Сейдозеро

Культ сейдов

Для сооружения сейдов использовались валуны, принесенные ледником из других мест, а в некоторых случаях обломки скал, удаленных не более чем на несколько сотен метров.

Но откуда возник культ сейдов?

Фото 8. Треснувший валун, обе части которого приподняты на опоры. Подобная компоновка зафиксирована в комплексах сейдов горы Воттоваара, Лиинахамари. На фото: сейд на горе Нуорунен, Северная Карелия, национальный парк Паанаярви

В Скандинавии по некоторому внешнему сходству принято считать культ сейдов заимствованным от культа дольменов Южной Швеции.

Истоки культа сейдов кроятся в специфике северной природы.

На чем хочется остановить свой взор в окружающем ландшафте?

На то, что из него выделяется, — на запрятаный среди камышей скалистый остров, на самую крутую гору, бездонный водопад или таинственное ущелье.

Именно возле таких «темных пятен», именовавшихся термином «урочища», наши предки чаще всего возводили свои святилища.

Немногочисленные валуны, оставшиеся на возвышенностях после схода ледников, не могли не вселять в древних саамов благоговение и страх, не способных объяснить происхождение столь странных природных образований.

Фото 9. В распространенном представлении лапландский сейд выглядит именно так: эффектная глыба на трех опорах, парящая над тундрой. Район горы Северный сейдпакх

Отсюда и наделение сейдов магическими свойствами вплоть до их обожествления.

Распространение сейдов вполне укладывается в эту традицию копирования магических символов.

В тундре на подступах к горе Двойной возвышается небольшая сопка среднего высотного диапазона, но доминирующая над местностью.

На вершине ее ни одного сейда, и только у подножия, на небольшой террасе возле двух малюсеньких водоемов, располагается компактное скопление из десятка сейдов.

Наличие воды требовалось для отправления ритуалов, приношений и других религиозных или мистических действ.

Фото 10. Неустойчивая вертикальная постановка. Один из отрогов горы Двойной, Кольский полуостров

Вода была определяющим фактором в выборе места для расположения сейдов.

Саамы издревле увязывали горы с раем, а верховые озера считали прообразами источников мировых запасов воды.

Неподалеку от озер располагались и сейды, возведенные некогда на территории современных Швеции (озеро Виксиярви, гора Мионювара) и Финляндии (озера Кикасярви, Наккалаярви, Сомасярви).

Сосредоточение множества культовых камней на плато сейдов подчеркивало «святость» данных мест.

Вероятнее всего, плато были своеобразными религиозными и культурными центрами древних саами.

Очевидно, что обнаруженные святилища далеко не последняя точка в их исследовании. Впереди новые поиски, новые экспедиции.

Сейдозеро – как добраться, фото, видео

Туризм в РоссииСейдозеро

Сейдозеро — одно из самых красивейших мест в России, окутанное загадками, легендами и мистикой. Находится оно на Кольском полуострове в Мурманской области, в Ловозерских тундрах, в окрестностях поселков Ревда и Ловозеро.

Это место пользуется популярностью среди туристов, поскольку красота и таинственность издревле манят к себе людей.

С 20-х годов XX века Сейдозеро изучается как учеными, так и отдельными энтузиастами, и споры о расположенных тут объектах не утихают по сей день. Эзотерики склонны считать, что это останки древней цивилизации — Гипербореи, а ученые-материалисты утверждают, что это творение матушки-природы. Среди ряда исследователей бытует мнение, что под горой Нинчурт, находящейся на берегу Сейдозера, скрыт древний город саамских шаманов. Скептики настаивают на версии, что Ловозерские тундры являются местом сейсмических и магнитных аномалий, и никакой мистики тут нет.

Сейдозеро находится в окружении гор. На скале Куйвчорр изображен колдун Куйву огромных размеров (30 метров в ширину и 70 метров в высоту). Не всем, кто пытался покорить эту гору, удалось это сделать. Многих ожидала печальная участь. Местные жители считают, что это все воздействие чар злого колдуна, живущего в горе.

Высота озера над уровнем моря составляет 189м. Площадью оно около 20 кв.км., ширина самой узкой части озера — 1,5 км., а самой широкой — до 2,5 км. Озеро имеет вытянутую форму и длину 8 км. С запада в озеро впадает река Эльморайок, на востоке соединяет с Ловозером Сейдъяврйок. Долина Сейдозера расположена между гор, и ветра сюда попадают очень редко. Именно поэтому тут сложился особый микроклимат, который сказывается и на растительности. Здесь встречаются растения, не характерные для этой местности.

