Оглавление
- Основные характеристики прямого узла
- Самые популярные приемы вязания
- Грейпвайн (двойной рыбацкий)
- Часто используемые морские узлы
- Специальные:
- Составляющие элементы узла
- Узел УИАА
- Техника горных путешествий
- Ткацкий
- Удавка полуштыками
- Крючок с ушком
- Распространенные надежные рыбацкие узлы
- Как вязать туристические узлы правильно? Итоги
Основные характеристики прямого узла
Самый обычный прямой узел отличается простотой вязки, но при этом он позволяет надежно соединить между собой две веревки одинакового диаметра. Несмотря на то, что данный тип соединения был придуман еще несколько тысяч лет назад нашими предками, он не утратил своей актуальности и в современном мире (рисунок 1).
Рисунок 1. Внешний вид соединения и способы его вязки
Это объясняется надежностью конструкции, простотой ее вязки и широкой сферой применения готового соединения
Но перед тем, как научиться вязать прямой узел, стоит уделить внимание истории его возникновения, а также плюсам и минусам конструкции
История возникновения
Современные археологи установили, что впервые вязать прямой узел научились древние египтяне, так как подобные находки были обнаружены в гробницах фараонов. Но не исключено, что данный способ соединения веревок использовался и в других цивилизациях.
Древние греки и римляне называли этот узел геркулесовым или геракловым, так как, по легенде, мифический герой Геракл завязывал с его помощью шкуры убитых львов у себя на груди.
Интересно, что простой прямой и двойной узел нашел широкое применение и в Древнем Риме. С его помощью сшивали раны, а также использовали данный тип соединения для лечения переломов костей.
Но гораздо чаще прямой, как и брамшкотовый узел, использовался в морском деле. Во время шторма морякам требовалось быстро уменьшить площадь парусов, чтобы судно могло противостоять сильным порывам ветра. Схожий тип соединения использовали и ткачи. При этом интересно, что и у ткачей, и у моряков были свои варианты прямого узла. В последнем случае веревки связывали так, чтобы они не могли развязаться при намокании, так как обычная конструкция с легкостью распускается всего за несколько секунд.
Несмотря на существование огромного количества модификаций, самый обычный прямой тип веревочного соединения считается одним из самых популярных туристических узлов.
Плюсы и минусы узла
Прямой узел считается предком всех современных туристических, альпинистских и рыболовных узлов (рисунок 2).
Это объясняется его многочисленными преимуществами:
- Он позволяет надежно соединить между собой веревки одинакового диаметра.
- Схема вязки отличается удивительной простотой, поэтому справится с ней смогут даже новички.
- При соблюдении правил использования, конструкция не развязывается и выдерживает определенную нагрузку.
При наличии достоинств, у прямого узла есть и определенные недостатки. Возможно, вы не знаете об этом, но при завязывании шнурков используется именно данный тип соединения. На практике это позволяет заметить, насколько он несовершенный. Веревки начинают скользить, могут развязаться или наоборот, затянуться настолько сильно, что их невозможно будет развязать и придется просто разрезать.
Рисунок 2. В морском деле используется не обычная прямая модель (слева), а специальный рифовый тип соединения веревок (справа)
Эти недостатки объясняют, почему в альпинизме, спасательных работах, ткацком промысле и такелажном деле используется не традиционная комбинация, а собственные вариации соединения. К примеру, один из самых надежных альпинистских узлов проводник был создан именно на базе прямого узла. Дело в том, что обычная конструкция не подходит для страховки, так как она может развязаться в любой момент. Именно поэтому используют либо вариации соединения, либо скрепляют готовый прямой узел контрольными. В морском деле также применяется вариация прямого узла – рифовый, который позволяет быстро уменьшить площадь парусов, но сама конструкция не развязывается при намокании веревки.
Где применяется
Кратко рассказать о сфере применения и назначении прямого узла чрезвычайно сложно, ведь он используется не только в специализированных промыслах, но и в повседневной жизни (рисунок 3).
