Какими были первые поезда столичного метро

«Б»

Фото: А. Чепрунов/Pastvu

За «А» логично последовали «Б». По сути они почти не отличались от предшественника, за исключением некоторых технических аспектов. Пассажиров могло порадовать увеличенное количество воздухозаборников, обеспечивающих вентиляцию салона. Появился сигнал, предшествующий закрытию дверей и аварийное освещение. В 1956 году возникла необходимость доработки вагоном и возникла модифицированная версия «Бм» с новой электросистемой торможения. Всего было выпущено 162 вагона. Последний раз состав этой модели перевёз пассажиров в 1975 году. На настоящий момент вагонов этой модификации не сохранилось.

Первые 13 станций Московского метрополитена:

• «Сокольники» • «Красносельская» • «Комсомольская» • «Красные Ворота» • «Кировская» («Чистые пруды») • «Дзержинская» («Лубянка») • «Охотный Ряд» • «Библиотека имени Ленина» • «Дворец Советов» («Кропоткинская») • «Парк культуры» • «Улица Коминтерна» («Александровский сад») • «Арбатская» • «Смоленская»

Строители московского метро стали первыми его пассажирами. Фото: РИА Новости

Станция метро «Cокольники», заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов. В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2020 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки. Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.

Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано «вилочное» движение поездов. Поезда следовали от станции «Сокольники», доезжали до «Охотного Ряда», после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону «Парка культуры» или до «Смоленской». Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от «Сокольников» до «Смоленской» можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.

Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле. В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист. В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.

Московскому метрополитену 80 лет Материал редакции

15 мая Московский метрополитен отмечает 80 лет со дня своего запуска. Открытие первой очереди было произведено в этот день в 1935 году, поезда курсировали на участках от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного ряда» до «Смоленской», длина дистанции составляла немногим более 11 километров. К 2020 году общая протяжённость линий выросла до 327,5 километров.

Согласно информации на сайте Мосметро, метрополитен столицы стабильно занимает первое место в мире по интенсивности движения, надёжности и объёмам перевозок. Ежедневно услугами московского метро пользуются в среднем 7 миллионов человек, в будни этот показатель превышает 9 миллионов.

С юбилеем Мосметро поздравили «Яндекс» и российский Google, соответствующим образом оформившие поисковую строку.

На сайте правительства России была опубликована поздравительная телеграмма за подписью премьер-министра.

Множество праздничных активностей подготовила и администрация Московского метрополитена. В течение всего мая известные актёры, музыканты и другие российские знаменитости будут поздравлять пассажиров с юбилеем метро. Среди них, например, Александр Розенбаум, Дмитрий Дюжев, Ирина Муравьева, Никита Михалков и Вера Алентова.

Накануне юбилея состоялся торжественный запуск именного поезда, посвящённого 80-летию Московского метрополитена, а 15 и 16 мая на Кольцевой линии проходит Парад поездов с участием составов разных моделей и лет.

С 1 мая в вестибюле каждой станции Кольцевой линии пассажирам предложили примерить на себя роль машиниста и других работников метро, сфотографировавшись со специальным стендом-тантамареской.

Около тысячи человек приняли участие в конкурсе «Краски метро», в рамках которого на специальном сайте можно было придумать собственный дизайн состава. По макету победителя, собравшего больше всего голосов к моменту закрытия соревнования, будет оформлен реальный состав метрополитена.

Ещё один конкурс, построенный по принципу городского квеста, продолжится до конца мая. Для участия в нём достаточно скачать специальное бесплатное приложение для iPhone или Android и спуститься в метро. Гран-при конкурса — транспортная карта «Тройка» без лимита поездок на 365 дней.

По словам представителей организаторов конкурса, «Метроквест» пользуется популярностью: за две недели с момента старта конкурса приложения установили более 17 тысяч человек.

Беспересадочные вагоны в парк из Москвы

В начале 2020 года проект получил продолжение: в РЖД решили возить людей в парк напрямую из Москвы. Для этого в состав поезда №159/160 включили вагоны беспересадочного сообщения из столицы до парка. Это купейные и плацкартные вагоны после реновации (плацкарт со шторками), которые получили красивую фирменную ливрею.

