Столица русской лапландии

Достопримечательности с фото

Если села, озера и окружающих их мистики недостаточно, можно изучить и остальные достопримечательности в окрестностях – их немало и они уникальны!

Саамская деревня Самь-Сыйт

В деревне по-прежнему живут настоящие саамы, а также открыт Центр истории и культуры саамов в виде чума, где можно узнать о саамской культуре, в том числе и современной. Здесь дадут пообщаться с настоящими северными оленями! Кроме того, можно провести время и с хаски – этих собак здесь очень любят и ценят. Информацию о ценах и экскурсиях можно узнать на официальном сайте.

Рекомендую совершить путешествие в саамскую деревню в составе организованной мини-группы с профессиональным гидом.

Хаски-парк

Хаски-парк находится в 14 километрах от Ловозера, до него можно доехать за 20–30 минут на автомобиле. Название отражает суть: здесь живет несколько десятков ездовых хаски – можно прокатиться на упряжке, потискать животных, фотографироваться с ними. Во время поездки на упряжке можно насладиться высокой скоростью (около 100 км/ч!) и полюбоваться северной зимней природой.

Музей истории кольских саамов

Музей находится в самом Ловозере. Здесь можно многое узнать об истории, культуре и быте саамов – именно они считаются коренным народом Кольского полуострова и оказали большое влияние на современную местную культуру.

Памятник оленеводу

В Ловозере находится памятник оленеводу – это одна из главных профессий в этих краях. Это каменный монумент, на котором изображен человек в собачьей упряжке – именно так и проводят большую часть времени оленеводы, управляя стадом.

Сейдозеро

Это озеро в Ловозерских тундрах, по побережью которого рассыпаны сейды – саамские святилища.

Подробнее о природных достопримечательностях Сейдозера и туристических пеших маршрутах читайте здесь.

Видео

Интересную информацию о селе и саамах можно узнать, если посмотреть видео:

Ловозеро – настоящий северный край с возможностью наиболее полно прочувствовать местную культуру. Здесь мало удобств и комфорта, зато есть языческие святилища, северные олени и хаски, рыбалка и северная природа, едва тронутая человеком.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПРО МУРМАНСКУЮ ОБЛАСТЬ:

  • Все о рыбалке в Мурманске и на Кольском полуострове. Что можно поймать, кроме трески?
  • Гора Крестовая, лабиринт Вавилон и другие достопримечательности Кандалакши.
  • Залив Ура-Губа. Зачем приезжают в поселок на Кольском полуострове?
  • Знаменитый поселок Териберка на Кольском полуострове.
  • Легенды Сейдозера. Как добраться и совершить самостоятельный пеший маршрут?
  • Национальный парк Хибины: географическое положение и природные зоны.
  • Морская рыбалка в Териберке. Всё, что нужно знать.
  • Северные полуострова Средний и Рыбачий. Как добраться и что посмотреть на “краю земли”?
  • Село Варзуга: красота природы и деревянная архитектура Русского Севера.
  • Уникальные достопримечательности Мурманска и окрестностей.

Полезные ссылки:

  • Индивидуальные экскурсии в Мурманске,
  • Бронирование жилья в Мурманске,
  • Авиабилеты до Мурманска,
  • Ж/д билеты до Мурманска

База отдыха “Медвежий угол”, избы и гостевые дома

В Ловозере и окрестностях есть несколько вариантов жилья, например:

  • Гостевой дом «Ловозеро» – это уютный дом с номерами для семейного размещения. Имеет террасу с общим доступом.
  • Дом Авроры подходит для ценителей комфорта: у каждого номера отдельная ванная, есть телевизор и кухня.
  • «Медвежий угол» – это туристическая база в лесу на берегу озера. Ее особенность – гостевые чумы, в которых можно спать на характерных для них нарах. Это не очень удобно, зато можно погрузиться в местную культуру, прочувствовать ее изнутри – подходит для любителей аутентичного отдыха.
  • Кемпинг «Северный Остров» с видом на озеро для любителей палаточного отдыха. В дополнение прилагаются бар, сад и терраса.

Больше вариантов жилья найдете здесь:

Как добраться?

Расстояние на машине и карта

Ловозеро находится в 170 км от Мурманска: сначала нужно ехать по трассе «Кола», и спустя примерно 80 км после выезда из города нужно обращать внимание на указатели: нужны те, что указывают на Ревду и Ловозеро – будет поворот налево. Крупных населенных пунктов по пути не будет, только небольшие поселки вдоль «Колы»

Это стоит учесть при планировании поездки.

Трасса «Кола» асфальтированная, покрытие в хорошем состоянии. После поворота будет грунтовка, которую иногда размывает весной или в дождливые дни, но в целом по ней проехать можно даже на легковом автомобиле. Путь Мурманск–Ловозеро занимает примерно 2,5–3 часа.

