Оглавление
Северные перспективы
В беседе с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин отметил, что расширение парка ледоколов для военных и гражданских нужд является логическим следствием признания Северного морского пути как стратегически важной для России транспортной артерии. В армии до сих пор существует такое понятие, как «северный завоз», когда в военные части Крайнего Севера в августе и сентябре доставляются запасы продовольствия, пояснил Дмитрий Литовкин
В армии до сих пор существует такое понятие, как «северный завоз», когда в военные части Крайнего Севера в августе и сентябре доставляются запасы продовольствия, пояснил Дмитрий Литовкин.
«Но если мы говорим о круглогодичном использовании этого маршрута, то Минобороны должно иметь соответствующие корабли, суда, которые могли бы это обеспечить», — добавил собеседник RT.
Первенство в освоении Арктики несомненно принадлежит Российской Федерации, подчеркнул Литовкин.
«Арктика осваивалась нами несколько веков, начиная от поморов и заканчивая адмиралом Колчаком. Это освоение продолжалось и при СССР. Сегодня Арктика представляет особый интерес, так как маршруты движения из Азии в Европу небезопасны — они проходят через зону, где действуют пираты и очень трудно обеспечить безопасность судоходства», — отметил эксперт.
Также по теме
«Укрепит позиции России»: чем уникален самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика»
Головной ледокол проекта 22220 «Арктика» вошёл в состав российского атомного флота. В торжественной церемонии приёмки принял участие…
Преимущества Северного морского пути очевидны, считает Дмитрий Литовкин.
«Северный морской путь сокращает время перевозки грузов из Азии в Европу на несколько недель и полностью контролируется Россией, Вооружённые силы РФ полностью контролируют безопасность в этом регионе», — рассказал Литовкин.
По словам главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, с увеличением вклада России в развитие Арктики у этого направления появляются как гражданские, так и военные компоненты.
«Ледокольный флот — это один из элементов по обеспечению доставки грузов и горюче-смазочных материалов на российские военные базы. Россия укрепляет свои позиции в Арктике. Разумеется, возможность расширения временных рамок перевозки грузов в сложных условиях Арктики будет позитивно влиять на наши возможности в регионе», — подчеркнул эксперт.
Строительство ледоколов связано с тем, что Россия стремится укрепить свои позиции в регионе, добавил Игорь Коротченко.
Интересные факты
В 2011 году, российских туристов на «Вершине планеты» побывало за весь сезон всего 58 человек, зато число отважных китайцев перевалило за 130.
Вот данные о том, как развивался этот потрясающий вид туризма:
- В середине девяностых годов ледокольные круизы совершали, в основном, жители Англии и Соединенных штатов (за сезон отправлялось в тур до 70 человек).
- Начиная с 2000 года, к поездкам на Северный полюс стали присоединяться японцы и туристы Западной Европы.
- К 2011 году и в данное время из иностранных туристов превалируют туристы из Чили, Бразилии и Восточной Европы. Они больше всего предпочитают морские круизы на ледоколе «Ямал».
- Сейчас наши соотечественники занимают немалое место по количеству поездок на ледоколе на Северный полюс и путешествий по берегам Арктики.
Вокруг вершины мира, синхронно с суточными вращениями нашей планеты, вращаются, а потому никогда не заходят и не восходят звезды. А главная из них, Полярная звезда — маяк всех мореплавателей северного полушария, — всегда остаётся в зените.
Круиз на ледоколе «50 лет Победы»
Доплыть до самой отдалённой точки планеты можно на ледоколе «50 лет Победы».
Особенности этого судна:
- корма построена наподобие ложки, что придает устойчивость и современность ледоколу;
- управление кораблем полностью автоматизировано;
- судно безопасно в плане атомного реактора;
- атомное топливо позволяет плавать в океане, не причаливая, в течение пяти лет.
Атомоход оснащен современной техникой, которая позволяет чувствовать себя уверенно даже в экстремальных ситуациях.
Поездка возможна только в сезонный полярный день.
Туристам предоставляются комфортабельные каюты и все условия для отдыха и времяпровождения пассажиров.
Оборудованы удобные смотровые мостики для наблюдения за природой.
Для связи с сушей на корабле имеется:
- телефон,
- интернет,
- факс.
Для заболевших есть госпиталь, где обслуживают врачи с высокой квалификацией.
Маршрут ледокола намечен так, чтобы туристы смогли увидеть обитателей Арктики:
- морских котиков,
- белых медведей,
- тюленей,
- других северных животных.
