его, используя громаду собора, возвышавшегося над городской застройкой, как ориентир для совершения ночных налетов. Несмотря на это, в 1944-ом году последствием обстрела стал пожар внутреннего церковного убранства. Огонь, нанесший непоправимый ущерб внутренним помещениям, не смог навредить стенам.
Выстоял собор и эпоху строительства социализма. В 70-е годы XX столетия он не вписывался в ансамбль панельных пятиэтажек, являвшихся приметой того времени.
Весь его образ олицетворял собой стиль, традиционный для готических зданий Северной Германии конца семнадцатого века
Такой внешний облик казался многим руководящим лицам неприличным и даже вызывающим. Леонид Ильич Брежнев считал необходимым снести «гнилой зуб империализма посреди строящегося нового социалистического города».
Но зданию суждено было пережить и самого руководителя государства, и политический строй, вскоре сменившийся эпохой Перестройки.
Из истории Кафедрального собора
Днем рождения собора считается 13 сентября 1333 года. До XVI века собор – главный католический храм Кенигсберга, посвященный Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии и Всем Святым, Святому Адальберту.
Несколько веков жизнь Кафедрального собора Калининграда была тесно связана со светской духовной жизнью Восточной Пруссии. С XIV-XIX века на территории размещено свыше сотни надгробий и эпитафий, здесь захоронены магистры Тевтонского ордена, епископы, дворяне.
Тевтонский орден – сообщество рыцарей, девиз которых: «Помогать, исцелять, защищать». Германский духовно-рыцарский орден основан в XII веке во время третьего крестового похода против мусульман. Он организован монахами из Бремена для оказания помощи раненым немецким рыцарям.
Созданный в виде корабельной палатки «немецкий госпиталь» вскоре перешел под патронаж церкви. Германский император Генрих VI преобразовал госпитальное братство в рыцарский орден святой Марии Тевтонской, превратив в самостоятельную организацию. Отличительный знак тевтонских рыцарей – черный крест на белых одеждах.
Кафедральный собор расположен в центре Калининграда, на острове Канта, построен в стиле кирпичной готики. За время существования служил лютеранским храмом Пруссии. Здесь похоронен немецкий философ Иммануил Кант.
После Второй Мировой войны от здания остались обожженные руины. Богатое многовековое убранство полностью выгорело. Собор бомбила авиация. Особенно старались английские летчики: в конце войны стало ясно, что Восточная Пруссия отойдет Советскому Союзу.
Здание, лежащее в руинах, после войны не сравняли с землей только потому, что у его стен похоронен Кант.
Возрождение
Начало XXI века стало новой вехой в истории собора. Начавшаяся реставрация помогла спасти не только вековые стены, но и возродила его душу — орган. На башне, как прежде, идут часы — точная копия тех, которые радовали горожан в прошлые века. Отличаются они от предшественника своей начинкой, выполненной по специальному заказу фирмой Siemens. В 2008 году возрожденное старинное здание было официально признано символом края.
В настоящее время жители Калининграда могут похвастаться крупным музейным комплексом, функционирующим в старинном здании, расположенном на острове Канта. В когда-то крупнейшем церковном сооружении сегодня соседствуют музей И. Канта, концертный зал с крупнейшим в Европе действующим органом, скульптурный парк и мемориальное захоронение И. Канта.
Интересно! Калининградский концертный зал привлекает внимание отечественных и зарубежных исполнителей, известных исполнителей органной музыки. Здесь проводятся музыкальные конкурсы и фестивали
Для подрастающего поколения музейные сотрудники подготавливают увлекательные квесты, музыкальные и образовательные программы.
Музей Канта
Немецкий философ, родившийся и проживший все 80 лет своей жизни в Кенигсберге, был похоронен у его древних стен. Захоронение удивительным образом не пострадало в годы войны и сохранилось до наших дней.