При следовании из Москвы вагоны доезжали в составе петрозаводского поезда до Сортавалы, после чего их цепляли в ретро-поезд «Рускеальский экспресс» на паровозной тяге.

Такая схема функционировала несколько месяцев и до сих пор описана на сайте РЖД. Она пользовалась популярностью у москвичей: во-первых, поезд в парк – это прикольно. Во-вторых, не каждый день можно прокатиться в купе или плацкарте под паровозом! В-третьих, поездка получалась довольно бюджетной.

От идеи до выбора состава

Первым тематическим поездом в подземке стал состав «Женский поезд имени 8 Марта». Он курсировал по Сокольнической линии примерно до 1975 года. Затем вагоны типа А, которыми был укомплектован состав, в рамках плановой модернизации заменили на новые. Из действующих именных составов старейшим является «Народный ополченец», посвященный ветеранам Великой Отечественной войны. Он начал работу на Замоскворецкой линии в 1988 году, но мало чем отличался от обычных поездов. В 2006-м снаружи на вагоны нанесли надписи «Народный ополченец» и «1941–1945», а внутри появились материалы о войне.

Сегодня идеи оформления тематических поездов исходят как от самого Московского метрополитена, так и от других городских структур, а также от музеев или театров. Затем инициатор прорабатывает и презентует концепцию оформления состава.

Разработкой дизайна тематического поезда занимается целая команда. В ее состав входят профильные специалисты. Так, в создании макетов для поездов «Спасибо, донор!» и «Здоровая Москва» принимали участие врачи и ведущие специалисты столичного Департамента здравоохранения, а в подготовке поезда «Привет, Москва!» – историки, москвоведы и искусствоведы. Кроме того, над проектом работают дизайнеры и райтеры, которые придумывают сам макет и готовят текст для размещения на стенах вагонов.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

«Метрополитен со своей стороны всегда проверяет содержательную часть проекта, достоверность информации и грамотность написанного текста. Также метро просит от инициатора запуска подтверждение, что макет смотрели филологи. Например, сотрудники Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина», – отметили в пресс-службе московского метро.

При создании проекта сначала определяют линию, по которой будет ходить тематический поезд. От этого зависит, состав какой серии будут оформлять.

«Разработанный дизайн-макет необходимо адаптировать под размеры конкретного поезда, для этого делается несколько выездов на место – в депо

Для итогового изображения важно учесть все, вплоть до миллиметра. А при печати важно, чтобы цвет был передан так же, как на макете», – добавили в пресс-службе

Так, поезд «Великий русский артист Олег Табаков» не случайно запустили на Калужско-Рижской линии – на станции «Рижская» было общежитие Школы-студии МХАТ, где жил актер, на «Тургеневской» находится старое здание Московского театра Олега Табакова, а на станции «Сухаревская» – новая сцена театра.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Для этого проекта выбрали состав типа 81-717/714, который называют номерным, так как он не имеет буквенного обозначения (как «Русич», «Ока» или «Москва»). В оформлении использовали изображения витражей, которыми  украшена  новая сцена Театра Олега Табакова на Малой Сухаревской площади, а также фотографии актера. Пассажиры могут узнать о семье Олега Табакова, о «Табакерке», появившейся в подвале на улице Чаплыгина, и спектакле «Матросская тишина». Также в вагонах представлены редкие архивные снимки и кадры из кинофильмов с участием актера.

В честь 80-летнего юбилея московское метро предлагает пассажирам прокатиться на ретро-поезде

Столичная «подземка» сегодня отмечает юбилей — 80 лет. И утро в метро началась с парада поездов. По кольцевой ветке в половине шестого утра прошли составы разных лет. Сегодня и завтра поезда ещё продолжат курсировать.

На самой длинной линии, Арбатско-Покровской, заработал самый настоящий музей. На станции «Партизанская» проходит выставка старых вагонов, которые специально к юбилею отреставрировали. Пассажиры смогут увидеть, как за долгие годы менялась подземка, которую называют еще и одной из самых красивых в мире.

