Горный поход «тюнгур

Инфраструктура

В непосредственной близости к ущелью Ярлу нет ни отелей, ни ресторанов, ни магазинов. Перед походом стоит запастись перекусами, водой, дождевиком и надеть удобную обувь.

Ближайшая к ущелью Ярлу цивилизация — у озера Аккем: там можно переночевать, поесть и отдохнуть. Как правило, в этом месте останавливаются многие туристы-походники, пришедшие на Ярлу в рамках тура к Белухе.

Также в посёлках Усть-Кокс и Тюнгур, находятся туристическая база «Высотник», гостевой дом «Белуха Чендек» и отель «Уймонская долина». До сюда от долины 1–2 дня пешего пути. Здесь можно остановиться на несколько ночей и провести отличный уик-энд в компании прекрасных местных красот.

Недалеко от берега Аккемского озера расположена метеостанция, на которой можно арендовать лодку для переправы и конюшня, которая организует конные прогулки по ущелью Ярлу.

Дмитрий Катаругин

Камень мудрости

Еще одна важнейшая достопримечательность долины Ярлу: камень мудрости (или камень Рериха). Это огромный белый камень, вокруг которого построен маленький городок из плоских камней.

Говорят, что это место обладает особенной энергетикой и что сам Николай Константинович Рерих был шокирован этой локацией и оставил на камне красную метку.

Камень Рериха, GennSaidgalin

Особенность камня в том, что его температура всегда одинакова. В прохладные дни он кажется теплым, в жаркие — холодным. Складывается впечатление, что камень хочет позаботиться о путнике: согреть, когда он замёрз и охладить, когда ему жарко. Интересно, с чем это может быть связано? Пока этому явлению не нашли объяснения.

У камня мудрости хорошо и спокойно — хочется сесть на землю и подумать о чём-то важном или просто насладиться тишиной и приятным ветерком. Как ни странно, мало у кого здесь возникают «бытовые» мысли — здесь думают о высоком, о Боге, о человечестве и о бесконечности

Люди, посетившие это место говорят, что у камня можно просидеть несколько часов и даже не заметить этого — время здесь течёт невероятно быстро.

Polina Shegurova

Сегодня

До 1991 года на территории района не было ни одной турбазы, развивался только спортивный туризм. В настоящее время их уже достаточно много. Наиболее известны «Высотник» и «Кучерла», расположенные на правом берегу Катуни в районе села Тюнгур, и «Уймонский ковчег» в Усть-Коксе. У «Кучерлы» есть турбаза также на берегу Кучерлинского озера.

Основным сельскохозяйственным предприятием является СПК «Тюнгур», имеются фермерские хозяйства.

Краеведческим уголком при школе заведует Адарова Алевтина Алексеевна, замечательный специалист своего дела. Небольшой, но очень интересный краеведческий музей имеется при клубе в соседнем с. Кучерла, руководит музеем Манталаева Татьяна Алексеевна.

8 мая 2013 года на территории  Дома культуры, состоялось открытие стелы памяти тюнгурцев, ушедших на фронт в годы Великой Отечественной войны.

В популярной культуре

Тамбурин широко используется в популярной музыке, в том числе, в роке (примеры: Deep Purple, Black Sabbath).

Традиционный бубен входит в инструментарий групп этно-рока и других направлений этно-фьюжн (примеры: «H-Ural», «Буготак»).

В рок музыке тамбурины были популяризированы благодаря бывшему фронтмену Oasis, Лиаму Галлахеру . На своих сольных концертах и еще во времена Оэзис, он использовал на сцене тамбурины и маракасы, чтобы заполнить пространство, в котором он не поёт. По неподтвержденным данным у него в коллекции около 2000 различных тамбуринов и маракас, но он опровергнул эту информацию в шоу от Vogue «73 questions», сказав что постоянно выбрасывает их в толпу.

