Отчет об автопутешествии по южной норвегии из санкт-петербурга

Москва — Выборг

Наступило 26 июля 2017 года, на часах — 06:00 часов. Машина упакована «под завязку». Расстояние от Красногорска до Выборга — 860 километров плюс 80 километров сверху, поскольку мы заезжали посмотреть достопримечательности.

Дорога Москва — Селищи — Выборг

Navitel обещал около 12 часов пути. Из Москвы выехали пораньше, чтобы избежать пробок. Предполагали сделать несколько интересных остановок. Самыми любопытными оказались Селищи и расположенные там Аракчеевские казармы. Сама деревня находится на берегу реки Волхов — это немного северо-восточнее Великого Новгорода.

Сюда в 1816 года был направлен второй батальон гренадерского графа Аракчеева. Строительство комплекса началось в 1818 году под управлением К. Ф. Детлова.

Манеж

Комплекс включал манеж с церковью. Внутри также есть гауптвахта, каланча, полковой плац, окруженный широким бульваром, каменные казармы, размещенные в форме квадрата, много офицерских домов, жилье самого полкового командира, а также дворец — видимо, на случай визита знатных особ.

Место это считалось своеобразной «ссылкой» для гусар. В 1838 году сюда был переведен великий русский поэт М. Ю. Лермонтов.

Памятные доски

Казармы серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны и с тех пор не реконструировались. Сейчас от построек остались только руины, но даже они впечатляют размахом и мощью.

Аракчеевские казармы

До Санкт-Петербурга оставалось около 40 километров. У нас было два варианта проезда — платный и бесплатный. Решили сэкономить. После съезда с Московского шоссе в сторону Колпина на круговой развязке попали в ужасную пробку и потеряли 40-50 минут.

До Выборга оставалось 170 километров, а сил и терпения сильно поубавилось. Впрочем, по объездной дороге пролетели быстро и вскоре попали за пределы города. Примерно в 21:00 добрались до Выборга. Забежали в магазин, докупили продуктов.

Отель Apartments Vyborg нам понравился: достаточно уютный и чистый номер с небольшой кухней, есть все удобства. Машину можно оставить прямо на обочине перед зданием. Немного утомил громко работающий холодильник, но в остальном претензий у нас не было. Быстро поужинали, приняли душ и легли в мягкую постель. С утра снова в путь.

На этот отрезок пути потратили около 70 литров бензина на сумму 2700 рублей.

День первый. Перегон Иматра — Рануа.

Но вот пограничные формальности позади, и «принимай нас, Суоми-красавица, в ожерелье прозрачных озер». Ожерелье начинается практически сразу, ведь через 7 км от границы находится Иматра, расположенная на берегах большой Саймы, да и далее дорога проходит частично по разветвленной Сайменской системе озер.

У нас стояла задача проехать в первый день как можно больше, но, в принципе, можно заехать в Иматру. Интересен не сам город, а водоскат Imatrankoski — представление сброса воды на плотине, построенной на месте природного водопада. Казалось бы, 20-минутное шоу, но это стоит того: буквально «кипящие» от мощности напора потоки воды, брызги, радуга, музыка от классического Сибелиуса до пронзительного женского вокала современных рокеров Nightwish. Маленький нюанс: представления проходят строго по расписанию. Вот только следующим летом, увы, Imatrankoski «уходит в отпуск» в связи с ремонтными работами на гидроэлектростанции.

Дороги в Финляндии практически не имеют недостатков, кроме одного – монотонности, что при дальних перегонах может сильно утомлять. Скоростной режим в этом направлении — 80 и 100 км/ч, 120 км/час — это больше на скоростных трассах в областях ближе к Хельсинки. Превышение на 10 км, если честно, обычное дело, но наглеть не стоит, так как на дорогах висят видео- и фотокамеры, о чем вас проинформирует соответствующий желтый знак. Штрафы в Финляндии за лихачество очень не гуманные, так что тише (по правилам) едешь — будешь и дальше, и богаче.

