Оглавление
- На что обратить внимание во время сплава
- Сура стала судоходной
- Вояж отважных: Rosan Evinrude Challenge 2007
- К старту готовы
- Тип корпуса: однокурсник против катамарана
- На яхте через Европу
- Робин Грэхем продолжает кругосветное путешествие
- Советы бывалых
- Лучшие маршруты путешествия на лодке по реке
- По Селенге и Байкалу на лодке «Малютка»
- Достоинства лодок ПВХ
- Путешествие на катере из Архангельска в Волгоград
- Советы бывалых
- Рангоут: одна или две мачты?
- По Байкалу на моторной лодке (июль 2011)
- Что стоит узнать, прежде чем заняться рафтингом по реке
- Путешествие на моторных лодках по Суре, Волге и Оке
На что обратить внимание во время сплава
1. На реке всегда носи спасательный жилет и убедись, что он плотно прилегает к телу. Даже если ты хороший пловец, пренебрегать этой мерой безопасности нельзя.
2. Помни, что шлемы в основном предназначены для того, чтобы уберечь тебя от весел восторженных товарищей по рафтингу и очень редко — в качестве защиты от камней на реке. Однако, поскольку такая опасность есть, не снимай шлем до окончания сплава и убедись, что он надежно закреплен на твоей голове.
3. Не привязывай / не обматывай веревкой запястья, руки, ноги или шею! Это может быть опасно, если ты упадешь в воду.
4. Не ставь ноги на страховочный трос снаружи рафта во время гребли. Так ты можешь пострадать, если ударишься о валун.
5. В случае, если рафт вот-вот ударится о валун, не пытайся остановить двухтонный импульс надувного судна своим легким веслом, ногой или руками, поскольку так можно получить травму.
6. Прекрати водные бои и другие забавные занятия перед порогами и убедись, что личное защитное снаряжение — спасательный жилет и шлем — плотно прилегают к телу.
7. Если ты упал в воду, не паникуй и расслабься: спасательный жилет немедленно поднимет тебя на поверхность. Существует около 90% вероятности, что ты всплывешь прямо рядом с рафтом. Хватайся за него. Помни, что надувное судно — это твой самый большой спасательный жилет на реке.
В случае, если ты окажешься вдали от рафта, ляг на спину, направив ноги вниз по течению. Не пытайся резко встать, так как можешь зацепиться ногой за камень или другое подводное препятствие. Внимательно слушай своего гида, даже если его указания противоречат твоим инстинктам — плыви туда и так, как он скажет.
8. Получай удовольствие! Если ты сплавляешься вместе с опытным гидом и четко следуешь его инструкциями, не забывая о мерах безопасности, то рафтинг принесет массу ярких впечатлений, и ты наверняка захочешь повторить!
Сура стала судоходной
Знаки были очень примитивные: один створ фарватера – левый, обозначался деревянным колом с веточкой наверху. Другой – правый, деревянным колом без ветки. Вот по этим «бакенам» мы дальше и двигались, не выходя из фарватера, так как за ним для сужения и увеличения скорости воды делались запруды из плетней, внутри заполненных камнями. Напороться на такую запруду было бы весьма опасно, особенно для нашего маломерного флота.
Двигались мы, как правило, за солидными плавсредствами, они нагоняли большие волны, под одну из которых мы с Василием Михайловичем и попали. Лодка полна воды, мы мокрые с головы до пят. Пришлось останавливать наш караван, причаливать к берегу, вычерпывать воду, сушить одежду. Других неприятностей до самой Волги с нами не приключилось. Так как мы стали более осторожными в подобных ситуациях.
Иногда мы всё-таки встречались с местными рыбаками, но очень редко. Одна из встреч запомнилась больше всего. Есть на Суре, в Чувашии, такой город Шумерля. Так вот, местные рыбаки жаловались, что эта Шумерля загаживает Суру своими производственными отходами химического завода. Аналогично и у нас в своё время завод Медпрепаратов и завод ЗИФ сбрасывали в Суру много неочищенных стоков. Так что с экологией и 50 лет назад было далеко не всё благополучно!