Круиз на Северный полюс начинается из Мурманска. Далее ледокол следует по маршруту – Баренцево море, заплывает на Северный полюс, а по истечении программы, плывёт обратно по Баренцеву морю, чтобы вернуться в порт Мурманска.
Как попасть на легендарный ледокол?
Забронировать место для путешествия на Северный полюс можно за полтора года до отплытия
Если вы решили заказать бронь в экспедиционный круиз за шесть месяцев до тура, то ещё останется несколько свободных кают, а вот за 3 месяца, или если вы надумали зарезервировать номер за месяц до отплытия, то мест на лайнере, возможно, уже не будет. Количество мест для туристов на корабле ограничено – всего 46 кают.
Поездку на Северный полюс на ледоколе можно совершить только в сезонный полярный день. Он примечателен тем, что круглые сутки на полюсе светит солнце.
Обычно, круиз планируется так:
- с 04.06 по 16.06,
- с 16.06 по 27.06,
- с 27.06 по 08.07,
- с 15.07 по 26.07,
- с 26.07 по 06.08,
- с 06.08 по 17.08.
На конец июля и включительно по август, набираются только русские туристы.
Перед путешествием к Северному полюсу будет целесообразно позаботиться о подходящем гардеробе для поездки. Средняя температура полярных регионов составляет 0 °С, максимальная +12 °С, минимальная -12 °С. Поэтому возьмите с собой вещи, защищающие от влаги, ветра, холода и солнца.
Мероприятия для туристов расписаны на каждый день. Так как тур будет проходить в самой отдалённой и малоизвестной части огромного земного шара, то указанная программа маршрута является предварительной.
Маршрут зависит от внешних факторов:
- метеоусловий,
- состояния льдов и др.
Природа каждый сезон диктует свои условия. Вот уже на протяжении нескольких лет каждый последующий круиз не бывает похож на предыдущий.
Арктика: правила посещения
Обеспечить собственную безопасность и не навредить северу и его обитателям – вот два главных правила, которым должен следовать арктический турист. Безусловно, «диких» арктических путешествий в наше время практически не бывает – они проводятся под наблюдением опытных гидов, а туристы проходят обязательный инструктаж. Но все-таки каждый, кто отправляется на Крайний Север, и сам должен учесть некоторые важные моменты.
Юридические тонкости
Связь в Арктике
Северяне в основном пользуются спутниковой связью – мобильная действует мало где из-за удаленности и труднодоступности северных территорий и огромных расстояний между населенными пунктами. Есть смысл позаботиться о том, чтобы и у вас было устройство для приема спутникового сигнала.
Климат и одежда
Полярный климат – это среднегодовые отрицательные температуры, и даже летом надо быть готовым к резким перепадам температуры, ветрам и снегопадам. Зимой же в большинстве арктических территорий не редкость морозы до -60 градусов при сильнейшем ветре.
Одеваться надо соответственно. Но теплая одежда не значит тяжелая: турист должен сохранять легкость передвижения. Так что главный принцип утепления – многослойность: лучше надеть несколько легких вещей, чем одну тяжелую и громоздкую.
Обувь обязательно должна быть непромокаемой – независимо от времени года, когда вы отправляетесь в тур. И даже летом вам понадобятся шапочка и перчатки. Незаменимая вещь для путешествия на север – термобелье, толстовки из флиса, комфортного и быстросохнущего; нужны и шерстяные носки – несколько пар.
Подробнее, о том, что взять с собой в арктическое путешествие, читайте в нашей статье «Ничего лишнего»
Если запланировано быстрое перемещение (на вездеходах, снегоходах, лыжах, собачьих упряжках и т.д.), одежда должна быть ветронепроницаемой, а лицо стоит закрыть балаклавой.
Что еще понадобится
При пеших и водных турах – спальный мешок, рассчитанные на самую низкую температуру, непромокаемый многослойный коврик и специальная туристическая сидушка, налобный фонарь, репелленты и средства против аллергии, гели от травм, солнцезащитные очки, жирный крем для рук и лица.
