Оглавление
Маршруты восхождения
По данным российских и зарубежных классификаторов всего на Эльбрус категорированы около десяти различных маршрутов (при этом восхождения на Восточную и Западную вершины различают).
Классический маршрут (по южному склону)
Является наиболее популярным. Сложность маршрута по российской классификации 2A (II по классификатору УИАА). Маршрут начинается (как правило) от приюта «Бочки» (конец канатной дороги, 3900 м), и идёт практически диаметрально вверх под Восточную вершину мимо бывшего Приюта одиннадцати (4157 м), нового приюта и скал Пастухова (4670 м) до высоты примерно 5000 метров, откуда по так называемой косой полке осуществляется выход на седловину (5416 м). Далее от седловины очевидный подъем на любую из вершин. Как правило, продолжительность восхождения с учетом транспортных издержек, акклиматизационных выходов, погоды и степени готовности восходителей занимает 8—10 дней (непосредственно путь от Приюта 11 до вершины для подготовленных спортсменов занимает 5—6 часов (без учета времени на спуск).
Классический маршрут (по южному склону)
Упрощенная схема передвижения по маршрутам, вид сверху. Зеленым показан подъем с 4100 до 4350 м, синим с 4350 м до 4700 м, красным с 4800 м до 5000 м. Время прохождения зависит от многих факторов, поэтому на карте нет масштаба расстояния. Черными стрелками показаны ошибочные направления спуска с маршрута.
Классический маршрут (по северному склону)
Сложность маршрута по системе UIAA (УИАА) классифицирован как 2A. Маршрут начинается от базового лагеря на высоте 2500 метров и ведет через Северный приют (3700 м) и скалы Ленца (которые являются хорошим естественным ориентиром) на Восточную вершину. В верхней части маршрута возможно уйти траверсом в направлении седловины и далее на Западную вершину. Особенностью маршрута (по сравнению с южным) является практически полное отсутствие инфраструктуры, что требует от участников восхождения большей автономности и туристической квалификации.
* Само восхождение требует наличие страховки и связки: веревка, ледорубы и кошки всем участникам.
Классический маршрут (по северному склону)
Маршрут по восточному ребру
Сложность маршрута 2Б. Подъем начинается от поселка Эльбрус и проходит по ущелью Ирикчат, через одноименные перевал и ледник до начала восточного ребра — Ачкерьякольского лавового потока, вдоль которого осуществляется подъем на Восточную вершину (к началу гребня возможны варианты подходов).
* Само восхождение требует наличие страховки и связки: веревка, ледорубы и кошки всем участникам.
Другие маршруты
Подъем на Восточную и Западные вершины в рамках одного восхождения (маршрут «Крест») имеет сложность 2Б. К более сложным маршрутам, восхождения по которым возможны только для подготовленных спортсменов-альпинистов (горных туристов), относятся комбинированные маршруты Эльбрус (Западная) по северо-западному ребру (3А) и Купол (Западное плечо Эльбруса) по южной стене (5А).
Раннее утро на Эльбрусе. Вид со склона на горы Приэльбрусья
Приют 11 и скалы Пастухова
Для любителей космических видов и ярких впечатлений есть возможность подняться на высоту 4100 — место называется Приют 11 или 4400 — Скалы Пастухова. На станции Гарабаши стоят несколько ратраков и снегоходов, которые довезут туда, куда не едет канатная дорога. Подъем до скал Пастухова стоит 1000 рублей с человека. Если вас двое, можно ехать на снегоходе, а если компания — веселее всем вместе на ратраке. Цена будет одна и та же.
Снегоходы завозят людей на высоту 4400. «Парковка» на скалах Пастухова.
Эльбрус на этой высоте кажется совсем близко.
Снежный Кавказкий хребет, вид с высоты 4400.
Спускаться сверху, честно говоря, было не очень комфортно. Там нет подготовленной трассы, а весной снег подтаивал и местами приходилось ехать по ледяной вспаханной дороге, причем довольно узкой. Но виды и ощущения высоты заставили забыть о таких мелочах.
Один из участков трассы и красота зимнего Приэльбрусья.
Ну и само собой ни один лыжник не откажется спуститься от скал Пастухова прямо на Азау.
Кафе
Мы не будем рекламировать какие то заведения. Во всех кафе Приэльбрусья готовят местные блюда — шорпу, хычины шашлыки, причем везде вкусно и примерно по одинаковым ценам. Прежде чем заказать обед, советуем посмотреть на порции. Мы несколько раз просили завернуть еду с собой, потому что просто не могли все съесть. Если вы собрались после обеда еще катать, одной тарелки шорпы будет достаточно. Это суп из баранины с солидным куском мяса и картофелем, к нему вам бесплатно подадут лаваш.
Обед традиционно выглядит примерно так. Шорпа с бараниной и хычины. Очень вкусно.
Очень вкусно можно пообедать на поляне Чегет, там бывает чуть меньше людей.
Прокаты
Прокатов на Азау достаточно. Но все таки мы всегда рекомендуем пользоваться официальными прокатами курорта. Есть гарантия нормального обслуживания снаряжения.
Прокат Альпиндустрия, официальный прокат курорта.
Здесь же можно оставить лыжи и вещи на хранение, арендовать ячейку.
Есть бесплатный туалет (вдруг кому пригодиться). Лавочки, чтобы переодеться в тепле. Прокат находится прямо рядом с подъемником, в 30 метрах.
Стоянки
На поляне Азау самые дешевые стоянки на всем Кавказе. Место на парковке стоит 150 рублей за сутки. В самые пиковые дни говорят бывают проблемы с местами, но мы так ни разу не попадали. Приезжаем рано утром, проблем поставить машину нет, площадки чистят, помогают припарковаться, все как положено.
Для детей
Для детей Саби парк. Катание на ватрушках за ограждением, в безопасном месте.
Саби Парк. Рядом зеленый выкат с трассы, где учатся новички и дети в том числе, для них есть отдельный бугельный подъемник.
27 апреля — 1 день
Последние дни перед выездом на Эльбрус пролетели молниеносно, словно листы в отрывном календаре. Общий сбор иркутской и пермской частей группы был запланирован на вечер 27 апреля в одной из гостиниц поляны Азау, с которой и начинается канатная дорога на вершину Эльбруса с юга.
Растянувшись на весь день, прилетающие в аэропорт Минеральных Вод, пересаживались в такси и через 2,5 часа прибывали к условленной точке сбора. Поскольку я протянул с покупкой авиабилетов, то удалось попасть только на рейс, прибывающий в Минеральные Воды в семь вечера. Недели за три до вылета, жена также загорелась желанием провести майские праздники на фоне Кавказских гор — и вот я уже лечу не один: со мной летит жена (Аня) и уже знакомый вам по многим отчетам трехлетний сын Мишка. На гору они конечно не пойдут, а будут знакомиться с природой Кавказа внизу.
Мы прилетели в Минеральные Воды под вечер — вышли в старом терминале (обратные вылеты почему-то производятся из нового). В Минводах популярные онлайн-сервисы такси не работают — пришлось брать такси тут же за стойкой агентств. Взяли приору с детским креслом за 2,2 тыс. рублей.
Дорога по уже ночному Приэльбрусью оказалась ничем не примечательна — все виды оказались скрыты быстро навалившимися сумерками и лишь только при подъезде к подножью Кавказского хребта за окнами, в свете луны, стали громоздиться исполинские скалы. На поляну Азау приехали уже после полуночи — нашли гостиницу, плотно поужинали и легли спать. За стенкой храпели иркутяне…
Характеристики курорта
Курорт «Архыз» находится на высоте от 1 440 и до 3 300 метров над уровнем моря. Самые высокие точки курорта — это горы Пшиш и София. Общая площадь курорта составляет 16 тысяч га. На территории располагаются очень красивые ледники и горные озера Архыза. Софийский ледник имеет высоту 120 метров.
Инфраструктура курорта «Архыз» развита до такой степени, что может принимать около 1000 посетителей каждый день. 4200 человек в час — такова пропускная способность подъемников.
Трассы курорта «Архыз». Лыжникам предоставляется 4 трассы. Их общая протяженность: 7,3 км.
- зеленые трассы (2);
- синяя трасса;
- красная трасса.
Зеленым трассам присвоен простейший уровень сложности. Синяя трасса имеет простой уровень сложности, а красная — средний. Две соединительные трассы служат переходными дорогами между различными зонами курорта. Длина трасс составляет 158 метров и 580 метров.
Трасса среднего уровня сложности имеет сертификат международной Федерации лыжного спорта (FIS). Это позволяет проводить на горных склонах «Архыза» международные горнолыжные соревнования. Один из показателей горнолыжного курорта высокого уровня — это мобильная система искусственного снегообразования. Ее совершенствование позволит вводить курорт в эксплуатацию даже при высоких дневных температурах.
Схема трасс горнолыжного курорта «Архыз» (карта):
Подъемники горнолыжного курорта «Архыз Скай». К услугам лыжников предоставляется два подъемника: кресельный и гондольный. На кресельном подъемнике турист может добраться до самой верхней площадки за 6 минут. Гондольный подъемник перевозит в кабине 8 челок. Время доставки на самую высокую точку составляет 7 минут.
В 2014 году началось внедрение системы освещения южных склонов. Возводятся специальные сооружения для защиты склонов от снежных лавин. В будущем курорт планируется развить до такой степени, чтобы он смог принимать 30000 человек каждый день. При этом пропускная способность подъемников возрастет до 142 тысяч человек в час. Полное завершение проекта горнолыжного комплекса запланировано на 2020 год.
Посмотрите фото горнолыжного курорта «Архыз»:
1 мая — 5 день
Проснулись в пять утра — самочувствие сегодня у моих товарищей получше чем накануне, а у меня даже намеков на головную боль нет — словно я у моря, а не на высоте 4 километров. Для Тимура и Виталия это день истины. Именно сегодня будет понятно — смогут они пойти на восхождение или нет.
Но у Виталия дилемма осложнялась еще двумя неизвестными. Его сын Данила, по всей видимости, вообще не имел большого желания идти в гору — по крайней мере до настоящего времени он какой-либо мотивации к этому не показал. Очевидно одно — при текущем уровне подготовки он подняться не сможет. Поэтому Виталию надо будет сделать выбор — или он идет один на восхождение или вообще не идет. Второе обстоятельство — у них были одни кошки на двоих. Да, вот так тоже бывает. В общем, сегодня даже на верхние скалы Пастухова из них мог пойти только кто-то один.
Виталий и Данила традиционно задержались, а мы с Тимуром вышли ровно в шесть. Погода продолжает баловать — на небе ни облачка.
Солнце только-только поднялось
С самого начала подъема договариваемся с Тимуром — идем не останавливаясь, если чувствуется усталость, просто снижаем темп с низкого до очень низкого. И о чудо! В таком режиме без единой остановки выходим на полку в районе 4730 метров — здесь второй день стоит палатка организаторов фестиваля Red Fox.
Тимур чувствует себя хорошо, я же просто наслаждаюсь — мне невероятно кайфово. Ощущение, словно ловишь «поток» и тебя несет — тело само переставляет ноги, а на душе как и в небе — ни облачка. До Ратрака еще метров 150 по вертикали, мы хоть и медленно, но идем — Тимур впереди, я сзади на подстраховке. Видно, что восхождение дается Тимуру уже сложнее — кислорода все меньше, он пытается остановиться и передохнуть, но я убеждаю его это делать не дольше чем на 10 секунд и не чаще чем встречаются флажки Red Fox. Идя в таком медленном темпе я и сам начинаю чувствовать усталость. Героически Тимур все-таки поднимается до Ратрака и я оставляю его там отдышаться, а сам иду выше к Косой полке.
Набираю еще около 150 метров — и вот я стою на самом начале той самой коварной Косой полки, о которой так много наслышан.
Видите темные пятна в левой части кадра? — это открытый ледник
По фото и не скажешь, что это какое-то опасное место — в сиду она пологая и совсем не страшная. А на самом деле — это узкая тропинка шириной в 30-40 сантиметров по присыпанному снегом леднику длиной около 3 километров и набором высоты до седла чуть больше 300 метров. На полке негде присесть отдохнуть, а случае падения на ней восходителя, он, по сути, в свободном падении летит по склону несколько сот метров до трещин или скал. Мои возможности опять упираются в психологический барьер — даже во второй день на кошках я чувствую себя довольно неуверенно. Решаю не искушать судьбу и спускаться вниз.
Забираю Тимура на Ратраке и мы не спеша идем к бочке. Настроение отличное, успешный подъем Тимура до такой высоты внушает оптимизм. На середине скал Пастухова встречаем Виталия — он собрался также подняться до Ратрака. В это время меня набирает жена — как оказывается она поднимается с лыжами на Гара-Баши и жаждет отдать мне Мишку. Оставляю Тимура и ускоряюсь по склону.
По пути заскакиваю в лагерь спасателей напротив Приюта-11 — хочу узнать частоты для раций и зарегистрировать выход. К своему удивлению никого там не застаю — такое впечатление, что там вообще никто не появляется. Разбираться с ситуацией на месте времени нет и я решаю поискать всю эту информацию позднее в интернете.
В кафе на Гара-Баши забираю Мишку у жены, а рюкзак в бочке и спускаюсь по канатке до поляны Азау — по плану у нас две ночи на восстановление до штурмового выхода. Иркутяне спустились вниз еще утром. Аня появляется в гостинице ближе к вечеру очень уставшей — даже один спуск с такой высоты с непривычки ее сильно вымотал.
Подъемники
Мы пользуемся гондольной канаткой, которая поднимает на станцию Гарабаши на высоту 4950 метров над уровнем моря. Можно воспользоваться старой канатной дорогой, она чуть дешевле, но на самом верху придется подниматься на креселке, самая высокая точка которой чуть ниже.
Нижняя станция канатной дороги на Поляне Азау. Рано утром совсем нет очереди.
Очередей практически не было, а при скоплении людей, скорость подъемника увеличивали и больше 5-7 минут мы не стояли.
А это верхняя станция Гарабаши на высоте 3843 метра. Первые лыжники готовятся к спуску.
Цена скипасса в этом сезоне 2100 рублей от Азау до Гарабаши. В кассах очередей тоже не было, но банковские карты почему то принимают только после 10 утра. Рядом есть банкомат сбербанка, можно без проблем снять наличку.
Со станции Гарабаши вид на Эльбрус. Повезло с погодой, не так часто он предстает зимой во всей своей красоте.
Трассы
Трассы в Приэльбрусье отличные. Три отрезка Гарабаши — Мир, Мир — Кругозор и Кругозор — Азау. В основном синие, с небольшими красными участками. По сути трасса одна, которая расходится в разные стороны и потом опять встречается в одной точке. Так что заблудиться не вариант. Участок Кругозор — Азау немного сложнее остальных, но он очень широкий, и спускаться комфортно, даже если не очень уверенно катаете. Весной внизу снег тает быстрее и после обеда кататься мягко говоря не комфортно. Зато на верхних участках сезон продолжается до глубокой весны.
Начало спуска на участке Гарабаши — Мир. Виды просто космические. Снег отличный, на такой высоте он долго не тает.Пологий участок трассы на участке Гарабаши — Мир. Еще видно утренний вельвет.Еще один участок трасс. Наш спуск есть в записи на видео, загрузить несколько сотен фотографий просто нет возможности.
Это уже конец спуска, близко к поляне Азау. Заметно меньше снега вокруг.
«Стою на вершине, я счастлив и нем….»
Благодаря постановлению правительства Российской Федерации, при активной поддержке властей Кабардино-Балкарии инфраструктура туризма развивается в Приэльбрусье семимильными шагами. Удобнейшие туристические базы, отели с «люксовыми» номерами, ультрасовременные подъемники, прокаты современного горного и лыжного снаряжения – лишь малая часть того, на что может рассчитывать турист, приехавший к самому высокому пику Европы.
Покорить одну из горных вершин, с которой открывается поистине потрясающий вид, можно в одной из экспедиций. Они постоянно организовываются здесь компаниями, получившими на этот вид деятельности специальную лицензию. Восхождение на Эльбрус всегда проходит под руководством профессионального альпиниста, знающего все тонкости и нюансы покорения горного пика.
Именно благодаря подготовке этих людей, восхождение на Эльбрус стало практически безопасным. Однако перед тем как решиться взойти на самую высокую гору Европы, следует трезво оценить свои силы. Для человека со слабым здоровьем такое путешествие может закончиться трагически. Хотя, практически все экспедиции оснащены радиосвязью со специальными станциями. В случае возникновения какой-либо опасной ситуации со специальной площадки поднимается вертолет, на борту которого находятся опытные спасатели. Перед восхождением руководители группы еще раз пытаются определить физическое состояние каждого участника и, в случае каких-либо сомнений в его выносливости, рекомендуют отложить покорение пика, а лучше в эту поездку насладиться красотами Приэльбрусья, которые довольно сложно описать словами.
Трудный подъем, запах сероводорода, холод, пронизывающий ветер, слабость, которая практически никогда не проходит — кажется, вулкан противостоит альпинисту.
Но трудности остаются позади, и альпинист оказывается на самой высокой точке Старого Света, на пике 7 чуда России
Стоя на вершине Эльбруса, неважно, западной или восточной, еще так и не привыкнув к разряженному воздуху, но онемев от великолепия, которое окружает эту величественную гору, начинаешь понимать слова из песни В.С. Высоцкого, где он говорит, что немного завидует тем, тем, кому еще только предстоит покорение вершины. Рейтинг достопримечательности:
Рейтинг достопримечательности:
← РОССИЯ | КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ | ЕВРОПА → |
29 апреля — 3 день
Семь утра — солнце уже довольно высоко, но вокруг пустынно. Для радиальных выходов еще рано, а для штурмового — очень поздно.
Продрав наутро глаза, первым делом начинаю сканировать собственное состояние и с удовлетворением отмечаю, что кроме небольшой головной боли других негативных симптомов нет. По местному шесть утра, но привыкшие к еще более раннему временному поясу, отзвонились иркутяне — они уже давно проснулись и собираются на выход.
В районе восьми утра на склон выкатываемся и мы. Мы с Тимуром пытаемся нагнать ушедших на полчаса до нас иркутян, а Виталий с сыном остаются на бочке — им торопиться некуда, у них сегодня небольшая прогулка. Идем довольно ходко, но каждый час приходится останавливаться для передохнуть, попить чая. Примерно через два с половиной — три часа достигаем верхней гряды скал Пастухова и тут начинаются небольшие проблемы: то и дело встречаются неприятные ледяные участки и нам без кошек идти по ним крайне некомфортно. Скорость падает, требуется значительная поддержка на палках. Изрядно запыхавшись, все таки достигаем иркутян, курящих бамбук на верхней границе скал. После отдыха я чувствую себя довольно свежим, а вот Тимур наоборот выглядит усталым.
Кавказский хребет со скал Пастухова
Спускаемся вниз на бочки — солнце прилично подпекает, утренние снежные колтуны превращаются сырую кашу. Во мне просыпается аппетит — я урча сметаю припасы: сырокопченую колбасу, доширак, сыр, сухофрукты с орехами, пряники. Мои товарищи, напротив — вяло пожевав снедь, закутываются в спальники и мужественно борются с симптомами недостаточной акклиматизации. В иркутском лагере обстановка схожая — сегодня в гости к друг другу никто не идет. Один я маюсь поиском общения ))
Остаток вечера занимаюсь нехитрым бытом — вода принесенная с Азау в бутылках уже заканчивается, приходится идти на общую кухню и на газовой плите топить в кастрюлях снег. На высоте вода закипает крайне неохотно — огню также не хватает кислорода. Примерно за час все-таки заливаю кипятком все термоса — утром заниматься этим времени не будет.
А тем временем солнце неумолимо склоняется к западной вершине Эльбруса — выйдя в туалет, я как минимум пару раз возвращаюсь за камерой. Краски, свет, облака — все меняется непредсказуемо. Вроде наснимал уже все что хотел, отнес камеру в бочку, пошел таки по своим делам — вах! вах! и опять бежишь обратно )))
Кафешка на станции Гара-Баши на закате.
2 мая — 6 день
Утро начинается с производственного совещания на крыльце гостиницы — прогноз погоды на планируемое к штурму 4 мая показывает переменную облачность со снегом. Днем ранее прогноз пока более благодушен — но нам тогда надо к вечеру снова подниматься на гору. Наш вылет из Минеральных Вод 8 мая, но погода по прогнозу с 5 по 7 мая только ухудшается, как и наши шансы на успешное восхождение. В итоге принимаем решение рискнуть и идти на штурм в утром 4 мая.
Тем временем, Тимур сообщает, что Виталий с Данилой с большой вероятностью на восхождение с нами не идут. Еще вчера они спустились с горы и уехали в гости к родственникам. Участие Стаса в восхождении тоже под вопросом — у него только спала температура и вообще он выглядит сильно простывшим. У нас Тимуром еще одна проблема — бронь на нашу бочку с пятого мая, а до этой даты никаких свободных мест нет — желающих подняться на гору в праздничные дни очень много. В итоге, поскольку наша команда резко сократилась до семи человек, иркутяне приглашают меня с Тимуром в свою бочку в ночь перед штурмом. Вопрос с нашим проживанием решился. Ну наконец-то! Теперь от меня уже ничего не зависит — я отбрасываю свои рефлексии и мы семьей уходим на прогулку в Терскол.
Живописная тропинка от поляны Азау до Терскола петляет по лесу вдоль автомобильной дороги. Погода великолепная, тепло — идти одно удовольствие.
Дойдя до Терскола довольно долго ищем где-бы нам перекусить, но как ни странно — все едальни закрыты. Мы ловим машину и через несколько минут уже стоим на поляне Чегета. Вся поляна по периметру затыкана кафешками — с удовольствием проводим там пару часов, а потом на такси возвращаемся в Азау.
На поляне Азау встречаем известного пермского журналиста — Антона Толмачева. Он участвует в стартах Red Fox и планирует тоже подняться на вершину, при этом выше 4 километров он еще не поднимался… Сколько здоровья-то у людей…
Еще один день близится к завершению.
Пустит Эльбрус или не пустит
Тех, кто проходит его от самого подножия в долине Азау до вершины на 5 642 м, – единицы. Такое восхождение занимает несколько дней, а хочется же всё и сразу. Поэтому построили три подъёмника. За 1 500 рублей за полчаса поднимаешься до отметки 3 850 м. При хорошей погоде, покачиваясь в кабинке подъёмника, можно любоваться долиной Азау и склонами Эльбруса. При пасмурной – тихо скрыться в облаках, чтобы вынырнуть уже за ними и восторженно выдохнуть.
Эльбрус огромен – настолько, что не осознаёшь его размеров и, только глядя сверху вниз на соседние горы, понимаешь, что залез уже выше облаков. В их гуще вдруг открылась одна гора со снежной шапкой – не иначе как греческий Олимп. Где‑то там Зевс махнул на нас рукой: «Что с вами делать, все равно ж попрётесь, идите уж». Он разогнал тучи и показал обе вершины древнего стратовулкана, коим и является Эльбрус.
Получив такое благословение, мы поняли, что гора нас пустит. Предстояло протопать по талому снегу с полкилометра, поставить палатки на высоте 4 200 м, завести будильник на час ночи и попытаться уснуть.
В ту ночь я не заснула ни на секунду.