А перед Шумерлей мы проплывали мимо ещё одного чувашского города Алатырь, находящегося на месте впадения одноимённой реки в Суру. В Алатырь мы не заходили, надобности не было.
Вояж отважных: Rosan Evinrude Challenge 2007
Прошло не так много времени после успешного похода на аквабайках по рекам из Санкт-Петербурга в Сочи в 2007 г. и зимнего марш-броска на снегоходах по маршруту Великий Устюг — Рованиеми, а команда любителей экстремальных путешествий Максима Кевлова вновь собралась в дорогу, на сей раз — покорять морские просторы на RIBe.Поначалу предложенная Максимом идея пройти за месяц на небольшой моторной лодке из Петербурга в Сочи вокруг Европы казалась неосуществимой. Потом замысел стал обретать реальные очертания, и в конце июня четверо парней: Максим Кевлов, Евгений Николенко, Михаил Козлов и Виталий Абрамов — взяли курс из устья Невы на первый по маршруту порт Хельсинки.
К старту готовы
Все лодки были оснащены подвесными моторами «Москва», которые производились в Москве и Рыбинске. Причём взяли мы с собой 4 мотора, один в качестве запасного. Перед стартом состояние всех лодок и моторов было тщательно проверено.
С собой мы взяли две брезентовых палатки и ватные телогрейки, из обуви, помимо сандалий – резиновые сапоги. Захватили также три пустых 20-литровых канистры для бензина, одну канистру с машинным маслом для добавления в бензин. У моторов были свои бачки вместимостью 20 литров. Естественно, взяли харчи, в основном мясные и рыбные консервы, супы в пакетиках, хлеб, крупы, картошку. А также кружки, ложки, миски, ножи и несколько бутылок «денатурки», которую добыл в НИИ Лёва.
Стартовали мы 3 августа, было очень тепло. Совершал ли кто подобные походы до нас, сказать не могу, вполне возможно, что мы оказались первыми. После нас точно никто ничего подобного на моторках не совершал. А в 80-е годы, с постройкой плотины, «лодочный бум» в Пензе сошёл на нет. Исчезла лодочная стоянка в районе острова Пески, на которой базировался наш водно-моторный клуб «Сура». Сам я продал катер в 1982 году. Однако, вернусь к походу.
Тип корпуса: однокурсник против катамарана
У катамаранов есть ряд неоспоримых преимуществ перед однокорпусниками, самый очевидный из которых – в 1,5-2 раза больше внутреннего пространства: большие каюты и санузлы, просторный камбуз, огромный салон с хорошим обзором, а также удобный доступ к двигателю и другому оборудованию.
Еще одно явное преимущество многокорпусных судов в том, что они более плавучи в случае получения пробоины, по сравнению с однокорпусниками с тяжелыми балластными килями.
Не менее весомый плюс катов – их высокая устойчивость. Приятно, когда соусы за обедом не скатываются со стола, а душу греет мысль о том, что не придется срываться с якорной стоянки посреди ночи. К тому же маневрировать у пристани на катамаране проще, чем на классической лодке, благодаря двигателям в каждом корпусе.
Приятный бонус ко всему вышесказанному – небольшая осадка катамаранов дает возможность заходить в укромные мелководные гавани и открывает доступ к большему числу якорных стоянок.
Аргументов против многокорпусников меньше. Во-первых, катамаран плохо ведет себя против волны за счет того, что корпуса в разнобой встречают волну, плюс волна бьет в днище салона. Решение – кат с высоким клиренсом, инновационные дизайнерские решения для рассечения встречных волн, продуманный маршрут и отслеживание погоды. Да и на «классике» идти против волны тоже сомнительное удовольствие.