Рисунок 3. Схема вязки зависит от сферы применения: а — обычный, б — морской, в — ткацкий, г — морской способ развязывания
Еще с древних времен он служит для вязки между собой веревок, тросов, канатов и лесок в морском деле, на производстве и в повседневной жизни. Довольно часто его используют и для удлинения веревки, особенно, если есть необходимость соединить ее в месте разрыва. Не задумываясь, мы часто используем такой узел и в повседневной жизни: для завязывания шнурков, плетения фенечек или вязки макраме.
Если вы сомневаетесь, правильно ли вы завязываете прямой узел, мы приведем детальную схему его вязки.
Самые популярные приемы вязания
Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.
Прямой
Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.
Прямой узел схема вязания
Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:
- Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
- Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
- Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
- Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
- Затянуть.
Булинь
Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.
Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.
Булинь узел — схема вязания
Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:
- Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
- Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
- Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
- Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
- Продеть его в петлю уже сверху вниз.
- Затянуть за коренной конец.
Восьмерка
Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.
Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:
- Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
- Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
- Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.
Восьмерка узел — схема вязания Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.
Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.
Простой полуштык
Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.
Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.
Простой полуштык
Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:
- Перекинуть веревку через опору.
- Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
- Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.
Якорный
Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.
Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.
Якорный узел
Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:
- Взять веревку, перекинуть ее через опору.
- Обернуть дважды.
- Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
- Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.
Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.
Грейпвайн (двойной рыбацкий)
Грейпвайн
Очень прочный и надёжный узел, применяется для связывания верёвок как одного, так и разного диаметра. Кроме того, грейпвайн довольно красив. Его используют просто везде, на кораблях и на суше, в горах, в быту, вобщем, где только не лень. Вяжется он относительно просто: сначала завязывается она двойная петля, на одной верёвке, потом такая-же на второй и затягивается. Узел этот похож на ткацкий, только делается не один, а два оборота верёвки.
Плюсы: очень мощный и надежный узел, не требует дополнительных «контролек», можно связывать верёвки разного диаметра.Минусы: очень сильно затягивается.
Именно этим узлом я советую связывать репшнур для схватывающих узлов типа Прусика, Маршара, Бахмана и пр. Его можно с успехом использовать в качестве контрольного узла. Для этого вяжется только одна двойная петля на одной верёвке, такая «контролька» будет надежнее обычной.
Часто используемые морские узлы
Булинь является универсальным узлом, так как легко завязывается на веревке любой толщины. Его также именуют «беседочным узлом». Самостоятельно он не развяжется, не скользит по тросу, но его без усилий можно распустить, если возникла необходимость. Соединение получается одним из самых крепких. Применяют его для страховки, крепления к кольцу и гауку, швартовки и соединения разнообразных тросов.
Схема вязки:
- Создается петля, в которую проводится ходовый участок.
- Далее его заводят за коренную часть.
- Возвращают назад в петлю.
- Маленький кончик должен остаться во второй петле.
- Выполняют тугое затягивание.
Восьмерка получила свое название из-за внешнего сходства с одноименной цифрой. Ее применяют как самостоятельный вариант или в качестве элемента для вязки других креплений. Используется за закрепления или стопора. Его особенность в том, что такой якорный узел легко развязывается при намокании каната.
Схема вязки:
- Ходовый край вытягивают вдоль коренного и обводят вокруг него.
- Ходовый конец заводят за себя и вдевают в образовавшуюся петлю.
- Плотно затягивают.
Удавка применяется для поднятия груза на высоту, а также крепления веревки к опоре. Ходовую часть обворачивают вокруг предмета, а коренной участок несколько раз обводят вокруг ходового. Наиболее надежен, если в удавке для фиксации применяется контрольная затяжка.
При использовании предельной нагрузки на разрыв, после снятия груза, канат легко развязывается. Соединение очень крепкое и не теряет прочности при намокании. Карабиновая удавка широко применяется в альпинизме. Ходовая часть закрепляется на карабине в форме восьмерки, а свободная часть может охватывать опору, например, дерево.
Штык связывают из двух узлов. Он сложен в исполнении, подходит для буксировки и швартовки. В основе применяется простой полуштык. Ходовую часть обводят вокруг предмета, затем несколько раз вокруг коренной части. Штык уместен при длительном стоянии судна в порту.