Разновидности

В настоящее время различаются два основных вида бубнов[источник не указан 4230 дней]:

Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в различных ритуальных целях, в том числе и шаманами. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной.

Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Бубны различных культур

  • Даф (гавал) — инструмент, известный в восточных странах.
  • Дап — уйгурский музыкальный инструмент (изготавливается из кожи животных.)
  • Рик (араб. رق‎) — инструмент арабской музыки.
  • Пандейру — Южная Америка, Португалия.
  • Тюнгу́р (дюнгюр) — (алт. — тӱҥӱр) тюркский бубен. Используется шаманами Алтая, Якутии и других тюркских народов Центральной Азии, один из важнейших атрибутов обрядов.
  • Тынкыр — чувашский бубен.
  • Канджира — бубен в индийской музыке.
  • Дангыра — бубен казахов.
  • Боуран — в Ирландии
  • Топ — древний ударный инструмент евреев, используемый женщинами
  • Доира — в Таджикистане, Дайре — на Балканах
  • Зенбаз — среднеазиатский ударный инструмент

Как добраться

Добраться до долины Ярлу на автомобиле или автобусе невозможно. Специально в ущелье идут редко, практически все гости здесь — походники, остановившиеся в лагерях на левом берегу реки Аккем и направляющиеся к горе Белухе. Ниже мы рассмотрим варианты, как можно добраться до ущелья Ярлу от Бийска-Горно-Алтайска через Тюнгур и Аккем.

1) Из Бийска или Горно-Алтайска до Тюнгура или Усть-Коксы следуют рейсовые автобусы. Также можно доехать и на автомобиле.

Расписание автобусов Горно-Алтайск — Тюнгур

2) От туда необходимо добраться до реки Аккем:

  • пеший маршрут из Тюнгура с подъемом вдоль реки Кучерла с переходом через перевал Кара-Тюрек;
  • вертолётом с базы Высотник из Тюнгура;
  • конной прогулкой.

Путь к ущелью вдоль р. Аккем, Polina Shegurova

3) Попасть в Ярлу можно от Аккема только этими способами:

— Взять в аренду лодку на метеостанции и переправиться до ущелья по озеру. Этот путь — всего 40 метров, ширина реки — займёт несколько минут и будет стоить небольших денег. Затем необходимо подняться вдоль реки Ярлу, текущей с ущелья: путь в одну сторону занимает примерно 3 километра.

— Можно совместить прогулку к долине Ярлу и общение с животными, заказав экскурсию по конной тропе с плато Сары-бэль по перевалу Ярлу-Боч.

Панорама долины Ярлу

Видео о долине Ярлу

Природа и климат

Ниже поселка Тюнгур начинаются теснины. Короткие террасы появляются только при устьях небольших притоков, река шумит по порогам.

Вот одно из описаний этих окрестностей 60-х годов XX века:

«Тюнгур… Рядовое горное село. Справа — Катунь. Слева — горы. А какую страницу вписали годы в твою историю, Тюнгур! Конечно, теперь ты не тот.

Поля зеленеют от дружных всходов. Видны заснеженные отроги. Далеко ушла Катунь от своего истока, сделала большой круг, чтобы вобрать в свое каменное ложе десятки ручьев и речек. И вот в Тюнгуре она снова подходит близко к суровым отрогам родной горы. Сильны ее мускулы в этих местах. Коварны глубины.

Кара-Тюрек — это соседка Белухи. Большая крутолобая гора. Там на вершине ее — высокогорная метеостанция. По тропам от Тюнгура до нее — полета километров.

У Катуни, в окрестностях Тюнгура, зацепившись за гору, рассыпалась на лугу радуга. Красные, желтые, голубые искры упали в траву и горят, искрятся на вечерней зорьке. Это цветы. Их так много, что каждый шаг по траве вызывает чувство вины. Жалко топтать. А не топтать невозможно. Цветы всюду. Туманится Кара-Тюрек. Легкой дымкой закрывается от долины…»

Наибольшая температура воды из срочных наблюдений реки Катунь у села Тюнгур — 19,0°С. Среднемесячные температуры воды: декабрь 0,7°С, август – 12,4°С. В Тюнгур выпадает до 430 мм осадков в год.