Музей, носящий знаменитое имя, состоит из трех этажей, на каждом из которых посетители знакомятся с разными темами экспозиции:
- I этаж — краеведческий, повествует о истории острова Кнайпхоф, сегодня называемого островом Канта;
- II этаж — это нумизматическая выставка старинных монет и собрание старинных книг, остатков знаменитой библиотеки в 1650г, преподнесенного в дар собору представителями рода Валленродтов;
- III этаж повествует о жизни и деятельности философа.
Захоронение великого философа подверглось реконструкциям сначала в 1809, затем в 1924 годах, и сохранилось до наших дней
Обратите внимание! Так как древний собор приобрел статус концертно-музейного комплекса, то в городе в 1995г была воздвигнута новая церковь. Храм Христа Спасителя — православный кафедральный собор на площади Победы
Культовое сооружение готово принять до трех тысяч человек. Высота здания вместе с крестом, венчающим золотые купола, превышает 50 метров.
Концертный зал
Во время пожара 44-го года собор потерял не только внутреннее убранство, но и голос. В огне сгорели музыкальные инструменты и, самое главное, орган. Усилиями многих людей, вложивших немало сил и средств на восстановление памятника старины, началось возрождение собора и строительство органа.
На протяжении последних 10 лет калининградские жители могут ежедневно наслаждаться многоголосым звучанием двух органов, расположенных в противоположных концах концертного зала.
Дева Мария
Дизайн органа, состоящий из фигурок, играющих на музыкальных инструментах ангелов и стоящей в центре Девы Марии, витражная оконная графика, хранящиеся в древних стенах реликвии — все это заслуживает особого внимания.
Малый или хоровой орган, появившийся первым, был изготовлен в Германии в 2006г. Через два года запел второй, Большой орган. Из-за своего могучего веса в 35 тонн, он собирался и монтировался прямо на месте.
Немецкая компания по изготовлению органов «Александр Шуке», по праву гордится масштабами и качеством звучания своего «детища».
«Александр Шуке»
Несмотря на внешнее сходство со своим старинным предшественником, современный инструмент имеет неоспоримые преимущества по габаритам и музыкальному диапазону, создаваемому конструкцией состоящей более чем из 6000 труб.
Современные компьютерные технологии позволяют играть одному музыканту на двух инструментах сразу. В других случаях концерт ведут два органиста.
Остров Кнайпхоф
Калининградский Кафедральный собор стоит на острове Кнайпхоф.
Это исторический район Кёнигсберга. В народе остров зовут островом Канта. Кроме собора на нём больше нет построек, только парк со скульптурами. Однако при немцах он весь был застроен. Остров с остальным городом соединяли несколько мостов и трамвайная линия.
Вот так выглядел остров Кнайпхоф до войны. Видно, что собор окружают дома. На переднем плане старое здание университета.
На острове всюду расставлены информационные стенды с фотографиями того, как это место выглядело до войны, фотографии дополнены описаниями.
Интересно погулять по парку и почитать историю старого Кёнигсберга, а фотографии помогут вам представить как тут всё было.
По воскресеньям в хорошую погоду на острове проходит ярмарка. Чтобы жить ближе к собору, лучше остановиться в центре города.
«За кулисами»
С отдельной экскурсией можно попасть «за кулисье» Кафедрального собора.
Подъем проходит по узкой винтовой лестнице
Затем вы, наклонившись и зайдя в маленькую дверь, попадаете в «святая святых» — творческую мастерскую художника-реставратора, в которой видите, как и где работает мастер, а также фотографии, с которых мастера воссоздают «душ прошлых лет».
На фото посмертная маска Иммануила Канта. Возможно, именно с неё была сделана копия, которую можно видеть в мемориальном зале музея Кафедрального собора.
В одной из башен собора каждый вечер загорается зеленый огонек. Ежесуточное зажжение зеленого «огня» было посмертным пожеланием младшего сына герцога Альберта Великого — Лютера Брауншвейгского.
На внешних стенах собора ежегодно гнездится Пустельга (птица из отряда соколообразных семейства соколиных). Птица эта хотя и небольших размеров, но хищная. Сотрудники собора неоднократно видели, как на внешних карнизах окон верхних этажей собора птицы питались мышами и прочей мелкой добычей.