Вдоль дороги калейдоскопом меняются картины мастеров-пейзажистов: сосны, ели, болота, озера и наоборот. Через определенные промежутки вдоль дороги оборудованы парковки со столами-лавочками или даже беседками для кратковременного отдыха. Обычно на берегу озера-речки, реже — просто в лесу. Остановились, девочка — налево, мальчики — направо, размяли ноги, перекусили, заодно полюбовались шикарными видами:

Панорама в Финляндии

Красивое и чистое озеро в Финляндии

По озерам плавают такие лодочки

В небольшом лесу можно найти разные грибы

А это уже небольшая речушка

Кстати, взяли в поездку с собой газовую горелку Jetboil, привезенную другом из США. Она оказалась на порядок функциональнее используемых ранее. Альтернатива таким остановкам на природе — заправки и супермаркеты. Магазины обычно расположены не прямо у дороги, а чуть в стороне, у городков и поселков. Поэтому мы выбирали заправки и, как правило, сети АВС. Там всегда находится магазин с демократичными ценами и все остальные прелести цивилизации.

Кстати, когда появится необходимость в топливе, надо иметь в виду, что наши карты на автоматических заправках не читаются. Так что лучше заправляться на обычных АЗС, то бишь АВС, хотя и там оплата автоматизирована.

Расход топлива по трассе был в среднем 9 литров 95-ого на 100 км, благодаря финским дорогам и режиму круиз-контроля. Чем дальше на север, тем реже будут встречаться такие очаги культуры, этот момент нужно учитывать. Довольно глупо «обсохнуть» среди бескрайних просторов арктической Финляндии.

Как и во всех финских кемпингах, в наличии — место для барбекю и оборудование, кухня с минимумом посуды, души-туалеты. Неожиданная приятность — общедоступная сауна (в большинстве кемпингов сауна арендуется по времени за отдельную плату). Причем в 22.00 сауну отключают, но не закрывают, то есть еще час вполне можно греться и даже попариться свежесрезанным поблизости веником, надо только потом прибрать за собой во избежание нареканий. Фото кемпинга уже утром, вечером было не до фотосессий:

Барбекю и кемпинг — романтика!

Подкрепляемся перед дальнейшим путешествием

Посидели на квадроциклах

Первый раз увидел «парковку» для собак — вольеры, где посетители зоопарка могут оставить своих питомцев:

Внутри можно оставить вашего питомца

Правила безопасности в автопутешествиях

  1. Все наши маршруты планируются таким образом, чтобы переезды начинались после завтрака, благодаря чему у вас всегда есть время на прогулки и осмотр достопримечательностей в каждом новом городе. Поэтому не пренебрегайте собственной безопасностью и избегайте поездок ночью. Накопленная усталость и недосып повышает риск ДТП, всегда помните об этом!
  2. Если ваш маршрут предполагает поездку в Европу, то вас будет преследовать желание поскорее проскочить родные края. Но вы должны помнить, что для сохранения концентрации нужно останавливаться каждые 2,5 часа, чтобы немного размяться и отдохнуть от вождения. Самый логичный способ сделать перерыв — автозаправка, где можно пополнить запасы топлива, очистить лобовое стекло от насекомых или выпить чашку кофе.
  3. Игнорируйте людей, желающих ехать автостопом и никогда не останавливайтесь, если вдруг кто-либо вам сигналит или машет руками, призывая остановиться. Если подозрительных машин, следующих за вами, несколько и вы подозреваете дорожную инсценировку — звоните в полицию (на нашем сайте есть телефоны для каждой страны, но всегда работает общеевропейский экстренный номер — 112).
  4. Если в пути вас заcтали сильные осадки, которые снижают видимость — лучше переждать, съехав с дороги на площадку для отдыха автомобилистов или автозаправку.