Во-вторых, каты более чувствительны к весу. Из-за малой ширины корпусов и небольшого водоизмещения, катамаран легко перегрузить, что негативно скажется на его скорости. Если уж загрузили кат в длинный переход, то погонять не получится.
В-третьих, стоимость самого катамарана и эксплуатационные расходы на него выше, по сравнению с однокорпусником такой же длины. В марине катамаран за счет своей ширины занимает сразу несколько стояночных мест, так что стоянка влетит в копеечку.
Но недостаток, который может стать решающим и перевесить все плюсы – в том, что если катамаран перевернулся на длинной волне, то его нереально поставить обратно на ровный киль силами экипажа.
По большому счету есть много примеров успешных кругосветок как на классических яхтах, так и на катамаранах, остается только вопрос доверия и уверенности в себе и своей лодке.
На яхте через Европу
Джонсоны стали в Америке своего рода национальной достопримечательностью. Совершив семь кругосветных путешествий и «пресытившись» морем, они «специализировались» на внутренних водах. Три раза Джонсоны пересекали на яхте Европу — от Марселя до Скандинавии, а в 1967 г. отправились на «покорение» Африки и прошли по легендарному Нилу. Полуторачасовая цветная передача об этом путешествии несколько раз повторялась по американскому телевидению и транслировалась на Европу.Ирвинг Джонсон известен не только как путешественник, но и как автор нескольких книг. Его статьи, посвященные проблемам навигации, практике управления яхтой, анализу аварийных ситуаций появляются в ведущих яхтенных журналах.Предлагаемое вниманию читателей путешествие Джонсоны совершили в 1961 г. Рассказывает о нем Экси Джонсон, во время каждого похода заполняющая путевыми впечатлениями несколько солидных тетрадей.
Робин Грэхем продолжает кругосветное путешествие
В прошлом году наши читатели познакомились с Робином Грэхемом («Шестнадцатилетний капитан идет вокруг света», «Катера и яхты», № 3-4, 1969 г.) и расстались с ним в тот момент, когда его 8-метровый пластмассовый шлюп, выдержав жестокий шторм, вошел в южноафриканский порт Дурбан — почти через три года после начала плавания.Много событий произошло за эти три года в жизни мореплавателя. Когда-то на о-ве Фиджи он встретил девушку. Теперь Патти специально приехала в Дурбан, чтобы встретить Робина, и согласилась стать его невестой. Ниже 19-летний яхтсмен рассказывает о следующем этапе своего путешествия— от Африки до Южной Америки.
Советы бывалых
- Для управления крупными моделями описанного транспорта их владельцам потребуются права. Их выдает ГИМС – государственная инспекция по маломерным судам. Если транспорт тяжелее 200 кг – регистрация неизбежна.
- Желая изучить проходимую реку от начала до конца, стоит помнить: придется делать обносы обычных дамб, плотин ГЭС и водоохранных зон резерватов (в заказниках и заповедниках водоемы защищают от проникновения бензина и горюче-смазочных материалов). В итоге для долгого тура нужен бот из ПВХ (его с легкостью переместят двое мужчин, в то время как третий переносит мотор). Однако, в случае с тяжелым «движком» нужна сопровождающая ваш поход машина.
- Путешествие на моторной лодке чревато возникновением таких ситуаций как поломка двигателя, перевертывание, попадание на мель и повреждение дна. Чтобы избежать перечисленных неприятностей следует знать: во-первых, хотя бы основные принципы гидродинамики; во-вторых – лоцию выбранного потока.
- Запаситесь средствами индивидуального спасения – крушение возможно везде.
- Заранее отрегулируйте глубину погружения винта – «глотая» воздух, лопасти со временем разрушаются (из-за разницы давления происходит процесс кавитации).
- Топливо делят на 3 равные части – туда, обратно и резерв.
