Трип — что такое? все значения слова

UNKLE — Psyence Fiction (1998)

Многие считают этот диск лучшим в дискографии UNKLE — и не просто так. Здесь перемешаны все наработки жанра, созданные в девяностых. Примеси джаза и соула, рок-музыка, хип-хоп-корни, симфоника, дарк-эмбиентовая мрачность Трики и Portishead — все в кучу. Да еще и записано все грязно, дико. И спродюсировано самим DJ Shadow — трип-хоп-сцена в 90-х была очень тесной. За границы жанра UNKLE тоже уходить не побоялись, размывая трип-хоп до чистого хип-хопа в Guns Blazing или, например, до инди-рока в Nursery Rhyme. Отличный способ закрыть десятилетие — собрать все вместе, разбить, но в то же время показывать этим широту направления. Впрочем, чего еще ждать от Джеймса Ловелла — основателя проекта и владельца простаивающего сейчас культового трип-хоп-лейбла Mo’ Wax.

Tricky — Maxinquaye (1995)

Эдриан «Трики» Тоус — не просто ветеран трип-хопа, а один из создателей направления. Он еще с конца 80-х сотрудничал с Massive Attack, а его читку можно слышать на уже упомянутом альбоме Blue Lines. Maxinquaye — дебютный сольник Трики, который он назвал в честь своей матери, которая покончила жизнь самоубийством, когда Эдриану было всего четыре. Звучит депрессивно, но и альбом не веселый. Дебютник Трики развивает идеи Portishead — гипнотизирующая, ритмичная, но очень темная, грузящая музыка, в которой стало еще больше рока и перегруженных гитар. Благодаря Трики интеграция трип-хопа с роком окончательно состоялась — еще один жанр поглощен этим всеобъемлющим направлением. 

Maxinquaye — не просто отличный альбом, самый успешный в карьере Трики, это еще и образец, по которому с 1995 года многие меряют принадлежность других релизов к трип-хопу. С одной стороны это говорит о значимости релиза, а с другой — это несколько смешно. Ведь сам Трики в рамках условного «жанра» никогда не зажимался и деформировал его с каждым релизом. Достаточно послушать его свежайший альбом Fall to Pieces, вышедший на днях, и сравнить звук с Maxinquaye.

Опасное путешествие

Известно, что первые исследования воздействия психотропных веществ на сознание человека проводились еще в 50-х годах XX века. Однако вскоре их пришлось прекратить. Ведь ученые осознали всю опасность LSD, когда исследовали механизм его воздействия на людей, вызывающий трип.

Что такое опасное вещество способно сделать с человеком? Во-первых, прием LSD помогал испытуемым входить в состояние эйфории, сильного творческого вдохновения, нескончаемого полета мысли. Люди, принимавшие LSD, говорили о своем состоянии во время трипа как о чем-то божественном.

Однако ученые не учли, что нервная система каждого человека уникальна, и если одни, воспользовавшись наркотическими средствами, ощущали прилив сил как моральных, так и физических, то другие совершенно теряли самообладание и оказывались способными на страшные поступки. Они прекращали быть людьми и даже могли совершить убийство.

Кроме того, было выяснено, что, выйдя из состояния наркотического опьянения, люди ощущали себя опустошенными, смертельно уставшими и поникшими — так, словно бы что-то лишило их всех жизненных сил. В эти моменты людей покидал так называемый счастливый трип.

Значение слова интересно рассмотреть в данном контексте с точки зрения английского языка. Trip дословно переводится как «путешествие». Как видите, такие путешествия больше походят на игры со смертью, и в этом вы убедитесь ниже.

Губительные последствия

Во время потребления наркотических средств с человеком может случиться все что угодно. В частности, могут начаться панические атаки, паранойя, возникнет мнительность, сводящая с ума. И это далеко не полный список того, что может испытать человек, решившийся на трип.

Что такое побочные эффекты от «путешествия», лучше не знать никому. У человека значительно искажается восприятие реальности. Он утрачивает связь с настоящим миром, испытывает чувство тревоги и страха. Они наваливаются на него и не позволяют выйти из этого состояния, успокоиться хотя бы на минуту. Очень скоро к жертве приема наркотиков приходят мысли о том колоссальном вреде, который мог быть нанесен организму и психике. Ведь его мозг уже не функционирует, как раньше. Человек ощущает себя запертым в своем же теле! Таким страшным образом может закончиться трип.

