Соловецкие острова: как добраться, где находятся. достопримечательности соловецких островов

История

Если взять любой век развития северо-западной части России, то можно найти события связанные с Соловками.     

Самые крупные на Европейском севере России языческие святилища, комплексы культовых и погребальных сооружений найдены на Соловках и были созданы во II-I тысячелетии до н.э.

Основанный в 1436 году на островах, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре — 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Монастырь был закрыт с 1920 года по 1990 год.

После закрытия монастыря на Соловках был создан лагерь для заключенных и тюрьма особого назначения, действовавшие в 20-х-30-х годах. Это самая страшная и малоизвестная страница многовековой истории Соловецких островов.

Соловки стали символом лагерного прошлого нашей страны, местом памяти и покаяния.

В годы Великой Отечественной войны на Соловецких островах была организована Соловецкая школа юнг Военно-Морского флота, выпустившая 4111 соловецких юнг и отправленных затем на фронт.

История Соловков

Нынешний облик Соловецкий архипелаг, как и весь север Европы получил с отступлением ледника 10 тыс. лет назад. Постепенно земли, освобожнающиеся ото льда, осваиваются человеком.

Соловецкие острова в тихую погоду достаточно легко достижимы на лодке со стороны Кеми, переходя от островка к островку, через Кемские шхеры и архипелаг Кузова, можно попасть на Соловки, поэтому острова были освоены достаточно давно.

Вероятно, первыми людьми на Соловках были представители той же культуры охотников и собирателей, что распространялась по северу современной Норвегии и Финляндии. На островах в изобилии водилась нерпа, можно предположить, что Соловки служили охотничьими угодьями с сезонными поселениями.

На Анзере, Большом Соловецком и, особенно, Большом Заяцком островах можно увидеть артефакты доисторического периода. Заяцкий остров просто покрыт лабиринтами, самый большой из которых составляет 25—27 м в диаметре. Назначение лабиринтов спорно, из множества гипотез наиболее правдоподобно выглядит связь с погребальным культом: душа умершего не должна найти выхода в мир живых. Хотя в самих лабиринтах останков, вроде бы, не найдено, в расположенных рядом каменных горках-пирамидках обнаружены обожженные останки человека и промысловых животных, датируемые 2—1,5 тысячелетием до н. э. Предполагается одновременность захоронений и лабиринтов, хотя ничто не говорит против более раннего или позднего сооружения лабиринтов.

В XI—XII вв. Поморье прочно входит в зону интересов Новгорода, на берегу Белого моря появляются русские поселения, постепенно складывается субэтнос поморов. Центрами русской экспансии становились православные монастыри. Вокруг отшельников, уходящих в дикие пустынные местности, собирались общины, оформлявшиеся со временем в монастыри, получавшие в свои владения окружающие деревни и промыслы. Частью именно такого процесса стало появление Соловецкого монастыря.

На Соловецкие острова в поисках пустынного житья прибыли монахи Савватий (ученик св. Кирилла Белозерского) и Герман. Савватий вскоре умер, а Герман нашел себе другого сопостника — Зосиму, к ним постепенно присоединились и другие братья и Зосима в 1436 г. стал первым игуменом новообразованного монастыря.

Монастырские стены возводились, как надежное фортификационное сооружение, так как монастырь в то время находился в зоне русско-шведских конфликтов. На те времена Соловки представляли собой современную и грозную крепость, прикрывавшую вход в Онежскую губу и далее в Онегу.

Период расцвета монастыря связан с именем еще одного игумена — св. Филиппа (Колычева), ставшего позже митрополитом Москосвским во времена Ивана Грозного.

Соловецким монахом, бежавшим из монастыря, был будущий патриарх-реформатор Никон.

При патриархе Никоне Соловецкий монастырь стал одним из важнейших центров сопротивления церковной реформе. Беспримерным моментом истории была восьмилетняя (1668—1676 гг.) военная осада регулярной царской армией собственного монастыря, не принявшего исправленных Никоном книг. Мощная крепость противостояла штурмам, подкопам и артиллерийским обстрелам, пока перебежчик не показал тайный путь. Монахи были жестоко казнены или отправлены в ссылку, а монастырь заселен новыми монахами с лояльной Украины.

