Оглавление
- Полуостров Рыбачий
- Исторические достопримечательности
- Полуостров Рыбачий — географическая справка
- «Кемска волость» и скрытые красоты Беломорканала
- Как добраться самостоятельно?
- Возможности для путешествий
- Достопримечательности природного парка
- История полуострова
- Кандалакша
- Полуостров Рыбачий — географическая справка
- Природа полуостровов
Полуостров Рыбачий
Рыбачий, полуостров вдающийся в Баренцево море между Кольским заливом и Варангер-фьордом на северо-западе Мурманской области.
Протяженность с северо-запада на юго-восток 53 километра, ширина около 22 километров. Полуостров Рыбачий соединяется перешейком с полуостровом Средний, а через него — с материком. Высоты до 299 метров. Мохово-лишайниковая тундра. Море у побережья Рыбачего никогда не замерзает благодаря тёплому Норд-капскому течению.
Полуостров Рыбачий вместе с полуостровом Средний контролирует входы в Кольский, Мотовской и Печенгский заливы.
Во время Великой Отечественной войны Рыбачий играл важную роль в боевых действиях в Заполярье.
В берег Мотовского залива упиралась линия советско-германского фронта, а Кольский залив с портом Мурманск являлся основным районом базирования Северного флота и приёма конвоев с грузами союзников. В целях прикрытия фланга сухопутных войск, обороны Кольского залива, создания угрозы флангу противника и нарушения его коммуникаций в Варангер-фьорде в июле 1942 года на полуостровах Рыбачий и Средний создана специальная группировка сил — Северный оборонительный район.
Сейчас меня покормят, сейчас я буду кушать…
Вид на Средний, гора Земляная. На её вершине когда-то была позиция ракетчиков ПВО.
…Лужи, лужи на дорожке!
Обувай скорей сапожки.
Побежим с тобой по лужам,
Мне товарищ очень нужен…
Весь цвет автопрома…
Почти 40 лет надписи. Уже история…
В ДОТе. Вместо пулемета — труба от печки.
Амбразура ДОТа береговой обороны.
Доехали до Вайда-губы. Когда-то здесь было более 20-ти становищ и поселений. Потом крупный порт, заводики, колхозы. Сейчас — метеостанция и небольшая воинская часть. И развалины, развалины..
Братская могила на берегу Вайда-губы. Здесь похоронены те, кто погиб в районе поселка Вайда в годы Великой Отечественной. Чуть дальше — древнее кладбище саамов.
К вопросу о том, что вот у них-то с учётом всё отлично, никто не пропадает. Не то, что у нас…
Информация по теме:
Полуостров Рыбачий — история, достопримечательности, информация для туристов.
Исторические достопримечательности
На полуострове множество сейдов. Так называются отдельно стоящие в неустойчивом положении валуны различных форм и размеров. Чаще всего они округлые, длиной от 0,5 до 10 м. Местные верят, что саамские колдуны — нойды умирая, превращаются в такие камни, поэтому считают их священными. Ученые доказали, что сейды транслируют энергию, передавая ее от камня к камню, и изменяют над собой уровень радиации.
Стоит отметить, что в наше время за сейд принимают практически любой отдельно стоящий камень. Но большинство из них являются продуктами разрушения скальных пород, а то и просто принесены ледником. А вот настоящие саамские сейды лучше искать с опытным специалистом.
Карта достопримечательностей и памятных мест Рыбачего и Среднего. Из книги М. Г. Орешеты «Осиротевшие берега».
В Зубовской губе найден самый северный в нашей стране очаг наскальной живописи. Местные петроглифы имеют одну особенность: изображение, нарисованное охрой на скале, позже дублировалось каким-то острым орудием, процарапывалось на твердой поверхности.
На Рыбачем открыто и несколько стоянок древних людей времен палеолита и мезолита. Они расположены в Зубовской губе, на реках Пяйва и Майка. Есть здесь «шаманские круги», как называют захоронения людей каменного века, и священные камни саамов на Среднем, которым древние приносили жертвы.
На Аникиевом острове (расположен напротив Цып-Наволока) можно увидеть уникальную каменную летопись. Плита покрыта тщательно высеченными именами шкиперов, ходивших на Мурман за рыбой в 16, 17, 18 веках. Здесь есть имена голландских, немецких и датских моряков. Отметились на плите и русские купцы. Знаменитому рыбачинскому краеведу Михаилу Орешете удалось найти самый ранний автограф В. Малашова, который побывал в этих краях еще в 1630 году.