Скоростное путешествие на моторной лодке в советские времена считалось видом спорта. Он так и назывался – водно-моторным. В лихие годы «моторка» стала символом одновременно рыбинспекции и браконьеров. Их состязание – своего рода, тот же спорт. Но проигравшему в той гонке грозило не только олимпийское разочарование. Еще штраф. Или даже срок. Наконец, в наши дни «сплав на моторе» все чаще привлекает даже тех, кто не живет на водоеме. Появились лодки, которые легко довезти на авто или даже принести на плечах.
Лучшие маршруты путешествия на лодке по реке
Популярное ныне северное путешествие на лодке – маршрут по Онеге. Летом на ее берегах красиво сушатся на ветру рыбацкие посудины. Табун лошадей создает шум. А душистый чабрец и тайга – запах. «Гвоздь программы» – созерцание деревушек, сохранивших свой первозданный вид. Заканчивается путешествие в национальном парке «Онежское Поморье». Заброска на авто комфортная – влажный песок на ривьере довольно плотный (колеса машин не увязают). Точками для палаточного лагеря могут стать любые участки. Часто здесь используют не мотор, а парус. Но это уже совсем другая история…
В Центральной части РФ бесспорным лидером является яхтенный путь «Из Москвы в Санкт-Петербург». А между парусниками проворно снуют именно «моторки». Маршрутная нитка – канал имени Москвы, Шошинское водохранилище, Иваньковское, Рыбинское и Шекснинское «моря». А еще Белое и Онежское озера, река Свирь, Ладожский бассейн. В пути ждут лиственные рощи и сосновые боры. Песчаные косы с кучами «сушняка», живописные заводи, шедевры деревянного и белокаменного зодчества. Но главный бренд скрепленного каналами пути – самые комфортные в РФ базы отдыха…
В Сибири путешествие на лодке по России чаще всего ассоциируется с Обью, Иртышом и Енисеем. Как вы догадались, «водников» привлекают их ширина (кое-где Обь имеет в поперечнике 20, а в разлив и 68 километров), протяженность проходимых отрезков (тут радует Иртыш), а также глубина и полноводность (эти 2 «конька» относятся больше к Енисею – географическому центру всего нашего Отечества). В низовьях холодно. Центральные фрагменты течения сильно подтоплены. Поэтому для палаточного отдыха чаще используются «верхи». Берега здесь высокохолмистые, сухие и лесистые. Вам откроются десятки обрывистых фрагментов (с идеальными «обзорками» речных изгибов). В Обь удобней выходить из Катуни (многие даже считают их единой водной «артерией»). Иртыш и Енисей отличаются тем, что при вашей возможности проведут сразу через полупустыню, степь, лесостепь, тайгу, лесотундру и тундру: продемонстрируют Сибирь.
А уральское путешествие на лодке – это, безусловно, река Белая. С ее прозрачной зеркальной глади (постоянно задирая голову) туристы рассматривают причудливые высоченные каменные останцы. Как правило, они-то и играют в русле роль яров. Самый интересный участок находится в Башкирии. «Скульптуры», пещеры, оборудованные рекреации на фоне пейзажей, которые трудно описать словами. После впадения в нее Уфы, Белая становится типично равнинной «водной дорогой». Увы, много охранных зон.
Самое запоминающееся южное путешествие по рекам России – проходы по волжским банкам на территории Астраханской области. Регион – один из трех, где еще с советских времен сохраняются речные ЗС. Нетрудно догадаться почему. Южнее Астрахани сухопутных трасс почти не остается – далее все перемещаются по водным. А к таковым относят 8 протоков. Старую Волгу, Шмагина, Бузан, Кизань, Бахтемир (заканчивается Волго-Каспийским каналом), Большую Черную, Болду и Тюрина. Последний водоем пограничный с Казахстаном. Фанаты описываемых походов съезжаются на праздник «Рыбацкая Деревня». И он каждый раз устраивается в разных локациях. Базы отдыха расположены только на главных банках. По дороге ко всем остальным нетрудно затеряться. Израсходовав весь бензин, страдальцы безропотно дожидаются пограничников, инспекторов Минприроды или рыбаков… В период разлива нетрудно разглядеть испуганно жмущуюся на островках фауну.