В 1765 г. монастырь переходит под непосредственное подчинение Синоду (становится ставропигиальным).

Во время англо-русской Крымской войны, в 1854 г. монастырь выдержал обстрел английскими паровыми 60-пушечными фрегатами.

После русской революции монастырь был ликвидирован, на территории монастыря в 1923 г. расположили «лагерь принудительных работ», — знаменитый Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

Тюрьма расформирована в 1939 г., вероятно, из-за начавшейся советско-финской «зимней» войны.

Во время Великой Отечественной войны, с 1942 по октябрь 1945 г. на Соловках базировалась часть школы юнг, готовившая юношей к боевым действиям в составе Северного флота.

Как добраться до Соловков

Надо бы начать с другого, когда сезон на Соловках. Ведь именно от этого зависит и способ. А сезон здесь с июня до середины сентября. Это значит что в сезон добраться до островов можно достаточно бюджетно и даже дешево обойдется поездка. Еще можно выбрать готовый тур у туроператора Алем-Тур и отправиться в организованную поездку. А в не сезон, когда нет навигации, то остается только самолет, что совсем не дешево.

На машине

тут все просто — доезжаете до Кеми, оттуда на теплоходе «Василий Косяков» или «Метель» за 1200 рублей в одну сторону плывете на остров. Машину можно оставить на берегу на парковке базы Причал, от причала которой и отходит теплоход.

Еще один теплоход «Сапфир» ходит из Беломорска, но мы на нем не плавали.

На поезде

Логистика от Кеми или Беломорска до островов та же.

Из Москвы и Санкт-Петербурга доехать до Беломорска можно на фирменном поезде «Арктика», или из Питера в Беломорск на поезде 022 . Мы на нем ездили в Хибины, кстати, нормальный поезд.  Билеты в плацкарт ~1900 рублей.

«Арктика» по времени удобнее, потому что приезжает в 11 вечера, а Сапфир отходит в 8 утра. А вот 22 поезд приезжает в 10 утра и тогда нужно сутки торчать в Беломорске. Но и так и эдак нужно будет остаться на ночь в Беломорске. Отели в Беломорске есть и их можно присмотреть здесь .

Обратно история та же, либо день гулять либо еще одну ночь ночевать. Можно туда так, а обратно эдак, то есть на разных поездах поехать, чтоб не тратить время.

На этих же поездах можно доехать и до Кеми. Но прибывают они на час позже. А от Кеми до Рабочеостровска еще добраться нужно. Если ехать на поезде «Арктика» то прибытие в час ночи. Рейсовый автобус до причала уже не будет ходить. А вот на 022 вполне возможно доехать, остановиться на базе «Причал» , прям на берегу, и утром уехать на острова. Плыть, кстати, прилично. Часа три. Можно выспаться второй раз.

Вот так вот внутри теплохода «Василий Косяков».

Пока ждете теплоход до утра, можно посмотреть декорации к фильму «Остров» сходить, посетить Кемперпункт, пересылочный пункт перед отправкой заключенных на Соловки. Да и в самом «Причале» очень вкусно можно поесть местную кухню, например шубу, где вместо свеклы будет морская капуста. Морская капуста и рыба, вот что там нужно пробовать. 

Что посмотреть

Несмотря на то что главной темой блог-тура была история Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), за четыре дня мы успели исследовать все по чуть-чуть: сходили на экскурсию «История Соловецкого лагеря и тюрьмы», посетили бывший лагерный барак, штрафной изолятор на Секирной горе и Савватьевский политскит, исследовали монастырь путями местных детей, сходили в небольшой поход по берегу Белого моря и в 30-километровый трек на остров Большая Муксалма, изучили выставку о быте поморских женщин в Морском музее, а в последний день вышли в море в 6 утра, чтобы посмотреть на белых китов.

Лайфхак поездки: чтобы увидеть то, что тебе не покажут экскурсоводы, найди местных детей. С Аней и Мишей мы познакомились недалеко от монастыря — они позвали посмотреть на детеныша чайки с подбитым крылом, которого дети выхаживают в своем сарае. Аня переехала на Соловки из Москвы, ее мама работает капитаном, Мишина семья перебралась из Украины. Ребята рассказали об истории лагерей, сводили на док, в монастырские тюремные камеры, закрытые для туристов, и объяснили, где посмотреть на китов.