Само название озера происходит от Саамского слова «Сейд», которое означает камни, в которых по поверьям живут души умерших шаманов. Таких камней в районе Сейдозера и Ловозера найдено немало.

Как добраться до Сейдозера?

Добраться до озера можно как на поезде, так и на автомобиле.

Если вы отправились на поезде, то вам необходимо доехать до станции Оленегорск, далее сесть на автобус до поселка Ревда. Вы можете вместо автобуса взять такси, которых тут множество. Цена такси ненамного превышает цену проезда на автобусе.

Если ехать до Ревды на автобусе, то придется идти пешком 7 км. или же искать попутный транспорт. Такси довезет вас прямо до места.

Если вы отправились на Сейдозеро на автомобиле, то ехать нужно по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развилки на Оленегорск. Затем поверните направо на Ловозеро и Ревду. 70 км. по Ловозерской дороге до поворота на Ревду, сквозь поселок и доедите до рудника «Карнасурта». Возле рудника имеется автостоянка, где вы сможете оставить свой автомобиль.

Чтобы попасть на Сейдозеро войдите на территорию рудника, и идите вверх по тропе на перевал Эльморайок по ручью Ильмайок. Спуск к Сейдозеру крутой и заканчивается репиктовой поляной. Отсюда начинается ручей Эльморайок, впадающий в Сейдозеро и тропа, ведущая к нему по лесу. Выйдете по ней на берег. Слева на скале пред вами предстанет Куйва, под покровительством которого находится озеро, а сзади вы увидите небольшую гору, напоминающую по форме ступенчатую пирамиду.

От озера отходит множество потрясающих по красоте ущелий, по которым можно попасть в горы. Чинглусуай выведет вас на высочайшую точку Ловозерских тундр — гору Ангвундасчорр, высотой 1120м. Ущелье Уэлькуай или Чивуай приведет на гору Маннепах, на вершине которого тоже есть озеро.

Сейдозеро окружено лесом, где можно встретить каменные строения, заросшие за долгие годы мхом и кустарником. Выйдя на внешнюю сторону гор можно посетить такие озера, как Цирковое, Горное, Светлое, Райявр, Сенгисъявр.

Лучшие месяцы для поездки на Сейдозеро — март, апрель, июль и август.

Где остановиться?

Остановиться можно в гостиницах Мурманска или Ревды. Цены самые разнообразные, в зависимости от сезона и комфортабельности номера.

В гостиницах Мурманска цены варьируются от 900р. и выше. В гостинице г. Ревда цена за место обойдется вам в 500р при удобствах в коридоре (душ, туалет). Если вы бронируете номер заранее, то доплачиваете еще 15%.

Если ваша душа горит к чему-то загадочному, таинственному и прекрасному, то вам обязательно нужно посетить это уникальное место.

https://youtube.com/watch?v=rGh0tGluKf4

Сейдозеро

Сейдозеро Ловозерских тундр не один год будоражит умы ученых, пытающихся разгадать тайну его происхождения. Согласно общепринятой версии, оно образовалось в кратере подземного вулкана несколько тысячелетий назад, когда на территории Кольского полуострова обитали мамонты, чьи останки периодически обнаруживают в окрестностях. Однако последние находки специалистов опровергают гипотезу о вулканическом происхождении водного объекта: опытным путем было установлено, что покрывающие дно озера каменные образования созданы искусственно. Внутри них есть пустоты, уходящие на глубину свыше 30 м. При дальнейшем изучении была обнаружена целая сеть подземных туннелей, соединяющая Сейдозеро с пещерами в близлежащих горах. Кто и с какой целью построил эти туннели, до сих пор остается загадкой.

Некоторые специалисты полагают, что на территории Кольского полуострова располагалась мифическая Гиперборея, и приписывают создание искусственных пустот ее жителям. В своих суждениях они опираются на свидетельства древнегреческих путешественников и современные находки, подтверждающие версию о том, что местность была заселена представителями некой высокоразвитой цивилизации задолго до появления саамов и лопарей.