По Селенге и Байкалу на лодке «Малютка»
Длина этого маршрута от моего родного города Улан-Удэ вниз по Селенге, а затем вдоль восточного берега Байкала до селения Безымянна составляет что-то около 350 км. О том, какая лодка подходит для плавания по Байкалу, уже писалось в сборнике неоднократно. Чтобы не повторяться, только отмечу, что я выбрал такую, которую вряд ли кто взялся бы рекомендовать, — двухметровую одиночку, не случайно названную «Малюткой». Меня она устраивала, потому что, во-первых, я все равно собирался путешествовать один, а во-вторых, «Малютка» весит всего 20 кг и разбирается на секции, которые вставляются одна в другую, а это намного упрощает проблему ее транспортировки до и после плавания.
Достоинства лодок ПВХ
- Простота хранения лодок ПВХ. Резиновую лодку перед хранением нужно тщательно отмыть, как следует просушить, обсыпать тальком и хранить, по возможности, развернутой, в частично накаченном состоянии, чтобы лодка не сгнила и не покрылась плесенью. С лодкой ПВХ никаких таких проблем нет, свернул и положил на хранение до весны: в гараж, на лоджию, в подвал. Температура хранения лодки ПВХ от -40 до +50 градусов. Резиновую лодку желательно хранить при температуре от -5 до +35 градусов.
- Лодки ПВХ более устойчивы к разрывам и истиранию. Ткань ПВХ по своей структуре более плотная и грубая, поэтому лучше выдерживает механические воздействия. Прорезиненная ткань резиновой лодки плохо сопротивляется продольным разрезам, поэтому резиновую лодку нужно беречь от острых веток, коряг, острых камней и осколков стекла.
- Швы лодок ПВХ значительно прочнее и эстетичнее швов резиновых лодок. Швы являются самым слабым местом резиновой лодки, для их усиления швы обклеивают специальными лентами, поэтому выглядят они значительно менее эстетично. И несмотря на усиление швов лентами, прочность швов резиновой лодки все равно хуже, чем у лодки ПВХ. Прочность швов на разрыв у лодки ПВХ 3,5-4,5 кг., у швов резиновой лодки 0,5 кг.
- Баллоны лодок ПВХ держат более высокое давление, их рабочее давление 0,3, у резиновых лодок рабочее давление 0,15. Давление в баллонах резиновой лодки нужно тщательно контролировать, иначе при жаре, перекаченные баллоны могу разорваться, такое может особенно случится со старой лодкой, прослужившей своему хозяину много лет. С лодкой ПВХ такого не случается.
- Лодки ПВХ имеют меньший вес, чем резиновые надувные лодки. Особенно чувствительным этот момент становится, при надувной лодке больших габаритов.
- Ткань из которых изготавливаются лодки ПВХ намного практичнее прорезиненной ткани. Она не гниет, не подвергается воздействию грибков и бактерий, не впитывает влагу, не боится морозов, ультрафиолета.
- Лодки ПВХ хорошо подходят для использования с мотором, так как ткань ПВХ не боится контакта с нефтепродуктами: бензином, машинным маслом.
- Производители ткани ПВХ выпускают более 20 цветов и оттенков своих тканей, что позволяет дизайнерам и конструкторам лодок ПВХ создавать красивые и эстетично выглядящие лодки под любой вкус своих клиентов.
- Лодки ПВХ считаются более безопасными, даже в случае прокола баллона лодки, воздух из баллона лодки ПВХ выходит значительно медленнее, оставляя хозяину лодки больше времени на принятие мер по спасению лодки и имущества, находящегося в лодке. Резиновые лодки тонут быстрее.