Мыс Белужий — единственное место в мире, где белых китов можно наблюдать с берега. Увидеть их можно только с 15 июня по 15 августа при спокойном море и только во время отлива. Мы успевали только на утренний отлив, поэтому пешком дойти никак не получалось — выходить из дома надо было бы в полночь. Договорились с владельцем катера: за 1000 рублей с человека он обещал привезти нас прямо к белухам. Не все хотели вставать в 3 утра ради китов, поэтому на лодке нас было всего четверо.

Через час пути мы увидели белые спинки в рассветных лучах и запищали от восторга. Зоозащитники строго следят, чтобы катера не пугали животных, поэтому близко подойти мы не смогли и очень расстроились. Заметив это, капитан тяжело вздохнул, скинул за борт резиновую лодку и скомандовал «Залезайте!». Он доставил нас к самому Белужьему мысу, где стоит вышка биологов из МГУ — они наблюдают за популяцией белух. Следующие полчаса мы, почти не дыша, сидели и смотрели, как в 10–15 метрах от нас выпрыгивают из воды белые киты. Серые хвосты китов-подростков блестят на солнце. Для меня эти полчаса наедине с китами стали самым ярким впечатлением от посещения Соловков.

Чтобы подробнее изучить лагерный период острова, мы поехали на пазиках к Секирной горе. Здесь находятся бывший мужской штрафной изолятор СЛОН и кладбище с братскими могилами заключенных. Со смотровой площадки открывается невероятный вид: лес, река, море на горизонте, километры тайги во все стороны.

Экскурсию с полным погружением нам проводил историк Юрий Бродский. Он фотографирует Соловецкие острова, собирает свидетельства и свидетелей лагерных лет архипелага, думает и пишет о Соловках почти полвека.

Чтобы прочувствовать Соловки по максимуму, до следующего «лагерного» места — Свято-Сергиевского скита на острове Большая Муксалма — мы пошли пешком через лес, 30 километров в обе стороны. В сухую погоду туда можно доехать на велосипеде, но нам пришлось идти пешком через болота, лужи, жидкие мхи и грязь — последние недели выдались дождливыми. По пути исследовали здание тюрьмы, камень Лихачева и биосад, а еще собирали морошку. Перейти на соседний остров можно по валунной дамбе, которая соединяет главный остров архипелага с Большой Муксалмой. Это мост из камней, который в XIX веке вручную построили монахи.

В дороге к группе прибился Вова, он работает в Соловецком монастыре трудником. Трудники — это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жилье, еду и духовное наставничество. Нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту. Внутри монастыря кипит жизнь: волонтеры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идет постоянно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить в 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.

Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живет молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисенок остался жить в монастыре.

Что такое цивилизационный шум, и как с ним бороться

Итак, работа по сохранению и развитию Соловков началась.

С точки зрения архитектуры, первое и главное, что нужно будет сделать – сохранить иконическую Бухту благополучия. Этот классический вид, который открывается на Соловецкий монастырь с воды.

— Размышляя о визуальной ценности объекта, в целом, мы столкнулись с проблемой «цивилизационного шума». Есть ряд современных построек, которые негативно влияют на восприятие сюжета, в целом. Мы сделали ландшафтную визуализацию. И теперь можем судить о компонентах, которые формируют этот «шум», — размышляет Наринэ Тютчеа. – Когда человек приезжает на архипелаг, он оказывается почти в привычной обстановке – какие-то сельские магазинчики, будки, полуразвалившиеся  строения, разбитая дорога – все это мешает целостному восприятию образа. Потому что Соловки – это необычное место. И хочется, чтобы люди, только ступив на эту землю, сразу же это почувствовали.…

Соловки – престол божий, и на любом месте здесь можно совершать литургию, — считает Наринэ Тютчева. 

Подготовила Елена МАЦЕЙКО

(подготовлено по материалам лекции Наринэ Тютчевой на выставке АРХ Москва)

Монастырские скиты

Монастырские скиты — это хозяйственные постройки, в которых загатавливались продукты питания или корма для скота. На архипелаге было построено множество подобных сооружений. Каждый скит имел своё предназначение. Например, Вознесенский служил для заготовки ягод, Исаковсаий — для рыбы и сена, в Савватиевском были организованы огороды для выращивания овощей.