Автомобильный парк

Если не учитывать тот факт, что Норвегия бьет рекорды по количеству электрокаров в стране, остальной автомобильный парк у них ничем не примечательный и особо не отличается от парка в той же Швеции или Финляндии. Разве что слегка удивляет немалое количество автомобилей не европейского происхождения, японцы в особенности

И еще обратил внимание, что очень мало автомобилей марки SKODA, в Финляндии они встречаются чаще

Про Tesla замолвлю словечко, ибо нигде еще я не видел их так много в реале. Вот вам один шикарный экземпляр на зарядке у здания полиции, диски у него отпадные:

Электрокары на сегодняшний день составляют 1% от общего парка автомобилей Норвегии. Самыми популярными из них, без сомнения, являются две машинки: Nissan Leaf и Tesla Model S. В прошлом году из всех проданных в стране автомобилей 12% составили электромобили. Но почему именно Норвегия? Дело не только в высокой стоимости бензина и дизеля. Тут постаралось правительство Норвегии, здесь отменили налоги на электромобили еще в конце 20-го века. Кроме отмены налогов владельцы электромобилей освобождены от уплаты дорожных сборов, им разрешено двигаться по полосе для общественного транспорта, и еще они могут бесплатно пользоваться паромами. По всей стране поставлено более 4000 зарядных станций, причем некоторые из них абсолютно бесплатные. Программа правительства по поощрению покупки электрокаров временная, она запланирована до 2018 года, но поговаривают, что ее могут и продлить. Номерные знаки всех электромобилей начинаются с букв EL.

Обратили внимание на немалое количество норвежских автомобилей с номерными знаками на зеленом фоне. Сначала мы подумали, что это автомобили, принадлежащие государству или муниципалитету

Не выдержали и спросили у водителя одного из таких автомобилей. Оказывается, в Норвегии зеленые номера выдают владельцам автомобилей, у которых всего один ряд сидений. Причем с завода этот автомобиль может идти с двумя рядами, но владелец вытаскивает задний ряд, ставит решетку-перегородку после первого ряда и получает зеленые номера. Гугление выявило факт пониженного налога на автомобили с зелеными номерами. Подозреваю, что владельцы вполне обычных двухрядных автомобилей переделывают машины в однорядные, чтобы сэкономить на налоге.

Из путешествующих по Норвегии автомобилей больше всего нидерландцев, британцев и шведов. Машин с русскими номерами мы видели не очень много, ну может 10 за всю поездку. Больше всего их на юге страны, в районе Алесунда и Бергена. Наш рекорд – сразу три автомобиля с русскими номерами в одном месте, замечены на смотровой площадке горы Далснибба.

Полезная информация для планирования поездки по норвежским фьордам на машине

Для планирования поездки по норвежским фьордам на машине, вам следует знать некоторую информацию. Мои друзья потратили много времени изучая форумы, а о некотором мы узнали сами на практике.

Полезная информация о Норвегии:

  1. Валюта Норвегии NOK, 1 евро = около 10 норвежских крон в мае 2017 года.
  2. Вы вряд ли найдете обмен валюты, так как все жители Норвегии пользуются кредитными картами. Если вам это нужно, ищите в крупных городах, но не надейтесь на хороший курс.
  3. Вы вряд ли найдете место для оплаты наличными, так как все жители Норвегии пользуются кредитными картами.
  4. Все в Норвегии хорошо говорят по-английски, некоторые говорят по-немецки.
  5. Вы можете и отправиться на рыбалку.
  6. Вы можете легально поставить палатку в любом месте в Норвегии на 1 день.
  7. Общие цены относительно высоки, но есть некоторые действительно дешевые продукты (вероятно, финансируемые государством).
  8. Алкоголь очень дорогой, самое дешевое пиво 0,3 в супермаркете составляет около 3 евро, но есть много вкусного безалкогольного пива дешевле 1 евро.
  9. Вы можете пить водопроводную воду в Норвегии, она очень чистая.

Вот информация, которую вы должны знать перед поездкой по Норвегии на машине:

  1. Аренда автомобилей довольно дорогая. Мы потратили 250 евро только на 3-дневную аренду автомобиля класса VW Golf.
  2. На протяжении всей дороги встречаются паромы, которые также дорого стоят. В зависимости от ширины фьорда и количества людей в автомобиле, стоимость парома может составлять от 15 до 50 евро.
  3. Ограничение скорости очень низкое почти везде, так как многие дороги проходят вдоль фьордов, поэтому в основном вы можете кататься всего 50-60 км/ч.
  4. Цены на бензин в Норвегии также довольно высоки. В мае 2017 года они варьировались от 1,4 до 1,6 евро за литр в зависимости от дня и времени. Самая дешевая бензоколонка, которую мы обнаружили, была Uno, где не работал ни один человек.
  5. В Норвегии есть также платные дороги. Сразу как выезжаете за пределы города, обычно вам нужно заплатить небольшой сбор в размере 2-3 евро. Путешествуя по норвежским фьордам и горам, не особо часто приходится платить за дороги.

