Оглавление
- Как время отразилось на прекрасной церкви Покрова на Нерли
- Покрова на Нерли
- Свято-Боголюбский монастырь
- Паломничество к церкви
- Загадки возникновения
- История церкви Покрова на Нерли у Боголюбово
- Документы, литература
- Лев
- Как добраться до храма Покрова на Нерли? Есть ли рядом парковка?
- Церковь Покрова Богородицы на Нерли
Как время отразилось на прекрасной церкви Покрова на Нерли
Самым сложным периодом времени для церкви стал ХVIII век. В эти годы она почти была стерта с лица русской земли. Время совсем ее не щадило. Из-за слишком бурных осадков, грызунов и прочих неприятностей здание церкви почти обвалилось. Однако благодаря ремонтным работам большинство проблем было устранено. Самой большой неприятностью, которая постигла церковь, стал почти обвалившийся купол. Отмечается, что к 1784 году собор практически полностью пришел в негодное состояние. В этот период было всего два выхода: сносить здание и строить новое или проводить реставрационные работы. В результате было принято решение – отремонтировать все, что привело церковь к упадочному состоянию.
Покрова на Нерли
Как добраться до церкви Покрова от Боголюбовского монастыря
От Свято-Боголюбского монастыря до храма Пакрова на Нерли почти 2 км. Нужно пройти мимо монастырских стен до перекрестка с улицей вокзальной, которая мимо Монастырского пруда приведет нас к переходу над железнодорожными путями.
Внимание, лестница к переходу довольно крутая, но есть лифт, на котором можно подняться. Кстати, с лестницы открываются шикарные виды на монастырь — и без проводов!
после перехода вас ждет натоптанная тропинка к лоткам с сувенирами,
за которыми простирается Боголюбовский луг.Скачать карты маршрутов по городам Золотого кольца
Взгляд назад:
Остается только идти и любоваться приближающимся храмом. Это не надоедает совсем!
Боголюбовский луг находится в пойме рек Нерль и Клязьма, его площадь 153 гектара, на ней произрастает более двухсот видов трав, некоторые из которых занесены в Красную книгу Владимирской области. Так что, проделывая этот простой путь по лугу до храма, вы гуляете по заповедной территории.
История храма
Храм Покрова на Нерли построен Андреем Боголюбским на берегу реки Нерль, которая всего в километре от храма впадает в Клязьму. Поскольку весеннее половодье затапливает вокруг храма все, строился храм очень тщательно: были проведены колоссальные работы по возведению глубокого и широкого фундамета, который с XII века сохраняет это рукотворное чудо.
Храм был построен после победы над волжскими булгарами, в бою с которыми сложил голову старший сын князя Изяслав. Незадолго до этого Андрей Боголюбский учредил новый праздник — Покрова Божией Матери, и этот храм стал первым храмом в честь этого праздника.
В результате исследований Н.Н. Воронина в двадцатом веке было выяснено, что по периметру храма были построены открытые галереи.
В самом начале девятнадцатого века купол шлемовидной формы был переделан в луковичный.
Все Золотое кольцо с путеводителями 4trek
Выбирайте город и переходите по ссылкам
Владимир | Суздаль |
Иваново | Кострома |
Ростов | Ярославль |
Переславль-Залесский | Сергиев Посад |
Плес | Приволжск |
Фурманов | Борисоглебский |
Кидекша | Углич |
Гусь-Хрустальный | Боголюбово и Покрова-на-Нерли |
Рыбинск | Муромцево |
Свято-Боголюбский монастырь
Свято-Боголюбский женский монастырь знаменит тем, что здесь сохранились фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (родился около 1111 года, погиб в 1174 году), сына Юрия Долгорукого, легендарного основателя Москвы. Это единственное частично уцелевшее древнерусское здание гражданской архитектуры.
По преданию, князю было явление Богоматери, которое предопределило выбор этого места для строительства загородной резиденции и храма в честь Рождества Богородицы. От замка уцелела лестничная башня, открытая в 1950-х годах под слоем позднейших наслоений, а также крытый переход на хоры. В XVIII веке над башней была надстроена шатровая колокольня.
29 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский был убит в своем замке. Возможно, это послужило причиной того, что уже в XIII веке, при преемниках Андрея Боголюбского, здесь был устроен монастырь. В 1855-1866 годах на территории монастыря по проекту архитектора К.А.Тона, родоначальника «русско-византийского стиля», был возведен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале следующего года передан в ведение музейного отдела. В 1991 году часть помещений возвратили церкви, а в 1997 году на территории вновь открыли монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре
Собор Боголюбской иконы Божией Матери
Колокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы
В составе церкви Рождества Пресвятой Богородицы сохранились фрагменты замка Андрея Боголюбского. Это нижний ярус колокольни и переход на хоры церкви. Сама церковь оштукатурена и побелена, а стены замка — белого камня, с характерными арочными поясами.