Один из ДОТов, охранявших побережье Рыбачего.
Больше всего памятников Рыбачего относится к периоду Великой Отечественной войны. Они разбросаны по полуострову: сохранившиеся ДОТы, укрепления, памятные знаки и братские могилы. Их очень много у Муста-Тунтури, где шли самые кровопролитные бои.
Если подняться на хребет, можно осмотреть немецкие укрепления, вырубленные в скалах, там же стоят памятные знаки и много захоронений. У подножия Муста-Тунтури расположен музей, посвященный памяти защитников Рыбачего. Его создал и сохраняет Юрий Александрович Кобяков, бывший геофизик, работавший здесь. В этом музее хранится и непокоренный пограничный знак, снятый с Муста-Тунтури.
Заброшенная позиция зенитно-ракетного дивизиона с позывным «Локаут».
Много на Рыбачем и других «памятников». Это заброшенные военные городки, в которых когда-то располагались воинские части. Скорбеевка, Озерко, Четверка, Локаут, Зубовка… Этот список можно продолжать. Трудно рождались эти поселки, радостно и светло жили, нелепо и тяжело умирали. Сегодня это своеобразный музей застывшей советской эпохи, затерявшиеся в тундре поселки-призраки, которые изредка посещают путешественники.
Заброшенная 152-мм артиллерийская батарея.
Полуостров Рыбачий — географическая справка
Полуостров Рыбачий, самая северная часть России, находится на Лапландском берегу Северного Ледовитого океана. Территориально он относится к Мурманской области.
Не все знают, что Рыбачий на самом деле состоит из двух полуостровов: собственно Рыбачего и Среднего. Они соединены небольшим перешейком длиной около километра. И очень часто, если не требуется специальных уточнений, полуострова называют одним именем — Рыбачий.
Фрагмент физической карты Кольского полуострова.
От материка полуостров Средний отделяет ещё один перешеек, на континентальной части которого расположился хребет Муста-Тунтури. Средний представляет собой плато, которое круто обрывается в Баренцево море. Оно сложено известняками, песчаниками и глинистыми сланцами. Максимальная высота на полуострове – 334 метра.
Длина Рыбачего от мыса Немецкого до Городецкого мыса составляет порядка 60 км. Ширина самой большой юго-восточной части полуострова – 25 км.
Местные берега сложены из сланцевых черных скал, над которыми во внутренней части Рыбачего располагаются покрытые тундровой растительностью холмы и горы. Самая высокая из них называется Эйна, ее высота – 299 м.
Омывающие полуострова воды Баренцева моря благодаря Нордкапскому течению не замерзают круглый год. В прибрежных водах много рыбы: мойвы, трески, сельди.
Самая северная часть полуострова Рыбачий — мыс Немецкий.
Климат полуострова Рыбачий особый, что связано с его расположением практически посередине Баренцева моря. Погода на полуостровах может серьезно отличаться даже от расположенных вблизи моря посёлков Печенга или Заозёрск. Связано это и с характером Баренцева моря, и с тем, что полуострова отделены от материка сравнительно высоким хребтом Муста-Тунтури. Горы могут и не пустить непогоду, а могут наоборот преградить путь дождевым облакам, которые будут висеть над Рыбачим месяцами.
Летом солнце круглыми сутками висит над горизонтом, поэтому и местные времена года не слишком совпадают с общепринятыми сезонами. Холодно здесь круглый год, даже летом среднемесячные температуры не поднимаются до 20С, и при этом погода меняется очень резко.
Зимой здесь безраздельно властвует полярная ночь, холода, сильнейшие ветра и снегопады делают этот край опасным для человека. О том, чтобы среднеподготовленному туристу путешествовать здесь в это время не может быть и речи.
На полуострове Рыбачий в начале лета. Вид на Средний. На горизонте — хребет Муста-Тунтури.
Лучшее время для автопробега – вторая половина лета, когда на полуострове по местным меркам еще тепло. В июне-июле на Рыбачем встречаются комары и мошка, в августе их уже нет.
Местные дороги тоже особенные. Двигаться по ним на неподготовленной машине, особенно без установленной защиты картера, не стоит. Нужно учитывать, что строились они очень давно, в период, когда полуостров был закрытой зоной, эксплуатировались в основном военными, у которых свои требования к проходимости. Последние лет двадцать, после того, как большая часть гарнизонов закрылась, никто здесь дорогами не занимался. Вывод из всего этого напрашивается однозначный.