Какое отношение трип имеет к музыке?

Есть и другое значение у слова «трип». Что такое трип, лучше всего вам ответят музыканты, особенно поклонники современной музыки. Трип-хоп — это необычное музыкальное течение. Звуки в мелодиях этого жанра очень динамичны, резки и обладают самым разным диапазоном. Немногим нравится этот жанр, а некоторые люди даже утверждают, что трип-хоп вгоняет их в депрессивное состояние и пугает. Другие говорят, что используют этот жанр для медитации или вхождения в так называемый транс — состояние измененного сознания. В любом случае, если вы не являетесь приверженцем техно, этот жанр не для вас.

DJ Shadow — Endtroducing (1996)

Творчество Джошуа Пола Дэвиса aka DJ Shadow нередко называют красивым словом «сэмпледелия» — настолько плотно его музыка набита всяческими сэмплами. Его первый альбом сразу стал эталонной сэмпледелией, что неудивительно: начиная записывать его в 1994 году, Шэдоу задался целью целиком сплести его из сэмплов — просто потому что может! Результат получился блестящий: Endtroducing то будоражит, то успокаивает, но никогда не оставляет равнодушным даже в самых коротких треках. 

Еще Endtroducing можно использовать как альбом-викторину: слушаешь трек, пытаешься угадать количество сэмплов, а затем идешь на какой-нибудь WhoSampled смотреть, как оно все на самом деле. В среднем каждый насчитывает по десятку источников, отдельные типа The Number Song — аж 18. Самые известные сэмплы — Бьорк и «Нирвана», и еще десятки артистов, которых Джошуа самостоятельно нарыл в горах винила, неиссякаемом источнике вдохновения.

Станислав Ломакин

Blockhead — The Music Scene (2009)

На первом альбоме Music by Cavelight 2004 года музыка Blockhead была образцом грустного трип-хопа: треки типа Insomniac Olympics и особенно Sunday Seance в свое время обеспечивали мне предельно меланхоличные музыкальные трипы. Но спустя несколько альбомов Blockhead словно взбодрился и стал производить просто солиднейший, спокойный трип-хоп — хоть и не без характерных «печальных» нот. Трек Which One Of You Jerks Drank My Arnold Palmer, где Blockhead мастерски сэмплировал стародавний фанк от Small Faces — Ogdens’ Nut Gone Flake, в этом плане самый показательный. Нарочито «унылое» начало в итоге прогрессирует в очень теплое звучание, в целом характеризующее весь альбом. 

Станислав Ломакин

Massive Attack — Blue Lines (1991)

Дебютник британцев Massive Attack фактически дал жизнь трип-хопу. Хотя корни направления, конечно, находят и в 80-х, и в 70-х — в R&B, в джазе, в рэгги, в соул-музыке. И все эти жанры присутствуют на диске Blue Lines. Они перемешиваются, гармонично перетекают друг в друга, а поверх звучит ритмичный бит и плотная читка. Все это гипнотизирует и уносит куда-то за пределы бренного мира. Прослушивание трека Unfinished Sympathy с его симфонической основой и веселым «стеклянным» ритмом — первый шаг на пути к большой любви к трип-хопу, хоть сами Massive Attack этот ярлык и не любят. 

Собранность и гармоничность альбома в начале 90-х давала понять, что это не просто экспериментальная смесь всего, что попало под руку, а действительно новое направление. В дальнейшем музыка Massive Attack продолжала обогащаться, обрастать новыми поджанрами, набирать популярность и обрела немало последователей.

Björk — Homogenic (1997)

Элементы трип-хопа прослеживались еще на первом международном альбоме Бьорк 1993 года. Следующий диск — Post — она записывала вместе с Трики, с которым у нее еще закрутились романтические отношения. Разумеется, тот диск был уже сильно пропитан трип-хопом и стал значимым майлстоуном для жанра (и одним из лучших альбомов 90-х вообще). Ну а на альбоме Homogenic Бьорк вывела уникальную форму — ее собственный, неповторимый трип-хоп. Еще более тягучий и абстрактный, но не нудный. Пропитанный мелодичной симфоникой с ярким вокалом в центре, который поддерживает структуру песен ярче ударной секции. При этом атмосфера диска плавает от светло-мечтательной, до по-настоящему мрачной и пафосно-тревожной, в духе саундтреков к старым фильмам про Джеймса Бонда.