Где проходят концерты органной музыки в Калининграде
Насладиться искусством можно в историческом центре. Кенигсбергский Собор находится на известном острове Канта, который сам по себе считается обязательным для посещения всеми гостями города. Собор снаружи выглядит величественно и монументально. Примечательно, что у одной из его стен находится подлинная могила великого Иммануила Канта.
Многие знают, что в соборе установлен один из крупнейших органов в Европе. Увы, действительно стОящие концерты органной музыки случаются здесь далеко не каждый день. Мне посчастливилось послушать музыку в исполнении европейской знаменитости, настоящего маэстро.
Даже стоимость билета в 600 рублей (2019 год) не показалась мне слишком обременительной. Когда еще выпадет такой удачный шанс: быть в Калининграде, иметь свободный вечер и попасть на концерте знаменитости.
Купив билет я принялся готовиться к встрече с прекрасным. Если бы я знал заранее, чем все обернется, настраивался бы совсем иначе. Но я правда не знал!
Как зрители слушали органную музыку
Однако, некоторые недостатки самой музыки вполне компенсировались наблюдением за слушателями в зрительном зале. Буквально через 5-10 минут после начала большинство собравшихся, отчаявшись следовать музыкальным мотивам, дабы не терять время зря, занялась своими делами.
Слева впереди от меня сидела пара средних лет и негромко ругалась. По всей видимости, жена затащила-таки своего благоверного на концерт в надежде, что, услышав прекрасные звуки органа, тот вдруг воспылает любовью к прекрасному и станет личностью невероятно духовной и возвышенной.
Увы, в зале собора к неудовольствию дамочки с ее мужем явно происходил совершенно обратный процесс. Если сначала он в какой-то степени готов был в угоду семейным ценностям принести себя на алтарь высокого искусства, стоически выдержать сеанс приобщения к прекрасному, то уже через несколько минут после начала шоу наш герой начал проявлять признаки заскучалости.
Вопреки норме он принялся зевать, озираться по сторонам, разглядывать других зрителей, плененных музыкой. Потом достал мобильник и начал играть в какую-то стрелялку. Еще хорошо, что догадался отключить звук. Даже гневные взоры и угрожающее шипение благоверной не могло вернуть несостоявшегося любителя искусства в лоно наслаждения музыкой. Вечер для этой пары был безнадежно испорчен.
На соседних местах разыгрывалась куда более мирная сцена. Там муж с женой одновременно пришли к мысли, что «зря они сюда притащились». Все оставшееся время, пока маэстро старался изо всех сил, данная парочка тоже увлеклась творчеством. Они достали свои смартфоны и принялись просматривать фотографии, сделанные в Калининграде во время их поездки.
Потом неожиданно выяснилось, что к фотографиям можно «прикручивать» разные красивые виньетки, рамки, а также короны, бороды, очки и прочие элементы украшения портретов. Пара была явно увлечена новой возможностью проявить свой внезапно обнаруженный талант. Когда концерт закончился, новоиспеченные дизайнеры с досадой выключили свои смартфоны. Они не успели просмотреть менее половины всех виньеток. Но, судя по разговору, остальную часть коллекции было решено изучить в номере отеля.
Чем дольше длился концерт, тем более нарастал шум возни и разговоров в зале. В какую-то минуту мне вообще стало казаться, что я присутствую не в храме искусства, а на каком-нибудь вокзале. Лишь громкая органная музыка и постоянно меняющаяся цветная подсветка зала делали атмосферу относительно торжественной.
Где находятся лучшие места в зале
Каждый хочет сидеть на лучшем месте. С этим ничего не поделаешь. Люди готовы даже заплатить больше, лишь бы восседать на призовых местах. Причем не только на концертах, но и в самолетах, поездах и экскурсионных автобусах. Поверьте опыту.