Андреевский скит (на фото выше), расположенный на острове Большой Заяцкий, являлся не только складом для продуктов, но и настоящей гаванью архипелага. В наши дни многие сооружения были отреставрированы, и в них возобновилась монашеская жизнь.

Тайны соловецких лабиринтов

В историческое время, то есть, в века, предшествующие появлению на Соловецком острове монахов-пустынников, основавших здесь знаменитый и поныне Соловецкий монастырь, архипелаг не имел постоянных людских поселений. Его иногда навещали рыбаки-поморы, устраивавшие здесь базы для отдыха и засолки выловленной рыбы, бывали здесь и мореходы-карелы, о чем свидетельствуют найденные археологами средневековые карельские фибулы (застежки).

Однако, в более древние времена, еще в каменном веке, люди здесь бывали часто и, вполне возможно, жили оседло. Об этом свидетельствуют неолитические стоянки на островах Муксалма, Анзер и других. Здесь найдены каменные рубила, осколки керамики и другие свидетельства пребывания охотников и собирателей. Но самым впечатляющим памятником пребывания здесь первобытного человека являются, безусловно, знаменитые соловецкие лабиринты. Они разбросаны по всему архипелагу, но больше всего их на Большом Заяцком острове. Это сооружения из булыжников, как правило довольно больших, до 40 сантиметров в диаметре, уложенных на земле в форме круговых спиралей. Лабиринты имеют вход, который является и выходом. Диаметр этих каменных выкладок разный – от 3 до 20 метров.

Помимо лабиринтов на Большом Заяцком острове имеются каменные выкладки другой формы – в виде курганов. На расположенном недалеко от Соловков архипелага Кузова имеются сейды – крупные каменные глыбы, уложенные на «подставки» из более мелких камней и каменный «трон» — сооружение и в самом деле напоминающее царственное седалище.

Точный возраст всех этих выкладок и иных структур установить довольно сложно, но большинство ученых сходятся на 1 или 2 тысячелетии до н.э. Еще сложнее понять назначение лабиринтов. Считается, что они как-то связаны с верованиями древних жителей этих земель. У археологов есть шутка, что, если не понимаешь назначения предмета, его следует объявить культовым. Но в этом случае, похоже, археологи и в самом деле имеют дело со следами неких магических или шаманских практик. Некоторые считают лабиринты чем-то вроде карты потустороннего мира, призванной помочь душам умерших сориентироваться в их заупокойном странствии. Есть, впрочем, и более прозаические объяснения: лабиринты называют схемами ловушек для рыбы или даже геоглифами для упрощения навигации первобытных мореходов.

Эти истолкования, конечно же, ни в малейшей мере не устраивают любителей эзотерики, которые считают лабиринты остатками сооружений мистической Гипербореи, якобы, расположенной в глубокой древности на этих северных берегах. Помимо лабиринтов, доказательством существования Гипербореи считают даже стены знаменитого Соловецкого монастыря, выстроенные в XVI веке из многотонных камней. Это дает основания исследователям эзотерического толка считать, что монастырь был построен на фундаменте более древнего сооружения, возведенного теми самыми гиперборейцами.

Соловки на старых картах

Напомним, что по официальным данным первые каменные постройки — причем речь даже НЕ о внешней оборонительной стене, а о постройках церквей — появились на Соловках НЕ раньше 1552 года. А возведение оборонительной каменной стены только начинается в 1584-м. При этом на картах Соловки появляются уже ДО этого, причем с пометкой города — то есть картограф счел необходимым изобразить некий недавно основанный деревянный монастырь севера наравне с такими крупными городами как Москва, Великий и Нижний Новгород, Суздаль, Кострома и прочими? Не странно ли это?

