История рафтинга

Рафтинг

Этот вид спорта по плечу только заядлым экстремалах, хотя во многих районах из этого делают прибыльный бизнес даже на новичках. Рафтом называется надувная резиновая лодка, которая способна сплавляться по бурным порожистым горным рекам, в том числе и по порогам высокой категории сложности. Размеры рафта могут быть самыми разными: от всего двух человек до двадцати и более.

Независимо от численности экипажа, каждый здесь обязан уметь что есть силы грести, поэтому гребцам необходима предварительная подготовка. Сплавляться на рафте можно только под руководством профессионального инструктора – его место обычно находится на корме.

Сегодня самым частым ответом на вопрос, как называется спуск по реке на лодках, является слово рафтинг. Оно же стало синонимом экстрима, поэтому если вы не боитесь хай-дайвинга и решили попробовать еще более опасный спорт, то рафтинг вам наверняка понравится.

Рафтинг

Этот вид спорта по плечу только заядлым экстремалах, хотя во многих районах из этого делают прибыльный бизнес даже на новичках. Рафтом называется надувная резиновая лодка, которая способна сплавляться по бурным порожистым горным рекам, в том числе и по порогам высокой категории сложности. Размеры рафта могут быть самыми разными: от всего двух человек до двадцати и более.

Независимо от численности экипажа, каждый здесь обязан уметь что есть силы грести, поэтому гребцам необходима предварительная подготовка. Сплавляться на рафте можно только под руководством профессионального инструктора – его место обычно находится на корме.

Сегодня самым частым ответом на вопрос, как называется спуск по реке на лодках, является слово рафтинг. Оно же стало синонимом экстрима, поэтому если вы не боитесь хай-дайвинга и решили попробовать еще более опасный спорт, то рафтинг вам наверняка понравится.

Честер

Два поперечных баллона, связанных рамой, называются честером. Такая конструкция имеет множество положительных качеств:

  • легкая конструкция;
  • без груза честером может с легкостью управлять один человек;
  • хорошая проходимость между камнями, если идти лагом;
  • запас плавучести и расположение гребцов обеспечивают хорошую остойчивость судна;
  • доступность и дешевизна.

Сплав на честере имеет несколько минусов:

  • низкая обитаемость;
  • незащищенность гребцов при прохождении между камнями;
  • не имеет собственной скорости;
  • требует более четкой и слаженной работы гребцов, поэтому больше подходит для опытных туристов.

Почему именно ПВХ?

Фото 2. Резиновая лодка (уфимская «Омега-2») в естественной среде обитания. Всем хороша, но ныне — раритет. Автор фото: ecom.

Для изготовления надувных лодок применяется два вида ткани — прорезиненная и поливинилхлоридная (ПВХ). Первая интенсивно использовалась в XX веке, но в последнее время вовсю сдаёт позиции второй, и оно немудрено — у ПВХ перед резиной имеется масса преимуществ: она прочнее, долговечнее, хорошо держит низкие и высокие температуры, стойка к морской воде, маслу, бензину, ультрафиолету, не гниёт и не требует особого ухода

Лодки ПВХ отличаются лучшей грузоподъёмностью, также их баллоны выдерживают большее давление, что немаловажно для ходовых качеств, в т. ч

и под мотором. А из тонкого ПВХ можно сделать очень лёгкое и компактное плавсредство.

Фото 3. ПВХ-лодка на исходной позиции. Автор фото: Dellex.

Нижеследующая табличка красноречиво показывает все плюсы ПВХ перед резиной.

Характеристика \ Материал

Поливинилхлорид

Резина

Срок службы (лет)

20

5

Особые условия хранения

Нет

Да

Прочность швов на разрыв (кг/см2)

3,5 — 4,5

< 0,5 кг.

Рабочее давление (атм)

0,3

0,15

Температура хранения

-40°C .. +50°C

-5°C .. +35°C

Единственное, чем уступает ПВХ резине — это тем, что несколько «дубеет» на холоде.

Выходит так, что выбор лодки именно из ПВХ — это лучший и единственный вариант, хотя бы даже потому, что резиновую лодку на витрине магазина нынче днём с огнём не сыщешь. Тем не менее, это вовсе не означает, что «резинку» нет никакого смысла покупать. У неё всё-таки есть одно преимущество перед ПВХ-плавсредством — цена (особенно у б/у). Поэтому она вполне сгодится — как бюджетный вариант. И самое главное — дешёвой лодки из некачественного ПВХ она будет лучше.