На поезде

Прямого поезда Мурманск–Ловозеро нет, но можно доехать на электричке Мурманск–Кандалакша до станции Оленегорск. В Оленегорске необходимо пересесть на автобус до самого Ловозера. Если подходящего автобуса нет, можно вызвать такси, но нужно учесть, что стоить такая поездка будет дорого, около 2000 рублей (рекомендуется собрать попутчиков и разделить стоимость).

Расписание поездов до Мурманска можно посмотреть в поисковой форме ниже:

Лапландия, лаппи, лопари

Лапландия – это название впервые вошло в мое сознание из сказок Андерсена. Красивое, таинственное, с необыкновенными загадочными жителями – лопью. Позже я узнала, что у лопинов, лопарей, есть еще одно имя – саами.Немного истории. Впервые слово Лапландия упоминается в исторических документах ХII века. Слово лопь в русском языке появилось в ХУ веке.Лопари, как пишет известный мурманский историк и краевед профессор Иван Федорович Ушаков, всегда пользовались у русского населения уважением за честность и доброту. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал о лопи так: «У очага лопаря – бескорыстие, честность, любовь к семье». Краевед В. П. Верещагин: «Бог дал лопарям душу, одаренную прекрасными свойствами». Финский языковед и этнограф Маттиас Александр Кастрен, что « относительно образа жизни русские лопари мало отличаются от наших энарских лопарей».И так можно приводить великое множество примеров употребления в историко-краеведческой литературе слова «лопарь», и все же происхождение его, как и слова «саами», до сих пор во многом остается загадкой.Географ Б. И. Кошечкин писал, что после установления в 1326 году границы между Новгородом и Норвегией западная часть Лапландии стала неотъемлемой частью Русского государства. «И та земля лопская вечная наша вотчина». Тогда же стало складываться понятие о «русских лопарях».А в ХV веке вошло в бытность название лопский рубеж – граница территорий Лопских погостов. А. А. Минкин в статье «О саамских этнотопонимах» пишет, что в «новгородской переписной книге Вотской пятине упоминается «Деревня на Вожноозери на Верхней лопи Игнатовская…» Иногда это не лопь, а лопца в тех же пятинных книгах «деревня на Верхней Лопцы Нюгозери…»Лешая и Дикая лопь находились в районе Кандалакшского залива.В Новгородских пятинных книгах можно встретить этнотопоним Лопский конец «… на Выгоозере у моря деревня в Лопском конце…»В ХУ1 веке саамы населяли среднюю и северную Карелию, распространялись до Онежского озера и были в большинстве своем рыбаками и охотниками.Память о пребывании саамов в Карелии сохранилась в Пудожском уезде «Лопский» полуостров на котором в 1552 году построен Кожеозерский монастырь, а также в семи «лопских» погостах Повенецкого уезда, которые упоминаются в грамотах 1651 – 1686 года. Впрочем, существует утверждение, что и Повенецкий уезд назывался лопским. Повенецким его прозвали олонецкие карелы, потому что повенецкие карелы живут в стороне от олонецких.И так, длительный период времени небольшие племена саамов карелы, русские и финны называли лопью, лопарями, «лаппи», «лаппонами», «лаппу». Отсюда пошла и летописная лопь и Новгородская лопская земля и Лапландия, и Лаппия. Этим термином называли огромную территорию северней Полярного круга от Беломорья на востоке до Норвежского моря на западе. По мнению ряда этнографов, название «лопарь» от карельского происхождения Loppi или финского Lappi – «конец, край, предел». Исследователь Т. Итконен выводит слово «лопарь» от финского слова Lape, Lappea (сторона). Другой ученый – С. Итконен – связывает его со шведским словом Lapp (место). Русские исследователи Д. Островский и В. Львов соглашались, что «лопь» – человек, живущий на самом краю земли. Отсюда и летописная лопь и новгородская Лопская земля (конечная земля, то есть земля на конце владений); отсюда и Лапландия, Лапия, которая существовала длительное время названиями Кольского полуострова.Т. Итконеным в Финляндии найдено 575 названий с этнотопонимом Lappi. В Карелии В. Ниссеме также обнаружил ряд этнотопонимов со словом Lappi (например, Лапино, в нынешнем Беломорском районе и другие).Есть сообщение и голландского купца Симона-ван-Салингена о земле Лопии в 1562–1565 годах, так как к ней плавали голландцы из Нидерландов.Засвидетельствовано пребывание саамов на озере Сайма в Финляндии в Новгородской берестяной грамоте № 249, а так же в финских документах ХУ века. Существует в Финляндии и город Lappeenranta, что в переводе на русский означает Берег лопарей или Лопарской воды берег. Лопское озеро в Приозерском районе Ленинградской области свидетельствует о том, что в этом месте также долгое время проживали саамы.В саамско-русском словаре я нашла еще два слова с корнем лоп – лоппель – олень – первогодок и лопье – тоня, другие ученые слова «лаппи» производят от слова «лапь» – «есть». Что значит «живу». Какой смысл ближе всего к слову лопь или лопарь сегодня определить наверно невозможно. Иван Федорович Ушаков в определение слов лопарка ставит девушка саами, которая носит первеськ и не плетет косы, а лопка – замужняя женщина.

