Оглавление
О Плато Укок и Природном Парке Плато Укок
Плато Укок — это дикий край и загадочный край, в тоже время пугающий и таинственный. Здесь просто невероятное множество археологических памятников, насчитывается более 150 археологических памятников, некоторые из них бесследно исчезли. Очень много курганных захоронений различных хронологических периодов, т.к. современная наука слабо еще ориентируется в периодах и вообще в том, что было примерно 1000 лет назад, нельзя точно сказать к каким именно периодах принадлежат эти памятники, но версии естественно есть. Укок получил всемирную известность из-за раскопок мумии древней женщины «пазырыкской культуры» — одна из версий о происхождении — «Алтайской Принцессы»
Природный парк Укок создан в 23 мая 2005г в юго-восточной части Кош-Агачского района Республики Алтай. Официальное наименование учреждения: полное — Государственное учреждение «Природный парк – Зона Покоя Укок» в Республике Алтай. Сокращенное: ПП «Укок» В 1998 году Зона Покоя Укок вместе с четырьмя отдельными территориями включена в список как объект Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО и имеет единое название «Алтай – Золотые Горы». Природный парк Укок расположен южной части плоскогорья Укок, в границах парка находится Бертекская котловина. На востоке ПП Укок граничит с Монголией граница проходит через хребет Сайлюгем, на юге граничит с КНР, на юго-западе граничит с Казахстаном. На северо-западе ограничена рекой Чиндагатуй от истоков до впадения в Кара-Алахинское озеро, по западному побережью озера граница проходит до начала реки Кара-Алаха и вниз по реке на северо-восток до её впадения в реку Ак-Алаха. На востоке по течению реки Ак-Алаха вверх до истоков, а отсюда — на восток к границе с Монголией по водоразделу между бассейнами рек Джазатор и Калгуты.
Общая площадь составляет: 254 204 гектар. Самые высокие точки плато Укок — 2700-3000 метров. Здесь найдено более 16 видов растений, более 30 видов животных занесенных в Красную книгу республики. Плоскогорье имеет сложное геологическое строение, представленное зелеными и фиолетовыми сланцами, туфами, гематитами, гранитами. Имеются месторождения молибдена, вольфрама, лития и тантала.Деление на зоны Природного парка Укок: 1. Зона заповедного режима — зона А — здесь даже запрещена научно-исследовательская деятельность, это наиболее интересная и загадочная часть природного парка. 2. Зона с ограниченным режимом пользования — зона Б — разрешены экскурсии и ведение ограниченной хозяйственной деятельности, не влекущих за собой нарушении экосистемы природного памятника. 3. Рекреационная зона — зона В — здесь разрешена регулируемая парком экскурсионная, туристская и хозяйственная деятельность.
Климат — резко континентальный. Зимы здесь холодные до 30 градусов по Цельсию Укок насчитывается до 800 озер ледникового происхождения.Самые крупные озера плато Укок: — Кальджин-Коль — Кальджин-Коль-Бас, — Укок
Самые крупные реки: — Ак-Алаха — Кара- Аллаха — Калгуты — Акколь
В почвенном покрове преобладают бурые, каштановые, мерзлотно-глиево-болотные, тундровые типы. Флора малоизученна, в основном преобладают виды занесенные в Красную книгу: — астрагалы Политова и Чуйский — остролодочники Ладыгина, Мартьянова, Сапожникова — ревень алтайский — живокость укокская — родиола морозная
Как добраться до Плато Укок
Расстояние от Бийска до Плато Укок около 625 — 650 км, зависит как поедете когда повернете направо после Кош-Агач
1. Сначала мы едем в Бийск а) летим на самолете до Барнаула
Дешевые авиабилеты в Барнаул