Существует несколько вариаций вязки. Разновидностью его является якорный узел, который также называют рыбацким штыком. Его применяют в ситуациях, когда задействуется сильная тяга, например, при опускании якоря.
Прямые узлы уместны для скрепления ходовой части двух разных тросов. К недостатку конструкции относят очень сильное затягивание после намокания при чрезмерной нагрузке, поэтому развязать его будет сложно. При интенсивном использовании этот якорный узел может сползать. Схема вязки:
- Две коренные части соединяют.
- Перемещают ходовые концы по отношению друг к другу и затягивают.
- Чтобы конструкция не потеряла симметрию, концы выводят по обе части коренных участков.
Воровской узел считается разновидностью прямого, его применяют для бытовых нужд, например, перевязывают мешки с зерном. Его вяжут подобным образом, направляя концы из конструкции по диагонали по отношению к коренной части канатов. Во время нагрузки соединение может изменить форму, напоминая полуштык.
Смещение приводит к взаимному развязыванию концов. Чтобы веревка не развязывалась, меняют месторасположение концов. Их прижимают, а коренные части затягивают. Если края спрятаны, соединение внешне можно спутать с прямым креплением.
Самым непрочным является тещин узел. Его именуют также бабьим узлом. В морском деле он не используется из-за ненадежности, но на берегу его успешно применяют для упаковки товаров, вязки мешков. Края ходовой части переплетают и связывают. Несмотря на кажущуюся прочность, существует высокая вероятность соскальзывания и развязывания узла при сильном натяжении.
Хуже всего соединяются канаты разного диаметра. При выборе данной конструкции следует оценивать степень опасности, так как соединение развяжется в наиболее неподходящий момент.
Специальные:
Заячьи уши
Начинают вязать так же, как и проводник (восьмёрка-проводник).
Второй вариант предпочтительнее, так как в данном случае верёвка не так сильно затягивается.
Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв.
«Не ползёт», под нагрузкой сильно затягивается.
Используется везде, где нужна прочная петля.
Петля Гарда
Используется для страховки, торможения и натягивания веревки.
Применяется при любом состоянии веревки.
Хорошо фиксирует нагруженную веревку.
Плохо держит динамическую верёвку при натяжении переправы.
Силу торможения в узле регулируют подачей свободного конца в узел или его придерживанием.
Выбленочный узел («Стремя»)
Под нагрузкой не затягивается.
При переменных нагрузках «ползёт», при постоянной нагрузке работает надёжно.
Удобен для привязывания верёвки к любому количеству опор (столбов, деревьев и так далее).
Для повышения надёжности соединения свободным концом делают дополнительный оборот вокруг опоры (г).
Легко вяжется и развязывается.
Петли узла используют в качестве опоры для ног при подьёме по закреплённой веревке – 1.
Удобен при спасательных работах для обеспечения торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Может использоваться для предотвращения скольжения (перетирания) верёвки – 2.
Саморазвязывающийся узел
Используется при наведении переправы.
Вяжется из отрезка основной верёвки.
Надёжен, хорошо развязывается даже под большой нагрузкой (1 – направление затягивания, 2 – направление развязывания).
Чтобы избежать случайного развязывания петлю контруют через карабин или рифовым узлом.
Контрольные узлы (скользящий, глухой, карабинный)
Препятствуют самопроизвольному развязыванию других узлов.
Используются всегда, когда есть сомнения в надёжности какого-то узла (особенно на жестких, грязных, мокрых и обледенелых веревках).
Для предотвращения сползания контрольного узла к основному используется глухой (в, г, д) контрольный узел.
Карабинные контрольные узлы (слева направо):
одинарный (1 – карабин, 2 – конец основной верёвки под нагрузкой, 3 – конец верёвки для развязывания узла),
с контрольным узлом (второй узел из петли первого узла),
использование карабина в качестве контрольного узла
Составляющие элементы узла
Чаще всего обычный городской житель использует единственный вид соединения, который напоминает неправильно завязанный прямой узел. И оттого, что техника завязывания не соблюдается, он держит очень плохо, скользит и не является надежным. Поэтому, чтобы быть уверенным в надежности узла, нелишним станет изучить несколько видов крепких и надежных соединений.