День третий. Финиш. Тромсё.

Центр Тромсё находится на острове, въехать в город с материка можно по мосту через Бальс-фьорд:

Другой вариант — тоннель под проливом. Лучше заранее изучить схему движения по тоннелю, имеющему множество ответвлений, и внимательно следить за указателями, потому как скорость в тоннеле не сбросишь при довольно интенсивном траффике. В центре города проблематично найти бесплатную парковку. Не сразу, но все же таковую удалось найти, пошли гулять по Тромсё:

Кафедральный собор Девы Марии называют самой северным католическим храмом в мире. Здесь он виден:

Практически все в этом городе напоминает о его исторической и современной связи с морем:

В начале 1950-х годов за одну зиму в море пропало более 100 китобоев. В память об их суровом труде был установлен этот монумент:

Около Полярного музея:

Памятник одному из самых великих норвежцев — полярнику Руалю Амундсену, первым достигшем Южного полюса:

С водой, а значит и с морем, как-то связана и фигурка у отеля Amalie:

А вот эти магазины вряд ли связаны с морской тематикой, скорее с какими-то травами:

Ну травы, так травы… Прогуляемся до Arctic-Alpine Botanic Garden – самого северного ботанического сада в мире. Да еще и бесплатного к тому же. Из центра города нужно подняться в горку в сторону обсерватории, обойти ее справа и спуститься вниз уже через сад. Экспозиция разбита на зоны (местная флора, Гималаи, Альпы, Новая Зеландия и т.д.), у каждой зоны – большая табличка с описанием на нескольких языках, у каждого растения отдельно — названия на латыни и норвежском. Везде проложены дорожки из плоских камней, по которым можно вплотную подойти к любому цветочку. В общем, все для людей. Это и цветник, и сад камней, и изыски ландшафтного дизайна, и какая-то непередаваемая словами умиротворенность…

Азалии:

Сон-трава (прострел):

Примулы:

Маршрут

Начать нужно с составления маршрута. Определиться, каким составом мы поедете, какие у вас интересы – природа, рыбалка, каякинг, музеи – в Норвегии есть все, главное – решить, что же подходит именно вам. Наш первоначальный маршрут немного изменился в ходе поездки, но вы можете его взять за основу вашего самостоятельного путешествия.

Отели и кемпинги на первые дней 5 мы бронировали заранее. Больше всего предложений по Норвегии представлено на Booking.com, однако стремительно набирает популярность сервис для аренды жилья у местных – Airbnb (для наших читателей – ссылка на скидку 2100 рублей при первом бронировании).

Бардуфосс — Лекнес

На календаре — 30 июля. Ранний подъем. На общем собрании решили, что постараемся проехать как можно дальше, чтобы поближе подобраться к Лофотенским островам и поскорее полюбоваться ими. Тем более, погода была пасмурной, и с неба постоянно срывался дождь.

Туманные дали

Двинулись к Нарвику в надежде посетить Полярный зоопарк, но погода разгулялась не на шутку. Решили, что в такой ливень вряд ли получится насладиться северной фауной. В итоге не поехали в парк.

Нас порадовал небольшой городок Харстад, на центральной набережной которого стоит скульптура моржа. Есть поверье, что подержавшийся за клык великана непременно станет здоровым и богатым.

Местный талисман

Одной из самых красивых достопримечательностей является местная церковь. Рядом с ней находится небольшое кладбище.

Церковь в Харстаде

Суровые северные пейзажи

Дорога к морю

Легкие арки мостов

Что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной

Мечтали увидеть и услышать чудо северной природы — гигантский водоворот Мальстрём, описанный в знаменитом рассказе Эдгара По и образованный несколькими течениями. К сожалкению, он не захотел нам показаться.