Откуда | Дата вылета | Дата возврав. | Найти билет |
Новосибирск |
11.11.2021 |
24.11.2021 |
|
Омск |
30.10.2021 |
06.11.2021 |
|
Красноярск |
23.10.2021 |
26.10.2021 |
|
Кемерово |
27.10.2021 |
10.11.2021 |
|
Томск |
26.10.2021 |
29.10.2021 |
|
Новокузнецк |
03.11.2021 |
07.11.2021 |
|
Тюмень |
23.10.2021 |
25.10.2021 |
|
Москва |
20.10.2021 |
25.10.2021 |
|
Екатеринбург |
13.11.2021 |
15.11.2021 |
|
Адлер |
25.11.2021 |
30.11.2021 |
из Барнаула на поезде 7010М, Бийск — Барнаул — Бийск — Зональный — Буланиха — Загайново — Большая Речка — Гордеево — Овчинниково — Барнаул ехать всего 2 часа 50 минут
б) едем на поезде 136М Москва (Казанский вокзал) — Бийск или сначала едем до Новосибирска / Барнаула на поезде, а затем оттуда на коротких поездах: — Поезд 7010М, Бийск — Барнаул — Поезд 602Н, Бийск — Красноярск
2. Из Бийска — едем в Горно-Алтайск на автобусе Автовокзал Бийска расписание автобусов 659303, Алтайский край, г. Бийск, ул.В. Максимовой, 86 Справочная и бронирование билетов: 8(3854) 40-52-48
3. Дальше все будет гораздо сложнее: С автовокзала Горно-Алтайска едем до с.Онгудай по данному направлению есть автобус — в пути 4 часа — расписание автобусов Горно-Алтайского Автовокзала координаты автовокзала Горно-Алтайск: г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 55, 649006 Время работы: 5.30 — 20.00 Диспетчер — тел. (388-22) 2-24-57, Автобусная касса — тел. (388-22) 2-38-23
Но нам нужно добраться хотя бы Кош-Агач, как вариант на автовокзале есть маршрутные такси, которые возят до Кош-Агача, тогда у Вас получится сразу доехать до из Горно-Алтайска до Кош-Агача по трассе М-52 (Р-256) или Чуйский тракт т.к проходит через Чуйскую долину. Но вообще в Кош-Агаче находится администрация Природного Парка «Укок» вот их координаты, они скорее всего смогут организовать за плату экскурсии по плато Укок: ул. Коммунальная, 14/2 ukok-2005@mail.ru 8 (388) 242 23 001
4. Кош-Агач — Джазатор Самая сложная часть пути, здесь даже газели почти не ходят придется добираться на попутках или ехать из Кош-Агач до Белешей другое название села Джазатор, на такси или маршрутке из Кош-Агача.
5. Джазатор — плато Укок Когда пребудете в Джазатор, можно сказать что Вы уже находитесь на плато Укок, теперь Вам нужно добраться до самого Природного парка Укок, сделать это можно с помощью местных жителей по реке Акалаха.
Месть Белой Госпожи
Так, по мнению ученых, выглядела принцесса Ак-Кадын
Шаманы – хранители древних алтайских легенд, утверждают, что Белая Госпожа охраняет ворота подземного мира, чтобы из низших миров в наш мир не проникали злые сущности.
Ученые ничего нового о Ак-Кадын сказать не могут. Несмотря на то, что ее окрестили «алтайской принцессой», вряд ли она принадлежала к высшей касте. Ее захоронение находилось вдали от родовых Курганов и намного меньше могильников, где похоронены знатные люди.
Тело женщины забальзамировали, а это чрезвычайно трудоемкий процесс и таких почестей удостаивали не всех. Кроме того, с ней захоронены шесть лошадей рыжей масти. Именно такие лошади могли, по легендам, возносить своих седоков к облакам.
Лошади, пасущиеся на плато Укок. / Фото: netuleny.com
Ученые считают, что женщина могла быть жрицей или шаманом. Такая деятельность предполагала принятие обета безбрачия. Если это так, то становится понятным расположение ее кургана вдали от других родовых захоронений. В пользу такого предположения говорит и химический анализ, который показал, что женщина постоянно дышала парами ртути и меди, очевидно, при проведении определенных ритуалов.