Археологические раскопки Института археологии РАН в 2020 году, которые проводились на территории храмового комплекса в Боголюбово, принесли новые результаты. По словам члена-корреспондента РАН Владимира Седова, «Открытые при раскопках 2020 года части собора дали новый материал как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи». Таким образом, версия о европейских корнях владимиро-суздальского белокаменного зодчества получила новые доказательства.
О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси при возведении храмов и других сооружений использовался в качестве строительного материала белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Боголюбском монастыре
Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)
Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина (вариант)
Уцелевший фрагмент замка Андрея Боголюбского
Иустиновский корпус в монастыре
Собор Боголюбской иконы Божией Матери
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Колокольня
Паломничество к церкви
С 50-х годов 19 века в Церковь на Нерли началось настоящее паломничество туристов со всей России и зарубежных стран. Сегодня количество желающих побывать в Церкви Покрова на Нерли постоянно растет. Число посетителей за последний год превысило миллионную отметку.
Храмы Москвы, Ярослава и даже Нижнего Новгорода часто устраивают паломнические путешествия к святому месту. Почему в Церковь тянутся люди, несмотря на то, что по заливным лугам нужно прошагать 1,5 километра? Приоткрывается двери в храм. Вошедшие чувствует вековую прохладу. Божественная литургия подходит к концу.
До недавнего времени службы в Церкви не проводились Три года назад началось второе рождение храма. Покровский собор был передан мужскому монастырю, и в День Покрова святой Богородицы Храм был вновь освящен. Теперь по праздникам и в воскресные дни можно попасть на богослужение и пропеть величание образу Пресвятой Богородицы или сказать: «Христос Воскресе!».
Ответ отзовется многовековым эхом: «Воистину воскресе!». Проповедь батюшки оказывается созвучной мыслям. После окончания службы следует поставить свечки, подать записки и обратиться к Святой Богородице, чтобы она спасла от всех напастей и прикрыла своим Омофором.
Загадки возникновения
История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.
Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.
Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.
С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.
Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.
История церкви Покрова на Нерли у Боголюбово
В XII веке окончательно оформился распад Киевской Руси на отдельные княжества. В ситуации феодальной раздробленности политическую и экономическую силу вместо Киева стали набирать новые центры, и одним из важнейших оказался Владимир. Возвышению Владимиро-Суздальского княжества способствовала политика Андрея Боголюбского, занявшего княжеский престол в 1157 году.
Статус престольного города укреплялся и за счет строительства новых храмов. Артель, существовавшая при Боголюбском, за период 1158—1165 гг. создала множество известных религиозных построек. Точных данных о дате строительства церкви Покрова на Нерли нет. Однако если опираться на сведения о том, что этот храм был воздвигнут в память о сыне Андрея Боголюбского, погибшего в 1165 году от ран после участия в битвах в Волжской Булгарии, то логично предположить, что церковь появилась не раньше этой даты.
Наиболее популярной считается точка зрения, согласно которой церковь Покрова на Нерли построили в 1166 году.
Романский стиль, характерный для русских храмов того периода, указывает на участие иностранных мастеров. Живший в XVIII веке историк Василий Татищев упомянул, что работников для строительства резиденции в Боголюбово и, соответственно, церкви Покрова на Нерли князю Андрею прислал стоявший тогда во главе Священной Римской империи Фридрих Барбаросса. При этом автор сослался на несохранившуюся летопись, отчего достоверность его высказывания все еще под вопросом. Кроме того не было данных и о личных контактах двух политиков, хотя общение могло состояться и при посредничестве послов.
В то же время большинство исследователей согласны с предположением о том, что подряды по строительству церквей на Руси выполняли артели иностранных мастеров. Считается, что таких групп строителей было немного, и они перемещались по всей Европе, выполняя заказы. Рабочих, создавших церковь Покрова на Нерли, мог прислать Андрею Боголюбскому глава галицкого княжества Владимир, в чьих владениях к тому времени было построено много таких храмов.
Загадкой является не только вопрос, кто строил церковь, но и почему было выбрано столь отдаленное место. Доподлинно установлено, что во времена Андрея Боголюбского рядом с участком, на котором стоит храм, река Нерль впадала в Клязьму. В дальнейшем обе водные артерии изменили русло, и о прежнем течении напоминает только старица, но в XII веке этот заливной луг, примыкавшей к устью Нерли, едва ли можно было счесть удачным выбором для размещения храма.