Далеко шагать по сегодняшней Москве, не спустившись в метро, сложно. Эти два города, наземный и подземный, сосуществуют уже 80 лет, и представить один без другого невозможно. На вопрос о месте проживания москвичи автоматически называют не улицу, а станцию метро. Фраза «первый вагон из Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». За всю историю метро закрылось лишь однажды — 16 октября 1941 года, когда под Москвой стояли немецкие войска, и было решено уничтожить подземные тоннели, чтобы они не достались врагу. Все, что могли, отправляли в эвакуацию.

«Люди стоят, ждут электричку, вдруг навстречу идет паровоз, и у него на прицепе — вагоны метрополитена… Как рассказывают, женщины завыли в голос, потому что если уж метро рушится, значит рушится наше все», — рассказывает директор «Народного музея Московского метрополитена» Константин Черкасов.

К вечеру того же дня приказ отменили: метрополитен решено оставить и сделать бомбоубежищем. В дни войны тут родилось 217 малышей. Станции продолжали строить, часто ценой героического подвига. Солнечную мозаику «Новокузнецкой» в полутьме, холоде и голоде собирал в блокадном Ленинграде Владимир Александрович Фролов. Великий мастер ослеп, был истощен, но не бросал работу. Его внук сохранил кусочки императорской смальты, из которой пожилой мозаичист в одиночку собрал свои последние панно. Из последних сил он упаковал мозаику и отправил в Москву. И вскоре скончался, так и не узнав, что посылка дошла.

«Как-то он смог организовать упаковку в ящики этих мозаик, сумел привезти их на берег Ладожского озера. Мой дед решил, что их обязательно нужно переслать в Москву. Но он умер, так и не узнав, что посылка дошла», — рассказывает внук художника Владимир Фролов.

40-е, 50-е, 60-е… С каждым годом московское метро расширялось, и каждая станция становилась отражением своего времени. Сегодня это не просто транспорт, здесь еще регулярно проходят выставки и концерты. Бесплатный wi-fi заменил привычную книгу в руках пассажиров на планшеты и смартфоны.

История метро длиною в поезд: восемь вагонов по десять лет. В честь праздника пустили уникальный именной состав. Главный сюрприз – внутри: это первый поезд со сквозным проходом. Более вместительный — перевозит на 200 человек больше, на 20 тонн легче, а значит — быстрее. Еще он «умный»: двери не зажимают людей, а кондиционеры обеззараживают воздух.

«Мне очень поезд этот нравится. Он очень объемный. Опаздываешь куда-то, ты можешь сесть в последний вагон и перейти в первый», — говорит один из пассажиров.

Впрочем, создатели новинки уже делятся планами на составы следующего поколения — они смогут ездить без машиниста. Потомственный железнодорожник Сергей Гончаров пока слабо верит такой перспективе, ведь главное в его работе — не только возить пассажиров, но и находить выход из нештатных ситуаций. Все сценарии компьютеру не пропишешь.

«Когда машинист остается один на один с составом, когда происходит поломка, или не дай бог какое-нибудь событие на линии, тогда машинист должен сам справляться, сам принимать решения. Это для тех людей, у кого метро является любовью, частью жизни — это навсегда», — говорит он.

И хотя московское метро не является самым протяженным в мире, по объему перевозок мы первые — это девять миллионов человек каждый день, целая Венгрия или Швеция. До конца года откроется восемь новых станций, еще 70 — в генплане. Из одной короткой линии метрополитен превратился в крупнейшую сеть, которая планирует следующий юбилей отпраздновать второй кольцевой линией. Миллионы людей сэкономят драгоценные минуты под землей, которые на земле складываются в недели. Уже подсчитано, в среднем каждый пассажир московского метро проводит в подземной дороге месяц в году.

Ем и Еж

Появившиеся в 1960-е в Ленинграде станции новой конструкции не позволяли эксплуатировать вагоны серии Е. Появилась задача разработать новый вагон с аналогичными параметрами. В результате дверные проемы в вагонах снова стали симметричными за счет изменения посадочных мест, а также ликвидации сидений возле кабины машиниста. В отделке новых вагонов вместо линкруста использовали новый материал – слоистый пластик.

Вагоны серий Ем и Еж были полностью совместимы с вагонами Е. Их часто можно было встретить в одном составе.

Фото: mos.ru

В московском метро прошедшие модернизацию вагоны Еж-3 до сих пор эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской линии. По состоянию на начало апреля 2020 года на линии курсируют всего два таких состава. Еще четыре – в резерве. Скоро их все заменят поезда «Москва».