Вопрос о социальном статусе и роде деятельности найденной мумии, пока остается открытым.
Когда мумию перевезли в Новосибирск, шаманы заговорили о том, что Ак-Кадын следует вернуть на родную землю, иначе возможны бедствия. Под давлением общественности, мумию вернули на Алтай.
Как в древности удавалось хранить продукты
В наше время холодильник решает все проблемы с сохранностью свежести продуктов на определенное время. С трудом можно представить, как в старину удавалось это делать. Историки выделяют несколько эффективных способов, которые использовали наши предки для сохранности продуктов на длительное время.
Вяление рыбы.
Соль тоже помогала сохранить продукты. Всем известные и вкусные разносолы, которые делали в больших бочках, могли храниться несколько месяцев. Это квашеная капуста, соленые огурцы, помидоры, грибы, чеснок и другое. Интересно, что березовые палки, помещенные прямо в бочку с квашеной капустой, помогали сохранить ее до 6 месяцев. В льняное сукно, обильное обсыпанное солью, можно было заворачивать любые продукты, в том числе и хлеб. Соль в этом случае выступала в роли консерванта. Отлично можно было сохранить овощи свежими целый месяц, если хранить в глиняных горшках с песком, закопанных в прохладной земле.
В деревнях были погреба, где хранили продукты.
В деревнях были прообразы холодильников. Это погреба и специальные ямы, в которые помещали большие куски льда. В погребах основная часть продуктов в бочках и кадушках помещалась на этаж, который находился в земле. Сверху засыпали пол соломой, следующим слоем шли большие куски льда. Сверху опять солома. Всю эту гору накрывали брезентом. В городах использовали шкафы со специальными поддонами, куда укладывали в несколько слоев лед. На них помещали продукты.
Климатические условия
Сложный характер рельефа, огромные расстояния от морского побережья и значительные абсолютные высоты способствуют образованию резко континентального климата плато Укок и Горного Алтая в целом. Но все же южная оконечность региона наиболее суровая, несмотря на большие объемы суммарной солнечной радиации и доставочное количество часов солнечного сияния.
В зимнее время территория находится под активным влиянием обширной области высокого давления (Азиатский антициклон), которая характеризуется низким уровнем осадков, сильными ветрами и умеренными отрицательными температурами до –20-22°С. Благодаря этому на плоскогорье нет глубокого снежного наста, что позволяет его успешно использовать в качестве зимнего пастбища для овец, лошадей и крупного рогатого скота
Во многом это важное обстоятельство послужило причиной популярности и всеобщего уважения со стороны древних кочевников. В советские времена здесь располагались несколько больших зимних стоянок-пастбищ, принадлежащих местным колхозам
Весна на плоскогорье Укок приходит поздно. С западного направления через относительно невысокие водоразделы рек Бухгтарма (приток Иртыша) и Катуни (левая составляющая Оби) вторгаются обширные циклоны, приносящие дождь, пасмурно-неустойчивую погоду и порывистый ветер. Процесс нормализация циркуляционного режима воздушных масс заканчивается в конце мая – первой декаде июня.
После этого приходит короткое и влажное лето, которое ярко демонстрирует климатическую суровость высокогорного края, приравненного к району Крайнего Севера. Даже в наиболее теплом месяце, июле, температура редко поднимается выше +10°С. При этом в Природном парке «Зона покоя Укок» и по всей территории плоскогорья регулярно возникают летние заморозки под воздействием холодного воздуха, спускающегося с Южно-Чуйского хребта.
Уход тепла начинается уже в августе и сопровождается снижением дневной температуры до +6-7°С. Сентябрь характеризуется приходом циклонов, обилием осадков и усилением ветра. Первые снегопады стартуют с середины морозного октября и постепенно усиливаются на протяжении ноября. В декабре азиатский антициклон устанавливает малоснежную погоду с сильными морозами.
Где остановиться?