Саамская деревня «Самь Сыйт»

Отправляясь в свое небольшое путешествие в Самь Сыйт (название так и переводится – саамская деревня), оставьте свой скептицизм и превратитесь ненадолго в человека, любящего тайны, сказки и мистику. И тогда вам обязательно понравится!:)

Издавна саамские шаманы считаются одними из самых могучих чародеев во всем мире! С древних времен им приписывают невероятные способности. Они могут видеть будущее и знать прошлое, излечивать от любых болезней, умеют летать, управлять ветрами, перевоплощаться или просто исчезнуть, если так нужно.

К сожалению, говорят, что несмотря на шаманский культ ни одного бубна Кольских саамов не сохранилось. Возможно это могло быть связано с ранним обращением саамов в христианство.

К сожалению есть и такие, кого содержат в клетках. Это северные лисы и песцы.

Но самое удивительное началось, когда мы вышли за пределы деревни и коренной саам в национальном костюме начал громко кричать на саамском наречии, призывая оленей.
Мы стояли минут пять, а мужчина все кричал и кричал. Если честно, мы уже стали думать, что нас разыгрывают, и никаких оленей не будет, как услышали звук колокольчиков, доносящийся из леса.

Через 10 минут с нами остались всего парочка красавцев, расставаться с которыми совершенно не хотелось.

Черно-белые фотографии 20 века

Да и просто посидеть в таком атмосферном месте, да еще с горящим уютным костром в дружеской атмосфере рассказов и шуток многого стоит!

Приглашение в жилище

Билет в музей практически ничего не стоит. Жаль, что мы попали в музей уже практически перед его закрытием, и нам не удалось послушать экскурсовода. Больше всего в музее поражает экспозиция древней истории саамского народа, его быта и развития оленеводства.

Удивительно, насколько на самом деле саамы древний народ! Очень интересно взглянуть на раскопки археологов. Среди них есть камень с изображением петроглифов, возраст которого более 3 тысяч лет.Здорово, что в музее существует клуб по интересам «Юный краевед», где есть возможность посетить мастер-классы, поиграть в саамские народные игры и забавы, побывать на литературных чтениях и концертах,Существует праздник – Международный день саамов, который празднуется 6 февраля. В различных странах Международный день саамов празднуют по-разному

Но как и во всех национальных праздниках особое внимание уделяется флагу и гимну

Саамский флаг состоит из вертикальных полос разной ширины синего, жёлтого, зелёного и красного цвета и объединяющего их красно-синего круга. Четыре цвета флага – это цвета традиционного саамского костюма (синий – вода, красный– огонь, зелёный – земля, и жёлтый – воздух. Круг, объединяющий разноцветные полосы символизирует солнце, а еще отражает форму саамского бубна.

Население и история села

Село Ловозеро довольно крупное (2871 житель по данным переписи населения 2010 года) и древнее. Первое упоминание зафиксировано в 1574 году, но известно, что саамские поселения в этих местах существовали намного раньше. Ранее саамы называли его «Лойъяврсийт» или «Луявьр-сыййт» (от «я̄ввьр» – озеро и «сыййт» – село).

Ловозеро считается «столицей русской Лапландии»: село издавна было центром саамской культуры – здесь проводились религиозные праздники и фестивали, а вокруг было много ритуальных точек, которыми пользовались не только местные.

В настоящее время обряды уже давно не проводятся, зато их заменили фестивали с реконструкциями и подробными рассказами о том, как это было раньше и какое значение имели те или иные действия и предметы. Именно интерес к саамской культуре и привлекает туристов.

Большую часть населения составляют саамы, чуть меньшую численность имеют ненцы и коми. От русской культуры здесь нет ничего, хоть село и находится в России.

Климатические условия, погода на неделю на Гисметео и норвежском сайте

Рядом с Ловозером расположены так называемые Ловозерские тундры – горный массив с плоской каменистой поверхностью и хвойными склонами. Сюда часто приезжают любители горнолыжного спорта – здесь есть несколько оборудованных трасс.

Наличие поблизости горного массива делает местную погоду непредсказуемой: она может поменяться довольно быстро с солнечной на дождливую и ветреную или наоборот. В целом климат суровый: долгие холодные зимы, короткое прохладное лето. Зимой случаются бураны, снегопады бывают даже летом, а в ущельях снег не тает круглый год.

Перед поездкой рекомендуется уточнять погоду на Гисметео или норвежском сайте. Второй вариант предпочтительней, так как является более точным.