Три очереди строительства

Идет сборка первого вагона метро, 1934 год. Фото: ТАСС

В течение всех 85 лет главным поставщиком вагонов для московского метро был Мытищинский вагоностроительный завод. Там же в 1934 году впервые собрали вагоны типа А. Каждый вагон был рассчитан на 250 человек, включая 52 сидячих места. Пассажиры совершали поездки на мягких диванах с кожаной обивкой.

Облицовочные работы в вестибюле станции метро «Красносельская» Московского метрополитена им. В. И. Ленина. 1934 год. Фото: РИА Новости

Первые поезда обслуживались электродепо «Северное», которое открылось 15 октября 1934 года. Сначала составы состояли из четырех вагонов и ходили с интервалом 5 минут. К 1936 году на линии уже курсировали поезда с шестью вагонами, но позже и они были модернизированы. Через 40 лет эти поезда были выведены из эксплуатации как морально устаревшие.

В электродепо «Измайлово» на ночной экскурсии можно прокатиться на составе из старых вагонов типа А. Вагоны были восстановлены и поставлены на ход в 2020 году, к 80-летнему юбилею Московского метрополитена.

Строительство метрополитена. На снимке: бригада девушек-метростроевцев. Фото: ТАСС

Строительство второй очереди метро длилось три года и завершилось в сентябре 1938 года. Сюда вошли Покровский радиус со станциями «Площадь революции» и «Курская», а также участок Замоскворецкой линии со станциями «Театральная» (тогда она называлась «Площадь Свердлова»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Новые линии метро протянулись на 9,5 километра.

Лепщик И. Я. Пухов во время оформления потолка вестибюля станции метро «Киевский вокзал». Фото: ТАСС/Леонид Великжанин

Метро продолжало работать и строиться даже в годы Великой Отечественной войны. К январю 1944 года завершилось строительство третьей очереди метро. За время войны были открыты два новых участка и семь станций метро. Участок от станции «Театральная» (тогда «Площадь Свердлова») до станции «АвтоКурской» до «Партизанской» (тогда «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») и станция «ЭлектроПлощадь Свердлова» и «Охотный Ряд».

«Ока»

Поезда из вагонов серии 81-760/761 («Ока») выпускались с 2010 по 2016 год. Состав презентовали в день открытия станции «Марьина Роща» 19 июня 2010 года. Но массово серия «Ока» начала эксплуатироваться в подземке только в 2012-м.

Сейчас в столице насчитывается 1312 таких вагонов. Они ходят по Серпуховско-Тимирязевской, Калининской, Солнцевской и Большой кольцевой линиям.

Фото: mos.ru

В салонах установлены кондиционеры, в головных вагонах предусмотрено место для размещения одной инвалидной коляски или коляски для детей. Стены, потолок и пол облицованы легкомоющимися материалами, удовлетворяющими требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

Впервые именно в этой модели сделали сквозной проход между вагонами.

«Яуза»

Первый состав из вагонов типа 81-720/81-721 («Яуза») собрали в 1990–1991 годах. Они курсировали с 1998 по 2019 год на Люблинско-Дмитровской и Каховской линиях.

Главное их отличие от всех предыдущих моделей – новая система управления тяговым приводом. Она позволяет поезду плавно набирать и сбрасывать скорость.

На второй модификации «Яузы» впервые в отечественном серийном метровагоностроении установили асинхронный тяговый двигатель. Такой электропривод используется на всех более современных поездах метро.

Фото: mos.ru

Максимальная конструктивная скорость выросла до 100 километров в час. Вместимость вагонов увеличилась на 30–40 человек за счет уменьшения числа сидячих мест и образования вместительных торцевых площадок. Впервые были сделаны сиденья, повторяющие изгиб спины человека.

Также вагоны «Яуза» оборудовали микропроцессорной системой автоматического управления и технической диагностики, электропневматической системой управления тормозами, новыми системами пожаротушения и пожарной сигнализации, экстренной связи и радиооповещения пассажиров. На случай эвакуации пассажиров предусмотрели аварийный трап.