Что посмотреть

Самый короткий и удобный путь к Сейдозеру лежит через перевал Эльморайок — обширное плато, расположенное между двумя плоскими вершинами. Чтобы попасть на него, необходимо пересечь рудник «Карнасурта» и подняться по тропе к ручью Ильмайок. Хотя спуск дается тяжелее подъема, усилия окупаются сторицей: тропа выводит прямиком к реликтовой поляне — небольшой площадке, лишенной растительности, с каменной кладкой, уходящей в землю под прямым углом.

Некоторые ученые полагают, что эта плита размером 3х3 м — фрагмент древней крепостной стены, поглощенной грунтом; другие уверены в том, что она представляет собой участок рва, засыпанный камнями.

Примерно в 12 км от рудника тропа обрывается, и словно из ниоткуда появляется озеро. Слева от него на скале угадываются очертания гигантской мужской фигуры — Куйвы. Согласно лопарским поверьям, изображение высотой 50 м было оставлено предводителем шведских отрядов, разгромленных местными племенами. В верхнем левом углу скалы можно разглядеть еще одну фигуру — оленя. По словам местных жителей, она появилась позднее. Многие верят, что таким образом дух, обитающий в священном озере, напомнил о своем существовании. Есть и другая, научная версия происхождения наскальных изображений: результаты анализа камней позволяют предположить, что фигуры — побочный результат жизнедеятельности грибов и одноклеточных водорослей.

От берегов озера в разные стороны расходятся ущелья с сейдами — огромными валунами треугольной формы, покоящимися на нескольких камнях меньшего размера.

Стоит отметить, что интерес у туристов вызывают не столько ущелья, сколько окружающие их горы, хранящие немало тайн.

Например, на г. Нинчурт были обнаружены развалины древнего комплекса с обсерваторией: желоб 15 м длиной, предназначенный для размещения телескопа, можно заметить невооруженным глазом с расстояния в несколько км. Лабораторный анализ каменных блоков, использованных при возведении комплекса более 10 тыс. лет назад, показал: они имеют искусственное происхождение, что косвенно подтверждает теорию о наличии высокоразвитой цивилизации на полуострове задолго до возникновения поселений саамов и лопарей.

Практическая информация

Добраться до озера можно на поезде или автомобиле.

Поезд: проезд из Мурманска до станции «Оленегорск» с последующей пересадкой на автобус до п. Ревда. Автобусная остановка располагается в 7 км от рудника, идти до него придется пешком или искать попутку. От вокзала до рудника можно доехать на такси, стоимость проезда не отличается от стоимости билета на автобус.

Автомобиль: нужно доехать по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск и свернуть направо — спустя 70 км покажется п. Ревда.

Экспедиция А.В. Барченко

Слово «сейд» в переводе с саамского языка означает «священный». Так коренные жители Кольского полуострова называют камни или скалы, имеющие для них культовое значение. Сейдозеро (Сейдъявврь), расположенное в Ловозерских тундрах, имеет особый сакральный статус, поскольку рядом с ним сосредоточены древние объекты поклонения саамов.

Это уникальное и загадочное озеро заинтересовало энтузиастов, увлеченных поисками легендарной Гипербореи. В 1922 г. в отдаленный район Кольского полуострова отправилась экспедиция, которую возглавил известный оккультист Алексадр Барченко, тесно сотрудничавший с особым спецотделом ОГПУ, занимавшимся паранормальными явлениями. То есть, это был практически советский «агент Малдер».

Формальным поводом для экспедиции послужило направление Петроградского Института изучения мозга и психической деятельности (Институт мозга). А.В. Барченко и его спутники должны были исследовать мерячение – странную психическую болезнь, встречающуюся на Крайнем Севере. Это необычное состояние часто связывали с шаманскими практиками, которые также интересовали многих ученых, тем более что в России всегда ходили легенды о могуществе саамских заклинателей духов.

Писатель Антон Первушин в книге «Оккультный Сталин» (Москва, 2006 г.) рассказал читателям, что в районе Сейдозера участники экспедиции обнаружили ряд объектов, которые привлекли их внимание. Так, еще на подходе к священному водоему исследователи заметили массивный прямоугольник, словно высеченный из гранита

Правильная геометрическая форма этого камня заставила А.В. Барченко задуматься о его рукотворном происхождении. К тому же, компас подтвердил, что гранитный прямоугольник точно ориентирован по сторонам света. Еще один подобный камень путешественники обнаружили, когда подошли ближе к Сейдозеру.