Возьмем самую «старую» имеющуюся в открытом доступе карту Московии — это карта Антония Вида 1537 г. Она интересна тем, что каждому городу здесь соответствует не просто символ, а некое уникальное изображение. То есть картограф, видимо, хотел передать примерный облик и размеры города — так вот изображение Соловков отражает нечто действительно грандиозное! Сооружения Соловков по размеру выглядят на порядок внушительнее Пскова, Владимира, Коломны и Твери! Превосходят их разве что Великий Новгород и Великая Пермь (кстати, что по «официальной» истории такого города на тот момент еще вовсе не существует — читайте подробнее в статье про Пермь), Москва же примерно равноценна. Напрашивается вывод, что внушительные стены монастыря с гигантскими валунами существовали уже тогда и были известны всему просвещенному миру.

1880 — на Соловках открывается первая биостанция на Белом море

Соловки и прилегающие к ним районы Белого моря изучали на протяжении столетий. Научная работа велась и на самих островах.

Соловецкая биостанция

В XVIII–XIX веках проводились гидрографические съемки Соловков и прилегающего к ним района Белого моря. Изучалась природа Соловков, в конце XIX века начали организовываться научные экспедиции, работающие непосредственно в районе Соловецких островов. И наконец, в 1880 году решился вопрос об организации на Соловках первой биологической станции на Белом море.

Развалины гидроэлектростанции

Настоятель монастыря, архимандрит Мелетий (Шергин), увлекался естественными науками, и открытие биостанции было его инициативой. Биостанция исследовала флору и фауну Белого моря, здесь трудились виднейшие ученые. В 1885 году на Соловках открыли и метеостанцию. Также у Соловецкого монастыря была и собственная гидроэлектростанция. Ее установили на канале между Святым озером и Сухим доком в 1911 году, и долгое время она обеспечивала остров электричеством, пока не была разрушена уже в советское время.

8

Монастырь:

— Соловецкий архипелаг – это место пути, — говорит Наринэ Тютчева.- Вначале это был путь древних народов – здесь до сих пор находят языческие капища. Потом Соловки были открыты как часть Северного морского пути – это была такая своеобразная Северная Фиваида.

Наконец, эти отдаленные северные места стали прибежищем для пустынножителей Зосимы и Савватия, основавших здесь обитель, известную сегодня как Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь. Случилось это в 1429-м году.

— Север в давние времена был и местом страхов, — размышляет Наринэ Тютчева.- Эти страхи нужно было развеять и освятить пустынные территории, простирающиеся до Белого моря. Освоение этих Богом забытых земель началось именно с приходом сюда монашеской братии.

Именно вокруг монастыря и протекала дальнейшая жизнь на Соловках. Руками монахов и трудников был создан уникальный Соловецкий ландшафт – каменистую почву, в основном, состоящую из валунов, они превращали в плодородный слой, на котором выращивались различные сельхозкультуры. Постепенно монастырь становился богатой вотчиной с большим количеством подворий.

 Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Именно тогда для отражения врагов была построена знаменитая валунная крепость. Как слабыми человеческими силами, без участия каких-либо механизмов, можно было двигать огромные валуны, да еще и поднимать их на нужную высоту  – до сих пор остается загадкой. Монастырские стены сложены из необработанных валунов весом до 25 тонн! Беспрецедентная история с точки зрения технологий.

Но и это еще не все. На архипелаге была создана так называемая Святозерская озерно-канальная система, предназначенная для соединения всего водного бассейна архипелага в одно целое.

На Большом Соловецком острове находится около 600 озёр, каждое из которых располагается на своей высоте над уровнем моря. Монахи монастыря в течение нескольких веков прокладывали каналы, соединяющие эти озера. Кроме того, с помощью каналов осушались заболоченные участки местности. Большую работу проделали послушники Исааковской пустыни и Савватьевского скита, которые с помощью сложных канальных систем сумели осушить колоссальные территории острова и превратить их в пригодные для хозяйства земли.

Святозерская канальная система была сделана еще и  с учётом регулирования схода воды в озёрах — здесь предусмотрительно расположен ряд водозапорных дамб и шлюзов. Со временем, в ходе постоянного расширения и углубления каналы превратились в  судоходные.

-…Наше увлечение Соловками началось в 2015 году, когда мы вместе со студентами школы МАРШ сделали проект «Соловки. Сакральная история», — продолжает Наринэ Тютчева. – Именно эта работа оказала огромное влияние на те события, которые произошли дальше. А дальше началась эпопея по развитию Музея-заповедника Соловецкого архипелага. Параллельно, в помощь, в 2018 году, был создан Фонд сохранения и развития Соловков. 