Ау, Мальстрём!

По пути пришлось проехать по нескольким тоннелям разной длины.

Тоннель 1310 метров

Один из них частично пролегал под водой. Мы смогли это понять лишь по картинке навигатора. Ощущения были не самые неприятные.

Тоннель под водой

Скорость движения по населенному пункту — 50 км/ч

Дождливый Свольвер

Норвежский Стоунхендж

Нашли классный вариант — «Lofoten Camp Storfjord». Симпатичные домики, любопытное оформление территории, веселый и дружелюбный хозяин. За ночь заплатили 600 норвежских крон (около 4200 рублей).

Скоро будут душ, ужин и сон

Подготовка к туру

Каждое наше путешествие начинается с составления плана, списка достопримечательностей и маршрута, расчета затрат, закупки билетов, бронирования автомобиля и гостиниц. Норвегия с ее невероятными фьордами, мостами и тоннелями была давней мечтой. Решились на автомобильный вояж зимой 2017 года. Тогда же и начали подготовку. Поездку запланировали на конец июля — начало августа, поскольку это лучший сезон для Норвегии. Маршрут построили при помощи Яндекс.Карт и RuDorogi.ru.

Дорога Москва — Осло

Сначала он проходил от Москвы до Выборга, затем пролегал через Хельсинки. После этого мы должны были пересесть на паром до Стокгольма, потом опять проехать на машине, но уже до Осло. Оттуда — на самолете в Тромсё, где на арендованном автомобиле планировали совершить вояж по северу Норвегии, напрямую к Лофотенским островам. Затем мы должны были вернуться в Осло и уже на своем «железном коне» объездить достопримечательности юга и юго-запада страны. Далее, обогнув Ботнический залив, через Швецию, Финляндию и Выборг вернуться в родную Москву.

Наш Nissan Qashqai 2013 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литров по России тратит в среднем около 8 литров на 100 километров. Исходя из этого, рассчитывали будущие затраты на топливо. Согласно интернету, цены на бензин в 2017 году были такими:

  1. В Финляндии —1,47 евро.
  2. В Швеции — 1,48 евро.
  3. В Норвегии — 1,84 евро.

На самом деле цены оказались ниже. В Норвегии после 20:00 топливо стоило 1,33 евро, а до 20:00 — 1,31 евро.

Мы вплотную занялись вопросом в начале февраля. Самолет Осло — Тромсё — Осло обошелся нам в 17 867 рублей с человека. Машину категории «эконом» с механической коробкой передач и полной франшизой взяли на пять дней в компании «SIXT Rent A Car» за 4125 норвежских крон, что в рублях составило примерно 34 500. Наши друзья таким же образом еще в январе сэкономили около 17 000 рублей.

Внутренняя каюта класса «эконом» на пароме компании Talling Silja обошлась нам в 145 евро. На Booking забронировали гостиницы в Выборге и Осло. Парковка при отеле Best Western Oslo Airport Hotel за пять дней стоила 30 евро.

Отели в Выборге и Осло

Наконец, настало время решить, какие именно достопримечательности мы бы хотели увидеть. Тут на помощь снова пришел интернет. Прочитав отзывы бывалых туристов о высоких норвежских ценах, решили взять с собой газовую горелку с баллонами и запас продуктов, смену постельного белья на каждого, а также спальники и палатку. Для увеличения полезной площади одолжили у друзей багажный бокс на крышу авто.

Также желательно иметь навигатор Navitel, поскольку он работает без интернета. Покупка карт составляет, в зависимости от конкретной страны, от 400 до 4000 рублей. Мы установили навигатор на телефоне. Это не один раз помогло нам в непростом и долгом путешествии. В нашей семье два водителя, поэтому мы могли сменять друг друга за «штурвалом», что сохранило в итоге много времени и сил.

Также обязательно оформите зеленую карту — страховку на машину. У нас она стоила 2450 рублей на две недели. Мы также посчитали необходимым купить двухнедельную медицинскую страховку в страны Шенгенского союза. Она обошлась нам в 2400 рублей с человека.