С другой стороны, с опытным водителем крайних точек Рыбачего достигали и обычные легковые машины.
Несмотря на кажущуюся простоту дорог случаются здесь и трагические случаи.
«Кемска волость» и скрытые красоты Беломорканала
После «Кивача» наше продвижение продолжилось строго на север. Трасса Р-21 «Кола» (Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — Борисоглебский «граница с Норвегией») имеет протяжённость около 1 592 километров и входит в европейский маршрут «E105» (Киркенес — Ялта). Стоит сказать, что качество этого полотна, на удивление, тоже европейское. В принципе, это неудивительно с учетом количества фур, которые везут грузы на «большую землю» из порта в Мурманске. Примерно 70% не очень большого трафика — это грузовики. С учетом прямой как стрела дороги скорость становиться скрытым врагом водителя, так как в таких расслабленных условиях просто не чувствуешь опасности, а 150 км/ч кажется чем-то несерьезным.
Инфраструктура трассы «Кола» построена по очень простому принципу: все удобства только возле населенных пунктов. Между поселками может не быть мобильной связи с интернетом и даже заправок
Еще одним пунктом остановки стал город Сегежа, а банальные картографические сервисы предложили нам посетить водпопад «Воицкий падун». Местная дорога туда такова, что даже рамный Mitsubishi Pajero Sport жалобно похрустывал подвеской. Более того, преодолев мост через десятый шлюз Беломорско-Балтийского канала, который изначально был принят за тюрьму из-за огромного количества охранных вышек и колючей проволоки, мы практически не сомневались, что нас ждет совсем не туристическое место.
Какого же было наше удивление когда на финише нас ждал красивейший водопад на скалах, который хоть и не был высоким, но производил впечатление стекающими объемами воды. Да и отвесные скалы вокруг заводи, куда впадает водопад, добавляли шарма этому месту. Сам вид водопада дополнялся пейзажами и масштабами легендарного «Беломорканала».
Выбравшись обратно на трассу, нам предстояло преодолеть еще около 150 км до места нашей очередной ночевки, находившейся в городе Кемь — столице знаменитой «Кемской волости». Сам город обладает значительным культурно-историческим потенциалом, так как на его территории насчитывается более трех десятков памятников архитектуры и истории. Однако реализовывать этот потенциал пока явно никто не собирается — город производит впечатление хмурого рабочего поселения.
Совсем по-другому смотрится ближайший сосед Кеми — поселок Рабочеостровск. Место это знаменито, в первую очередь, подворьем Соловецкого монастыря — через порт посёлка на Соловецкие острова следуют туристы и паломники. Отправляться на «Соловки» мы не собирались, но вот оценить красоты этого места мы были просто обязаны, тем более, что для всего экипажа это было первое знакомство с Белым морем.
Между Карелией и Мурманской областью находится стела, символизирующая пересечение Северного полярного круга. Рядом с памятником стоит традиционная конструкция, к которой на память можно привязать ленточку или не что подобное. Естественно, в 2020 году она вся была обвешана медицинским масками.
Далее по маршруту Кандалакша — небольшой тридцатитысячный город, берущий свое начало еще в XXIV веке. Сегодня это очередной рабочий городок русского севера. А вот то, чем он окружен, производит потрясающее впечатление: смесь пейзажей из залива Белого моря и горных хребтов Хибин не оставляет равнодушным ни одного из путешественников.
Самым интересным местом северного города оказалась экологическая тропа «Кандалакшский берег», которая начинается от окраин и через несколько километров заканчивается уникальным «Каменным лабиринтом», сделанным за 1500 лет до н.э. До него было решено добираться на машине, благо местные жители подсказали, что это возможно.
Дорога в несколько километров иногда превращалась в небольшой ручей, пару раз небольшие камни полностью перекрывали путь, но клиренса Pajero Sport хватало, чтобы преодолеть эти завалы. Обратный путь оказался сложнее, так как из-за крутого подъема и каменно-песчаной дороги двигаться приходилось активно и без остановок, чему способствовали хорошие покрышки.
Сама экологическая тропы полностью соответствует своему названию и завораживает своей нетронутостью — в паре десятков метров от берега нас даже поприветствовал морской котик. Ну а лабиринт — это несколько кругов камней высотой 5-10 сантиметров, так что выбраться из него особого труда не составляет.
Как добраться самостоятельно?
От Мурманска до Среднего (КПП Титовка) около 140 километров (3 часа пути) на север по частично асфальтированной, но в целом грунтовой дороге.
