Оглавление
Вепсы – малый народ с большой историей
Вепсы принадлежат к малочисленным этносам Северо – Запада России. В 500 году до н.э. относились к финнам, жили в Межозерье – территория между большими озерами: Ладожским, Онежским, Белым. Сегодня они проживают разобщено в Республике Карелия Прионежского района, нескольких районах Вологодской, Ленинградской областей.
Вепсы этнические жители северо-запада России. По географическому признаку делятся на – южных, средних, северных. Обособленно стали обитать к концу первого тысячелетия. До середины XVIII местом проживания была Карелии, берег Онежского озера, село Шокша.
Народ Вепсы
Жизнь
Ранее существовали территориальные объединения, на смену которым пришли сельские общины (суйм), существование которых длилось до 1917 года. Границы каждой общины совпадали с границами погостов. Во владении общины были леса, сенокосы, рыболовные угодья, коллективные пастбища. Община занималась распределением земель, наймом людей на работу, общественными строительными, ремонтными, сельскохозяйственными работами. Во время схода община выбирала старост, приходских священников, секретарей общины, сборщиков казенных налогов. В ее обязанности входило разрешать споры, помогать вдовам, малоимущим, собирать деньги на нужды общины.
Община-погост являлась частью религиозной структуры, у нее был свой часовенный, церковный приход, свое кладбище, праздники. Община определяла общественное мнение, религиозно-нравственные указания, обрядово-ритуальное повседневное поведение своих членов.
До середины 1930-х годов народ жил большими поколенными семьями, в которых руководил старейший мужчина, отец или дед. Его супруга смотрела за всем скотом, кроме лошадей, за домом, занималась приготовлением пищи, пошивом одежды, ткачеством. В начале 20 века семьи в основном были малыми, в некоторых регионах продолжали существовать неразделенные большие. Существовало у вепсов примачество — прием постороннего человека в крестьянский двор, которому давали права, как у всех членов. Распространялось такое в основном в зажиточных семьях, где положение примака было весьма зависимым.
Старшие сыновья уходили жить отдельно, младшие оставались с родителями. Северные вепсы нередко занимались отходническими промыслами, в результате чего женщина часто играла важную роль в семье.
Девушка, выходя замуж, получала приданое от родителей: утварь, одежду, ткани, скот. У вдовы было право на возврат приданого, если у нее не было детей, она могла получить пожилое — заработок за годы, прожитые в семье мужа. Вместе с браком по сватовству, существовала и другая его форма — самоходкой.
Занятия
Традиционные занятия народа связаны с сельским хозяйством. До 20 века основным было земледелие. Сочетали подсеку с трехпольем. Выращивали овес, ячмень, рожь, горох, бобы, лен, хмель, репу, в небольшом количестве пшеницу. Позже начали сажать брюкву, лук, редьку, морковь, картофель, капусту. Подсобную роль играло животноводство, которое сильно не развивалось по причине нехватки сенокосных угодий. Вепсы разводили овец, коров, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Во второй половине 18 века развилось отходничество. Мужчины уходили на лесозаготовки, сплав, занимались бурлачеством. Гончарный промысел был развит на реке Оять. Оятская керамика получила большую известность в 19 веке, ее даже вывозили в Финляндию. В советское время начали заниматься промышленной разработкой строительного декоративного камня, скот разводили для продажи молока, мяса. Мужчины мастерили изделия из бересты, дерева, плели из корней ивы, ели, делали кухонную утварь, предметы рукоделия, которые украшали резьбой. Женщины ткали, шили, вышивали. Было среди северных вепсов немало искусных ремесленников. Они изготавливали изделия из серебра, оружие, винтовки.
Жилище
В древности жили в срубных полуземлянках с очагом. Позже начали строить амбары для продуктов, хозяйственные постройки, ригу для молотьбы зерна, хлев, баню по-черному. Строили бани в основном северные вепсы, средние и южные долгое время парились, мылись в домашних печах.