Фото 4. Лодки из дешёвого ПВХ. Годятся разве что для детских игр на пляже или в бассейне. Автор фото: Acabashi.

При выборе лодки следует обязательно обращать внимание на то, является ли её материал армированным. Армированный ПВХ от неармированного как раз и отличается наличием тканевой основы

То есть, неармированный ПВХ — это просто плёнка из полимера, соответственно — он менее прочный, ибо ткань укрепляет материал, а также не даёт ему растягиваться.

Что нужно уметь?

Особых навыков для занятий рафтингом не нужно, даже умение плавать не обязательно (на вас непременно будет одет спасательный жилет). Достаточно быть в хорошей физической форме (ведь во время гребли сжигается около 300 калорий в час) и понять одну из трёх техник гребли (с которыми ознакомит инструктор перед сплавом). Рафтинг, в первую очередь, является командным видом спорта, где каждый участник выполняет определённые функции, а командой руководит опытный инструктор, который не только обучает технике гребли и технике безопасности, но и присутствует во время сплава в каждом рафте и помогает своей команде преодолевать препятствия на водном пути, давая соответствующие указания. Однако не думайте, что на рафте могут самостоятельно сплавляться неопытные новички. Такое занятие можно считать безопасным и увлекательным только при соблюдении необходимых норм безопасности, наличия опытного гида-сопровождающего, который знает русло реки, как свои пять пальцев. Первый сплав можно проходить только с опытным инструктором, который подскажет, как вписываться в препятствия и реагировать на экстремальные ситуации. А главный секрет интересного и безопасного экстремального досуга — это профессиональная организация.

Опытный инструктор — залог безопасности во время сплава

Сплав

Люди, которые не знают о разных видах каякинга, представляют себе в первую очередь именно сплав по порогам. Можно сплавляться в близлежащей Карелии, но гораздо интереснее выезжать в места, где есть горные реки — Алтай, Кавказ, Швеция, Норвегия, Корсика.

Сплав делится на сплав по большой воде, где препятствия непосредственно образованы водой, «Big Volume». Каяки для этого вида сплава острые и плоскодонные, достаточно длинные, что делает их более скоростными и облегчает, например, прохождение бочек.

Также существует крикинг («Creeking») — сплав по мелким каменистым речкам, но от этого не менее захватывающий — слайдинги, каменные горки, едва покрытые тонким слоем воды, узкие каньоны в скалистых стенках. Каяки для крикинга — закругленные, укороченные, днище часто тоже выгнутое: именно такие лодки легко соскальзывают с камней, меньше застревают в узких местах и более маневренны.

Каякинг на горных реках — это также прыжки со сливов и водопадов:


Прыжок с учебного водопада в Швеции.


Прохождение первого водопада секции нижней Раумы (Норвегия).

А еще есть игровой сплав на каяках, когда каждый встреченный на реке валик используется для серфа или для какого-либо специального трюка, как во фристайле на бурной воде. Каяки для игрового сплава представляют из себя гибрид сплавной лодки и каяка для фристайла.

Разработка водных маршрутов

Подготовкой и составлением маршрута для сплава по реке является сбор и систематизация информации о водоеме, ландшафте, климатических условиях района, населенности, трудных технических участках, местах для отдыха и ночлега.

Все собранные данные о водном походе, а также о его участниках, отражается в ряде документов, которые необходимо предоставить в федерацию туризма перед отправкой в путь

Очень важно составить точный календарный план-график и строго его придерживаться. В этом документе отражается место и дата, когда группа должна достигнуть указанной точки

Совет: Даже на спокойных водоемах могут встречаться воронки, которые могут застигнуть команду врасплох

Крайне важно узнать места их наибольшей концентрации и отметить их на карте

Пункт правил требует, чтобы команда в указанные сроки уведомляла лиц, ответственных за организацию водного похода, свою маршрутно-квалификационную комиссию и областной совет по туризму о том, как проходит водный поход – на каком отрезке маршрута находится группа, укладывается ли в отведенный срок. Подачей контрольных уведомлений нельзя пренебрегать – их отсутствие автоматически будет воспринято как сигнал неблагополучия. На плане-графике сеансы связи должны быть обозначены восклицательным знаком красного цвета.