Особенности питания
Встреча с северными животными
Несмотря на то, что разработаны специальные арктические туры для наблюдения за сухопутными и морскими животными – китами, моржами, белыми медведями – вести себя при подобных встречах нужно с предельной осторожностью, пусть даже вас сопровождает целый отряд инструкторов. В большинстве случаев люди, пострадавшие от нападения медведей, сами вели себя неправильно
Например, устроили свалку с остатками продуктов на месте стоянки – это обязательно привлечет зверя. При встрече с медведем не пытайтесь убежать – у животного может сработать инстинкт преследования
В большинстве случаев люди, пострадавшие от нападения медведей, сами вели себя неправильно. Например, устроили свалку с остатками продуктов на месте стоянки – это обязательно привлечет зверя. При встрече с медведем не пытайтесь убежать – у животного может сработать инстинкт преследования.
Приближаться к нему тоже не стоит – например, чтобы сфотографировать: даже внешне спокойный зверь может внезапно «выдать» неожиданную агрессивную реакцию.
Что касается моржей, то они чрезвычайно пугливы, поэтому к лежбищам нельзя подходить ближе, чем на 150 метров, на суше, а подплывать – ближе, чем на 500 м. Кстати, испуганный морж может защищаться и в этом случае подплывет и перевернет судно или пробьет клыками надувную лодку. Так что лучше не рисковать.
Еще один совет – избегайте близкого общения даже с небольшими и внешне безобидными зверьками. Многих умиляет частое в последнее время появление песцов и лис в населенных пунктах. Но надо иметь в виду, что если дикий зверь потерял страх и сам вышел к людям, с ним, скорее всего, что-то не так. Нетипичное для животного поведение может быть признаком бешенства.
Правила бережного путешествия
Арктическая природа сурова и одновременно хрупка. Северные экосистемы разрушить легко, а восстанавливаются они десятилетиями. Если восстанавливаются вообще…
Вот почему каждый человек должен во время путешествия по Арктике придерживаться определенных правил.
Стоит избегать перемещения по тундре на вездеходах, снегоходах, мини-тракторах и другой подобной технике: это может нарушить мерзлотные грунты.
В большинстве арктических заповедников допускается только организованное посещение туристами в сопровождении специалистов, а экскурсии проходят по экотропам. Не нарушайте этот порядок!
Оставлять на арктической территории какой бы то ни было мусор недопустимо. Если он все-таки образовался, унесите его с собой.
Почему с нами
- Мир огромен и удивителен: впечатления, которые вы получите в поездке, останутся с вами навсегда.
- Наш персонал предчувствует ваши любые пожелания.
- Мы досконально выбираем и проверяем условия размещения в любом месте, куда приезжаем – вам лишь остается наслаждаться знакомством друг с другом и светской беседой. Поверьте, на протяжении люкспедиции вы будете жить в самых роскошных каютах.
- Мы организуем уникальные впечатления. Представьте завтрак с ароматной чашкой кофе из тончайшего фарфора прямо на Северном полюсе или созерцание величественных айсбергов из капитанской рубки новейшего полярного ледокола.
- Сервис на высоте. С нами вы покорите Северный полюс под брызги шампанского, ведь детали формируют ощущения.
О наших арктических круизах
Лучший способ исследовать Арктику – присоединиться к экспедиции круизного судна. С Poseidon Expeditions вы отправитесь в полярные регионы на борту маневренного «Си Спирит», с идеальной вместимостью в 114 пассажиров. На специальных небольших лодках мы встречаемся с Арктикой лицом к лицу, открывая для себя внеземные пейзажи и яркий животный мир вместе с командой гидов и полярных экспертов.
Наши уникальные экспедиционные маршруты:
• Три жемчужины Арктики: Вся Арктика в одном путешествии! В Исландии – невероятно красивые фьорды и удивительная жизнь вдали от цивилизации. В Гренландии – северное сияние и гигантские айсберги. На Шпицбергене – панорамы гор и ледников, буйство животного мира и действующие научные станции. Присоединитесь к тем немногим счастливчикам, которые своими глазами увидели все дары Арктики!
• В царстве белого медведя: Шпицберген – это «Арктика в миниатюре»: цветущая тундра и заснеженные горные вершины, арктическая пустыня и глубокие синие воды фьордов, многообразие животных и символ Арктики – белый медведь. Откройте для себя полярный север!
• Дорогами первопроходцев: Уникальный круиз на острова Земли Франца-Иосифа, который выполняет только компания Poseidon Expeditions. Высокие широты русской Арктики сохранили историю героических полярных открытий, путешествий к Северному полюсу, побед и неудач покорения суровых северных земель. Пройти по таким легендарным местам – бесценный опыт.
• Под куполом Северного сияния: Гренландия – это самые большие айсберги в Арктике, кристально белые днем и голубые, зеленые, фиолетовые ночью, когда северное сияние освещает дорогу нашему экспедиционному судну.