Теплый ключ на Алтае гостеприимно встречает гостей со всех уголков России и не только. Туризм – это один из основных источников дохода для местных жителей. Остановиться можно на съемном жилье или самостоятельно установить палатку (тоже не бесплатно) на турбазе. В первом случае речь идет о деревянных сооружениях с двухъярусными кроватями и печью на дровах. Ничего лишнего, но всегда тепло и уютно.
Возле Радоновых источников на Алтае построено несколько десятков деревянных срубов, и туристы могут здесь остановиться на несколько дней, недель. Особенно привлекает приезжих близость Джумалинских ключей и целебной воды. Также можно провести отпуск в близлежащих поселках, в которых сдается жилье, а горный воздух и живописные пейзажи заряжают позитивом, энергией.
Когда ехать отдыхать?
Круглый год вода в термальных источниках поддерживается на отметке 18-20 градусов. Джумалинские ключи не замерзают даже при температуре минус 50 градусов. Приехать в поселок Теплый ключ можно в любое время года, но лучше отправляться в путешествие с мая по ноябрь, когда погода в Горном Алтае благоприятствует.
В сезон дождей возникают сложности на дорогах, а вот в летний период погода сухая и теплая, можно без труда добраться до всех местных достопримечательностей. С июня по август особенно жарко, тогда как в сентябре устанавливается теплая погода, а приезжие могут насладиться живописными пейзажами, местными красотами.
Любителям активного и даже экстремального отдыха понравится отдыхать в Горном Алтае зимой. Однако в этот период часть достопримечательностей остаются недоступны ввиду непродолжительного светового дня, непогоды. Зимой на перевале Теплый ключ выпадает много снега, устанавливается морозная погода. Каждый турист сам решает, чего ждет от предстоящего отдыха, и, исходя из собственных пожеланий, определяет лучшее время для поездки.
Скифы и другие народности
Из-за большого скопления ледников, растущих здесь год за годом, плоскогорье скрывает множество секретов былых цивилизаций. Разным народам было известно, где находится плато Укок, поэтому кочевые племена нередко пересекали его в ходе своих путешествий. Отсюда ученые часто натыкаются на орудия быта, которым насчитываются тысячи лет
Важно отметить, что среди них находят изделия из кожи, глины, дерева, которые при обычных условиях не сумели бы сохраниться
Очень много подобных исторических «подарков» оставили скифы. Если туристы задумываются, что посмотреть в этой нетронутой местности, им непременно посоветуют посетить каменные алтари, которые принято считать священным местом, созданным древним народом. Поговаривают, что, если женщина присядет на такое рукотворное кресло, она непременно в скором времени забеременеет.
Хистория
В конце марта 2006 года на Международном симпозиуме «Замороженные погребения в горах Алтая: итоги и перспективы» в Горно-Алтайске академик В. Молодин рассказал об исследовании захоронений на Укоке, о проблемах консервации и реставрации. Курганам по его мнению грозит опасность «размораживания» и их следует квалифицированно раскопать.
На данный момент археологов обвинили во всех бедах, постигших Республику Алтай. Как только мир, благодаря фильму BBC узнал про раскопки на Укоке, Горный Алтай посетило мракобесие, разожглась истерия вокруг производимых археологами работ. Журналисты, которым сегодня незнакомы такие понятия как честность, правда и грамотность, проявили свою истинную сущность в данной ситуации во всей красе.
Для начала эта каста дилетантов окрестила женщину «Принцессой Кадын» и возвела её в ранг прародительницы алтайского народа. При проведении праздников стали использовать реконструкции костюмов из курганов, сделанными учёными. Далее потребовали вернуть мумию в Республику Алтай, а затем, после её возвращения в республиканский музей, началась кампания об её захоронении.
После землетрясения на Алтае в 2003 году истерия расцвела махровым цветом. На этой волне стала подниматься масса политиканов и тёмных личностей. Во всех бедах повинными оказались учёные-святотатцы.
В начале 2005 года к разжиганию национальной розни и расцвету мракобесия присоединился… Первый канал государственного Российского ТВ! По заказу был профинансирован и снят фильм «Месть алтайской принцессы». Фильмом многократно охмуряли жителей всей России. Как говорится, чтобы ложь глубоко проникла в общество.