У КПП находится большая асфальтированная парковка. Здесь же есть продуктовые и сувенирные магазины и продукты – последняя возможность поесть в относительной цивилизации. В дальнейшее путешествие нужно брать еду с собой, купить будет негде.
От КПП можно ехать дальше, но не рекомендуется делать это на легковой машине.
Асфальта на полуостровах нет, а грунтовку размывает каждую весну, затем она высыхает в очень неровном виде. Придется ехать и по каменистым участкам, скользким после дождя. Лучше всего арендовать для такого путешествия внедорожник. Впрочем, летом можно ехать и на легковушке, и даже на мотоцикле или велосипеде, но предварительно стоит посмотреть прогноз погоды и уточнить состояние дорог в настоящее время.
Общественный транспорт к полуостровам не идет, как и не курсирует по ним самим.
Посмотреть расписание авиарейсов до Мурманска можно в поисковой форме ниже:
Возможности для путешествий
Сегодня полуострова Рыбачий и Средний набирают популярность у любителей активного отдыха. В летнее время здесь проводят пешеходные и велосипедные туристические маршруты. Сюда приезжают участники джип-туров и мотопробегов. А зимой туристические фирмы проводят на Рыбачьем и Среднем интересные туры на снегоходах. Вело- и мототуристы обычно объезжают вокруг Среднего полуострова, а Рыбачий пересекают с юга на север, реже — второй полуостров также объезжают по периметру.
Джиппинг и путешествия на квадроциклах очень популярны в здешних местах, так как дают возможность водителям и пассажирам проехать по дорогам разного качества и бездорожью, усеянному камнями, преодолеть броды через тундровые реки, а также постоянные подъемы и спуски с сопки на сопку. Иногда путь проходит прямо по заболоченной тундре или же через плоские прибрежные отмели — литорали.
Центром туристической жизни полуостровов в последнее время стал бывший поселок Озерко, расположенный возле одноименной бухты Мотовского залива, возле перешейка, связывающего Рыбачий и Средний. Раньше в нем находится большой гарнизон зенитчиков, но последние жители покинули эти места еще в 1994 году. Сейчас здесь разместилась база отдыха «Большое Озерко», где можно с комфортом остановиться на ночлег в деревянных домиках.
Достопримечательности природного парка
Северные полуострова – это не только суровая природа, скалы и злое море. Здесь есть на что посмотреть и из конкретных достопримечательностей.
Мыс Немецкий и Вайдагубский маяк
Здесь отмечена самая северная точка Европейской части России. У многих осознание этого вызывает восторг: впереди только море, переходящее в океан, и далее только за две тысячи километров Северный полюс.
На мысе Немецком стоит Вайдагубский маяк, к которому сложно подойти близко из-за его расположения на каменистых скалах (карабкаться по ним опасно), но можно взглянуть издалека – вид впечатляет.
Два брата
«Два брата» – это скалы Акка и Уккаэто. По легенде действительно являются двумя братьями-колдунами, обращенными в камень, чтобы оберегать морской берег. Они довольно невысокие (сильно выветрились за сотни миллионов лет) и ярко-рыжие в солнечную погоду – содержат много железа.
Северное сияние
Мурманская область считается лучшим местом в России для наблюдения за северным сиянием – оно здесь особенно яркое и частое, а территории доступны для туристов. Полуострова Средний и Рыбачий особенно примечательны: здесь можно совместить яркие краски в небе с шумом северного прибоя.
Наиболее удачное время для того, чтобы «поймать» полярное сияние – первая половина осени, но случается оно и в другое время года.
Перед поездкой рекомендуется свериться с прогнозом – они бывают довольно точными.
Мыс Кекурский
Кекурами называют каменные столбообразные скалы причудливой формы, образованные природой. Предположительно им много миллионов лет, поэтому возможность рукотворного создания исключена. От них и получил свое название мыс на Рыбачьем – это хребет, окруженный скалами-кекурами, выточенными морским прибоем.
Примечательно, что на скалах можно разглядеть их историю – тектонические слои видны очень хорошо.
Мельничный водопад
Принадлежит реке Титовка, ранее использовался небольшой военной гидроэлектростанцией (ее руины можно найти неподалеку). Особенно бурный в начале лета, зато осенью окружен яркими красками невысокого леса и тундры.
Если пройти вдоль реки в любом направлении, можно встретить и другие водопады, поменьше.