• К неизведанным берегам Арктики: От Британских островов через Ян-Майен на Шпицберген, экспедиционное судно отправляется на север, останавливаясь в спрятанных уголках Арктики, где правят дикая природа и животный мир.
Полное описание маршрута
Ледокольный маршрут на Северный Полюс продолжается 12 дней. Такие уникальные путешествия пользуются большой популярностью у иностранных туристов.
Мурманск
В первый день происходит посадка на борт ледокола на базе атомфлота в Мурманске. Вечером судно выходит через Кольский пролив в море.
Если вам нужны авиабилеты в Мурманск, советуем выбирать их тут на aviasales.ru.
Северный ледовитый океан
Со второго по пятый день путешествия пассажиры знакомятся с ледоколом, его устройством и уникальными механизмами, наблюдают за тем, как он с лёгкостью ломает мощные арктические льды.
Северный Полюс
На шестой день атомоход прибывает на Северный полюс. В момент, когда точка Северного полюса 90°N достигнута, пассажиры и представители экипажа встречаются на навигационном мостике, отмечая это событие, после чего спускаются на лёд и устраивают настоящий полярный пикник. Самым смелым разрешается окунуться в воды океана. Специальные средства спутниковой связи позволяют совершить звонок родным и близким.
Далее ледокол держит курс на юг (седьмой и восьмой день).
Земля Франца Иосифа
При благоприятных погодных условиях в период с седьмого по одиннадцатый день путешествия возможно посещение архипелага, большая часть которого по сей день практически не исследована. При отсутствии тумана можно увидеть огромные ледники и покинутую исследовательскую станцию. Здесь довольно велик шанс встретить белых моржей и медведей.
Возможен также заход в бухту Тихая, откуда открывается возможность полюбоваться очень необычной скалой Рубини, являющейся местом гнездования колоний полярных птиц. После этого — отправление к начальной точке маршрута, в Мурманск.
Мурманск
На двенадцатый день происходит высадка пассажиров с судна. После этого предусмотрен групповой трансфер в аэропорт. До Мурманска необходимо добираться самостоятельно.
Полярный круиз или тур?
После того, как вы решили, куда и когда отправитесь,
следующим шагом является выбор между полярным круизом и полярным туром.
Полярные круизы проходят на ледоколе. У
вас будет насыщенная программа, опытные ученые и гиды, которые расскажут многое
о том месте, где вы будете находиться. Имейте в виду, что полярные круизы часто
единственный вариант путешествия в Антарктику, поскольку на суше негде
останавливаться (сам континент является постоянным домом для нескольких
ученых-исследователей!)
Полярные туры, больше похожи на традиционные туры. В них вы
будете останавливаться в отелях, гостевых домах или хостелах и путешествовать
по железной дороге, на машине или воздуху до каждого пункта назначения. У вас будет опытный гид в походе на северный
полюс. Популярные направления в Антарктиду — это туры на Аляску, в Финляндию,
Норвегию, Канаду.
Ледовые суда
В 2022 году в состав Военно-морского флота РФ планируется принять новый ледокол «Евпатий Коловрат» модернизированного проекта 21180М. Его строительство началось в конце 2018 года. Проект 21180М является развитием ледокола «Илья Муромец» проекта 21180, который вошёл в состав ВМФ в 2017 году.
Главным отличием «Евпатия Коловрата» от предшественника будут уменьшенные размеры корпуса и малая осадка.
Оба судна спроектированы в конструкторском бюро «Вымпел» (Санкт-Петербург). Корабли проекта 21180/21180М предназначены для ледовой проводки боевых и вспомогательных судов, что обеспечивает базирование и развёртывание сил флота в заполярных условиях. Также ледоколы способны патрулировать акватории арктических морей и выполнять функцию буксира.
- Ледокол проекта 21180 «Илья Муромец»
Ранее «Илья Муромец», оснащённый высокоавтоматизированной системой управления «Залив-ЛК-21180», современными силовыми агрегатами и навигационным оборудованием, получил высокие оценки Минобороны РФ.
«Ледокол проекта 21180 — судно нового поколения, с новыми принципами электродвижения и современной энергетической установкой. Высокая манёвренность ледокола обеспечивается полноповоротными механическими двухвинтовыми рулевыми колонками и носовым подруливающим устройством, что повышает манёвренные характеристики судна при работе в ледовых условиях», — говорится в материалах военного ведомства.