Монастырь на Соловках сегодня

Монашеская обитель всегда притягивала паломников. Здесь по-особому звучат песнопения и молитвы, а советы старцев и духовные беседы дают поддержку в сложных ситуациях и подвигают к праведной жизни. К святыням стремятся попасть верующие и путешественники, мечтающие соприкоснуться с особым миром, имеющим существенные различия с мирским пониманием человеческого существования. Они находят здесь новые знания и впечатления, задумываются над высокой степенью духовности и переживают светлые чувства. Мало кого посещение Соловецкого монастыря оставляет равнодушным.

Парадным входом в Град монашеский считаются Святые ворота с одноглавой надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и образом Спаса Нерукотворного. Напротив входа, уже на территории обители, верующих встречает главный монастырский храм — Спасо-Преображенский собор. Слева от него расположены церкви — Германа Соловецкого, Никольская с ризницей, Успения Пресвятой Богородицы с Келарской палатой и Трапезной, а также монастырская колокольня, за ним — собор Троицы Живоначальной с часовней Иринарха, а справа — церковь Филиппа.

Германовская церковь, Juliette17

В монастыре есть еще несколько церквушек и часовен, а также Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Он появился в результате неоднократных перестроек одноименного придела, относящегося к Спасо-Преображенскому храму. Предполагается, что после реставрации Зосимо-Савватиевский станет главным собором комплекса.

Галерейный переход связывает основные церкви и трапезную, доставляя определенные удобства в условиях морозного и сырого климата.

Центральный двор окружен несколькими корпусами с кельями и мастерскими:

  • с западной стороны — Благовещенским, Настоятельским, Келейным, Казначейским;
  • с северной стороны — Наместническим и Рухлядным;
  • с восточной стороны — Поваренным, Просфорным, Новобратским;
  • с южной стороны — Святительским.

В северном дворике располагаются:

  • Иконописная палата;
  • Кожевенная кладовая;
  • Портная, или Чоботная палата;
  • Никольский корпус с домовой церковью и покоями наместника;
  • Монастырская больница с операционной, палатами и комнатами для врачей.

Мельница, Наталия Семчина

В южном дворике находятся: мельница, бани, прачечная и вход в Сушило, пристроенное с наружной стороны крепостной стены. На территории мужского монастыря есть некрополь с захоронениями нескольких десятков насельников, датируемыми до XVII в.

Виртуальный тур по Соловецкому монастырю

Вне крепостных стен установлены часовни Петра и Павла, Константина и Елены, Александра Невского, митрополита Филиппа, усекновения главы Иоанна Предтечи. У Святого озера находится здание кузницы, Луковый и Никольский корпуса, далее — скотные дворы, мясные погреба, монастырское училище и монастырская булочная. К северу от крепости — бани для паломников, бывшие смолокурни и кожевенный завод, а на юго-западе — корпуса гидроэлектростанции и радиостанции.

Центральный двор, Константин Павлов

Вблизи монастыря есть три гостиницы — Архангельская, Преображенская и Петербургская. Они были построены в середине XIX века.

Отели рядом с Соловецким монастырем

Скиты

Они представляют собой небольшие поселения, расположенные отдельно от Соловецкого монастыря. В каждом из них ведется свое хозяйство.

  • На Заяцком острове — Андреевский скит.
  • На Большом Соловецком острове — Савватиевский и Вознесенский скиты.
  • На Анзерском острове — Голгофо-Распятский и Троицкий скиты.
  • На Большой Муксалме — Сергиевский скит.

Церковь в Андреевском ските, Ирина Порунова

Пустыни

К Соловецкому монастырю относится несколько уединенных селений, где монахи несут послушание. Это — Филиппова, Макариевская, Исааковская, Старая Сосновская пустыни на Большом Соловецком острове, а также Елеазарова пустынь на Анзерском острове.

Поклонные кресты

После возрождения монастыря в конце прошлого века, насельниками было установлено примерно два десятка крестов. Они напоминают об утраченных храмах и часовнях, знаменательных местах и трагических событиях.

С достопримечательностями Соловецких островов можно ознакомиться в подборке материалов на нашем сайте. Отзывы туристов представлены здесь.