Плита времени
Аникеев остров – это уже не территория полуостровов Средний и Рыбачий. Но до него можно быстро доплыть на моторной лодке от берега Рыбачьего. Здесь есть на что посмотреть: главная достопримечательность – сланцевая плита, покрытая надписями-отметками норвежских и русских мореплавателей, самая ранняя из которых относится к началу XVI века. К сожалению, с каждым годом плиту перекрывают «автографы» современных туристов.
Если «живая история» моряков из прошлого не особо интересует, то как минимум путешествие по Баренцеву морю и прогулка по окруженному бурными волнами морю вдохновит точно.
Маяк Цыпнаволокский
Стоит на мысе Цыпнаволок полуострова Рыбачий. Действующий, играет важную роль до сих пор. Выглядит довольно свежо, так как сравнительно недавно реставрировался, хотя после Второй Мировой войны был существенно разрушен.
Муста-тунтури и музей обороны
Муста-тунтури (от фин. Mustatunturi – «черная гора») – это хребет на полуострове Средний, где проходила линия фронта во время Второй Мировой войны. И по сей день здесь легко найти гильзы, артиллерийские пушки и другие следы войны. Осталось и несколько небольших бункеров и крупных военных частей, которые сейчас играют роль своеобразного музея.
А у подножия Мунста-тунтури стоит настоящий музей обороны, где можно узнать историю боевых действий на побережье Баренцева моря и посмотреть на соответствующие артефакты.
Посещение территории доступно только гражданам РФ, т. к. здесь иногда до сих пор проводятся военные учения.
Мыс Скоробеевский
Расположен на краю Рыбачьего и привлекателен тем, что здесь можно ощутить «Дыхание Арктики» – так называют смешение теплых и холодных потоков воздуха, когда в теплую погоду внезапно веет холодом и снова возвращается тепло – словно Север подул.
Найти жилье в Мурманске и окрестностях можно здесь:
История полуострова
Ее специалисты делят на четыре основных этапа. Первый начался еще до прихода русских на полуостров Кольский. В те времена здесь жило коренное население — саамы. Они занимались охотой на оленей, сбором ягод, рыболовством. Жили саамы в избах, имеющих плоскую крышу — тупах, или в шалашах, изготовленных из оленьих шкур — куваксах.
Второй исторический период начинается в одиннадцатом веке, с появлением первых поморских поселений. Их обитатели занимались тем же, что и саамы, но, в отличие от них, редко выходили на охоту.
Они жили в обычных русских избах, но с очень узкими окнами. Они были необходимы, чтобы максимально сохранить тепло. В эти узкие окна устанавливали цельные куски льда. Когда он подтаивал, образовывалось прочное соединение с деревом.
Третьим историческим периодом Кольского полуострова можно считать войны против интервентов. Коренному населению с глубокой древности мешали норвежцы. Они с давних времен претендовали на земли саамов. Им приходилось воевать с ними, защищая свою территорию. За норвежцами претендовать на полуостров стали англичане. В XVII и XVIII веках они сожгли Колу — крепость, возведенную в устье одноименной реки.
Четвертый этап в истории полуострова целиком связан с появлением города Мурманска. Первые изыскатели появились в этих местах в 1912 году. Сегодня это крупнейший порт Заполярья.
Кандалакша
Прибыли в славный город Кандалакша. Оказывается, что помимо отличных хот-догов на Стат-ойле (поедание которых уже является обязательной традицией для всех путешественников), здесь есть ещё и отличный мотель. Мотель «Гора Крестовая»принял нас радушно…
Справка
Кандалакша, город (с 1938 года) в Мурманской области. Ворота на Кольский полуостров. Известна с XI века.
Порт в Кандалакшинском заливе Белого моря, при впадении реки Нива. Железнодорожная станция. Заводы: алюминиевый, опытный машиностроительный, и другие. Лесокомбинат. В Кандалакшинском заливе развито рыболовство — сельдь, треска.
Нива-ГЭС — первая гидроэлектростанция на Кольском полуострове. Дала ток в 1934 году.
В 1984 году за подвиги жителей города, рабочих железной дороги и порта в годы Великой Отечественной войны город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны первой степени.
Население 35000 человек.
Вообще-то мотель «Гора Крестовая» ориентирован на гостей одноименного горнолыжного комплекса. Но работает и в остальное время года. На фото — горнолыжный склон, вид от мотеля. Чуть правее, с крестом — вершина горы, которую мы и бросились покорять после сытного ужина.