Важную роль в организации играет приходо-расходная смета, где ведется подробный учет пользования денежными средствами. Приобретение личного водного снаряжения здесь не отражается. Как правило, большую часть расходов занимают транспортные услуги, стоимость питания, покупка или аренда недостающей групповой экипировки.

В целом же можно сказать, что разработка водных маршрутов для обычных походов ограничивается в большей мере только воображением группы. Все зависит только от целей и уровня подготовки команды. Немного по-другому дела обстоят со спортивным водным туризмом – обязательно соответствие выбранного района техническим требованиям и наличие классифицированных участков. К разработке спортивного аналога необходимо подходить более внимательно.

Какие существуют разновидности рафтинга

Нельзя сказать, что очень чётко выделяются несколько разновидностей этого активного отдыха. Однако, различают назначение самих сплавов. Существует следующая классификация:

  • Экспедиционный рафтинг. Путешествия с научными целями специально обученной группой людей.
  • Походный рафтинг. Туристический сплав по реке, который может включать в себя даже прогулку по тихой воде. Для любителей экстрима очень часто намеренно прокладывают «белые воды» – маршруты с препятствиями и порогами.
  • Спортивный рафтинг. Чистый спорт, в котором соревнуются команды и набирают очки за достигнутые результаты.

Необходимо понимать, что, если вы решились прокатиться на надувном плоту по горной реке, безопасность вашей жизни зависит от всей команды. Ведь у каждого человека, находящегося в «рафте», есть свои обязанности, которые распределяет инструктор. Если вы стали участником команды, будьте готовы выполнять какой-то из трёх видов гребли:

  • Распашными веслами.
  • Канойным способом.
  • Комбинированным способом.

Второй способ чаще всего используют в спортивном рафтинге. Члены группы усаживаются вдоль бортов, а за ними стоит один или два рулевых. При походном – распашные весла пользуются большей популярностью. Главное – внимательно слушать инструктора.

Это экстремальное занятие можно считать безобидным, если соблюдаются все нормы безопасности, гид-сопроводитель имеет большой опыт, а сложность участка реки соответствует уровню подготовки группы. При таком раскладе легко сохраняется устойчивое положение надувной лодки и сплав завершается успешно.

Кереть

Кереть находится на севере Карелии. Протяженность реки 80 км. Она впадает в Керетскую губу Кандалакшского залива Белого моря.
Часто программы походов включают выход в море. Самые популярные маршруты начинаются на озере Безымянном. До точки старта из Москвы можно добраться на поезде за сутки.
В период сплавов с конца июня до конца августа Кереть очень живописна. Это горно-таежная полноводная река с плавными перепадами высот. Она проходит через несколько цепочек озер.

Отправляясь в поход, следует рассчитывать на насыщенную программу продолжительностью не менее недели. Туристы успевают насладиться видами на воду и берега, покрытые хвойными лесами. В конце лета никто из путешественников не возвращается из похода без грибов и полезных северных карельских ягод − морошки, черники, голубики.

Новый способ плыть по реке

Если смотреть на историю, то у рафтинга достаточно богатые и основательные корни. Ещё во времена Руси и освоения речных потоков лодки, плоты и корабли пытались обуздать пороги и резкие повороты наших рек. Удержаться на плаву, ловко маневрировать меж речных потоков и не позволить судну перевернуться. По сути дела, в этом и заключается основа рафтинга.

Если же вернуться от истории к современным реалиям, то можно описать всё более просто. Рафтинг — это спуск по горной реке на специальном плоте, надувной лодке или попросту рафте.

Нынешний рафтинг обрёл десятки вариаций, охватывая все группы туристов. От умиротворённой прогулки с семьёй по живописной реке до бурного преодоления речных потоков и порогов с надёжным напарником. Этот активный отдых отменно объединяет в себе физические нагрузки и неформатную экскурсию по природным заповедникам. К тому же, он проще и не так опасен для новичков в экстремальном туризме. Если, скажем, катамаран или байдарку при сильном течении осилят не все, то с рафтингом дела обстоят легче. Для новичков подбирают облегчённые трассы, чтобы втянулись и позже непременно захотели ещё.