Путешествие на катере из Архангельска в Волгоград
Путешествие это я и мой друг Ю. Абрамов задумали еще в 1960 году — в новогодний вечер, когда над скованной крепкими льдами Северной Двиной трещали морозы. Подготовку начали, не откладывая, с первых чисел января. Скрыть ее от окружающих, конечно, не удалось, поэтому нам пришлось выслушать немало насмешек, смысл которых сводился к тому, что из нашей затеи ничего не выйдет и дальше Холмогор мы не уйдем. Оснований для таких прогнозов было больше чем достаточно, так как о моторных лодках мы имели весьма туманное представление; если раньше нам и случалось на них ездить, то только в качестве пассажиров и не дальше 8—10 километров.
Советы бывалых
- Для управления крупными моделями описанного транспорта их владельцам потребуются права. Их выдает ГИМС – государственная инспекция по маломерным судам. Если транспорт тяжелее 200 кг – регистрация неизбежна.
- Желая изучить проходимую реку от начала до конца, стоит помнить: придется делать обносы обычных дамб, плотин ГЭС и водоохранных зон резерватов (в заказниках и заповедниках водоемы защищают от проникновения бензина и горюче-смазочных материалов). В итоге для долгого тура нужен бот из ПВХ (его с легкостью переместят двое мужчин, в то время как третий переносит мотор). Однако, в случае с тяжелым «движком» нужна сопровождающая ваш поход машина.
- Путешествие на моторной лодке чревато возникновением таких ситуаций как поломка двигателя, перевертывание, попадание на мель и повреждение дна. Чтобы избежать перечисленных неприятностей следует знать: во-первых, хотя бы основные принципы гидродинамики; во-вторых – лоцию выбранного потока.
- Запаситесь средствами индивидуального спасения – крушение возможно везде.
- Заранее отрегулируйте глубину погружения винта – «глотая» воздух, лопасти со временем разрушаются (из-за разницы давления происходит процесс кавитации).
- Топливо делят на 3 равные части – туда, обратно и резерв.
Скоростное путешествие на моторной лодке в советские времена считалось видом спорта. Он так и назывался – водно-моторным. В лихие годы «моторка» стала символом одновременно рыбинспекции и браконьеров. Их состязание – своего рода, тот же спорт. Но проигравшему в той гонке грозило не только олимпийское разочарование. Еще штраф. Или даже срок. Наконец, в наши дни «сплав на моторе» все чаще привлекает даже тех, кто не живет на водоеме. Появились лодки, которые легко довезти на авто или даже принести на плечах.
Рангоут: одна или две мачты?
Многие бывалые мореплаватели считают, что в длительных переходах для управления яхтой небольшим экипажем предпочтительнее дробное парусное вооружение. Во-первых, вручную с двумя меньшими парусами справиться легче, чем с одним большим. Во-вторых, есть больше возможностей по изменению площади парусности, и соответственно легче подобрать комплект по погоде. Кроме того, распределение нагрузки на две мачты повышает запас прочности каждой из них.
Однако две мачты подразумевают больше такелажа и парусов, а вместе с ними больше расходов. При этом современные парусные ткани, закрутки и мощные электрические лебедки сегодня позволят легко управлять парусами практически любой площади.
В целом стоит понимать, что грамотно выбрать и подготовить лодку к кругосветному плаванию – это лишь полдела, не менее важно быть самому к этому готовым
По Байкалу на моторной лодке (июль 2011)
Маршрут: г. Иркутск — п. Никола (заправка) — п. Листвянка — п. Б.Голоустное — п.Черноруд (заправка) — Малое Море — п. Хужир (заправка) — мыс Хобой (север о.Ольхон) — мыс Кочериковский — пересечение Байкала на Ушкание острова — Чивыркуйский залив — Полуостров Святой Нос — пересечение Баргузинского залива — п.Турка (заправка) — зал Провал — пересечение Байкала с дельты р. Селенги до бухты Песчаной — п. Б.Голоустное — п. Листвянка — г. Иркутск.Всего пройдено 1063 км.Одна лодка (Прогресс-2М под мотором Suzuki DT30). Экипаж: 3 чел.Самый большой участок пути пройденный за день 223км (Северный мыс (Облом) залива Провал — г.Иркутск)Израсходовано ~460л бензинаМаксимальная загрузка лодки ~480 кгКрейсерская скорость по волне мене 0.5м — 25-28км/ч.В отчете 396 фотографий ~27Мб.
Что стоит узнать, прежде чем заняться рафтингом по реке
Рафтинг — это отличный новый опыт, который подарит тебе незабываемые впечатления, однако важно убедиться, что твоя жизнь не окажется под угрозой во время сплава. Для этого, прежде чем прыгнуть в лодку, нужно узнать ответы на следующие вопросы
Как давно компания, с которой ты собрался сплавляться, занимается рафтингом?
Насколько опытен ваш гид?
Соответствуют ли спасательные жилеты, которые вы наденете, стандартам безопасности? Если они повреждены, это должно тебя насторожить.
В каком состоянии находятся шлемы? Они должны прочно сидеть на голове в течение всего сплава, поэтому недопустимо, чтобы ремни на них были оборваны.
Внушает ли доверие речное снаряжение и надувное судно?
Имеет ли гид квалификацию в области базовой первой помощи и СЛР (сердечно-легочная реанимация)?
Есть ли у компании аптечка первой помощи, аварийно-восстановительный комплект и спасательные сумки?
Насколько полным является инструктаж по безопасности? Если ты что-то не понял, не бойся задать гиду уточняющий вопрос.
Во сколько закончится ваш сплав? Важно, чтобы вы успели закончить по крайней мере за час до наступления темноты.
Примечание: обязательно сообщи гиду о любых имеющихся у тебя серьезных заболеваниях и состояниях, а также том, как хорошо ты умеешь плавать.
Путешествие на моторных лодках по Суре, Волге и Оке
Прежде чем начать своё повествование о походе на моторных лодках по Суре, Волге и Оке (вплоть до Рязани), я хочу рассказать о лодках и о лодочном движении в нашем городе в те уже далёкие годы. Начиная с шестидесятых и вплоть до начала восьмидесятых годов прошлого века в Пензе наблюдался настоящий «лодочный бум». В течение короткого времени на Суре, главной водной артерии нашей области, появилось много дюралюминевых лодок заводского изготовления типа «Казанок». А позднее – и более вместительных катеров типа «Прогресс». Они были оборудованы подвесными моторами небольшой мощности: «Стрела» — 5 л.с., «Ветерок» — 8 л.с., «Москва» — 10 л.с. (Позднее, в 70-х годах, наряду с более тяжёлыми лодками «Прогресс», появились и более мощные лодочные моторы: «Вихрь» — 20 л.с. и 25 л.с. и «Привет» 22 л.с). Больше всего на Суре в описываемом периоде было «Казанок» с мотором «Москва».
Наша команда слева направо: Сорокин Лев, Берсенёв Виктор, Митрофанов Александр-старший, Котов Владимир, Гусев Сергей, Гусев Василий Михайлович
Лично я увлёкся лодками в 1962-1963 г.г., когда самостоятельно изготовил два плавучих средства. Сначала это была деревянная каркасная лодка из фанеры «Нептун». чертежи для нее из журнала «За рулём» мне принёс мой друг и коллега по кафедре «Начертательной геометрии и графики» Пензенского ИСИ Арнольд Кушлин. На этой лодке я прокатился всего один раз. Но фанера, хоть и была пропитана олифой, всё-таки намокала. Я решил обшить корпус судна дюралюминевыми листами марки АМГ. Но тут я подумал: а не смастерить ли мне лучше из этих листов цельнометаллическую лодку. Тем более, что в первом номере ежегодного журнала-альманаха «Катера и яхты», который стал издаваться в Ленинграде с 1963 года, я обнаружил чертежи катера К-29.