Из салонов «Яузы» исчезли хорошо знакомые пассажирам форточки и воздуховоды: их заменила принудительная система вентиляции с малошумными агрегатами.

Д и Е – по алфавиту

Опытную партию вагонов серии Д выпустили в 1949 году под обозначением М5 (метровагон пятого поколения). После усовершенствования эти вагоны получили обозначение УМ5. Серийно их производили с 1955 по 1963 год.

Название Д таким вагонам присвоили просто потому, что предшествовавшие серии – А, Б, В и Г – случайным образом повторили алфавитный порядок. Пассажирская эксплуатация новых вагонов началась в 1956 году. Они курсировали в метро до 1995-го.

Фото: mos.ru

Визуально они мало отличались от вагона серии Г: разве что уменьшилось количество сидячих мест, это позволило сделать карманы возле дверей для стоящих пассажиров. В то же время масса вагонов серии Д уменьшилась на семь тонн, за счет чего снизилось потребление электроэнергии. Также были различия в ходовой части, электрическом и механическом оборудовании.

Вагоны серии Д курсировали на Кировско-Фрунзенской (сейчас – Сокольническая), Арбатско-Покровской, Филевской и Калужско-Рижской линиях.

Вагоны серии Д выпускали до 1963 года, после чего Мытищинский машиностроительный завод стал производить вагоны типа Е. Общий парк подвижного состава в Московском метрополитене к тому времени вырос более чем в 3,5 раза по сравнению с 1945 годом и достиг 1078 вагонов.

Опытный состав серии Е выпустили в 1959–1960 годах – их было всего семь. Серийное производство велось с 1963 по 1969 год. Кстати, прокатиться в вагоне этой серии можно было вплоть до 2008-го.

Фото: mos.ru

У новых вагонов появились полосы гофрированного металла на корпусе: обшивка стала прочнее, аэродинамика улучшилась. Впервые в вагонах расширили дверные проемы, что позволило ускорить посадку и высадку пассажиров. Из-за этого вагон потерял свою симметричность: дверные проемы сместились относительно центра кузова. Впервые использовали алюминиевые сплавы, из которых готовили двери и другие элементы кузова.

Вагоны серии Е значительно отличались от предшественников не только внешне, но и динамическими и ходовыми свойствами. Так, конструкционная скорость выросла до 90 километров в час. Это обеспечило более высокую пропускную способность линий метро.

Эти вагоны курсировали на Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Филевской, Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линиях. Кроме московской подземки, вагоны серии Е ездили в Ленинграде, Киеве, Тбилиси и Баку.

«Парад поездов» в метро Москвы

Как сообщает «Интерфакс», празднование 80-летия Московского метрополитена началось рано утром – приуроченные торжественные мероприятия начались с 05:30 по московскому времени «парадом поездов», который торжественно открывал начальник метро Москвы Дмитрий Пегов. Парад в метро Москвы представлял собой движение по Кольцевой ветке метрополитена поездов других серий, едущие на работу и по другим делам в столичном ритме москвичи кроме привычных «Русичей» смогли заметить также и поезда:

  • «Номерной»;
  • «Яуза»;
  • 81-716;
  • «Еж»;
  • «Ретро-поезд».

СМИ сообщают ещё одну оптимистичную новость: для всех, кто пропустил «парад поездов» в метро Москвы, возможность увидеть старые поезда, пущенные в честь 80-летнего юбилея Московского метрополитена, можно будет ещё и 16 мая.

«Москва»

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

В 2017 году душераздирающий грохот «Ежей» на Таганско-Краснопресненской линии стал быстро меняться на тихий свист – внимание, на платформу въезжает поезд «Москва». Футуристичный дизайн и беспрецедентные опции для комфорта пассажиров производили отличное впечатление

Основное нововведение – сквозной проход. Хоть это был не первый подобный поезд в московском метрополитене, но он стал самым массовым.

Фото: rusnod.ru

В оригинале каждый вагон был оборудован 6 информационными экранами для показа социальной рекламы, а также двумя сенсорными для навигации по подземке. Впоследствие в вагоны вмонтировали ещё по 4 монитора, транслирующих городской телеканал.

Не меньшего внимания стоят и другие опции: система обеззараживания и кондиционирования воздуха, 100% охват видеонаблюдения, наглядные наддверные табло и, что более всего вызывало культурный шок, USB-разъёмы для зарядки.