История

Исходя из нижесказанного, дата основания Тюнгура — 1898 год. Его основатель — Павел Кузьмин. Список населенных мест Сибирского края, выпущенный в 1928 в Новосибирске, напечатал, что Тюнгур был образован в 1876 году. Считать датой основания эту цифру – тешить  самолюбие жителей современного села. Что нам известно?

Первое упоминание о местности, где сегодня расположен Тюнгур, можно отыскать в воспоминаниях ученого и блестящего исследователя Сапожникова Василия Васильевича.

25 июня 1898 года, третий раз путешествуя по Алтаю, он записал: «Из Катанды мы выступили левым берегом Катуни вниз по течению; первую ночь провели на устье р. Тюнгур у заимки Павла Кузьмина, а на другой день, пересекая устья левых притоков Катуни – Джиты-кочка и Тургунда, к вечеру достигли устья Казнакты».  Во втором путешествии, в 1897 году, заимки Кузьмина ещё не было.

Путешествуя четвёртый раз, в 1899 году, он пишет: «Здесь же прекращаются русские поселки: а именно есть две заимки в нижнем течении Тюнгура и одна (Бунькова — Е.Г.) на правом берегу близ устья Кочурлы». То есть Тюнгур на этот момент составлял два двора.

В списках населенных мест Томской губернии 1899 г., 1882 г. Тюнгур не упоминается. На карте 1900 года обозначена заимка Тюнгур. Читай — один двор.

А в период между 1901 и 1903 гг. из селений Нижнего Уймона (с выселками Терехтой, Чиндеком, Маргалой, Мультой, Усть-Мультой) и Катанды (с выселками Тюнгурским, Кызыльским) образовалась самостоятельная Катандинская волость.

22 августа 1905 года в общем присутствии томского губернского управления, были доложены и рассмотрены дела по ограничению наделов селениям Бийского уезда, Катандинской волости — Катанда с выселками Тюнгурский и Кызыльский.

В 1926 году в Тюнгуре насчитывалось 50 дворов, в которых проживало 144 мужчин и 148 женщин, русских. Работал сельский Совет.

К 1927 году межселенное землеустройство ликвидировало спорность и неопределенность земельных прав и границ, устранило нерациональное соотношение угодий, когда, например, в одном земельном обществе имелись в избытке пахотные земли, но ощущался острый недостаток сенокосов и наоборот. При землеустройстве учитывалось стремление беднейшего населения к организации сельскохозяйственных артелей и товариществ. Были выделены отдельные участки скотоводческим товариществам Тюнгура.

Мать Мира (Чаша Мира) в долине Ярлу

Долина Ярлу или, как её ещё называют, ущелье Ярлу восхитительно красива благодаря разноцветным скалам, которые становятся ещё ярче после дождя. Верхняя часть хребта, которая разделяет реку Ярлу и Текелю, напоминает лежащую женщину. Благодаря этой ассоциации хребет назвали Матерью Мира (или Чашей Мира). Ярко фиолетово-красная скала, находящееся в «груди» матери — её сердце, имеет одноименное название: Сердце Матери.

Polina Shegurova

По поверьям, Мать Мира является чистейшим существом, безусловно принимающим абсолютно всё и безвозмездно дарящим миру радость и счастье. К этому образу стремится большинство людей, которые развивают свою духовность.

Также образ Матери напоминает нам о возможности самостоятельного выбора своего Пути. Подобно кровной матери, она наставляет нас на путь истинный, но даёт нам право выбрать. Далее она может только смотреть и радоваться нашим свершениям или скорбеть о наших ошибках.