Один из участников экспедиции, астроном Александр Кондиайн, сделал в своем дневнике такую запись: «По другую сторону виден противоположный крутой скалистый берег Сейдозера, но на этих скалах довольно ясно видна огромная, с Исаакиевский собор, фигура. Контуры ее темные, как бы выбиты в камне».

Согласно древней легенде саамов, эта напоминающая человека наскальная фигура – тень, оставшаяся от коварного предводителя захватчиков, которого звали Куйва. В далеком прошлом его воины собирались полностью истребить местных жителей, но саамский шаман одолел иноземное войско с помощью могущественных духов. А сам Куйва навеки остался здесь, превратившись в изображение на скале.

Экспедиция А.В. Барченко обнаружила остатки древних каменных сооружений, полуобвалившиеся траншеи и пещеры, заваленные камнями подземные ходы, пирамидальные камни и мощеную двухкилометровую дорогу, ведущую от Ловозера к Сейдозеру. В одном из горных ущелий путешественники увидели желтовато-белую колонну, напоминающую гигантскую свечу, а рядом с ней – камень правильной кубической формы.

О результатах исследований А.В. Барченко рассказала «Красная газета» в номере от 19 февраля 1923 г. В статье говорилось, что исследователи нашли в районе Сейдозера остатки культуры, существовавшей в то время, когда цивилизация Древнего Египта еще даже не зародилась. И хотя сейчас от былого величия этой предполагаемой Гипербореи остались лишь камни, местные саамы все еще поклоняются им, считая священными.

Легенды Сейдозера

Одна из главных легенд повествует о гибели Чудэ-Чуэрвя. Он был начальником чудской дружины. Однажды он вместе с воинами пришел на Ловозеро и дал команду грабить лопарей. Люди пустились в бегство: их путь пролегал мимо идола «Старухи», являющейся покровительницей охоты. Один из беглецов попросил ее сделать плохую погоду, после чего разразилась гроза. Шведы, гнавшиеся за людьми на лодках, погибли в озере. Остался жив только начальник и повар-колдун. Когда, обессиленные, они добрались до Мотки-Губы, то попали в руки жителей тундры.

Чуэрвя взяли живым, а повар бросился в Сейдозеро и переплыл его, обратившись в щуку. Когда он вылез на берег, то окаменел и остался стоять там навечно. Чудэ-Чуэрвя принял христианскую веру и долго прожил среди лопарей, а когда стал старым, ушел в леса и обратился в каменную статую. Жители стараются не тревожить Чудэ и повара, поэтому в горах всегда разговаривают шепотом и просят туристов делать так же.

Такая интерпретация легенды является не единственной. По другой версии, описанной А.Е. Ферсманом, лопари, увидев, что шведы погубили множество собратьев, пошли на них с боем. Загнали начальника чудского на скалу и обложили со всех сторон. Долго пытался Куйва (Чудэ) выбраться из западни, да так и не смог, оставшись на века висеть над зелеными водами гигантской тёмной фигурой. А кровь лопарей, погубленных в боях, рассыпалась красными камнями по тундре.

Подземный город

В конец 90х годов 20го века Исследования загадок Сейдозера были возобновлены. На поиски новых доказательств существования в этих районах древней Гипербореи были отправлены несколько отрядов исследователей. Одной из экспедиций удалось найти следы цивилизации и идентифицировать их искусственное происхождение: наскальные письмена, огромные каменные плиты правильной прямоугольной формы с отверстиями, руины каменных сооружений.

На одной из возвышенностей были обнаружены фрагменты «стены», по своему строению и отделке напоминающей защитное сооружение. В этом же районе был обнаружен искусственный колодец с талой водой, размером примерно 4 на 4 метра, удивительно было то, что строение имело фундамент, представляющий собой каменную кладку. Вряд ли такие необычные сооружения были случайно образованны природными факторами.

Спустя некоторое время, исследовав обнаруженные артефакты, ученые приняли решение обследовать дно озера с помощью гидролокатора и эхолота. Результаты были ошеломляющие: на дне озера существуют несколько глубоких отверстий, уходящих под гору. Возможно это и есть вход в «город шаманов»?

Дальнейшие гео- и гидрофизические исследования показали, что под долиной озера находится огромная подземная пещера, от поверхности её отделяют 9 метров почвы и горной породы, а нижний предел пещеры приборы так и не смогли обнаружить – приборы не осилили глубину более 30 метров. С точки зрения геологии и геодезии, естественных пещер, особенно такого крупного размера в этом регионе не может существовать.