Сейчас под брендом «Москва» ходит несколько вариаций поездов. За 3 года его существования менялось многое – убрали центральные поручни, игрались с компоновкой сидений, добавили кнопку открытия дверей, незначительно меняли дизайн, а наддверные табло заменили на экраны, доведя их количество до 20 на вагон.

Номерные

Самая массовая серия вагонов не только в истории столичного метро, но и в мире – 81-717/714. Их часто называют номерными. Их и сегодня можно встретить в 18 метрополитенах по всему земному шару.

Первые номерные вагоны произвели в 1976 году, а в 1978-м их выпустили на линии метро. Усовершенствованная электрическая схема позволила снизить расход энергии на пять-шесть процентов. Изменились экстерьер и интерьер вагонов. Кстати, в салонах номерных вагонов впервые появилось люминесцентное освещение. А за счет того, что в промежуточных вагонах перестали размещать кабину машиниста, увеличилась их вместимость. В общей сложности провозная способность поезда выросла на 10 процентов.

Фото: mos.ru

Номерные вагоны выпускались с устройствами автоматического регулирования скорости и экстренной связи пассажиров с машинистом.

Сегодня в эксплуатируемом парке Московского метрополитена насчитывается более 2,3 тысячи таких вагонов. Они работали на всех линиях за исключением Арбатско-Покровской и Некрасовской. Сегодня они перевозят пассажиров Сокольнической, Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линий.

Что происходит на самом деле

Меня удивило письмо читателя. Я зашел на сайт РЖД в раздел, посвященный туризму. Там до сих пор написано, что вагоны из Москвы должны ходить в составе ретро-поезда, то есть под паровозом. Ссылку давал выше, вот скриншот:

Однако на деле расписание московских вагонов не совпадает с расписанием ретро-поезда. Их привозят в парк раньше, а увозят позже. И делает это теперь, соответственно, тепловоз. В соцсетях «Рускеальского экспресса» информацию дают верную, даже уточняют модель тепловоза: М62. И подслащивают пилюлю: теперь пассажиры московских вагонов могут сфотографировать прибытие паровоза в парк и отправление его из парка.

Спасибо, конечно, но многие покупают билет ради поездки именно под паровозом. Это, называя вещи своим языком, обман.

Так что, уважаемые москвичи, собираясь в Рускеалу, будьте внимательны. Если вы хотите прокатиться под паровозом, не берите билеты в беспересадочные вагоны, а хотя бы в одну сторону возьмите билеты на ретро-поезд.

Кстати, на сайте «Рускеальского экспресса» подробно расписана новая схема курсирования поездов и там не скрывают, что вагоны возит тепловоз. Только вот люди читают сайт РЖД. Надеюсь, после нашей публикации недоразумений будет меньше.

  • Предыдущее: Картошка, выращенная на песке — какие у нее плюсы? Байкал, который меня удивил
  • Следующее: Зачем распускают слухи о полном открытии Россией с 11 августа международного авиасообщения и почему им нельзя верить

Первые пассажиры в метро

Первый поезд вышел из депо Московского метрополитена утром 15 мая 1935 года. Он шел по маршруту от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Тогда же появился логотип – заглавная буква «М» в связке с надписью «Метро». Первым пассажирам выдавали схему движения с правилами пользования метрополитеном. Стоимость билета составляла 50 копеек.

Первые 13 станций рыли вручную, открытым способом. Для проходки тоннелей метро на большой глубине были использованы специальные проходческие щиты с кессонами. С помощью пневмопушки устройство вбивали в грунт и таким образом прокладывали тоннель.

«Русич»

Фото: metroblog.com

«Русич» – такое гордое имя получил следующий тип вагонов метрополитена. Планировался для использования на линиях лёгкого метро и получил уникальную конструкцию, где каждые 2 вагона были сочленены. Является потомком «Яузы». Состав получил прислонно-сдвижные двери, наклонную головную маску, впервые наддверные электронные маршрутные табло. Произведено множество модификаций, самая первая из которых имела сокращённое количество дверей и увеличенное количество сидений, что оказалось неудачным вариантом.Следующие модификации избавились от этой проблемы, однако, количество мест сильно сократилось – с 54 в головном и 60 в промежуточных до 46 и 42 соответственно. Выпускался с 2003 по 2013 год, составляет 33% от всего состава столичного метрополитена.