Вид с вершины горы Крестовая на Кандалакшинский залив Белого моря. Наверное, где-то там и затерялась деревня Котьма… 😉
Шаманский танцы на закате?
Острова Белого моря. На ближайшем левом острове находится Кандалакшинский лабиринт.
Любимый штурман… мечтает…
Мотель «Гора Крестовая». Кстати, средняя температура июля в Кандалакше 14°C.
Ещё один вид на Белое море с восточного склона горы Крестовой.
Полуостров Рыбачий — географическая справка
Полуостров Рыбачий, самая северная часть России, находится на Лапландском берегу Северного Ледовитого океана. Территориально он относится к Мурманской области.
Не все знают, что Рыбачий на самом деле состоит из двух полуостровов: собственно Рыбачего и Среднего. Они соединены небольшим перешейком длиной около километра. И очень часто, если не требуется специальных уточнений, полуострова называют одним именем — Рыбачий.
Фрагмент физической карты Кольского полуострова.
От материка полуостров Средний отделяет ещё один перешеек, на континентальной части которого расположился хребет Муста-Тунтури. Средний представляет собой плато, которое круто обрывается в Баренцево море. Оно сложено известняками, песчаниками и глинистыми сланцами. Максимальная высота на полуострове – 334 метра.
Длина Рыбачего от мыса Немецкого до Городецкого мыса составляет порядка 60 км. Ширина самой большой юго-восточной части полуострова – 25 км.
Местные берега сложены из сланцевых черных скал, над которыми во внутренней части Рыбачего располагаются покрытые тундровой растительностью холмы и горы. Самая высокая из них называется Эйна, ее высота – 299 м.
Омывающие полуострова воды Баренцева моря благодаря Нордкапскому течению не замерзают круглый год. В прибрежных водах много рыбы: мойвы, трески, сельди.
Самая северная часть полуострова Рыбачий — мыс Немецкий.
Климат полуострова Рыбачий особый, что связано с его расположением практически посередине Баренцева моря. Погода на полуостровах может серьезно отличаться даже от расположенных вблизи моря посёлков Печенга или Заозёрск. Связано это и с характером Баренцева моря, и с тем, что полуострова отделены от материка сравнительно высоким хребтом Муста-Тунтури. Горы могут и не пустить непогоду, а могут наоборот преградить путь дождевым облакам, которые будут висеть над Рыбачим месяцами.
Летом солнце круглыми сутками висит над горизонтом, поэтому и местные времена года не слишком совпадают с общепринятыми сезонами. Холодно здесь круглый год, даже летом среднемесячные температуры не поднимаются до 20С, и при этом погода меняется очень резко.
Зимой здесь безраздельно властвует полярная ночь, холода, сильнейшие ветра и снегопады делают этот край опасным для человека. О том, чтобы среднеподготовленному туристу путешествовать здесь в это время не может быть и речи.
На полуострове Рыбачий в начале лета. Вид на Средний. На горизонте — хребет Муста-Тунтури.
Лучшее время для автопробега – вторая половина лета, когда на полуострове по местным меркам еще тепло. В июне-июле на Рыбачем встречаются комары и мошка, в августе их уже нет.
Местные дороги тоже особенные. Двигаться по ним на неподготовленной машине, особенно без установленной защиты картера, не стоит. Нужно учитывать, что строились они очень давно, в период, когда полуостров был закрытой зоной, эксплуатировались в основном военными, у которых свои требования к проходимости. Последние лет двадцать, после того, как большая часть гарнизонов закрылась, никто здесь дорогами не занимался. Вывод из всего этого напрашивается однозначный.
С другой стороны, с опытным водителем крайних точек Рыбачего достигали и обычные легковые машины.
Несмотря на кажущуюся простоту дорог случаются здесь и трагические случаи.
Природа полуостровов
В наши дни на территории обоих полуостровов происходит хозяйственных выпас северных оленей. Поскольку и Средний, и Рыбачий теперь входят в состав недавно созданного природного парка, на полуостровах запрещены все виды охоты. Но зато сбор ягод и грибов, которые встречаются здесь в изобилии, абсолютно легален.
На тундровых просторах водятся песцы, зайцы, лисицы, водоплавающие птицы и редкие виды орлов. Огромное количество птиц гнездится на обрывистых берегах, особенно на западе Немецкого мыса. Прибрежные воды богаты рыбой. Здесь есть треска, мойва и сельдь. И совсем близко к берегу подплывают касатки и морские котики.