Элементы узла:
- Петля – изгиб, что образуется одной веревкой.
- Ходовый конец веревки — тот, на котором образуется петля.
- Коренный конец веревки — тот, вокруг которого обводится ходовый конец.
Туристические узлы делятся на страховочные – те, которым можно доверить человеческую жизнь, и вспомогательные – те, которые можно использовать в походах и — иногда — в быту.
Узел УИАА
Хотелось бы выделить этот узел отдельно. Его также называют итальянским выбленочным узлом, пожарным и узлом Мунтера.
Во французском варианте, Uni-pn Internationale des Associations Alpinisme, сокращенно UIAA (УИАА)
Узел УИАА (нагрузка на правой ветви)
Стандартный тормозной узел УИАА, используется при страховке, спускании по вертикальным перилам (веревке), эвакуации пострадавших.
Большинством мировых альпинистских школ, рекомендуется к использованию, при невозможности применения специальных страховочно-спусковых приспособлений. Страхование таким способом, иногда считается более предпочтительной, чем использование «восьмерки».
Узел УИАА
Он получается в процессе небольшого изменения (одним из вариантов) узлов «стремя». Отличие заключается в создании большого трения, а не фиксации троса при его протягивании. Это происходит путем изменения геометрии узла, при вязании на карабин (лучше использовать специальные HMS модели, определенной формы).
При спуске на данном узле нужно уделить внимание тому, что свободный конец веревки находился с противоположной муфте стороне. Например на видео вы можете увидеть как с помощью двойного УИАА (Super Munter) можно держать груз весом 272 кг, ощущая всего 3 кг (Test 4, на видео с 2:30)
Например на видео вы можете увидеть как с помощью двойного УИАА (Super Munter) можно держать груз весом 272 кг, ощущая всего 3 кг (Test 4, на видео с 2:30).
Техника горных путешествий
Встречный узел
Узел для соединения двух веревок одинакового диаметра. Под одинаковым диаметром нужно понимать две веревки, толщина которых отличается меньше чем на одну пятую диаметра более тонкой веревки.
В клубе из множества узлов этого типа используется встречный
, как самый простой, и в тоже время очень надежный.
На картинке справа прямой
или морской узел, от которого собственно ипроизошелвстречный . Главный недостаток уродителя — это необходимость кроме самогопрямого узла вязать еще два контрольных.
Если контрольные узлы завязать внутрь прямого узла, как показано на картинке справа, затем тщательно расправить перехлесты шлагов, то получится встречный
узел.
Естественно, такой способ вязки еще хуже, чем классический, когда на одной веревке вначале вяжут контрольный узел, а затем всовывают в него другую веревку, повторяя его рисунок.
Спартаковский способ вязки узла основан на самом популярном в мире узле, который в народе называют бабий
узел. Для тех кто забыл, его рисунок показан на картинке справа. Между прочим, если внутрь этого узла завязать контрольные узлы, то также получится встречный узел.
Три следующих картинки, поясняют спартаковский способ вязки встречного узла. У этого способа есть несколько преимуществ над классическим:
- узел вяжется обеими веревками одновременно, что и удобней, и в три раза быстрее
- исключается вероятность вязки вместо встречного узлаложного встречного
- очень просто контролировать расход веревки на вязку узла
- становится возможной вязка узла в рукавицах и даже одной рукой
- узел можно завязать вокруг опоры, затягивая веревку на ней, как если бы это был обычный прямой узел
Пояснение вязки встречного
спартаковским способом. На первой картинке: узел начинают вязать как бабий. На второй картинке: концы веревок перегибают и укладывают к веревке своего цвета так, чтобы петля из веревки другого цвета оказалась между ними. И на третей картинке: концы веревок заталкивают внутрь узла, в сторону основной веревки другого цвета. После этого концы веревок вытягивают на нужную длину, и затягивают узел за основные веревки.
Объяснение на словах намного сложнее, чем вязка узла на самом деле. Хотя, конечно, существует и масса тонкостей, многие из которых объяснить очень сложно. Главные из них:
- Нельзя начинать вязать встречный изпрямого вместобабьего , в этом случае получаетсяложный встречный .
- Нельзя затягивать узел за нерабочие концы веревок, только за их нагружаемые (длинные) части.
- При вязке вокруг предметов узел нужно положить набок .
- Для быстрой вязки узла концы веревок, которыми вяжется узел, не должны быть длинными, лучше наоборот, максимально короткими.
Единственная проблема при вязке встречного узла — это риск завязать вместо настоящего ложный
встречный. Рисунок этих узлов одинаков и разница лишь в том, чей шлаг зажимает на выходе короткий конец каждой веревки. Если шлаг образован той же самой веревкой, то узел завязан верно, если другой веревкой, то это ложный встречный, который сам развязывается при переменных нагрузках. Классический способ вязки не исключает вероятность завязывания ложного узла, вместо настоящего. Спартаковский, полностью исключает такую возможность
И обратите внимание, что настоящий узел довольно просто превратить в ложный, достаточно поменять местами все шлаги, даже не развязывая узел
Ткацкий
Ткацкий
Этот узел является достаточно простым способом связать верёвки одного диаметра. Кроме того, после его затяжки сам узел становится достаточно компактным. По сути, ткацкий узел, это просто две «контрольки». Кстати, после его завязывания необходимы контрольные узлы на обоих верёвках.
Плюсы ткацкого узла: компактность, быстрота связывания и относительная надежность соединения.Минусы: очень сильное затягивание (вплоть до невозможности развязать), ослабление верёвки и необходимость вязать контрольные узлы.
Этим узлом хорошо соединять две нитки для шитья (компактность узла), но плохо использовать для альпинизма и туризма.
Удавка полуштыками
Удавка полуштыками
Это довольно интересный и удобный узел, который можно использовать во многих жизненных ситуациях. Например, подтащить бревно или закрепить верёвку на дереве (для нужд альпинизма применять данный узел не стоит). Именно таким узлом крепят тетиву на луке и гитарные струны. Как вы уже могли догадаться, держит удавка только когда верёвка под натяжением
Когда-же нагрузка снимается, то узел почти полностью развязывается.При завязывании и затягивании удавки важно, чтобы верёвка не переламывалась через петлю, иначе сильно упадет ее прочность (мы ведь помним, что чем больше у верёвки перегиб и сдавливание, тем меньше ее прочность в месте этого перегиба)
Как я говорил, для альпинизма и туризма этот узел использовать не желательно. Но, если требуется навести неответственную переправу, где верёвка не будет испытывать значительных нагрузок и в случае срыва человека, он не получит травм, то можно применить удавку. Примером может служить наведение переправы через небольшую и не глубокую речку или ручей, где в случае срыва можно только намокнуть. В случае такого применения, нужно дополнительно завязать контрольный узел, а можно даже штыкэ. Тогда и крепление будет безопасным и жестким, и снимать переправу будет легко.
Крючок с ушком
О том как правильно привязать крючок к леске, если на нем есть ушко (а на большинстве крючков так и есть) спорят многие рыбаки. От части причиной споров является выбор того или иного узла. Но никто не учитывает разнообразность лески и толщины проволоки из которой изготовлен сам крючок, а это является ошибкой.
Мы подобрали рейтинг из 4 самых простых и надежных узлов, подходящих для привязывания крючка с ушком к обычной и плетенной леске. Правда и среди них есть исключения, так что внимательнее изучайте материал, дабы потом не было неприятностей.
Отдавайте преимущество рыболовным крючкам из тонкой проволоки, так как их можно будет привязать практически любым узлом. Привязывание крючка с толстым ушком может вызвать затруднения у неопытных рыбаков.
Узлом Pitzen
Узел Pitzen является одним из самых надежных и простых узлов, которые подходят для крепления крючка на основной леске или поводке. Его особенностью является то, что он сохраняет 90% прочности лески любого диаметра при правильном затягивании. Также скорость вязки позволяет изготавливать поводки непосредственно на водоеме.
- Протяните леску через ушко крючка и потом разверните её обратно, сложив параллельно основной.
- Свободным концом обмотайте получившуюся петельку из двух лесок (достаточно будет 3-4 витка) по направлению к крючку.
- Теперь свободную леску протяните через петлю, которая находится дальше всего от крючка.
- Смочите и затяните узел.
- Отрежьте лишнюю леску.
Узлом Паломар
Узел Паломар это один из самых прочных и простых рыбацких узлов. Многие рыбаки говорят что это лучший способ монтажа крючка. При определенной сноровке его можно завязывать даже на ночной рыбалке в условиях полного отсутствия освещенности.
Давайте рассмотрим пошаговое руководство для того, чтобы узнать как правильно привязать крючок к леске:
- Возьмите край лески и сложите её пополам (у вас должна получится петелька);
- Теперь протяните эту петельку в ушко крючка;
- Завяжите на петле обычный узел;
- Заведите петлю в конец охвата крючка, как показано на схеме ниже;.
- Смочите и затяните узел;
- Удалите излишек лески.
Основным недостатком узла является необходимость протягивания двойной петли сквозь ушко крючка. В случае применения лески толстого диаметра или флюрокарбоновой лески, либо крючка с маленьким диаметром ушка сделать этого не получится.
Кровавым узлом
Кровавый узел подходит не только для привязывания поводка, но и позволяет привязать вертлюжок к основной леске, блесны, воблеры и другие приманки. По большей части подходит для лески малого диаметра, при затягивании толстой лески могут возникать определенные трудности.
Некоторые узлы завязываются исходя из основ монтажа описанного ниже узла. Самый большой недостаток узла заключается в том, что привязать крючок к плетенной леске не получится. Прочность у него довольно высокая, и составляет 75% от прочности лески, что позволяет довольно крепко и надежно зафиксировать снасть.
Инструкция по вязанию:
- Конец лески необходимо продеть сквозь ушко на крючке;
- Вокруг оси основной лески необходимо сделать 4-7 витков;
- Возле ушка крючка должна образоваться петля, в которую и необходимо протянуть свободный конец лески;
- Узел нужно смочить и затянуть;
- Лишнюю леску отрезать ножницами или лезвием.
Универсальным узлом
За долгие годы рыболовной практики рыболовы все таки нашли универсальный узел, позволяющий привязать крючок с колечком любого диаметра к толстой и тонкой леске, либо плетенке. Вяжется он следующим образом:
- Протяните леску через ушко крючка, оставив свободным примерно 10 сантиметров;
- Сделайте на свободном конце лески петлю;
- Сделайте 4-8 оборотов леской вокруг цевья крючка;
- Проденьте свободный конец лески сквозь петлю, которая получилась в результате шага 2;
- Смочите и затяните узел;
- Отрежьте излишки лески.
Распространенные надежные рыбацкие узлы
Существуют надежные самозатягивающиеся рыбацкие узлы как правильно привязать карабин к леске.
- Простой клинч.
- Усиленный клинч.
- Двойной клинч.
- Узел Offshore swivel-knot.
- Узел палача.
- Паломар.
- Узел линдеманн.
Умение создать хотя бы два узла из этого списка поможет благополучно довести рыбу до подсачека рыбака.
Простой клинч
Простой и надежный узел, очень легок в освоении.
Таким узлом целесообразно привязывать толстые мононити к карабину, где количество изгибов должно быть сведено к минимуму. Особенно “простой клинч” хорош для самостоятельного изготовления поводков из толстой флюорокарбоновой мононити 0,4-0,6 мм, которой не опасны зубы щуки.
Как завязать:
- Продеваем мононить в кольцо карабина.
- Вытягиваем конец мононити на 10 – 12 см за кольцо.
- Оборачиваем мононить вокруг основной лески 5-6 раз.
- Берем конец лески и продеваем его в небольшую петельку, образовавшуюся в самом начале при накручивании мононити вокруг лески, подтягиваем.
- Смачиваем и затягиваем узел.
Усиленный клинч
Целесообразно применять узел данной конструкции чтобы привязывать карабин к толстым и средним лескам 0,2-0,3 мм.
- Продеваем мононить (леска 1) в кольцо карабина.
- Вытягиваем конец лески на 10 – 12см за кольцо (отрезок мононити 10 – 12 см обозначим как леска 2).
- Оборачиваем леску 2 вокруг лески 1 пять – шесть раз.
- Берем конец лески 2 и продеваем его в небольшую петельку, образовавшуюся в самом начале при накручивании лески 2 вокруг лески 1. Подтягиваем.
Образовалась еще одна петля, но уже большого размера.
В эту большую петлю заводим конец лески 2, подтягиваем. Смачиваем узел водой. Аккуратно и постепенно затягиваем узел. Обрезаем торчащий кончик мононити.
Двойной клинч
Целесообразно применять для привязывания карабинов тонкими и средними монолесками 0,12 -0,25 мм в диаметре.
Такой же простой и надежный, как и усиленный клинч, но только в его конструкции применена двойная мононить.
- Складываем монолеску пополам так, чтобы получился отрезок двойной монолески 10 см.
- Продеваем в ушко карабина.
- Оборачиваем двойную леску вокруг основной лески 5-6 раз.
- Конец двойной мононити продеваем в небольшую петлю возле ушка.
- Смачиваем и аккуратно затягиваем.
- Обрезаем лишние концы.
Разрывная нагрузка двойного клинча выше чем у основной монолески.
Offshore swivel-knot
Обеспечивает надежное соединение тонких лесок 0,1-0,18 мм с карабином.
- Складываем монофил вдвое так, чтобы получилась узкая петля примерно 10 см в длину.
- Петлю продеваем в ушко карабина и вытягиваем до половины размера.
- Поднимаем конец петли вверх, расправляем ее, чтобы получился узкий овал, укладываем его между основной леской и леской петли.
- Начинаем вращать карабин от себя. Две мононити закручиваются между собой. Компромисс между минимизацией изгибов и надежностью – пять шесть вращений.
- Смачиваем и равномерно затягиваем конструкцию.
- Обрезаем лишний кончик лески.
Узел палача
Для крепления нитей любого диаметра к карабину.
Как вязать:
- Продеть мононить (леска 1) в колечко карабина.
- Вытягиваем на 10 см (10-ти см отрезок монофила – леска 2).
- Приблизить леску 2 к леске 1.
- На расстоянии примерно 4 см от колечка сделать изгиб на леске 2, вернуть конец к колечку, создав большую петлю.
- Концом лески 2 оборачивать одновременно леску 1 и 4-х сантиметровый отрезок лески 2 внутри петли.
- После шестого оборота вытянуть конец лески 2 из петли.
- Смочить узел и аккуратно затягивать его до полной фиксации.
Паломар
Для надежного крепления лесок малого и среднего сечения к карабину.
- Складываем мононить вдвое так, чтобы получилась узкая петля длиной 10 см.
- Сдвоенную мононить продеваем в ушко карабина, вытягиваем на 8 см.
- Завязываем простой одинарный узел сдвоенными лесками прямо над колечком карабина. Из узла выходит кончик сдвоенной монофильной лески, представляющий из себя петлю.
- Продеваем карабин в петлю.
- Смачиваем, аккуратно затягиваем до полной фиксации.
Больше всего подходит для образования узловых соединений из тонких и плетеных лесок.
- Пропустить леску сквозь ушко карабина.
- Образовав большую петлю, пропустить конец лески сквозь ушко еще раз.
- Концом лески обвязывать одновременно два отреза лески внутри петли.
- После пятого витка вывести конец лески через большую петлю и подзатянуть.
- Смочить узел водой и аккуратно затянуть узел до полной фиксации.
Как вязать туристические узлы правильно? Итоги
Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:
- для завязывания двух веревок одинакового диаметра;
- для связывания веревок разного диаметра;
- для создания петель;
- для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
- для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы — понадобится в туре на Камчатку).
Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни
Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других
Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.