«Русич»

Серийное производство «Русичей» (тип 81-740/81-741) велось с 2003 по 2013 год. В столичной подземке насчитывается 724 таких вагона: они курсируют на Арбатско-Покровской, Кольцевой и Бутовской линиях.

Стояла задача сделать подвижной состав для работы на наземных линиях. Разработка и постройка первого опытного состава из двух вагонов заняли рекордные для того времени полтора года. За технологическую основу были взяты узлы вагонов «Яуза», но сочлененную конструкцию кузова применили впервые. Такая конструкция позволяет проходить повороты без снижения скорости.

Фото: mos.ru

Дизайн салона кардинально переработали. В окнах установили двойные ударопрочные стеклопакеты с тонированными стеклами. Сделали антивандальные диваны с мягкими вставками, многослойный пол, а двустворчатые двери впервые стали прислонно-сдвижными, что позволило обеспечить их герметичное прилегание к корпусу вагона.

Эти меры позволили значительно снизить уровень шума в салоне при движении.

Еще одно новшество – в пассажирском салоне установили систему отопления, а затем и кондиционеры. Позже были разработаны аналогичные вагоны и для подземных линий с увеличенным количеством дверей.

Обманули с паровозом — дети плакали

Однако на днях я получил письмо от разочарованного читателя.

«Мы начитались, какой хороший маршрут придумали в РЖД — из Москвы прямо в парк под паровозом — и решили опробовать его. Выкупили купе — поехали. Все было хорошо, но в итоге мы почувствовали себя обманутыми. В Сортавале вместо паровоза нас подцепил тепловоз и повез в парк. Мы расстроились, ведь заявлен был паровоз, и ехали мы больше ради него, чем ради парка.

Парк, конечно, потрясает. Там очень красиво, все организовано по уму. Хотя настроение было испорчено, мы прогуляли весь день по парку, предвкушая вечер. Уже к концу прогулки были готовы простить РЖД утренний косяк с паровозом. Тогда мы еще надеялись, что вечером нас уж точно повезет назад обещанный паровоз. Мы думали, что помешала какая-то накладка, поломка. Слышали, что паровоз приходил в парк: он привозил непосредственно ретро-поезд.

Но вечером у нас снова был тепловоз. Обманули нас с паровозом — ребенок плакал, а разочарованию не было предела. Вот почему у РЖД все так?».

История Москвы

(Схема линий метрополитена, 1986 год)

Выполнение Генерального плана с 1971 года продолжалось вплоть до 1985 года, хотя его действие подразумевалось до 2000 годов. Не все задуманное было выполнено, тем не менее основная задача расширения Москвы с делением на жилые зоны была реализована. В транспортной структуре в 80-е годы особо не было каких-либо кардинальных изменений, тем более что продолжалась «эпоха застоя», но строительство новых линий метро все же продолжалось, хоть и не так стремительно, как в прежние годы.

(Вестибюль станции Шаболовская 1980-е годы)

К открытию XXII Олимпийских игр в Москве все силы были брошены на качественное поддержание проведения соревнований, строительство спортивных объектов, гостиничных комплексов. Так в этом году в метрострое была открыта только одна станция 5 ноября 1980 года «Шаболовская» на Калужско-Рижской линии.

(Подземный переход, часто становившийся входом в метро. Станция Тульская в 1980-е годы)

Новая ветка метро, цвет для которой был определен серый, Серпуховско-Тимерязевская линия уже появилась на картах, как строящаяся, но первый южный радиус введенный в эксплуатацию был запущен только в 8 ноября 1983 года от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяженностью 13 км. Ветка сразу строилась, как диаметральная, пересекающая кольцевую линию в двух местах и должна была стать самой длинной в Московском метро.