Миф о Гиперборее

В древнегреческой мифологии Гиперборея – край далеко на севере, где солнце не садится по полгода, а жители не знают зла. Согласно трактатам Гесиода, эта страна находилась под покровительством Аполлона. О загадочной северной земле говорили не только греки – и римляне, и учёные Нового времени упоминали Гиперборею в своих трудах. Но точно никто из древних исследователей не мог сказать, где же находится мифическая страна. Интересно, что у многих народов есть предания о затерянном благоденственном крае, который поразительно напоминает древнегреческие мифы.

В XIX веке впервые прозвучит теория о том, что искать следы Гипербореи нужно на Кольском полуострове. Постепенно версия начнёт набирать сторонников, и в 20-е годы на поиски загадочной страны отправится советская экспедиция.

Сейдозеро

Прародина цивилизации

Древние греки считали, что из Гипербореи в Дельфы прибыл сам бог Аполлон. В представлении античных ученых и писателей, далеко на севере расположен благословенный край, где живут мудрые, добродетельные и сильные люди. Причем, они наделены такими идеальными качествами и способностями, что намного превосходят жителей других стран. Об этом кандидат философских наук Олег Матвейчев написал в своей статье «Гиперборея и гиперборейцы в трудах античных ученых», которая опубликована в журнале «Социально-гуманитарные знания» (№ 3 за 2017 г.).

Согласно древнегреческим преданиям, гиперборейцы иногда открывали избранным людям тайны мироздания и оказывали им помощь в экстремальных ситуациях. Поэтому О.А. Матвейчев и некоторые другие исследователи предполагают, что гиперборейцами античные авторы называли представителей некой высокоразвитой цивилизации, повлиявшей на развитие эллинской культуры.

В научном сообществе не утихают споры о том, где могла находиться эта таинственная страна и что за народ ее населял. Среди отечественных исследователей есть ученые, которые проводят прямую аналогию между Гипербореей и Арктидой (родиной древних ариев). Истоки этой цивилизации они ищут на севере России, ориентируясь на мифы и предания разных народов.

Известный публицист Александр Асов в своей книге «Атлантида и Древняя Русь» (Москва, 2001 г.) отметил, что некоторые саамские легенды о священном Сейдозере удивительным образом перекликаются со славянскими мифами. Речь в них идет о неких людях или предках, которые были вынуждены покинуть свою родину из-за козней злого Куйвы, в образе которого исследователь увидел явные черты Кощея Чернобога.

Поэтому автор не сомневается, что легендарная прародина славян и, вообще, колыбель нашей цивилизации находится в районе Сейдозера.

Характерные особенности сейдов

В расположении святилищ древних саами в Карелии выделяется несколько характерных признаков:

  • культовые комплексы располагаются на пологих, часто безлесых, вершинах гор;
  • скопления камней сейдов всегда располагаются на скальных поверхностях (сейды никогда не возводились на других, послеледниковых формах рельефа);
  • сейдам сопутствуют небольшие верховые озера — палеоводоемы;
  • один из первостепенных ландшафтных атрибутов святилищ — наличие ущелий, трещин в скалах, разломов и подобных образований.

Результат работы с источниками и уточнения географических особенностей сейдов Карелии позволил определить места возможного расположения крупных скоплений культовых камней древних саамов на Кольском полуострове и посетить эти места в 2004 и 2005 гг.

Фото 5. Для сейдов часто выбирались валуны, имеющие повреждения, выветривания. Гора Двойная, Кольский полуостров

Были обследованы северные районы Кольского полуострова от Лиинахамари до горы Северный Сейдпакх.

В этой полосе было выявлено несколько крупных комплексов, по предварительной оценке, состоящих из нескольких тысяч культовых камней.

Обзор плато сейдов Кольского полуострова позволяет выделить конструктивные и ландшафтные внешние признаки, по которым с большой степенью вероятности можно отнести тот или иной сейд к рукотворным объектам.

К первым относятся особенности установки камня, условно названные архитектурой сейда.

Так, валуны околосферической формы имеют опоры под центром, плоскиеобломки скал обычно возводились горизонтально на трех-четырех опорах, камни околокубической формы часто удерживались на ребре при помощи одной опоры.