Также по теме
«Жизненно важная задача»: как в России создают спасательные глубоководные аппараты для Арктики
Российский флот может в будущем получить глубоководные спасательные аппараты нового поколения. Об этом рассказал главком ВМФ адмирал…
«Евпатий Коловрат», как и его предшественник, будет оснащён системой «Залив-ЛК-21180».
Водоизмещение «Евпатия Коловрата» составляет 4 тыс. т, длина — 82 м, ширина — 19 м, осадка — 4,6 м, автономность плавания — 30 суток, дальность плавания — до 7,6 тыс. миль (14 тыс. км), экипаж — 28 человек. Этот корабль может раскалывать лёд толщиной 1 м и развивать скорость до 14 узлов (25,93 км/ч).
Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов, комментируя строительство «Евпатия Коловрата», отметил, что командование принимает прямое участие в развитии ледокольного флота.
«Главное командование ВМФ тесно взаимодействует в области развития ледокольного флота с проектно-конструкторскими организациями и предприятиями Объединённой судостроительной корпорации, а также выполняет функцию военно-научного сопровождения на этапе проектирования и строительства кораблей и судов ледового класса в интересах ВМФ России», — приводит слова Евменова сайт Минобороны РФ.
О ледоколе
Чтобы представить мощность этого судна, нужно узнать лишь одну цифру: 75 тысяч атомных лошадиных сил. Переживать относительно использования атомной энергии не стоит, ледокол безопасен, радиационный фон на нем такой же, как в обыкновенном доме. Благодаря использованию технологий для охраны окружающей среды все отходы уничтожаются прямо на корабле.
Это не круизный корабль, но на борту у него есть бары и ресторан, бассейн с сауной, кинозал и библиотека. Чтобы поддерживать спортивную форму в путешествии предусмотрены тренажерный зал, площадки для баскетбола и волейбола. Но это незначительные мелочи по сравнению с тем, что предлагает своим гостям Арктика. Если один раз увидеть, как ледокол прокладывает себе путь через толщу льда, это воспоминание сохранится на всю жизнь. Несмотря на экстремальные условия, туристы могут покинуть борт своего временного атомного дома. В сопровождении специалистов они могут сойти на льдины и почувствовать себя полярниками, а также попасть на обзорную экскурсию на вертолете и увидеть с высоты острова Арктики. Цены на круиз в Арктику на ледоколе достаточно высокие, но в них включено абсолютно все, начиная от специальной одежды, заканчивая экскурсией на вертолете.
Туристический или нет?
Название “50 лет Победы” носит самый крупный атомный ледокол в российском флоте, на данный момент он является самым большим в мире. Такие судна предназначены для перемещения по зонам, которые круглый год покрыты льдом, они намного сильнее любого дизельного судна. Корабли такого класса выполняют научные и стратегические задачи, проводят другие корабли через льды, например, когда нужно провести спасательную операцию.
Таким образом, это не туристический лайнер, но он периодически отправляется в туристические поездки, доставляя туристов на Архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Такие поездки совершаются каждое лето. В этот период научные экспедиции не проводятся, и туристическая деятельность не позволят атомоходу простаивать.
Путешествие на ледоколе «Ямал»
Корабль класса Арктика построен для экспедиций во льдах.
Особенности ледокола «Ямал»:
- имеет возможность дрейфовать во льдах при толщине свыше трёх метров;
- ледокол оснащен современной спутниковой связью и отличной навигационной системой;
- полная безопасность при работе атомного реактора;
- хорошо налажена связь с материком, которой также могут пользоваться и туристы.
«Ямал» совершает регулярные круизы с туристами на борту на Северный полюс. К его особенностям можно отнести ещё и логотип, нанесенный на судно в виде акульей пасти. Ледокол располагает даже комфортабельными одноместными каютами.
С комфортом на Северный полюс на «Ямале»
Путешествие на Ямале начинается из порта Мурманск.
Судно оснащено вертолетом Ми-8Т и четырьмя моторными лодками, которые предназначены для навигационных целей, а также экскурсий туристов за пределами корабля. Борт имеет пятьдесят кают и может принять у себя до ста человек.
На судне есть:
- тренировочный комплекс,
- волейбольная площадка,
- бассейн,
- сауна,
- библиотека,
- медицинский комплекс.