Этот вид спорта делится на шесть уровней сложности и включает несколько видов самих рафтов. В основном используется классический — надувная лодка с диаметром борта около 60 сантиметров и общей вместительностью до 18 человек. Он бывает однослойным или двухслойным, здесь уже играет роль плотность материала, из которого сделан борт.

Новичкам инструкторы обычно поясняют, что в рафтинге используется три основных вида гребли. Распашными вёслами, канойный и комбинированный. Распашной осуществляется одним веслом при использовании специальной рамы, а гребец сидит лицом вперёд. Канойная подразумевает распределение гребцов на левый и правый борт, каждый из которых гребёт одним веслом. Комбинированный, само собой, объединяет в себе оба способа. В первый раз обычно обучают канойной гребле, поскольку она не так опасна и более проста в освоении.

Весь рафтинг, как уже можно понять, строится на слаженной работе команды и чётком следовании требованиям инструктора или штурмана. Именно на взаимопомощи, быстрой реакции и скоординированных действиях строится успешный спуск по реке.

Как появляются реки?

Откуда появляются реки? На этот вопрос легко ответить словами знаменитой песенки: «С голубого ручейка начинается река…»

И это действительно так. Начинается всё с крохотного родничка, который наполняет ручей. И вот уже несколько таких ручьёв соединяются в быструю говорливую речку. Со временем её наполняют дожди, подземные воды, тающий снег. А иногда и ледники — если это горная река.

Схематичный рисунок: Как появляются реки.

Крупные реки имеют множество притоков, то есть более мелких рек, впадающих в них. Даже такие реки-гиганты, как Огайо и Миссури, на самом деле являются всего лишь притоками еще более полноводной Миссисипи. Каждая из них, в свою очередь, питается более мелкими притоками, так что огромная речная система Миссисипи состоит из тысяч рек, речушек и ручейков.

Самым большим является бассейн южно-американской реки Амазонки, территория которого составляет 7 050 000 км². Самая длинная река на свете — африканский Нил, его протяженность 6670 км.

Реки не только орошают почву, но и разрушают ее, вымывая понемногу год за годом и унося в океан. Этот процесс протекает медленно, однако за тысячи лет его результаты оказываются весьма заметными. Наглядным примером разрушительного действия реки, оказываемого ею даже на скалы, является Гранд-Каньон, образованный американской рекой Колорадо.

Что взять на рафтинг?

Готовясь к сплаву, нужно не только заказать тур и договориться с инструктором

Важно правильно собрать багаж, взять всё необходимое и позаботиться о безопасности. Ведь нужно помнить, что рафтинг по реке — это холодная вода, резкие повороты, риск выпасть из лодки и некий уровень травматизма

В стандартном списке необходимых вещей для рафтинга числятся: спальный мешок, водонепроницаемые куртка и штаны, тёплая одежда на смену, дождевик, несколько пар шерстяных носков.

Что касается безопасности, то обычно всё для сплава предлагают туроператоры или компании, которые организовывают сплавы. Но если вы не особенно доверяете или просто хотите иметь свой инвентарь, то прикупите несколько жизненно важных вещей. Во-первых, это спасательный жилет, который будет плотно прилегать к телу, но не станет сковывать ваши движения во время гребли или попытки взобраться обратно на рафт. Во-вторых, необходим шлем, он защитит вас от возможных ударов об воду, камни или попросту о лопасти вёсел соседей по лодке. В специализированных магазинах вам предложат широкий выбор пластиковых касок специально для сплавов по горным рекам.

КАК ПРАВИЛЬНО СПЛАВЛЯТЬСЯ НА БАЙДАРКЕ

Еще один популярный вид экстремального вида спорта – этой байдарки. Они представляют собой узкие и легкие спортивные лодки без уключен.

Байдарочный сезон начинается довольно рано – в самом начале мая.

В отличие от рафтов, байдарки нужно собирать. И лучше всего в первый раз попробовать это сделать в домашних условиях. Для этого следуйте инструкции, но ни в коем случае ничего не отрезайте и не подгоняйте.

«Главный вопрос, который встает перед начинающим спортсменом, встает еще до начала сплава. Вам необходимо понять, как вы планируете управлять лодкой, с помощью руля или весел. Если вы хотите выполнять маневры быстрее и легче, то выбирайте руль. Если же вам не хочется заниматься сборкой руля или вы боитесь им за что-то зацепиться, берите весла», – добавил эксперт.

