Оглавление
Соловецкий монастырь. История.
Соловецкие острова – это архипелаг, который состоит из огромного количества различных по размеру островов. Самый крупный из них – это собственно сам Соловецкий остров. Острова Анзерский, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий значительно меньше по размеру, но на них также располагаются строения.
Природа
Природа Соловецких островов удивительна и неповторима. Необыкновенная красота! Уединение с природой! Сказка! Таежная зона, в которой расположен архипелаг, накладывает свой суровый отпечаток на красоту островов. Чистейшие ледяные озера, высокие холмы, луга, покрытые сочной травой, топкие болота и конечно величественные северные леса. На небольшой территории островов представлено удивительное разнообразие ландшафта.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, вид сверху:
Соловецкий монастырь – кратко
Легендарный монастырь был заложен в начале XVв. Три бесстрашных подвижника – Савватий, Герман и Зосима обустроили на холодном острове в Белом море первую келью. Вскоре монахов посетило видение – божественной красоты храм, стоящий на окраине Большого Соловецкого острова. Ценой невероятный усилий церковь была построена, монахи были жалованы грамотой, дарующей им остров и все окрестные земли в вечное пользование. После смерти монахов-основателей их мощи были перенесены в специальную обитель.
Весьма быстро храм на далеких островах ледяного моря стал местом многочисленных даров от властителей государства
Особенное внимание к этому монастырю легко объяснимо – монастырь помог упрочить положение русских самодержцев в этом регионе. Ведь Поморье – это источник ценной рыбы, меха, соли, речного жемчуга, ценнейшей важской смолы, кожи морских зверей
Соловецкий монастырь стал проводником царской власти в этом богатом, но удаленном от Москвы регионе. Именно поэтому монастырь на островах всегда получал различную помощь от центральных властей. Его необычный статус подтверждается картами тех лет – он отмечен на них всегда, а ведь такой чести удостаивались не все города. Такое особое положение привело к тому что уже в XVIв на острове стали возводить каменную крепость. Старец Трифон, одновременно являющийся военным инженером и зодчим, превратил монастырь в настоящую крепость. Это было не лишним, так как Соловецкие острова много раз находились в осаде, как шведов, так и англичан. Быстро строения на островах стали не только монастырем, крепостью, но и тюрьмой. Все изменилось после реформы патриарха Никона. Монахи не приняли нововведение и остались верны вере отцов. Почти 10 лет северный монастырь держали в осаде правительственные войска. После взятия крепости все приверженцы старой веры были уничтожены. Несколько десятков лет монастырь находился в запустении. Лишь визит Петра I на Соловки вновь возвел обитель в ранг значимых.
Вплоть до Революции 1917 года Соловецкий монастырь наряду с Валаамским монастырем и Оптиной Пустынью был самым почитаемым и посещаемым всем русским народом. Попасть туда стремились и в качестве монахов, послушников, трудников, богомольцев. Строгий устав монастыря служил образцом для людей, монахи Соловецкого монастыря вызывали уважение и почитание.
Трагедия 1920 года
Трагедия разыгралась в 1920 году, когда было конфисковано имущество монастыря и уничтожена вековая обитель. Почти 20 лет Соловецкий монастырь прослужил в качестве лагерей особого назначения. Это был один из самых больших лагерей в России на то время. Здесь отбывали свой срок самые различные люди – служители церкви и вчерашнее дворянство, интеллигенты и уголовники.
Во время Второй Мировой Войны на Соловецких островах работала школа юнг и учебный отряд. В 1967 на островах было решено организовать Соловецкий музей-заповедник. Новая страница Соловецкого монастыря открылась в 1988 году, когда открылся церковный приход. Если ранее духовная жизнь на острове хоть и велась, но тайно, то теперь иеромонах Герман при большом скоплении народа открыто освятил часовню святителя Филиппа. Уже в 1990 году монастырь принял первых послушников. А еще через два года мощи первых соловецких подвижников Зосимы, Савватия и Германа вернулись из Петербурга в Соловецкий монастырь.
Соловецкие острова сегодня
Соловецкие острова ежегодно привлекают тысячи туристов . Одни следуют зову веры, других манят загадочные лабиринты, третьи просто хотят насладиться уникальной природой.
Святыни
В монастыре на Соловках сохраняются реликвии, почитаемые православным миром, — иконы, кресты, мощи святых. Здесь нашли последний приют преподобные отцы, чья жизнь связана с обителью.