(Уникальная станция метро «Ленинские горы», построенная на метромосту незадолго до закрытия на реконструкцию в 1983 году)

Тогда же 20 октября 1983 года уникальная станция, расположенная на метромосту «Ленинские горы» (ныне «Воробьевы горы»), из-за постоянного разрушения от слишком поспешного в свое время ввода в эксплуатацию, была закрыта на реконструкцию, которая быстро «заморозилась» из-за нехватки финансирования, и стала самой долгой реконструкцией в метро. Второй раз станция откроется только спустя 19 лет уже при Российской власти в 2002 году.

(Схема линий метрополитена, 1987 год)

В середине 80-х годов 30 декабря 1984 года был открыт 6,4 км участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» с ответвлением до станции «Каховская» (сейчас ответвление является самостоятельной небольшой веткой). Затем к 7 сентября 1985 года линию продлили на 3,4 км от «Орехово» до «Красногвардейской» станции. А в январе 1986 года ввели в эксплуатацию участок от «Серпуховской» до «Боровицкой», в 1987 году проложили до станции «Чеховская» и 31 декабря 1988 года открыли линию до станции «Савеловская», получив две пересадочные на кольце станции.

(Вестибюль метро Коньково в 80-е годы и исчезнувшие скульптуры на месте ТЦ «Коньково» в современное время)

На других линиях строительство ввелось не так оживленно, тем не менее был открыт небольшой 1,7 км участок Калининской линии от «Марксистской » до «Третьяковской». Калужскую линию продлили от станции «Беляево» до станции «Теплый стан» и 31 декабря 1989 года завершило десятилетие открытие станции «Крылатское» подземной части Филевской линии.

Что касалось подвижного состава, то в 80-е годы вагоностроительный завод имени И.Е. Егорова начал серийный выпуск вагонов типа 81-717/714 (впервые в истории метростроения СССР новые вагоны не получили буквенного обозначения). Новые метросоставы с вагонами данного типа получили промежуточные вагоны без кабины машиниста, что увеличило их вместимость, а также был сильно изменен интерьер внутреннего пространства вагонов, сидения стали жесткими, изменились лампы освещения, кабина машиниста и была снижен расход электроэнергии на 5-6%.

(Современная фотография неизвестного автора с неизвестного места. А ведь именно такие автоматы для размена монет были в советском метро. Все гениально и просто: 20 копеек, 15 копеек и 10 копеек выдавались 5-ти копеечными монетками, которые весело звенели в окошке выдачи)

В 1987 году «Метровагонмаш» начал долгосрочное проектирование метропоезда нового поколения, который в будущем получит название «Яуза».

«Ока»

Фото: metro-photo.ru

«Ока» стала логическим продолжением «номерных» с использованием наработок от «Русича». От первых она унаследовала конструкцию и планировку, а от вторых техническое оснащение. Вагоны этой модели в зависимости от модификации могут вмещать от 38 до 44 сидячих пассажиров. Впервые была заложена конструктивная возможность реализовать сквозной проход, однако, было выпущено всего 3 поезда для Бакинского метрополитена, которые после неудачного тестирования были возвращены Москве. Появились цветные наддверные маршрутные табло. Выпускались с 2011 по 2016 год.

Что за «Рускеальский экспресс»

Сначала пара абзацев для тех, кто не в курсе, что это такое — «Рускеальский экспресс».

Место Рускеала в Карелии стало известно с XVIII века, когда там начали добывать мрамор. Его использовали при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге, а также других известных зданий, в том числе и для отделки станций метро. Завод функционировал до 1990-х, а потом закрылся и пришел в запустение. Позже территорию выкупил местный предприниматель Александр Артемьев, который разбил на этом месте парк, разведал подземные маршруты, запустил экскурсии и обустроил инфраструктуру.

В километре от парка проходит действующая железнодорожная ветка, а к самому парку проложена еще дореволюционная служебная линия. Артемьев несколько лет пытался убедить РЖД в том, что для парка нужен ретро-поезд. Полтора года назад он все-таки попал на прием в высокие железнодорожные кабинеты, и замглавы РЖД Дмитрий Пегов услышал его. Так в парк пришли ретро-составы на паровой тяге.

Ретро-поезда отправляются из Сортавалы – крупного районного центра Карелии, расположенного на берегу Ладожского озера. Чтобы люди могли добраться до Сортавалы, из Петербурга сюда запустили «Ласточку», а из столицы – новый поезд дальнего следования №159/160 Москва – Петрозаводск.