Выбирайте свой лучший круиз уже сегодня
Poseidon Expeditons специализируется на экспедиционных круизах в Арктику, Антарктику и на Северный полюс с 1999 года. Мы являемся единственным в России оператором полярных круизов, и ледокольные круизы всегда были нашим фирменным продуктом.
Наш опыт позволяет предложить вам незабываемое путешествие, где активное исследование одной из самых хрупких и красивых экосистем мира проходит в обстановке исключительного комфорта. На нашем сайте вы сможете найти круизы на Северный полюс по лучшим ценам и воспользоваться спецпредложениями, чтобы сэкономить.
Покорите вершину планеты и откройте полярный мир с Poseidon Expeditions!
Арктика: выбираем тур
Вот несколько самых востребованных у арктических туристов направлений. Возможно, что-то вы выберете и для себя.
Морские круизы
Сегодня разработано несколько десятков круизов по арктическим морям – разной длительности, сложности, рассчитанных на людей с разным достатком.
Самый продолжительный круиз – по Северному морскому пути: из Мурманска в Анадырь или же в обратном направлении. Во время круиза продолжительностью 27 дней судно пройдет через все моря Северного Ледовитого океана. Предстоит туристам и несколько высадок на арктических островах и побережьях. Кроме того, в круизе предусмотрено проведение научно-популярных лекций, тематических кинопоказов и т.д.
Можно отправиться еще в одно увлекательное путешествие: на ледоколе к Северному полюсу.
13-дневный тур проходит на атомном ледоколе «50 лет Победы», стартует из Мурманска. Во время путешествия туристы побывают на островах архипелага Земля Франца-Иосифа, на легендарной полярной станции бухты Тихой и, наконец, достигнут «макушки планеты».
На самом Северном полюсе предусмотрена высадка туристов. Оттуда можно по спутниковой связи позвонить друзьям и похвастаться своим великим достижением. И даже искупаться в проруби на полюсе!
9-дневный круиз «Секреты Белого моря», который также начинается в Мурманске, посвящен истории населенных пунктов, расположенных на беломорском побережье. Древние артефакты, средневековые монастыри, поморские деревни, оленеводческие стойбища, музеи ГУЛАГа предстоит осмотреть туристам в этом путешествии.
А один из самых известных и популярных круизов Чукотского моря – на заповедный остров Врангеля, который называют «родиной белых медведей». Уже по этому названию содержание тура легко угадывается: знакомство с животным миром Арктики – медведями, моржами, китами, овцебыками, птицами – его часть.
Экологический и экстремальный туризм
Вообще, говоря об арктическом туризме, довольно сложно разграничить отдельные его направления: всё взаимосвязано. Так, путешествие на остров Врангеля – это не только морской круиз как таковой, но и еще наблюдение за редкими видами китов (есть и специальные туры, посвященные этому прекрасному занятию). Путешествие по Енисею в Карское море «перекликается» с отдельным туром на плато Путорана. Если же совершить большое путешествие по Баренцеву и Белому морям в мае-июне – можно оценить прелесть белых ночей. А если в те же места приехать в период с осени по весну – вас будут ждать туры для «охотников» за северным сиянием.
Любого туриста заинтересуют экскурсии в северные заповедники: национальный парк «Русская Арктика», включающий в себя часть островов архипелага Новая Земля и заказник «Земля Франца-Иосифа»; Путоранский и Тунгусский в Эвенкии; Лапландский в Мурманской области и другие.
Есть чем заняться в Арктике и любителям экстрима. Разработаны специальные туры, включающие длительные лыжные походы по побережью Северного Ледовитого океана, многодневные, на несколько тысяч километров, заезды на собачьих упряжках на севере Якутии, восхождения на ледники, высадку на парашютах на Северный полюс, подледный дайвинг, зимний серфинг в северных морях и т.д.
Исторический и этнотуризм
Крайний Север многие до сих пор ошибочно воспринимают как безлюдную ледяную пустыню. Между тем это край с огромной историей. Туры, посвященные древним саамам и средневековым поморам; многовековой истории российского мореплавания, местам воинской славы, периоду советского освоения Арктики – тому доказательство.
Во время северного путешествия можно побывать в этнодеревнях (например, саамской Самь-Сыйт) и познакомиться с традиционным укладом жизни и древними обрядами саамов. Можно отправиться в одно из оленеводческих стойбищ на Ямале и пожить кочевой жизнью. А можно на севере Красноярского края встретить эвенкийский Новый год – его отмечают в июне.
Словом, Крайний Север не только огромен, но и необычайно многообразен: каждый найдет путешествие по душе.