Обычно в концертных залах самые лучшие билеты стоят дороже остальных, а самые плохие и дальние, соответственно, самые дешевые.
При покупке билета я с удивлением узнал, что все билеты в концертный зал собора стоят одинаково – 600 рублей. Это означает, что человек, который сидит в первом ряду и тот, кому досталось место на галерке, платят одинаково. Билеты продаются без указания мест. Следовательно, кто первый ворвется в зал, тот займет лучшее кресло.
А какое место самое лучшее?
Наверняка под влиянием стереотипов вы скажете, что оно находится в первом ряду по центру. Ближе никак нельзя. Иначе вас уже пришлось бы включать в список исполнителей.
Чтобы занять почетное место в первом ряду, которого я, без всякого сомнения, вполне заслуживал, ваш покорный слуга примостился у двери в зал за полчаса до начала концерта. Со временем у двери начали скапливаться другие счастливые обладатели билетиков, но я твердо держал оборону, перекрыв своей фигурой старинную двухстворчатую дверь, не оставляя другим претендентам ни малейшего шанса.
Когда до начала оставалось минут десять, за моей спиной уже колыхалась немалая толпа страждущих. И вот настал самый ответственный момент. Двери открылись внезапно. Толпа как по команде зашевелилась и надавила сзади. Едва я успел предъявить билет контролеру, как оказался внесенным в зал и (о ужас!) пронесенным по центральному проходу мимо заветного первого ряда.
Двигаться назад навстречу ворвавшимся в зал любителям музыки было уже небезопасно. Тем более что в упущенные драгоценные секунды первые ряды были наглухо заняты.
Удалось урвать себе место только в четвертом ряду. Да и то потому, что все посчитали одну скамью повернутой в другую сторону и не заняли ее.
К слову, скамьи в концертном зале были очень интересными. Никогда ранее не приходилось видеть ничего подобного. Спинки скамеек можно легко переставить и сесть спиной или лицом к сцене. То есть они могли легко менять свое направление без необходимости разворачивать их на 180 градусов.
Зачем? Дело в том, что в зале две сцены. Одна впереди, там, где находится орган, другая позади. Там проходят обычные концерты. Соответственно, зрители в любом случае должны сидеть лицом к исполнителю. Но лавочки разворачивать не приходится. Достаточно просто наклонить их спинки в соответствующую сторону и можно с удобством располагаться. Очень интересное и умное решение. Наверное, немцы придумали.
Заняв отвоеванное хитростью место в четвертом ряду, я гордо воззрился вокруг и только тут понял, в каком глупом положении оказался. Утешало только то, что сидящим на первых рядах было еще хуже.
Дело в том, что орган находился гораздо выше уровня зрителей. Если сесть в середине или ближе к концу зала, то еще есть шанс увидеть исполнителя и смотреть более иль менее вперед и немного вверх.
Сидя в первых рядах, ты видишь перед собой просто стенку. Где-то там наверху находится орган, туда выходит тетенька, которая объявляет номера, там же будет красивая разноцветная подсветка. А ты будешь сидеть как идиот, в буквальном смысле упершись носом в стену. Правда, на ней находятся два телевизора, на экранах которых можно видеть исполнителя. Но зачем тогда было идти на концерт? По телевизору можно было бы посмотреть его и дома.
Выявив данную закономерность, я в отчаянии оглянулся назад и с радостью заметил. Что в середине еще есть места, а в конце их вообще довольно много. А поскольку подобное великое открытие сделали и другие «счастливцы», оккупировавшие первые ряды, пришлось действовать очень быстро.
Так ваш покорный слуга оказался примерно в 20-м ряду чуть левее центрального прохода зала. Не самое лучшее место, но оно было гораздо выигрышнее, чем «призовые» места в первых рядах.
Если бы я был работником собора, я снимал бы процесс рассаживания каждый раз. Причем, снимал бы в ускоренном темпе. Наверняка потом было бы прикольно наблюдать за действиями неопытных зрителей, которые мечутся по залу в поисках самого лучшего места.