Стандартные признаки сейдов — визуально неустойчивая установка валунов, использование опорных камней цвета, отличного от цвета самого сейда, использование породы, нехарактерной для данной местности.

Фото 6. Редкая компоновка: один трехопорный сейд опирается на другой. Гора Двойная, Кольский полуостров

На плато сейдов собственно камням-сейдам часто сопутствуют другие конструктивные элементы: каменные кучи и пирамидки, очажные и квадратные выкладки, заложенные камнями трещины в скалах.

Выявлены даже характерные для данной местности «стили».

Их существование в установке камней может говорить о длительном времени развития и существования этого культа, а также, вероятно, о некоторых отличиях в культурном плане между племенами, обитавшими в различных районах Карелии и Кольского полуострова.

С другой стороны, различные стили соответствуют различным формам рельефа.

Рукотворность комплексов плато сейдов подчеркивают и ландшафтные признаки.

Они установлены только на скальных поверхностях, на доминирующих над местностью высотах, вблизи небольших водоемов или источников.

Фото 7. В сейдах часто наличествует не только инженерная, но и эстетическая составляющая. Териберка

Сейды никогда не возводились на хаотических скоплениях валунов, оставленных ледником.

Условные центры культовых комплексов — и рукотворные конструкции, отличные от сейдов, и естественные образования.

На горе Кивакка в Карелии (название которой происходит от Киви Акка — «Каменная Баба») сейды группируются вокруг разлома, проходящего через вершину горы, а на горе Двойной центрами служат скальный останец на одной вершине и небольшая каменная пирамидка, возведенная над трещиной, на другой.

На карельской горе Нуорунен — собственно центральная вершина, на террасе вокруг которой сгруппированы сейды.

По этим признакам можно предположить, что древние обитатели Севера выбирали места для возведения культовых комплексов на некотором удалении от определенных природных объектов — останцов, скал, ущелий, провалов, которые, видимо, обожествлялись, как и сами сейды.

Реальное Сейдозеро

На Кольском полуострове есть несколько водоемов, оспаривающих друг у друга название Сейдозеро и претендующих на статус священного места. То из них, которое исследовали А.В. Барченко и В.Н. Демин, имеет в длину около 8 км, а его ширина варьируется в разных местах от 1,5 до 2,5 км. Водоем находится на высоте 189 м над уровнем моря. В него втекает река Эльморайок, а вытекает река Сейдъяврйок, которая несет свои воды в соседнее Ловозеро.

С точки зрения географии и гидрологии, Сейдозеро ничем не примечательно. Если бы его особо не почитали саамы, то исследователи могли бы просто не обратить внимания на необычные камни и наскальные изображения. К тому же, некоторые скептически настроенные ученые считают, что никаких реальных доказательств существования древнейшей цивилизации на Кольском полуострове найдено не было.

Например, кандидат философских наук О.А. Матвейчев в своей вышеназванной статье подверг резкой критике результаты исследований В.Н. Демина и других энтузиастов. Автор отметил, что саму тему поисков легендарной Гипербореи дискредитируют псевдонаучные публикации в желтой прессе и телепередачи, посвященные паранормальным явлениям. И нельзя серьезно воспринимать утверждения типа: «Гиперборея, она же Россия – прародина всех людей на Земле».

Кстати, обоснованные сомнения в великом открытии А.В. Барченко заставили группу партийных и научных деятелей отправиться к Сейдозеру еще летом 1923 г. Возглавил эту малоизвестную экспедицию Арнольд Колбановский – секретарь наркома просвещения А.В. Луначарского.

В книге «Оккультный Сталин» А.Н. Первушин написал, что после внимательного рассмотрения Куйвы скептически настроенные исследователи решили, что это изображение представляет собой «не что иное, как выветренные темные прослойки в отвесной скале, издали напоминающие своей формой подобие человеческой фигуры».

Точно так же, результатом воздействия природных сил, которые при наличии фантазии можно принять за рукотворные объекты, А.Э. Колбановский и его спутники назвали остальные находки А.В. Барченко. Например, каменное пирамидальное сооружение, принятое энтузиастами за историческую предшественницу величественных древнеегипетских гробниц, при ближайшем рассмотрении оказалось лишь обыкновенным вздутием горной породы, образовавшемся на одной из вершин.

Так что поиски легендарной Гипербореи продолжаются.