Основное, чему вам нужно научиться на байдарках, – это правильная гребля. Еще в процессе обучения следите за тем, чтобы весла были развернуты лопостями под прямым углом. В противном случае вы не сможете управлять байдаркой, если начнется ветер. Кстати, часто начинающие байдарочники при гребле зрительно путают свои весла с веслами членов своей команды. Чтобы этого не происходило, поставьте на них какую-то пометку.

Причаливать к берегу разрешается только против течения боком. Если вы будете приставать носом, то рискуете сломать байдарку.

«Если на вас надвигается волна, разворачивайте байдарку носом к волне, чтобы она не опрокинулась. Если это все-таки случилось, ни в коем случае не переворачивайте ее обратно, а буксуйте к берегу. Только там можно вернуть ее в плавучее состояние», – посоветовал тренер.

Екатерина Дегтерева

Фристайл на бурной воде

Фристайл на бурной воде — официальное название дисциплины, ранее — фристайл-каякинг, родео, playboating. Суть фристайла на каяке — выполнение акробатических элементов на локальном водном препятствии, волне или бочке. Такое место для катания называют плейспотом:


Выполнение элемента фристайла на бурной воде под названием Спейс-годзилла на финском плейспоте Нейтикоски, что недалеко от городка Лиекса.

Я специализируюсь именно по этой дисциплине, она также дает полезные навыки, необходимые и в других видах каякинга — эскимосский переворот, навыки поведения в бочке и на валу, навыки серфа. Каяки для фристайла рассчитаны, прежде всего, для вращения, поэтому они короткие и плоскодонные. Материал изготовления — полиэтилен, но чем более спортивным становится это направление каякинга, тем чаще эти лодки делаются из композитных материалов — карбоновых и кевларовых тканей с пропитками из специальных смол.

Подготовка к сплаву по реке

Каждый водный поход требует обязательной подготовки, будь то сплав по тихой речке или экстремальный рафтинг. Даже профессиональные туристы-водники не рискнут отправиться в путешествие без предварительной подготовки. Первым ее этапом является разведка водного маршрута. Для медленных рек достаточно просто изучить карту и пообщаться с бывалыми туристами.

Перед сплавом по бурной горной реке разведка жизненно необходима, особенно если он проходится впервые. Для водных походов выделяют следующие категории сложности маршрутов:

  1. Реки с небольшим и равномерным течением. Единственными водными препятствиями могут оказаться мели со всеми их вытекающими.
  2. На участках могут встречаться неопасные препятствия в виде водяных ям (бочек), стоячих волн (валов), потоков воды, стекающих с камней (сливов) и ускоренных потоков.
  3. Большое количество высоких и хаотичных валов, бочек и сливов, образованных течением и камнями, которые формируют пороги. Тем не менее, течение несильное, преграды неопасные. Перевернуться можно только из-за грубой ошибки при преодолении водных препятствий.
  4. На участках этой категории сложности не получится отдохнуть. Пороги непрерывны. Бочки, сливы и большие валы могут перевернуть судно при неправильном маневрировании. Из-за большого количества водных препятствий линия движения неочевидна, рекомендуется разведка маршрута с суши.
  5. Сильное течение и перепад высот формирует опасные каскады, которым свойственны большие сливы и бочки. Линия движения плохо просматривается с воды. Обязательна разведка с берега.
  6. Участки этой категории сложности встречаются только в верхних течениях горных рек. Для них характерны высокие сливы, небольшие водопады. Водные преграды хаотичны, а течение резко меняет направление. Необходима разведка с берега, поскольку ошибка может стоить жизни.

Факт: разнообразная и контрастная природа России открывает горизонты для различных видов водного туризма. Самыми популярными местами для экстремальных сплавов по горным рекам являются Карелия, Восточные Саяны, Алтай и Адыгея. В двух последних есть реки максимальной категории сложности.

Впервые отправляться на сплав по конкретной реке лучше вместе с другими командами, которые уже имеют опыт в прохождении данного участка водного маршрута. Ориентируясь на них, получится выбрать оптимальную линию движения, благодаря чему водные препятствия не окажутся неожиданностью.