День второй. Вечер на границе.

Но нам уже надо спешить — день идет к завершению. Хотя теперь мы попрощались с ночью и вступили в царство полярного дня, но, честно говоря, в академически ночное время все-таки стемнело. После столицы Лапландии местность совсем обезлюдела. Только на заправках можно встретить местных жителей, которые приезжают туда, как в клуб: пообщаться, купить продукты и инвентарь, посидеть за игровыми автоматами, крайне популярными здесь, и, что парадоксально, солидно выпить. Как они потом домой добираются?

А на дорогах встречаются только олени:

Иногда олени начинали бежать вдоль обочины рядом с машиной. Не самое комфортное чувство — они могут неожиданно перебежать дорогу перед машиной. Машин совсем не боятся, можно встать в метре, а вот стоит стекло опустить или выйти, так сразу убегают.

Дорога Е8 местами практически прижимается к реке Muoniojoki, протекающей по границе Финляндии и Швеции. Здесь нам пришлось кемпинг поискать, поездить-побродить, остановились в Harrinivan Hotels & Safaris (он же Harrinivan Lomakeskus, GPS: N 67º 56’ 00” E 23º 39’ 27”) неподалеку от города Muonio. Здесь мы сняли домик за 30€, русские в этом кемпинге — не частые гости, их отсутствие компенсируют подвыпившие, но миролюбивые финны.

В кемпинге есть баня с подогреваемым чаном с водой на берегу реки. Кстати, постельное белье и полотенца лучше возить с собой, обычно комплект стоит 5, а тут уже 8€. На въезде в кемпинг расположен Арктический Ездовой Центр, позиционирующийся как крупнейшая северная хаски-ферма:

Буквально в 20 минутах ходьбы находится супермаркет, а в другую сторону, севернее, мост в Швецию.

Хотели перейти на шведскую сторону, но с середины моста пришлось вернуться из-за каких-то совершенно озлобленных комаров. То ли финские не хотели нас отпускать, то ли шведские — впускать. Вообще, в этом месте по обе стороны реки-границы довольно мощные лесные массивы.

Недорогое питание

Тем, кто выбрал автомобильное путешествие, проще сберечь деньги. Основной продуктовый набор можно взять с собой. Мы рекомендуем запастись крупами, консервами, водой, печеньем. Готовить можно на маленькой газовой горелке. Не стоит брать сыр, колбасу, молоко и другие подобные товары. Мало того, что они быстро портятся, так еще и на границе их могут забраковать. Эти продукты можно купить непосредственно в Норвегии. Да, выйдет раза в два дороже, чем в России, но намного дешевле, чем в кафе и ресторанах. При правильном планировании, продуктовые траты одного человека на неделю составят 5 тысяч рублей.

При авиапутешествии на еду придется потратить уже 10 тысяч рублей. Ведь все продукты придется покупать в Норвегии. И совсем не бюджетный вариант – питаться в кафе и ресторанах. Средний чек в таких заведениях в Осло – полторы тысячи рублей за один обед.

Финансовый отчет

Обязательные траты на человека в этой поездке складывались из следующих составляющих:

  1. Медицинская страховка – 400 рублей.
  2. Green Card – 833 рублей.
  3. Бензин в России. Общий литраж 60 литров (полный бак) + 15 литров (канистра) + 20 литров (вторая заправка после расхода от Санкт-Петербурга до границы) = 95 литров х 38 рублей = 3610 рублей. Итого на человека – 1200 рублей.
  4. RanuaZooCamping. Палатка/место на человека – 15€, палатка/место на семейную пару – 17€.
  5. Зоопарк Ranua, входной билет – 16€.
  6. Кемпинг Harrinivan Hotels & Safaris – 10€.
  7. Бензин в Финляндии. Общий литраж 50 литров х 1,6€ = 80€. Итого на человека – 26,7€.
  8. Закупка продуктов в магазине перед кемпингами – 2 х 20€ = 40€. Итого на человека – 13,3€.