Таблица 1. Сведения о святых
Святые | Дата упокоения | Год канонизации | Время перенесения в обитель |
Прп. Савватий | 1435 | 1547 | 1566 |
Прп. Зосима | 1478 | 1547 | 1566 |
Прп. Герман | 1479 | 1692 | 1484 |
Свт. Филипп | 1569 | 1636 | 1591 |
Свт. Маркелл | 1663 | 2004 | 2003 |
Свмч. Пётр | 1929 | 2000 | 1999 |
Рисунок 2. Раки с мощами прп. Зосимы, Савватия и Германа
Спасо-Преображенский монастырь сохраняет святые иконы:
- копию образа Богородицы Одигитрия, с которым прп. Савватий пришёл на остров;
- список иконы Божьей Матери Тихвинская именуется «Запечная» или «Хлебенная», так как явилась св. Филиппу во время послушания в пекарне;
- чудотворный Корсунский образ Пресвятой богородицы «Сосновский» обретён на сосне в 1627 году;
- икону XVII века с изображение прп. Савватия и Зосимы.
К святыням относится молельный крест из белого камня, принадлежавший прп. Савватию. На это указывает надпись на нижней лопасти реликвии. Предмет обрёл игумен Филипп в 1556 году. После закрытия обители большевиками крест находился в музее и вернулся на Соловки 1993 году.
Краткая история
По одному из преданий Зосима имел необычайное видение, объектом которого была церковь неописуемой красоты. Окруженная небесным сиянием, она стояла на востоке.
Усмотрев в видении знак свыше, в 1436 г. Зосима и его товарищ построили храм из дерева с трапезной и приделом – через его возведение они чествовали Преображение Господне. Спустя некоторое время в честь Успения Пресвятой Богородицы преподобные соорудили церковь, и обе постройки стали основными зданиями Соловецкого монастыря.
Соловецкий монастырь с высоты птичьего полёта
Иона – архиепископ Новгородский, выдал обители документ, подтверждающий ее вечное право собственности на Соловецкие острова. В дальнейшем такая грамота выдавалась монастырю и всеми последующими московскими государями. Изображение обители, стоящей посреди Белого моря, присутствовало на всех древних картах Московии XVI века, и ее появление символизировало единение государственности и православной веры в Северной Руси. Историками отмечено, что многих значимых по величине городов на старинных картах не было, а Соловецкий монастырь как форпост России на них присутствовал всегда.
Вид на Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь со стороны Белого моря
Со второй половины XVI столетия в монастыре под руководством игумена Филиппа ведутся строительные работы с применением камня. С 1552 по 1557 гг. при участии лучших зодчих монахи трудятся над возведением храма Успения Божией Матери с Трапезной и Келарскими палатами. На протяжении этих же пяти лет иноками расширяются монастырские пастбища, прокладываются дороги, строятся мельницы. Озера, количество которых превышает 70 наименований, благодаря прокладке каналов соединяются в единую систему. На острове Муксалма появляется ферма. Наконец, закладывается и возводится главный храм Соловецкой обители – Спасо-Преображенский, освящение которого состоялось в 1566 г.
Корожная башня
В конце XVI века монастырь на Соловецких островах получает статус крепости – он защищает северо-западные границы Российской державы. В 1578 г. сам Иван Грозный передает обители-крепости артиллерию, а через 6 лет царь Федор Иванович издает указ о возведении вокруг монастырского участка каменных стен. Работы велись в течение 12 лет, и в результате монастырь оказался окруженным 11-метровыми стенами из 6-тонных гладких валунов. Для прочности между ними укладывался известковый раствор с прокладкой в швах кирпича. Крупнейшие валуны расположены внизу и играют роль цоколя. С постепенным уменьшением вышестоящих камней стена утончается. В верхней части стен, смотрящей внутрь монастырского двора, обустроены крытые деревянные галереи – из них через бойницы велся обстрел наступающего врага.
Святые ворота под Благовещенской церковью
Местом установки артиллерии служили несколько ярусов перекрытий башен. Всего в монастыре 8 башенных конструкций. Прядильная, Сторожевая и Успенская видны со стороны бухты Благополучия. Квасоваренная, Белая, Поваренная, Северная и Южная башни стоят по отношению ко двору со стороны Святого озера. Все конусообразные башни завершаются высокими шатрами с оборудованными в них дозорными площадками. Аналогично возведению стен, башни у основания выкладывались из массивных валунов, а вверху, под самими шатрами – из кирпичей. Разница в толщине нижней и верхней частей стен достигает 4,5 м (внизу эти значения варьируются в пределах 5 – 6 м, а вверху они едины и составляют всего 1,5 м). Несмотря на это, все стены и башни были настолько прочными, что никакая вражеская сила не могла повредить их и проникнуть на монастырские земли.
Корожная башня с частью монастырской стены
Настоящая воинская слава пришла к монастырю во время Крымской войны, когда ему пришлось выдержать единственную, но очень мощную бомбардировку английскими 60-пушечными фрегатами (событие датируется 1854 г.). Канонада продолжалась в течение 9 часов, и за это время военные корабли выпустили из пушек около двух тысяч бомб и ядер. Но уплыть им пришлось без результатов, ведь своими действиями им удалось добиться лишь незначительного повреждения отдельных зданий.
Поваренная башня
Быт
Через несколько дней мы будем здороваться на улицах, как старые знакомые, жевать ламинарию и пирожки с пшённой кашей в «Кают-компании», не чокаясь, пить коньяк из походных рюмочек и зависать на редких перекрёстках, где ловит связь. А сейчас нас всех тошнит, и мы перекатываемся по палубе парома, как пьяные, не открывая глаз от непрерывного ветра. Уже равнодушно поглядываем, как чемоданы на палубе заливает волной, и радуемся, что не застряли в Рабочеостровске – последние дни штормило так, что навигацию остановили и нам достались последние нервные всплески волн и лёгкая морская болезнь.
Я выехала вчера, а приеду завтра. Сюда довольно муторно добираться, через всю Россию по вертикали, зато и через всю волшебную, таинственную, величественную Карелию тоже – и чем глубже в неё въезжаешь, тем меньше кругом людей, поселений и цивилизации: на Соловках живёт 2,5 человека на 1 кв. км. Для сравнения: в Белгороде – 2,5 тыс.
Быт в Соловецком посёлке предельно аскетичен. Миллиона за полтора можно купить двушку в бывшем бараке, за тысячу рублей – снять койко-место на день. Вода в кране цвета слабенького чая, но её в принципе можно даже пить: она чистая, просто окрасилась торфяниками, коих здесь немало. Отопление в некоторых домах центральное, но в основном печное, электричество – от небольшой дизельной электростанции.
На главном проспекте – Заозёрной улице – несколько сувенирных магазинчиков, кафе, продуктовый магазин. Товаров там минимум, и, например, на острове вообще нет сигарет. Кажется, где‑то из‑под полы можно достать пачку «Беломора» за 200 рублей, для этого нужен номер местного барыги. Вообще, любыми товарами: одеждой, гаджетами и прочим – нужно запасаться заранее, в сезон, и на месяцы вперёд.
Рожать, болеть или ломать ноги тоже лучше в сезон: в местной больнице работает только один доктор, нет узких специалистов, нельзя сдать анализы, есть стоматкабинет, но нет стоматолога, есть рентген-аппарат, но нет рентгенолога. Вопрос решается так: несколько раз в год на остров приезжают доктора с материка и принимают соловчан. Серьёзные вопросы здоровья едут решать, например, в Кемь: плывут 50 км по морю и едут ещё 10 до города.
Администрация Соловецкого района, действующее райпо, больница и аптека находятся в здании бывшего госпиталя. Построили его в 1939 году на монастырском кладбище. Для фундамента этого дома, а также детского садика и школы использовали могильные плиты.
Связь здесь ловят полтора оператора, и, хотя интернет есть, более надёжными остаются доски объявлений: «Стоп Шиес!», «Ноготочки и реснички», «Расколю дрова на раз-два!», «Экскурсии к белухам», «Сдам комнату», «В школу нужны учителя, от 24 тыс. рублей».
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь – этоглавная достопримечательность Соловецких островов. Этот монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества. Он был сооружён в первой половине XV века. Расцвет монастыря связан с деятельностью игумена Филиппа, возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием в 1548 году. Филипп приложил много усилий по внутреннему и внешнему благоустройству. По проектам игумена Филиппа были построены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). Благодаря деятельности Филиппа, монастырь превратился в богатый промышленным и культурный центр северного Поморья. Монастырь постепенно превращался в крепость с каменными стенами и башнями, по форме строение напоминало большой корабль. Во время Крымской войны к Соловкам подошла англо-французская эскадра, монастырю пришлось обороняться и выдержать осаду в 1854 году.
К началу XX века на архипелаге уже находилось 19 церквей и 30 колоколен. Вместе с монахами на острове находилось более 1000 паломников и наемных работников. Монастырь был известен и почитаем по всей России. В 1923 году на Соловках был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения, преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли духовенство, офицеры белого движения, интеллигенция.
В 1967 году на Большом Соловецком острове создан Соловецкий музей-заповедник, который в 1974 году превращен в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В октябре 1990 года Священный Синодблагословил открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Секирная гора
Секирная гора– самая высокая гора на Большом Соловецком острове. Высота горы составляет 73,5 метра. Гора названа в память об ангелах, которые высекли жену рыбака. Согласно преданию, в давние времена, когда на острове жили преподобные Савватий и Герман, а у подножия горы жили рыболовы с семьями. Рыболовы пытались изгнать преподобных с островах. Но однажды появились два «светлоликих ангела» в образе юношей, они высекли прутьями жену рыбака и прогнали её с горы, приговаривая, что этот остров предназначен для иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие».
С горы видна Сосновая губа, к берегу которой пристали преподобные Савватий и Герман в 1429 году. В 1627 году в этой губе на сосне явилась чудотворная икона Божией Матери с Младенцем. Икона была перенесена в монастырь и установлена в Спасо-Преображенском соборе, а на месте явления иконы построили часовню в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился в Сосновой губе крест, установленный в 1812 году.
Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника
На большом Соловецком острове, в четырех километрах от поселка Соловецкий находится Ботанический сад, который был основан в 1822 году архимандритом Макарием. Изначально Сад назывался Макарьевской пустынью. Площадь составляет 5 гектар. Территория Ботанического сада окружена с трех сторон холмами, поросшими лесом. За 200 лет существования Сада здесь удалось акклиматизировать сотни растений. Сегодня в Ботаническом саду растает более 30 видов древесных растений, около 500 видов и сортов декоративных, лекарственных и кормовых растений. Но как не пытались работники Сада здесь так и смогли прижиться злаковые культуры. В Ботанический сад на острове можно пройти пешком по лесной дороге или на экскурсионном автобусе.
Большой Заяцкий остров
Пётр Великий два раза посещал Соловецкие острова. По его указанию в 1702 году на Большом Заяцком острове была построена церковь Андрея Первозванного, покровителя русского флота. На этом острове найдено одно из самых больших святилищ, которую представляют погребальные памятники, в число которых входят 13 каменных лабиринтов, более 600 каменных курганов. Известно, эти острова считались священными задолго до появления монашеской общины. Архипелаг посещали протосаамские племена начиная с IV-III тыс. до нашей эры, они хоронили здесь избранных особ.
История Соловков
Нынешний облик Соловецкий архипелаг, как и весь север Европы получил с отступлением ледника 10 тыс. лет назад. Постепенно земли, освобожнающиеся ото льда, осваиваются человеком.
Соловецкие острова в тихую погоду достаточно легко достижимы на лодке со стороны Кеми, переходя от островка к островку, через Кемские шхеры и архипелаг Кузова, можно попасть на Соловки, поэтому острова были освоены достаточно давно.
Вероятно, первыми людьми на Соловках были представители той же культуры охотников и собирателей, что распространялась по северу современной Норвегии и Финляндии. На островах в изобилии водилась нерпа, можно предположить, что Соловки служили охотничьими угодьями с сезонными поселениями.
На Анзере, Большом Соловецком и, особенно, Большом Заяцком островах можно увидеть артефакты доисторического периода. Заяцкий остров просто покрыт лабиринтами, самый большой из которых составляет 25—27 м в диаметре. Назначение лабиринтов спорно, из множества гипотез наиболее правдоподобно выглядит связь с погребальным культом: душа умершего не должна найти выхода в мир живых. Хотя в самих лабиринтах останков, вроде бы, не найдено, в расположенных рядом каменных горках-пирамидках обнаружены обожженные останки человека и промысловых животных, датируемые 2—1,5 тысячелетием до н. э. Предполагается одновременность захоронений и лабиринтов, хотя ничто не говорит против более раннего или позднего сооружения лабиринтов.
В XI—XII вв. Поморье прочно входит в зону интересов Новгорода, на берегу Белого моря появляются русские поселения, постепенно складывается субэтнос поморов. Центрами русской экспансии становились православные монастыри. Вокруг отшельников, уходящих в дикие пустынные местности, собирались общины, оформлявшиеся со временем в монастыри, получавшие в свои владения окружающие деревни и промыслы. Частью именно такого процесса стало появление Соловецкого монастыря.
На Соловецкие острова в поисках пустынного житья прибыли монахи Савватий (ученик св. Кирилла Белозерского) и Герман. Савватий вскоре умер, а Герман нашел себе другого сопостника — Зосиму, к ним постепенно присоединились и другие братья и Зосима в 1436 г. стал первым игуменом новообразованного монастыря.
Монастырские стены возводились, как надежное фортификационное сооружение, так как монастырь в то время находился в зоне русско-шведских конфликтов. На те времена Соловки представляли собой современную и грозную крепость, прикрывавшую вход в Онежскую губу и далее в Онегу.
Период расцвета монастыря связан с именем еще одного игумена — св. Филиппа (Колычева), ставшего позже митрополитом Москосвским во времена Ивана Грозного.
Соловецким монахом, бежавшим из монастыря, был будущий патриарх-реформатор Никон.
При патриархе Никоне Соловецкий монастырь стал одним из важнейших центров сопротивления церковной реформе. Беспримерным моментом истории была восьмилетняя (1668—1676 гг.) военная осада регулярной царской армией собственного монастыря, не принявшего исправленных Никоном книг. Мощная крепость противостояла штурмам, подкопам и артиллерийским обстрелам, пока перебежчик не показал тайный путь. Монахи были жестоко казнены или отправлены в ссылку, а монастырь заселен новыми монахами с лояльной Украины.
В 1765 г. монастырь переходит под непосредственное подчинение Синоду (становится ставропигиальным).
Во время англо-русской Крымской войны, в 1854 г. монастырь выдержал обстрел английскими паровыми 60-пушечными фрегатами.
После русской революции монастырь был ликвидирован, на территории монастыря в 1923 г. расположили «лагерь принудительных работ», — знаменитый Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).
Тюрьма расформирована в 1939 г., вероятно, из-за начавшейся советско-финской «зимней» войны.
Во время Великой Отечественной войны, с 1942 по октябрь 1945 г. на Соловках базировалась часть школы юнг, готовившая юношей к боевым действиям в составе Северного флота.
Соловецкий музей был создан в 1967 г. Монастырь — в 1990 г.
Соловки. Монастырь. Иконостас Спасо-Преображенского собора.
Соловки. Монастырь. Мельница. Отработавшие жернова.
Соловки. Отряд юнг.
Соловки. Церковь-маяк на Секирной горе.
Соловки. Вид с Секирной горы. Виден Савватьевский скит.
Соловки. Ботанический сад. Это не простой шиповник. Розу морщинистую монастырская экспедиция привезла с Тибета.
Строительство каменной крепости
Трудности обороны этого района возрастали. И вот в 1584 году, по указу царя Федора Ивановича, только что вступившего на престол, начинается строительство вокруг Соловецкого монастыря каменной крепости. Началось грандиозное строительное предприятие, составившее блестящую страницу в истории русского военно-инженерного искусства.
Строительным материалом для стен и башен кремля послужил валун с добавлением кирпича и известкового раствора. Мощные булыжники, залежами которых богаты Соловецкие острова, имеют хорошие противоударные свойства. Впоследствии, когда крепость подвергалась обстрелу, грозные валунные стены оказались несокрушимыми.
Самыми высокими и мощными были стены южной и северной сторон, так как здесь к кремлю можно было подступить с суши. На этих участках стены достигали толщины шести метров, а высоты — до одиннадцати. Здесь была сконцентрирована и основная часть башен. Как и в других крепостях того времени, башни значительно выступают вперед за линию стен, что обеспечивает возможность хорошего фронтального и фланкирующего обстрела идущего на штурм противника.
Соловецкий кремль был сооружен силами и средствами самой обители. Источники называют имя мастера, руководившего постройкой крепости. Это соловецкий монах Трифон (в миру — Терентий Кологривов).
Мощная Соловецкая крепость вскоре после её создания была оснащена значительным количеством орудий. Её охрана была доверена военному отряду, за содержание которого был ответственен монастырь.
Пока сооружалась крепость, неприятель не дремал. В 1590 году его отряды вторглись в пределы Кемской волости и отсюда ушли вверх по р. Кеми. Правительство было всерьёз обеспокоено военной обстановкой в Поморье. Москва торопит с окончанием постройки крепости.
В сентябре 1592 года большой финский отряд вторгся в пределы монастырских владений и, разоряя по пути соляные варницы, мельницы и рыбные тони, захватывая в плен жителей, двинулся к Сумскому острогу и осадил его
Однако засевшие в деревянной крепости монастырские стрельцы и собравшиеся под защиту острожных стен крестьяне окрестных селений отважно защищались, устраивали неоднократные вылазки и вынудили неприятеля снять осаду и уйти восвояси
После этого в 1593 году в Соловки был прислан военный отряд (2 сотни московских стрельцов и 90 малороссийских казаков), а в следующем году сооружение кремля было окончено. Соловецкий кремль вступил в строй действующих русских крепостей — самая могучая и надежная крепость на всём русском Севере.