Гребной слалом

Гребной слалом — олимпийский вид спорта. Основной целью является прохождение трассы за минимальное время. Но это не просто скоростной спуск на каяке, а активное маневрирование: возвраты по суводям, траверсы, тактика и стратегия. Лодки для гребного слалома — как крылья: длинные, 3.5 метра, но без киля, с плоским дном — скоростные, легкие, маневренные:

По назначению слаломные каяки используют на специально оборудованных слаломных каналах, где можно повесить трассу, обозначив ее вешками.

Слаломный канал «Троя» в Праге

И во фристайле на бурной воде, и в слаломе существуют каноисты, которые тоже в некотором роде каякеры — они сидят в каяках, но на коленях. И гребут веслом с одной лопастью:

Существует шутливое противостояние каякеров и каноистов, как, например, горнолыжников и сноубордистов: вроде бы занимаются одним делом, но по-разному. Каноисты говорят про каякеров: «В два раза больше весел, в два раза меньше мозгов». А каякеры отвечают каноистам: «Лучше всю жизнь с мокрой жопой, чем всю жизнь на коленях»:)

Снаряжение

Важной составляющей сплава является снаряжения. Обязательными элементами снаряжения для всех участников являются защитный шлем на голову и спасательный жилет (их выдаёт компания, которая занимается организацией сплавов)

Кроме этого, в экипировку должна входить обувь с жёсткой подошвой (подходят кроксы, что фиксируются на пятке, но не шлёпки, которые слетают с ноги). Весной или осенью (в зависимости от погодных условий) вам также понадобится гидрокостюм и гидроноски (по желанию можно взять на прокат в местах организации сплава). Это одежда, которая защитит вас от переохлаждения, так как она водопроницаема. Однако в любом случае позаботьтесь о дополнительном сухом комплекте одежды, нижнего белья и обуви, которые понадобятся вам после сплава.


Полная экипировка рафтера в прохладный сезон

Также возьмите с собой водонепроницаемые пакеты с ЗИПом, чтобы положить туда ценные вещи и телефоны. Перед началом сплава вы обязательно пройдёте инструктаж по технике безопасности. Главное — не паниковать ни при каких обстоятельствах. Инструкторы всегда подбирают маршруты, которые соответствуют опыту и подготовке участников рафтинга. Но это не исключает внимательность, ответственность и трезвую оценку ситуации с вашей стороны.

Виды гребли и туров

Типы гребли в рафтинге делятся на 3 основные типа. Первый — при помощи обычных распашных вёсел, которые закреплены на специальной раме. Также применяют способ гребли, как для каноэ, при котором гребцы равномерно располагаются по периметру бортов. Они сидят на гондолах, а ноги зафиксированы в специальных петлях на дне рафта. Самые опытные участники находятся сзади, выполняя роль рулевых, и отдают команды остальным. Порой этим занимается один человек, который является командиром группы. Существует также комбинированный способ, когда гребцам на распашных вёслах помогают каноисты.

Но какой бы способ ни был выбран, главное — это слаженные действие всей команды, синхронная работа по удержанию рафта в нужном положении и жёсткая субординация, которая поможет успешно закончить сплав.

Всего существует шесть уровней (категорий) сложности рафтинг-туров, от самого простого до наисложнейшего соответственно. До третьего уровня туры предполагают участие людей, не имеющих спецподготовки, они сидят на бортах рафта, следуя командам инструктора. В некоторых случаях гребцы находятся внутри рафта, прямо на рёбрах жёсткости, неплохо выполняющих и роль пуфиков. Начиная с четвёртого уровня для допуска к прохождению требования ужесточаются, а шестой пройти могут лишь опытные профессионалы. Личная безопасность обеспечивается средствами защиты: касками, спасательными жилетами. Если сплав осуществляется в холодной воде, то к ним добавляются неопреновая обувь и гидрокостюмы.

На популярность того или иного маршрута влияет множество факторов, среди которых главными являются:

  1. Так как вся суть рафтинга — в прохождении препятствий, на первом месте стоит количество интересных участков и степень сложности.
  2. Наличие достопримечательностей (водных и исторических), которые можно увидеть при преодолении маршрута.
  3. Расположение и возможности добраться до точки старта. Ведь некоторые туры могут проходить в самых отдалённых местах планеты, до которых добраться могут не все.

Но даже на самом простом маршруте рафтинг по реке не перестаёт быть экстремальным занятием. И оно несёт в себе как изрядную дозу адреналина и впечатлений, так и некую долю риска. Бытует мнение, что этим могут заняться полные новички, без советов и руководства опытного гида, — оно в корне неверно. Это увлекательно и безопасно (обратно же — относительно безопасно) только при соблюдении правил безопасности, наличии опытного сопроводителя и соответствующего подготовке участка реки. Конечно, в сравнении с греблей на байдарке либо каяке, требующих длительных тренировок, рафтинг кажется относительно лёгким и щадящим способом покорить реку. Но это не мешает его популярности, так как любители экстрима среди непрофессионалов оценили его по достоинству.

В этом виде спорта при непосредственном сплаве существует всего 6 команд, за счёт которых рафт перемещается по течению:

  1. Ход — команда прилагает все силы для движения рафта вперёд.
  2. Малый ход — участники гребут вполсилы.
  3. Табань — назад.
  4. Зацеп — такой гребок, который смещает лодку параллельно текущему её положению (осуществляется перпендикулярно оси рафта).
  5. Отлом — гребок, смещающий рафт и противоположный зацепу.
  6. Суши — вёсла кладутся на колени (отдых).

Общая информация о рафтинге

Рафтинг представляет собой тот случай, когда в одном занятии сочетаются разом и развлечение, подразумевающий активный и местами даже экстремальный отдых, а также обособленная спортивная дисциплина.

Рафтинг по своей сути является спуском по горным потокам или специально построенным каналам на специальных надувных плотах или разнообразных лодках, которые рассчитаны на одновременно размещение от одного до шести человек.

Идеальными «площадками» для рафтинга являются горные реки по той причине, что они имеют в своих потоках большое количество естественных препятствий, которые представляют собой пороги или течения. Лучше всего, если больший отрезок проходимой трассы будет располагаться в руслах рек, проходящих по местности с разнообразным и ярко выраженным рельефом.

В древние времена в восточных странах рафтинг не был ни спортивной дисциплиной, ни развлечением – при помощи такого способа доставлялись всевозможные товары, а плоты тогда были не надувными, а самыми обыкновенными, сплетенными из бревен.

Виды сплавов

На сегодняшний день рафтинг разделяется на несколько подвидов. В рамках первого из них спуск происходит в водах бурных потоков, при этом используются специальные судна, которые отличаются повышенной жесткостью каркаса и полным отсутствием уключин. Такие изменения в конструкции позволяют судну противостоять различным форс-мажорным обстоятельствам, в число которых также входит и большое количество травм, которые могут возникнуть в случае опрокидывания.

Вторая разновидность – это грузовые сплавы, в рамках которых в судне размещаются не только пассажиры, но и какие-либо объекты вне зависимости от их веса. Как правило, такие рафтинговые приключения отличаются повышенной длительностью и, соответственно, повышенной нагрузкой на судно.

Такие обстоятельства послужили толчком для создания специальных рафтов, конструкция которых отличается наличием уключин и усиленной рамой жесткости. Нередко судна, имеющие именно такое назначение, укрепляются различными приспособлениями, установка которых направлена на повышение управляемости надувного плота и усиление сохранности перевозимого груза.

Есть еще и третья разновидность, которая отличается от стандартной лишь видом весел – в стандартной комплектации на надувные плоты устанавливаются канойные весла. В том случае, если группа сплавляющихся по какой-либо причине не желает пользоваться таким видом весел, их заменяют на распашные.

Особенности рафтинга

Любой вид спорта, в том числе и водные, имеют свой ряд особенностей. Сплавы по бурным потокам не стали исключением – у них также имеется и своя методика, и своя идеология.

Так, первым разительным отличием является тот факт, что для участия в спусках по бурным водам не нужна идеальная форма и специальная физическая подготовка.

Следующая особенность – это сочетание в себе активного и эстетического отдыха. В те перерывы, когда будет пройден очередной порог или любое другое препятствие, невероятно живописная природа Карелии усилит благотворный эффект и положительные впечатления от победы и над стихией, и над самим собой.