Традиционное вепсское жилище — деревянная изба с каменным срубом, объединенная с хозяйственными постройками. В начале 20 века стало традицией делать пятистенки с продольным перерубом, строить двухэтажные дома. Появились новые варианты планировки избы. Особенностью вепсского дома является угловое соединение построек, отсутствие открытого крыльца, четное количество окон. В больших домах верхний этаж занимало помещение, где хранили сено, различный инвентарь. Снаружи к нему делали бревенчатый въезд. Внизу на первом этаже были жилые комнаты, объединенный с жилищем под прямым углом хлев. Крыши покрывали дранкой, берестой, обстановка внутри дома была самой простой. Из мебели были деревянный стол, лавки, кровать, колыбелька, русская печь, лохань с рукомойником. Слева или справа от входа ставили печь, над ней подвешивали котел на шестке. Около печи был вход в подпол.
Северные вепсы украшали наличники домов изображением антропоморфных женских фигур — покровительниц дома. В конце 19 века начали расписывать масляными красками ставни, двери.
WhatsApp Web через обозреватели
Для общения в WhatsApp были придуманы браузерные плагины. Они отличаются небольшим размером, не загромождают оперативную память, не требуют большого количества свободного дискового пространства. Настраиваются они так же, как WhatsApp Web или программа WhatsApp для компьютера – разницы нет.
Плагины написаны для всех современных обозревателей, тем более что большинство из них построено на едином движке. Как скачать, установить и настроить браузер – рассказано в подробных инструкциях ниже.
Использование через Яндекс Браузер
Для Яндекс.Браузера написан отдельный плагин, установка которого осуществляется в пару кликов мышью. Ярлык установленного плагина размещается на боковой панели с правой стороны. Запустили с утра браузер, кликнули мышью по ярлыку и начали общение – вот и вся инструкция по запуску. Но сначала нужно провести настройку.
Установка плагина в Яндекс.Браузер производится следующим образом:
Установка и настройка завершены – приступайте к общению в Ватсап Веб на компьютере без скачивания.
Плагин для Opera
Почитателям браузера Opera повезло больше, чем другим – сюда встроен идеальный клиент WhatsApp. Устанавливать его не нужно, он уже встроен, нуждается только в первоначальной настройке, как и другие плагины.
Преимущества штатного плагина WhatsApp в браузере Opera:
- Работает в фоновом режиме без лишних окон.
- Не требует отдельной вкладки.
- Индицирует о наличии непрочитанных сообщений.
- Запускается вместе с обозревателем.
- Вызывается в отдельном окошке одним кликом по ярлыку.
Кроме того, здесь имеются клиенты для Telegram и Facebook Messenger.
Пошаговая инструкция по запуску клиента WhatsApp в Opera:
- Скачайте и установите браузер с официального сайта Opera.
- Найдите на левой панели ярлык мессенджера, кликните по нему мышью.
- Появится QR-код – отсканируйте его приложением со смартфона по первой инструкции из статьи.
Готово – встроенный плагин настроен. При необходимости, окно с диалогами можно закрыть, мессенджер будет работать в фоновом режиме. Как только поступит сообщение, на ярлыке загорится красный огонек. Также можно разрешить получение уведомлений в браузере.
В следующий раз мессенджер запустится автоматически, вместе с браузером. Повторная авторизация потребуется лишь в том случае, если пользователь самостоятельно прервет сеанс связи.
Как использовать на Mozilla Firefox?
Для браузера написано удобное приложение Web Messenger for WhatsApp. Объем файла составляет всего 228 кб, он не нагружает Firefox, не требует мощного компьютера. Установка осуществляется из официального магазина приложений Firefox Browser Add-Ons.
Инструкция по установке и настройке плагина:
- Запустите браузер и перейдите в магазин с дополнениями.
- Введите в поисковой строке наименование обозревателя.
- Найдите плагин Web Messenger for WhatsApp и установите его.
- Запустите установленный плагин, кликнув по его иконке.
- Авторизуйтесь, воспользовавшись первой инструкцией из статьи.
Аналогичным образом можно попробовать установить любой другой подходящий плагин.
WhatsApp через браузер Google Chrome
Для браузера Google Chrome создан огромный магазин расширений. Здесь их тысячи – для любых нужд, в том числе для мессенджера WhatsApp. Некоторые из них позволяют общаться сразу в нескольких мессенджерах в рамках единого окна.
В качестве примера рассмотрим плагин «Desktop Messenger for WhatsApp».
Готово – можно приступать к обмену сообщениями.
Культура
Фольклор у вепсов на русском и родном языках. Распространены различные жанры:
- сказки-анекдоты;
- волшебные, легендарные сказки;
- сказки о животных;
- загадки;
- пословицы;
- предания;
- былички;
- потешки;
- дразнилки.
Существуют заговоры (магические, лечебные, оградительные, промысловые), во время их исполнения всегда проводились магические действия с использованием соли, воды, сахара, табака, вина, веников, полотенец.
Помимо лирических, свадебных, плясовых, протяжных, колыбельных, игровых песен, существуют лесные, календарные выкрики, песни-романсы, короткие песенки.
Специфический жанр вепсов — короткие песни со стихом в четыре строки, с протяжным, медленным напевом. Исполняли их обычно женщины, девушки на вепсском, русском языках во время сбора малины, на сенокосе. Сегодня старинные песни исполняют в основном, пожилые женщины, которые образуют ансамбли до 10 человек. Из музыкальных инструментов распространена гармонь, кантеле — струнный щипковый инструмент.
В 1967 году был основан Шелтозерский вепсский этнографический музей. Это единственный музей в России, который представляет духовную, материальную культуру народа. Он является филиалом Карельского государственного краеведческого музея. В фонде музея более 7 000 предметов этнографического характера. Основная часть собрана в селах Карелии, вепсских деревнях.
Как зайти в WhatsApp Web через компьютер
Для того чтобы войти в web whatsapp с компьютера необходимо выполнить ряд простых действий:
- • Нажмите на кнопку «Войти в WhatsApp Web».
- Откройте WhatsApp на своем смартфоне; ↓
- → Перейдите в Меню или Настройки и выберите WhatsApp Web.
- ✓ Используя встроенный в приложение QR-сканер отсканируйте код с экрана.
→ Войти в WhatsApp Web
• Другого способа войти в вотс апп веб на данный момент не существует.
Выйти из активной сессии мессенджера на компьютере можно через смартфон:
- Откройте вотс апп на своем смартфоне
- Перейдите в «Меню», затем «Настройки», затем «WhatsApp Web»
- Выберите опцию «Выйти со всех компьютеров»
Праздничные традиции
Большинство вепсов исповедует православие, однако приняв в ХII веке христианство, они не забыли свои языческие корни. Существуют интересные факты о традициях вепсского народа, касающихся верований. Так, вепсы считают, что кроме Всевышнего в мире существует живая сила, с которой нужно поддерживать дружелюбные отношения. Они верят в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев, почитают домовых, водяных, лесных духов, и всегда ублажают их жертвоприношениями или угощениями. У этого народа сохранились древние языческие ритуалы, которые, по поверьям, оказывают лечебное, оградительное или наказующее действие, их проводят с использованием соли, воды и растений.
К числу церковных праздников у вепсов прежде всего относятся престольные. Их даты в каждом приходе зависят от того, в честь какого святого или значительного события в жизни общины установлен праздник. Многие праздничные обряды также связаны с сельскохозяйственными занятиями, в их основе лежит так называемая «магия первого дня»: начало сева, уборки урожая, первого выгона на пастбище скота.
Год у вепсов начинается с многодневного праздника Syndyma, который отмечается с Рождества Христова до Крещения. В этот период на столе должно быть много хорошей еды, чтобы весь год был сытым. Завершала зимний период Масленица, после которой наступал Великий пост.
Далее по календарю отмечаются:
- Благовещение (25 марта).
- Пасха (переходящий праздник, отмечается в период с 4 апреля по 8 мая). В пасхальные дни проводятся богослужения, домашние молебны. На праздничном столе должны быть мясные, рыбные и мучные блюда, и как непременный атрибут ― крашеные яйца.
- Троица (отмечается на 50-й день после Пасхи). Главная традиция праздника ― украшение домов зелеными ветками.
- Иванов день (отмечается в день летнего солнцестояния). В этот день женщины занимаются сбором лекарственных растений, которые, по народным поверьям, приобретают наивысшие лечебные свойства.
- День Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по юлианскому календарю и 28 августа по григорианскому).
- Воздвижение Животворящего Креста Господня (15 сентября). По вепсским поверьям, с этого дня для змей закрывался вход под землю.
- Покров Святой Богородицы (1 октября). Этот праздник знаменует встречу осени с зимой и конец сельскохозяйственного года.
В наше время у вепсов появились новые интересные культурные традиции. В июне на берегу Код-озера при поддержке Департамента культуры Вологодской области проводится ежегодный фестиваль «Древо жизни», на который собираются несколько тысяч человек из разных областей России, Финляндии и Эстонии. В июле в Лодейнопольском районе Ленинградской области проходит традиционный праздник национальной вепсской культуры «Энарьне ма», в котором принимают участие коллективы художественной самодеятельности.
Быть вепсом снова модно
Посетив Шелтозеро можно пообщаться и самими вепсами. К сожалению, большинство из них уже плохо знают свой родной язык. Сейчас российское государство оказывает поддержку вепсскому языку – его преподают в школах, в Петрозаводском госуниверситете, на вепсском выходят газеты и журналы, а по республиканскому радио звучат передачи. Но в повседневной жизни язык почти не требуется, и поэтому постепенно забывается. Однако некоторые национальные черты в характере обитателей Шелтозера явно сохранились и иногда проявляются в самый неожиданный момент.
К примеру, на недавних выборах глава Шелтозера Ирина Сафонова была снята с выборной дистанции за нарушение оформления документов. В селе это восприняли как покушение на их самостоятельность. Поэтому в день выборов шелтозерцы пришли на избирательные участки и проголосовали «против всех» кандидатов. Выборы пришлось проводить заново, и Ирина Сафонова на повторном голосовании одержала победу.
И это упрямство, вместе с осознанием своей национальной идентичности, позволяет надеяться, что легендарная весь не пропадет и не исчезнет, а сохранит себя в народе вепсов.
— В советское время многие вепсы стеснялись признаваться в своей национальности. Это считалось не модным, не престижным. Если вепс, то, значит, ты из глухой деревни, человек не современный. Однако сейчас это не так. В условиях глобализации мира, люди, наоборот, начинают все чаще искать свою идентичность, обращаться к корням, и я вижу, что вепсским языком и культурой начинают интересоваться даже люди в возрасте, которых эта тема никогда не трогала. А молодежь так и вовсе – активно участвует в любых национальных мероприятиях, и четко позиционирует себя вепсами. Это становится модно, — рассказывает Мария Кошелева.
Как говорил в свою интервью известный вепсский поэт Николай Абрамов, книги которого выходили по всей Европе, от Эстонии до Франции, — «еще сто лет назад один из финских исследователей написал, что вепсы исчезнут через два-три десятилетия. Однако прошел целый век, а мы до сих пор поднимаем этот вопрос».
Одежда
Традиционная вепсская домотканая одежда не изготавливается с начала 30-х годов. Распространенным стал общегородской костюм. В былые времена вепсы ходили на работу в штанах и коротком кафтане, надетых сверху белья. Женская одежда была по крою идентична с мужской, только под низ обязательно надевались рубаха (ряццин) и юбка.
Вепсы, народ (фото представлены в данном материале), проживающий в Карелии, на праздники одевались нарядно. Женщин можно было увидеть в ярких кофтах-казачках и юбках с фартуками. В качестве головного убора служил платок, а замужние представительницы слабой половины человечества обязательно должны были носить еще и повойник. Обувь преобладала кожаная, берестяные лапти, или вирзут, использовались только для работы.
Покрой и материал, используемый для пошива одежды, очень близки к северновеликорусским, но со многими довольно самобытными чертами. Так, в сарафанах можно было увидеть только вепсов, проживающих на юге Карелии, а вот женщин Прионежья — в продольно-полосатых юбках. Мужчины зимой носили шапки из меха зайцев и шейный платок (каглан пайк).
Сегодня народную одежду не носит народ вепсы, национальный костюм сохранился только у пожилых людей. Из традиционного по-прежнему используются головные платки, полусуконные кафтаны, шерстяные юбки и вязаные изделия.
Религия
Православие среди народа распространилось в 11-12 веках и является сегодня официальной религией народа. В течение долгого времени у вепсов сохранялись различные дохристианские верования, например, они верили в существование домового, у них были обереги в виде челюсти щуки. Когда болели, ходили к знахарям. Существовали в народе колдуны «нойды», которые лечили, обращались к духам, насылали порчу. Колдуны входили в рядовые общины, им приписывали сверхъестественные способности. С появлением церквей, монастырей, они постепенно исчезли, но остались знахари, ведуньи.
Народ считал, что вокруг них есть живая сила, с которой нужно жить в мире. Вепсы создали целую систему отношений к этой силе в виде примет, обрядов, заговоров, заклинаний. Живая сила в представлении народа делится на 3 группы:
- духи предков;
- духи природы;
- чужие злые духи.
У вепсов до сих пор существует сочетание двух мировоззрений: христианского и языческого. Самым главным из всех духов был хозяин леса. Вепсы верили, что он живет вместе со своей женой, иногда с детьми. Представляли его высоким мужчиной, одетым в запахнутый налево балахон, подпоясанный красным кушаком. Когда вепсы приходили в лес, сначала делали духу жертвоприношение. Они верили, что если этого не сделать, дух не только нашлет неудачу, но и заведет в чащобу, откуда не выбраться. На провинившихся дух насылал болезни, диких зверей, оставлял без добычи на охоте. Охотники бросали в первый куст, расположенный по левую руку, зерна овса, перья, мелкие, не медные монеты. Чтобы не рассердить духа, в лесу нельзя было ругаться, разорять муравейники, птичьи гнезда, рубить без необходимости кусты, деревья. Если ходили за грибами, ягодами, уходя из леса, всегда оставляли духу часть собранного на пне, у перекрестка дорог.
Еще верили в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев. Их всех тоже представляли в виде мужчин, у которых есть семьи. К воде относились как к живому существу, верили, что там живет дух воды. За неуважение он мог утопить, наслать болезни, не дать рыбы. Нельзя было мыть в воде сапоги, кидать туда предметы, мусор. Перед ловлей рыбы в воду опускали яйцо — жертвоприношение для духа.
Деревня Озера
Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством, которое вепсы приняли в XI веке. Предки вепсов верили в «хозяина леса», «лесного человека» ростом выше деревьев, у которого есть жена и дети. Запрещали ругаться, когда плывешь по глади озера или реки, чтобы не злить водяного. После заката не полоскали белье, «а то водяной выйдет из воды и будет кричать, чтобы его ужин не тревожили». В лесу, чтобы не рассердить медведя, нельзя ругаться, разорять птичьи гнезда, без нужды рубить деревья. Бытовали так называемые запреты: чтобы не уменьшились удои — не мыть дна горшка снаружи, вечером не продавать молока соседям.
Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством
Из современных поверий бытует такое, что якобы три листика ольхи в кармане отводят змей. А самое главное, в конце любого заговора сказать три раза «аминь», иначе заговор не подействует.
Вепсские леса и болота отмечены камнями, которым поклоняются по сей день. Рядом с деревней Немжа лежит Крест-камень. На нем и в самом деле природа оставила крестообразную отметину. Ходят слухи, что иногда на фотопленке камень не появлялся. К нему раньше ходили старухи, приносили жертвы: деньги и кто что может. В тех же местах находится Ступа-камень, по легенде, туда нечестный дух уронил свое белье и оставил вмятину в камне.
Бога вепсы зовут Юмал. Неподалеку от деревни Немжи есть озеро Белое. Туда с незапамятных времен ходят купаться на праздник Часовецкой иконы. В советское время — тайно, сейчас открыто.
На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем
В деревне Озера, на возвышенности, которую зовут Васильева гора, стоит часовня. Ее установили там недавно, обнаружив камень, на котором природа оставила отметину в виде буквы «Т». Решили, что таким образом зашифровано название Тихвинской иконы Богоматери, покровительницы деревни: по легенде, в достопамятные времена икона являлась над рекой Оять. На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем. Есть у вепсов и свой флаг. Зеленое поле обозначает леса, синий крест — воду и небо, желтый крест — богатство, власть, верховенство, а крестообразность означает родство со скандинавскими странами.
Яркие вышитые вепсские национальные костюмы в избытке увидишь лишь на празднике Древо жизни. Вывески в деревнях и селах на русском языке. Лишь в отдаленных поселениях говорят преимущественно по-вепсски и то — люди старшего поколения.
С кем ни поговоришь из вепсов, которые не заняты в культурной жизни, как, например, Вера Лодыгина или Ольга Спиркова, никто не переживает об утрате национальной идентичности. Книг на вепсском языке мало, газета одна. Традиционные занятие вепсов: рыболовство и собирательство не тягаются с современным способом производства. От того молодежь и расселяется по городам.
Путин тоже вепс?
Впрочем, это сегодня вепсы – небольшой народ. Когда-то же могучее племя контролировала почти весь северо-запад нынешней России, занимая территорию, которая была больше по размерам, чем иные европейские государства. Собственно, и сама история России тесно связана с вепсами – в древнейшей русской летописи, «Повести временных лет», сказано, что призвать варягов Рюрика решили 4 племени «чудь, словене, кривичи и весь». Именно потомками легендарной веси и называют себя вепсы. Средневековым арабам они были известны под названием «вису», остготский историк называл их «вас», и именно вепсские названия носят большинство рек и озер в этой части страны.
Однако легендарные времена остались в прошлом. Летописная «весь» с течением лет ассимилировалась. Часть веси вошла в состав родственных карельского и вепсского народов, часть – в состав русского народа. Несколько лет назад эстонский писатель Яак Прозес даже представил сенсационную книгу, которая называлась «Путин – вепс?» («Kas Putin on vepslane?»). В ней он высказал предположение, что род российского президента может идти как раз из Карелии или Ленинградской области, где и проживают потомки веси. К чести последних, те, проведя исследования в архивах, в том числе и в шелтозерском музее, твердых доказательств данной смелой гипотезы не нашли. Однако и не исключили эту вероятность полностью: на севере Руси славянские и финно-угорские народы действительно тесно переплелись, и этот процесс, начавшийся еще во времена призвания варягов, ускорился после принятия общего для всех племен христианства.
— Вепсы, конечно, активно ассимилировались. Общая религия, служба в армии, стремление сделать карьеру приводили к тому, что активная молодежь уходила в крупные города и вливалась в состав большого русского народа. Но некоторые национальные черты вепсы сохранили по сей день. Мы менее эмоциональные и более сдержанные в поведении, склонные к индивидуализму, — считает Мария Кошелева, молодая преподавательница вепсского языка в Петрозаводском госуниверситете.
Музей Шелтозеро Фото: Национальный музей Карелии
Занятия и быт
Как говорилось ранее, земледелие было основой хозяйства, хотя и скотоводство занимало весомое место. В середине 19 столетия началось масштабное развитие лесозаготовительного промысла. Сельхозпроизводство ориентировалось преимущественно на мясомолочное направление в животноводстве.
На территории, где проживали вепсы, не было промышленных производств, что стало причиной оттока большого количества трудоспособного населения в районы с ярко выраженной индустриально-производственной специализацией. Для поселений характерно свободное планирование. Расположение жилища определялось сложной рельефной местностью и контурами береговой линии.
Религия
Православие среди народа распространилось в 11-12 веках и является сегодня официальной религией народа. В течение долгого времени у вепсов сохранялись различные дохристианские верования, например, они верили в существование домового, у них были обереги в виде челюсти щуки. Когда болели, ходили к знахарям. Существовали в народе колдуны «нойды», которые лечили, обращались к духам, насылали порчу. Колдуны входили в рядовые общины, им приписывали сверхъестественные способности. С появлением церквей, монастырей, они постепенно исчезли, но остались знахари, ведуньи.
Народ считал, что вокруг них есть живая сила, с которой нужно жить в мире. Вепсы создали целую систему отношений к этой силе в виде примет, обрядов, заговоров, заклинаний. Живая сила в представлении народа делится на 3 группы:
- духи предков;
- духи природы;
- чужие злые духи.
У вепсов до сих пор существует сочетание двух мировоззрений: христианского и языческого. Самым главным из всех духов был хозяин леса. Вепсы верили, что он живет вместе со своей женой, иногда с детьми. Представляли его высоким мужчиной, одетым в запахнутый налево балахон, подпоясанный красным кушаком. Когда вепсы приходили в лес, сначала делали духу жертвоприношение. Они верили, что если этого не сделать, дух не только нашлет неудачу, но и заведет в чащобу, откуда не выбраться. На провинившихся дух насылал болезни, диких зверей, оставлял без добычи на охоте. Охотники бросали в первый куст, расположенный по левую руку, зерна овса, перья, мелкие, не медные монеты. Чтобы не рассердить духа, в лесу нельзя было ругаться, разорять муравейники, птичьи гнезда, рубить без необходимости кусты, деревья. Если ходили за грибами, ягодами, уходя из леса, всегда оставляли духу часть собранного на пне, у перекрестка дорог.
Еще верили в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев. Их всех тоже представляли в виде мужчин, у которых есть семьи. К воде относились как к живому существу, верили, что там живет дух воды. За неуважение он мог утопить, наслать болезни, не дать рыбы. Нельзя было мыть в воде сапоги, кидать туда предметы, мусор. Перед ловлей рыбы в воду опускали яйцо — жертвоприношение для духа.
Традиционное жилище
Изба обычно возводилась на высоком подклепе, где находился погреб согласно традиции народа. Вепсы для стен своих жилищ использовали бревна лиственничных пород. Главная особенность традиционной вепсской избы — Т-образная планировка. Под одной крышей размещались жилая часть и двухэтажный двор. Более обеспеченные вепсы (народ, интересные факты из жизни которого мало кому известны) строили дома с широкими, обрамленными ступенчатыми наличниками окнами, слегка вдавленными вглубь стены. Фасад здания непременно смотрел на дорогу, причем все соседние избы стояли ровно в ряд. Каждый самостоятельно придумывал украшение для своего жилища: у некоторых под коньком крыши располагался резной балкончик.
Внутреннее помещение двухсторонним шкафом-буфетом с чайной посудой и другими бытовыми предметами делилось на 2 части. На одной линии с так называемой перегородкой находилась русская печь — центр избы. Этот неотъемлемый атрибут карельского народа использовался не только для обогрева, но и для отдыха и сушки одежды. Вепсы свято верили, что под печью живет домовой (пертьижанд).
В каждой избе был святой угол, в верхней части которого ставились иконы, а в нижней хранились иголки с нитками и узелки с солью. Другие мелкие предметы, включая деревянную и глиняную посуду, помещали в шкаф-посудник. Согласно финской планировке стол занимал место у стены фасада. Освещалась традиционная изба вепсов керосиновой лампой. Обязательным атрибутом дома была деревянная детская люлька. Как правило, в женской половине недалеко от кровати размещались диван и сундук, в некоторых избах у окна устанавливался ткацкий станок.