Чтобы грунтовые воды и половодье не испортили постройку, создателям церкви пришлось заложить глубокий ленточный фундамент, поставить на него стены высотой 4 метра и создать искусственную насыпь. В дальнейшем она была обложена белым камнем, а сегодня выглядит как вполне естественный холм. Что подвигло владимирского князя на столь затратное строительство, когда можно было просто выбрать место подальше от воды, исследователи спорят до сих пор.
Немного света на историю выбора расположения храма пролили раскопки, в ходе которых обнаружились обломки белокаменных стен. Выяснилось, что изначально к тому зданию, что можно видеть сегодня, с трех сторон были пристроены галереи, а вокруг находились и другие объекты. В XVI столетии тут был монастырь, а до него, возможно, стояла крепость.
Максим Данков
На основе этих теорий художники создают реконструкции возвышавшегося на искусственном холме комплекса, и они удивляют размахом и пышностью. Большое подворье, над которым возвышалась церковь, было обнесено высокой стеной, центральные ворота в которой выходили на широкую лестницу, спускавшуюся по белокаменной облицовке к пристани. Восстановление такого облика сделало наиболее популярной версию о том, что церковь была частью парадного комплекса, призванного встречать суда, заплывавшие в реку Нерль, чтобы попасть во Владимир.
Точные данные о монастыре относятся к XVI веку. В следующем столетии он пережил период расцвета, а при Екатерине II был упразднен. К концу XVIII века предпринимались попытки разобрать храм, но они не были завершены. А в 1803 году его даже решили обновить: сферический купол заменили луковичной головой.
Документы, литература
- Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
- РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
- Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
- Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
- Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches, Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
- Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
- Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
- Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
- Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter, Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
- Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I «Монастыри,» Владимир, 1903, 35.
- Малицкий Н. В., «Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли,» ВЕВ, 1910, № 23, 24.
- Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates, New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
- Столетов А. В., «Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление,» Памятники культуры, М., 1959, 192.
- Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
- Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
- Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album, Firenze, 1965.
- Комеч А. И., «Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.,» СА, 1966, № 1, 86, 89.
- Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
- Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
- Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
- Новаковская С. М., «К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли,» КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
- Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
- Иоаннисян О. М., «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.,» Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
- Лидов А. М., «О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.,» ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
- Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм…, Владимир, 1999, 95.
- Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского),» Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.
- Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).
Лев
Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.
Голубь
По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.
Грифон, несущий лань
Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.
Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост: за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.
Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост: за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.
Как добраться до храма Покрова на Нерли? Есть ли рядом парковка?
Как добраться до храма Покрова на Нерли? Есть ли рядом парковка?
Храм Покрова на Нерли, построенный в XII веке, находится неподалёку от села Боголюбово Владимирской области. Поскольку небольшая церковь включена в список Культурного Наследия России, то вся территория, окружающая памятник, находится в заповедной зоне. По этой причине, любое перемещение на автотранспорте в районе самого храма запрещено местным законодательством. Добраться до святыни можно двумя способами. Первый способ подразумевает остановку в селе Боголюбово, оплату платного парковочного места у железнодорожной станции и пеший переход по выделенной мощёной дорожке к самому храму. Пройти придётся около 1.5 километров, к чему нужно быть готовым. Другой способ подходит для летнего времени. Личный транспорт можно совершенно бесплатно оставить на территории Боголюбского монастыря, и, либо точно так же пройти до храма пешком, либо воспользоваться тягловым транспортом. У Боголюбова таким специфическим видом транспорта является телега, запряжённая лошадьми, на которой гостей и паломников увозят не только в храм, но и обратно.
Церковь/Храм Покрова на Нерли» находится по адресу: Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово. Храм стоит посреди поля, и автомобильной дороги до него нет, всякое движение транспорта запрещено. Поэтому всем, кто собирается посетить этот известный памятник дневрерусского зодчества, нужно добраться (на автобусе, электричке или автомобиле) до станции Боголюбово и далее проделать путь в 1,5 км по мощеной дорожке пешком или оплатить и доехать на повозке, запряженной лошадьми. Машину можно оставить на платной стоянке около железнодорожной станции Боголюбово или на бесплатной парковке рядом со входом в Боголюбский монастырь.
Если Вы задались целью ознакомиться с историческими достопримечательностями Владимира и его окрестностей, то конечно же в вашем списке будет Боголюбский монастырь, который расположен в нескольких километрах от Владимира (пос. Боголюбово, старая дорога на Н. Новгород). Ну а уж если Вам посчастливилось добраться до монастыря — пожертвуйте часом вашего драгоценного времени и посетите церковь Покрова на Нерли. Правда путь до церкви предстоит достаточно продолжительный (если быть более точным, то от станции Боголюбово до церкви вам предстоит преодолеть 1,3 км (в одну сторону) по пересеченной местности, по заливным лугам (поэтому во время разлива можно добраться только с применением каких-нибудь плавсредств). Один местный старожил предложил нам сэкономить и время, и сократить метров на 500 нашу прогулку на свежем воздухе. Взяв его в «заложники», мы, в отличии от других туристов, подъехали сразу же к автомобильному мосту через Нерль (он находится на выезде из пос. Боголюбово если ехать из Владимира) и покинув трассу М7 спустились по грунтовой дороге к реке. Как уверял старожил, если пройти под железнодорожным мостом, то до церкви — рукой подать.
Церковь Покрова Богородицы на Нерли
- Главная страница
- Монастыри и храмы
- Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли – самый совершенный храм, созданный на Руси. Это выдающийся памятник архитектурного зодчества эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Он входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Пожалуй, во всей русской архитектуре не найдется более лирического памятника. Небольшую, удивительно гармоничную и изящную белокаменную церковь сравнивают с красавицей невестой, называют «белой лебедью» русской архитектуры и поэмой, запечатленной в камне. Владимирским мастерам удалось преодолеть тяжесть камня и возвести светлый и легкий, создающий впечатление невесомости и устремленности ввысь, храм – один из величайших памятников мирового искусства. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами.
Фото Боголюбово
Фото Боголюбово, его основных достопримечательностей и туристических мест.
Вполне вероятно, что это первая на Руси церковь, построенная в честь праздника Покрова Богородицы. Этот праздник был введен на Руси в 60-ые годы 12 века владимирским духовенством и князем Андреем Боголюбским, как свидетельство особого покровительства Пресвятой Богородицы Владимирской земле. В то время в Византии этого праздника еще не было. Свидетельства о других наиболее ранних Покровских церквях на Руси и иконах Покрова относятся лишь к 14-15 векам. О церкви же Покрова на Нерли есть упоминание в одной из летописей и в «Житии Андрея Боголюбского».
Согласно преданию храм Покрова на Нерли был построен Андреем Боголюбским в 1165 году в память о своем сыне Изяславе, погибшем в победоносном походе владимирских полков на Волжскую Булгарию. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была выстроена в княжеской резиденции всего в версте от Боголюбовского замка, на небольшом рукотворном холме, расположенном на приречном заливном лугу. Создается впечатление, что церковь вырастает из этого холма. Это восхитительное место на речной «стрелке» указал сам Андрей Боголюбский.
Так как пойменные луга при впадении Нерли в Клязьму каждую весну при половодье заливались водой, под храм был сооружен из глины и булыжника искусственный холм, в котором на глубине почти в пять метров и находились фундаменты будущей постройки. Снаружи весь холм был, как панцирем покрыт белокаменными плитами. К пристани сбегали водосточные желоба и лестницы. Каждую весну при разливе Нерли вода подступала прямо к стенам храма, и церковь оставалась на небольшом островке, отражаясь в быстро текущих водах реки.
Храм украшен великолепной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. В центре северного, южного и западного фасадов находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца в окружении присмиревших львов, птиц и грифонов, зачарованных звуками музыки. Все три фасада храма опоясывают богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов. К сожалению, до нашего времени сохранилось только 19 таких рельефов. Храм пострадал не только во время княжеских междоусобиц и татарского нашествия, но и от человеческого невежества. В 1784 году настоятель Боголюбского монастыря подал прошение архиепископу разрешить разобрать церковь на строительный материал для строительства новых святых врат в монастыре. Разрешение было получено. Но церковь не была разрушена по банальной причине — заказчик и подрядчик не сошлись в цене. В 1877 году монастырские власти без ведома архитектора затеяли самовольный ремонт. Сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили утраченные белокаменные фрески гипсовыми.
В 1919 году древние белокаменные памятники, в том числе и Покровская церковь, были взяты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В 1980-1982 годах храм был отреставрирован за счет бюджетного финансирования, как уникальный памятник древнего зодчества. А в конце 1992 года был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Боголюбовский луг является государственным заповедником. Как написано на щите, который стоит у дорожки, луг занимает площадь в 153 гектара. А знаменит он своим разнотравьем – более 200 видов травянистых растений. Службы в Храме проводятся только по большим двунадесятым праздникам, а в остальное время он открыт как музейная экспозиция.