Фильм является шедевром в части галиматьи, мистики и отсебятины. До этого момента учёные молчали, не желая участвовать в низкопробной ахинее. Но фильм ситуацию изменил…
Деятелями науки было указано, что, рассказывая о обрядах алтайцев, телевизионщики показывают мусульманские кладбища. Рассказывая о технике раскопок, они скатываются до уровня фантазирования умственно недоразвитых особей.
В фильме показан эпизод грома среди ясного неба, при котором водители-алтайцы заговорили о потревоженных духах Укока. Ладно не было грома. Не было в реальности… ни одного водителя-алтайца! В экспедиции работали только собственные шофёры.
Попутно бросили тень на плетень, абсолютно безграмотно обсудив раскопки Руденко Сергея Ивановича в Пазырыкских курганах.
Для броскости раскопок придумали алмазные шпильки, которых и в помине не было. Интервью Н.В. Полосьмак о разных временах раскопок безжалостно покромсали и соединили, как хотелось заказчикам, усилив тем истерию.
В фильм ввели абсолютно выдуманную подсадную утку — «участника экспедиции Владимира Алексеевича», который, прикрыв бесстыжие глаза очками, подтвердил галиматью авторов фильма о содрогании плато при раскопках.
Выдумки авторов нарастали, как снежный ком: ломающиеся грузовики; курганы, напоминающие алтайские горы, а те — египетские пирамиды; традиции бальзамирования, общие для пазырыкцев и египтян; родство алтайцев и египтян; утверждение, что пазырыкцы – прямые и единственные потомки алтайцев; рассказ о выставках мумии по миру… Расстрел парламента и Чечня 1993 года авторами фильма также связаны с Укоком.
Кроме того, версию авторов фильма озвучили неоднозначные фигуры Горного Алтая и фольк-хисторик, напоминающие шаманов, беснующихся вокруг раздираемой ими лошади.
И куда же без Рериха! Ему приписали то, чего и в помине не было.
Что касается культа Кадын, основанным чисто на выдуманных предсказаниях каких-то камов, то он появился на исторической сцене… после раскопок 1993 года Н.В. Полосьмак.
В 2012 году мумию забрали из Новосибирска в музей Горно-Алтайска в специальное помещение, сопроводив это событие комментариями, что данный акт прошёл в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм.
В 2015 году по заказу был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане. Выполнен, как заявили его заказчики, из современных материалов, что можно расценивать, как изготовление из пластика.
Описание
Голова найденной в колоде женщины была в парике на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнутые в коленях и локтях. Лицом была обращена на север и находилась в позе спящей.
Форма её причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» — длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета.
Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.
Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке была проделана дырочка, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная пластина из бронзы.
Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.
Косметический набор женщины Укока, включал кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита — минерала яркого сине-зеленого цвета, и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри. Заметим, что вивианит сопровождает золотоносные пески в Горном Алтае, что допускает элемент его сакрализации.
Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.
Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.
Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Шёлк некитайского производства. Возможное место его изготовления — северо-восток Индии. Рубаха до погребения использовалась: имеет грубые стёжки и заплату.
На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями. На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.
Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.
На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.
На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча
Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми
Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Вероятно, в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.
Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.
При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замёрзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, находилась мутовка для взбалтывания молока.
Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.
Основная статья Плато Укок
Материал подготовил Е.Гаврилов, 18 февраля 2016 года. Фото В. Мыльников, П. Лабецкий. Ссылка на сайт обязательна!
Укок
-
Назад
-
Вперед
Сенсационная находка археологов
Захоронения плато Укок. / Фото: tourister.ru
Алтайские аборигены с давних лет знали, что на плато Укок похоронена мать их народа – Ак-Кадын. В 1993 году, археологическая экспедиция, которая искала скифские захоронения, нашла древнее погребение мумифицированной женщины, названное впоследствии «принцессой Укока».