«Завтра выступаем»
Так, наверное, говорил Юлий Цезарь, готовя очередную осаду. Так сказал и наш командир, дождавшись погодного окна.
В подъёме на Эльбрус истинного туризма немногим больше, чем искренности в свадебных торжествах. Ничего личного – просто бизнес. На всём, и в первую очередь – на амбициях.
«Кто идёт на Эльбрус без бахил? А ботинки у вас какие? В этих пойдёте?! О-о! Варежки есть? Что, вязаные? Вы с ума сошли? Нужны верхонки (широкие обычно кожаные рукавицы – прим. ред.)! Куртка какая? Ну, без пуховки там делать нечего». Варежки – от 150 рублей в сутки, кошки – от 200, куртка – 300, ботинки – от 500 рублей. Прокатить можно абсолютно всё (и всех).
В итоге без проката одежды и снаряжения всё‑таки не обошлось
Нашей группе нужны были куртка и кошки, из предосторожности взяли две пары верхонок. Впрочем, как показал мой опыт, необходимость специальных вещей и снаряжения для новичков слишком преувеличена
Если наверху солнце – хватит обычной непродуваемой куртки и перчаток, а если же попал в буран – не спасёт ничего.
Радиотелескоп РАТАН-600
Расположен в 25 км от Нижнего Архыза в станице Зеленчукская. РАТАН расшифровывается как «Радиоастрономический телескоп Академии наук». Впервые он был запущен в июле 1974 года и является действующим до сих пор. Этот объект менее посещаем туристами, чем телескоп БТА, однако при этом он так же интересен. Антенна радиотелескопа состоит из металлических щитов, расположенных по окружности диаметром почти 600 метров. Фактически телескоп напоминает круглый стадион, или амфитеатр. Осмотреть уникальный и масштабный радиотелескоп можно в составе организованной группы. Экскурсоводами являются научные сотрудники обсерватории, которые доступным языком расскажут о сложных космических явлениях.
Радиотелескоп РАТАН-600
Трехэтажная конструкция, для подъёма на высоту и обслуживания щитов.
Каждый алюминиевый щит имеет высоту 11 метров, всего их почти 900.
Все вместе или по отдельности щиты могут менять наклон, отражая излучение от космических источников, которое падает на них, в единый центр — фокус телескопа.
В фокусе стоят облучатели, устройства, собирающие радиоизлучение, которое направляется на него щитами. Облучатель передаёт принятую энергию на вход радиометра, и, после усиления регистрируется электроизмерительным прибором. Таким образом на РАТАН-600 наблюдают за Солнцем, звездами, туманностями, галактиками, кометами и прочими небесными телами.
Всего облучателей несколько, они передвигаются по рельсовым путям, словно обычные вагоны.
Подробная экскурсия
Характеристика природных условий
Возраст сформировавшегося великана составляет более 1 млн лет. Раньше это был извергающийся вулкан. Его состояние сейчас неизвестно. Нагретые до +60 °C источники минеральных вод, бьющие из горных пород, свидетельствуют о временно заснувшем вулкане. Последнее извержение было в 50 годах н. э.
Для горы характерен суровый климат. Зимой температура колеблется от -10 °C внизу до -25 °C на отметке 2500 м, на вершинах до -40 °C. Сильные снегопады – нередкое явление на Эльбрусе.
Летом ниже высоты 2500 м воздух нагревается до +10 °C. На уровне 4200 м июльская температура ниже 0 °C. Погода здесь неустойчива: часто солнечный тихий день внезапно сменяется ненастьем со снегом и ветром. Самая высокая гора России ослепительно сияет в солнечные дни. В непогоду она окутана сумрачным туманом рваных облаков.
Горный рельеф Приэльбрусья – ущелья, каменные россыпи, ледниковые ручьи, каскады водопадов. После отметки 3500 м на горе Эльбрус наблюдаются ледниковые кары с озерами, склоны с опасной мореной, множеством подвижных камней. Суммарная площадь ледниковых образований 145 км².
На уровне 5500 м атмосферное давление равно 380 мм ртутного столба, вдвое ниже, чем на земле.