В дальних странах

Турция: Кёпрючай и Даламан

Турция больше ассоциируется с другими видами отдыха, но и рафтинг здесь тоже развит. В Турции много подходящих рек. Из Антальи, Аланьи, Кемера, Белека туристов везут на горную реку Кёпрючай, которая впадает в море недалеко от Белека. Это вариант попроще: недалеко от курортов, несложные маршруты (можно спокойно брать детей), хватает спокойных участков, где инструкторы даже проводят игры, но есть и по-настоящему волнующие моменты.

Отдыхающие в Фетхие, Мармарисе, Бодруме отправляются на рафтинг по Даламану. К северу от одноименного курорта начинается каньон, по дну которого река бежит, преодолевая многочисленные пороги. Именно здесь и проходят сплавы (самый сезон для них — с мая до конца октября, стоимость начинается от 35 евро). Водные путешествия дополняются осмотром достопримечательностей и другими аттракционами: спуск с тарзанкой, ныряние и купание и т. д.

Таиланд: Пханг-Нга

Таиланд тоже больше ассоциируется с пляжами, но это совершенно зря. Быстрых и живописных рек здесь тоже хватает. Например, рафтинг-туры проводят по реке Пханг-Нга на юге страны, недалеко от Пхукета. Маршрут несложный и короткий, всего 5 км, сам сплав займет максимум час (также есть трасса посложнее — 7 км плюс несколько порогов). Но дело в том, что все проходит в национальном парке Ао Пханг Нга — тут весь смысл не в экстремальных испытаниях, а в экстремальной красоте. Помимо сплава, туристы могут заехать на экскурсию в храм, на фруктовую плантацию, в сафари-парк, покататься по джунглям на квадроцикле.

ЮАР: Замбези

Река Замбези — та самая, на которой находится грандиозный водопад Виктория. И рафтинг вам тоже предстоит грандиозный! Не зря ведь пороги здесь носят названия «Забвение», «Кипящий котел», «Самоубийца» или «Стиральная машина» — это действительно сложная, даже опасная река для рафтинга. Трасса начинается под водопадом, а дальше мелководные участки с камнями сменяются полноводными, а также сливами и потрясающими порогами. Не все из них реально преодолеть в принципе, например, «Самоубийцу» рафтеры обходят по берегу с лодками в руках. Радует отличная организация, качество снаряжения и подготовка местных инструкторов — иначе и нельзя, рафтинг на Замбези — не развлечение, а сплошной риск. Да, и не забудьте о диких животных, которые обитают в этих местах — в том числе о крокодилах! Маршруты разные, длительностью от одного до семи дней. Один день обходится примерно в 180 долларов.

Рафт, весло, спасательный конец

Самое главное и необходимое – это, конечно же, надувная лодка. Судно для рафтинга называется просто и незамысловато – рафт, оно должно отвечать нескольким требованиям:

  • надёжность и упругость материалов, из которых изготовлен корпус;
  • устойчивость и плавучесть судна;
  • соотношение длины к ширине как 2:1;
  • наличие системы водоотлива для мгновенного сброса воды.

Поклонники рафтинга, от профессионалов до любителей, традиционно используют для сплавов канойные вёсла. Главное требование к веслу – прочная лопасть, способная выдержать удары о камни. Предпочтительный материал изготовления – эпоксидная смола, армированная стеклотканью. При выборе весла ориентируйтесь на собственный рост.

Обязательная деталь экипировки судна – спасательный конец Александрова. Это линь из синтетического крепкого материала длиной 18 м с петлёй на конце. Он не тонет благодаря двум поплавкам с пенопластом, яркая расцветка позволяет легко заметить его даже в самой бурной реке.

Рафтинг

Этот вид спорта по плечу только заядлым экстремалах, хотя во многих районах из этого делают прибыльный бизнес даже на новичках. Рафтом называется надувная резиновая лодка, которая способна сплавляться по бурным порожистым горным рекам, в том числе и по порогам высокой категории сложности. Размеры рафта могут быть самыми разными: от всего двух человек до двадцати и более.

Независимо от численности экипажа, каждый здесь обязан уметь что есть силы грести, поэтому гребцам необходима предварительная подготовка. Сплавляться на рафте можно только под руководством профессионального инструктора – его место обычно находится на корме.

Сегодня самым частым ответом на вопрос, как называется спуск по реке на лодках, является слово рафтинг. Оно же стало синонимом экстрима, поэтому если вы не боитесь хай-дайвинга и решили попробовать еще более опасный спорт, то рафтинг вам наверняка понравится.