Находка относилась к пазырыкской культуре железного века (V-III до нашей эры). Знатных людей пазырыкцы хоронили по-особому – в специальных деревянных срубах. Вода проникала внутрь срубов, замерзала там, и создавала отличные условия для сохранения тел, ведь замерзший лед не таял летом, так как землю над срубами засыпали камнями.
Сначала археологи нашли частично разграбленное захоронение кочевого воина кара-кобинца. Под его захоронением находилось нетронутое погребение знатной женщины, наполненное льдом. Внутри были найдены останки шести лошадей с полной сбруей и седлами. На уздечках находились деревянные украшения в виде грифонов, отделанные золотой фольгой.
Находки с раскопок на плато Укок. / Фото: gdealtai.ru
В самом срубе была найдена колода из лиственницы, украшенная рисунками, в которой находилась мумия женщины, примерно 25-летнего возраста. Колода была запечатана гвоздями из бронзы. Одета женщина была в рубашку из тонкого китайского шелка и длинную юбку с красно-белыми полосами. Ноги были обуты в чулки из войлока, украшенного аппликациями. Запястья мумии украшал жемчуг, а в ушах находились серьги из золота.
Руки женщины были покрыты татуировками с изображением реальных и фантастических животных: барсов, оленей, баранов, грифонов, козерогов. Голова мумии была обрита, а на ней находился парик, изготовленный из конского волоса.
Ученые из Новосибирска, а также Москвы, провели экспертизу ДНК, а также восстановили внешний вид женщины. Здесь ожидал большой сюрприз. Как оказалось, Ак-Кадын, или Белая Госпожа, принадлежала не к монголоидной, а к европеоидной расе. Причиной смерти, как предполагают ученые, исходя из томографических исследований, стала последняя стадия онкологии груди. Возраст захоронения – более трех тысяч лет.
Начало освоения
Короткое и звучное название плоскогорья происходит от древнего монгольского слова «ухэг», которое имеет достаточно сложный перевод на русский язык – «массивная плоская гора». Существуют и альтернативные версии, связанные с древнетюркскими «сукок» (студеный) или «ук + кок» (возглас неба).
До середины XIX века эта суровая и труднодоступная местность мало кого интересовала. Для ее изучения не было ни дорог, ни карт, ни средств в казне. Ситуация резко изменилась после 1860 года, когда между Россией и империей Цин был заключен Пекинский договор с официальным описанием русско-китайской границы. Спустя 4 года появился Чугучакский (Тарбатагайский) протокол, в котором линия разграничения пролегла по южной оконечности плоскогорья Укок в Горном Алтае.
За короткий промежуток времени между 1867-1887 гг. плато посетило несколько исследовательских экспедиций. Был произведен физико-географический анализ местности, определены абсолютные высоты господствующих вершин, созданы первые наброски топографических планов. Параллельно с научной деятельностью происходило военное освоение региона пограничными войсками (полостью обустроено две заставы). Большой вклад в изучение местности внесли гляциологические экспедиции, которые занимались исследованиями ледников атмосферного происхождения.
Эта уникальная местность в узле пересечения границ России, Монголии и Китая называется “Горный массив Табын-Богдо-Ола” («пять божественных гор»). Наивысшей точкой является Куйтэн-Уул («холодная вершина») высотой 4374 метра, которая территориально принадлежит Монголии и лишь немногим уступает «чемпиону» Горного Алтая – остроконечному пику Восточная Белуха (4509 метров).
Характеристики еще четырех господствующих заснеженных вершин представлены в таблице ниже.
Название вершины | Высота, метров над уровнем моря |
Красавица | 3998 |
Снежная Церковь | 4073 |
Белый шатер | 4117 |
Петр Петрович (названа в честь русского географа П.П. Семенова-Тян-Шанского) | 4192 |
Полный обзор всех пиков Табын-Богдо-Ола возможен в восточной части плоскогорья Укока (исток реки Калгуты) или от перевала Теплый Ключ (100 км от райцентра Кош-Агач).