Итого, на одного члена экипажа потрачено 2433 рублей и 81€. Разумеется, были еще индивидуальные дополнительные траты, а именно (на человека плюс-минус):

  • Магазин Duty-Free – 15€.
  • Капучино/чай/плюшки/финская уха/лосось в кафе по дороге, пиво в Тромсё – порядка 20-25€.
  • Сувениры/личные покупки типа футболки или шапочки с хаски – около 50€.

Для ощущения «ни в чем себе не отказывать» нужно еще 100€ на человека. Однако, истина все же в том, что впечатления за деньги не купишь!

Перемещения

Главный принцип дешёвых перемещений по Норвегии — бронирование заранее. Также, часто покупая билет утром, можно сэкономить до 50% стоимости, а людям, не достигшим 26 лет, предоставляются скидки. Каким же способом лучше всего перемещаться по стране? Внутренние перелёты почти всегда дорогие, но есть три других способа.

Автобусы

Самый бюджетный и распространённый вид транспорта — автобусы. Главные автобусные перевозчики: nett, konkurenten, nor-way.no. У них можно найти такие билеты: Осло-Ставангер — 2000₽, Осло-Кристиансанд — 800₽, Осло-Телемарк — 1000₽. Обычно в автобусах есть розетки, интернет и туалеты. Отслеживать дешёвые билеты можно здесь: lavprisekspressen.no

Между Осло и шведскими городами ходят бюджетные автобусы Flixbus.

Круизы

Чтобы сразу посмотреть несколько норвежских городов, удобнее всего воспользоваться круизом. Круизы позволяют сэкономить на проживании и питании, и зачастую намного выгоднее наземных видов транспорта. Круиз можно начать из Киля (Германия), Копенгагена, Амстердама, Осло или Бергена. Актуальные предложения и календарь низких цен можно найти здесь.

Поезда

К сожалению, железнодорожное сообщение в Норвегии развито не очень хорошо, и во многие точки добраться на поездах невозможно. Но на самые популярные направления билеты обычно есть. При выборе билета нужно смотреть тариф Minipris. По этому тарифу можно найти поезд Осло-Берген за 2000₽.

Автомобиль

Другим относительно бюджетным способом перемещения является аренда автомобиля. Удобно, что взять машину можно сразу в аэропорте, а вернуть уже в другом месте. Чтобы найти самые выгодные варианты, бронировать машину лучше заранее через агрегатор лучших предложений. Стоимость аренды на неделю будет около 13000-15000 руб.

Долина водопадов

Следующим нашим пунктом была долина водопадов. Об этом пункте нам мало что было известно кроме названия, которое и так придумали туристы. Мы остановились на парковке возле водопада, перекусили с живописным видом, и отправились наверх. Первые 15 минут мы шли по резкому уклону вверх вдоль трубы от электростанции.

На вершине была небольшая заводь, где можно купаться, только она ограничена буйками, потому что через пару метров находился водопад. Далее мы обнаружили знаки туристической тропы и пошли по ней. Оказалось, что мы находились в национальном парке.

В пути у нас были отличные виды на водопады с огромной высоты.

К нашему удивлению, на высоте было очень тепло, около 18 градусов, только на самой вершине был ветер, и мы надели куртки. Незабываемая красота, которую не передаст никакая фотография.

День третий. Не торопясь в Норвегию!

С утра продолжаем движение по «Northern Lights Route» — трассе Е8. Дорога проходит, в частности, через городок Kilpisjarvi, культурный центр саамов. Они называют Лапландию Сампи, то есть «земля саамов». Недалеко от города находится уникальное место, в котором сходятся территории трех государств: Финляндии, Швеции и Норвегии. Но мы уже мыслями в Тромсё, до которого осталось каких-то 170 км. Наша граница более прозаична, хорошо хоть, что как-то отмечена:

Практически сразу окружающая действительность резко меняется: горы — это… горы. Остановились перекусить и искупаться в примечательном месте на берегу Северного Ледовитого океана:

Там продают различные саамские поделки, шкуры, ножи, и даже национальный деликатес — сушеное оленье сердце. На одной из фотографий видно саамский флаг. Ну и как же не искупаться в погожий летний денек? Водичка + 3 °C, по мелководью до глубины идти долго и ног просто не чувствуешь: